Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих

ИОКК


Иркутский областной
колледж культуры

Иркутский областной колледж культуры

8-395-2-504-375

Написать нам

что нам нужно?


 
  • Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • «    Июнь 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    2627282930 
    » » СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО БИБЛИОТЕК С УЧРЕЖДЕНИЯМИ КУЛЬТУРЫ

    - СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО БИБЛИОТЕК С УЧРЕЖДЕНИЯМИ КУЛЬТУРЫ

    Государственное образовательное учреждение
    Среднего профессионального образования
    ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ
    СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО
    БИБЛИОТЕК
    С УЧРЕЖДЕНИЯМИ КУЛЬТУРЫ

    Курсовая работа

    По специальности 071202 «Библиотековедение»
    По курсу «Экономика и менеджмент библиотечной деятельности»

    Выполнила: студентка 4 курса
    Оридорога Н.Н
    Руководитель: Биденко В.В.
    Допустить к защите
    ПЦК библиотечных дисциплин
    _____________________

    «___» ___________ 2010г.
    ИРКУТСК 2010

    Cодержание

    1. Введение 7
    2. Основная часть 11
    2.1 Исторический аспект развития социального партнерства 11
    2.2 Позиционирование и партнерство в современной библиотеке 14
    3. Практическая часть 25
    4. Заключение 28
    5. Приложение 29
    6. Список используемой литературы 31
    1.Введение
    Социальное партнерство в практической деятельности муниципальных библиотек исторически основывается на традиционном взаимодействии массовых библиотек с другими учреждениями и организациями для проведения совместных мероприятий: литературно- художественных встреч и вечеров, научно- практических конференций, семинаров и др.
    Транслируя опыт социального партнерства в наших условиях, необходимо учитывать то обстоятельство, что социальное партнерство всегда имеет национальные предпосылки развития. Так, в 1990-е годы по образцам волонтерского движения в западных библиотеках, носящих ярко выраженный характер партнерства, в советских библиотеках стали создаваться общества «Друзей библиотеки». Однако волонтерское библиотечное движение в силу объективных причин в нашей стране не прижилось. В этой связи стоит вспомнить опыт общественного взаимодействия, накопленный советскими библиотеками, который ближе российскому менталитету. Достаточно вспомнить, что в 20-е годы прошлого века было предложено о создании при библиотеках общественного органа - библиотечного совета, где рассматривались библиотечные советы в качестве звена, объединяющего население, библиотеку и местные власти. В 50-60-е годы в нашей стране создаются и активно работают общественные читательские советы. Немного позже, в 70-80-е годы новой, своеобразной формой самоуправления в библиотеках стали клубы по интересам, в состав которых входили и читатели, и представители других учреждений.
    Более успешной и расширенной формой совместной деятельности библиотек и других досуговых учреждений стало сотрудничество в рамках культурно- спортивных комплексов (далее – КСК), создавшихся в 80-е, начале 90-х годов прошлого столетия. Культурно-спортивные комплексы в то время рассматривались как одна из перспективных форм комплексного взаимодействия учреждений культуры, образования, спорта и др.
    Все учреждения, входящие в КСК, действовали абсолютно самостоятельно в рамках организации своей деятельности и выполнения функций. Совместная деятельность во многом ограничивалась обязательным предоставлением планов работы в координационный совет КСК, который принимал соответствующие решения и обязывал участников комплекса содействовать реализации намеченных мероприятий.
    Библиотекам, входящим в КСК, рекомендовалось:
    - формулировать основные направления развития библиотечного обслуживания на текущий год и актуальные задачи работы, исключив чрезмерную пестроту в направлениях и формах работы библиотек;
    - исключить мероприятия, присущие библиотеке и проходящие только с ее участием, обеспечить комплексность в содержании, формах работы, выполняемой библиотеками совместно, с партнерами по КСК;
    - особое внимание обратить на информационное обеспечение идеологического актива КСК, членов координационного совета;
    - предусмотреть сотрудничество с органами информации и другими библиотеками региона, не вошедшими в КСК, в проведении мероприятий в рамках КСК, а также помощь производству, предприятиям, находящихся в зоне действия КСК.
    План работы КСК рассматривался на заседании координационного совета и утверждался исполкомом местного Совета народных депутатов. Отчет о работе библиотек предоставлялся как составляющая общего отчета о работе КСК директором базового учреждения КСК.
    Таким образом, анализ практической деятельности КСК показывает, что в те годы возникли первые предпосылки партнерских отношений в организации работы любительских объединений, клубов по интересам и т.д.
    Существовавший в советский период государственный характер экономики и жесткая плановость предопределяли то обстоятельство, что сотрудничество в КСК регламентировались директивным руководством вышестоящих органов, и не предполагало широкой инициативы членов КСК. Координация работы структур КСК часто осуществлялась посредством личных коммуникативных связей.
    Деятельность культурно- спортивных комплексов в советский период характеризуется с позиций государственного патернализма, воспроизводимого в области культуры и социальной сферы в целом.
    Термин «патернализм», от лат. «paternys» - отцовский, отеческий обозначает идеологию, политику благотворительности, «отеческой заботы», осуществляемой административными системами с целью достижения в обществе социального мира и стабильности.
    Таким образом, развитие партнерских отношений было заложено в советский период, но в то время оно соответствовало сложившейся в стране системе управления, и поэтому развивалось ограниченно.
    В настоящее время традиции социального партнерства получили новый импульс и широкое распространение в библиотеках России и ориентированы на процесс сотрудничества с другими организациями, предприятиями, местной властью, отдельными лицами.
    Однако из основных целей социального партнерства – не только становление библиотеки как социально – значимого института, но и укрепление материально – технической базы библиотеки на основе реализации партнерских взаимовыгодных проектов.
    Развитие социального партнерства библиотек детерминирует перспективу развития территориального библиотечного обслуживания как составной части развития региона.
    Потенциальная способность библиотеки участвовать в общественных процессах, устанавливать горизонтальные и вертикальные связи в муниципальном пространстве, инициировать обсуждение и решение актуальных задач, стоящих перед местным сообществом, предопределяет эффективность социального партнерства с участием библиотек.

    Одним из эффективных способов развития социального партнерства библиотеки считается организация значимых социальных и культурных мероприятий с приглашением потенциальных партнеров.
    Данная курсовая работа состоит из 2-х частей: основной части, в которой рассматривается краткая история развития партнерских отношений библиотеки. И практической части, где я исследую организацию партнерских отношений и принципы управления ими между библиотекой и различными учреждениями-партнерами в современном обществе.
    Объектом моего исследования выделена Межпоселенческая централизованная библиотечная система Чунского района, где затронута деятельность Центральной библиотеки и библиотек-филиалов.
    Задача курсовой работы состоит в том, чтобы исследовать и сделать анализ о значимости социального партнерства в управлении библиотек.
    Цель исследования, проследить динамику развития социального партнерства и совместной деятельности учреждений культуры с библиотекой.
    Методом исследования мною было применено анкетирование руководителей библиотек различного статуса и руководителей учреждений-партнеров, интервью директора ЦБС Чунского района и анализ годовых отчетов за последние три года работы филиалов – библиотек Чунской ЦБС.
    Материалы этой работы могут быть использованы библиотекарями практиками, студентами.
    2. Основная часть




    2.1. Исторический аспект развития социального партнерства




    В настоящий момент социальные проблемы лишь увеличиваются, а роль широкой общественности в поиске путей их решения возрастает. Изменяются социокультурные нормы взаимодействия. Одним из новых явлений российской общественной жизни становится социальное партнерство, которое получило признание с начала 90-х.
    В научной литературе и на практике социальное партнерство трактуется неоднозначно. Одни понимают его как конкретный тип социально-трудовых отношений между органами государственной власти, работодателем и трудовым коллективом. Другие в более широком смысле- как специфический вид общественных отношений между профессиональными, социальными группами, слоями, классами, их общественными объединениями, органами власти и бизнесом. Третьи- как мировоззренческую основу согласования и защиты интересов различных социальных групп, слоев, классов, их общественных объединений, бизнеса и органов власти.
    Социальное партнерство- это система цивилизованных общественных отношений, обеспечивающая согласование и защиту интересов работников, работодателей, предпринимателей, различных социальных групп, слоев населения, общественных объединений, органов государственной власти, местного самоуправления на основе договоров, соглашений, достижения консенсуса по важнейшим направлениям социально- экономического и политического развития.
    Наряду с социальным партнерством широкое распространение получили политическое, корпоративное, агентское партнерство, социальный диалог. Кроме того, входит в практику так называемое некоммерческое партнерство, реализуемое некоммерческими организациями по достижению социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей в удовлетворении нематериальных потребностей граждан, их законных интересов, а также в сферах защиты прав, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи.
    Важнейшими целями социального партнерства являются согласование и защита интересов различных социальных групп, содействие решению актуальных экономических и политических задач, углубление демократии, формирование социального правового государства, становление открытого демократичного гражданского общества.
    Политика социального партнерства не ограничивается сферой экономических или социально-трудовых отношений. В разработке и принятии политических решений участвуют большие группы людей, трудовые коллективы, представители населенных пунктов, территорий. Властные структуры выступают чаще всего организаторами переговорного или согласительного процесса.
    Конструктивные цивилизованные отношения социального партнерства предполагают максимальный учет интересов различных социальных групп, согласование их и возможно более полную реализацию. Иначе эти интересы не будут эффективно содействовать формированию устойчивого социально- экономического развития и политической стабильности, установлению согласия в обществе.
    Выступая на гражданском форуме, премьер-министр РФ В. В. Путин подчеркнул: «Без действительно партнерских отношений между государством и обществом не может быть ни сильного государства, ни благополучного гражданского общества: здесь нужен диалог на равных».
    Создание справедливой системы социального порядка в интересах большинства народов России не может быть делом одного лишь государства. Мировой опыт, в т.ч. опыт дореволюционной России, показывает, что преодолеть социальные конфликты в одиночку не могут ни государство, ни рынок, ни семья. Только социальное партнерство - конструктивное взаимодействие различных сил на общественной арене способно обеспечить людям равные возможности для достойной жизни.
    Зачастую понятие социального партнерства трактуется неверно. Многие понимают под этим любое взаимодействие, будь то внутрикорпоративное сотрудничество или налаживание партнерских отношений с другими организациями.
    Исторически лозунг социального партнерства возник как антитеза классовым конфликтам и революциям, как способ разрешения противоречия между трудом и капиталом.
    Сегодня смысл социального партнерства состоит в налаживании конструктивного взаимодействия между тремя силами – государственными структурами, коммерческими организациями и некоммерческими организациями (эти силы принято называть первым, вторым и третьим секторами).
    Социальное партнерство – социальное действие, основанное на чувстве человеческой солидарности и разделяемой ответственности за проблему. Можно сказать, что социальное партнерство возникает тогда, когда представители всех трех секторов осознают, что их сотрудничество выгодно каждой группе в отдельности и обществу в целом.
    Ключевые моменты социального партнерства – это: социальная проблема; интересы партнеров; правовая обоснованность партнерства; возможности и сильные стороны партнеров; правила взаимодействия и взаимного контроля; наличие информационного поля, освещающего процессы социального партнерства; наличие проекта как способа соорганизации сторон; постоянство и стабильность процесса социального партнерства; инновационные пути решения социальных проблем.
    Узловой момент, вокруг которого формируется социальное партнерство,- это социальная проблема. Но ее выявления и осознания не достаточно для возникновения социального партнерства. Необходима артикуляция интересов сторон: значимость социальной проблемы для обеих сторон; установление интересов каждого из возможных партнеров; совместное формулирование целей и задач деятельности; осознание своей роли, статуса в обществе, оценка своих возможностей по решению проблемы; выработка четких правил совместных действий; осознание сторонами, что объединение их сил и средств дает кумулятивный эффект.
    При решении сиюминутных проблем, чаще всего регулируемых директивами вышестоящего руководства, необходимо отличать простое взаимодействие (или кооперацию усилий) от социального партнерства, основанного на равноправном, долгосрочном и взаимовыгодном сотрудничестве сторон, разделяющих и стремящихся решить конкретную социальную проблему.
    Л. Олсен в своей книге «Partnership For Social Welfare» пишет: «Партнерство – это больше, чем корпорация. Оно включает развитие проектной культуры, принимаемой партнерами, как среды для разделения задач (ответственности). Оно включает процесс поиска новых решений, (…), в который партнеры вовлекают друг друга. Оно содержит контрактные обязательства и систему увеличения качества, которую все партнеры должны улучшать и развивать».

    Когда мы говорим, «библиотека – центр общественной жизни, то имеем в виду свободный доступ к информации, работу с некоммерческими общественными организациями, деятельность публичных центров правовой информации и прочее. Будучи системой демократичной, публичная библиотека способна играть важную роль в вовлечении социальных партнеров в процесс принятия важных решений.

    2.2Позиционирование и партнерство в современной библиотеке.

    Реальность – основная причина стресса у тех, кто с ней соприкасается.
    Джейн Вагнер.

    Сегодняшний день требует от библиотек нестандартных решений, активной позиции и быстрой реакции на все изменения. Хотя, наверное, так было всегда.
    Определение таких понятий, как культура, чтение, читатель зависят от исторической ситуации. Другими словами, историческая ситуация формирует мироощущение.
    Для полноты анализа предлагаю вспомнить результаты исследования « Сохранит ли человечество человечность?» (проведено экспертами ООН в 87 странах в 1990-е).
    1) Для человечества все более свойственны рационализм, приобретательство, что ведет к отчуждению людей, народов, государств.
    2) Замена духовного, эмоционально – эстетического развития личности информированностью предопределяет дисгармонию, разрушает в человеке человеческое, гуманистическое начало.
    3) Необходимо найти пути гармонизации отношений между людьми, поколениями, человеческими обществами разных стран и континентов, чему и обязана служить культура – как концентрированное выражение человеческого духа.
    Публичные библиотеки – социальный институт, который переживает серьезные перемены, обусловленные реформами в системе управления государством, в законодательной системе. Глубокие изменения вызваны также технологической революцией в информационной и коммуникативной сферах во всем мире. Для российских ПБ это вылилось в затяжное стрессовое состояние – результат одновременной социальной и технологической модернизации, осложненной неблагоприятной экономической ситуацией.
    «Библиотека себя сохранит, только если впишется в современную жизнь».
    Сколько было предложено конкретных рецептов за последнее десятилетие: стать социальным (или еще каким-то) центром, войти в различные комплексы, поставить во главу угла зарабатывание денег, и много чего еще…. Сколько было и заведомо бесперспективного экспериментаторства! Это тоже способ вписаться в эпоху. При этом реальных результатов никто не требовал.
    Сегодня ситуация в корне меняется. Реформа административной и бюджетной сфер предполагает внедрение механизмов финансирования учреждений культуры, ориентированных на результатах. Органы власти выступают как заказчик культурных услуг для населения, вводится нормативно – подушевой принцип планирования услуг, оценка их выполнения и в соответствии с этим – расчет за оказанные культурные услуги.
    Сейчас многое зависит от того, как мы себя позиционируем в системе социальных коммуникаций.
    Где мы видим себя, где нас видят наши пользователи, властные структуры, и наши коллеги? И, соответственно, какие законодательные и нормативные акты будут определять деятельность библиотек, финансирование на развитие?
    ПБ позиционируют себя как информационные учреждения. Администрация оценивает эффективность работы библиотеки в зависимости от участия в решении конкретных социальных проблем: ПБ «бросают» на антинаркотические, экологические, патриотические и т.д. акции. Эффективность их работы во многом зависит от умения находить оптимальные пути сотрудничества с государственными организациями; ограничено включиться в муниципальные программы.
    Анализ деятельности детских библиотек показывает, что они научились находить выход из ситуации, продвигая свои программы, проекты с учетом библиотечных функций и интересов своих читателей – детей. Например, социальное задание «Выборы – это серьезно» превращается в литературное шоу, где школьники выдвигают в думу Гринева, Алешу Поповича и Тимура. Выдвигают весело, но с учетом всех процессуальных правил и литературных текстов. Игровая выборная программа для школьников ЦДБ Пышминского района – пример виртуозного приема переноса современной политической акции на литературную, библиотечную почву. А скучнейшая муниципальная программа «Неотложные меры по профилактике правонарушений и формированию правосознания граждан» поддерживается проектом социализации подростков «Найди себя». Еще один путь – участие в муниципальных грантах, конкурсах.
    Приведенные примеры доказывают, что при наличии квалифицированных и заинтересованных специалистов ПБ может отстоять свои позиции и подсказать действенные формы работы администрации. И тогда информационные и социальные функции органично сочетаются, помогая решить задачу продвижения книги и чтения. Надо учиться быть не подручным средством администрации с чередой унылых месячников «по теме», а «неотложкой» общества; органично и достойно включаться в муниципальные программы, нацеленные на решение проблем детства и семьи и зачастую получать под эти программы дополнительное финансирование.
    Социальное сотрудничество ПБ, партнерство, ведение эффективного диалога с приоритетными группами местного сообщества, налаживание конструктивного взаимодействия с государственными структурами, общественными организациями, коммерческими предприятиями, - решения этих проблем нашими библиотеками очень наглядно.
    Детские библиотеки работают над созданием привлекательного образа библиотеки в общественном сознании, социально значимого и престижного. Формирование единого культурно – информационного пространства, решение первоочередных задач по социализации, образованию и культурному развитию молодого поколения, важных для всего местного сообщества, - такова цель социального партнерства библиотеки с местной администрацией, образовательными учреждениями, досуговыми учреждениями, различными группами населения.
    Сверхзадача ПБ как социального института современного общества: объединить усилия власти, общества и бизнеса в поддержку чтения, выступить организатором и координатором их совместной деятельности.
    Социальное партнерство пронизывает всю профессиональную жизнь публичной библиотеки. Оно начинается с записи читателя, с которым библиотека вступает в заранее оговоренные партнерские отношения. Партнером может стать интересный гость, школа, журнал или телеканал.
    Школу публичная библиотека тоже всегда рассматривала как опору своей просветительской и образовательной деятельности. Невозможно представить работу ПБ и без профессиональных контактов с коллегами – на различных уровнях. То, что в советское время в библиотеке называлось «координацией работы», было по сути тем же социальным партнерством, только значительно более формализованным, т.е. на каждый «чих» требовалось официально заключить договор и соблюсти массу профессиональных ритуалов. Но чего не терпит социальное партнерство, так это формализации. Оно покоится на свободном волеизъявлении сторон, обоюдно заинтересованных во взаимодействии. Оно ситуативно, т.е. зависит от многих факторов: уровня развития ресурсов ПБ, ее авторитета в регионе, от традиций межличностных коммуникаций и пр. Вот почему в одной библиотечной системе налажены связи с органами местного самоуправления, депутатами, государственными институтами и общественными движениями, коммерческими структурами, со СМИ, а в другой – жалуются на то, как им «не повезло» с социальными партнерами, которые «не идут на контакты».
    Круг партнеров современной библиотеки достаточно широк. Взаимодействие с ними можно охарактеризовать как некоммерческое партнерство, социальный диалог, корпоративные многосторонние контакты, цель которых – создание оптимальных условий для реализации главной миссии ПБ – способствовать духовному воспроизводству личности, которое осуществляется посредством культурнотворческой, информационно – аналитической, просветительской, воспитательной деятельности.
    Почему партнерство как общественно значимое явление в последние годы оказалось в фокусе профессиональной жизни? Видимо, это связано с усилением социальной роли современной ПБ. Особенность современной ПБ заключается в том, что, будучи открытой, общедоступной структурой, она оказывает услуги максимально широкой аудитории. Для этого нужна стратегия, позволяющая библиотеке, подобно сказочной избушке на курьих ножках, поворачиваться лицом к самым разным категориям пользователей. Оптимальный инструмент такой стратегии – проектная деятельность. Создавая проект, библиотекари не просто выдвигают конкретную инновационную идею, они ищут возможность претворить ее в жизнь, т.е. обеспечивают идеологическую, технологическую и финансовую проработку.
    Другая важнейшая сторона социального проектирования, на которую не всегда обращают внимание библиотекари, это умение разрабатывать тактику, позволяющую через конкретную идею, направленную на поддержку одной группы пользователей, получить явные и латентные социальные эффекты для самых различных категорий населения. Например, если создается Центр правовой информации, авторы проекта просчитывают, что получают от этого местные власти (сведения документально – законодательного, экономико-статистического, бытового характера; возможность расширить политический и свой общекультурный кругозор и т. п.).
    В проекте центра правовой информации также определяют, что получит от него население, в том числе, наименее защищенные его слои. Для пенсионеров, например, это возможность регулярно получать квалифицированные сведения о своих правах: льготах на оплату жилья, северные надбавки и пр. Для школ – дополнительная информация по обществоведению и правоведению, основам правопорядка.
    Итак, первое условие развития действенного социального партнерства – научиться методологии социального проектирования, не хоронить свои идеи в планах и отчетах, которые кроме чиновников отделов культуры никто не видит, а позиционировать себя как постоянно растущий организм, работающий не в догоняемом, а в опережающем режиме.
    Второе условие – овладение современными технологиями активного диалога с партнерами, прежде всего, с местными властями. Стараться заинтересовать властные структуры не только своей внутренней работой, смысл которой им не всегда понятен, а проектами, обладающими особым характером событийности. Это – общегородские (или поселковые) праздники (День города, поселка, Праздник урожая, Читающий город, празднование Рождества с колядками, Масленицы), конкурсы на лучший гимн города (поселка), лучший детский рисунок с изображением достопримечательностей или пейзажей местности, открытие в парках летних читален рядом с детскими площадками, аттракционами, кофейнями.
    Другой вариант – проводить совместно с соответствующими органами общественные акции типа «Гражданская инициатива», «Гражданский форум». Они могут быть посвящены разным темам: «Какая армия нужна нашей стране», «Зачем принимать участие в выборах», «Экология нашего региона: вчера, сегодня, завтра» и др.
    Гражданские форумы ценны тем, что позволяют привлечь в качестве партнера местные власти, школы и другие государственные и общественные структуры, и что особенно важно, неструктурированные группы людей.
    Что касается больших праздников, то многие из них проектируются совместно с ДК, местными театральными студиями и профессиональными театрами. Желательно при этом библиотека должна играть роль владельца интеллектуальных ресурсов, без которых любой праздник превращается в дешевую массовку – например, составлять сценарий или использовать игровые приемы продвижения Книги и Чтения. Такого рода публичные акции с элементами шоу дают довольно быстрый PR – эффект, партнеры библиотеки всегда их приветствуют. Чтобы акция прошла успешно, необходимо заранее продумать информационную поддержку со стороны местных СМИ.
    Опыт многих ПБ свидетельствует в пользу долговременных контактов. Это могут быть общественные приемные при библиотеках, попечительских советах, членами которых (а еще лучше – руководителями) становятся представители власти. Другой проверенный ход – использовать любое значимое библиотечное событие (юбилей библиотеки или старейшего сотрудника, окончание ремонта, получение гранта, открытие выставки детских рисунков и пр.) как повод для того, чтобы устроить веселый праздник и пригласить сотрудников мэрии.
    Если повода нет, его следует придумать, чтобы лишний раз заявить о себе, сделать внутреннее событие общественно значимым, собрать в библиотеке реальных и потенциальных партнеров, спонсоров, СМИ.
    Третьим условием эффективного социального партнерства становится последовательное развитие диалога с негосударственными, особенно с общественными структурами. Как показывает опыт, они ищут партнеров, владеющих коммуникативными ресурсами, и иногда даже не догадываются об удивительных возможностях библиотеки. Для каждой ЦБС в городе или районе хорошо иметь регулярно пополняемую базу данных о государственных и общественных организациях – потенциальных партнерах библиотек, контактировать с комитетами и центрами общественных связей при мэриях крупных городов, центрами «Социальное партнерство».
    Последние годы в центре внимания еще одно направление партнерства с общественными структурами – создание при ПБ собственных общественных организаций как самостоятельных юридических лиц. Это позволяет узаконить, придать юридический статус существующим при библиотеках творческим объединениям, которые в свою очередь способствуют развитию социального партнерства с местным сообществом.
    Идя на контакты с негосударственными, общественными, коммерческими структурами, желательно заранее четко сформулировать аргументы, свидельствующие о преимуществах ПБ как уникального социально-культурного института – прежде всего за счет ее возможности осуществлять коммуникации со всеми слоями населения. Важный психологический штрих таких контактов – начинать следует не с жалоб на финансовые трудности и просьб о помощи, а с рекламы своих информационно-коммуникационных и интеллектуальных преимуществ.
    Особое место в системе социального партнерства принадлежит взаимодействию с музеями и архивами. Этот опыт достаточно широко освещен в печати. Сегодня этому придают особое значение, поскольку социальный смысл такого взаимодействия – в создании на каждом уровне – начиная с локального и кончая международным – единого культурного пространства. Благодаря своей открытости библиотека помогает вводить в оборот бесценные культурные сокровища местных музеев и архивов, о которых мало кто знает. Вторая причина – мощно развернувшееся национально-культурное движение, связанно с самоидентификацией, с изучением собственных корней, частью которого является библиотечное краеведение.
    Предположительно, архивы возникли в первых государствах, обладавших письменностью, и находились там же, где находилась власть. В них должны были сниматься копии с государственных законов, которые хранились у высшего должностного лица.
    Такое тройственное разделение мест хранения коллективной памяти (музеи, библиотеки и архивы) просуществовало на протяжении многих веков и, распространившись на всю цивилизацию и соединив деятельность государственной власти и частные инициативы, приобрело универсальный характер. Настолько универсальный, что и по прошествии многих веков мы выстраиваем в один ряд библиотеки, музеи и архивы не только в контексте сохранения культурного наследия, исторической памяти человечества, наций и народов, но и в контексте новых социокультурных реалий конкретного исторического момента – на рубеже ХХ и ХХI веков.
    Сегодня практически во всех регионах при библиотеках разных типов действуют мини-музеи: историко-этнографические, историко-литературные, мемориальные. Далеко не все библиотечные работники имеют опыт архивной работы и взаимодействия с архивами, многие плохо представляют, когда целесообразно передавать архиву ценные материалы, оставляя себе изготовленные архивами копии, а какие архивные материалы (в виде копий) могут помочь в организации выставок.
    В учебном пособии «Основы музееведения», созданном группой авторов и вышедшем в издательстве «Едиториал УРСС» в Москве в 2005г., также говорится о новых тенденциях в музейном деле. Эти тенденции связаны с объектами «неосязаемой памяти» (фольклор, ритуалы, бытовые традиции и т.д.) и созданием музеев нового типа, так называемых живых музеев, которые активно участвуют в передаче культурных, национальных, конфессиональных традиций.
    Подобных музеев становится все больше. Более того, такая «музеефикация образа жизни» привела к интенсивному созданию и развитию музеев различных городов и поселений, организаций, которые разворачиваются повсеместно, причем очень часто на базе библиотек, сеть которых более обширна, чем сеть музеев. Не каждый поселок, село имеют свой музей, а библиотеку – почти каждый. Библиотеки таких населенных пунктов, восприняв своеобразный социально-культурный заказ общества на сохранение его исторической и культурной памяти. Опыт создания в библиотеках различного рода краеведческих и историко-краеведческих музеев и музейных экспозиций, посвященных истории городов, поселков, деревень, предприятий.
    В музейной деятельности библиотек также можно выделить направление, которое ориентировано на творчество писателей, чья судьба связана с историей конкретного города, региона. Такой опыт освещен в профессиональной прессе также достаточно широко. На мой взгляд, он особенно удачно вписывается в работу библиотек по вполне понятным причинам, как и опыт создания в библиотеках музейных экспозиций, посвященных истории развития библиотек.
    На этой же волне увлечения сохранением культурной и национальной идентичности сегодня во многих регионах возникают разнообразные культурные центры в виде симбиоза музея, школы, библиотеки в самых разных вариациях. Их появление во многом стимулировала реализация ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» от 06.10.2003 г.
    Необходимо отметить и позитивный характер документов, подготовленных федеральными структурами – Российской библиотечной ассоциацией и Российской национальной библиотекой. Речь идет о «Модельном стандарте деятельности публичной библиотеки» РБА и «Руководстве по краеведческой деятельности муниципальных публичных библиотек (ЦБС) РНБ. В них прописана мемориальная и краеведческая деятельность библиотек, в том числе возможность создания музейных экспозиций и общественных музеев в библиотеках.
    Живой интерес и активность в обсуждении вопросов о деятельности музеев-библиотек, библиотек-музеев и музеев при библиотеках всегда проявляют члены секции по истории библиотек РБА, возглавляемой И. Г. Матвеевой.
    Действительно, сегодня мы можем констатировать, что интеграция библиотек и музеев очевидна и ярко прослеживается в различных направлениях их деятельности. Сегодня многие музеи при проведении своих мероприятий используют в одном ряду изобразительные, музыкальные и книжные средства. Примером тому много как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях.
    Подтверждением взаимовлияния и взаимодействия библиотек и музеев является и деятельность издательства «Либерия – Бибинформ», которое в широко известных сборниках «Библиотека и закон» (вып.19,20,21) опубликовала новые материалы по правовому регулированию музейной деятельности, предварив их вступлением: «Музеи и библиотеки традиционно считаются близкородственными учреждениями. Их общая задача – собирать в фондах и предоставлять пользователям культурное наследие цивилизации. В настоящее время библиотеки все более активно занимаются краеведением и часто организуют свои собственные музеи…».
    Таким образом, библиотеки, используя в своей работе элементы музейной деятельности, зримо трансформируют библиотеку, формируют новый творческий стиль и имидж, более привлекательный для пользователя, обогащают традиционно книжную направленность в библиотечной работе. Об этом много пишет в своих широко известных публикациях С. Г. Матлина. Она в целом положительно оценивает такую тенденцию и называет данное направление в работе библиотек одним из векторов обновления публичной библиотеки.
    Говоря о позитивных тенденциях в этой сфере деятельности, нельзя не признать, что в соответствии с современным нормативно-правовым регулированием музейной деятельности библиотеки сталкиваются с целым рядом проблем. Это, прежде всего: определение статуса музея в библиотеке; расширение и получение дополнительных площадей и специального оборудования для музейных экспозиций; финансирование музейной деятельности; обеспечение на профессиональном уровне сохранности музейных экспонатов; обучение работников библиотек методам учета музейного фонда и правилам оформления музейных экспозиций.
    В разных регионах появляется интереснейший опыт проведения совместных выставок, сформированных из библиотечных, архивных и музейных фондов. Но впереди – работы непочатый край: создание совместных сайтов, использование информационных музейных технологий для популяризации библиотечных музеев и совместных проектов, создание корпоративных сетей и др. Такое сотрудничество помогает в целостном изучении и раскрытии культурно-этнографических особенностей различных регионов страны. Собирать, сохранять, популяризовать уникальную культуру региона можно эффективно только сообща. Библиотекари помогают жителям собирать и структурировать семейные архивы. В свою очередь, жители приносят в дар библиотечному музею старинные вещи из «бабушкиного сундука», прялки, люльки, одежду – все то, что живое представление о местной жизни. Отсюда возникает еще одна задача – рассматривать как партнеров реальных и потенциальных пользователей.
    Особого разговора заслуживает меценатская деятельность отдельных пользователей, которые, несмотря на трудности и несовершенство нашего законодательства, продолжают творить добро. С другой стороны, не менее важна меценатская работа самой библиотеки, которая выискивает талантливых людей (художников, поэтов, музыкантов), предоставляет им площадки для выставок и выступлений, делая их творчество общественным достоянием.
    Все это позволяет говорить о том, что традиционная культурно-массовая, досуговая деятельность библиотек перерастает в культуротворческую, социальную значимость которой еще предстоит осмыслить. Именно эта деятельность зримо преобразует культурный ландшафт региона, помогает преодолеть негативный смысл понятия «провинциальный», уравнивая его в правах с «самобытным» или «уникальностью региональной культуры». И в этом смысле здесь речь идет об одном из самых перспективных направлений социального партнерства. Издания стихов местных поэтов, выставки картин художников –все это становится нормой не только в крупных библиотеках, но даже «продвинутых» районных ЦБС.
    Эффективность социального партнерства также связана с проблемой «формирования нового образа библиотеки». Инструментарий для этого наработан отечественной и зарубежной практикой. Прежде всего, это реклама. И здесь открываются дополнительные партнерские возможности – публикация и трансляция так называемой «социальной рекламы». Взаимоотношения со СМИ – необходимое условие создания нового образа библиотеки и привлекательности ее сервисов. Иногда, кажется, что оно неэффективно, но важно, чтобы библиотекари сами выступали в роли журналиста, вели рубрики в местных газетах и на местном радио. Сегодня уже у многих библиотек есть опыт создания собственных видеостудий или, по крайне мере, видеоархива передач, созданных местными тележурналистами. На основе этих материалов монтируют клипы, потом прокручивают их на ТВ в День библиотекаря, День города и по другим поводам.
    Партнерские взаимоотношения субъектов регионального книжного рынка складываются в следующих направлениях: комплектование библиотечных фондов, реализация совместных издательских проектов, формирование системы функционирования обязательного местного экземпляра документа.
    Комплектование фондов входит в сферу коммерческих интересов представителей книжного рынка. Постоянно изучаются информационные потребности своих пользователей (в разные годы предметом изучения были разные социальные группы: молодежь, специалисты, научные сотрудники, предприниматели, жители населенных пунктов), формируются списки отказов на издания в библиотеках. Эта информация является предметом обсуждения библиотекарей и представителей книжного рынка на круглых столах, днях комплектатора, областных семинарах. На основе этой информации вырабатываются предложения и рекомендации издательствам, что впоследствии оказывает влияние на тематику издательской продукции, а также – на ассортиментную политику книготорговых фирм.
    И, наконец, не стоит забывать, что необходимыми партнерами библиотеки являются другие библиотеки. Исследования последних лет выявили невысокий уровень корпоративной культуры библиотекарей (снобизм «вышестоящих» библиотек – методических центров по отношению к «нижестоящим», высокомерие библиотек, обслуживающих взрослых, по отношению к детским и пр.).
    Сегодня складывается иная модель методической помощи и тесно связанной с ней системы непрерывного образования библиотекарей. Инновационное творчество библиотекарей на местах, обусловленное их желанием уйти от имманентно присущих библиотечному делу ритуалов, стандартов, рутины, придает методической работе взаимообучающий характер. Для методистов важно научиться видеть новые, нестандартные творческие элементы работы «низовых» библиотек.
    «Грозное» понятие «методическая проверка» уходит из профессионального лексикона. Оно заменяется другим: «экспертно-диагностические выезды». Цель у них другая: не искать недостатки, хотя и о них нельзя забывать, а стремиться увидеть нетрадиционные подходы, «изюминку» в деятельности конкретного библиотекаря. Именно она оказывается интересной коллегам, именно она подвигает их придумать что-то свое, оригинальное. Таким образом, главная цель методической работы – стимулировать профессиональное творчество библиотекаря, помочь осознать ему свою работу как социально значимую, даже уникальную. Это значительно улучшает социальное самочувствие библиотекаря, а в конечном итоге влияет на общественный статус всей библиотеки.
    Сегодня стоит задача организовать взаимообмен интересными профессиональными начинаниями, в том числе и по столь важной проблеме, как социальное партнерство. Для этого необходимо стимулировать творчество талантливых библиотекарей материально и морально. Хорошо бы помнить, что все мы – социальные партнеры, составляющие не просто социум, но и профессиональное сообщество, одна из особенностей которого – корпоративная солидарность, взаимоуважение и вера в творческий потенциал друг друга.

    Эффективно функционирующая публичная библиотека всегда может показать, чем она полезна для популяризации общественно значимых идей – общекультурных, правовых, экологических и др.
    В свою очередь необходимо понимать, чем может быть полезна та или иная организация самой библиотеке, т.е. не только материальными ресурсами, но и связями в региональных и федеральных структурах, возможностью лоббировать интересы библиотеки на различных этажах власти и прочее.
    Ведь именно публичная библиотека играет основную роль в современной информационной среде и предоставляет населению социально значимую информацию.
    3.Практическая часть.

    Социальное партнерство пронизывает всю профессиональную жизнь публичной библиотеки. Оно начинается с записи читателя, с которым библиотека вступает в заранее оговоренные партнерские отношения. Партнером может стать интересный гость, школа, журнал или телеканал. В последнее время участниками и инициаторами социального партнерства все активнее выступают учреждения культуры. Их опыт находит отражение в публикациях на страницах многих изданий и сети Интернет. Сегодня библиотеки выделяют работу с «дарами» и «дарителями» в особое направление, ведь отношения партнерского взаимодействия признаны основным ресурсом, формирующим стратегические направления развития.
    Объектом моего исследования является Центральная районная библиотека Чунского района и филиалы ЦБС.
    Целью исследования было проследить динамику развития социального партнерства библиотек с учреждениями культуры в современной деятельности.
    Изучив систему библиотечной работы с учреждениями культуры, методом сбора и анализа информации моей практической работы применено:

    - Анкетирование
    - Интервьюирование
    - Изучение годовых отчетов

    Принцип отбора:
    В процессе анкетирования участвовали руководители различных учреждений культуры Чунского района, всего число оппонентов составило 7 участников. Результаты анкеты показывают, что библиотека действительно является партнером учреждений культуры и принимает активное участие в сфере культурной деятельности наравне с другими учреждениями культуры. Не смотря на то, что мы вступили в век с новейшими техническими процессами, библиотека играет важную роль в деятельности ее пользователей и партнеров, неся на себе ответственность за предоставляемую им информацию и библиотечные услуги. В заключение всего вышесказанного хочется отметить тот факт, что компьютеризация всех библиотек-филиалов даст огромный результат в содействии и совместной деятельности партнеров, как реальных, так и потенциальных. Что в свою очередь имеет большое значение в развитии библиотек района.
    Интервью состоялось с директором ЦБС Чунского района по телефону. Результаты интервьюирования показывают, что библиотека стремится не отставать от своих партнеров и занять первое место в значимости партнерских отношений в районе, внедряя различные технологические процессы в свою деятельность. Так же можно выделить развитие партнерских отношений с различными клубами по-интересам сформированными при библиотеках-филиалах Чунского района.
    Следующим объектом моего исследования были годовые отчеты ЦБ и библиотек-филиалов за три последних года. Результат исследования показывает, что библиотечные услуги остаются, востребованы не только в сфере обслуживания читателей, но и в организации различных мероприятий. Не смотря на то, что сегодня почти каждый имеет у себя дома компьютер, библиотечный процесс своей значимости не потерял ни в лице пользователя, ни в лице социального партнера. Ведь внедрение технологических процессов в деятельность библиотек привлекает большее число социальных пользователей. Следовательно, растет статус библиотеки в современном обществе и в партнерских отношениях тоже.
    Таким образом, результаты моего исследования показывают, что на сегодняшний день эта тема в сфере деятельности библиотек очень актуальна и находится в стадии развития. Так же хочется отметить, что социальное партнерство значимо не только в деятельности библиотек, но и в деятельности учреждений-партнеров, ведь общественная жизнь подразумевает участие рядовых граждан в решении социально значимых проблем, влияние на решения местных властей, а значит – на повседневную жизнь региона.
    4. Заключение



    Анализируя теоретическую и практическую части курсовой работы, я пришла к выводу, что проведенная мною исследовательская работа подтвердила значимость и важность затронутой темы.
    Действительно, сегодня мы можем констатировать тот факт, что интеграция библиотек и учреждений культуры очевидна и ярко прослеживается в различных направлениях их совместной деятельности. Примеров тому много, как на государственном, так на региональном и муниципальном уровнях.
    Круг партнеров библиотеки достаточно широк – и их совместная деятельность преследует цель – способствовать духовному воспроизводству личности, которое осуществляется посредством культурно-творческой, информационно-аналитической, просветительской, воспитательной деятельности общества.
    Несмотря на то, как стремительно развивается процесс внедрения новых технологий в сферу деятельности общественных организаций культуры, хочется отметить, что именно библиотека играет основную роль в современной информационной среде и представляет социально значимую информацию обществу. А ведь, как известно общество без информации, это возвращение в «каменный век».
    Таким образом, смысл социального партнерства состоит в налаживании конструктивной системы управления и содействия в организации деятельности всех учреждений несущих значимую поддержку в социальные слои общества и помогает их развитию.













    5. Приложение

    Анкета
    Социологическое исследование по теме:
    «Социальное партнерство библиотек с учреждениями культуры»

    Уважаемый оппонент!
    С целью изучения значения партнерских отношений в деятельности библиотеки предлагаем Вам заполнить данную анкету. Анализ этих данных поможет нам лучше организовать работу библиотек.
    Заранее благодарим за сотрудничество!

    1. Где и кем Вы работаете?
    ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    2. Как вы считаете, должны ли учреждения культуры вступать в партнерские отношения? Если да,
    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    3. С кем более тесное партнерство должна поддерживать библиотека? Почему?
    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    4. Меняется ли имидж библиотеки от выбора партнера-сотрудника? Почему?
    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    5. Какими должны быть партнерские отношения библиотеки с другими учреждениями культуры в современном обществе?
    __________________________________________________________________
    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    6. Какая новая технологическая деятельность библиотеки привлечет больший интерес партнеров к сотрудничеству?
    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    7. Оцените (по 5-ти бальной системе) совместную деятельность библиотеки с другими учреждениями культуры

    _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


    С П А С И Б О !


    Вопросы для интервью:

    - Где и кем Вы работаете?
    - Стаж работы на занимаемой должности.
    - Вступает ли библиотека в партнерские отношения с учреждениями культуры?
    - Какова тенденция их развития за последние пять лет?
    - Планируемые результаты в сфере социального партнерства с учреждениями культуры?

    5. Список используемой литературы

    1. Басов, С. Но гражданином быть обязан/ С. Басов // Библиотечное дело. - № 6 (54). – 2007. – с. 9-12.

    2. Бедник, Д. О цене рекомендаций, или ведомственная пастораль/ Д. Бедник // Библиотечное дело. - № 6 (54). – 2007. – с. 25-28.

    3. Безгодкова, В. Н. Исторический аспект развития социального партнерства ЦБС г. Старый Оскол / В.Н. Безгодкова // Библиотечная жизнь Белгородчины. – Вып.4.(33). – 2006. – с.39-45.

    4. Водатурская, А. Детская библиотека как зеркало социальных перемен / А. Водатурская // Библиотечное дело. - № 16 (64). – 2007. – с.17-21.

    5. Иванова, Т. Войти в сердца людей / Т. Иванова // Библиотечное дело. - № 6 (54). – 2007. – с.9-12.

    6. Карпенко, В. Д. Инновационный проект « библиотеки и книжные магазины города: ступени партнерства» / В.Д. Карпенко // Библиотечная жизнь Белгородчины. – Вып.3 (33). – 2006. – с. 18-23.

    7. Клецова, Т. Быльчинская, Т. Не бойся данайцев дары приносящих / Т.Клецова, Т. Быльчинская // Библиотечное дело. - № 6 (54). – 2007. – с.22-24.

    8. Матлина, С. Нам не жить друг без друга / С. Матлина // Библиотечное дело. - № 6 (54). – 2007. – с.2-6.

    9. Медникова, С. Библиотеки, архивы и музеи: грани сотрудничества / С. Медникова // Библиотечное дело. - № 18 (66). – 2007. – с.20-23.

    10. Нестерова, Н. Гражданский форум. Диалог общества и власти / Н. Нестерова // Библиотечное дело. - № 6 (54). – 2007. – с.16-17.

    11. Пиир, Э. И. Морозова, О. Д. Механизм конструктивного взаимодействия / Э. И. Пиир, О. Д. Морозова // Библиотечное дело. - № 6 (54). – 2007. – с. 7-8.

    12. Штыхван, В. Равноправные партнеры /В. Штыхван // Библиотечное дело. - № 6 (54). – 2007. – с.13-15.