Иркутский областной колледж культуры
   
 
  В помощь студенту : Детский игровой фольклор - как средство развития и воспитания личности  
 
   
 
 
   
 

Курсовая работа на тему «Детский игровой фольклор- как средство развития и воспитания личности».
Выполнила: студентка 3 ХТ. Дедяева О.Д.
Руководитель: Сухарева М.Г.
Иркутск,2006 год.
План.

Глава I
1. Личность ребенка как объект и субъект воспитания.
2. Ключевая проблема педагогической науки- развитие личности.
3. Эстетическое воспитание.

Глава II
Детский игровой фольклор как средство воспитания и развития личности.
1. Специфика и изучение детского фольклор.
2. Классификация детского фольклора.
3. Заключение.

Глава III
Приложение.

Личность, как объект и субъект воспитания
Попадая в общество, человек общается с другими людьми. В процессе общения он получает какую-то информацию, что-то узнает, усваивает нормы и правила поведения, усваивает обычаи, традиции, ритуалы, социальный опыт. Человек становится социальным существом – личностью. Личность – это уже не продукт природы, а продукт общества. Человек не рождается личностью, а становится ею.

Цель воспитания – способствовать разностороннему развитию личности, т.е. создать условия для самореализации личности в обществе.
Цель воспитания конкретизирована в задачах воспитания:
• способствовать развитию личности, ее талантов, умственных способностей и физических сил в полном объеме;
• воспитывать уважение к правам человека и его свободе;
• воспитывать уважение к родителям, культурной самобытности, языку, ценностям страны, в которой проживает;
• подготовить к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания мира, терпимости, дружбы и взаимопонимания между народами;
• воспитывать уважения к окружающей природе.

Поскольку воспитание, культура общества тесно связано меж собой, важно показать роль культуры общества в процессе воспитания, развития личности.
Культура составляет суть самого общества м тот факт, что воспитание само по себе различно в разные эпохи, как раз ярко свидетельствует о его связи с разнообразными уровнями культуры и общества. Культура общества – это важнейшее условие совершенствования и развития личности. Она должна быть настолько многообразной, богатой, интересной и многогранной, чтобы каждый человек мог проявить себя в одном из ее направлений. Культура общества должна удовлетворять духовные запросы личности. Вот почему культурные традиции, преемственность поколений, мастеров культуры, преемственность промыслов, ремесел, фольклора – это важнейшие условия развития культуры личности и воспитания.
В процессе воспитания происходит целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организаторских) для усвоения новым поколениям общественной истории опыта. Происходит процесс социализации личности, адаптация его к конкретной социокультурной среде, но вместе с тем идет дальнейшее совершенствование исторического общества, культуры общества, так как ребенок не только усваивает одно из многочисленных направлений культуры, но и совершенствует его. Ключевая проблема педагогической науки — развитие личности. В процессе своей жизни ребенок социализируется благодаря влиянию на него социальных групп, с которыми он общается и развивается. Человек становится продуктом общественной жизни, социальных отношений. Основная функция личности в процессе воспитания — творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. В этом случае и происходят качественные процессы преобразования человека. В силу своей природной активности личность сохраняет и развивает тенденцию к автономии, независимости, свободе, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности. Как следствие этой тенденции происходит адаптация человека к существующей социальной системе, развитие и преобразование ее и самого общества.
Вот и сегодня, когда идет процесс переустройства общества, мы говорим о воспитании, педагогике в условиях общественных перемен. Будущее любого общества зависит от уровня образованности подрастающего поколения. В Древнем Риме сам император назначал учителя в государстве. Еще Гельвеций, французский просветитель, писал о том, что воспитание всемогуще. Так уж исторически сложилось, что наука педагогика связана со школой, и сегодня ее состояние оценивают положением дел в школе. Острые неурядицы нашего общества болезненно отражаются на ситуации в школе: продолжает падать интерес к учению, особенно осложняется работа с подростками и старшеклассниками, резко падает качество успеваемости, отсутствуют идеалы в воспитании. В то же время продолжается рост детской преступности, аморальных поступков, наркомании, огульное очернение всего прошлого в истории нашей страны, расслоение среди детей и другие отрицательные явления, которые осложняют процесс воспитания, характеризуют очевидный его кризис.
Эти недостатки школы, промахи в воспитании и работе школ многие считают следствием отставания науки педагогики, ее консерватизма, оторванности от учебно-воспитательной практики. Вместе с тем в педагогических исследованиях разрешены многие проблемы, однако они до сих пор не востребованы учителями школ. Статистика сегодня утверждает, что «каждый второй педагог не изучает методическую литературу по предмету, 70% не интересуются вопросами психологии и педагогики и только 1% учителей занимается исследовательской работой, разработкой авторских программ, курсов и методик» («Учительская газета», 1995). Творческие находки учителей, их опыт не встречают широкого распространения в школьной практике. Наука педагогика не может нейтрализовать негативные общественные явления.
Общество сегодня решает вопрос политического и экономического устройства. Каково же место школы в сегодняшнем обществе? Школа должна быть нацелена на будущее общества. От того, какова школа, как она работает, какую главную цель осуществляет, — во многом зависит будущее общества. Вот поэтому наука педагогика должна разрешить основные вопросы;
• помочь школе сформировать личность рачительного хозяина, хозяина бережливого, расчетливого, предприимчивого;
• школа должна заняться воспитанием субъекта рыночной экономики, восстановить психологию рыночной среды, свободного предпринимательства, собственника. Наша молодежь должна приучиться за все платить, преодолеть безделье, понять, что доступность вещей пропорциональна труду, уму, предприимчивости;
• осуществлять экономическое просвещение школьников, которое должно сочетаться с производительным трудом;
• воссоздать национальный характер культуры; образованность должна носить многонациональный характер;
наука педагогика должна разработать содержание общего среднего образования на основе базовых знаний
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
Специфика эстетического воспитания состоит в том, что оно включает в сферу педагогического воздействия прежде всего чувства ребенка, обогащает их, способствует выработке эмо¬циональной отзывчивости. В ходе эстетического воспитания расширяется кругозор детей, активизируются познавательные процессы, воспитывается внимание, развивается эстетическое восприятие, отношение и оценка, образное мышление, творческое воображение. По мнению Б.Т. Лихачева, организация положительной эмоциональной обстановки (красочное оформление, радостная атмосфера детских праздников и развлечений) создает благоприятный климат, способствует развитию эмоционально-волевой сферы детей, вызывает у них чувство удовольствия и побуждает к общению с прекрасным, формируя культурные интересы и потребности.
В процессе эстетического воспитания решаются прямые и косвенные задачи. К прямым можно отнести развитие у каждого ребенка способности восприятия эстетических явлений в действительности и искусстве, формирование художественного вкуса, воспитание эстетического отношения к произведениям искусства и к объектам, действительности и их эстетической оценки. Ребенок должен научиться видеть прекрасное и безобразное, комическое и трагическое, понимать, чувствовать и в той или иной форме выражать свое отношение к этим явлениям./
В неразрывной связи с прямыми задачами решаются и косвенные. Они реализуются в процессе решения задач умственного, трудового, нравственного и физического воспитания, поэтому так важно внимание педагога к произведениям искусства, отражающим представлениям народа о красоте и доброте и передающим эти представления из поколения в поколение.
Характеризуя задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста, авторы учебного пособия для вузов делят их на четыре группы, каждая из которых имеет определенную направленность.
К первой группе относятся задачи развития эстетической восприимчивости, запаса эстетических образцов, формирования эстетических эмоций, чувств, отношений, интересов.
Во вторую группу выделяются задачи, включающие формирование «элементов эстетического сознания детей (объем представлений и знаний, эстетические суждения и оценки)».
Для этого детей знакомят с различными элементами правильного определения красивого и безобразного, комического и трагического в действительности и искусстве, вооружая их правильным отношением к окружающему, воспитывая понимание красоты. Это разнообразные эталоны: сенсорные (свойства и качества предметов — форма, цвет, звуки), эмоциональные (радость, грусть, горе, удивление, печаль), искусствоведческие (виды и жанры искусства, выразительные средства, произведения разных видов, знание имен некоторых художников и композиторов), эстетические (красивое, некрасивое, смешное героическое).
К третьей группе относятся задачи, позволяющие ,приобщить детей к активной эстетической и художественной деятельности:
а) развить эстетическое и художественное восприятие;
б) сформировать первичные умения и навыки исполнительской художественной деятельности;
в) воспитать у детей потребность активно и творчески вносить элементы прекрасного в быт, природу, собственный облик, в отношения с окружающими людьми (сформировать соответствующие умения и навыки).
К четвертой группе задач относится развитие у каждого ребенка общих и специальных художественно-творческих способностей. Общие способности — это сенсо-моторное развитие, способность к эмоциональной отзывчивости, творческое воображение и другие. К специальным художественным способностям в области, например, изобразительной деятельности.
Среди задач эстетического воспитания детей на одно из первых мест ученые ставят задачу развития способности эстетического восприятия объектов действительности и искусства -- это лежит в основе формирования подлинно эстетических чувств, художественного вкуса, эстетического отношения и эстетической оценки.

Специфика и изучение детского фольклора.

Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребенка есть своё, обусловленное возрастными психологическими особенностями видение мира…
Всё многообразие мира дети младшего возраста воспринимают не так, как взрослые. Взрослые мыслят, писал К.И.Чуковский, словами, словесными формулами, а маленькие дети – вещами, предметами предметного мира. Их мысль на первых порах связана только с конкретными образами. Особенностями детской психологии определяется выбор поэтических образов, весь состав детского фольклора.
В детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей.
Но у данной проблемы есть ещё ряд аспектов, без которых невозможно изучение функциональности детского фольклора, его содержание, художественной специфики.
Во–первых, большинство ученых к детскому фольклору относят не только то, что бытует в детской среде, но и поэзия пестования, то есть поэзия взрослых, предназначенную для детей, что существенным образом меняет специфику и объём понятия «детского фольклора».
Во–вторых, то, что бытует в детской среде входит в устно – поэтический репертуар детей, далеко не всегда является собственно детским творчеством.
В–третьих, весь детский фольклор вызван к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями» (Г.С. Виноградов).
Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально – поэтических жанром фольклора.
Во многих детских песнях и играх воспроизводятся события, давно потерянные памятью народа. Детский фольклор помогает историкам, этнографам лучше понять жизнь, быт, культурных предков.
Многие забавы детей являются «шуточным подражанием серьезному делу взрослых», средством подготовки детей к жизни. В них находят своё отражение производственно – хозяйственная деятельность, национально – психологические черты и социальная жизнь народа.

Изучение детского фольклора

Воспитание детей с первых дней Советской власти было делом государственным, делом всенародным. Большое значение придавалось народному творчеству.
Десятки фольклористов, этнографов, педагогов, литераторов систематически собирали и изучали детское творчество.
По научному уровню публикаций, исследований выделяют труды К.И. Чуковского, О.И.Капицы, Г.С.Виноградова.
К.И.Чуковский собрал богатейший материал для изучения детского словотворчества и поэтического творчества детей. Его исследования и наблюдения, публикации, объединенные позднее в книге «От двух до пяти», содер¬жат материал большой научной ценности. Он разработал теорию жанра перевертышей, показал, когда, как и при каких условиях дети овладевают народными поэтическими богатствами.
Трудно переоценить роль О. И. Капицы в организации собирания, издания произведений детского фольклора и его популяризации. Лично и с помощью студентов она собрала более восьми тысяч текстов, организовала комиссию по детскому фольклору, выпустила ряд популярных сборников, статей, библиографических обозрений литера¬туры по русскому и зарубежному детскому фольклору, сборник статей «Детский быт и фольклор» (1930). Ее многолетние поиски венчает труд «Детский фольклор» (1928). Более пятидесяти лет эта книга была единственной в русской фольклористике обобщающей работой по детско¬му фольклору.
Крупнейшим исследователем детского фольклора был Г. С. Виноградов. Начиная с 1922 года выходят в свет его работы «К изучению детских народных игр у бурят», «Детский народный календарь», «Детская сатирическая лирика», «Детский фольклор и быт», «Народная педагогика», «Детский фольклор в школьном курсе словесности», «Дiтяча казка», «Русский детский фольклор: Игровые прелюдии», «Сечки».
Каждая из работ — научное открытие той или иной области детского творчества.
К сожалению, следующие десятилетия мало что прибавили к сказанному в 20-х годах. Произведения детского фольклора публиковались иногда в фольклорных сборниках, чаще областного характера, упоминались в исследованиях и программах. Но серьезных исследований вплоть до конца 50-х годов не было. Исключение составляет известная лишь специалистам узкого профиля диссертация Н. М. Элиаш, посвященная классификации колыбельных песен. Повышению интереса к детской народной поэзии способствовала опубликованная в конце 50-х годов работа В. П. Аникина «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор». Написанная на высоком теоретическом уровне, она не только дала ряд ценных научных посылок (по генезису считалок, колыбельных песен и др.), но и предопределила три продуктивных направления в изучении детского фольклора: историко-генетическое, филологическое и функционально-педагогическое.
Шестидесятые — семидесятые годы характеризуются довольно интенсивным освоением детского фольклора. Появляются публикации, статьи, диссертации, монографии, рецензии, сборники, разделы (главы) в учебных пособиях по устному народному творчеству и детской литературе. Этому в немалой степени способствовало обращение педагогической науки к изучению народной педагогики, а также изучение детского фольклора в автономных и союзных республиках.

Классификация детского фольклора.
1. Поэзия пестования
Колыбельные песни
Пестушки
Потешки
Прибаутки
Докучные сказки
2. Бытовой фольклор
Детские народные песни
Заклички и приговорки
Детская обрядовая поэзия
Прозвища и дразнилки
Детские сказки
Страшилки
3. Потешный фольклор
Словесные игры
Молчанки и голосянки
Поддевки
Сечки
Скороговорки
Небылицы – перевертыши
Загадки
4. Игровой фольклор
Формальная роль игры без поэтической организации текста
Формальная роль игры с игровой припевали
Формальная роль игры с игровой приговорали
Игры импровизации
Жеребьевые сговорки

 
 
 
 
   
 
 
   
 
  • Детская библиотека – современный ресурс образования и развития детей в инфо ...
  • Фольклорные экспедиции как исследовательский метод повышения качества образ ...
  • Разработка понятий СКД
  • Детский самодеятельный коллектив, как инструмент воспитания и творческого р ...
  • Современные педагогические технологии в процессе художественного образовани ...
  •  
       
     
    Комментарии (0)  Распечатать
     
         

    Популярные новости

    Новости

    Google.ru

    Статистика