Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих

ИОКК


Иркутский областной
колледж культуры

Иркутский областной колледж культуры - неофициальный сайт

НЕОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

Написать нам

что нам нужно?


 
  • Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • «    Май 2018    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    28293031 
    » » Реклама библиотек

    - Реклама библиотек

    Курсовая работа по специальности № 0517 по курсу «Библиотековедение»
    «Реклама библиотек»
    Исполнитель: Балданова А.Д.
    Руководитель: Биденко В..
    Допускается к защите ПЦК
    Иркутск, 2006 г.
    Содержание
    Введение 4
    1 . Основная часть 7
    1.1 Историческая справка 8
    1.2. Реклама не роскошь, а средство продвижения 10
    1. 3. Дизайн или «художественное конструирование» библиотеки 14
    2. Практическая часть 26
    Приложение 46
    Заключение 51
    Список использованной литературы 52
    Введение
    "Если хочешь фигурою стать,
    Не стесняйся себя восхвалять,
    Будоражь всех в округе,
    Чтоб тебя знали люди,
    А иначе свой шанс не поймать"
    (У.Ш.Гилберт)

    Реклама органично вошла в жизнь библиотеки и ее читателей. Сегодня она играет роль инструмента, с помощью которого читатель знает все или почти все об этом учреждении. Она отражает не только ее информационные ресурсы, но и возможности, технологии, создает более привлекательный об-раз учреждения и его сотрудников.
    Феномен библиотечной рекламы, как любой другой, еще недостаточно изучен специалистами, но уже можно сказать, что ее воздействие на читате-лей велико, она занимает особое место в библиотечно-информационной сре-де. Благодаря рекламе библиотека раскрывает свои возможности перед ши-рокой аудиторией, и не только у себя в Отечестве, но и за его пределами с помощью Интернета.
    В условиях смешанной экономики, когда от того, насколько востребо-ваны предлагаемые той или иной организацией услуги, во многом зависит стабильность ее материального положения, решить проблему действенной рекламы своей организации, поиска реальных и потенциальных потребите-лей услуг – значит найти свое место на рынке информации.
    В.В. Маяковский писал: «Ни одно, даже самое верное дело, не двигает-ся без рекламы…».
    Проблемы, связанные с рекламной деятельностью библиотек, недоста-точно освещены в специальной печати. Не хватает фундаментальных трудов по данной теме. Однако, в настоящее время этой проблемой плодотворно за-нимаются ведущие специалисты в области библиотечного маркетинга и рек-ламы у нас в стране: С.Г. Матлина, Е.М. Ястребова, В.К. Клюев, Г.Л. Цесар-ская, И.Б. Михнова и другие; за рубежом: Д. Огилви, Л. Бернетт, В. Либер-гер, Режан Савар, Г. Картер.
    У нас в стране библиотечно-библиографическая реклама находится на стадии становления. В российских библиотеках делаются попытки заняться вплотную рекламой библиотек, но больших рекламных кампаний еще не проводилось
    С проблемой рекламирования библиотек тесно связана и проблема ди-зайна. Освоение рекламных методов просто необходимо в наших учреждени-ях. Поскольку услуги профессионального дизайнера большинству библиотек пока малодоступны, библиотечные работники должны сами уделять большое внимание оформлению, связанному непосредственно с обслуживанием чита-телей: выставкам, тематическим полкам, информационным стендам, художе-ственному решению и воплощению, уделять внимание современной мебели.
    Наша жизнь в своем научно-техническом прогрессе шагнула далеко вперед – возможность общения виртуально, поиск и чтение книг через Ин-тернет, «библиотеки» на дисках – все это заставляет библиотеку тоже разви-ваться и использовать для этого современные средства.
    Тема "Библиотека: реклама и дизайн" содержит в себе комплекс про-блем: виды и жанры рекламы, формирование фирменного стиля, использова-ние средств массовой информации, библиотечный дизайн и т.д. Повседнев-ная жизнь часто ставит перед библиотекарем различные практические вопро-сы: как правильно составить объявление, написать информационное письмо, как оформить программу или приглашение, как сделать броскую афишу. Как, используя равные компьютерные возможности, сделать свою продукцию ин-дивидуальной, неповторимой? В связи с этим функции библиотекаря расши-ряются и усложняются.

    Цель работы:
    1. Определение значения библиотечной рекламы в практике работы;
    2. Изучение истории и перспектив развития рекламы в биб-лиотеке
    3. Выявление места библиотечного дизайна и обоснование его необходимости для современных библиотек;

    Задачи:
    1. Показать важность библиотечной рекламы и дизайна в практике.
    2. Определить области применения рекламы и дизайна в биб-лиотеке.
    Моя курсовая работа состоит из 2-х частей:
    Основная часть рассматривает вопросы рекламы и дизайна – историю зарождения рекламы, для чего она нужна, области применения рекламы и ди-зайна на практике в библиотечном деле.
    В практической части я провожу небольшое исследование по данной теме, привожу статистические данные и делаю выводы. Основные методы исследования - анкетирование, опрос и интервью.
    Базы исследования – библиотека ИОУК,
    Читательское назначение – тема будет интересна библиотекарям – практикам, руководителям отделов рекламы и маркетинга в библиотеках, студентам библиотечного отделения, теоретикам по библиотечному делу..








    1 . Основная часть

    1.1 Историческая справка
    Основной причиной возникновения рекламы явилось общественное раз-деление труда и его специализация. Зарождение рекламы связано с появле-нием товаров и услуг
    До изобретения печати (1450 г.) применялось не менее трех групп рек-ламных средств: торговые знаки (марки), которые уже были распространены уже у древних финикийцев, призывы глашатаев (герольдов), различные зна-ки (символы). Символом глашатаев был жезл. В период средневековья гла-шатаи объединялись в особые цеха и специализировались по группам това-ров. Знаки служили в качестве «немой справки», так же, как и различные надписи, вывески и щиты, установленные на улицах и площадях.
    Интересно проследить развитие рекламы с возникновением книгопеча-тания. В Западной Европе с изобретением печатного станка формируется ры-нок печатной продукции. Появилась необходимость в информации о печат-нике и издателе, книгах, имеющихся в продаже. Важную роль в рекламиро-вании изданий отводилась заголовкам, в которых, как правило, сжато пере-сказывалось содержание книги. Заголовки включали, по существу, аннота-цию к ней.
    Так, по почину книгопечатников, формируется новый жанр рекламы – каталог.
    Далее выделились специализированные рекламные издания, которые все больше дифференцировались по тематике.
    Итак, реклама развивалась, взрослела, утверждая себя как неотъемли-мую часть культуры. В процессе непрерывной дифференциации выделилась библиотечная реклама.
    Понятие «библиотечная реклама» отсутствует в словаре библиотечных тер-минов, почти не встречается в научных и методических публикациях. Между тем, в профессиональной литературе конца 20-х годов довольно широко ис-пользовался термин «реклама» применительно к библиотечному делу. Так, в известном пособии Л.Б. Хавкиной есть раздел «Реклама», в котором рас-смотрены ее средства, методы (печатные, рукописные оповещения, объявле-ния, световая реклама в общественных местах, по радио и в кино).
    В последующие годы в публикациях утвердились понятия «пропаганда библиотеки» и «наглядная агитация», заменившие термины «реклама» и «оформление библиотеки».
    Начиная с середины 80-х годов, в библиотечной печати вновь стали появляться статьи о рекламе.
    Реклама – оповещение различными способами для создания широкой известности кому(чему)-нибудь, привлечения потребителей, зрителей и т.д.
    Термины «пропаганда библиотеки» и «наглядная агитация» полностью вытеснили рекламу, соответственно изменился и характер деятельности.
    Сегодня, когда наше общество отказалось от принятых ранее понятий и представлений, новый смысл получила и реклама. Она стала необходимым атрибутом в деятельности многих культурных учреждений, отсюда проявил-ся интерес специалистов к рекламе как средству раскрыть перед читателями возможности библиотек, остановить отток пользователей.
    Таким образом, в настоящее время библиотека должна найти свое ме-сто в рыночных отношениях. Важнейшее место в этой ситуации отводится рекламе и дизайну, как ее неотъемлемой части. Современный и зарубежный опыт показывают, сколь значительны возможности рекламы во всех сферах деятельности общества.

    Вывод:
    Библиотечная реклама зародилась с появлением первых библиотек. Чем вы-ше развитие общества, тем активнее используется реклама. Можно утвер-ждать, что реклама стала неотъемлемой частью библиотечной деятельности, хотя разработкой библиотечной рекламы стали заниматься только в послед-ние годы.


    1.2. Реклама не роскошь, а средство продвижения
    Библиотека как институт полифункциональный, информационный, культурно-просветительный и т.д.— особо нуждается в овладении средства-ми создания своего современного, привлекательного образа. По существу, реклама — в широком значении — является инструментом, средством фор-мирования такого образа. При всей неоднозначности оценок роли этого со-циального явления (реклама — от лат. Reclamare — выкрикивать) в россий-ском обществе, признается его реальная позитивная социальная сила. Со-вершенно очевидно, что без знания законов и требований, предъявляемых к современной библиотечной рекламе, невозможна грамотная информационная и культурно-просветительная деятельность, невозможна самостоятельная ра-бота над собственным оригинальным стилем. Стратегия рекламной деятель-ности включается в общую концепцию развития библиотеки.
    Реклама – это, с одной стороны, способ доведения информации об ус-луге (товаре) до потенциальных потребителей, т.е. до массового читателя, с другой – средство стимулирования продаж (сбыта). Она является чрезвычай-но мощным средством воздействия. Но для того, чтобы цель рекламы была достигнута, необходима ее тщательная подготовка.
    Прежде чем приступить к разработке рекламной кампании, надо точно определить, какая роль ей отводится в общей маркетинговой стратегии биб-лиотеки.
    Библиотека, ориентирующаяся на рынок, как правило, попадает в си-туацию двух видов:
    У библиотеки нет услуг и товаров, на которые был бы явный спрос. Значит, ее задача – понять, в чем нуждается потребитель, и создать соответ-ствующие услуги и товары.
    У библиотеки есть некие товары и услуги. Тогда, если они пользуются спросом, необходимо изучить потребности клиента и, либо модернизировать услуги, либо заменить другими услугами, на которые выявлен платежеспо-собный спрос. Вопросы, которые предстоит решать в ходе рекламной кампа-нии, и ответы на них отражены в «Плане рекламной кампании библиотеки»

    План рекламной кампании – это краткий анализ достоинств и недос-татков прежней рекламы, руководство к действию, перечень лиц, ответствен-ных за мероприятия, официальный документ, определяющий суммы расхо-дов и сроки выплат.
    Кроме того, следует четко определить цель рекламной деятельности:

    Исходя из целей, ставятся различные задачи рекламной деятельности.
    Библиотека имеет определенный положительный опыт в создании бук-летов, афиш, пригласительных билетов, открыток, выставок, проведении ве-черов и т.д. И здесь необходимо еще одно направление деятельности – ди-зайн.
    В целом можно выделить четыре этапа в планировании любой эффек-тивной рекламной кампании:
    Постановка задачи
    Определение бюджета
    Создание рекламного обращения как такового
    Выбор средств распространения
    На первом этапе нужно иметь совершенно четкое представление о том, почему надо использовать рекламу и необходимо сформировать задачи. Одна из задач – определить главного потребителя рекламируемого товара или ус-луги. При этом следует помнить, что невозможно удовлетворить каждого од-ним и тем же товаром, отсюда – необходимость различных обращений для разных сегментов рынка – организаций, предприятий или целых регионов.
    Следующая задача – принятие решений о желаемом типе ответной ре-акции со стороны потребителей. Это включает изучение покупательского по-ведения. Ответная реакция – довольно сложное явление, но, вообще говоря, это состояние знания, осведомленности (процесс познания), состояние пред-почтения (эмоциональный процесс) и состояние совершения покупки (дейст-вие).
    Существует три стадии в процессе постановки задач рекламы:
    Определение целевого рынка
    Определение вида влияния (сообщить о существовании товара или подтолкнуть покупателей приобрести его)
    Количественная оценка
    После того, как задачи определены, следует разработать бюджет рек-ламной кампании. Здесь применяются различные методы, простейший из них основан на интуиции руководителя. В информационной среде обычно при-меняется метод исчисления «от наличных средств». Перед покупкой товара люди должны знать о существовании товара (познавательная стадия), затем должны быть расположены к покупке товара или их должно тянуть к нему (эмоциональная стадия)
    Специалисты едины в одном: невозможно одновременно преследовать все цели – пропагандировать товар, сделать так, чтобы он понравился поку-пателям и затем подтолкнуть к следующей стадии – стадии восприятия.
    Следующий этап – создание рекламного обращения как такового. Это творческий процесс, включающий три фазы: сначала, необходимо сформи-ровать идею обращения, затем его содержание и, наконец, форму.
    Четвертый и последний этап планирования рекламной кампании вклю-чает выбор средств рапространения, наиболее подходящих для обращения, с учетом, как целевой аудитории, так и ресурсов данной организации.
    При проведении рекламной кампании надо придерживаться нескольких правил, позволяющих при минимуме затрат добиваться максимального ре-зультата.
    Во-первых, начинать рекламную деятельность лучше с создания своего имиджа (благоприятного образа вашей библиотеки) и затем его постоянно поддерживать.
    Во-вторых, никогда не стоит предпринимать единичных рекламных ак-ций, надо проводить комплексные мероприятия. В повторяемости рекламы – залог ее успеха.
    Эффективность рекламы может быть достигнута, если придерживаться единого образа, развиваемого в разнообразных формах. В дальнейшем она приобретет эффект «снежного кома».
    Вывод:
    Необходимо обратить внимание на жесткую зависимость между тем, на кого рассчитано рекламное воздействие, какой цели при этом добивается рекла-модатель и на художественное и техническое исполнение рекламы.
    Реклама – это не роскошь, она неотделима от дизайна, недаром существует понятие «рекламный дизайн». Для того, чтобы проводить рекламную кампа-нию, необходимо четко ставить цели и задачи и составлять план деятельно-сти.
    1. 3. Дизайн или «художественное конструирование» библиотеки
    Слово дизайн в русском языке появилось относительно недавно. При-шло оно из итальянского языка и в переводе имеет множество значений. "Disegno" - это замысел, план, намерение, цель, чертеж, эскиз, набросок, ри-сунок, узор, модель, шаблон, лежащая в основе схема, композиция.
    Термин “дизайн” подразумевает ряд значений. В широком смысле это синоним творческой, преобразовательной деятельности. Функции дизайна многообразны: гносеологическая, эвристическая, коммуникативная и т.д. Его установки и методы проникли в разные виды деятельности.
    В связи с бурным развитием современных технологий, понятие дизайна приобрело новый, более широкий смысл и теперь обозначает не только ка-кой-то отдельный предмет, а является целым направлением, применимым ко всем областям современной деятельности человека. Человек, занимающийся дизайном (дизайнер) должен обладать знаниями во многих предметных об-ластях и умело применять их на практике, проецируя в творческом процессе создание образа. С уверенностью можно сказать, что дизайн – это современ-ное искусство художественного конструирования, разработка образцов ра-ционального построения предметной среды.
    В 1959 году в качестве международного обозначения слова и смысла "Дизайн" все же был принят термин "industrial design"- "индустриальный ди-зайн".
    Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством.
    Предпосылками дизайнерского искусства являются:
    прежде всего, естественное человеческое стремление к прекрасному, а также желание воплощения новых и все более совершенных образов;
    экономическая выгода, являющаяся огромным мотивом для развития дизайна.
    Новый этап его развития возник при переходе от ручного производства к машинному. Для того, чтобы пользоваться только что изобретенными изде-лиями, им нужно было придать определенную форму, которая привлекла бы своим видом покупателей, чем успешно и занимается современный дизайн. Сейчас не осталось практически ни одной области деятельности человека, которая не была бы подвержена влиянию дизайна. Существует:
    • дизайн интерьера;
    • дизайн одежды;
    • дизайн книги;
    • ландшафтный дизайн;
    • выставочный дизайн;
    • и многое другое.
    Почти все виды дизайна неразрывно связаны с библиотекой. Дизайн интерьера позволяет создать свой лаконичный, строгий и неповторимый об-раз «моей» любимой библиотеки, где можно найти нужную книгу или жур-нал, прочитать интересную книгу, познакомиться с научными статьями на интересующую тему.
    Дизайн одежды, может быть, как знать, со временем даст нам формен-ную одежду работников той или иной библиотеки.
    Дизайн книги интересует всех – читателя, библиотекаря, автора, изда-теля, художника.
    Ландшафтный дизайн – это озеленение наших читальных залов и хол-лов, больше полугода на наших улицах царит холод, а зеленые комнатные уголки не только украшают и радуют , но и дают уют и «домашность» или, наоборот «строгость» стилю.
    Выставочный дизайн знаком любому библиотекарю. Без выставок биб-лиотека не может существовать
    Дизайнерский подход к формообразованию с ориентацией на раско-ванность мышления, задействование нераскрытых возможностей традицион-ных средств и материалов способен принести хорошие результаты.
    Привлечение идей дизайна уместно в виду их актуальности. Мысли о проектности русской культуры, высказанные О. Генисаретским, К. Кантором и другими, когда проектность ценнее воплощенности и упор сделан на иде-альные моменты существования, развеществленный мир и богатство духов-ной жизни актуальны для библиотечной среды – средоточия и феномена культуры.
    Сфера применения дизайна в библиотеке чрезвычайно широка: оформ-ление рекламно-информационных плакатов, выставок и мероприятий, вы-пускаемой печатной продукции, компьютерная дизайн-графика.
    Особое значение для проектирования информационного аспекта среды имеет дизайн зрительных способов передачи информации. Глобальная со-временная тенденция – визуализация культуры обусловила активное исполь-зование выразительных возможностей цвета и света, необходимость разра-ботки “фирменного” визуального стиля, возросшие требования к оформле-нию выставок.
    В создании визуального образа важная роль принадлежит колористике. Библиотека должна быть решена в цвете. Неумение воспользоваться поли-хромией в организации пространства порождает неудовлетворенность цвето-вой атмосферой.
    Свет позволяет создать особую психологическую атмосферу зрелища. В библиотечной практике почти не используются театральные приемы осве-щения цветным лучом. Хотя достижение подобного эффекта возможно с по-мощью цветного фильтра и диапроектора.
    Перспективным направлением является использование идей и методов музейного дизайна. Показать публичность в сочетании с уникальностью, сделать акцент на самом интересном (выставить под стекло миниатюрное или монументальное, старое, редкое, экземпляры с дарственными и владель-ческими надписями), применить принципы “нового музея” (искусство кон-текста, эмоциональность), показать “лирическую сущность” библиотеки так-же представляется интересным.
    Восприятие среды субъективно, ее отражение в сознании носит эмо-циональную окраску, ценностное отношение. Еще один необходимый блок информации – информация об образе библиотеки. Дизайнерский подход к раскрытию образа предполагает знакомство читателя не только с историей и современностью библиотеки, не только с традиционной ее трактовкой, но и с постмодернистской, где книга и библиотека являются носителями совершен-но иных значений и смыслов. Дизайнерское нетривиальное мышление необ-ходимо и при создании библиотечной рекламы. Повысить ее качество, ин-формативность и эффективность можно, используя теоретические основания и опыт торговой рекламы. Оригинальность и разнообразие, отсутствие “штампов” и назидательности, необычная манера исполнения, продуманное соотношение информационной емкости и информационного объема, подбор высказываний и текстов, действительно заставляющих задуматься, многооб-разие приемов фиксации внимания (нарушение ритма рисунка, факты – в сравнении), праздничность – вот неотъемлемые составляющие рекламного языка.
    В русском языке есть пословица «Встречают по одежке, а провожают по уму». Сегодня она актуальна как никогда. При современном развитии об-щества если тебя встретят плохо, то ум показывать уже будет поздно. Поэто-му мы, как будущие библиотечные работники, приложить все усилия на соз-дание соответствующего имиджа библиотеки, чтобы установить тесные кон-такты с внешним миром.
    Вся рекламно-информационная атрибутика – показатель солидности библиотеки.
    Стратегические задачи следующие:
    1. Предстать перед окружающим миром и местными властя-ми, будущими заказчиками, партнерами, читателями) в качестве со-лидной организации
    2. Разработать единый фирменный стиль библиотеки – букле-ты, проспекты, паспорта, закладки, пригласительные билеты, конверты, визитки, логотип, сувенирная продукция.

    Каждому библиотекарю известны такие формы рекламирования ин-формации для читателей, как:
    • тематические выставки материалов в библиотеке;
    • специальные устные обзоры новинок в различных аудито-риях (учащиеся, студенты, и др.);
    • экскурсии, тематические вечера, беседы;
    • размещение анонсов новинок библиотечных поступлений в местной печати;
    • тематические списки материалов.
    Фонды ресурсного центра имеют особую социальную значимость и нуждаются в особом внимании с точки зрения информирования населения об их наличии в библиотеке. Поэтому целесообразно использовать такие мето-ды "агрессивной рекламы", как:
    • выступления с обзорами на местных радиостанциях и кана-лах,
    • специальные сюжеты об РЦ и фондах на местных ТВ - про-граммах, кабельных ТВ,
    • организация специальных мероприятий (тематических круглых столов, дискуссионных клубов, социально-правовых консуль-таций), для подготовки которых активно используются информацион-ные ресурсы нового фонда,
    • специальная рассылка информационных писем и буклетов РЦ в общественные, государственные организации, учебные заведения,
    • создание и распространение метаинформации (буклеты, ви-зитки, рекламные листовки и др.),
    • размещение в местных СМИ интервью с пользователями РЦ, волонтерами и руководителями общественных организаций (При-ложение №7, подборка примеров газетных публикаций).
    Огромное внимание следует уделять дизайну помещений, ведь театр начинается с вешалки:
    • Необходим единый стиль всех помещений (пусть это одинаковые цветочные горшки или картинные рамки, одно решение интерьера или один фасон штор, а может что-то еще).
    • В оформлении холлов и залов можно использовать элементы сцени-ческих декораций. Все они усиливают эффект от сценического дейст-вия, создают впечатление присутствия другого времени, другую ат-мосферу, обогащают и развивают художественное содержание спек-таклей.
    • Используется мобильное художественное оформление (набор конст-руктивных элементов, которые легко заменяют друг друга). С помо-щью несложного монтажа заголовок будет выглядеть по-новому. Можно легко менять сюжеты: оставлять основу, добавлять новые эф-фективные сценки. У такого оформления возможности безграничные.
    В библиотеках, обслуживающих малышей, необходимо создать мак-симально комфортные условия для читателей. Но здесь есть своя ха-рактерная особенность. Ключевым элементом дизайна могут стать поделки детей. Выдумка, фантазия, юмор – вот что имеет большое значение. Все материалы располагаются так, чтобы было удобно ма-леньким читателям: низкие полки, стеллажи, журнальные столики, чтобы можно было достать, потрогать, рассмотреть. Во многих дет-ских библиотеках дизайн строится на умелом сочетании профессио-нального оформления, выполненного библиотекарем, и творческих работ детей. Вид собственной поделки, находящейся в стенах биб-лиотеки, вызывает у ребенка чувство радости и восхищения. А де-монстрация результата творчества других детей полезна, потому что наверняка вызовет желание повторить ту или иную поделку дома или на уроке.
    • Возможны варианты интересной расстановки книг на стеллажах.
    • Многие библиотекари занимаются фитодизайном. Стены библиотек можно украсить композициями, в которых умело сочетаются засу-шенные растения, ветки, листья, злаки, цветы, павлиньи перья. Эти картины прекрасно имитируют живую природу.
    • Оформление живых уголков широколистными и экзотическими рас-тениями придадут неповторимую атмосферу уюта.
    Печатные материалы, передаваемые читателю, наиболее знакомы ра-ботнику библиотеки. Формы печатной рекламы следующие:
    Листовка – малоформатное, недорогое издание без «фальцовки» (сгиба).
    Проспект – многостраничное сброшурированное, хорошо иллюстрированное издание.
    Каталог – по форме проспект, но отличается по содержанию, в него входят только основные сведения о каждом типе, виде, образце предлагаемой про-дукции или услуге
    Буклет – сфальфицированное) (сфальцованное (один или несколько раз), многокрасочное, хорошо иллюстрированное издание.
    Бродсайт – листовой рекламный материал большого формата, складывается и рассылается по почте без конверта.
    Плакат – несфальцованное многокрасочное издание большого формата, по-священное кому-либо, товару или организации, несет рекламную функцию и украшает экспозиции, интерьеры.
    Для того, чтобы печатная реклама удалась, необходимо:
    • Найти организацию, которая разработает макет или отдельных испол-нителей и, если надо, типографию, где будут печататься издания.
    • Подготовить полную информацию о библиотеке.
    • Составить ориентированный список иллюстраций: рисунков, схем, фо-тографий (в ходе работы он будет уточняться).
    • Передать собранные данные текстовику, который разработает концеп-цию и сценарий издания, в который войдут примерные тексты (общее представление об общем содержании, постраничном объеме, предло-жение по структуре и композиции)
    • Представить сценарий и всю информацию художнику, который разра-батывает макет.

    Фирменные блокноты, календари, папки и прочее относятся в то же вре-мя и к «сувенирной рекламе». Рекламную информацию могут нести и чисто библиотечные аксессуары: читательские формуляры, разделители фонда от-крытого доступа, открытки задолжникам, закладки, дневники читательских отзывов, годовые отчеты о деятельности библиотек.
    Сувенирная реклама это ручки, значки, брелки, закладки, зажигалки, часы, кружки и т. п. с фирменным логотипом. Эта продукция необходима на кон-ференциях, выставках, симпозиумах, встречах, она несет рекламу в массы и очень долго «работает». Если вы хотите хорошо выглядеть, побеспокойтесь заранее о сувенирах. Основной массе можно дарить простенькие подарки, а значимым клиентам – директорам библиотек, социальным партнерам, пред-ставителям Комитета по культуре – более дорогие.
    Еще один вид рекламы, который очень популярен в библиотеке – это почто-вая реклама. Конверты с фирменной символикой, открытки-напоминания о сроке сдачи книги с логотипом библиотеки, приглашения на открытие вы-ставки, встречу с писателем или конференцию, листовки с рекламой библио-теки расскажут о вас очень многое и создадут неповторимый образ библио-теки. Библиотеку будут узнавать и радоваться встрече с ней уже заранее бла-годаря почтовой рекламе.
    Реклама по почте может иметь различные формы. Сюда входят письма, брошюры и даже почтовые открытки, написанные от руки. Текст может умещаться в одной строке или занимать десятки страниц. Почти любая фор-ма — от почтовой открытки до каталога на сотни страниц — открывает прак-тически безграничное количество творческих возможностей.
    • Письма являются наиболее распространенной формой почтовой рекламы. Они могут быть отпечатаны на машинке, набраны ти-пографским способом или с помощью компьютера. Письма часто направляются вместе с брошюрами, прейскурантами, бланками заказов и конвертами.
    • Открытки обычно используются для объявления о распродажах и скидках, чтобы увеличить приток покупателей.
    • Некоторые руководители используют двойные открытки, что по-зволяет им направлять потребителю как рекламную информа-цию, так и карточку для ответа. Адресат, желающий купить рек-ламируемый товар, просто отрывает перфорированную карточку и отправляет ее рекламодателю.
    • Рекламные листки — это страницы стандартного формата с тек-стом на одной или обеих сторонах, сложенные, как минимум, в два раза. Обычно они приходят вместе с письмом и содержат бо-лее подробную информацию о рекламируемом товаре.
    • Проспекты имеют более крупный формат по сравнению с рек-ламными листками и изготавливаются из гораздо более толстой бумаги. Они хорошо передают форму и вид рекламируемого то-вара. Обычно они выпускаются с большим количеством фото-графий или цветных иллюстрации. Проспекты обычно сопровож-дают письмо с рекламой дорогостоящего товара, а зачастую они приходят рассылаются в сложенном виде и без конверта.
    • Плакаты — иногда используются в качестве настенных реклам-ных средств в универмагах, хотя в сложенном виде могут помес-титься в мешок с почтой.
    • Перепечатки — образцы почтовой рекламы, повсеместно направ-ляемой рекламными отделами различных фирм, представляющие собой копии публикаций об этих фирмах, описывающих эти ор-ганизации в самом выгодном свете.
    • Заполненные бланки заказа — тип рекламы, прилагаемой к еже-месячным выпискам с лицевых счетов клиентов. Они рассылают-ся универмагами, банками, крупными библиотеками и нефтяны-ми компаниями. Самые разнообразные товары продаются таким образом.
    Как театр начинается с вешалки, так и встреча с библиотекой может со-стояться задолго до того, как читатель переступит порог. В этом поможет на-ружная реклама:
    • Уличная реклама – планшеты, щиты, растяжки, транспоранты в раз-личном пространственном расположении.
    • Световые рекламы – «бегущая строка», неподвижное изображение, движущиеся изображения
    • Вывески.
    • Баннеры – прямоугольные или треугольные планшеты из ткани, бума-ги, пластика с рекламным текстом.
    • Крыша – надписи, буквы, логотипы, установленные на крыше привле-кают внимание.
    • Козырьки и маркизы – расположенные над крыльцом или окнами ко-зырьки или маркизы с логотипом библиотеки или ее названием не только спрячут от дождя или позволят стряхнуть капли с зонтика, но и создадут атмосферу солидного учреждения, а также послужат «зазыва-лой» в библиотеку.
    К наружной рекламе относится реклама на транспорте. Стенки автобу-сов, трамваев, троллейбусов украшают логотипы или приглашающие надпи-си. Транспорт ездит по всему городу и ваша реклама заглянет в самые отда-ленные уголки и донесет вашу информацию до всех.
    Если появилась реклама на транспорте, то не обошли стороной и оста-новки. На стенах остановок, под табличками с указанием видов транспорта размещают плакаты или небольшие указатели с рекламной продукцией.
    В законе «о рекламе» сказано, что наружная реклама может осуществ-ляться в виде плакатов, стендов, световых табло и т. д., но она не должна иметь сходство с дорожными знаками и указателями.
    Реклама на экране стала постоянной принадлежностью современной жизни – это кино- и видеофильмы, видеоклипы и видеоролики.
    Сегодня закон «О рекламе» предусматривает ряд положений об исполь-зовании рекламы на телевидении, оговаривается время и частота повторов того или иного рекламного ролика в течение одного вида телепередач: офи-циальных, информационных, развлекательных программ, демонстрации ки-нофильмов.
    Очень популярна реклама на радио в виде музыкальных роликов или просто прочтении необходимой краткой информации. Если знакомый голос любимого артиста расскажет вам о библиотеке – это сработает точно так же как и реклама по телевизору.
    Достаточно распространенной, не требующей больших финансовых за-трат, формой привлечения в библиотеку клиентов, ее рекламой становятся клубы по интересам.
    Интерьерная реклама – еще один способ размещения сведений о себе. Допустим, в книжном магазине над кассой располагается логотип вашей библиотеки или лежат закладки с вашей символикой. Это привлекает поку-пателя, он видит, что вы заботитесь о его интересах и обязательно заглянет в библиотеку, вместо того, чтобы покупать книжку.
    Для того, чтобы реклама хорошо действовала необходимо разработать фирменный стиль – цвет, шрифт, написание, логотип. Тогда, по прошествии какого-то времени, библиотеку начнут узнавать в лицо сразу же.
    Ст. 27 Закона "О рекламе" устанавливает, что лица, виновные в наруше-нии законодательства о рекламе, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, и уголовную ответственность в соответствии с законом.
    Вывод:
    Для того, чтобы добиться той или иной цели, предполагающей установ-ления контактов с окружающим миром, библиотеке нужен соответствующий имидж. Основу имиджа составляют реальные дела библиотеки и умение ру-ководителей показать выгоду, которую получат от контакта с ней потенци-альные партнеры, инвесторы, спонсоры и просто читатели.
    Для поднятия престижа библиотеки в глазах общественности необходи-мо не забывать о том, что общественное мнение носит постоянный характер. Поэтому библиотекам необходимо постоянно совершенствовать свой образ, гарантируя своим настоящим и будущим читателям качество предлагаемых услуг и профессионализм работников.
    2. Практическая часть
    На протяжении всего своего существования человечество нуждалось в различного рода информации. Особенно насущной стала эта потребность в XX веке, названном веком информации и информационных технологий. Темпы роста объема информации и ее обновления увеличиваются с каждым днем. Это требует оформления и совершенствования институтов, предостав-ляющих информацию. Одними из таких традиционных институтов являются библиотеки. Для повышения эффективности своей деятельности библиотеки ориентируются, в первую очередь, на нужды потребителей информации. Для обеспечения обратной связи с потребителем информации я провела социоло-гическое исследование в Хоготовской сельской библиотеке, библиотеках-филиалах №16 и № 21 ЦБС г. Иркутска.
    Целью данного исследования являлось выяснение вопроса «Как влияет реклама и дизайн» на читателей библиотек
    Объектом исследования стали посетители Хоготовской сельской биб-лиотеки, библиотек-филиалов №16 и № 21 ЦБС г. Иркутска. Естественно, та-кой выбор сужает круг потребителей информации, поскольку автоматически исключается часть населения, не пользующаяся библиотеками как источни-ками информации. Однако, исходя из средств массовой информации, читате-лями библиотеки является приблизительно каждый седьмой житель города или села. Поэтому можно считать, что данный сдвиг не влияет на результаты исследования по данному рынку.
    Основными задачами исследования были следующие:
    • установить, как реклама и дизайн влияют на получение инфор-мации,
    • необходимы ли реклама и дизайн книжной продукции и библио-тек сегодня жителям нашей области;
    • определить причины возможного недостатка информации;
    • выявить – из каких источников читатели узнают о предстоящих мероприятиях в библиотеке, книжных новинках или предостав-ляемых услугах посетителям,
    • отношение респондентов — читателей к введенным платным библиотечным услугам.
    • остается ли библиотека одним из важных культурных центров, чтобы предавать ей такое важное место в жизни общества и за-ниматься для этого рекламой и дизайном для привлечения чита-телей.
    Изучение проводилось методом анкетирования по систематической бесповоротной выборке среди студентов и читателей библиотеки с помощью анкетного опроса реальных людей и анализа документов. В процессе иссле-дования было опрошено 70 человек.
    Этапы исследования:
    1. Сбор теоретического материала и разработка методов исследования.
    2. Проведение исследования: распространение и сбор анкет.
    3. Обработка и анализ данных.
    4. Разработка практических рекомендаций и документальное оформление исследования.
    В результате изучения теоретической литературы были выдвинуты следующие гипотезы исследования:
    1. Реклама и дизайн играют огромную роль в привлечении читателей в библиотеку – «не во всех нарядах ты, душечка, хороша!»
    2. Современная библиотека в эстетическом плане не совсем удовлетворя-ет своих читателей – убогость залов, скудное оформление, нищета и за-стой.
    3. Библиотека представляется населению как достаточно консервативный институт общества, который нуждается в радикальных переменах.
    4. Современная библиотека не в состоянии в полной мере удовлетворить все информационные запросы пользователей из-за плохой рекламы и скудного рынка как платных, так и бесплатных услуг.
    5. «Библиотека будущего» видится населению как полностью автомати-зированное и компьютеризированное информационное учреждение, в котором могут быть удовлетворены информационные запросы населе-ния на самом высоком уровне, с современным интерьером, разработан-ным рекламным дизайном.
    С целью выяснить, устраивает ли посетителей внешний вид библиоте-ки (самое первое впечатление о библиотеке складывается по её внешнему облику) читателям и руководителям библиотек был задан вопрос «Нравится ли вам, как оформлено помещение библиотеки?» На этот вопрос читатели ответили следующим образом: 40 % - да, нравится; 10 % - нет, не нравится. Всем респондентам было предложено ответить на вопрос, чтобы им хотелось изменить в оформлении библиотеки. Даже среди читателей, которых устраи-вает оформление библиотеки, были предложения по улучшению дизайна: «Сделать евроремонт», «Изменить дизайн», «Добавить цветов», «Сделать библиотеку более красочной», «Больше столиков в читальном зале», «Сде-лать библиотеку светлее», «Сделать её более современной». Прозвучал даже такой радикальный ответ, как «Хочется изменить всё, начиная с обстановки и кончая стеллажами».
    Руководителям библиотек был задан следующий вопрос, касающийся внешнего облика библиотеки: «Нравится ли вам внешний вид библиотеки?»
    Работники библиотек ответили так: 60 % –мы все стараемся сделать для этого, 40% - не хватает средств, и ни один работник библиотеки не ска-зал, что не обращает на это внимания. –
    Итак, были получены следующие варианты ответов (см. диаграмму 2):

    Следует отметить, что ответ «Не обращал внимания» дали лишь те, кто посещает библиотеку очень редко. При ответе на вопрос об условиях, при которых люди чаще посещали бы библиотеку представители различных групп населения (6 %) ответили, что записались бы в библиотеку, если бы там был сделан современный ремонт. В целом можно отметить, что внешний вид библиотеки и её оформление имеют большое значение для посетителей и на сегодняшний день не устраивают их. На первом месте ответ «Если бы хватало свободного времени» (36 %). Такой ответ вполне закономерен: чтобы обеспечить себя и свою семью людям приходится больше работать, да дли-тельность рабочего дня в наше время не контролируется государством. На втором месте ответ «Если бы я была уверен(а), что найду в библиотеке всю необходимую информацию» (24 %). Примечательно, что среди не посещаю-щих библиотеку, так ответили 19 чел. (90 %). То есть у них уже заранее сформировано мнение о том, что в библиотеке вряд ли можно найти интере-сующую их информацию. Многие (10 %) ответили, что записались, если бы библиотека находилась рядом с домом и если бы запись была бесплатной (4 %) (большая часть из ответивших – пенсионеры). Исходя из вышеизложенно-го, можно сделать вывод о том, что люди не записываются в библиотеку как по объективным причинам (недостаток свободного времени, отсутствие фи-нансовых средств, удалённость библиотеки от дома), так и по причинам, ко-торые библиотеке вполне по силам устранить. Библиотеке необходимо го-раздо более интенсивно вести рекламную кампанию по пропаганде своих фондов, чтобы люди были проинформированы об имеющихся в наличии из-даниях и улучшить внешний вид библиотеки.
    Следующий вопрос анкеты для читателей должен был выяснить, ком-фортно ли пользователь чувствует себя в библиотеке. Читателям нужно было выбрать из предложенных суждений те, которые совпадают с их личным мнением. В ответах респонденты разделились на 2 группы: те, кому нравится посещать библиотеку и те, кому по тем или иным причинам не нравится по-сещать библиотеку. Многие из читателей (15) чувствуют себя в библиотеке свободно и любят здесь бывать (у этих читателей достаточно большой чита-тельский стаж: от 3 до 30 лет; многие из них указали свой читательский стаж «со школы»); 14 чел. нравится, как в библиотеке относятся к читателям; часть читателей ходят в библиотеку с удовольствием (8). По необходимости приходят 6 чел., обстановка в библиотеке кажется слишком официальной 6 чел. «Приходили бы сюда с удовольствием и чаще, но здесь нет многих ма-териалов, необходимых для работы, учёбы» - 8 чел. 10 чел. отметили, что им хотелось бы большей самостоятельности (самому подбирать в открытом дос-тупе всё необходимое, брать материалы с выставки). Троим кажется, что в библиотеке неуютно. В целом можно сказать, что читателям достаточно комфортно в библиотеке, положительные характеристики преобладают, но, как и в ответах на этот вопрос, прослеживается потребность читателей в бо-лее уютном помещении и менее официальной обстановке.
    Чтобы выяснить, какова роль библиотеки в обществе, представителям различных групп населения было предложено ответить на вопрос «Как вы думаете, по какой причине люди посещают библиотеку?» Результаты пред-ставлены в нижеследующей диаграмме:

    Как видно из диаграммы, для большинства населения библиотека – это прежде всего информационный центр (услуги Интернет - это тоже получе-ние информации). На второй позиции ответ "для общения" и "для развлече-ния", следовательно, библиотека необходима пользователям и как центр об-щения и досуга.
    Следующий блок вопросов обеих анкет ставил целью, выяснить, на-сколько библиотека удовлетворяет информационные потребности населения, насколько качественны её услуги. Читателям было предложено оценить ус-ловия работы и качество услуг. В ответах преобладает оценка «удовлетвори-тельно» (см. диаграмму 4.). Чтобы раскрыть причины читательской неудов-летворённости, в следующих вопросах респондентам было предложено отве-тить, насколько полно библиотека удовлетворяет вашу потребность в ин-формации и удаётся ли найти в библиотеке нужную информацию.

    Большая часть опрошенных (21 чел.) ответила, что «обычно все необ-ходимые материалы получаю», 17 чел ответили, что иногда нет заказанных ими книг, 10 чел. часто не могут получить нужную информацию и для двух необходимой информации в библиотеке нет.

    Диаграмма № 5 показывает, что читателям чаще всего или иногда уда-ётся найти нужную информацию. Гораздо меньшему количеству пользовате-лей практически всегда удаётся найти необходимую информацию. Таким об-разом, чётко прослеживается причина, по которой опрашиваемые выставили оценку «удовлетворительно» деятельности библиотек: слабая удовлетворён-ность читательских запросов, которая выражается в отсутствии необходимых источников информации.
    Каково же качество выполняемых запросов? Насколько полную ин-формацию библиотеки могут предоставить пользователю? С целью это выяс-нить, респондентов попросили ответить, каких книг (или других источников информации) не хватает в фонде нашей библиотеки и что, кроме книг и пе-риодических изданий, вы бы хотели видеть в фонде нашей библиотеки? По мнению опрашиваемых, в библиотеке не хватает, в первую очередь, новой литературы по компьютерной технике (20 %), справочной литературы (18 %), публикаций последних лет (15 %), учебников по специальности (13 %), детективов, приключений, фантастики и другой «новой популярной художе-ственной литературы» (по выражению одного из респондентов) (10%). Как видно, в комплектовании библиотеки существуют огромные лакуны, воз-никшие в результате финансирования библиотек по печально известному «остаточному» принципу. Запросы пользователей не могут быть удовлетво-рены в полной мере, пока такие лакуны будут существовать в библиотечных фондах. Кроме того, обе группы опрошенных отметили, что помимо книг и периодических изданий они хотели бы видеть в фонде библиотеки видео-фильмы, CD-ROMы, DVD-ROMы, а также аппаратуру и помещение для их просмотра. Как известно, современные библиотеки только начинают ком-плектоваться новыми носителями информации, в основном это крупные го-родские библиотеки, а в небольших сельских библиотеках даже телефона нет. Следовательно, можно сделать следующий вывод: библиотеки не могут в полной мере обеспечить пользователя не только тематическим разнообра-зием документов, но и видовым его составом.
    В Федеральном законе «О библиотечном деле» библиотека задеклари-рована как «информационное и культурное учреждение». Мы попытались выяснить, насколько востребована библиотека как культурное учреждение. Отчасти опрашиваемые ответили на этот вопрос, когда указали причину по-сещения библиотек (ответ был «найти нужную информацию»; см. диаграм-му 3), то есть для населения библиотека – это прежде всего источник инфор-мации. В одном из вопросов анкеты мы попросили указать респондентов обеих групп, посещают ли они массовые мероприятия, проводимые библио-текой? Абсолютное большинство ответило «нет» (82 %), лишь 2 % ответили «да», из тех, кто посещают массовые мероприятия, большая часть попадает туда случайно, и очень немногие (5%) посетили бы мероприятие, если бы за-ранее узнали о нём. Из тех, кто посещает массовые мероприятия, отметили следующие недостатки массовой работы библиотек: скучно, мероприятия проводят не вполне квалифицированные работники, неинтересно. Как видно, пользователи очень мало заинтересованы в посещении массовых мероприя-тий, проводимых библиотекой. Причин здесь может быть несколько: либо библиотеки плохо рекламируют свою массовую работу, либо тематика меро-приятий не актуальна, и это уже предмет отдельного исследования. Мы же лишь констатируем факт.
    Насколько в СМИ освещена деятельность библиотек, из каких источ-ников общество получает информацию о библиотечной деятельности - этой теме был посвящён следующий блок вопросов в анкетах. Абсолютное боль-шинство респондентов, как видно из диаграммы № 6, убеждено, что деятель-ность библиотек в средствах массовой информации освещена недостаточно, и это действительно так. Большую часть информации о деятельности различ-ных библиотек

    можно узнать только из специализированных журналов, с которыми рядовой пользователь незнаком. Опрос также показал, что респонденты узнают о со-бытиях, происходящих в библиотеке, в основном из СМИ.
    Средства массовой информации занимают лидирующее положение среди всех остальных источников информации. Среди других источников часть анкетируемых указала Интернет (2 чел.), часть (5 чел.) указала, что во-обще не получает никакой информации о жизни библиотеки. К сожалению, вынуждены констатировать, что сама библиотека, судя по ответам, очень ма-ло информирует пользователей о своей деятельности. А ведь сейчас появи-лась возможность громко заявить о себе посредством создания собственного сайта в Интернете, но немногие библиотеки такой возможностью пользуют-ся, а если и делают свой сайт, то зачастую нерегулярно обновляют его. Даже наружную рекламу библиотеки встретишь нечасто. В результате для общест-ва библиотека остаётся закрытым институтом и в этом есть и доля её вины.


    Библиотека – далеко не единственный источник информации. В какой конкретно информации нуждаются респонденты, и если они не посещают библиотеку, то откуда получают необходимую информацию. Наиболее ин-тересна для опрошенных информация о книгах, имеющихся в библиотеке, так ответили 44 %, не меньше интересно анкетируемым узнать о новых по-ступлениях (32 %). В информации о самой библиотеке и её отделах нужда-ются 20 %, некоторые указали интересующие их темы, такие, например, как домоводство, живопись, лошади (2 %), информация о содержании книг необ-ходима также 2 % опрошенных. Как видно из ответов, библиотеке необходи-мо иметь хорошо организованные каталоги с дежурным консультантом, ко-торый бы помогал пользователям в поиске информации, и обязательно нуж-но организовывать выставки новых поступлений. Такие выставки могут быть и виртуальными (размещёнными на сайте библиотеки). Результаты опять по-казали, что библиотека должна как можно активнее вести рекламную дея-тельность по пропаганде своей работы и своих фондов.
    Средства массовой информации составляют большую конкуренцию библиотеке в наше время и данные опроса подтвердили это. Главным источ-ником информации для анкетируемых является информация из те-ле/радио/передачи или газеты, журнала. В общей сумме так ответили 86 оп-рошенных. Для тех, кто не посещает библиотеку, СМИ являются и наибо-лее важными источниками информации (91 %).

    Читатели филиалов ЦБС в основной своей массе студенты (из опро-шенных таких 41 %). Они приходят в библиотеку с учебной целью: подгото-виться к докладу, семинару, написать курсовую, контрольную или диплом. Поэтому для них библиотека, а также книги и журналы, как источники ин-формации пока стоят на первом месте.
    Для анкетируемых представителей различных групп населения СМИ стали практически единственным источником информации. Средства массо-вой информации более мобильны, они публикуют сиюминутную, текущую информацию, активно отражают изменения и события, происходящие в на-шем обществе сегодня, и поэтому они так востребованы. Всё большую роль в информировании населения приобретает Интернет. Им пользуется 15 чел. из опрошенных. Для многих информативным является общение со знакомыми, и лишь немногие указали в качестве источника информации буклеты и лис-товки, которые раздают на улице.
    Библиотека, как источник информации для общества, занимает одно из последних мест. А ведь в отличие от других информационных институтов общества библиотека обладает рядом преимуществ. Прежде всего, библиоте-ка аккумулирует в себе все носители информации, начиная от традиционных книг и заканчивая CD-ROMами и DVD-ROMами. В отличие от средств мас-совой информации, библиотека укомплектовывает свои фонды документами, в которых содержится как можно дольше не устаревающая информация, по-этому у библиотеки своя специфическая ниша. В то же время и периодиче-ские издания, как часть СМИ, составляют существенную долю в библиотеч-ных фондах. В последние годы активно открываются центры доступа в Ин-тернет. Как видим, библиотеке вполне по силам конкурировать со средства-ми массовой информации, и занять достойное место в информационном об-ществе.
    Отвечая на вопрос «Как вы думаете, соответствует ли нынешняя биб-лиотека современным требованиям?», респонденты обеих групп были едино-душны почти единодушны: 89 % ответили нет, не соответствует и 11 % - да, соответствует.
    Но, несмотря на то, что библиотека не соответствует современным тре-бованиям и не в состоянии полностью удовлетворить информационные за-просы пользователей, респонденты, как показал опрос, крайне негативно от-носятся к тому, что в городе закроют библиотеки.

    На диаграмме № 9 отражено отношение пользователей к закрытию библиотек. Более тёмным цветом обозначены данные, полученные при опро-се респондентов, не являющихся читателями библиотеки. Как у читателей, так и «не читателей» преобладает реакция «возмущусь». Среди «не читате-лей» гораздо больше ответов «равнодушно», чем у читателей. Респонденты, которые посещают библиотеку, достаточно тесно связаны с ней, поэтому их ответы более категоричны. Но в целом реакцию на предположение о том, что закроют библиотеки, можно назвать пассивной. Активной, из предоставлен-ных вариантов ответов, является позиция «выражу протест», которая предпо-лагает какие-то действия. Выразить протест готовы немногие читатели и ещё меньшее количество «не читателей».
    Последний блок вопросов касался будущего библиотек: какими видят респонденты библиотеки в будущем, должны ли библиотеки измениться и если должны, то как. Сначала респондентам было предложено ответить на вопрос, какими техническими средствами должна располагать современная библиотека. Практически все опрошенные (89 чел.) назвали компьютер, как неизбежный атрибут любой современной библиотеки.

    На применении ПК построены практически все новые информационные тех-нологии, применяемые в современных библиотеках, поэтому компьютер – неотъемлемая часть прогресса, и именно наличие в библиотеке компьютера, по мнению всех опрошенных, делает библиотеку современным учреждени-ем. При наличии компьютера в библиотеке должны иметься и прикладные устройства: принтер и сканер, как указали анкетированные, для работы с электронными документами. Следующий необходимый атрибут техническо-го оснащения библиотеки, по мнению читателей, – ксерокс. Его отметили 31 чел. Самые ценные документы не выдаются на дом и за неимением времени пользователи, как правило, стараются ксерокопировать необходимую ин-формацию, поэтому ксерокопирование такая популярная услуга в библиоте-ке. Необходим также в библиотеке и телефон. Среди других технических средств отметили видеомагнитофон, видеокамеру, телевизор, автомобиль.
    После того, как респонденты в ходе заполнения анкеты определились со своим отношением к современной библиотеке, мы попросили их ответить, во-первых, будут ли библиотеки в будущем (88 % ответили да; 8 % - нет; 4 % - не, знаю), во-вторых, какой библиотека будет в будущем. Создавая свой образ библиотеки будущего, респонденты наделили её теми чертами, кото-рых им не хватает в современной библиотеке.
    Интерьер библиотеки
    Светлая, чистая, просторная, красивая
    В библиотеке будет светло, уютно, тихо, интересно
    Современный дизайн здания
    Евроремонт
    Много цветов
    Обеспеченность библиотеки информацией
    Много информации
    Прекрасный фонд
    Много книг
    Наличие новой литературы
    Библиотека – центр культуры и досуга
    Можно придти всей семьёй
    Центр досуга и общения
    Библиотека должна быть информационно-досуговым центром
    Библиотека должна стать «домом», где можно отдохнуть
    Центр духовного общения
    Дом для души
    Библиотечные услуги
    Книги можно будет заказать домой
    Свободный доступ к книгам
    Услуги будут бесплатными
    Новые технологии
    Всё должно быть автоматизировано
    Библиотека будет компьютеризированная
    Библиотека будет виртуальной
    Для каждого читателя должен быть ПК
    С новейшими технологиями
    Хорошо оборудована
    Библиотека будет электронной
    Автоматизированная
    Прогрессивная
    Будет много книг на электронных носителях
    Библиотечное обслуживание
    Легко можно будет найти нужную информацию
    Библиотека будет удобной для читателя
    Не будет отказа на запрос
    Отношение персонала библиотеки к пользователям
    Свободный вход без всякой регистрации
    Библиотека будет без библиотекарей
    Библиотекари должны быть вежливыми и внимательными
    В библиотеке будет доброе отношение к читателям


    Типичные ответы респондентов представлены в таблице. Итак, биб-лиотека будущего представляется респондентам большим светлым зданием с современным дизайном, полностью автоматизированная и компьютеризи-рованная, со свободным доступом к фондам, выполняющая не только все информационные запросы пользователей, но и духовные. Такие библиотеки, как показывает зарубежный опыт, уже существуют. Однако в создаваемом респондентами образе будущей библиотеки есть и российская специфика: дом для души, библиотека-центр духовного общения – такой обычно была библиотека в России и такой хочет её видеть российское общество. В буду-щем, как предполагают анкетируемые, возможна и виртуальная библиотека без библиотекарей, а если библиотекари и останутся, то пользователи хотели бы от них доброжелательного отношения и помощи в поиске информации.

    В качестве обобщающего вывода можно сказать, что судя по современ-ная библиотека в оценках и представлениях различных групп населения вы-глядит далеко не лучшим образом. Россия все активнее включается в миро-вое информационное сообщество, в связи с этим жизненно важное значение практически для всех слоев населения приобретает доступ к информации и умение работать с ней. А наиболее доступной для любого человека, как сви-детельствует мировая практика, является информация, предоставляемая пуб-личными библиотеками. Таким образом, в период становления информаци-онного общества роль публичной библиотеки исключительно велика. Биб-лиотеки должны способствовать реализации прав граждан на доступ к ин-формации (независимо от ее типа, места и времени) и знанию. Как показало исследование, общество хорошо понимает значимость библиотек. Однако, в силу многих причин (в основном из-за недостаточного финансирования) библиотека не в состоянии в полной мере реализовать свою главную миссию: удовлетворить информационные потребности пользователей, что негативно сказывается на её имидже.
    Главные качественные изменения в работе библиотеки сегодня опреде-ляются обилием совершенно новых источников информации, внедрением высоких технологий, микроэлектроники, телекоммуникаций, свободой выбо-ра форм и методов работы – с одной стороны, но с другой – сложностями комплектования, скудостью, а часто – просто отсутствием материальных средств, что определяет возможности библиотек. Внедрение автоматизации в библиотеку не просто веяние времени. Это основное условие повышения производительности и качества труда библиотечных работников, единствен-ная эффективная возможность оперативно обеспечивать пользователя необ-ходимыми ему данными на различных носителях информации.
    В результате проведённого исследования, выдвинутые нами гипотезы ис-следования, подтвердились.

    Для повышения роли библиотеки в социально-культурной жизни общества были разработаны следующие рекомендации:
    1. Библиотечная среда должна стать более комфортной для челове-ка. Более комфортным, радующим глаз должен стать интерьер, более удобным и оперативным - поиск информации. Технологичность биб-лиотечной среды формирует представление о библиотеке как совре-менном социальном институте. Комфортность, технологичность и со-временность библиотечной среды делают библиотеку более привлека-тельной.
    2. Активнее должна применяться библиотечная реклама, ведь она выполняет ориентирующую роль в обеспечении доступности для чита-телей библиотеки, ее услуг, в привлечении потенциальных пользовате-лей. Она создает положительный имидж для библиотеки на основе рас-крытия особенностей ее услуг, показа престижа данной библиотеки.
    3. Поскольку у разных категорий пользователей различен уровень знаний о библиотеке, ее возможностях, неодинаковы потребности в этих знаниях, в соответствии с этим для каждой группы читателей должна разрабатываться, помимо общей, своя реклама, учитывающая их интересы, систему ценностей, уровень образования, а также особен-ности предлагаемых услуг.
    4. Библиотека должна стать в зоне своего обслуживания не только информационным центром, но и центром культуры, образования, досу-га и саморазвития для всех ее читателей, посетителей и гостей. Для этого нужно разработать конкретный план мероприятий по совершен-ствованию организации обслуживания читателей и созданию комфорт-ной среды в библиотеке.
    5. Библиотека должна быстро реагировать на изменения читатель-ских потребностей, создавать новые структурные подразделения (ме-диатеки, Интернет-центры, Центры правовой информации и др.), рас-ширить систему фондов открытого доступа.
    6. Библиотека должна быть восприимчива к новым информацион-ным технологиям, основанным на использовании электронных ресур-сов и телекоммуникационного доступа к ним. Библиотечную деятель-ность необходимо максимально автоматизировать, для этого нужно внедрить автоматизированные библиотечно-информационные системы (ИРБИС, МАРК или др.), создать локальную вычислительную сеть, иметь выход в Интернет. Автоматизация библиотеки улучшит качест-во библиотечно-информационных услуг, повысит сервис и оператив-ность обслуживания пользователей.
    7. Библиотека должна обеспечить пользователю максимум бес-платных библиотечных услуг, платные услуги должны быть лишь до-полнением к бесплатному библиотечному обслуживанию.
    Приложение
    Анкета
    Уважаемый читатель!
    Ответь сегодня на наши вопросы и завтра тебе будет еще лучше в стенах на-шей библиотеки!

    1. Нравится ли вам, как оформлено помещение библиотеки?
    _________________________________________________
    2. Что вам хотелось бы изменить в оформлении библиотеки?
    _____________________________________________________
    3. При каких условиях вы бы записались в библиотеку?
    _______________________________________________________
    4. Насколько библиотека удовлетворяет информационные потребности населения? Поставьте оценку.
    ________________________________________________________
    5. Всегда ли удается найти в библиотеке нужную информацию?
    _________________________________________________________
    6. Оцените качество услуг, которые оказывает библиотека дополнитель-но?
    _________________________________________________________
    7. Каких книг, или других источников информации не хватает в фонде библиотеки?
    __________________________________________________________
    8. Что, кроме книг и периодических изданий вы бы хотели увидеть в фонде библиотеки?
    __________________________________________________________
    9. Посещаете ли вы массовые мероприятия, проводимые в библиотеке, какова их оценка?
    ___________________________________________________________
    10. Хорошо ли в СМИ освещается деятельность библиотек?
    ____________________________________________________________
    11. Из каких источников вы получаете информацию о библиотечной дея-тельности?
    _____________________________________________________________
    12. Как вы думаете, соответствуют ли нынешние библиотеки современным требованиям, почему?
    _____________________________________________________________
    13. Ваше отношение к тому, что библиотеки закроются
    _____________________________________________________________
    Мы очень вам благодарны за ответы
    и постараемся сделать все возможное для вашего комфорта!

    Анкета
    Уважаемые работники библиотеки!
    Ответив сегодня на наши вопросы, завтра вам будет еще лучше в стенах на-шей библиотеки!

    1. Нравится ли вам, как оформлено помещение библиотеки?
    _________________________________________________
    2. Что вам хотелось бы изменить в оформлении библиотеки?
    _____________________________________________________
    3. Нравится ли вам внешний вид библиотеки?
    _______________________________________________________
    4. Насколько библиотека удовлетворяет информационные потребности населения? Поставьте оценку.
    ________________________________________________________
    5. Всегда ли удается читателю найти в библиотеке нужную информацию?
    _________________________________________________________
    6. Оцените качество услуг, которые оказывает библиотека дополнитель-но?
    _________________________________________________________
    7. Каких книг, или других источников информации не хватает в фонде библио

    Добавил: studic 18 декабря 2008 Просмотры: 24 745 Вернуться назад