Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих

ИОКК


Иркутский областной
колледж культуры

Иркутский областной колледж культуры - неофициальный сайт

НЕОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

Написать нам

что нам нужно?


 
  • Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • «    Июль 2019    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    293031 
    » » » Андрагогический подход в организации самостоятельной работы

    - Андрагогический подход в организации самостоятельной работы

    Андрагогический подход в организации самостоятельной работыКоршунова Ольга Валерьевна,
    зав. заочным отделением
    Иркутского областного колледжа культуры

    Образование взрослых в настоящий момент выступает как одна из наиболее актуальных теоретических и практических проблем. От ее решения во многом зависит уровень экономического и социального развития государства. Во-первых потому, что, как отмечается в статье М. Махлина, школа работает на перспективу, результаты ее работы сказываются не сразу, а образование взрослых дает эффект почти адекватно времени обучения [2]. Во-вторых, обучение во всех видах школ занимает 10-15 лет жизни подрастающего поколения, а взрослые люди сохраняют высокую жизненную и производственную активность 25-30 и более лет, следовательно, инвестиции в образование именно взрослых оказываются более рентабельными.
    Отличительной чертой образования взрослых в России являются его преимущественно вечерняя и заочная формы обучения, которые позволяют обучающимся получать образование определенного уровня и профиля без отрыва от производственной деятельности. Образование взрослых (андрагогика) предъявляет определенные требования к организации учебного процесса, ибо успех в образовании взрослых во многом зависит от умения учиться самостоятельно [3].
    Субъектом системы образования взрослых является взрослый человек. Чтобы лучше представить себе его облик, можно ориентироваться на американского исследователя М.Ш. Ноулза [1], который приводит следующие основные жизненные задачи разновозрастных американцев, которые они пытались решить в 1970—1980-х гг., обучаясь в системе образования взрослых. Мы остановимся на характеристике взрослого от 30 до 65 лет, так как более 90 % обучающихся на заочном отделении Иркутского областного колледжа культуры входят в эту возрастную категорию.
    Профессия и карьера: изучение более сложных профессиональных навыков, руководство другими работниками, изменение карьеры, проблемы безработицы, планирование ухода на пенсию, приобретение второй профессии женщинами, воспитывающими детей.
    Дом и семья: помощь подросткам в процессе взросления, подготовка к уходу детей из семьи, отношение к супругам взрослых детей как к личностям, приспособление к стареющим родителям, планирование ухода на пенсию.
    Развитие собственной личности: поиск новых интересов, отказ от некоторых привычек, компенсация психологических изменений, осознание своих изменений, развитие эмоциональной гибкости, приобретение умения справляться с кризисами, развитие реалистического взгляда на жизненную перспективу.
    Использование свободного времени: поиск менее активных занятий, расширение культурных интересов, приобретение новых навыков в организации отдыха, поиск новых друзей, вступление в новые организации, планирование развлечений, рассчитанных на двоих.
    Здоровье: приспособление к физиологическим изменениям, выбор новой диеты, контроль за весом, физические упражнения, ежегодные медицинские освидетельствования, компенсация физической и психической ослабленности.
    Коллективная жизнь: принятие на себя большей социальной ответственности, принятие на себя роли лидера в организациях работа на благо других, вовлечение в политику, организация мероприятии по улучшению местных условий.
    В современной науке об образовании различают два принципиальных подхода: педагогический, который большинству известен по школе и вузу, и андрагогический, который больше знаком слушателям системы повышения квалификации.
    Умение учиться - сложный процесс, включающий комплекс знаний и навыков, которыми необходимо овладеть для успешного обучения. При этом каждый обучающийся должен иметь ясное представление о том, что такое:
    • образование и обучение;
    • процесс обучения и роли участников этого процесса;
    • собственных потребностях и возможностях в обучении (психофизиологических, временных, бытовых, производственных);
    • модели обучения;
    • цели своего обучения;
    • виды и формы обучения;
    • методы обучения и самообучения;
    • средства обучения;
    • программы обучения;
    • организация обучения.
    Знание или хотя бы предварительное представление об указанных выше элементах педагогической системы и ее обеспечения позволяет взрослому человеку сознательно выбирать и выстраивать свою собственную траекторию учения, выступая при этом активным участником образовательного процесса. Именно это принципиально отличает педагогический и андрагогический подходы к процессам обучения и учения.
    Каковы же особенности обучения взрослых, которые следует учитывать преподавателям и обучающимся в своей практической и учебной деятельности? Разные авторы выделяет разные параметры.
    К. Ноулз и др. различают традиционное преподавание и обучение (педагогику) и преподавание и обучение для взрослых (андрагогику) следующим образом.
    Педагогика предполагает:
    - обращение с учениками как с детьми, как с пустым сосудом, который учитель должен заполнить знаниями;
    - подготовку учебного плана заранее, без обсуждения его целей и содержания с учениками;
    - преподавание подготовленного курса, при этом ученик находится в постоянной зависимости от преподавателя на всех этапах обучения.
    Андрагогика между тем предусматривает:
    - обращение с учеником как со взрослым, как с коллегой учителя, как с человеком, который привносит в процесс обучения существенную долю своего предшествующего опыта обучения;
    - обсуждение с учеником учебного плана и доступность учителя как консультанта в учебном процессе;
    - определение результата обучения, согласованного с учеником, взаимоотношения с которым учитель строит на основе сотрудничества и взаимного обмена идеями.
    С.И. Змеев резюмирует особенности взрослого обучающегося [1]:
    1. Взрослому принадлежит ведущая роль в процессе обучения.
    2. Взрослый человек стремится к самостоятельности, самореализации, самоуправлению во всех сферах жизни, в том числе и в учебной деятельности.
    3. Взрослый обладает опытом, который может быть использован как при его обучении, так и при обучении коллег.
    4. Взрослый человек обучается для решения важной жизненной проблемы и достижения конкретной цели.
    5. Взрослый рассчитывает на немедленное применение результатов обучения.
    6. У взрослого обучающегося много ограничений в учебе (социальные, временные, финансовые, профессиональные и др.).
    7. Процесс обучения взрослого человека организован в виде совместной деятельности обучаемого и обучающего.
    Не следует также забывать и о барьерах, затрудняющих обучение взрослых. К таким барьерам относят [2]:
    1) неуверенность в своих силах, воспоминания о прошлом негативном опыте обучения
    2) психологические и смысловые барьеры;
    3) низкий культурный уровень, когнитивная ригидность обучаемых (инертность, негибкость мышления, некритическое следование известному способу действия, неготовность осмыслить и изменить свои действия при получении новой и дополнительной информации);
    4) посторонние отвлекающие факторы (незавершенная работа, дискомфортные условия обучения).
    Вышеописанные особенности обучения взрослых необходимо учитывать при организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения.
    Согласно учебному плану, две трети от количества часов, запланированных на аудиторное освоение учебного материала при дневной форме обучения, студент заочной формы обучения должен освоить самостоятельно. Самостоятельно – значит, студент должен выполнить работу сам, без непосредственного участия преподавателя. Преподаватель лишь организует познавательную деятельность студентов. Студент сам осуществляет познание. Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы. В процессе самостоятельной деятельности студент учится выделять познавательные задачи, выбирать способы их решения, выполнять операции контроля за правильностью решения поставленной задачи, совершенствовать навыки реализации теоретических знаний.
    При организации самостоятельной работы у студентов заочной формы обучения необходимо применять следующие принципы андрагогики:
    ? при организации самостоятельной работы преподаватель должен опираться на жизненный и профессиональный опыт обучающегося;
    ? планирование самостоятельной работы совместно с обучающимся;
    ? виды самостоятельной работы должны быть ориентированы на решение проблемы (проблемное обучение);
    ? самостоятельная работа студента под руководством преподавателя должна протекать в форме делового взаимодействия: студент получает непосредственные указания, рекомендации преподавателя об организации самостоятельной деятельности, а преподаватель выполняет функцию управления через учет, контроль и коррекцию ошибочных действий.


    Список литературы
    1. Змеев С.И. Основы андрагогики. – М.: Флинта, Наука, 1999. – 152с.
    2. Магура М.И. Обучение персонала как конкурентное преимущество / Магура М.И., Курбатова М.Б. // Управление персоналом. – 2004. – С. 8-9.
    3. Шаламов В.В. Организация самостоятельной работы в образовательных учреждениях // Историческая наука и историческое образование на рубеже XX-XXI столетий. Четвертые всероссийские историко-педагогические чтения. - Екатеринбург: УрГПУ, Банк культурной информации, 2000.