Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих

ИОКК


Иркутский областной
колледж культуры

Иркутский областной колледж культуры - неофициальный сайт

НЕОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

Написать нам

что нам нужно?


 
  • Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • «    Июль 2019    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    293031 
    » » » Исламская культура в курсе преподавания истории мировой культуры

    - Исламская культура в курсе преподавания истории мировой культуры

    (Методическая разработка урока по дисциплине
    «История мировой культуры»)



    Илюшина Екатерина Моисеевна
    преподаватель
    Новосибирского областного колледжа культуры и искусств



    Качество подготовки современного специалиста включает в себя не только сугубо профессиональную подготовку, но гуманитарную. Можно утверждать, что современный специалист имеет определенное культурное измерение. Культурные традиции и стандарты отличаются своими особенностями. Ценность других культур и задачи их познания долгое время мало кого волновали. Самой распространенной формой межкультурного взаимодействия была война. Само культурное разнообразие трактуется, например, в Библии как одно из последствий греховной воли человека, о чем говорит знаменитая легенда о Вавилонской башне. При всей фантастичности этой истории в ней содержится чрезвычайно важная мысль: понимание другого языка , другой культуры, другого народа – труднейшая проблема. Современная картина мира полицентрична. Существует множество картин мира и образов человека. Европоцентризм с его непризнанием никаких других ценностей, кроме европейских, уходит в прошлое, Происходит взаимопроникновение различных культур. Политические, экономические и культурные реалии таковы, что взаимодействие с разными культурами просто необходимо. В последнее время ислам как цивилизация вызывает много споров и несомненно большой интерес в силу разного рода политических и экстремистских событий. Однако нельзя всех жителей мусульманского мира делать сторонниками «газавата» (священной войны против «неверных»).
    Исламская цивилизация - это древняя цивилизация с великими культурными достижениями и знакомство с ней обогащает любого человека. Но не только с общих гуманистических традиций важно рассмотрение данной темы. Знакомство с культурными ценностями и морально-этическими нормами ислама поможет избежать конфликтов и столкновений разных культур, которые зачастую происходит с нашими туристами в мусульманских странах.
    Урок вписывается в модель учебного процесса, основным признаком которой является деятельность учащихся – стержневая деятельность, которую организует и строит преподаватель.

    Цели урока

    1. Образовательные: познакомить студентов с основами ислама, как религиозной системы, достижениями исламской цивилизации, мусульманской картиной мира, морально-этическими нормами ислама.
    2. Развивающие: развивать умения переоценить исторический и жизненный опыт и вырабатывать умение видеть мир глазами человека другой культуры.
    3. Воспитательные: воспитание толерантности к чужой непривычной культуре, уважения к традициям и ценностям нехристианского мира, умения создавать диалог культур.
    4. Художественно-творческие: развивать у студентов личностно-профессиональные качества – умственную активность, способность к импровизации, способность осуществлять перенос имеющихся знаний на новую ситуацию.
    Оборудование

    Политическая карта мира, издание Корана, иллюстрации арабских художников-орнаменталистов, изречение арабских мыслителей и поэтов. Ибн-Сина «образование – лицо разума». Омар Хайям «и скупец гибнет в жарком огне как злодей / Так пророком начертано: лучше неверный, / Если он мусульманина будет щедрей»; «Лучше кости глодать, чем прельстится сластями / За столом у мерзавцев, имеющих власть». Арабская пословица: «Невежда стремится к богатству, а ученый к совершенству».

    Предварительное домашнее задание

    За две недели до урока студентам было дано домашнее задание. По общей форме урок – семинарское занятие, студенты должны были самостоятельно подготовить ответы на следующие вопросы:
    1. Как и где зародился ислам?
    2. Основные положения ислама, пять столпов ислама (шахада, азан, имам, аллах хиджра, намаз, рамадан, зякат, хадж, джихад, шариат, кааба).
    3. Положение женщины в исламе.
    4. Особенности искусства в исламе.
    5. Различия религиозно-этических норм христианства и мусульманства.

    Литература, рекомендованная студентам

    1. Религии мира: Пособие для учащихся 10-11 кл., с. 215-266.
    2. Энциклопедия «Я познаю мир». Страны и континенты. – Евразия, с. 493-499.
    3. Энциклопедия «Культуры мира». Исламская культура. с. 304-331.
    4. Введение в культурологию под ред. Попова С.А. – Мир исламской культуры. с. 194-217.
    5. Культурология под ред. Кондакова С.Т. с. 481-511.
    6. Энциклопедия для детей. Всемирная история. Ч.1,2. Арабы.



    После того как студенты ознакомятся с литературой и усвоят информацию, они должны будут выполнить творческое занятие, имеющее характер воссоздания конфликтной ситуации на основе разности христианской и мусульманской культур. Суть задания: написать сценарий, сценку, рассказ или сочинение другого жанра в свободном повествовании, можно в стихотворной форме. Начинаться оно должно словами: «недавно я побывал в одной мусульманской стране …». А заканчиваться, соответственно, следующим образом: «восток - дело тонкое».

    Ход урока

    1. Организационный момент. Преподаватель дает целевую установку на важность и актуальность данной тематики, после чего начинается обсуждение вопросов.
    2. Обсуждение вопросов. При обсуждении 1 вопроса преподаватель акцентирует внимание на том, почему распространение ислама произошло столь быстрыми темпами, историческую подоплеку возникновения новой религии, отличие статуса Мухаммада от статуса Христа, что мусульмане признают Христа как одного из пророков. При обсуждении основных положений мусульманского вероисповедания обращает внимание на себя то образ жизни мусульманина, в котором земная жизнь не представляется такой уж безрадостной. В историческом пространстве и времени не было того аскетизма, который характеризовал средневековый период христианства. И это же обстоятельство расценивается некоторыми учеными как некоторый залог быстрого падения пика мусульманской цивилизации, так как не было стремления к запредельному и идеально высокому. При обсуждении образа жизни мусульманина стоит обратить внимание на «зякат», как особую форму помощи богатых мусульман бедным., отчего в исламском современном мире фактически изжито нищенство. Акцентуация внимания должна быть также на том, что во многих мусульманских странах религия и государство неразделимы. Особый интерес вызывает вопрос положения женщины в исламе. Христианская женщина чувствует себя более высокой по своему положению и «жалеет» мусульманку. Однако студентам следует представить и другие положительные стороны положения женщины-мусульманки. Например, она не останется без поддержки родни мужа в случае его смерти, ее не заботят материальные проблемы. К тому же, многоженство больше всего вызывающее неодобрение христианок, в современном мире почти не практикуется. Ограниченное время урока не позволяет детально познакомится с образцами мусульманского искусства, однако, следует проиллюстрировать образцы арабского орнаменталистики, «вязи», чтобы убедиться в том, что запрет на изображение в исламе живого существа компенсировался в причудливых орнаментах, которые вряд ли достигли бы такого совершенства, не будь этого запрета.
    После многостороннего обсуждения вопросов преподаватель подчеркивает вклад каждого студента в обсуждении темы, выражая благодарность особенно отличившимся студентам.
    3. Дополнительные вопросы. Как дополнение к теоретическому материалу и как материал для закрепления преподаватель задает вопросы различного характера из арсенала мира исламской культуры, где студенты должны применить полученные знания:
    1. Какой сегодня год по мусульманскому календарю?
    2. Какой принцип положен в основу написания арабских цифр?
    3. В чем сущность чалмы на голове?
    4. Человека с каким физическим недостатком возьмут в мечеть созывать на вечернюю молитву: глухого, хромого, слепого, горбатого?
    5. Почему в священный месяц рамадан в мусульманских семьях обычно лежит на подоконнике катушка белых ниток?
    6. Почему женщинам нельзя посещать кладбище?
    7. Зачем южный берег каспийского моря разделен стеной, уходящей в море на сто метров и высотой два метра?
    8. Зачем в иранских автобусах кондуктор строго стоит на середине площадки автобуса?
    9. Кем на самом деле был Отелло?
    10. В арабской литературе с очень ранних времен существовали рассказы о подвигах странствующего поэта Антара. Этот несчастный воин оказался разлучен с любимой девушкой Аблой и в утешение посвящал свои подвиги возлюбленной. Какой европейский писатель взял этот сюжет?
    11. В ироническом трактате Абул Аля-ал Марий «Послание о царствии прощения» описывается путешествие ученого-богослова по сферам ада и рая. Какой европейский гуманист украл этот сюжет?
    В заключение преподаватель обращает внимание на тот факт, что ислам оказал очень большое влияние на европейскую христианскую цивилизацию. Гигиена тела, ношение нижнего белья, культура еды, применение стеклянной посуды, употребление сахара, сладких лакомств, сооружение причесок, игра на музыкальных инструментах и многое другое были переняты европейцами именно у арабов. Такая наука, как алгебра и отсюда выходящее понятие «алгоритм», произошли от имени великого средневекового ученого Ал-Хорезми.
    Знание важных мусульманских традиций помогает избежать конфликтных ситуаций, которые случаются даже в дипломатическом мире. Посол одной европейской страны по европейскому этикету сделал комплимент жене дипломата из азиатской мусульманской страны, чего ни в коем случае нельзя было делать, так как жена в мусульманском мире не является самостоятельной личностью и ее достоинства и недостатки никоем образом не должны обсуждаться другими мужчинами. Здесь же следует заметить, что такое положение дел мусульманской женщины есть результат того, что в исламском мире не было рыцарской культуры, которая сформировала особое, не только уважительное отношение к женщине в европейской культуре, но и ее обожание.
    4. Творческие задания. В заключительной части урока студенты зачитывают свои домашние творческие задания, которые оцениваются самостоятельно. Таким образом, студент за урок получает две оценки: за обсуждение вопросов семинара и творческое задание. Творческие задания анализируются, обобщаются, выделяются наилучшие.

    Межпредметные связи

    1. География – показываются границы мусульманского мира, ареал распространения ислама.
    2. История – историческая подоплека ислама, существование исламской цивилизации в историческом времени и пространстве.
    3. История искусств – краткий сравнительный анализ принципов исламской и европейской живописи.
    4. Экономика – достижения средневековой арабской цивилизации были построены на новых экономических отношениях, где с успехом использовался прогрессивный налог как способ пополнения денег в казну.
    5. Философия – мусульманская картина мира дана в средневековых сочинениях арабских философов, которую сами студенты раскрывают кратко, используя знания, полученные на предмете философия.
    6.Социология – студенты должны вспомнить принципы семьи и её роль в мусульманском мире.
    Надеемся, что конкретная методическая разработка хоть отчасти может помочь в формировании определенной грани мировоззрения будущего специалиста.