Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих

ИОКК


Иркутский областной
колледж культуры

Иркутский областной колледж культуры - неофициальный сайт

НЕОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

Написать нам

что нам нужно?


 
  • Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • «    Май 2018    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    28293031 
    » » » Литературное творчество. автор-музыкант

    - Литературное творчество. автор-музыкант

    Великанова Алена
    студентка специализации пение академическое.
    Иркутского музыкального колледжа,

    Каждый день и час в повседневной жизни мы сталкиваемся с творческим проявлением других людей и проявляем собственное творческое начало. Вся наша жизнь имеет характер созидательный. Человек выступает в роли творца своей судьбы, творца своей личности, творца общественных и трудовых достижений. Все мы ежедневно переживаем так называемый творческий процесс. Творческий процесс - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере идей, искусства, а также производства и организации. Проще говоря, творчество - это оригинальное решение поставленной проблемы, задачи в любой из областей нашей жизненной деятельности. Творческому акту предшествует длительное накопление соответствующего опыта, знаний навыков. Но набор стандартных знаний, пусть даже и очень глубоких и обширных не позволяет утверждать о возможности человека найти оригинальный, не похожий на другие путь решения задачи. Творческие люди отличаются от людей, способных только усваивать знания и выполнять привычную, хорошо налаженную работу, богатством внутренних переживаний, их тонкостью и глубиной. При одной и той же силе раздражителя творческая личность будет отзываться гораздо ярче. Пережитый и накопленный эмоциональный опыт требует своего воплощения, передачи во вне, художник стремится поделиться с миром своими чувствами. В своей концепции искусства Фрейд полагал, что по своей природе художественное произведение выполняет ту же функцию, что и сновидение. То есть является возможностью удовлетворения своих потребностей, нереализованных в обыденной жизни, создает некую иллюзию, имеющую свойство погружать зрителя в мягкий наркоз. Таким образом, в творческом процессе происходит снятие личностного напряжения, как художника, так и его зрителя.
    Благодаря тому, что искусство позволяет, как бы, погрузиться во внутренний мир другого человека, особо тонко чувствующий человек способен прожить и прочувствовать тысячи других жизней. Такие люди становятся талантливыми исполнителями во всех видах искусства. Найти в художественном произведении что-то свое и в тоже время отбросить все личное и слиться с образом, задуманным автором - вот главная задача артиста. Если автор переводит чувства в символы, то исполнитель наоборот - символы в живые и реальные чувства.
    Как и любая деятельность, различные виды искусства имеют различную специфику и, как следствие, выдвигают своеобразные требования для людей, занимающихся ими. Актерское ремесло требует хорошей физической подготовки, живопись - яркого умения чувствовать зрительный образ, музыка - разноплановости слуховых ощущений. Каждый человек, выбирая тот или иной вид искусства как свою профессию, должен обладать определенными качествами. Но и само занятие определенным ремеслом ведет за собой развитие тех или иных свойств личности наиболее востребованных в определенной деятельности. Это тоже самое, если изо дня в день тренировать одну и ту же группу мышц в тренажерном зале - рано или поздно мышцы разовьются. Профессиональная деятельность оказывает яркое влияние на психику человека, а как следствие и на его поведение, поступки, жизненные принципы. Нам бы хотелось поговорить о влиянии профессиональной музыкальной деятельности на людей данной профессии.
    Как не каламбурно это звучит, но сущность музыканта в музыкальности. Музыкальность - это своеобразное "омузыкаленое" восприятие и видение мира, когда все впечатления от окружающей действительности у человека, обладающего этим свойством, имеют тенденцию к переживанию в форме музыкальных образов. Все вокруг человек воспринимает через "музыкальную" призму, используя как характеристику событий, предметов, явлений музыкальную ткань. Ввиду особой эмоциональной отзывчивости творческой личности то, что для человека обыденно, у художника вызывает богатейшие гаммы впечатлений. Эмоциональная сфера становится, как бы, перегружена информацией. Эта своеобразная "перегруженность" и музыкальность в совокупности приводит к тому, что в сознании музыканта рождается масса художественных образов, требующих своего воплощения и выражения. Главная отличительная черта музыканта - неудержимое стремление перенести свои переживания и впечатления в звуки музыки, выразить свое существо на языке коммуникаций. И тут уже, как говорится, от каждого по способностям - кто-то сочиняет музыку, а кто-то пытается воспроизвести уже существующие шедевры и перенести в них многообразие своих эмоций.
    В начале XX века английский психолог Спирмен выдвинул теорию интеллекта, основанную на предположении о существовании фактора общей одаренности и фактора специальных способностей. Очень часто эти факторы связаны - чем выше уровень развития специальных способностей, тем чаще и сильнее проявляются способности к другим видам деятельности. Большинству музыкантов свойственна огромная заинтересованность во всем, что происходит в окружающем мире. Из него они черпают силы и впечатления необходимые для творческого процесса. Отсюда и универсализм в творчестве, стремление охватить как можно больший круг явлений - вещь весьма распространенная. Литературный талант - не редкость среди музыкантов. Яркие литературные эссе и музыковедческие исследования принадлежат перу Ф.Листа, Р.Вагнера, А.Серова. Эпистолярное наследие П.Чайковского, М.Глинки, Ф.Шопена, Г.Берлиоза также говорит о проявлении у них этого вида таланта. Тяга музыканта к воплощению своих мыслей в литературной форме очевидна, еще ярче это выражено у исполнителей, так как слово является наиболее доступным для человека инструментом.
    Литературное выражение музыканта не может быть лишено черт его профессиональной деятельности. Музыкальность проявляется и здесь. Нам бы хотелось рассмотреть, как это проявляется в творчестве студентов Иркутского музыкального колледжа. За основу мы взяли несколько произведений разных авторов и на их примере попытались проследить закономерности отражения музыки в литературе.
    Как и следовало ожидать, музыкальность авторов нашла свое отражение, прежде всего, в тематике. Приведем стихотворение Елены "Рояль и утро".
    Как капли утренней росы
    В эфире, раскидав триоли,
    Он свел хрустальные мосты,
    От сказки, отыскав, пароли.
    Бриллиантами, рассыпав трель,
    Слетел стремительным пассажем,
    Как будто, приручив свирель.
    Стал вдруг piano мудрым стражем.
    Тритоном в море, вскинув волны,
    Арпеджио легато бьются.
    Колышет ветер звуки-кроны.
    Форшлаги весело смеются.
    Внезапно, словно хлопнув дверью,
    Он маг, властитель звуков моря,
    Ноктюрна сказку сделал тенью…
    И завершил волной прибоя.

    Елена широко использует музыкальную терминологию и музыкальные понятия. Накопленный слуховой опыт позволяет ей проводить параллели между музыкальными приемами, понятиями и явлениями обыденной жизни, к примеру - расслышать в форшлагах "смех". Понимание характера музыкального явления ведет за собой более ясное понимание обострение художественного образа. Автор пользуется музыкальной терминологией для создания яркой картины природного явления.
    «Тритоном в море, вскинув волны,
    Арпеджио легато бьются.»
    Тритон - интервал, имеющий характер резкого диссонанса, он несет ассоциацию чего-то стремительного, порывистого и даже негармоничного. Арпеджио - последовательное исполнение звуков аккорда. В арпеджио звуки как бы наслаиваются друг на друга, образуя целостный аккорд. И, наконец, легато - связное исполнение звуков, при котором они плавно переходят один в другой. Только когда мы разобрались во всех понятиях, мы можем проникнуться смыслом авторской задумки и увидеть порывистые и такие непредсказуемые, диссонирующие с морской гладью гребни волн и в тоже время понять их плавность, почувствовать перетекание воды, ее целостность, слитность, представить всю картину возникновения и существования этого явления природы. Уместна также и обратная связь.
    «Как капли утренней росы
    В эфире, раскидав триоли»
    Музыкальное понятие сравнивается с явлением природы. Здесь триоль как вещественное понятие, звучание рояля приобретает загадочный, яркий характер в сравнении с каплями утренней росы.
    Лирический герой - исполнитель всей этой "сказки". Многозначительное "Он" звучит лишь единожды в начале и еще раз в конце. Все основное внимание автора приковано к звукам. "Бриллиантовая трель" переносит нас в мир зрительных представлений, мы видим яркий, блестящий камень, который искрится на солнце, переливается. Именно благодаря этим характеристикам, такая потрясающе исполненная трель заслужила столь похвальный эпитет.
    В последней же строфе лирический герой (тот, кто заставляет рояль издавать такие дивные звуки) оказывается властителем всего, властителем дивной музыки и своим повелением внезапно завершает ее существование, также как и начал. Но лишь для того, чтобы морской прибой смог после вновь зазвучать и с новой силой.
    «Внезапно, словно хлопнув дверью,
    Он маг, властитель звуков моря,
    Ноктюрна сказку сделал тенью…
    И завершил волной прибоя.»
    Логичным был бы вопрос, почему "рояль и утро"? Причем тут утро? Так вот, читаем в последней строке о ноктюрне - музыкальном жанре, так называемой, "ночной песни", он очень близок к серенаде, исполняемой ночью под окном возлюбленной, но имеет «более общий» характер. Вся эта волшебная музыка, картина, которая нарисована звуками - ноктюрн. И этот ноктюрн оборван, остановлен, а значит, кончилась и ночь, наступило ясное и светлое утро. Но, как мы уже знаем, ноктюрн вновь повторится... Следующей ночью.
    Тема природы и музыки в их взаимовыражении прозвучала здесь как нельзя удачно. Нам бы хотелось привести пример взаимодействия такой вечной темы как любовь и темы музыки.
    Как действие волшебного отвара
    Из разных трав, что не растут в лугах,
    Звучит порой в твоих руках гитара-
    Стихает боль в измученных сердцах.
    И зазвенят нейлоновые струны,
    И запоют чарующий мотив!
    И голосок насмешливой Фортуны
    В минуты эти нежен и красив...
    Но, лишь утихнет шелест струн прекрасный,
    Исчезнет все: надежды и мечты...
    И только я, твой почитатель страстный,
    Жду, когда вновь на сцену выйдешь ты.

    Стихотворение Андрея посвящено прекрасной девушке, превосходной гитаристке. Он умело переплетает впечатления от замечательной игры и нежные чувства к очаровательной особе, наделяя оба факта чудесными сравнениями и эпитетами. Он сравнивает звуки гитары с необычайным отваром, которого в природе и существовать не может, но который как невидимый лекарь действует на сердца и умы людей, придает им сил. И даже голос такой непредсказуемой и подчас жестокой Фортуны "нежен и красив", даже ее сердце смягчено колдовским "чарующим мотивом". Но все исчезает, как только музыка прекращает звучать, все становится таким же недоброжелательным и подчас пессимистичным в этом мире для всех..., но не для лирического героя! Он - страстно влюбленный и безумно счастливый человек чувствует эту музыку в своем сердце всегда, потому что именно его возлюбленная исполняет ее. Он ждет этого чуда вновь и вновь и лишь для него понятна истинная красота всех этих гитарных звуков, красота всех душевных порывов прекрасной исполнительницы. Так глубокое искреннее чувство к человеку ведет к глубокому пониманию музыки, ее природы.
    Тема музыки также может иметь симбиоз и с философской стороной жизни.
    В ХРАМЕ

    Воистину пути Господи...
    Два раза в реку не войти
    Мы миновали только "сходни",
    Нас в жизни ждут еще пути...
    И все совсем не так трагично,
    Когда склонившись у икон,
    Все слышат хор, что гармонично
    Звучит под колокольный звон.
    И в том торжественном звучании
    Два голоса, родными став,
    Друг другу вторят в "Величании"
    На расстоянии двух октав...

    Мы видим лирического героя - умудренного, пережившего многое, глубоко трагичное. Он говорит о непредсказуемости жизни, о ее некой несправедливости. Он рассматривает саму жизнь как дорогу, на которой столько непройденных препятствий, еще более страшных, чем пережитое. И это не только для него, а для всех кто там, в храме, склонился у икон и просит прощения и заступничества. Каждый из этих людей пришел сюда по своей причине и каждый принес сюда свою историю и свой собственный грех. Все эти люди чужие друг другу. Но все они, слыша этот церковный хор, этот колокольный звон объединены общей христианской идеей спасения души, спасения ближнего. И во всем этом, казалось бы, мрачном, пустом есть тот луч света, те два "родных голоса", родных человека, глядя на которых можно понять, что есть и счастье, и любовь и то за чем многие пришли сюда - поддержка, поддержка близкого человека, плечо, на которое можно опереться всегда, несмотря ни на что. Пусть эти два голоса такие разные, между ними такая разница (две октавы), но они - единое целое, которое прославляет ("Величание" - прославление Иисуса Христа, Богородицы, святого или иного духовного лица) великую идею спасения и жизнь во всех ее проявлениях.
    Рассмотрим еще один пример.

    БЕССОННИЦА

    И снова ночь, и снова я не сплю:
    Боюсь во сне увидеть Вас опять.
    При каждой встрече взгляд я Ваш ловлю.
    Мне, видно, не дано его поймать…
    И снова ночь, и снова образ Ваш
    Всплывает в памяти, как только я усну.
    Проснусь, и вновь хватаю карандаш,
    И строки новые опять о Вас пишу.
    Но не для Вас, ведь знаю я, что Вам
    И имени не вспомнить моего.
    Но ниспадаю к Вашим я ногам
    И не стыжусь признанья своего.
    Не главное взаимность для меня
    (И без нее вполне я проживу),
    А главное прожить, лишь Вас любя.
    Какое счастье, что я Вас люблю!
    И снова ночь, и снова сладко сплю,
    Ведь сон теперь – спасенье для меня.
    И по ночам я больше не скорблю,
    Ведь в каждом сне встречаюсь с Вами я…

    Сильная мужская рифма сочетается с перекрестным характером. Такое стихосложение свидетельствует о борьбе, об агрессивном поведении. В данном случае, это внутренняя борьба, борьба в душе героя. Начиная с самой первой строки стихотворения, автор широко использует прием анафоры - единоначалия. Причем сопоставляются не только строки, но и их части, а также строфы. Большое значение имеет повторения союза "и". Они подчеркивают многократность одного и того же события, доходящая до зациклинности на нем, в то же время как будто бы соединяет и скрепляет все слова и мысли в единую ткань. Также широко применен такой прием, как инверсия. Автор меняет местами члены предложения, чтобы подчеркнуть тот или иной момент, выводя вперед более значимый для него член предложения. Нужно отметить: делает он это так непосредственно и просто, что добивается эффекта свободной разговорной речи, не затрудненной и не надуманной. Очень своеобразна и причудлива композиция. С виду она кольцевая: откуда вышли, туда и пришли, это подчеркнуто повторными фразами. А по идейному содержанию это две совершенно разные точки, можно даже сказать противоположные. В начале герой поглощен своей печалью, горечью неразделенного чувства, дошедшего до крайности физического недуга (бессонница). В конце - он счастлив, он осознал всю радость испытывать это светлое и неземное чувство и упивается им. Между этими двумя точками, столь разными всего один миг, всего одна мысль - остаться верным своей любви, а значит и самому себе, и воспетому идеалу.
    Профессиональная музыкальная деятельность оказывает сильное влияние на все другие творческие проявления личности. Такой своеобразный симбиоз талантов в одном человеке позволяет совершенно разным направлениям в искусстве обогащать и взаимодополнять друг друга. И не обязательно это пара музыка и литература, с таким же успехом мы можем рассуждать о театре и танце, танце и живописи, живописи и музыке. И мы остаемся уверены, что связь и здесь будет очевидна, и пусть будет побольше поющих актеров и танцующих художников. Ведь всех их объединит в итоге одно - искусство и тяга к прекрасному.

    Добавил: studic 9 июня 2009 Просмотры: 23 749 Вернуться назад