Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих

ИОКК


Иркутский областной
колледж культуры

Иркутский областной колледж культуры

8-395-2-504-375

Написать нам

что нам нужно?


 
  • Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • «    Июнь 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    2627282930 
    » » Круг чтения и читательские интересы читателей

    - Круг чтения и читательские интересы читателей

    Государственное образовательное учреждение.
    Среднего профессионального образования
    Иркутский областной колледж культуры
    «Круг чтения и читательские интересы читателей»
    Курсовая работа
    По специальности 071202 «Библиотековедение»
    По курсу «Библиотековедение»

    Исполнитель:
    Ливанова Олеся Викторовна

    Руководитель:
    Биденко Валентина Владимировна
    Допустить к защите:
    ПЦК библиотечных дисциплин:
    ___________________________
    «____» ______________2010г.

    Содержание
    Введение……………………………………………………………..……………3
    Основная часть……………………………………………………………………5
    Глава 1. Круг чтения и читательские интересы читателей……..……………...6
    1.1 Факторы, влияющие на чтение…………………………..………….……….6
    1.2 Круг чтения современных читателей………………..……………………..13
    Практическая часть…………………………………………...…………………17
    Глава 2. Практическая часть. Исследование круга чтения и читательских интересов читателей…………………………………………………………….18
    2.1 Программа исследования…………………...……………………………….19
    2.2 Организация исследования….………………………………………………23
    Заключение……………………………………………………………………….27
    Список использованной литературы……..…………………………………….29
    Введение
    Чтение находится в поле зрения многих авторов: М. Смородинской, М. Сахоминой, И. Бутенко, И. Горевой, И. Даньшиной, Г. Цесарской, А. Соболевой, А. Коган, И. Бахмутской, З. Янковой, В. Чудиновой, Ф. Шереги и др.
    С 1995 г. РНБ (Российская Национальная библиотека) ведет изучение чтения современной провинции в рамках исследовательской программы “Чтение в библиотеках России”, а также принимает участие в исследованиях НИИКСИ СПб ГУ по проблемам молодежи. Также проходят: научно-практические конференции (Всероссийская конференция «Чтение современной России», 1999г.; 8 Международная научно – практическая конференция «Психология, педагогика и социология чтения», круглые столы, семинары и т.д. Специалисты констатируют, что потеря интереса к чтению – одна из актуальных проблем, различные аспекты которой обсуждают психологи, педагоги, социологи, библиотечные работники.
    За последнее десятилетие мир стремительно изменился, и уже ни, кому не секрет, что люди стали меньше читать. Сегодня книге трудно выдержать конкуренцию с видео, компьютерными играми, Интернетом. Именно чтение развивает интеллект, формирует внутренний мир человека, закладывая основы его грамотности.
    Многие годы мы говорили о себе, как о самой читающей стране в мире. Читать книги всегда считалось хорошим тоном, признаком интеллигентности, образованности.
    Сегодня растет количество наименований выпускаемых книг. В то же время, по результатам исследований более 40% взрослого населения страны вообще не читает книг. К газетам не обращается 30% россиян. 79% опрошенных россиян в по¬следнее время не покупали никаких книг или журналов.
    Среди ценностей, подвергшихся определенному пересмотру, оказалось и отношение читателей к книге, чтению, библиотеке, которые традиционно играли значительную роль в жизни российского общества и объективно способствовали социализации.
    Проблема исследования: Круг чтения читателей .
    Объект: Читатели от 30 и более лет.
    Предмет: Читательские интересы.
    Цель: Уточнить структуру предпочтений читателей. Изучить направленность и особенность чтения этой группы читателей.
    Задачи:
    • Исследовать теоретические основы круга чтения и читательские интересы читателей;
    • Выявить отношение современного читателя к чтению;
    • Уточнить причины, влияющие на объем чтения;
    • Изучить жанрово-тематические интересы в чтении .
    Гипотезы:
    1. Читатели большую часть свободного времени проводят за компьютером и просмотром телепередач.
    2. Читатели предпочитают читать литературу развлекательного характера.
    3. Наибольшей популярностью пользуются такие жанры литературы, как детективы и триллеры, и книги-ужастики.
    База исследования: Читатели ИОГУНб им. Молчанова - Сибирского 93человека.
    Метод исследования: анкетирование.
    Читательское назначение: для студентов и преподавателей библиотечных отделений.
    Глава 1. Круг чтения и читательские интересы читателей
    1.1 Факторы, влияющие на чтение
    «Фактор» - (от лат. factor – делающий, производящий). Движущая сила, причина – процесса, явления; существенное обстоятельство в процессе, явлений.
    Немаловажный Фактор времени (роль времени, продолжительности во времени, сроков). Фактор внезапности (в военном искусстве: неожиданные для противника действия, способствующие его поражению). К сожалению, пик интереса к проблемам молодежи остался позади. Он пришелся, наконец, 60-х – 70-е годы, когда, по данным В.Н. Борзя 74% всего числа книг и брошюр, 80% статей и 93% всех конференций и симпозиумов были посвящены чтению. В.Н. Борзя выделил семнадцать основных тематических аспектов, в русле которых тогда вели исследования научные центры, занимающиеся проблемами чтения, круг которых постоянно ширился. Эти работы давали достаточно полное представление о жизни читателей того периода, хотя, конечно, социологическая методика опросов 60-70 гг. содержала в себе неоправданно идеалистическую заданность.
    Сейчас исследования проблем чтения ведется значительно менее интенсивно, что объясняется не только экономическими причинами, но определенной растерянностью, которую ощущают исследователи, столкнувшись с непростыми и не привычными явлениями в читательской среде. Активнее других работают исследовательские центры ВЦИОМ, а также региональные исследовательские центры как в России (Екатеринбург, Майкоп), так и в СНГ (Киев, Минск), где проблемы читателей стоят также остро. Практически все исследователи приходят к выводу о сложности процессов, идущих сегодня в читательской среде. В зависимости от своих политических убеждений, своей политической ориентации различные авторы по-разному видят будущее страны, но все они вынуждены признать, что сегодня социальное и экономическое положение читателей заметно ухудшилось.
    Очевидно, падает индивидуальный потенциал здоровья личности. Положение усугубляется и тем, что уменьшается внимание общества к здоровью: сокращается число профилактических осмотров, число оздоровительных учреждений и возможность воспользоваться их услугами.
    Исследования показывают, что нынешняя ситуация не способствует и интеллектуальному развитию: алкоголизация населения, огромное число детей без родителей, экологически неблагоприятная среда, некачественное и нерациональное питание, а также жесткость в отношениях между людьми, мешают проявляться и развиваться природным задаткам.
    В последние годы, когда у 60-70% населения потребление белка было вдвое меньше нормы, заметно – на 16% - выросло число детей с умственной недостаточностью. В целом исследователи приходят к выводу о том, что жизнь молодежи стала свободнее, но труднее. Сроки социального несовершеннолетия резко сократились.
    Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что сегодня проблема физического выживания (или поддержания достойного уровня жизни) выходит на первый план, заметно оттесняя духовные потребности, в том числе, конечно, и читательские. Этот процесс носит объективный характер. Возможности влияния на него лежат вне сферы воспитательных воздействий, и определяются политическими и социально-экономическими отношениями.
    Сегодня значительно изменилась жизненная позиция читателя, его навыки и умения, привычки и характер чтения. Следовательно, необходимы изменения традиционных представлений и подходов к формированию читательской культуры.
    Престиж чтения, для России, все еще достаточно велик. Отвечая на вопрос об отношении к чтению, большинство людей называют его одним из важнейших способов развития личности. Однако реально идет снижение интереса к чтению, что является одной из важнейших проблем современности. Отсюда понятна огромная роль современной библиотеки, которая всегда являлась одновременно хранилищем мировой художественной культуры и основой для образования, потому, что именно библиотека прививает навыки чтения, воспитывает читательский вкус, популяризует художественную литературу.
    Современная библиотека занимает особое место в процессе формирования и мотивации интереса к чтению. Профессиональная деятельность библиотеки, состоящая из информационных, образовательных и культурно – досуговых функций, представляет собой многоотраслевой синтез, ориентированный на чтение, как способ познания и развития.
    Несмотря на то, что книга в современном обществе и среди молодежи не является главным материалом при определении человеческих ценностей, она занимает определенное место в их жизни, в получении знаний, дает возможность лучше ориентироваться в сложном, противоречивом современном мире.
    Одним из факторов, влияющих на чтение, является рекомендация литературы. Читателям нужно активнее рекомендовать хорошую литературу, чтобы они смогли определить в современном литературном потоке тот достойный ряд писателей, произведения которых передают современный художественный процесс, творческий смысл и жизненное предназначение литературы.
    Самое ценное, что может предложить библиотека - это читательское общение. Обмен мнениями молодых, литературоведов и писателей способствует созданию положительной мотивации к дальнейшему чтению.
    Развитие и расширение читательских интересов, внедрение эффективных и результативных технологий приобщения к чтению должно сочетаться с лучшими культурными традициями, способствующими формированию гуманного, цивилизованного взгляда на окружающий мир, творческому саморазвитию, воспитанию нравственных качеств, без которых невозможно выжить в обществе. В настоящее время объявляют о новых и новых грантах.
    Современный человек практически не читает художественной литературы. Нередко можно встретить семьи, в которых отсутствует библиотека, в то время как есть телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр. Не будь обязательной школьная программа по литературе, многие дети так до конца своей жизни и не прочли бы ни одного произведения Достоевского, Тургенева или Маяковского. Да и зачем их читать полностью? Можно пойти в любой книжный магазин и купить нечто вроде пособия "Произведения русской классической литературы в кратком изложении". Сегодня молодые люди с большей охотой зачитываются бесконечными историями о похождениях Бешеного, триллерами, наполненными мафиозными разборками, вампирами и оборотнями. Тем не менее, в наши дни еще можно встретить любителей и ценителей истинно художественного чтения.
    Исследовать чтение стало сейчас гораздо труднее. И не только из-за сложностей с финансированием.
    С одной стороны, возможности читательского выбора расширились. С другой, время, которое человек уделяет и хочет уделять чтению, сократилось – по целому ряду причин (свободное время можно, в частности, сейчас провести гораздо более разнообразно, чем раньше).
    Книга – источник знаний. Журнал и газета, кстати, - тоже источники. А сегодня роль газет и иллюстрированных журналов в структуре свободного времени стала весьма значительной.
    О чем же люди хотят знать?
    Это история, в частности отечественная. Это, конечно, наша сегодняшняя жизнь – и «большие» проблемы страны, всего мира, и «местные» события, и просто интересные факты. Философия, религия, искусство (особенно современная музыка), наука (экология, психология), спорт, природа и культура дальних и ближних стран.
    «Познавательным» может быть чтение художественной литературы. Такого рода мотивы (наряду, конечно, с мотивами другими) играют значительную роль в обращении, например, к исторической беллетристике, политическому роману. Молодой читатель в этом случае открывает книгу с желанием и готовностью получить оттуда информацию (знание) о незнакомой или малознакомой ему сфере жизни.
    Особый интерес у большинства людей вызывает все необычное, ненормативное, острое. Неизменной популярностью пользуются книги, статьи, сообщения о преступлениях, катастрофах, НЛО, эзотерическая литература. Читают о выдающихся (в различных смыслах) и известных личностях: от политических лидеров до серийных убийц. Об актерах, поп – музыкантах, спортсменах и секс - символах - в частности, об их браках, разводах, скандалах и. Компьютер, и компьютерные технологии, Интернет. Все расширяющийся спрос на литературу и периодику этой тематики стоит несколько особняком. Для многих читателей их штудирование – одновременно и необходимое, и личностно важное занятие; извлеченные из них знания и навыки не только определяют жизненный успех, но являются некоторым символом приобщения к современной жизни и культуре.
    Познавательное чтение – это один из важнейших аспектов общей прагматизации чтения, он определен необходимостью и желанием зарабатывать деньги, статус – и новыми открывающимися возможностями. Любительские занятия переходят в профессиональные, прагматичный характер приобретает и самообразование.
    Чтение – необходимая часть занятий фактически в любом учебном заведении. Для учащейся молодежи задание является важнейшим и даже определяющим фактором обращения к книге. В публичных библиотеках, например, это 80-90% запросов. И основное место занимает литература по гуманитарным дисциплинам (истории, экономике, праву, литературоведению, психологии, философии, политологии, социологии) – поскольку получение гуманитарных знаний связано с чтением в большей степени, чем получение знаний естественнонаучных или технических. Этому же способствует так называемая гуманитаризация – включение соответствующих дисциплин в программы всех (не только гуманитарных) средних специальных и высших учебных заведений. Вторая большая составляющая учебного чтения – классическая (и вообще включенная в программы) художественная литература.
    Тема «чтение и компьютер», «чтение и Интернет» находится сегодня в поле зрения многих исследователей. Проблематика исследований связана с бюджетом времени, с ориентацией в информационном пространстве и значимостью источников информации; объектом их являются, в основном, молодежь. Три пространства, в которых чтение сосуществует и сталкивается с компьютерными технологиями.
    Первое – это «пространство времени». Точнее – свободного времени, а еще точнее досуга. Здесь компьютерные игры и Интернет-общение стали еще одним конкурентом чтения – вслед за телевидением и видео. Сильными конкурентами они являются пока не слишком часто – лишь, когда речь идет о молодых и достаточно продвинутых жителях больших городов. Проводить досуг за компьютером мальчики и юноши предпочитают примерно вдвое чаще, чем девочки и девушки. И чем младше респонденты, тем чаще они говорят о таком досуге – как реальном, так и желаемом.
    Второе «пространство», в котором традиционное чтение сосуществует с Электронными технологиями, может быть описано как пространство «способов публикаций» текстов, пространство форм их представления читателю.
    В Интернете существует своя литературная жизнь, здесь есть и книжные магазины, и журналы, и библиотеки.
    Третье интересующее нас «пространство» - собственно информационное. Это пространство текстов (в широком смысле), а его посетитель – человек, пришедший за информацией определенной тематики и определенного вида.
    Итак, чтение стало и продолжает становиться менее значимым. Сокращается «читательское время». И сокращается не оно не только за счет серьезного «свободного» чтения, но и за счет чтения легкого, которое стремительно теряет свои позиции как способ отдыха и развлечения. Позиции делового чтения пока остаются достаточно прочными, поскольку потребность в соответствующей информации удовлетворяется, в основном, с помощью печатных источников. Можно предположить, однако, что современные информационные технологии в скором времени изменят ситуацию.
    Уменьшается количество читателей – точнее, количество тех, кто читает активно, регулярно; безусловно, уменьшается число читателей книг.
    Чтение - это своеобразный диалог человека с книгой. Диалог, требующий усердия, работы ума и сердца. Закономер¬ность проста: чтобы что-то получить от книги, надо дать ей вза¬мен свой интерес и личное время. И как только первым страни¬цам будут отданы прилежание и внимание, книга в ответ протянет смысл. Чтение не зря считают одной из важнейших перспек¬тив духовности, интеллекта, культуры нации.
    Основная причина, которая мешает заниматься чтением, это, как правило, нехватка времени. Кроме того, многие читатели ука¬зывают на недостаточное образование.
    Кроме того, уменьшается число семей, имеющих домашние книжные собрания, т.е. семейную библиотеку. Многие не имеют книг дома.
    1.2 Круг чтения современных читателей

    Исследования последних пяти – семи лет показывают, что в чтении различных стран наблюдаются сходные тенденции: уменьшается время, отводимое на чтение; изменяется структура чтения; идет спад активности по отношению к печатному слову в пользу телекультуры; идет видимый рост числа покупателей аудиодисков и столь же заметный спад числа покупателей книг. Чтение становится, с одной стороны, все более легким, развлекательным, обычным занятием, а, с другой стороны растет число людей, для которых понимание даже простых текстов сопряжено с затруднениями.
    Исследования, проведенные в разных странах, показывают, что всюду книга перестала быть единственным средством получения информации. Книга не является сейчас и темой для разговора в семье, между родителями и детьми, как это было раньше. Большинство исследователей видят тесную связь между чтением и уровнем образованием в стране, а значит и со степенью богатства в страны: в богатых странах читают заметно больше. Эта же тенденция сохраняется и в отношении семьи: в обеспеченных семьях читают больше.
    Известно, что чтение как отдельных личностей, так и социальных групп весьма зависимо от политики, идеологии, экономики, образования, средств массовой информации издательской деятельности – т.е. от всех компонентов, которые составляют «фундамент» для развития чтения.
    Изменения в этом «фундаменте» сейчас же отражаются и на самом процессе чтения. Именно это отмечалось исследователями тех стран, где проходила «мировая трансформация», связанная с изменениями в бывшем СССР.
    Вместе с тем, исследователи этой проблему предостерегают от излишне поспешных выводов в связи с тем, что прошел еще недостаточный отрезок времени для кардинальных обобщений.
    Наиболее полное представление о чтении в мире дает исследование Round Table for Research on Reading of IFLA в - странах мира в 1988 – 1989 гг. Исследование было проведено на широком социальном фоне: анализировалось состояние образования, уровень грамотности, языковые права человека и языковая среда, в которой реализируется чтение. В области социологических аспектов чтения исследователи пришли к выводу о том, что во всем мире идет изменение характера чтения. Чтение как проявление умственной деятельности может носить сейчас двоякий характер: функциональный и личностный. Следует, и различать различные модификации чтения: чтение дома, чтение в библиотеке.
    Во всем мире в чтении превалирует развлекательное чтение: научная фантастика, приключения, комиксы и т. д. Таким образом, очевидно, что основные характеристики чтения современного российского человека по многим параметрам соответствуют общей мировой ситуации и определяются, прежде всего, общими возрастными особенностями и потребностями, а также социально-экономическими условиями развития своей страны.
    Создать полную и достоверную картину чтения сегодня очень сложно. Прежде всего, это связано с тем, что государство недостаточно озабочено проблемами чтения. В последнее десятилетие не было проведено ни одного всероссийского исследования чтения. В Великобритании, в 2004 г. такое исследование было проведено сразу после того, как британцы обнаружили, что у них идет падение навыков чтения. Данные, полученные в международном исследовании оценивания знаний учащихся (PISA), стали предметом не только крупномасштабного изучения выявленной тенденции, но и послужили толчком к принятию ряда государственных мер. В последние годы в Германии также «были в состоянии шока» (по выражению самих немцев) от результатов, свидетельствующих о снижении уровня чтения. Тем не менее Россия в состоянии шока не находится хотя бы потому, что результаты последнего международного исследования PISA, проведенного в 2007г., когда Россия впервые приняла в нем участие, так и не стали достоянием широкой общественности. Сегодня мы стоим перед острой необходимостью понять, что же происходит в чтении. Понять, чтобы срочно принять меры.
    Какова же новая картина и новая модель чтения при вхождении в литературную культуру? В одних регионах России ситуация сравнительно благополучна, а в других происходят негативные процессы отторжения людей от печатной культуры.
    Отношение к чтению – важная характеристика, и она свидетельствует о том, что в целом позитивное отношение к чтению сохраняется.
    На переломе веков в чтении детей, и особенно подростков и юношества, особенно популярными стали различные журналы. Активное обращение к периодике начинается уже в младшем школьном возрасте, но особенно оно усиливается к подростковому возрасту. Причем часто читатели покупают периодику самостоятельно. В последние годы людей привлекают такие издания, как кроссворды, сканворды, головоломки.
    Если журналы часто покупаются и иногда берутся в библиотеках, то источниками получения книг служат в основном домашние, публичные и школьные библиотеки.
    В течение последнего десятилетия оно стало наиболее распространенным способом проведения досуга у большинства людей, как в городе, так и на селе, и занимает первое место в перечне ежедневных досуговых занятий. Репертуар программ и передач, которые интересны, широк и разнообразен.
    В последние годы собирались данные о том, как электронная культура воздействует на чтение. С точки зрения исследователей, это влияние проявляется в следующем:
    - меняется восприятие печатного текста и информации, оно становится более поверхностным и фрагментарным, «мозаичным», «клиповым» (вследствие чего человеку все труднее концентрировать внимание на многостраничном тексте, особенно – повестях и романах);
    - меняется мотивация чтения и репертуар читательских предпочтений (например, под влиянием телевидения и видео просмотров усиливается интерес к темам и жанрам, которые широко представлены на телеэкране и в видео прокате: детективам, триллерам, фэнтэзи, «ужасам», кинороманам);
    - предпочтение отдается печатной продукции с широко представленным видеорядом;
    - происходит «клиширование», упрощение и огрубление речи, поскольку дети не осваивают язык классического наследия (в том числе и язык русской и зарубежной классики, которая раньше составляла значительную часть репертуара чтения).
    В связи с тем, что и современное книгоиздание, и телевидение ориентированы на остросюжетные произведения массового спроса, то не удивительно, что в чтении доминируют остросюжетная развлекательная литература, а также произведения, написанные по сценариям сериалов и кинофильмов (кинороманы).
    В будущем обществе чтение и «человек читающий», безусловно, будут рассматриваться как национальная ценность.
    Итак, в чтении сегодня происходят очень серьезные перемены, которые носят глубинный характер.
    Глава 2. Исследование круга чтения и читательских интересов
    читателей.
    Нам выпало жить в очень сложный период - время поли¬тического,
    экономического, экологического и духовного кризи¬са. Одни (довольно
    ограниченный круг лиц) получили все мате¬риальные возможности, другие -
    ощущение внутренней пусто¬ты, пессимизм, неуверенность в завтрашнем дне. Идет утрата нравственных ценностей, нарастает растлевающее влияние худших образцов массовой зарубежной культуры, навязываются модели поведения, чуждые российскому складу ума и души.
    Среди высших ценностей, присущих россиянам, особое место занимает
    духовность. А истинное понимание духовности дает нам великая русская литература.
    Внимание не к быту, а к бытию - важнейшее ее качество. В отличие от западной литера¬туры, она чаше показывает не внешнюю, а внутреннюю сторону жизни героев, являет яркие примеры роста личности, заставляет задуматься над поступкам героев.
    Функции библиотек постоянно усложняются. В век со¬временных технологий библиотека стала центром разнообраз¬ной информации доступной для всех пользователей. Трансформируются и развиваются другие функции - воспитательная и образовательная. Чтение с давних пор является национальной традицией россиян.

    2.1 Программа исследования
    По проблеме круг чтения читателей.
    Проблемная ситуация: Читатели необдуманно тратят свое свободное время на чтение литературы развлекательного характера .
    Тема: Круг чтения и читательские интересы читателей.
    Объект: Читатели ИОГУНб им. Молчанова - Сибирского от 30 лет и более.
    Предмет: Читательские интересы.
    Цель: Узнать о структуре предпочтений читателей. Изучить направленности и особенности чтения.
    Задачи:
    • Выявить отношение к чтению;
    • Узнать причины .влияющие на объем чтения;
    • Изучить жанрово-тематические интересы в чтении .
    Логический анализ:
    1. Читатель — адресат текста, т.е. субъект восприятия (понимания, интерпретации, осмысления или конструирования — в зависимости от подхода) его семантики; субъект чтения.
    2. Читатель библиотеки - лицо, пользующееся библиотекой на основании официальной записи в установленных документах.
    3. Чтение – вид коммуникативно-познавательной деятельности (духовного общения и взаимовлияния людей, направленной на удовлетворение различных потребностей (духовных, профессиональных, эстетических и др.) средствами печатной информации.

    Гипотезы:
    1. Читатели большую часть свободного времени проводят за компьютером и просмотром телепередач.
    2. Читатели предпочитают читать литературу развлекательного характера.
    3. Наибольшей популярностью пользуются такие жанры литературы, как детективы и триллеры, и книги-ужастики.
    База исследования: Читатели ИОГУНб им. Молчанова - Сибирского 93человека.
    Метод исследования: анкетирование.

    Анкета
    Добрый день!
    Студенты Иркутского Областного колледжа культуры обращается к вам с просьбой принять участие в исследовании на тему «Круг чтения и читательские интересы читателей»
    Целью исследования является узнать о структуре предпочтений в чтении. Исследование проводится анонимно, поэтому просьба отвечать на вопросы искренне. Просьба обвести кружком близкий вам вариант ответа, либо вписать свой вариант. Заранее благодарны за участие в исследовании.

    1) Сколько Вам лет?

    2) Пол муж жен?

    3) Относите ли вы чтение к досуговой деятельности?
    • Да
    • Нет

    4) Характеристика Вашего чтения?
    • Читаю постоянно
    • Читаю эпизодически
    5) Сколько книг за последний месяц Вы прочитали?
    • Ни одной
    • Одна книга
    • Две- четыре книги
    • Больше пяти
    6) Сколько часов в день Вы читаете?
    • 1 час
    • 2 часа
    • 3 часа и больше
    7) Укажите причины, влияющие на чтение?
    • Нехватка свободного времени
    • Загруженность работой
    • Другие
    8) Любите ли Вы читать?
    • не люблю;
    • люблю (что именно).
    • научная фантастика
    • периодика
    • детективы
    • любовные романы
    • другое
    2.2 Организация исследования

    Анкетирование по проблемам чтения, проведенное в сентябре этого года, помогло составить объективное представление о направленности чтения, его систематичности, характере читательских интересов. Было опрошено 93 человека, в число которых вошли читатели ИОГУНб им. Молчанова - Сибирского.
    Подавляющее большинство респондентов рассматривает чтение как способ проведения досуга наряду с другими занятиями (85%), 15% читателей не относят чтение к досуговой деятельности.
    Ответы на вопросы о количестве прочитанных книг за последний месяц и регулярности чтения позволяют судить об объеме свободного чтения. К сожалению, постоянно читают лишь 20,4% респондентов, эпизодически – 79%. Лишь 20% читают от 3 до 6 книг в месяц, 15% - 2 – 3 книги в месяц, остальные – менее одной книги в месяц. Первое место в шкале читательских интересов занимает приключенческая литература (46, 2%), далее идут детектив (39,8%), фантастика (37,6%), исторический роман (36,6%). На вопрос о книге года большая часть респондентов затруднилась ответить, и только 20 человек назвали конкретного автора и произведение. Среди них: Булгаков М. «Собачье сердце», Ремарк Э.М. «Три товарища», Толкиен Д. «Властелин колец», Пикуль В. «Крейсера» и т.д.
    Собранный материал показал, что для читателей характерна развлекательная, компенсаторная направленность чтения.
    В числе причин, влияющих на объем чтения, респонденты указывают нехватку времени, загруженность работой, отсюда и мотив обращения к художественной литературе как к средству для отдыха, развлечению.
    Падение интереса к чтению вызывает беспокойство по ряду причин.
    Во - первых, обедняются эмоциональная и интеллектуальная сферы развития, что впоследствии может сказаться на формировании шкалы оценок во всех аспектах взаимосвязи личности с окружающим миром. Во – вторых, при падении объемов свободного чтения и сокращении времени, уделяемого ему, усиливается дисбаланс тематики репертуара чтения: исключаются жанры, занимающие последние места в списке предпочтений, а превалируют детективы, мистика, фантастика. Большинство произведений этих жанров не способны положительно влиять на формирование моральных и этических норм.
    В–третьих, отмечается прямая связь развитого навыка систематического чтения и активного чтения, что в свою очередь влияет на общую культуру читателя.
    Данные выводы показали, что необходимо выработать новые подходы, поддерживающие интерес к чтению, стимулирующие самостоятельность и свободу выбора читателя. Времена руководства чтением канули в лету, и только создание среды, действительно комфортной и благоприятствующей культурному обогащению читателей, способно изменить ситуацию в позитивную сторону. Анализ репертуара чтения показывает, что чтение в библиотеках носит, в основном, прагматический характер. Прагматическое, “деловое” чтение.
    Сегодня многие люди считают, что для того, чтобы преуспеть в жизни необходимо хорошее образование. В чтении и запросах на художественную литературу также преобладает нормативный подход, т.е. программное чтение.
    Интересы женщин и мужчин охватывают широкий круг проблем. Им необходима литература по философии, истории, педагогике, психологии, экономике, праву, литературоведению и т.д. Несколько лет назад запросы читателей в подавляющем большинстве были конкретными.
    Теперь ситуация изменилась. Сейчас читатели приходят в библиотеку с различными тематическими запросами.
    На втором месте после прагматических мотивов, приводящих читателей в библиотеку, находится чтение для развлечения и отдыха. И здесь четко просматриваются различия в чтении женщин и мужчин. У женщин в чтении преобладает “дамский роман”, у мужской половины традиционно лидирует спрос на фантастику, приключения, детективы, мистику. Если подобные запросы еще несколько лет назад не всегда удовлетворялись в библиотеке, так как экземплярность этих изданий была невелика, то сегодня отказов практически нет.
    Отношение к чтению на вопрос "Любите ли вы читать?" положительно ответили 75% респондентов. Читают только в силу необходимости 22% опрошенных, 3% - не читают вообще, предпочитая другие занятия. Систематическое чтение предполагает ежедневное обращение к книге, относительно систематическое - чтение 1-2 раза в неделю.
    Причины падения объемов чтения: только у 20% опрошенных достаточно времени на чтение "для души" (интересно, что из них три четверти - 15% от общего числа респондентов, - ответили на вопрос об отношении к чтению, что не любят читать).
    На первом месте в типичном репертуаре чтения респондентов стоит художественная литература, прежде всего классическая: А. Дюма, А. Беляев, М. Митчелл, Ж. Санд, Э. Войнич, Ф. Купер, А. К. Дойл, Г. Уэллс, Ж. Верн, И. Ефремов, А. Кристи, А. и Б. Стругацкие, А. и С. Голон и др.
    На втором месте в чтении традиционная "классическая" приключенческая литература - А. Дюма, М. Рид, Ф. Купер, А. К. Дойл, Ж. Верн, Р. Стивенсон, Л. Буссенар.
    Вместе с тем русская классическая литература занимает в репертуаре чтения небольшое место и является преимущественно "деловым" чтением. В круге чтения крайне мало поэзии, практически нет книг по искусству.
    Привлечь людей к регулярному чтению возможно только при наличии системной концепции поощрения чтения, включающей в себя и индивидуальную работу с читателями, и рекламные акции, проводимые библиотекой, а также различные долговременные проекты, как, например, конкурс на лучшую читающую группу, призванный пробудить вкус к чтению, инициировать здоровый дух соревнования. Обставленный в духе лучших традиций КВН с элементами театрализации заключительный праздник – лучшей рекламы чтения и не придумать!
    Резко возросло число тех, кто объясняет свой отказ от посещения библиотеки отсутствием времени. Конечно, такие особенности современного образа жизни, как необходимость дополнительного заработка, а также условия проживания в сель¬скохозяйственном районе, уход за личным подсобным хозяйст¬вом делают бюджет времени более жестким.
    Поступление новых книг в библиотеку в последнее время из-за недостаточного финансирования сократилось, поэтому от¬сутствие в фондах библиотеки необходимой литературы одна из причин не посещающих, хотя и не основная.
    Подводя итог нашего исследования, мы можем сделать вывод, что жители г. Иркутска пока еще читают, а для привле¬чения пассивных и «проблемных» читателей необходимо акти¬визировать работу библиотеки.
    Уже сама по себе организация книжного пространства в библиотеке имеет
    большое значение. Войдя в нее, читатель, прежде всего, должен увидеть
    полноценную литературу, вы¬ставленную так, чтобы сразу возникло желание
    прочитать ее. Таким образом, библиотека, чтобы воздействовать на чтение, должна обратить самое пристальное внимание на целый ряд ха¬рактеристик ее деятельности - от комплектования и организа¬ции фонда до его раскрытия с помощью обширной программы разноплановых массовых мероприятий, шире использовать возможности средств массовой информации, способствующие поднятию престижа чтения среди
    жителей нашего города.
    Заключение

    Очевидно, для новых поколений чтение будет играть все меньшую роль. Чем доступнее становятся другие источники информации, и другие способы проведения свободного времени, тем ярче проявляются все названные в данной работе тенденции. И читать будут те, кто любит читать.
    Роль и место чтения в современной России определяются как глобальными (характерными для большинства стран), так и локальными (нашими, российскими) тенденциями. К глобальным тенденциям можно отнести влияние на культуру процесса информатизации общества. Компьютер внедряет новую форму грамотности - нелинейную. Поэтому любой студент управляется со словами, гораздо быстрее, чем профессор, но его чтение не направлено на работу души, на глубинное самопознание. Это приводит к созданию экранной, или клиповой, культуры. Трудности концентрации внимания привели к тому, что толстые книги практически не читаются. Более того, определено, что не воспринимаются книги с длинными заглавиями (они плохо продаются).
    Также изменился статус художественной литературы. Она резко сдает свои позиции, и на это есть свои причины. Художественная литература в России при отсутствии свободы слова (начиная с ХVIII века) выполняла, кроме всего прочего, те функции, которые были свойственны оппозиционной прессе. Теперь, когда нет цензуры, роль критика, взяла на себя публицистика. Это упрощает процесс восприятия и отвращает потенциальных читателей от художественной литературы, в первую очередь, от классики. Поэтому сегодня библиотеки призваны возвращать читателей к традиционному чтению как надежному средству сохранения инстинкта культуры. Русская книжность, словесность не должны стать достоянием уходящих поколений.
    Чтение относится к общенациональным проблемам, и от его состояния зависит духовное здоровье и будущее нации. Исследования, проведенные в разных странах, показывают, что читатели отличаются от не читателей в своем интеллектуальном развитии. Они способны мыслить в категориях проблем, схватывать целое и устанавливать противоречивую связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения, иметь больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеть речью. Они точнее формулируют, свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Следовательно, чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека. Однако развитие "общества читателей" возможно лишь в определенных социальных условиях. Чтение рассматривается некоторыми социологами как "чуткий, надежный и даже универсальный индикатор состояния общества". Соглашаясь с вышесказанным, можно добавить, что детское чтение - индикатор не только состояния общества, но и отношения общества к своему будущему. Вот почему во многих развитых странах проводится государственная политика в области чтения, и особые усилия прилагаются для поддержки и стимуляции чтения.
    В нашей стране проблема чтения долго не осознавалась как государственная задача. Государственные структуры управления до сих пор не уделяют должного внимания изучению системы "Человек - книга", не признают приоритета чтения в ряду социальных исследований и всячески отказываются финансировать соответствующие проекты и разработки.
    Надо поддерживать любовь к чтению. Родителям – в своих детях и внуках, библиотекарям – в посетителях библиотек, преподавателям – в учениках. «Количество» такой любви станет одним из факторов, определяющих и роль печатного слова в культуре, и роль каналов, по которым это слово идет к читателю.

    Список использованной литературы
    1. Аберкоми, Н. Социологический словарь / Н. Аберкоми, С.Хилл, Б.С.Тернер; пер. с англ., под ред. С.А.Ерофеева.- М.: Экономика, 2000.- С.81.
    2. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.,1997. - С. 65 – 68.
    3. Анинуда, С.М. и Карлича, Р.И. Библиотека и читатель / С.М. Анинуда, Р.И. Карлича. – М.: Профиздат, 1968. – 96 с., ил.
    4. Банк, Б.В. Изучение читателей в России (XIX в) / Б.В. Банк. – М.: Книга, 1969. – 262 с.
    5. Беляков, Л.В. Работа с читателями: учеб.-метод. пособие для студентов / Л.В. Беляков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.; 1967. – 60 стр. – (Мин-во культуры РСФСР Моск. гос. инст-т культуры).
    6. Первушин, А.С. Библиотека и читатель. А.С. Первушин // Мир биб-к сегодня. – 1996. – Вып 1(9). – С. 25 – 82.
    7. Боброва, С.Н. Библиотека и читатель: взаимодействие и взаимовлияние / С.Н. Боброва //Мир б-к сегодня. – 1996. – В 1(9). – С. 20 – 26.
    8. Библиотека. Чтение. Читатель: Сб. материалов науч-практ. конференций. – Тюмень.: Б/и, 1993. – 54 с.
    9. Библиотекарь и читатель: проблемы общения: Метод. Пособие Криволапов Б.Г. – СПБ: - М .:– 1993. – 130 с.
    10. Большой толковый социологический словарь Т.1(А-О): пер. с англ. Шелестов И.П. - М.: Вече: АСТ,1999. – С. 194,195.
    11. Даль, В. Толковый словарь живого русского языка. В 4 т.Т.4. - С. 343.
    12. Дроботенко, Е. Искусство принадлежать народу. Формовка советского читателя / Е. Дроботенко //Новый мир. - 1994. - №12. - С.193 - 214.
    13. Езова, С.А. О подготовке б-рей к общению с читателями / С.А Езова //Библиотековедение. – 1993. - № 4. – С. 72 – 75.
    14. Культура досуга/ Р.Т. Войлошникова. – Киев: Высшая школа, 2009.-С.92-108.
    15. Культурно-досуговая деятельность: учебное пособие / под ред. Жаркова А.Д., Чижикова В.М.-М.: Издательство МГУК,2008.-48с.
    16. Лисовский, В. Интеллигент или «образованец»? / В. Лисовский // Студ. меридиан. – 2002. – март. – С. 10 – 12.
    17. Лоусон, Т.Социология А - Я: Словарь-справочник / Т. Лоусон, Д. Гэррод. - М.: Фаир-Пресс,2000. - С.464.
    18. Матлина, С.Г. Традиции и новаторство в работе с читателями / С.Г. Матлина //Сов. Библиотековедение. – 1990. - № 3. – С. 51 – 54.
    19. Набатова, М.Б. Чтение и читательские интересы в исследованиях 90-х годов / М.Б. Набатова //Мир б-к сегодня. – 1995. – Вып. 2. – С. 13 – 21.
    20. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов.- изд. 6 - е, стереотип. - М.: Советская энциклопедия,1964. - С.172.
    21. Основные итоги всероссийской переписи населения 2002 года.- М.,2003. -С.8.
    22. Основы ювенологии. Опыт комплексного междисциплинарного исследования / под ред. Е.Г.Слуцкого. - СПб., 2001.- С.134
    23. Работа с читателями: учебник для студентов биб-х фак. ин-тов культуры/ под ред. В.Ф. Сахарова.- 3-е изд., перераб. и доп.– М.: Книга, 1981. – 295 с.
    24. Работа с читателями: учебник для студентов биб-х фак. ин-тов культуры / - под ред. В.Ф. Сахарова; - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Книга, 1970. – 352.
    25. Раввинский, Д. К. Чтение в контексте времени / Д.К. Раввинский // Что мы читаем? Какие мы? . - СПб., 2008 .- С.9 - 15.
    26. Российская социологическая энциклопедия / под. общ. ред. Г.В.Осипова. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2008. - С.132.
    27. Ручкин, Б.А. Российская молодежь: десять главных проблем / Б. А. Ручкин, Е. А.Гришкина, Н. А.Серикова. – М.: Книга, 2009. – С. 3 -6.
    28. Сергейчик, С.И. Факторы гражданской социализации учащейся молодежи / С. И. Сергейчик // Социс. – 2002. - №5(217). – С. 107 - 111.
    29. Словарь русского языка в4-х т.Т.1 А-Й / под ред. А. П. Евгеньевой. - М.: Русский язык,1981. - С.595.
    30. Хабко, Е.Д., Соколова, Т.В. Читатель, как объект исследования / Е.Д. Хабко, Т.В. Соколова //Науч. и технич. Б-ки. – 1996. - № 6. – С. 15 – 27.
    31. Шапошников, А.Е. Библиотекарь и читатель: аспекты общения / А.Е. Шапошников //Библиотековедение. – 2001. - № 1. – С. 59 – 62.
    32. Энтина, И.А. В центре внимания – читатель / И.А. Энтина //Актуальные вопросы библиотечной работы. – М.; 1990. – С. 45 – 56.





    Добавил: studic 18 марта 2010 Просмотры: 18 968 Вернуться назад