Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих

ИОКК


Иркутский областной
колледж культуры

Иркутский областной колледж культуры

8-395-2-504-375

Написать нам

что нам нужно?


 
  • Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • «    Июнь 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    2627282930 
    » » Библиотека (Рекомендательный библиографический указатель)

    - Библиотека (Рекомендательный библиографический указатель)

    Государственное Образовательное Учреждение Среднего Профессионального Образования
    Иркутский областной колледж культуры
    Библиотека
    Рекомендательный
    библиографический указатель
    Иркутск 
    2010
    ББК 91.9: 78
    Р
    Составитель: О. Л. Раздобреева,
    Руководитель: Г. С. Дрожжина
    Библиотека: рекомендательный библиографический указатель / Сост. О. Л. Раздобреева, рук. Дрожжина Г.С. – Иркутск, 2010. – 93 с.
    Указатель отражает статьи из журнала «Библиотека» за 2005-2009 гг., будет интересен библиотекарям для систематизации знаний по библиотечному делу, для составления ретроспективных списков литературы в определённой области библиотековедения и т.д.
    © Раздобреева О.Л., 2010 г.
    ОТ СОСТАВИТЕЛЯ.
    «Библиотека» — одно из старейших профессио-нальных изданий страны — приближается к своему сто-летнему юбилею. Десятилетия журнал был и остаётся главным источником информации для многотысячной армии специалистов. На его страницах любой — и опытный, и начинающий сотрудник — всегда находили ответы на свои вопросы, делились накопленным опытом, обсуждали злободневные проблемы и задачи, рассказывали о своих радостных событиях, о своих друзьях-коллегах. Редакция журнала делает всё возможное, чтобы быть в гуще событий, предоставлять читателям качественную информацию по наиболее злободневным проблемам библиотечного строительства, отвечать всем запросам широкой профессиональной аудитории, налаживать диалоги с властью.
    На страницах журнала выступают члены Российского книжного союза, Российской библиотечной ассоциации, Союзов журналистов и писателей, которые рассказывают, что они предполагают сделать в решении крупной общенациональной задачи поддержки и развития чтения, исходя из собственных возможностей и собственного видения.
    Большое внимание «Библиотека» уделяет теоретическим основам и практике инновационной деятельности, реформированию библиотечной системы, достижениям библиотечной науки, специфике внедрения новых информационных технологий, средств автоматизации и механизации, развитию издательской деятельности и книгораспространения.
    Журнал предметно и последовательно освещает во-просы подготовки и использования кадров, поддержки лучших специалистов библиотечного дела, адаптации выпускников вузов, особенностей организации жизнедеятельности библиотечных коллективов, обсуждает проблемы, связанные со спецификой комплектования, обработки и хранения фондов, как на традиционных, бумажных, так и на электронных носителях информации.
    В числе важнейших тем — работа с различными категориями читателей, новые формы и методы их обслуживания. «Библиотека» стремится содействовать тому, чтобы книга пришла в каждый дом.
    «Библиотека» - массовый профессиональный иллю-стрированный журнал
    Выходит 12 раз в год.
    Предлагаемый библиографический указатель отражает статьи из журнала «Библиотека» за 2005-2009 года. Для списка были выбраны наиболее интересные и актуальные статьи. Все они содержат либо краткую, либо развёрнутую аннотацию.
    Весь материал сгруппирован в семь разделов:
    ? «Государство. Библиотеки. Общество»
    ? «Национальная программа чтения»
    ? «Профессионалы»
    ? «Библиотековедение»
    ? «Фонды»
    ? «Информационные технологии»
    ? «Статус: библиотека»
    Внутри каждого раздела статьи расположены по ал-фавиту авторов.
    Указатель будет интересен библиотекарям для систе-матизации знаний по библиотечному делу, для составле-ния ретроспективных списков литературы в определённой области библиотековедения и т.д.
    Все записи в указателе пронумерованы.
    Пособие имеет вспомогательный указатель авторов и заглавий
    I. ГОСУДАРСТВО. БИБЛИОТЕКИ. ОБЩЕСТВО.
    Критерием процветающего общества является процве-тающая культура. И это проблема не только России, но и всего мирового сообщества. Культура должна стать не просто приоритетным национальным проектом, ее госу-дарственная и экономическая поддержка должна быть постоянной и глубоко осмысленной. Только совместная деятельность на международных конференциях, семинарах различных библиотечных организаций способна решить эти вопросы.
    Библиотечное дело в России в настоящее время пере-живает кризис: ряды читателей редеют с каждым днём, о чём говорит неумолимая статистика. Подобная тенденция, скорей всего, является симптомом кризисных процессов, происходящих в обществе. Решить такую проблему можно только комплексно, всем миром. Административные реформы, проводимые в Российской Федерации, самым непосредственным образом коснулись многих тысяч библиотек, внесли определённые изменения в построение библиотечной сети.
    Перед нашей страной поставлены задачи интенсивной модернизации экономической и социальной сфер, улучшения благосостояния каждого человека. Нельзя достичь этих целей, не обеспечив качественного роста человеческого потенциала. И, как показывает практика, решение проблем чтения и грамотности – одно из наиболее эффективных направлений развития и личности, и общества. Одним из направлений государственной библиотечной политики в России можно полагать развитие информационных ресурсов библиотек и их интеграция в целях повышения качества обслуживания населения на основе внедрения передовых информационно – коммуникационных технологий.
    1. Боева, Л. «Слова высокие целебны!» / Людмила Боева // Библиотека. – 2008. - № 5. – С. 10 – 13.
    «Равные возможности: социокультурная реабилитация детей с проблемами в развитии» - так назывался проект Липецкой областной детской библиотеки, выигравший в 2007г. грант Президента РФ в конкурсе поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства. О том, как удается воспользоваться предоставленной помощью, какие конкретные результаты уже налицо.

    2. Бородин, О. Какая реформа, такая и зарплата? / Олег Бородин // Библиотека. – 2009. - № 3. – С. 6 – 23.
    В Москве, в овальном зале Межрегионального центра библиотечного сотрудничества, 12 февраля 2009г. состоялся Круглый стол, организованный редакцией журнала «Библиотека» и посвящённый теме «Российские библиотеки и новая система оплаты труда».
    3. Бородин, О. На всероссийской трибуне – директор- ский корпус / Олег Бородин // Библиотека. – 2008. - № 4. – С. 10 – 19.
    В конце 2007г. в Санкт – Петербурге состоялось Ежегодное совещание руководителей федеральных и цен-тральных региональных библиотек. Тема встречи – «Библиотеки Российской Федерации: новый этап развития». По просьбе читателей публикуется более подробный рассказ о Совещании.

    4. Бредихина, Н. В условиях административных из менений: теория и практика / Нэлина Бредихина // Библиотека. – 2005. - № 11. – С. 10 – 11.
    Новосибирская область – одна из первых в стране стала в экспериментальном режиме воплощать в жизнь Феде-ральный закон от 06.10.03 № 131-03 «Об общих принци-пах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В декабре 2004г. состоялись выборы глав органов местного самоуправления, а с 1 января 2005г. Федеральный закон вступил в действие.

    5. Головко, С. Книгочей – тинейджер? Это реально! / Светлана Головко // Библиотека. – 2006. - № 10. С. 6 – 10.
    В библиотечной работе приоритетными становятся развитие инновационной деятельности по обеспечению детского чтения, внедрение обновлённых форм рекомендации печатных изданий юным пользователям, обучение их оценочному подходу к чтению, и анализу прочитанного.

    6. Гоц, Н. Просвещение законом / Наталья Гоц // Биб- лиотека. – 2008. - № 8. – С. 18 – 21.
    Роль ЦПИ муниципальных библиотек в информационно – правовом обеспечении жизнедеятельности граждан. Время показало, что Центры правовой информации муниципальных библиотек Белгородской области активно востребованы населением и требуют дальнейшего развития.

    7. Губанова, С. Журналисты – наши союзники / Свет лана Губанова // Библиотека. – 2009. - № 10. – С. 6 – 9.
    С 2007г. действует целевая ведомственная программа республиканского Министерства культуры «Читающая Хакасия», основная цель которой – сделать чтение пре-стижным, привлечь к нему широкие слои населения, спо-собствовать повышению общественного статуса книги.

    8. Дайнеко, Г. Заявляем о себе в полный голос / Гали- на Дайнеко // Библиотека. – 2008. - № 10. – С. 8 – 13.
    Недавние девяностые стали временем непростых испы-таний для многих библиотек. Но, несмотря на все труд-ности, библиотечная система г. Ангарска Иркутской области продолжала работать, ни одно учреждение в её составе не было закрыто. Библиотеки не просто выживали, они находили пути достойного существования и успешно развиваются сегодня. О том, что помогло им держаться на плаву и даже плыть «против течения».

    9. Емельянова, Л. Наш приоритет – дружба / Л. Еме льянова, А. Луценко// Библиотека. – 2006. - № 11. – С. 10 – 12.
    Укрепление добрососедства между народами, воспитание культуры межнационального общения – направления, ко-торые вот уже более десяти лет являются одними из главных в работе библиотек г. Оренбурга.

    10. Ишмуратова, Ф. В поиске своего места / Фания Иш- муратова // Библиотека. – 2007. - № 11. – С. 5 – 16.
    Развитие государства, процветание нации невозможно без внимания к культуре, к сельской библиотеке. Обзор деятельности сельских муниципальных библиотек Республики Башкортостан.

    11. Козаева, О. «Историю делаем мы» / Ольга Казаева // Библиотека. – 2009. - № 3. – С. 24 – 29.
    Тема патриотизма является сегодня одной из важных в воспитании подрастающего поколения. Обзор мероприя-тий, проводимых российскими библиотеками в рамках патриотического воспитания. Большинство библиотек в вопросах патриотического воспитания молодёжи предпочитают краеведение.

    12. Козлова, Н. Искать и находить союзников / Наталья Козлова // Библиотека. – 2006. - № 5. – С. 5 – 8.
    Установление деловых контактов с представителями различных сфер деятельности должно стать важнейшим направлением библиотек на ближайшие годы. Формирование крепких деловых связей для публичной библиотеки – процесс архиважный, жизненно значимый, но и невероятно сложный. Опыт работы г.Санкт-Петербурга.

    13. Колесникова. Т. Екатеринбургский вариант / Тать- яна Колесникова // Библиотека. – 2006. - № 6. – С. 11 – 13.
    Для России Екатеринбург давно стал крупнейшим культурным центром. Вкладывая деньги в библиотеки, муниципалитет прекрасно понимает, что от этого выигрывает в целом и сам город, ибо по сложившейся общемировой традиции состояние и уровень библиотек также во многом определяют культурный потенциал региона.

    14. Кузнецова, Т. Инновационные практики совре- менной библиотеки /Татьяна Кузнецова // Библиоте- ка. – 2009. - № 2. – С. 10 – 13.
    Общество начинает видеть в библиотеке не только уч-реждение, где можно получить временное пользование книги, почитать журналы и газеты. Постепенно прихо-дит признание библиотеки как информационного, образовательного и культурного центра с широким спектром разнообразных услуг, среди которых наибольшим спросом пользуются сегодня информацион-ные услуги.

    15. Манилова, Т. О Концепции программы развития библиотечного дела в Российской Федерации до 2015 года / Татьяна Манилова // Библиотека. – 2009. - № 2. – С. 6 – 9.
    Комплекс предложенных мер позволит сохранить накоп-ленный российскими библиотеками потенциал и ускорить процессы развития библиотек на новом современном уровне, будет способствовать развитию новых информационных технологий и вхождению России в мировое информационное пространство на качественно новом уровне.
    16. Мурашко, О. Поговорим о партнёрах / Ольга Му- рашко // Библиотека. – 2005. -№ 11. – С. 14 – 15.
    В последнее время социальное партнёрство в библиотеч-ном деле становится всё актуальным. Главный смысл такого взаимодействия состоит в решении проблем, связанных с формированием и развитием внешнего информационного пространства. О взаимовыгодных контактах библиотек г. Старый Оскол Белгородской области и органов местного самоуправления.
    17. Орлова, О. Проводники права / О. Орлова, Е. Кузь- мин, М. Усачев // Библиотека. – 2006. - № 9. – С. 6 – 9.
    Создание публичных центров правовой информации (ПЦПИ) в общероссийском масштабе во многих регионах послужило началом массовой компьютеризации государственных, прежде всего муниципальных библиотек. Пермский край – не исключение.

    18. Плотникова, О. Информация как общественная необходимость / Ольга Плотникова // Библиотека. – 2006. - № 10. – С. 11 – 13.
    Основная функция библиотек – обеспечение всеобщего доступа к знаниям, и Березовская ЦБС Пермского края успешно справляется с поставленными целями. Будущее – в расширении круга пользователей благодаря мероприятиям, позволяющим формировать и развивать информационно - правовую культуру граждан.

    19. Позин, А. Социально значимую информацию – на службу всех и каждого / Альберт Позин // Библиоте- ка. – 2008. - № 12. – С. 9 – 13.
    Правовая информация нужна для того, чтобы люди в любой жизненной ситуации могли принять оптимальное, не противоречащее закону решение, в полной мере реализовать и, в случае необходимости, защищать свои права. На решение этой задачи направлено создание публичных центров правовой и социально значимой информации на базе общедоступных библиотек. Опыт г. Краснодара.

    20. Стасюлевич, О. Закон о персональных данных: знать, чтобы соблюдать / О. Стасюлевич, М. Куделя // Биб лиотека. – 2009. - № 1. – С. 9 – 15.
    Федеральный закон от 27 июля 2006г. № 152-ФЗ «О пер-сональных данных» в основной своей части вступил в силу ещё 26 января 2007г., вышел ряд подзаконных актов, определён орган, контролирующий соблюдение законодательства в этой сфере. Однако и на сегодняшний день нельзя сказать, что мы наблюдаем избыток информации по вопросу его применения в учреждениях культуры.

    21. Сукиасян, Э. Что заслужили, то получили? / Эдуард Сукиасян // Библиотека. – 2006. - № 9. – С. 6 – 8.
    Новые федеральные законы сделали библиотеки безза-щитными перед произволом чиновников. Чтобы мы были нужны, чтобы без нас было трудно, невозможно решать те или иные задачи, мы должны заниматься не только и не столько своими делами, сколько делами общества и всех его институтов, войти в них, «врасти» в их работу, реально участвовать в повседневной жизни своего населённого пункта.

    22. Фирсов, В. Динамика развития и преобразований / В. Фирсов, Г. Максимова // Библиотека. – 2005. - № 10. – С. 18 – 21.
    Национальную библиотеку часто отождествляют с символом нации, сохраняющим её исторические корни, культуру и активно способствующим самоидентификации народа, а также экономическому и социальному развитию страны. Этот её статус имеет и свою оборотную сторону. Именно национальная библиотека наиболее подвержена как позитивным, так и негативным влияниям происходящих в обществе процессов.

    23. Хомко, С. Отстаивать гражданскую позицию / Свет лана Хомко // Библиотека. – 2008. - № 3. – С. 12 – 14.
    Появление информационного проекта «Страна накануне выборов», разработанного МУ «Централизованная биб-лиотечная система г. Кургана» и Ассоциацией библиотекарей Кургана, было обусловлено важнейшим общественно – политическим событием в жизни страны – выборами депутатов Государственной думы Vсозыва Федерального собрания Российской Федерации.

    24. Шуминова, И. Как выжить в эпицентре реформ? / Ирина Шуминова // Библиотека. – 2006. - № 9. – С. 8 – 10.
    Стабильная работа системы доказывает, что даже в трудные времена финансового дефицита возможно наладить работу ЦБС, в полной мере удовлетворяя информационные запросы населения, его духовные потребности. Залог успеха библиотеки – это во многом и жизненная позиция её сотрудников, и в первую очередь – руководителя.

    II. НАЦИОНАЛЬНАЯ
    ПРОГРАММА
    ЧТЕНИЯ

    Снижение интереса к чтению - это общемировая тенденция, обусловленная глобализацией СМИ и бурным развитием индустрии развлечений, вытесняющих чтение и как престижный источник получения информации и как приятную и престижную форму досуга. Многие страны, реализуя собственные стратегии и программы поддержки и развития чтения, ищут эффективные способы противодействия этой пагубной тенденции, поскольку чтение играет чрезвычайно важную роль для развития любой страны.
    В России принят к рассмотрению проект Национальной программы поддержки и развития чтения, рассчитанной до 2020 года. Принятие и реализация программы диктуются острой жизненной необходимостью. 2007 год был объявлен в России Годом русского языка, в целом ряде регионов годом чтения, а также годом чтения и русского языка; начали разрабатываться и реализовываться соответствующие региональные программы.
    «Библиотеки должны использовать этот уникальный шанс снова громко заявить о себе и будучи одним из самых продвинутых институтов инфраструктуры поддержки и развития чтения в партнёрстве с педагогами, издателями, книготорговцами, журналистами, учёными предложить интересные проекты реализации Программы на федеральном, региональном и местном уровнях». /Евгений Кузьмин, президент Межрегионального центра библиотечного со-трудничества/
    25. Беляева, И. Езда по ненакатанной дороге / Ирина Беляева // Библиотека. – 2008. - № 4. – С. 40 – 42.
    В сентябре прошлого года в Челябинске состоялось пред-ставление «читающего» троллейбуса. «Агитационный» троллейбус – одна из новых форм социальной рекламы, направленной на продвижение чтения. Основная цель проекта «Читающий троллейбус» - стимулирование общественного интереса к книге и чтению. Инициатором этого проекта выступила Центральная библиотека им. А.С.Пушкина.

    26. Бражникова, И. Из уст в уста, из века в век / Инес- са Бражникова // Библиотека. – 2009. - № 3. – С. 39 – 40.
    В 2008г. в Иркутской области завершился заочный кон-курс «Самая читающая семья Приангарья», подготовленный областной детской библиотекой им. М.Д.Сергеева. Цели конкурса – формирование в обществе положительного имиджа читающей семьи, приобщение родителей и детей к чтению, возрождение традиций семейного чтения и усиления роли библиотек в этом важном деле. Об итогах конкурса.

    27. Буканова, М. На поэтический подиум – классику / Марина Буканова // Библиотека. – 2008. - № 2. – С. 25 – 26.
    Известно, что знакомство с литературной классикой оказывает огромное влияние на формирование личности. Однако с сожалением приходится констатировать тот факт, что интерес современной молодёжи к такого рода произведениям постоянно падает. В г. Новокуйбышевске было проведено исследование структуры читательских предпочтений детей и подростков.

    28. Гаврилова, И. Марафон «Читай, Лесной!» / Ирина Гаврилова // Библиотека. – 2007. - № 11. – С. 34 – 36.
    Поддержкой со стороны библиотек г. Лесной Свердлов-ской области национальной политики в области продви-жения книги и чтения стал марафон «Читай, Лесной!». В ходе проведения марафона библиотекари помогали жителям города окунуться в литературный поток, узнать десятки ярких имён и новых произведений.

    29. Горобец, Д. Форум государственного значения / Дмитрий Горобец // Библиотека. – 2007. - № 4. – С. 18 – 22.
    В сентябре 2006г. прошёл Межрегиональный форум детской книги «Пермь – 2006», на котором присутствовали представители 27 регионов России. Форум буквально всколыхнул общественность Пермского края. Организаторы решили показать ребятам замечательный, разнообразный мир книги, объяснить, что именно чтение делает человека более интеллектуальным, духовно богатым, способным творить и созидать.
    30. Гребенникова, Е. В ракурсе эксперимента / Елена Гребенникова // Библиотека. – 2009. – № 1. – С. 23 – 28.
    Четыре незабываемых дня, наполненных интересными встречами, яркими событиями, зрелищными акциями, по-дарил жителям Тамбовской области фестиваль «Читаю-щая семья», проходивший в мае 2008г. А приурочен был этот рожденный трудовыми буднями библиотекарей праздник к объявленному в нашей стране Году семьи и на-правлен на поддержку традиций семейного чтения.

    31. Гурьева, Г. Досуг – сфера духовная / Галина Гурье- ва // Библиотека. – 2008. - № 11. – С. 16 – 20.
    Липецкие детские библиотеки постоянно ищут новые ме-тодики и формы работы с семьёй по вовлечению ребят в процесс чтения книг. Более тысячи липчан стали участни-ками летней акции «Добрые дела – любимому городу», ко-торая привлекла в библиотеки много новых читателей, способствовала повышению социальной активности детей и их родителей.

    32. Журба, А. Задание на каждый день / Анна Журба // Библиотека. – 2007. - № 7. – С. 6 – 7.
    В социологическом исследовании, поведенном ЦГБ г. Аба-кана, приняли участие 225 учащихся разных возрастных групп. Из них 80 процентов приходят в библиотеку за информацией для выполнения школьных домашних заданий, причём 40 процентов опрошенных не были удовлетворены тем, что им могли предложить.

    33. Лихачева, Т. Трудный путь к слову / Татьяна Лиха- чева // Библиотека. – 2008. - № 11. – С. 21 – 23.
    По данным исследований, с каждым годом в стране увеличивается количество не читающих людей. В орбиту этого явления попали дети – будущее поколение россиян. Эту проблему стараются решить библиотекари г. Миасса, осуществляя программу «Путь к слову. Школа творческого чтения в детской библиотеке».

    34. Лукина, М. Увидеть проблемы крупным планом / Марина Лукина // Библиотека. – 2008. - № 10. – С. 27 – 30.
    В ЦДБ г. Заринска в Алтайском крае было проведено со-циологическое исследование «Библиотека и семья», целями которого стали: определение читательских приоритетов посетителей ЦДБ; выявление роли библиотеки в формировании семейного чтения. Объектами исследования были юные жители города – читатели ЦДБ и их родители.

    35. Монина, В. Как привлечь молодёжь? / Вера Мони- на // Библиотека. – 2008. – № 1. – С. 8 – 9.
    В 2007г. в г. Новосибирске прошёл библиотечный форум «Чтение молодёжи: тенденции и проблемы». В его работе приняли участие более 100 специалистов юношеских библиотек, централизованных библиотечных систем не только Новосибирска, но и из других регионов России.

    36. Мясникова, Н. Успех приходит в сотрудничестве / Наталья Мясникова // Библиотека. – 2008. - № 8. – С. 27 – 30.
    В Самарской области прошёл Год детского чтения. В его рамках проведено много интересных мероприятий, накоплен опыт. Самым значительным и запоминающимся событием Года детского чтения для юных жителей Тольятти стал первый городской библиофестиваль.

    37. Попова, В. Марафон закончился – марафон про- должается / Валерия Попова // Библиотека. – 2008. - № 12. – С. 30 – 31.
    Уже во второй раз в Иркутской области проходит акция единого действия – Областной молодёжный информационный марафон «Библиотеки – молодым!». Библиотеки постарались максимально показать свои информационные возможности молодым читателям. Марафон закончился, но работа библиотек с молодёжью продолжается, причём активно и творчески.

    38. Прокопенко, В. Семьи связующая нить / Виктория Прокопенко // Библиотека. – 2009. - № 3. – С. 37 – 38.
    Как живёт молодая семья? От чего зависит её благополучие? Такими вопросами задались специалисты Белгородской государственной юношеской библиотеки и решили посвятить этой теме Неделю книги для молодёжи.

    39. Самохина, Н. Показатели эффективности: коли- чественные и качественные / Наталья Самохина // Библиотека. – 2007. - № 10. – С. 15 – 18.
    На основе показателей, заимствованных из сводных годовых статистических таблиц управлений культуры административных округов г. Москвы, отделом мониторинга информационно-библиотечной деятельности ЦУНБ им. Н.А. Некрасова был создан справочник «Библиотеки Москвы в зеркале цифр».

    40. Свиридова, Н. Привычка или… любовь? / Наталья Свиридова // Библиотека. – 2008. - № 2. – С. 19 – 24.
    Сколько бы ни говорили о пользе чтения, о необхо-димости вырабатывать к нему привычку и потребность, наши слова останутся лишь благими пожеланиями, если не будут переведены на язык ясных и последовательных практических действий. И кому, как не библиотекарям, в первую очередь надлежит овладевать этим языком? Впрочем, можно ли говорить о привычке к чтению?.. А если чтение – это любовь?

    41. Селех, О. В культурном контексте провинциально го города / Ольга Селех // Библиотека. – 2007. - № 12. – С. 21 – 23.
    На базе Центральной библиотеки г. Вольска создан экспериментальный Центр чтения, разработан ряд целевых программ: «Чтение», «Центр чтения в культурном контексте провинциального города», «По ступеням культуры чтения». Программы нацелены на привлечение читателей и поддержку интереса к чтению у различных категорий населения, в первую очередь у детей и молодёжи.

    42. Хамаганова, Р. Марафонским маршрутом – из го рода в город / Роза Хамаганова // Библиотека. – 2008. - № 1. – С. 10 – 14.
    По инициативе Национальной библиотеки и при поддержке Детского фонда ООН(ЮНИСЕФ) в Российской Федерации завершился в Республике Бурятия – Республиканский литературно – театральный марафон «Книга в пути». Организаторы книжного праздника стремились возродить интерес к чтению среди жителей региона, внедрить современные методы продвижения чтения.

    43. Харисова, С. Играя – познавай / Светлана Ха-рисова // Библиотека. – 2008. - № 2. – С. 17 – 18.
    Детская библиотека г. Губаха в Пермском крае, определив развивающее чтение как перспективное направление деятельности, разработала программу для младших школьников «Доброе слово».Библиотекари надеются, что резонанс программы будет положительным, окажет действенное влияние на развитие интереса ребёнка к книге и чтению.

    44. Чернявская. Н. Альтернатива танцполу и рунету / Наталья Чернявская // Библиотека. – 2007. - № 9. – С. 16 – 17.
    Оперативно реагируя на результаты, полученные в ходе социологического исследования «Чтение. Взгляд молодё-жи», Молодёжный совет ЦБС г. Омска стал инициато-ром проведения молодёжного читательского марафона «Ощути радость чтения!». Главную задачу органи-заторы видели в разработке и проведении широкой кампании по продвижению чтения в молодёжной среде, расширении читательского пространства.

    45. Чертова, Т. «Издано на Алтае» / Тамара Чертова // Библиотека. – 2007. - № 8. – С. 14 – 17.
    Среди жемчужин редкого фонда Алтайское краевой библиотеки хранятся 86 рукописных и старопечатных книг, некогда привезённых на эту землю вместе с самым необходимым для жизни. Развивая эти традиции, библиотека стремится закладывать новые. Настоящим праздником для души книгочея стал фестиваль книги «Издано на Алтае».

    46. Чимитова, Г. Салон, открывающий новые имена / Г. Чимитова, Р. Батомункуева // Библиотека. – 2009. - № 1. – С. 20 – 22.
    Масштабный праздник книги – Книжный салон прошёл недавно в столице Бурятии. Организаторами Салона яв-ляются Правительство, Министерство культуры и На-циональная библиотека Республики Бурятия. Идея проведения республиканского мероприятия, ставшего заметным явлением в культурной жизни региона, принадлежит Национальной библиотеке.

    47. Яруничева, О. Приветствия ста персонажей / Ольга Яруничева // Библиотека. – 2007. - № 10. – С. 13 – 15.
    Министерством культуры и молодёжной политики Са-марской области 2007 год был объявлен Годом детского чтения. Мэрия городского округа Тольятти взяла под свой патронаж все мероприятия, направленные на привлечение подрастающего поколения к книге. Была принята программа «Читаем книги круглый год».
    III. ПРОФЕССИОНАЛЫ

    В современных социально – экономических условиях персонал библиотек выдвигается на одно из первых мест среди других ресурсных составляющих учреждения, а переподготовка и повышение квалификации библиотечных специалистов становятся одним из самых приоритетных направлений библиотечной политики. Преобразования, происходящие в профессиональной сфере, являются основным фактором формирования новых требований, предъявляемых к библиотечным работникам. Эффективность деятельности библиотек зависит в немалой степени от того, достаточно ли высоки престиж библиотечной работы и профессиональный уровень кадров.
    На сегодняшний день остро стоят проблемы развития кадрового потенциала библиотек, формирования перспективных персонал - стратегий в профессиональной подготовке и переподготовке молодых библиотекарей, их успешной профессиональной адаптации и становлении. Важную роль играет профессиональное обучение, особенно если оно ори-ентировано на восполнение определённого дефицита про-фессиональных знаний для решения конкретных практических задач и вопросов.


    48. Гвоздь, И. Самообразование – это и необходи-мость, и удовольствие / Инга Гвоздь // Библиотека. – 2009. - № 10. – С. 60 – 61.
    Важная составляющая профессионализма библиотекаря – его начитанность. Хорошее знание литературы и библиографии – вот залог успешной работы в области успешной работы в области обслуживания читателей и пропаганды книжной культуры.

    49. Гринкевич, Г. Учиться, чтобы учить / Галина Гринкевич // Библиотека. - 2005 - № 3. - С. 72 - 73.
    Так называлась прошедшая в НГОНБ им. А.М.Горького под патронажем Новосибирского библиотечного общества школа методистов. Основные темы проводимых занятий: «Тренинг в системе непрерывного библиотечного образования», «Сельская библиотека – центр общественной и культурной жизни сибирского села», «Сельская библиотека информационный центр для населения». В работе школы использовались: ролевые и имитационные игры, дискуссии, диалоги, тренинг – анализы.

    50. Гришина, С. Держать руку на информационном пульсе отрасли / Светлана Гришина // Библиотека. – 2007. - № 9. – С. 32 – 34.
    В последнее десятилетие резко изменились требования к профессиональному уровню библиотечных работников. По мнению исследователей, в самое ближайшее время судьба каждого конкретного человека будет зависеть от того, насколько он способен своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию.
    51. Езова, С. «Кейс» с проблемой разберется / Светлана Езова // Библиотека. - 2005. - № 9. - С. 66 - 67.
    В деле подготовки библиотечных кадров и на Западе, и в России приобретает популярность так называемый метод кейсов, «кейс – стадии». По сути – это анализ конкретных ситуаций. Как использовать этот метод для подготовки библиотечных кадров в ВУЗах.

    51. Захарова, Г. Коллеги, запиши¬тесь на курсы!/ Га- лина Захарова // Библиотека. – 2005. - № 9. - С. 68 - 69.
    О пользе дистанционных курсов для информационных курсов для информационных работников, библиотекарей и учителей, желающих обновить свои знания в области поиска и распространения информации в современном мире.

    52. Збаровская, Н. По¬говорим о профессиональных ка- чествах / Наталья Збаровская // Библиотека. - 2005. - № 2.- С.35 - 44.
    Профессиональное качество специалиста - это сложный комплекс знаний, умений и навыков, уровень которых оп-ределяет эффективность деятельности данного работ-ника. Автор приводит некоторые направления и приемы повышения компетенции сотрудников библиотек.

    53. Иночкин, В. Этические нормы специалиста / Вяче- слав Иночкин // Библиотека. – 2007. - № 7. – С. 46 – 47.
    Установление оптимальных взаимоотношений между управляющими и подчинёнными – важнейшая социально – психологическая проблема, от исхода решения которой во многом зависят результаты управленческой деятельности.

    54. Клюев, В. Позвольте предста¬виться: менеджер ин- формаци¬онных ресурсов / Владимир Клюев // Биб лиотека. – 2005. - № 8.- С. 60.
    В декабре 1998 года, выступая на межвузовской научно – практической конференции, автор этих строк пред-ложил концепцию деятельности специальной управленческой кафедры (профильного менеджмента) в структуре библиотечно – информационного факультета.

    55. Лаврова, В. Читатель ставит «от¬лично» / Валенти на Лаврова // Библиотека. – 2005. - № 11.- С. 44.
    Оригинальные исследования провели работники ЦГБ г.Владивостока, чтобы узнать что думают читатели об их деятельности о качестве обслуживания и возможностях учреждения. Специальные анкеты с весьма нестандартными вопросами получили самые неожиданные ответы. К сожалению, автор не познакомила нас с этими вопросами, читатели журнала смогут увидеть анализ анкет.

    56. Левитес, Е. Нет текучки в районе вечной мерзло ты / Елена Левитес // Библиотека. – 2008. - № 7. – С. 36 – 38.
    Традиции, постоянный творческий поиск, опыт общения с читателями разных категорий обеспечивают библиотекам г. Нерюнгри (Саха(Якутия) признание в городе и районе, а их сотрудникам – привязанность к любимой работе, а значит, сведение к минимуму злополучной текучки кадров.

    57. Легезина, З. Мастер – класс от сельских специали стов / Зоя Легезина // Библиотека. – 2008. - № 7. – С. 34 – 35.
    Будучи средством и активным субъектом непрерывного образования и самообразования граждан, библиотеки, их сотрудники постоянно нуждаются в повышении уровня своей работы, а значит – в повышении квалификации самих библиотекарей. Непрерывную профессиональную учёбу кадров осуществляет Межпоселенческая библиотека Кореневского района Курской области.

    58. Мананкова, Ю. Восточные соседи в едином куль турном пространстве / Юлия Мананкова // Библио тека. – 2009. - № 9. – С. 62 – 63.
    Информационный центр восточной культуры при отделе литературы на иностранных языках ОГУНБ им. И. И. Молчанова-Сибирского призван осуществлять информационную поддержку культурных, просветительских и учебных программ Иркутской области по ориенталистике, пробуждать и поддерживать интерес широких кругов общественности к странам Востока. Это самое молодое подразделение старейшей библиотеки региона.

    59. Матвеева, И. Обучение - основа творческой инди- видуальности / Ирина Матвеева // Библиотека. – 2005. - № 5. - С.50 - 51.
    Вправе ли студент иметь творческие амбиции, избери он сегодня профессию библиографа? Сможет ли он в будущем реализовать свой потенциал? Формирование, развитие и реализация творческого потенциала студентов – библиографов.

    60. Муравьева, Т. Персонал – капитал и ресурс разви- тия / Татьяна Муравьева // Библиотека. – 2006. - № 7. – С. 22 – 23.
    Управление персоналом. Что это? Дань моде или требо-вание времени? Сегодня у руководителей есть реальная возможность избежать многочисленных издержек, кон-фликтных ситуаций, ошибок, используя в своей работе элементы теории менеджмента.

    61. Несмеянова, В. Люблю свой ка¬бинет / Валентина Несмеянова // Библиотека. - 2005. - № 2. - С. 81 - 83.
    Самарской ОНБ на базе Борской ЦБС была организована творческая мастерская «Методическая деятельность ЦРБ как условие инновационных изменений в работе сель-ских библиотек». Особый интерес участников вызвало знакомство с работой методического кабинета: его ди-зайнерским оформлением и соответствием прямому на-значению – быть творческой лабораторией для сельских библиотекарей.
    62. Орлова, О. Вхождение в коллек¬тив / Ольга Ор-лова // Библиотека. - 2005. - № 5. - С. 48 - 49.
    Фундаментом любой организации, на котором строятся её благополучие и эффективность, можно смело назвать персонал. И библиотека, конечно, не исключение. Рекомендации по подбору и адаптации новых сотрудников в коллективе.

    63. Перепелица, В. Великое призвание – творить добро / Вита Перепелица // Библиотека. – 2008. - № 5. – С. 54 – 55.
    Каким быть современному библиотекарю? Как в его дея-тельности, характере, миросозерцании должны соче-таться извечные духовные начала профессии с тем праг-матизмом, что несёт в библиотеки вместе с новыми технологиями стремительный XXI век? Автор приглашает поразмышлять на эту тему.

    64. Протопопова, Е. Первоклассный персонал можно самим воспитать / Елена Протопопова // Библио-тека. – 2008. - № 6. – С. 22 – 25.
    Специалист, не владеющий навыками работы с основными компьютерными приложениями, рискует автоматически оказаться на периферии рынка труда, не соответствуя стандартам своего учреждения, прямо связанного с информационным обменом. Важно систематично обучать молодёжь специфике и технологиям информационного поиска, правилам аналитико – синтетической обработки информации, умению обобщать полученный материал.

    65. Рыкова, А. «Акварельная поляна» на «Острове знаек» / Анна Рыкова // Библиотека. – 2006. - № 12. – С.50 - 52.
    Подводя итоги 70 – летнего пути детской библиотеки г. Можга (Удмуртия) можно смело сказать: она выдержала испытание временем, её коллектив всегда показывал отличные знания по предметам «Профессиональное мастерство», «Любовь к книге и читателю»

    66. Рычагова, С. С точки зрения рекламы, или Кон курс учит творчеству / Светлана Рычагова // Биб- лиотека. – 2008. - № 11. – С. 45 – 46.
    С чем связывается обычно образ библиотеки? Конечно же, с книгой… Но для того, чтобы продвигать чтение, популяризовать книгу, привлекать к библиотеке новых пользователей, нужны и новые, свежие образные решения. Это касается и рекламы библиотек, их имиджа, включающего в себя как логотип, так и внешний вид здания, его интерьеры и, конечно же, самих сотрудников.

    67. Шуйская, Т. Говорить с юными на одном языке / Татьяна Шуйская // Библиотека. – 2009. - № 10. – С. 62 – 66.
    Преобразования, происходящие в профессиональной сфере, являются основным фактором формирования новых требований, предъявляемых к библиотечным работникам. Эффективность деятельности библиотек зависит в немалой степени от того, достаточно ли высоки престиж библиотечной работы и профессиональный уровень кадров.

    IV. БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ

    Библиотековедение - научная дисциплина, изучающая цели, принципы, содержание, систему и формы общественного пользования произведениями печати. Это самая обширная область библиотечного дела, которая включает вопросы изучения читательских потребностей, мониторинговые исследования читательских запросов, формирование информационной культуры пользователей, информационное и библиографическое обслуживание читателей и многое другое. В последнее десятилетие библиотечным сообщест-вом России активно разрабатывались и внедрялись в практику компьютерные технологии, что привнесло значительные изменения в традиционные библиотечные процессы, и в первую очередь – в процесс формирования библиографической информации о своих фондах.
    Задача библиотековедения — развитие теории биб-лиотечного дела, анализ его закономерностей как социального явления, связанного с использованием библиотек в помощь социальному, экономическому, культурному процессу. Теория и практика библиотечного обслуживания постоянно пополняются, вбирая в себя всё новые общественно-экономические и социокультурные изменения, результаты научных исследований и инновации практической деятельности.
    68. Акилина, М. Информационное учреждение? Да!/ Мария Акилина // Библиотека. – 2006. - № 12. – С. 61 – 63.
    То, что библиотека является информационным учреждением, не вызывает сомнения. Так называют сейчас не только крупные научные библиотеки, но и массовые. Считается чем- то очень современно звучащим такое словосочетание «библиотека – информационный центр». Но что вкладывается в это понятие?

    69. Борисова, О. Взгляд социолога на рекламу / Ольга Борисова // Библиотека. – 2007. - № 9. – С. 58 – 60.
    В процессе исследований библиотечной рекламы широко применяются системно – деятельностный, информационно – культурологический, социально – экономический и другие научные подходы. Автор статьи делится своим опытом проведения социологических исследований рекламно – информационной библиотечной деятельности.

    70. Голоднова, Н. «Средние таблицы ББК. Организа- ция, методика, технология использования»/ Н. Голоднова, Э. Сукиасян // Библиотека. – 2006. - № 11. – С. 63 – 65.
    В октябре 2006г. в Российской государственной библио-теке состоялось Всероссийское совещание библиотек. Таким образом завершилась серия межрегиональных конференций, проведённых в предыдущие два года в семи федеральных округах России. В работе Совещания приняли участие более 80 специалистов. Итоги Сове-щания в РГБ.

    71. Голубенко, Т. Северные зарисовки / Татьяна Голу- бенко // Библиотека. – 2006. - № 1. – С. 46 – 48.
    В Ямало – Ненецком автономном округе насчитывается 98 муниципальных публичных библиотек, за последние го-ды их статус среди учреждений социальной сферы значительно повысился. Положено начало созданию в регионе национальной электронной библиотеки, которая будет доступна не только жителям Ямала, но и всем, кто проживает за его пределами.

    72. Збаровская, Н. В контексте эволюции культуры / Наталья Збаровская // Библиотека. – 2006. - № 9. – С. 46 – 49.
    В последнее время в библиотечной практике происходят важные сдвиги, нуждающиеся в анализе. Потому и были написаны эти беседы. В них рассматриваются философ-ские аспекты библиотечного дела в связи с общими про-блемами отечественной (и не только )культуры. Беседа первая.

    73. Кудеярова, А. Нужно пользователю, необходимо нам / А. Кудеярова, Н. Слащева, Ю. Мохначева // Библиотека. - 2005. - № 8.- С. 36 - 37.
    Изучение информационных потребностей пользователей – один из основополагающих аспектов функционирования библиотек. Приводятся примеры некоторых методов исследования, а так же применение результатов исследования в библиотечной практике.

    74. Протопопова, Е. Библиотечная экскурсия: поня-тие и виды / Елена Протопопова // Библиотека. – 2008. - № 8. – С. 53 – 54.
    Главный объект организатора библиотечной экскурсии – экскурсанты; мероприятия осуществляются именно для них; их воспитание, их развитие, расширение их кругозора и просвещение в сфере информационной грамотности – цель экскурсии в библиотеке.

    75. Самохина, Н. Ещё раз о нашей статистике / Ната- лья Самохина // Библиотека. –2006. - № 9. – С. 50 – 52.
    О важности задачи развития национальной биб-лиотечной статистики, призванной сформировать структуру и систему показателей и единиц учёта (в том числе на электронных носителях), объективно отражающих состояние библиотечного дела в России.

    76. Сафиуллина, З.Информационная аксиология / Зульфия Сафиуллина // Библиотека. – 2006. - № 4. – С. 61 - 63.
    Для понимания проблем информационной аксиологии по-лезно воспользоваться определённой системой понятий. К понятиям общего характера относятся следующие: «ценность», «значение», «обмен информацией», «избыточный», «избирательность», «влияние», «превышение». Наиболее важным является понятие «ценность», которое отражает главный смысл аксиологии вообще и информационной аксиологии в частности.

    77. Столяров, Ю. Метаморфоза американской кон- цепции «наилучшего чтения» / Юрий Столяров // Библиотека. – 2006. - № 7. – С. 64 – 68.
    В XIX в. принцип селективности библиотечных фондов был существенно развит и стал основополагающим в ми-ровом библиотечном фондоведении. Нашим библиотековедам и библиотекарям американский опыт, конечно, надо изучать и знать, но жить при этом следует всё – таки своим умом и применительно к собственным историческим реалиям и культурным тра-дициям.

    78. Сукиасян, Э. Правила система¬тизации и предмети- зации /Эдуард Сукиасян // Библиотека. - 2005. - № 1.- С. 38 -41.
    Школа индексирования. Занятие 11-е. Разбираются пра-вила, относящиеся к двум наиболее распространенным видам индексирования – систематизации и предметиза-ции. Изучая стандарт, надо иметь в виду, что он разработан с учетом принципов и правил традиционной практики каталогизации, предполагающей введение карточных реальных каталогов.

    79. Сукиасян, Э. Структура и общие положения ГОСТ 7.66 – 92/ Эдуард Сукиасян // Библиотека. - 2005. - № 2. - С.51 - 53.
    Школа индексирования. Занятие 12- е знакомит со стан-дартом 7.66 – 92 СИБИД. Индексирование документов. Общие требования к координатному индексированию, его структурой и содержанием первых трех разделов.

    80. Сукиасян, Э. Координатное индексиро¬вание: вы- бор терминов индекси¬рования и формирование поискового образа документа / Эдуард Сукиасян // Библиотека. - 2005. - № 3. - С. 42 - 44.
    Школа индексирования. Занятие 13-е. До сих пор процессы координатного индексирования полностью совпадали с хорошо знакомыми нам процессами систематизации и предметизации. Далее должен следовать этап предоставления содержания документа в виде терминов индексирования.

    81. Сукиасян, Э. Таблицы классификации / Эдуард Сукиасян // Библиотека. - 2005. - № 4. - С. 62 - 64.
    Школа индексирования. Занятие 14 – е определяет различие между понятиями система классификации и таблицы классификации. Таблицы классификации - это материальное воплощение библиотечно – библиографической или информационной классификационной системы или классификационного ИПЯ.

    82. Сукиасян, Э. Таблицы классифи¬кации: элементы и система обоз¬начений / Эдуард Сукиасян // Библио- тека. - 2005. - № 5. - С. 42 - 44.
    Рассматриваются элементы основных таблиц классифи-кации на примерах из Выпуска 1 Средних таблиц ББК.

    83. Сукиасян, Э. ИПЯ клю¬чевых слов / Эдуард Сукиа- сян // Библиотека. - 2005. - № 6. - С. 13 -15.
    Школа индексирования. Занятие 16 – е. Сравнение разных моделей ИПЯ с использованием метода моделирования на примере одной и той же предметно – тематической области «Чрезвычайные ситуации».

    84. Сукиасян, Э. Предметизационный и класси¬фика- ционный ИПЯ / Эдуард Сукиасян // Библиотека. - 2005. - № 7. - С. 31 - 33.
    Школа индексирования. Занятие 17 – е продолжает тему, начатую в № 6 за 2005 год. Представляет следующий этап переработки имеющегося массива понятий – составления предметных рубрик (ПР).

    85. Сукиасян, Э. Дескрипторный ИПЯ / Эдуард Сукиа сян // Библиотека. - 2005. - № 8.- С. 33 - 34.
    Школа индексирования. Занятие 18 – е. Рассматри-ваются понятия дескрипторной записи, поисковый образ документа, тезаурус в совокупности.

    86. Сукиасян, Э. Обеспечение индек¬сирования / Эду- ард Сукиасян // Библиотека. - 2005. - № 9.- С. 25 - 28.
    Школа индексирования. Занятие 19 – е рассматривает вопросы справочно – методического и документационного обеспечения.

    87. Тактайкина, Т. Что читаешь, че¬ловек чи-тающий? / Татьяна Тактайкина // Библиотека. - 2005. - № 12. - С. 20 - 22.
    Результаты исследования, которое проводила Новосибирское библиотечное общество среди пользователей городских и районных учреждений культуры. Цель специального анкетирования глубже изучить предпочтение людей, регулярно посещающих «книжные храмы», определить место чтения в их досуги и т. д.
    V. ФОНДЫ
    Комплектование фондов литературы является неотъ-емлемой и основной функцией библиотек, направленной на обеспечение информационно – библиотечных потребностей пользователей, удовлетворение читательского спроса на первоисточники в пределах библиотеки. Библиотечные фонды – стратегический ресурс развития общества. Их информационный потенциал является основой его экономического, интеллектуального и духовного прогресса. Накопленные в библиотеках документы – общедоступный и уни-версальный по содержанию источник информации, объект постоянного спроса, неотъемлемая составляющая нашего духовного достояния.
    Проблема сохранения библиотечных фондов – не частный вопрос библиотечного дела или культурной жизни в целом, это глобальная проблема, от решения которой зависит сохранение памяти нации, доступность обществу новой информации, идей, знаний. От состояния книжных фондов, систематического и планомерного их пополнения в значительной мере зависит успех работы любой библиотеки. Именно в процессе комплектования создаётся база для всей последующей работы.
    Ниже изложены предложения по обеспечению поль-зователя актуальной литературой и своевременному обновлению фондов, а также в сборе и сохранении информационных материалов.
    88. Аппаева, Ж. В унисон со временем / Жаухар Аппа-
    ва // Библиотека. – 2008. - № 3. – С. 31 – 32.
    Научная библиотека Кабардино – Балкарского госуниверситета – это двенадцать абонементов, пятнадцать читальных залов, шесть отделов, девять филиалов. Её фонды за последние годы значительно расширились. Здесь хранятся книги по всем отраслям знаний, отличающихся разнообразием и широтой те-матики.

    89. Бахтигараева, А. По выздоровлению из «больни- цы» выписаны / Альфия Бахтигараева // Библиоте- ка. – 2007. - № 10. – С. 22 – 25.
    Работа с читателями, направленная на обеспечение со-хранности книжного фонда, сложна и кропотлива. Эф-фективной она будет только в том случае, если весь кол-лектив ведёт её настойчиво и систематически. Содействовать в какой – то степени решению этой проблемы – такова была задача конкурса среди библиотек г. Ижевска «Лучший уголок охраны книжного фонда».

    90. Бесстремянная, Ю. Контрольный экземпляр РГБ: взгляд комплектатора / Юлия Бесстремянная // Биб- лиотека. – 2007. - № 7. – С. 15 – 17.
    Изучение репертуара печатной продукции – это аналитическая задача, составная часть повседневной работы, кропотливо проводимой комплектаторами крупнейших универсальных научных библиотек. Она не утратила своей актуальности и в настоящее время, хотя деятельность библиотек и претерпела серьёзные изменения.
    91. Божедонова, В. Когда консервация – прогрес-сивна / Варвара Божедонова // Библиотека. – 2009. - № 3. – С. 61 – 63.
    Основная цель консервации – состоит в обеспечении дол-говременной безопасной защиты документов от неблаго-приятных воздействий окружающей среды путём пре-вентивных, стабилизационных и восстановительных ме-роприятий в целях сохранения фонда как основы функционирования библиотеки на всех этапах его формирования и использования. Как решаются эти задачи в Национальной библиотеке Республики Саха (Якутия).

    92. Бушуева, Е. Одних даров на всех не хватит / Елена Бушуева // Библиотека. – 2007. - № 12. – С. 37 – 38.
    Почти во всех районах Кировской области деньги на книги не выделяются. В библиотеках практически нет новых книг, а нужно, чтобы финансовый поток был постоянным, планомерным, тогда у детей появится возможность читать книги и расти добрыми, нравственно здоровыми. Как пополнить книжный фонд?

    93. Винокур, В. О правилах исключе¬ния литературы из фондов / В. Винокур // Библиотека. – 2005. - № 6.- С. 71.
    С целью более детального ознакомления с нашими юридическими изданиями вниманию читателей предлагается материал о продаже, исключенной из фонда библиотечной литературы, представленный в журнале «Независимый библиотечный адвокат».

    94. Горячева, Е. Сколько б книг ни прочитал, нет но- вее, чем жур¬нал / Елена Горячева. // Библиотека. – 2005. - № 12. - С. 62 - 64.
    Фонды библиотек ветшают, морально устаревают, не соответствуют потребностям юных пользователей. И вот тут на помощь приходят периодические издания. Как наиболее эффективно использовать журнальные фонды для удовлетворения запросов читателей, предлагают библиотекари детской библиотеки в Самарской области.

    95. Датская, А. Информационные ресурсы: техноло- гия пополнения / Антонина Датская // Библиотека. – 2008. - № 7. – С. 39 – 40.
    Библиотечные фонды – стратегический ресурс развития общества. При наличии пусть даже не очень большого, но стабильного финансирования Астраханская Областная библиотека стремится обеспечивать полноту и качество приобретаемых изданий как важного компонента информационных ресурсов современной библиотеки.

    96. Кисловская, Г. Запас нестареющих документов / Галина Кисловская // Библиотека. – 2006. - № 3. – С. 46 – 47.
    Создание страхового фонда документов библиотек страны – процесс и необходимый, и сложный. Обсуждению его был посвящен Круглый стол, состоявшийся в феврале в стенах Российской государст-венной библиотеки.
    97. Козлова, Е. Рынок электронных ресурсов / Елена Козлова // Библиотека. - 2005. - № 3. - С. 38 -41.
    Рассматриваются вопросы изменения политики комплектования библиотек направленные на формирова-ние части фонда электронными ресурсами и приобретения прав доступа к удаленным ресурсам.

    98. Коротеева, Р. «Верхи» раздумывают, «низы» ре- шают / Рита Коротеева // Библиотека. – 2006. - № 8. – С. 56 – 57.
    Заметно обострились проблемы качественного пополне-ния, постоянного обновления библиотечных фондов. В г. Новокузнецке библиотекари развернули кампанию, направленную на улучшение состава фонда под названием «Народная библиотека».

    99. Лютова, Н. Должники - в зоне досягаемости / На- дежда Лютова // Библиотека. – 2005. - № 5. - С. 55 - 56.
    Неужели всё настолько безнадёжно и вернуть книги и документы, попавшие в руки, мягко говоря, безответственных читателей, уже невозможно? Опыт работы Дальневосточной государственной библиотеки показал, что повод для оптимизма есть.

    100. Пономарева, Л. Память, запечатлённая в славе / Лариса Пономарева // Библиотека. – 2007. - № 11. – С. 39 – 43.
    Государственной областной научной библиотеке им. А.С. Пушкина – 100 лет. Большая часть на-ционализированных книжных собраний была передана в её хранилище. На базе этих редких исторических документов были сформированы главные коллекции ОГОНБ – «Книжная память России» и «Книжная память Сибири»

    101. Расцветаева, Н. Поддерживая связь времен / Н. Расцветаева, Е. Леухина // Библиотека. – 2008. - № 1. – С. 24 – 25.
    В Челябинской областной универсальной научной библио-теке для выполнения Национальной программы сохранения библиотечных фондов Российской Федерации разработан комплекс мероприятий в технологическом, нормативном, правовом, техническом и организационно – методическом аспектах. Организационно – методический аспект подразумевает использование и сохранение единственных экземпляров, обучение персонала, обучение читателей и т.д.

    102. Станевка, Т. Организация инфор¬мационного про- странства / Татьяна Станевка // Библиотека. - 2005. - № 4.- С. 52 - 53.
    Главное в работе детской библиотеки г. Астрахани – читатель, его интересы, требования и возможности. Поэтому наряду с созданием в библиотеке комфортной среды, библиотекари занялись формированием «воспитывающей среды». К ее основным компонентам относятся в первую очередь книжные фонды, их открытость, наглядность, доступность.
    103. Стародубова, Н. Публичные центры правовой ин- формации: история вопроса и настоящее их сос- тояние / Нина Стародубова // Библиотека. - 2005. - № 4.- С. 54 - 56.
    Новые социальные приоритеты диктуют перемены в формировании библиотечных фондов, в том числе официальных юридических документов, необходимость создания новых служб и структур, обеспечивающих доступность официальных изданий и соответствующей справочно –правовой литературы.


    104. Хахалева, Н. Стратегический ре¬сурс госу-дарства: тенденции развития / Нина Хахалева // Библиотека. - 2005. - № 1. - С. 35 - 37.
    Последние десятилетия фонды библиотек во всём мире рассматриваются как стратегический ресурс, состав-ляющий информационный потенциал общества. Россия не является исключением, поэтому особенно важен и интересен мониторинг развития фондов с выявлением новых тенденций.

    105. Хахалева, Н. Как обеспечить полноту на-циональ¬ ного библиотечно-информационного фонда / Нина Хахалева // Библиотека. - 2005. - № 8.- С. 49 - 51.
    Решается вопрос как одной и той же библиотеке научится работать в двух режимах: обеспечивать поль-зователя актуальной литературой и своевременно обновлять фонд и в тоже время быть гарантами полноты собирания и сохранения информационных материалов.

    106. Чиркова , Э. Учет. Все ли гладко? /Эмма Чиркова // Библиотека. – 2005. - № 1. - С. 33 -34.
    Автор высказывает некоторые замечания и пред-ложения по организации учета и отчетности фонда в целом и в частности – в ЦБС на примере фонда детской литературы и «Инструкции по учету и сохранности книжного фонда».

    107. Шестакова, Р. Научная обработка книг на службе у читателя XXI века: история и современность / Раиса Шестакова // Библиотека. – 2008. - № 11. – С. 32 – 36.
    Сотрудники библиотеки Новосибирского государственного педагогического университета полагали, что автоматизация библиотечных процессов значительно облегчит их труд. Так оно и произошло впоследствии. Но поначалу им пришлось столкнуться с множеством проблем и трудностей.

    108. Шилов, В. Читаемость растёт, книгообеспечен- ность падает / В. Шилов и др. // Библиотека. – 2007. - № 10. - С. 26 – 29.
    Общие тенденции развития экономической и социальной сферы российского села отражаются также и на его культурном состоянии, в том числе – проявляются в судьбах библиотек. Выявить влияние проводимых реформ на сельские библиотеки помогает аналитический материал, предлагаемый петербургскими специалистами. О запросах и потребностях селян.

    109. Яцунок, Е. Памятники без пьедесталов / Ека-терина Яцунок // Библиотека. – 2006. - № 8. – С. 58 – 60.
    «Книжные памятники Российской Федерации» - подпро-грамма, принятая в 2000г. в составе Национальной про-граммы сохранения библиотечных фондов страны. Цель подпрограммы – осуществление единой политики по от-ношению к раритетам, хранящимся в библиотеках, музе-ях, архивах, научных и учебных заведениях; независимо от их ведомственного подчинения обеспечение сохранности и рационального использования, государственной гарантий охраны и юридической защиты.
    VI. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
    В наши дни вся планета стремится стать единым информационным обществом. И в этом развитии библиотеки могут и должны играть основную роль. Библиотеки занимают ведущие позиции в решении глобальной задачи построения единого информационного пространства. Библиотечное сообщество переживает очень своеобразный этап развития. На фоне технологической революции, вызванной внедрением компьютерной и новейшей телекоммуникационной техники, происходят процессы переосмысления роли библиотек и информации.
    Библиотека постепенно превращается в информа-ционный центр электронных ресурсов, сохраняя функции обычной библиотеки по обслуживанию пользователей пе-чатными документами. Это потребует формирования новой структуры библиотечных фондов, накопления и гарантированного хранения электронных ресурсов, развития надёжного онлайнового доступа к удалённым базам данных. Многие библиотеки активно внедряют компьютерные технологии, создают электронные каталоги документов.
    Все эти и другие вопросы, связанные с внедрением информационных технологий в работу библиотек разных уровней, стали предметом обсуждения авторов статей данного раздела.
    110. Белоногова, М. Библиотекарь работает в OpenOf fice / М. Белоногова, А. Белоногов // Библиотека. – 2008. - № 4. – С. 43 – 45.
    Хотя проблемы технического оснащения библиотек, осо-бенно в глубинке, продолжают волновать профессиональное сообщество, всё же надо признать, что в настоящее время уже не дискутируется вопрос о самой необходимости компьютеризации библиотек. А если дебаты вокруг этой большой темы и ведутся, то всё чаще – о том, каким из множества уже существующих программных средств для этих целей следует считать оптимальными.

    111. Винниченко, О. Помочь моло¬дым найти себя / Ольга Винниченко // Библиотека. – 2005. - № 3. - С. 35 - 37.
    Работа Центра информации по проблемам молодежи Республиканской юношеской библиотеки г. Сыктывкара. Оперативное, максимально полное и качественное удов-летворение информационных потребностей молодежи является одной из основных задач этой библиотеки.

    112. Ганзикова, Г. Конкурс сайтов: плюсы и минусы / Галина Ганзикова // Библиотека. – 2009. - № 9. – С.15 – 17.
    Объявлен очередной, третий по счёту, конкурс сайтов публичных библиотек. Все документы рег-ламентирующего характера уже по доброй традиции заранее были размещены на портале «LIBRARU.RU». Знакомясь с «Положением…», автор статьи обратила внимание на несколько существенных изменений в проведении конкурса. Они имеют отношение к его целям и задачам, срокам, некоторым критериям оценки сайтов.

    113. Ганзикова, Г. О конкурсе сайтов: кто побеждает и почему? / Галина Ганзикова // Библиотека. – 2009. - № 8. - С. 22 – 26.
    Поскольку в библиотеках страны продолжается «сайтостроительство», вопрос о том, каким быть библиотечному сайту и конкурсу сайтов, автор статьи считает весьма актуальным и требующим открытого обсуждения. И особенно сейчас, когда прошёл очередной, второй по счёту, Всероссийский конкурс сайтов публичных библиотек.

    114. Гладкова, Н. Библиография в электронной среде / Наталья Гладкова // Библиотека. – 2009. - № 5. - С. 19 – 20.
    Библиографическая деятельность испытывает сегодня наибольшее влияние информационных технологий и ин-тенсивно меняется под их воздействием. Картотеки превратились в базы данных, изменился характер труда библиографов. Из опыта работы информационно - библиографического отдела ЦГБ г. Владимира.

    115. Гогунский, В. Что купить в биб¬лиотеку?/ Вячеслав Гогунский // Библиотека. – 2005. - № 12. - С. 16 – 19.
    Об особенностях применения достижений технической мысли в библиотеках: автоматизация основных библио-течных процессов, формирование фонда электронных носителей информации, использование возможностей мультимедиа на примере РГЮБ г. Белгорода.
    116. Горостоватов, А. Почем фунт рыбы на Привозе? Включите Интернет!/ А. Горостоватов, С. Дементье ва // Библиотека. – 2005. - №12.- С.14 – 15.
    Новые задачи, которые ставит перед библиотеками со-временное общество: а именно их определение и решение. В век новых информационных технологий одних лишь традиционных форм обслуживания читателей стало недостаточно. Как связать книгу и компьютер предлагают библиотекари г. Одессы.

    117. Дарьенко, Л. Электронный ресурс для туристов / Людмила Дарьенко // Библиотека. – 2007. - № 11. – С. 44 – 48.
    Электронные