Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих

ИОКК


Иркутский областной
колледж культуры

Иркутский областной колледж культуры - неофициальный сайт

НЕОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

Написать нам

что нам нужно?


 
  • Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • «    Июль 2019    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    293031 

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Г.БРАТСК
    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
    «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13»

    ВОЙНА И ЖЕНСКАЯ СУДЬБА
    Исследовательская работа
    ВОЙНА И ЖЕНСКАЯ СУДЬБА
    Авторы: Туркина Зинаида Дмитриевна
    Руководитель: Неверова Валентина Владимировна
    учитель истории и обществознания
    МОУ «СОШ№13»
    665712 г. Братск, Ул. Гидростроителей, 31, e-mail: school13b@mail.ru
    г. Братск, 2010

    1. Введение.
    Дети и война.… Два этих слова, кажется, не совместимы. Но Великая Отечественная война оставила свой страшный след в душах сотен тысяч детей.
    Много детей стали жертвами войны. Тысячи юных патриотов становились воинами, партизанами, токарями, пахарями и вынесли все то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не под силу. Мне в руки попался сборник «Войной украденное детство», прочитав который я узнала ещё об одной страшной и трагической странице той войны - о бывших малолетних узниках концентрационных фашистских лагерей. У работников музея мне удалось узнать, что в нашем городе узников детских лагерей более сотни. Одна из них работала в нашей школе. Это Надежда Аполлоновна Протишевская. Я решила узнать об этом замечательном человеке, перенесшим ужасы Освенцима, одного из самых зловещих фашистских концлагерей, человеке большого мужества, большой нравственности, учителе математики с большой буквы, одном из лучших учителей города.
    Цель моей работы: - воспитание чувства патриотизма и уважения к людям сопричастным к событиям Второй Мировой войны.
    Предмет исследования: жизнь и деятельность Н.А.Протишевской
    Методы исследования: теоретический – изучение различных источников, архивных материалов музея БГС и Города Братска
    практический – воспоминания Н.А. Протишевской, интервью.
    Протишевская Надежда Аполлоновна родилась 12 июля 1930 года в Витебской области д. Плотки в рабоче-крестьянской семье. До 2 класса детство прошло на хуторе, вместе с бабушкой и дедушкой. Папа трудился в городе. Он был матер на все руки: столяр, плотник, печник и т. д. Мама работала в колхозе. Был у них личный надел, где выращивали все – от злаков до овощей. На этой земле трудились старшие дети. Именно в это время Надежда Аполлоновна приобрела первые жизненные и трудовые навыки: уборка картофеля и ржи, уход за животными, работа в поле. Надежда Аполлоновна рано овладела грамотой, умела хорошо писать и читать. В1939 году Наденька пошла в первый класс. Учеба давалась легко, но учиться было неинтересно, т.к. она много знала до школы. Очень часто учитель давал ей книги из библиотеки для самостоятельного изучения материала, а потом лишь принимал зачеты и ставил оценки.
    Дома Надежда Аполлоновна помогала бабушке, которая однажды сказала: «Ну, Надя у нас будет учительницей», и ее слова сбылись, правда бабушка об этом не узнала. В 1941 году, после окончания 2 класса, семья Надежды Аполлоновны переехала в город Витебск, где девочка окончила 3 класс. Жили, как и все в ту пору, не богато, но дружно. Но только не долгим было это счастье.
    Все детство изменила война. Вскоре в городе начались диверсии, налеты немецких самолетов и семья Протишевских перебралась в деревню к бабушке. В деревне приходилось много трудиться у себя на огороде и в колхозе. Взрослые выполняли более тяжелую работу, а дети убирали ячмень, пшеницу, занимались молотьбой ржи и бобовых. Так было до тех пор, пока в деревню не пришли немцы.
    В тот момент было страшно. Многих жителей немцы расстреливали прямо на их огородах. Селяне прятались в лесу вместе с партизанами. Надежда Аполлоновна рассказывает, что спать приходилось на снегу у костра, подложив под себя еловые ветки, а утром у некоторых оказывались худые валенки», т. к. ночью они прогорали. В лесу люди жили дружно, всегда делились едой, которая состояла из зерен пшеницы, гороха и картофеля. Однажды немцы начали обстрел леса с дороги, и людям пришлось бежать в глубь леса. Но, заметив, что снаряды рвутся впереди, маленькая Надя остановила маму и, только благодаря этому они остались живы. Через несколько дней немцы все-таки выследили беглецов и поймали. Но вскоре им удалось бежать в родную деревню, от которой осталось только пепелище. Пришлось строить землянки, где по ночам готовили еду, а днем прятались в лесу, т.к. почти ежедневно немцы прочесывали селения.
    Летом в 1943 году беглецы оказались в немецком плену. Так семья Протишевских попала в лагерь города Витебска. По ночам людям из-за интенсивных бомбежек приходилось прятаться под одеялами, чтобы не пораниться осколками из окон. Так продолжалось около 3-х месяцев.
    Однажды было объявлено о построении, на котором жителей разделили на группы. Те, кому исполнилось 16 лет и старше, направлялись на работы в Германию. А малых детей с матерями и бабушками погрузили в машины, привезли на железнодорожную станцию, где были подогнаны на пути вагоны, в которых раньше перевозили скот. Лишь два маленьких оконца в вагоне позволяли проникать лучику света. Эта мучительная поездка из Витебска в Польшу до Освенцима длилась около 2-х недель, потому что дороги были испорчены бомбежками.
    Уже в пути обитатели вагонов ощутили неимоверный зуд. И поняли, что в постеленной на полу соломе, в щелях вагона водились вши и блохи в огромных количествах. Избавиться от этих паразитов не было никакой возможности. За неделю этого пути люди были измучены не только укусами этих насекомых, но и голодом. Кормили редко, на малых станциях давали им грязную воду и маленький кусочек хлеба с опилками. Иногда на хлебе помещали крошечный кубик маргарина.
    А в лагере происходил прием вновь прибывших. Всем приказали построиться в алфавитном порядке в 2 колонны: мужскую и женскую. Это была обычная для фашистского лагеря процедура - накалывание порядкового номера на левое предплечье. Наденьке было так страшно, что она закрыла глаза, отвернулась, протянула руку и после не могла вспомнить, что чувствовала. Лишь увидела серый номер 65937. А Валюша смотрела на то, как ей накалывали номер 65938, и чувствовала боль. На всю жизнь эти номера остались на руке.
    В этом лагере были не только советские пленные, но и граждане стран Восточной Европы, оказавшихся под властью Гитлера. Чуть позже узники узнали, что оказались в лагере Освенцим, или, как его называли поляки, Аушвиц.
    Имен и фамилий люди были лишены. Но вскоре они лишились и одежды. Строем загнали в баню, обрили наголо и выпустили в помещение, где был ворох чужой одежды, которую выбирали себе по принципу «что подойдет». В этой одежде люди спали, бодрствовали. На рукаве и груди были нашивки с номерами, которые служили подтверждением присутствия человека на проверке. Деревянные колодки с брезентовыми ремешками служили обувью.
    Сбежать из лагеря не представлялось возможным - высокая ограда была укреплена проволокой, по которой пропускали электрический ток.
    Находиться нужно было в деревянном бараке с нарами в два яруса, без подушек, с тонкими матрасами. Кормили один раз в сутки, вечером. Каждому узнику полагалось 100 граммов хлеба и железная миска супа, в которой
    плавали листья, кожура от свеклы и черви. И люди это ели, чтобы выжить. У входа стояла кадка с чаем.
    Из взрослых с ними по-прежнему оставалась бабушка, но не долго. Однажды объявили, что дети в возрасте 9-13 лет отправляются в баню. Это означало перевод в другой лагерь.
    Новый лагерь ничем не отличался от прежнего: те же нары, голодный паек, чужая одежда, наспех взятая после мытья в бане. Во втором лагере жилы несколько дней. Здесь был пункт дальнейшего распределения. И кто знает, смогли бы они выжить, оставшись здесь... Но их, четверых детей, отправили в третий по счету лагерь. Здесь они работали в поле на прополке, так как было лето. Поняли, что оказались в Польше, так как местные жители говорили по-польски. Валя научилась вязать носки, перчатки, свитера, кофточки. Поляки передавали пряжу и еду. В обмен наши дети вязали им вещи. Хлеб, заработанный таким образом, в лагерь приносить не разрешалось. За это строго наказывали. Съедать приходилось все в поле. Работали до обеда. Но, в отличие от прежних лагерей, кормили здесь уже трижды в день. Хоть и скудное было питание, но выжить можно. Так и прошло еще четыре месяца. И снова перемена места пребывания. Погрузили в вагоны и поездом везли двое суток до города Константиновка. Здесь располагался уже четвертый по счету лагерь. Детей распределили по возрастным группам. Все четверо оказались в разных группах. Начальником лагеря оказался немец, как позже выяснилось, антифашист, а воспитатели - русские военнопленные. Впервые за долгое время дети и подростки увидели матрацы, чистое белье. Здесь была прачечная, баня, кухня. Работали старшие до 3-4 часов дня в огородах у панов, а младшие учили немецкий язык. Старшим разрешалось на работе есть сорванные яблоки, но в лагерь брать с собой нельзя. Следовало строгое наказание. Некоторых ребят направляли работать на ткацкую фабрику. Подумав о штопке одежды, они взяли ниток в лагерь, за что были жестоко избиты. Протишевские иногда виделись друг с другом, так как лагерь размещался в одном здании.
    Близился конец войны. Это случилось в феврале 1945 года. Комендант лагеря узнал о том, что приближаются советские войска, и что узники должны быть расстреляны отрядом финнов. Он приказал воспитателям спрятать детей в лагере, закрыл здание на замок, взял ключ себе, продемонстрировав отряду финнов, что здесь никого нет, так как ранее он получил приказ отправить всех в Германию, и выполнил его. Не спеша, он сложил свои вещи в коляску мотоцикла, сел и уехал. Финны поверили и последовали за ним. Некоторое время в лагере стояла оглушительная тишина. Спасены! Скоро наши придут! Да, днем действительно раздались залпы советских орудий. Поляки, что жили поблизости, выбежали навстречу воинам и просили не стрелять: «Там ведь дети! Ваши, русские дети!» Трудно было поверить. Детям пришлось во время боя скрываться во рву. Они видели, как немцы, спасаясь бегством, срывали со своих мундиров погоны, топтали их. Наконец, бой окончен. И вправду, советские солдаты увидели обитателей лагеря: изможденных, худеньких, запуганных детей. Плакали все: и дети, и взрослые.
    В течение месяца они еще оставались в лагере, а потом, поездом были направлены в Киев, а далее в Рязанский детский дом им. Свердлова, который располагался в деревне Лаптево Киспяковского района. Это событие произошло 23 марта 1945 года.
    Опять судьбы была благосклонна к Протишевским: попали в один детский дом. Здесь их застало известие о Победе. Всеобщая радость, веселье, счастье переполняло эти измученные испытаниями войны детские души. Наконец-то не надо бояться наступающего утра, приближающегося вечера. Страх неизвестности отступил. Впереди - светлая дорога.
    Надя в детском доме провела 6 лет. Она оказалась очень способной и училась на год вперед. После окончания 10-го класса поступила в Рязанский педагогический институт на физико-математический факультет. В это время она серьёзно занималась спортивной гимнастикой, увлеклась которой ещё учась в школе. Из детского дома Надежду Аполлоновну выпустили с двумя парами одежды, которые она проносила 4 года во время учебы в институте. Жить было трудно, т.к. помощи ни откуда не было, и Надежда Аполлоновна жила на стипендию, но выжила, потому что знала, что потом будет легче.
    После успешного окончания института в 1955 году Надежда Аполлоновна 2 года отработала в школе в Елатомском районе, в 1957 году приехала в Братск, где уже жил ее отец.
    Первый год Надежда Аполлоновна проработала в 13-й школе учителем и завучем. Все время проводила в школе, где приобрела много подруг, участвовала конкурсах художественной самодеятельности, пела, танцевала.
    Работая в школе, всю душу, Надежда Аполлоновна отдавала детям, которым не только стремилась передать знания, но и уделяла много личного времени.
    Удалось разыскать одну из бывших учениц Надежды Аполлоновны, Наталью Викторовну Залетаеву, которая поделилась воспоминаниями о своем учителе математике и классном руководителе. - «Вспоминая Надежду Аполлоновну, хочу сказать, что это гот человек, который заложил во мне позитивные, хорошие качества характера. Думая о ней, вспоминается ее необыкновенная доброта. Она умела найти подход к каждому ребенку в классе. Например, на день рождение каждому ученику своего класса она дарила книгу с поздравлением из своей личной библиотеки. У меня до сих пор хранится том Жуль Верна подписанный очень теплыми пожеланиями. Мне кажется, в последствии не один учитель не заложил столько добра, сколько Надежда Аполлоновна».
    За работу в школе Надежда Аполлоновна награждена не только многими благодарностями, но и получила Почетную Грамоту от Министерства Просвещения. Была победителем социалистического соревнования. За свой успешный труд не раз награждена медалью «Ветеран труда», имеет ни один почетный значок.
    Сейчас, находясь много лет на заслуженном отдыхе, она по-прежнему скучает по работе. Сама о себе говорит так: «Я сожалею о годах, душа хочет работать, а годы не дают». Но сёстры, несмотря на возраст, не собираются на покой. Они никогда не отказываются от встреч со школьниками, работают в совете ветеранов, участвуют в различных конкурсах (например, «А ну-ка бабушки»), очень любят работать на своем дачном участке.
    Сколько же людей пострадало от этой войны! А дети той поры теперь уже пожилые люди, прошедшие сквозь горнило войны, по-прежнему 9 мая собираются, беседуют, вспоминают. Надежда Аполлоновна задумчиво смотрит на нас, сегодняшних учеников, и говорит: «Войну не вычеркнешь из жизни, из памяти, всё перед глазами как сегодня. Хотела бы я жить без войны...»
    Заключение
    В результате исследовательской работы я познакомилась с историей Надежды Аполлоновны Протишевской и была глубоко затронута трагическими моментами в судьбе моей героини. После встречи с этой доброй женщины у меня изменилось отношение к старшему поколению. Смотрю на них по-другому и думаю: « У каждого за спиной свои беды, трудности, лишения в то страшное военное время. Всё это они пережили, победили. И я восхищаюсь тем, что, пройдя через жестокость, равнодушие, потери эти люди сохранили в душе тепло, доброту, и их глаза до сих пор излучают свет...».
    Судьба этой женщины, на долю которой перепали такие страшные испытания, лишнее доказательство силы воли русских женщин, которые не только смогли пережить ужасы войны, но и смогли сохранить любовь к людям. Именно эту любовь Надежда Аполлоновна дарила на протяжении всей своей жизни!
    Список литературы.
    1. Архивы семьи Протишевских
    2. Архивы музея Братскгэсстроя и города Братска
    3. Воспоминания Н. А. Протишевской
    4. Газета «Знамя» 2009 г.
    5. Энциклопедия «Аванта плюс» том «История ХХ века».

    Добавил: studic 12 апреля 2010 Просмотры: 3 913 Вернуться назад