Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих

ИОКК


Иркутский областной
колледж культуры

Иркутский областной колледж культуры - неофициальный сайт

НЕОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

Написать нам

что нам нужно?


 
  • Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • «    Май 2018    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    28293031 
    » » Права и обязанности человека в сфере культуры

    - Права и обязанности человека в сфере культуры

    Курсовая работа
    По дисциплине «Социально-культурная деятельность» и «Народно-художественное творчество»
    На тему:
    «Права и обязанности человека в сфере культуры»

    Выполнил: студент 3 курса специализации хореографическое творчество группы 261.1 А.П. Ямщиков
    Руководитель: М.Г. Сухарева
    Иркутск 2009
    Содержание
    Введение…………………………………………...………..………….…стр.3
    Глава 1. Происхождение понятий «Право» и «Свобода». Их определения……………………………………………………………………...стр.5
    Глава 2. Формирование государственной политики в сфере культуры и ее государственно-правовое регулирование………………………………...……стр.8
    Глава 3. Ведение органов власти……………………………………….стр.14
    Глава 4. Права и свободы человека в области культуры…………......стр.17
    Глава 5. Обязанности государства в области культуры…………… ...стр.19
    Глава 6. Социокультурная ситуация в современной России……..…..стр.28
    Глава 7. Культурно-досуговая деятельность в иркутской области.............................................................................................................…стр.32
    Глава 8. Классификация взаимоотношений государства и культуры..............................................................................................................стр.35

    Заключение………………………………………...…………………….стр.38
    Список используемой литературы…………………………..…………стр.39

    Введение.

    Выбор такой темы курсовой работы обоснован моим личным, с недавних пор, интересом к информации, включающей в себя определённые задачи и обязанности, возлагающиеся на человека в любой его деятельности. Прежде чем человеку начать заниматься любого рода деятельностью, пусть то будет предпринимательство или учеба, ему необходимо знать, что именно от него требуется, на что он имеет право, и какие действия ему запрещены, для того чтобы наиболее удачно воплотить свои потребности. Многие государственные деятели, чиновники, начальники различных отраслей экономики зачастую манипулируют людьми, пользуясь их непросвещенностью в делах, на первый взгляд не столь важных, чтобы тратить время на их изучение. Большинство людей по итогам опросов уверены в том, что знают свои права. Тогда почему же всё чаще граждане нашей страны страдают от своей же необразованности и не знании своих личных прав, таких как «Свобода голоса», «Права потребителя» и так далее? Если этого не касались раньше, значит, это было нужно кому-то, а кто-то - это высший свет, это наше правительство. На сегодняшний день этим стали пользоваться европейские структуры и подразделения, а правительство, спохватившись, начало заниматься «Ликбезом».
    Для грамотной речи, при разговоре с администрацией, начальством не достаточно быть начитанным лишь художественной литературой, как нас всегда поучали наши родители и учителя. Для грамотного разговора обязательно нужно уметь формулировать свои желания на языке государственных чиновников, так как это звучит наиболее убедительно, уверенно и настойчиво. Но для построения такой речи необходимо знать, как она выглядит, а это наглядно показано во всех законах, которые как не крути знать нужно.
    В культурной среде, немаловажное место занимает право на ту или иную деятельность. Научный статус и общественное признание той или иной науки в значительной мере зависят от степени разработанности её теоретических основ, которые раскрывают предмет, цели, закономерности и функции данной науки, её связи с практикой. Социально-культурная деятельность в этом плане не составляет исключения. Она занимает одно из главных мест в практическом труде современного социального работника: социального педагога, культуролога, социолога, экономиста-менеджера социально-культурной сферы. Социальную работу правомерно определяют как организацию личностной, общественной, государственной помощи людям. И права на эту деятельность знать необходимо для грамотной организации досуга.

    Объект: ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

    Предмет: Их реализация в современных условиях

    Цель: Анализ «Основ законодательства Российской Федерации о культуре» и других документов, включающих в своё содержание права и обязанности государства и работников социально-культурной сферы. Реализация этих обязанностей и соблюдение прав.

    Задачи: Изучить выписки из «Закона Российской Федерации о культуре», непосредственно по правам и свободам человека в сфере культуры.


    Глава 1.
    Происхождение понятий «Право» и «Свобода».
    Их определения.

    В социологическом словаре, право – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.
    А в словаре Владимира Даля - уверенье в истине чего-либо, сокращенно пра, истинно, воистину, ей-ей, справедливо, уверяю. Право, меня там не было! Право-слово не бывал я там. Право ж ну не был! Право, данное кем-либо, или признанное обычаем.
    Право – это…
    1) Система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государственного принуждения, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений в масштабе всего общества. Право в объективном смысле следует отличать от юридического права (права в субъективном смысле). Право как система дифференцировано по отраслям, каждая из которых имеет свой предмет регулирования и обладает специфическими чертами (гражданское, конституционное, семейное, трудовое, уголовное и т.д.). Не менее основополагающим является деление права на международное, создаваемое совместной полей двух и более государств, и национальное право, целиком, находящееся в компетенции одного государства. С научной точки зрения один из важнейших принципов деления права можно назвать "географическим". В современном мире наибольшее распространение получили следующие правовые системы: континентальная (или романо-германская), англосаксонская (или англо-американская), мусульманская. Большая часть ученых-специалистов по сравнительному правоведению выделяют в отдельную систему право так называемых "социалистических государств". Российское право относится к континентальному. Право самым неразрывным образом связано с государством. Оно принадлежит столь же сложному классу понятий, как и государство, общество, человек, нравственность и т.д. Представления о праве (как и о государстве) зависят от научных и идеологических позиций людей. Для марксистов право - это возведенная в закон воля господствующего класса. Для верующих - промысел Божий. Для рационалистов - сравнительно удачное орудие регулирования общественных отношений и т.д. Вне всякого сомнения, право - это универсальный регулятор общественных отношений. В этом его основная сущность и главное предназначение. Объективное право является совокупностью обязательных для исполнения правил (норм), установленных или санкционированных государством. Государство не только устанавливает определенные нормы, но и обеспечивает их исполнение, наказывает за их нарушение и т.д. Формой выражения и закрепления норм, прав является законодательство. Признаками права являются: наличие норм, общая обязательность их исполнения, утверждение и гарантированность этих норм государством, многократность применения.
    2) Термин «право» используется и в значении «обеспеченной законом возможности что-то делать, иметь" и т.д. В этом случае мы имеем в виду право на свободу совести, религии, на информацию, на образование, на пользование достижениями культуры и др. Это - субъективное право.
    3) Императив, стоящий над государством и законом, защищающий справедливый порядок государства как формы самоорганизации общества, т.е. в неюридическом смысле: мы говорим о праве на уважение, праве на внимание и т.п.
    4) Совокупность социальных регуляторов, которая может быть облечена в соответствующую законодательную форму, а может и не быть облечена в нее. Коллизия между правом и писаным законом в РФ разрешается посредством Конституции РФ. Нормы гл. 1 Конституции "Основы конституционного строя" выступают высшей формой писаного права и посредником между императивом права и писаным законом. Никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя РФ.
    5) Привилегия, предоставляемая компанией своим акционерам, состоящая в том, что последние могут приобрести в конкретный период по определенной цене дополнительное количество обычных акций пропорционально количеству акций, которыми они владеют. Права продаются и покупаются, являясь тем самым самостоятельным типом ценных бумаг.
    Свобода - это закрепленная в конституции или ином законодательном акте возможность определенного поведения человека (например, свобода слова, свобода вероисповедания и т. д.). Категория "свобода" близка к понятию "право" в субъективном смысле, однако последнее предполагает наличие более или менее четкого юридического механизма для реализации и обычно корреспондирующей обязанности государства или другого субъекта совершить какое-либо действие (например, предоставить работу в случае права на труд). Напротив, юридическая свобода не имеет четкого механизма реализации, ей корреспондирует обязанность воздерживаться от совершения каких-либо нарушающих данную свободу действий.
    В словаре Владимира Даля, свобода – слобода, свободь, своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стесненья, неволи, рабства, подчинения чужой воле. Свобода понятие сравнительное; она может относиться к простору.
    Глава 2.
    Формирование государственной политики в сфере культуры и ее государственно-правовое регулирование

    Официальный статус учреждений культуры определялся новой Конституцией РФ 1993 года. Согласно ст.44 каждый гражданин имеет право на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям. Гражданам вменялось в обязанность забота о сохранении культурного наследия.
    До принятия Конституции был принят ряд законопроектов, имеющих значение для российской культуры. К их числу можно отнести «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», принятые в октябре 1992 года. Впервые в отечественной законодательной практике в этом документе формулируется понятие государственной культурной политики (политики государств в области культурного развития) как совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также как сама деятельность государства в области культуры. Предусматривалось, что законы и иные нормативные правовые акты РФ, субъектов Федерации и правовые акты органов местного самоуправления по вопросам культуры не должны противоречить «Основам законодательства Российской Федерации о культуре». В случае противоречия законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации и правовых актов органов местного самоуправления по вопросам культуры «Основам законодательства Российской Федерации о культуре» действуют нормы, исключающие противоречия. Данный законопроект, по мнению исследователей, явился в большей степени декларацией намерений, чем реально действующим механизмом, но, тем не менее, его содержание принципиально отличалось от советского законодательства.
    Задачами законодательства Российской Федерации о культуре являются:
    ? обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на культурную деятельность;
    ? создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации;
    ? определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности;
    ? определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы.

    Настоящие Основы регулируют культурную деятельность в следующих областях:
    1. выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;
    2. художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства;
    3. художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;
    4. самодеятельное (любительское) художественное творчество;
    5. музейное дело и коллекционирование;
    6. книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело;
    7. телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;
    8. эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области;
    9. научные исследования культуры;
    10. международные культурные обмены;
    11. производство материалов оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей;
    12. иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.
    Как видим, государственное регулирование должно охватывать все сферы культурной деятельности как традиционные, так и новые направления.
    Впервые в России на законодательном уровне была ограничена степень вмешательства государства в культурную сферу, в первую очередь в творческую деятельность граждан и их объединений, государственных и негосударственных организаций культуры. Кроме того, государству, как и другим организациям, запрещалось заниматься пропагандой войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, а также распространением порнографии.
    Закон указывал на обязательность учета культурных аспектов во всех государственных программах, поскольку культуре отводилась основополагающая роль в процессе развития и самореализации личности. Признавалась и необходимость повышения общего культурного уровня граждан. В «Основах» большое внимание уделено национальной культуре.
    Еще до «Основ законодательства РФ о культуре» было принято постановление Президиума Верховного Совета РСФСР «О мерах по социально-экономической защите культуры и искусства в условиях перехода к рыночным отношениям», согласно которому для творческих союзов сохранялись все виды налоговых льгот. Однако эти решения не могли возместить отсутствие законодательных актов, регулирующих государственные и общественные отношения в области культуры. Тем не менее, принятые в первые годы становления РФ документы «О социально-экономической защите и государственной поддержке театров и театральных организаций в РСФСР», «Положение о театре в РСФСР», «Положение о принципах государственного финансирования государственных и муниципальных театров в РСФСР» имели принципиальное значение не только для театров, но и для других сфер художественного творчества. В них было законодательно закреплено положение о том, что именно государство является гарантом развития театрального искусства, что государственная поддержка театров является одним из важнейших социально-экономических обязательств государства. Знаком принципиального изменения государственной политики в области культуры можно считать наделение театра всеми правами, обеспечивающими свободу творческой деятельности, независимость в выборе художественных направлений, репертуара, в принятии решения о публичном исполнении спектакля, публикации рекламных материалов, а также предоставление театрам права самостоятельно формировать свою экономическую программу, определять порядок реализации билетов, других услуг и продукции.
    Позднее, 22 апреля 1992 г. принимается постановление Правительства РФ «О мерах государственной поддержки культуры и искусства в период экономических реформ». Однако, как показал анализ, конкретных мер по созданию таких условий в нем не было, это была скорее декларация о намерениях, обязывающая министерства и ведомства разработать и представить Правительству РФ предложения по облегчению налогового бремени деятелей и организаций культуры и искусства, кинематографии и архивной службы, творческих союзов, а также юридических лиц, направляющих свои средства на поддержание культуры. Некоторые из этих поручений в последующие годы были выполнены, другие положительного решения не получили.
    Основы региональной культурной политики получили отражение в федеральных и местных законах: «О национально-культурной автономии», «О национальных меньшинствах», «О национально-культурных объединениях», «О статусе национальных советов, районов, округов, поселений и о национальном районе, уезде, поселке, сельском поселении», «О местном самоуправлении», «Основы законодательства Российской Федерации о правовом статусе малочисленных коренных (аборигенных) народов России», «О развитии этнических культур и языков» Они определяли правовые основы национально-культурной автономии, взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей, форм национально-культурного развития, а также дифференцированный подход к развитию культуры типологически различных народов и этнических групп, ориентирующийся на существующие в этой сфере международно-правовые нормы.
    Наделение национально-культурных автономий правом создавать негосударственные учреждения национальной культуры, организовывать творческие союзы, проводить массовые мероприятия в области национальной культуры, учреждать организации, занимающиеся художественными народными промыслами и ремеслами, издавать литературу на национальных (родных) и иных языках и т. д. создавали реальные предпосылки сохранения и развития национальной культуры всем этническим общностям. Определялись соответствующие обязанности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.
    Границы культурных регионов, национальных культур, как правило, не совпадают с административно-территориальным делением, хозяйственным и экономическим районированием. Поэтому межрегиональные связи – важнейшее направление культурной политики, противостоящее центробежным тенденциям.
    Исследователь Т.В. Мельник выделяет следующие совокупные принципы региональной культурной политики. Во-первых, принцип проблемно-целевой ориентации культурной политики, предполагающий решение территориальных проблем с учетом возможностей социально-культурной деятельности, а также проблем конкретных социальных групп и категорий населения, составляющих социальную базу культурной политики. Во-вторых, принцип идеологизации социокультурной деятельности в контексте актуализации и интеграции национально-региональных ценностей, способствующих преодолению социальной и межэтнической напряженности, объединению социума для совместного решения проблем, имеющих не только региональный, но и глобальный характер. В-третьих, принцип самоорганизации социально-культурной жизни, реализация которого позволит в максимальной степени использовать энергию саморазвития культуры, ограничить возможности административного и некомпетентного вмешательства в культурную жизнь. В-четвертых, принцип обеспечения многообразия, полифоничности социально-культурной жизни региона предполагающий многосубъектность социокультурной деятельности, альтернативность проектов, программ, концепций, идей. В-пятых, принцип диалогичности культурных процессов, раскрывающийся через содержательный и взаиморазвивающий диалог ценностей, мировоззрений, укладов, образов жизни, который возможен при условии их культурной равноценности и через понимание культуры как саморазвивающейся системы. В-шестых, принцип индивидуализации культурной жизни, предполагающий восстановление связи культурных процессов с личностью творца, актуализацию скрытых в отечественной и мировой истории нравственных референтов.
    Глава 3.
    Ведение органов власти.
    К ведению федеральных органов власти относится: обеспечение прав и свобод человека в области культуры; установление основ федеральной культурной политики, принятие федерального законодательства в области культуры и федеральных государственных программ культурного развития; правовое регулирование отношений собственности, основ хозяйственной деятельности и порядка распоряжения национальным культурным достоянием Российской Федерации; формирование федерального бюджета, федеральных фондов развития культуры; установление налоговых льгот, бюджетного финансирования государственных и муниципальных организаций культуры; финансирование организаций культуры, находящихся в федеральном ведении; координация внешней политики в области культурного сотрудничества; регулирование вывоза и ввоза культурных ценностей; определение принципов государственной политики в области подготовки кадров, занятости, оплаты труда, социальных гарантий, норм и льгот; создание единой системы информационного обеспечения культурной деятельности в Российской Федерации; создание Свода памятников истории и культуры Российской Федерации.
    К ведению органов государственной власти на региональном уровне в области культуры относятся: осуществление федеральной политики в области культуры, разработка на ее основе территориальных и иных программ сохранения и развития культуры, их реализация, финансовое и материально-техническое обеспечение; формирование территориальных и иных органов государственного регулирования культурной деятельности; создание, реорганизация и ликвидация организаций культуры соответствующего подчинения; формирование фондов развития культуры и утверждение объемов средств, направляемых на финансирование культуры в государственных бюджетах республик в составе Российской Федерации, местных бюджетах, установление местных налогов и сборов на цели культурного развития, региональных нормативов финансирования культурной деятельности; международные культурные связи; установление дополнительных льгот, видов и норм материального обеспечения организаций и работников культуры; организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников культуры.
    К ведению органов местного самоуправления в области культуры относятся: осуществление государственной политики в области культуры на своей территории; формирование местных бюджетов и фондов развития культуры, разработка и принятие местных нормативов финансирования культуры; регулирование в пределах своих полномочий и компетенции отношений собственности в области культуры; создание, реорганизация и ликвидация муниципальных организаций культуры, регистрация организаций культуры на подведомственной территории; создание и ликвидация местных органов управления в области культуры, определение их структуры и полномочий, назначение руководителей местных органов управления в области культуры; назначение руководителей муниципальных организаций культуры; строительство зданий и сооружений муниципальных организаций культуры, обустройство прилегающих к ним территорий; контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности организациями культуры.
    Органы государственной власти и управления как федерального, регионального, так и местного уровней не могут вмешиваться в решение вопросов, отнесенных к ведению других органов. Учитывая, что региональным и местным органам власти было дано право на разработку собственного законодательства, установление льгот и т.п., для них были определены следующие условия: действие данных законодательных актов имеет силу только на определенной территории; их содержание не должно противоречить действующему Российскому законодательству.
    Глава 4.
    Права и свободы человека в области культуры.

    В основах законодательства Российской Федерации о культуре отмечено, что культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств (ст.8).
    В этом важном государственном документе раскрыто ёмкое содержание прав человека в области культурной деятельности: его права на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями, осуществляемой как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе; его права на личную культурную самобытность и права собственности в области культуры; его права на создание различных организаций, учреждений, предприятий и общественных объединений в области культуры; его права на приобщение к культурным ценностям, на гуманитарное и художественное образование; его права на культурную деятельность в зарубежных странах, а так же на вывоз за границу результатов своей творческой деятельности (ст.10-11, 13-17).

    Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года №3612 I
    «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»
    (с изменениями от 23 июня 1999 г., 27 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г.)

    1. Ст.8. В Российской Федерации культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств.
    2. Ст. 10. Каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями.
    Право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе.
    Профессиональный и непрофессиональный творческий работник равноправны в области авторского права и смежных прав, права на интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства.
    3. Ст. 11. Каждый человек имеет право на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной самобытности.
    4. Ст. 12. Каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности.
    5. Ст. 15. Граждане имеют право создавать организации, учреждения и предприятия (именуемые в дальнейшем организациями) по производству, тиражированию и распространению культурных ценностей, благ, посредничеству в области культурной деятельности.
    6. Ст. 16. Граждане имеют право создавать ассоциации, творческие союзы, гильдии или иные культурные объединения в порядке, определяемом законодательством об общественных объединениях.
    7. Ст. 20. Народы и иные этнические общности в Российской Федерации имеют право на сохранение и развитие своей культурно - национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение исконной культурно-исторической среды обитания.
    Политика в области сохранения, создания и распространения культурных ценностей коренных национальностей, давших наименования национально - государственным образованиям, не должна наносить ущерб культурам других народов и иных этнических общностей, проживающих на данных территориях.
    8. Ст. 21. Российская Федерация гарантирует право всем этническим общностям, компактно проживающим вне своих национально-государственных образований или не имеющим своей государственности, на культурно - национальную автономию (Это право этнических общностей на свободную реализацию своей культурной самобытности посредством создания национальных культурных центров, национальных обществ и землячеств.).
    Национальные культурные центры, общества и землячества вправе:
    • Разрабатывать предложения о сохранении и развитии национальной культуры;
    • Проводить фестивали, выставки
    • Содействовать организации национального краеведения, охране национальных исторических и культурных памятников, созданию этнографических и иных музеев;
    • Создавать национальные клубы, студии и коллективы.
    • Организовывать библиотеки, кружки и студии по изучению национального языка.

    Глава 5.
    Обязанности государства в области культуры.

    Постановление ВС РФ от 9 октября 1992 г «О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о культуре» было необходимо выдвинуть:
    ? Руководствуясь Конституцией (Основным Законом) российской федерации, федеративным договором, нормами международного права,
    ? Признавая основополагающую роль культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранении национальной самобытности народов, утверждении их достоинства,
    ? Отмечая неразрывную связь создания и сохранения культурных ценностей, приобщения к ним всех граждан с социально-экономическим прогрессом, развитием демократии, укреплением целостности и суверенитета Российской Федерации,
    ? Выражая стремление к межнациональному культурному сотрудничеству и интеграции отечественной культуры в мировую культуру.
    Верховный Совет Российской Федерации принимает настоящие Основы законодательства о культуре (далее - Основы) в качестве правовой базы сохранения и развития культуры в России.

    Раздел VI. В основах законодательства российской федерации о культуре.
    Обязанности государства в области культуры (ст.29-ст.36)

    Статья 29. Государственные программы сохранения и развития культуры в Российской Федерации.
    Правительство Российской Федерации разрабатывает федеральные государственные программы сохранения и развития культуры, воплощающие культурную политику государства и пути ее реализации.
    Статья 30. Обязанности государства по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ
    Государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ.
    В целях обеспечения общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ для всех граждан органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обязаны;
    поощрять деятельность граждан по приобщению детей к творчеству и культурному развитию, занятию самообразованием, любительским искусством, ремеслами;
    создавать условия для всеобщего эстетического воспитания и массового начального художественного образования, прежде всего посредством гуманитаризации всей системы образования поддержки и развития сети специальных учреждений и организаций - школ искусств, студий, курсов, любительского искусства (самодеятельного художественного творчества), а также сохранения бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек;
    способствовать развитию благотворительности, меценатства и спонсорства в области культуры;
    осуществлять свой протекционизм (покровительство) в области культуры по отношению к наименее экономически и социально защищенным слоям и группам населения;
    публиковать для сведения населения ежегодные данные о социокультурной ситуации.
    Статья 31. Обязанности государства по обеспечению свобод и самостоятельности всех субъектов культурной деятельности
    Представительная, исполнительная и судебная власти в Российской Федерации выступают гарантом прав и свобод всех субъектов культурной деятельности, защищают эти права и свободы посредством законодательной и иной нормативной деятельности, разработки и осуществления государственной политики культурного развития, пресечения посягательств на права и свободы в области культуры.
    Органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления не вмешиваются в творческую деятельность граждан и их объединений, государственных и негосударственных организаций культуры, за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии.
    Запрет какой-либо культурной деятельности может быть осуществлен только судом и лишь в случае нарушения законодательства.
    Статья 32. Обязанности государства по преодолению монополии в области культуры
    Действия органов государственной власти и управления, должностных лиц, препятствующие возникновению новых субъектов культурной деятельности по мотивам нецелесообразности, квалифицируются как осуществление монополии и подпадают под действие антимонопольного законодательства Российской Федерации.
    Для борьбы с монополизмом в сфере производства и распространения культурных ценностей органы государственной власти и управления обязаны содействовать созданию альтернативных организаций культуры, предприятий, ассоциаций, творческих союзов, гильдий и иных культурных объединений.
    Статья 33. Обязанности государства по созданию условий для самореализации талантов.
    Органы государственной власти и управления осуществляют свой протекционизм (покровительство) по отношению к юным талантам, творческой молодежи, дебютантам, начинающим творческим коллективам, не посягая на их творческую независимость. Содержание, формы и способы такого протекционизма (покровительства) определяются государственными программами сохранения и развития культуры.
    Статья 34. Обязанности государства по обеспечению приоритетных условий для национальных культур Российской Федерации
    Государство осуществляет протекционизм (покровительство) по отношению к национальным культуре и искусству, литературе, иным видам культурной деятельности.
    Статья 35. Утратила силу с 1 января 2005 г.
    Статья 36. Обязанности государства по ведению статистики культуры
    Органы государственной власти ведают всей официальной статистикой культуры в Российской Федерации, обязаны обеспечить ее достоверность, своевременность и открытость.
    Министерство культуры и архивов Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по государственному управлению в области культуры и архивного дела.
    Основные задачи:
    ? выработка и реализация в пределах компетенции областной государственной политики в области культуры и архивного дела, а также нормативно-правовое регулирование в обозначенных сферах;
    ? создание условий для развития библиотечного и музейного дела в Иркутской области;
    ? создание условий для обеспечения общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ;
    ? осуществление контроля над соблюдением законодательства об архивном деле.
    Функции:
    В сфере выработки и реализации в пределах компетенции областной государственной политики в области культуры и архивного дела, а также нормативно-правового регулирования в обозначенных сферах:
    1. выработка предложений по основным направлениям и приоритетам развития культуры и архивного дела на территории Иркутской области;
    2. разработка и реализация в установленном порядке областных государственных программ в сфере культуры, в том числе областных государственных программ сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, областных государственных программ развития библиотечного, музейного дела в Иркутской области;
    3. обеспечение учета культурных аспектов во всех областных государственных программах экономического, экологического, социального развития;
    4. разработка и представление в установленном порядке предложений по включению областных мероприятий и объектов в сфере культуры и архивов в федеральные целевые программы;
    В сфере создания условий для развития библиотечного и музейного дела в Иркутской области:
    5. обеспечение развития сети областных государственных библиотек и музеев;
    6. организация библиотечного обслуживания населения областными государственными библиотеками;
    7. ведение Реестра библиотек;
    8. реализация от имени Иркутской области преимущественного права приобретения библиотечного фонда ликвидируемых библиотек;
    9. обеспечение государственного учета, сохранения, пополнения, использования и популяризации областных государственных музейных и библиотечных фондов, в том числе приобретение от имени Иркутской области документов, музейных предметов и музейных коллекций в библиотечные и музейные фонды;
    10. разработка предложений по установлению особых мер поддержки областных государственных музеев;
    11. осуществление от имени Иркутской области имущественных и личных прав и обязанностей в отношений музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и переданных в оперативное управление областным государственным музеям, иным областным государственным учреждениям;
    12. реализация от имени Иркутской области преимущественного права покупки музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации;
    13. обеспечение условий, необходимых для хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, входящих в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации и переданных в оперативное управление областным государственным музеям, иным областным государственным учреждениям, а также предоставление необходимых гарантий возмещения ущерба, причиненного указанным музейным предметам и музейным коллекциям;
    14. выдача охранных свидетельств на экспонирование музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в областной государственной собственности, вне музея;
    15. согласование консервации и (или) реставрации библиотечных и музейных ценностей, находящихся в областной государственной собственности;
    16. предъявление в судебном порядке требования в соответствии с законодательством о выкупе музейных ценностей, переданных на временное хранение в областные государственные музеи;
    17. осуществление в пределах своей компетенции государственного контроля над состоянием государственной части Музейного фона Российской Федерации;
    18. принятие решений об управлении музейными предметами и музейными коллекциями, находящимися в областной государственной собственности;
    19. внедрение современных систем безопасности и информатизации областных государственных музеев и библиотек;
    20. организация проведения научных исследований в сфере библиотечного и музейного дела;
    21. содействие в установленном порядке организации системы муниципальных и негосударственных библиотек и музеев;
    В сфере создания условий для обеспечения общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ:
    22. реализация в соответствии с законодательством мер поддержки кинематографии в Иркутской области;
    23. осуществление в соответствии с законодательством организации и поддержки учреждений культуры и искусства (за исключением федеральных государственных учреждений культуры и искусства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);
    24. организация гастрольной и выставочной деятельности, других культурных мероприятий в Иркутской области;
    25. оказание в соответствии с законодательством поддержки народных художественных промыслов (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);
    26. формирование и внедрение в сфере культуры системы областных государственных грантов, в том числе для поддержки выдающихся деятелей культуры, творческих коллективов, талантливой молодежи и творческих проектов, имеющих некоммерческий характер;
    27. участие в пределах своей компетенции в реализации мер государственной поддержки особо одаренных детей, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, организация летнего отдыха творчески одаренных детей;
    28. согласование цен (тарифов) на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты, областных государственных учреждений культуры;
    29. участие в пределах своей компетенции в реализации мер по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием по соответствующим специальностям для сферы культуры;
    30. оказание в соответствии с законодательством поддержки региональным и местным национально-культурным автономиям, поддержки изучения в образовательных учреждениях национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности;
    31. внесение в установленном порядке предложений о представлении деятелей культуры и искусства к награждению государственными наградами Российской Федерации, наградами и почетными званиями Иркутской области, присуждению премий в соответствии с законодательством;
    В сфере осуществления контроля над соблюдением законодательства об архивном деле:
    32. осуществление в пределах своей компетенции контроля над соблюдением законодательства об архивном деле в установленном законодательством порядке;
    33. осуществление контроля над исполнением областных государственных полномочий в сфере архивного дела органами местного самоуправления;
    34. выдача письменных предписаний по устранению нарушений требований законов о вопросах осуществления областных государственных полномочий в сфере архивного дела органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления;
    35. разработка и утверждение формы отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных областных государственных полномочий в сфере архивного дела;
    36. отмена или приостановление действия муниципального правового акта в части, регулирующей осуществление областных государственных полномочий органами местного самоуправления в сфере архивного дела;
    37. осуществление производства по делам об административных правонарушениях в сфере архивного дела в порядке, предусмотренном законодательством;
    38. предъявление в судебном порядке требования в соответствии с гражданским законодательством перевода на департамент прав и обязанностей покупателя при нарушении порядка продажи архивных документов.
    Министерство от имени Иркутской области выступает учредителем областных государственных учреждений, утверждает их уставы, назначает и увольняет руководителей областных государственных учреждений, а также заслушивает отчеты об их деятельности.
    Министерство разрабатывает проекты правовых актов в установленной сфере деятельности, утверждает ежегодный план и показатели деятельности, осуществляет иные функции в соответствии с законодательством.
    Глава 6.
    Социокультурная ситуация в современной России.

    При рассмотрении этого вопроса необходимо вычленить две его доставляющие: социально-культурную ситуацию как фактор внешней среды, в которой функционируют учреждения культуры и социальные проблемы в сфере культуры.
    Специфика культурной политики на пороге XXI века, выбор направления дальнейшего развития культуры, методов и форм регулирования различных сторон духовной жизни общества определяются особенностями социокультурной ситуации, сложившейся после распада СССР в 1991 году. Возникли новые обстоятельства, коренным образом отличавшиеся от тех, которые складывались на протяжении нескольких десятилетий.
    Остановимся коротко на особенностях культурной ситуации, сложившейся в настоящее время. Впервые российская интеллигенция – научная и творческая – обрела подлинную свободу творчества и политическую независимость, гарантируемые Конституцией страны. Статья 44 Конституции Российской Федерации гласит: «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом». Однако благодатная идеологическая атмосфера переплетается с «утечкой мозгов», нищетой творческой и научной интеллигенции, коммерциализацией культуры. Сама по себе творческая свобода, отсутствие партийного диктата и контроля, оказывается, еще не гарантирует процветания творчества.
    Происходит пересмотр отношения к отечественной истории, в том числе к истории отечественной культуры. Начинает изучаться творчество писателей композиторов, деятелей других видов искусств, которое ранее было известно очень ограниченному кругу людей.
    Принципиально иные отношения складываются между государственными структурами культуры и религией, религиозными концессиями. Исчезает противопоставление материалистического и идеалистического взглядов на человека, противостояния искусства и религии.
    Все сферы материальной и духовной жизни общества охватывают рыночные отношения, которые дали культуре не мало позитивного: расширение экономической свободы и сферы культурного предпринимательства, появление новых форм досуга, расширение дополнительных платных услуг населению с ориентацией на индивидуальные запросы, развитие спонсорства и меценатства.
    Новые приоритеты в функционировании современной культурной отрасли отражены в Федеральной программе «Культура России» (2001 – 2005 г.г). Реализация программы способствует более широкому доступу населения к произведениям отечественной и мировой культуры, позволяет сохранить историко-культурное наследие народов Российской Федерации, поддерживать высокий престиж российской культуры за рубежом. Одним из приоритетов программы является поддержка талантливой молодёжи.
    Перечисленное выше не исчерпывает все особенности социокультурной ситуации, необходимо отметить следующие проблемы:
    ? Образовался мощный слой маргиналов среди жителей сельских регионов России ввиду неблагополучного социально-экономического положения сельскохозяйственных производств. Как следствие – резкое сокращение предоставление услуг сельскими учреждениями культуры (нет платёжеспособного спроса);
    ? Происходит экспансия продукции западной американской культуры, как правило, далеко не высокого уровня;
    ? Происходит передача значительной части платежей учреждений культуры под коммерческие структуры, снижаются возможности для занятий в коллективах художественной самодеятельности;
    ? Органы управления культурой на всех уровнях потеряли большое число опытных кадров, ушедших в более оплачиваемые коммерческие структуры.
    Вместе с тем, для современной социокультурной ситуации характерно углубление процесса культурной дифференциации, появление множества субкультур, ценности, нормы и способы которых во многом отличаются друг от друга.
    Однозначного определения социокультурной ситуации в сегодняшнее, довольно сложное время быть, конечно, не может, но возможно назвать главные её особенности – это демократизация государственного управления культурой, курс на адаптацию её к рыночным условиям, сохранение национальных культурных ценностей.
    При определении особенностей культурного процесса на современном этапе исследователи особое внимание обращают на региональную и этническую пестроту культурного пространства России, что порождает необходимость при проведении федеральной культурной политики исходить из некоторых универсальных в своей общечеловечности норм и принципов, которые явились бы основанием, скрепляющим локальные культуры в их конструктивном взаимодействии в «единое культурное пространство». К числу таких принципов как ориентиров культурной политики государства можно отнести, во-первых, принцип открытости и демократизма в структурировании культурной политики при сохранении преемственности культурного развития, равенства прав и возможностей всех граждан и социальных групп в создании и использовании материальных и духовных ценностей; во-вторых, принцип регулирующей роли культурной политики государства в формировании социокультурной ситуации; в-третьих, максимальный учет культурной самобытности людей, различных локальных и территориальных сообществ; в-четвертых, принцип единого культурного пространства и др. При этом осуществление этих принципов возможно лишь в том случае, если культурная политика выступает составной частью общей государственной политики.
    С учетом экономической, политической и социальной ситуации в России обязательным направлением культурной политики является создание единого социокультурного пространства, в котором обитают разные субъекты, согласные соблюдать общие нормы, несмотря на различие интересов. Эти нормы обеспечивают устойчивые связи культурной среды на пространстве России, содействуя тем самым возрождению национальных культур народов и этнических групп России как необходимое условие преодоления напряженности в межнациональных отношениях и противоречиях.
    Глава 7.
    Культурно-досуговая деятельность в иркутской области.
    Общая концепция развития социально-культурной деятельности на перспективу - это определенная система идей и представлений о ее современном состоянии и тенденции развития, роли и месте в структуре духовной жизни. Региональные и муниципальные органы власти занимают одно из ведущих мест в структуре социально- культурных институтов. Они выступают как полномочные субъекты разработки и проведения в жизнь общегосударственной и региональной социально- культурной политики, эффективных программ социально-культурного развития территории и отдельно взятых поселений.
    Культурно-досуговая деятельность – основа реализации социальных функций клубов, Домов культуры, библиотек, музеев и других воспитательных институтов. Поэтому постоянная работа по качественному улучшению содержания и формы этой деятельности призвана обеспечить ее соответствие динамично развивающимся духовным потребностям людей, повышение полноты и оперативности удовлетворения досуговых запросов детей, молодежи, взрослых. Все это, так или иначе, скажется на повышении социального престижа культурно-досуговых учреждений.
    С 1 января 2006 года вступил в действие федеральный закон « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно указанного закона финансирование услуг культуры осуществляется непосредственно из бюджета муниципальных образований соответствующего уровня. На основании решений Дум муниципальных образований района, полномочия по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей поселений услугами организаций культуры (ст.14,п. 12.ч.1), а также организация библиотечного обслуживания ст.14,п.11,ч.1) были переданы на места.
    Администрацией района за отчетный период проведена большая работа по оказанию практической помощи территориям района.
    В Сосновоборском муниципальном образовании завершены строительные работы, осталось дело за малым – после передачи здания в оперативное управление администрации, депутатам округа необходимо предусмотреть в бюджете поселения финансирование по ст. Культура, ввести штатное расписание и, конечно же, найти кадры.
    В Гороховском муниципальном образовании преображенный клуб д.Сайгуты гостеприимно встретит гостей. Району капитальный ремонт обошелся в сумму более 2 мл. рублей.
    Прошли стадию согласования проектно-сметная документация по ремонту кровли ДК с.Оек, 1 400 000 рублей запланировано в бюджете района на 2008 год.
    Более 8 лет находился клуб д.Лыловщина в аварийном состоянии, и только сейчас стало возможным от слов перейти к делу. При большой инициативе главы поселения Поповой С.А. составлены все необходимые документы, в январе с.г. подрядчики приступили к ремонтным работам.
    В плане администрации на 2008 год - ремонт Дома культуры д.Кыцыгировка.
    Многие Главы самостоятельно решают вопросы капитального строительства и ремонта объектов культуры: так уже более 5 миллионов из бюджета Марковского МО освоено на строительство ДК, в Максимовском муниципальном образовании 6 октября состоялось открытие библиотеки и тренажерного зала, в Ревякинском МО открыта новая библиотека, ведется строительство клуба в д. Бургаз. Администрация района оказала практическую помощь в составлении проектно- сметной документации нового Дома культуры д. Ревякина, и дальнейшее финансирование будет осуществлять совместно с областной администрацией.
    Администрация Ушаковского МО вплотную приступила к решению вопроса о вводе в эксплуатацию клуба п. Новая Лисиха.
    В отчетном году район получил дополнительные субсидии из областного бюджета на развитие библиотечного дела - 170 тысяч рублей.(26 сельских библиотек получили комплекты справочно-библиографической литературы.)
    По областной программе « Сибирь мастеровая» в рамках двухстороннего соглашения выделено 178 тысяч рублей, которые были направлены:
    47 тысяч рублей - приобретение мебели в Максимовскую библиотеку, 105 тысяч рублей на изготовление сценических костюмов для народного коллектива « Забава» п. Большая Речка, 26 тысяч на приобретение гончарного круга для керамической мастерской с. Пивовариха.
    СОЦИАЛЬНО - КУЛЬТУРНЫЕ РАЙОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ:
    Отделом культуры за отчетный период проведено 25 социально-значимых районных мероприятий:
    В феврале месяце проведен актив работников культуры и глав муниципальных образований по итогам работы за 2006 год и планах на 2007г.
    Глава 8.
    Классификация взаимоотношений государства и культуры

    Государство является фундаментом устойчивости и самостоятельности национальных культур, гарантирует им право на самовыражение и самореализацию, охраняя общий культурный генофонд российского народа. В настоящее время становится все более осознаваемым стремление людей сохранить свою культурную самобытность, оградить от стандартизации духовные ценности.
    Многие исследователи, обращаясь к проблеме взаимоотношений государства и культуры, делали акцент преимущественно на финансовой стороне. Так, О. Богачева, опираясь на исследования канадских социологов, приводит классификацию, согласно которой можно выделить три типа взаимоотношения государства и сферы культуры. Каждому из них соответствует своя модель государственного финансирования культуры и искусства, а значит и политика в этой области. Государство-вдохновитель: его характеризует косвенное влияние на культуру посредством стимулирования спонсорства и меценатства за счет предоставления налоговых льгот — такая модель действует в Швейцарии и США. Государство-патрон: здесь оно изолирует сферу культуры от прямого влияния политики, создавая посреднические структуры, которые распределяют получаемые из бюджета средства по собственному усмотрению, руководствуясь своими критериями — эта модель характерна для Великобритании и Нидерландов. Государство-архитектор: в этом случае выработке культурной политики придается особое значение и осуществляется активное влияние на развитие отраслей культуры через систему государственного аппарата — такая политика характерна для стран Северной Европы.
    Несколько иная классификация взаимоотношений государства и культуры предложена А.В. Каменец. Автор выделил следующие роли государства в управлении культурой. Помощник: государство непосредственно стимулирует частные и коллективные вложения в сферу культуры (США). Архитектор: государство через определенные каналы (министерства, департаменты и другие органы власти) финансирует культурные программы. Культурная политика в данной ситуации является частью социальной политики, и основной ее целью становится улучшение благосостояния населения (Франция). Инженер: как правило, здесь государство располагает собственной материальной базой в сфере культуры и поэтому заботится об использовании имеющейся инфраструктуры в целях воспитания, образования людей (страны Восточной Европы). Меценат: государство не вмешивается в творческий процесс, а действует через специальные советы искусств, которые распределяют субсидии, поддерживают различные организации культуры (Англия).
    Югославские исследователи М. Драгичевич-Шешич и Б. Стойкович предложили свою классификацию государственной политики в сфере культуры, выделив, пять основных моделей. Либеральная модель: государство провозглашает «нейтралитет» в области культуры, не вмешивается в ее автономию. Основную роль в регулировании культурной жизнью играют различные фонды (США). Частично-государственная модель: предполагает делегирование государством своих обязательств в области культуры специальному органу (художественному совету) (Великобритания, Ирландия). Бюрократическо-просветителъная модель: отличается абсолютной властью государства над культурой и контролем, осуществляемым посредством политического и идеологического аппарата (социалистические страны, а также Швеция и Голландия). Престижно-просветительская модель: культура трактуется как фактор национальной самобытности. На государство возложена ответственность за национальное достояние, поскольку это связано с престижем страны на международном уровне (Франция). Национально-эмансипационная модель: характерно развитие и сохранение самобытной культурной традиции, которая подавлялась в предшествующие периоды истории. Часто культурная политика здесь страдает национализмом и даже шовинизмом. Другой чертой этой модели является распространение элементарной культуры среди населения. Эта модель характерна для развивающихся стран (Сенегал, Перу), встречается она и в бывших советских республиках (Кыргызстан, Молдавия).
    Несмотря на некоторые различия в приведенных классификациях, они демонстрируют наличие нескольких вариантов реализации государственной культурной политики. Возможность существования культуры без жесткого контроля со стороны государственных органов; предлагают различные пути привлечения негосударственных инвестиций в сферу культуры; показывают, что сфера культуры даже в развитых странах не может обходиться без поддержки государства, прямой или косвенной.
    С моей точки зрения, для России 90-х гг. наиболее близка модель государства-инженера, характерная для стран Восточной Европы. Это сходство обусловлено длительным периодом строительства социализма и, как следствие, наличием мощного государственного сектора в сфере культуры. Характерен и утилитарный подход к сфере культуры, которая служила одним из механизмов реализации идеологической доктрины.
    Вывод.

    Исследование материалов и документов позволило сформулировать вывод о том, что по-прежнему сложным остается положение с уровнем образования специалистов, работающих в сфере культуры. Ряд факторов усложняет кадровую проблему. С распадом СССР значительно осложнились связи между республиками, а также между регионами, поэтому осуществлять подготовку и переподготовку кадров для учреждений культуры необходимо было, используя возможности образовательных учреждений преимущественно своей области. С переходом к рыночной экономике появилась необходимость в подготовке специалистов ряда новых профессий, таких как продюсер, менеджер, специалист по маркетингу услуг и т.д. Требовалась целенаправленная работа по подготовке кадров для учреждений культуры особенно отдаленных периферийных районов.
    Престиж сферы культуры по-прежнему остается низким, заработная плата – небольшой. И это, несмотря на то, что в начале 90-х гг. на законодательном уровне были приняты решения о повышении заработной платы работников культуры. Согласно «Основам законодательства о культуре» (ст.54) «размер средней ставки и оклада творческим работникам и специалистам государственных организаций культуры устанавливается не ниже ставок и окладов работников образования РФ, а творческим работникам и специалистам организаций культуры, отнесенных к особо ценным объектам, ? профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений». Однако в связи с отсутствием финансирования, действие этой части статьи было приостановлено в 2001-2003 гг.. Средняя заработная плата работников культуры оставалась самой низкой среди бюджетных сфер. Не продуманным остается ряд аспектов, связанных с привлечением в сферу культуры специалистов экономического профиля. Государством основной акцент делается на поддержание материально-технической базы в рабочем состоянии, а не на ее развитие. Определенная инертность, сохранившиеся в сфере культуры, приводит к тому, что наиболее предприимчивые и активные специалисты предпочитают работать в негосударственных учреждениях культуры или уезжать из регионов в центр.
    Список используемой литературы:
    1. Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года №3612 I
    «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (с изменениями от 23 июня 1999 г., 27 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 Конституция российской Федерации (ст. 1, 2, 13, 29, 43, 44, 45).
    2. Н.П. Гончарова – «Социально-культурная деятельность учреждений культуры клубного типа» Издание второе.
    3. Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников – основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. – М., Издательство Московского государственного университета культуры. 1995.
    4. Ю.А. Лукин – Россия на пороге XXI века // Федеральная культурная политика. Сборник документов. 1991-2002 гг., М., 2002. г.
    5. http://www.pravo.ru/