Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих

ИОКК


Иркутский областной
колледж культуры

Иркутский областной колледж культуры - неофициальный сайт

НЕОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

Написать нам

что нам нужно?


 
  • Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • «    Июль 2019    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    293031 
    » » » Научно-методическая и учебно-методическая деятельность как один из факторов качества образования

    - Научно-методическая и учебно-методическая деятельность как один из факторов качества образования

    Рябова Ольга Геннадьевна
    методист ГОУ СПО «Братское музыкальное училище»
    e-mail : muz_uch@ngs.ru

    В настоящее время для подготовки мобильных и востребованных на рынке труда специалистов требуется не только достаточная профессиональная квалификация, но и необходимый уровень личностной и профессиональной готовности педагогов. Кадровый потенциал учебного заведения во многом определяет качество образовательного процесса. Наличие творчески мыслящих, неравнодушных преподавателей, готовых к внедрению инноваций, постоянному развитию - это важная составляющая часть системы эффективного управления качеством образования в ССУЗе.
    Модернизация современного образования обусловливает изменение его содержания и педагогических технологий, при этом особая роль отводится преподавателю. Необходимость непрерывного повышения профессионального уровня преподавателей, создание условий овладения новыми педагогическими идеями, средствами, технологиями обусловлена факторами новых экономических условий:
    o стремительным обновлением знаний, умений, навыков, приобретаемых в соответствии с потребностями рынка труда;
    o введением новых специальностей и специализаций;
    o обязанностью учебного заведения выпускать готового к работе, а не «молодого» специалиста;
    o возрастающей конкуренцией на рынках труда и образовательных услуг.
    Одним из факторов качества подготовки современных преподавательских кадров является методическая деятельность. В Братском музыкальном училище научно-методическая работа осуществляется с учётом современных требований, направленных на совершенствование содержания и организации учебно-воспитательного процесса, развитие творческого потенциала, самореализацию и профессиональное самоопределение преподавателей и студентов. 
    С 2005 года в Братском музыкальном училище целенаправленно реализуется программа по теме «Братское музыкальное училище - на пути модернизации образования», период действия которой распространяется до 2010 года. В рамках реализации этой программы решаются такие задачи, как:
    - внедрение инновационных технологий в образовательный процесс;
    - развитие исследовательских умений студентов;
    - модернизация учебно-методической базы.
    Основными направлениями научно-методической работы являются:
    - исследовательская деятельность преподавателей и студентов;
    - инновационные подходы к организации обучения;
    - программно - методическая деятельность;
    - повышение квалификации преподавателей;
    - аттестация педагогических работников;
    - контроль, диагностика, анализ результативности научно-методической деятельности.
    Научно-методическую работу в Братском музыкальном училище координирует и направляет Методический совет училища. Он является главным консультативным органом училища по вопросам научно-методического обеспечения образовательного процесса. Председателем Методического совета является директор Братского музыкального училища, членами совета являются заместители директора по учебной работе, по воспитательной работе, по производственной практике, председатели предметно-цикловых комиссий, методист, преподаватели.
    На заседаниях Методического совета рассматриваются основные направления научной и исследовательской деятельности коллектива.
    Традиционной структурной единицей организации научно-методической работы в училище являются 8 предметно-цикловых комиссий: ПЦК отделений фортепиано, оркестровых струнных инструментов, инструментов народного оркестра, оркестровых духовых и ударных инструментов, хорового дирижирования, руководитель народного хора, теории музыки, социально-культурной деятельности (специализация «хореографическое творчество») и 2 предметных комиссии (общего фортепиано, общегуманитарных и социально-экономических дисциплин). В ПЦК осуществляется контроль качества подготовки студентов, председатель ПЦК посещает учебные и практические, внеклассные занятия. На заседаниях ПЦК также обсуждается проблема качества подготовки студентов к педагогической деятельности. 
    В планах работы предметно-цикловых комиссий отражены научно-методические проблемы училища и механизмы их исследования (ежегодно планируются методические мероприятия как на базе училища, так и на базах детских музыкальных и школ искусств, определяется тематика методических работ преподавателей).
    В Братском музыкальном училище действует Методический кабинет. В Методическом кабинете создаётся и поддерживается информационный фонд учебно-методических документов, государственных образовательных программ по специальностям, по которым осуществляется подготовка профессиональных кадров, учебно-методические пособия.
    Увлечённые преподаватели училища с богатым профессиональным стажем делятся своим опытом, создавая различные методические рекомендации, пособия как для самих преподавателей, так и для учащихся училища. При их создании авторы используют свои наработки, а также перерабатывают множество методической литературы. Собрано множество разработок, рекомендаций, статей, инструментовок и рефератов, отражающих направления и специфику педагогической деятельности каждого отделения. Многие работы предназначены и для преподавателей детских музыкальных школ и рекомендованы к использованию УМК Красноярской Государственной академии музыки и театра, Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И.Глинки.
    Хотелось бы отметить, что одной из мотиваций преподавателей к необходимости повышать своё мастерство является, конечно же, тесное, ежедневное общение с нашими студентами, а они год от года меняются. Поскольку обучение специальным дисциплинам проводится в индивидуальных формах, причём с ребятами переходного возраста, педагог должен приспособиться, найти личностный контакт с каждым студентом (сильным или слабым в плане профпригодности, обучаемым или необучаемым), при этом он должен уметь ориентироваться в современной жизни, в переменах жизненных условий, меняющихся пристрастиях молодёжи, и, как следствие, изменениях в детской, подростковой психике. Недаром сегодня наряду с ценными специальными профессиональными умениями, знаниями различных методик, преподаватели, особенно молодые, с малым опытом, нуждаются и в навыках межличностных отношений, в овладении современными психологическими технологиями.
    Поэтому есть необходимость создать в нашем училище Школу молодого педагога, которая будет являться составной частью системы повышения квалификации преподавателей училища и объединять преподавателей с высшим и средним специальным образованием, имеющих стаж менее 5 лет и квалификационным разрядом не выше 10-го. ШМП поможет удовлетворить потребности молодых педагогов в непрерывном образовании и преодолеть различные за¬труднения, будет способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности педагогов.
    Также специфика деятельности наших педагогов-музыкантов-исполнителей предполагает не только регулярную работу с методической литературой, прослушивание множества аудиозаписей, но и стабильное владение навыками игры на инструменте. Это необходимое условие не только в преподавательском деле, но и для концертных выступлений. («Обучая других - учусь сам»). Поэтому дополнительная самоподготовка - обязательная, неотъемлемая часть в постоянном повышении и исполнительского мастерства наших преподавателей.
    Учебно-исследовательская деятельность учащихся отражена в студенческих рефератах, аннотациях и курсовых работах по предметам общегуманитарных и социально-экономических дисциплин, теории и истории музыки, хоровым дисциплинам. Для развития исследовательских умений студентов в училище планируется создание научного студенческого общества (НСО). Также планируется выставка лучших работ преподавателей и студентов.
    В Методическом кабинете создана и пополняется видеотека проводимых методических мероприятий: концертов, конкурсов, мастер-классов, семинаров-практикумов и др.
    На протяжении многих лет одним из главных направлений в научно-методической работе педагогического коллектива училища является оказание высококвалифицированной методической помощи преподавателям детских музыкальных школ и школ искусств северного региона Иркутской области.
    В этом направлении были организованы и проведены:
    ? 15 семинаров-практикумов различной тематики для преподавателей отделений фортепиано, народных инструментов, духовых инструментов, для руководителей детских хоровых и хореографических коллективов, в которых приняли участие около 300 слушателей из 30 ДМШ (ДШИ) северного региона Иркутской области . 
    ? 4 ставших традиционными Региональных конкурса «Юные музыканты»
    ( 2005, 2006, 2007, 2008,2010 г.г. в номинациях фортепиано, струнно-смычковые инструменты, народные инструменты), в которых приняли участие 253 учащихся из 32 ДМШ(ДШИ) северного региона Иркутской области . Председателями жюри конкурсов были приглашены профессора, заслуженные артисты Красноярской Государственной академии музыки и театра. В рамках конкурсов были проведены традиционные «Круглые столы», где представилась возможность тесного творческого общения преподавателей школ и училища.
    ? Ежегодно преподавателями отделения «Теория музыки» проводились музыкально-теоретические олимпиады по сольфеджио и музыкальной литературе (всего - 8) не только на базе училища, но и непосредственно в школах, где приняли участие 107 учащихся из 24 ДМШ(ДШИ) северного региона Иркутской области.
    ? За последние годы преподавателями училища дано около 100 мастер – классов для учащихся ДМШ (ДШИ) по различным специальностям и 44 открытых урока с учащимися училища .
    ? Систематически для преподавателей ДМШ (ДШИ) проводятся консультации по вопросам учебно-методической работы.
    ? Преподаватели училища регулярно являются кураторами 20 детских музыкальных школ и школ искусств г.Братска, Братского района и северного региона Иркутской области.
    ? Ежегодно преподавателями училища осуществляется рецензирование множества образовательных учебных программ ДМШ (ДШИ).
    ? Ежегодно преподаватели училища работают в экзаменационных комиссиях на выпускных экзаменах в ДМШ (ДШИ), а также в жюри различных конкурсов, фестивалей и олимпиад, среди которых :
    - Открытый конкурс учащихся отделений инструментов народного оркестра ССУЗов Восточной Сибири (г.Братск);
    - Региональные конкурсы «Юный музыкант»(г.Братск);
    - Всероссийский фестиваль «Сияние Севера» (г.Братск);
    - Фестиваль-конкурс «Байкальская весна» (г.Северобайкальск);
    - Областной открытый конкурс гитаристов Сибири «Гитары звук живой» (г.Ангарск);
    - Открытый региональный конкурс исполнителей на струнно-щипковых инструментах (г.Иркутск);
    - Зональные конкурсы юных пианистов и исполнителей на народных инструментах (г.Нижнеудинск);
    - Межрегиональный конкурс духовной музыки «Рождественская звезда» ( г.Братск);
    - Фестиваль-конкурс «Жемчужина Братска»;
    - Областной фестиваль «Байкальская звезда»(г.Братск) и др.(всего более 60-ти).
    В Братском музыкальном училище регулярно организуются и проводятся творческие встречи и концерты авторитетных деятелей музыкального искусства, таких как: 
    - профессор РАМ им. Гнесиных, доктор искусствоведческих наук, заслуженный артист Российской Федерации М.А. Аркадьев (фортепиано), который провёл семинар в рамках своей творческой мастерской «Анти - Муджеллини» в феврале 2006 года;
    - творческая группа педагогов РАМ им. Гнесиных, которые провели краткосрочные курсы повышения квалификации в рамках Федеральной программы «Гнесинские мастера - музыкальным училищам России» в ноябре 2006 года;
    - солист Московской Государственной Академической филармонии, преподаватель РАМ им. Гнесиных М.Мордвинов (фортепиано), который провёл мастер-классы с 6-ю учащимся отделения фортепиано в октябре 2008 года;
    - профессор Красноярской государственной академии музыки и театра А.А. Мазина (фортепиано), давшая мастер-классы в марте 2010 г. учащимся ДМШ и ДШИ, студентам БМУ.
    Данные мероприятия имели возможность посетить не только преподаватели училища, но и более 200 слушателей из детских музыкальных школ и школ искусств северного региона Иркутской области.
    Несомненно, что благодаря проведению этих мероприятий не только создаются условия для повышения квалификации и совершенствования педагогического мастерства преподавателей детских музыкальных школ, школ искусств и других учреждений дополнительного образования, налаживаются тесные рабочие и творческие связи, широко пропагандируется музыкальное искусство, но и даёт дополнительный стимул студентам училища повышать и укреплять свою заинтересованность в будущей профессии.
    С целью повышения научно-методической и профессионально-педагогической компетентности и квалификации педагогических работников Братского музыкального училища используется система учреждений повышения квалификации:
    - Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов Учебно-методический центр «Байкал (г.Иркутск);
    - Факультет повышения квалификации Красноярской государственной академии музыки и театра;
    - Иркутский институт повышения квалификации;
    - Ассоциация «Образовательных учреждений искусств». Фонд «Содействие развитию образовательных учреждений искусств» (г.Москва);
    - Красноярский краевой научно-учебный центр кадров культуры;
    - Общественный Фонд русского исполнительского искусства;
    - Западно-Сибирский региональный методический центр по музыкальному образованию при Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки;
    - Российская академия музыки им. Гнесиных;
    - Московский государственный институт музыки им. А.Г.Шнитке.
    Также в училище существует внутренняя система повышения квалификации преподавателей.
    Планирование и организация работы по повышению профессионально-педагогической компетентности и квалификации осуществляется директором училища и методистом.
    В училище используются следующие формы повышения профессионально-педагогической компетентности и квалификации преподавателей:
    ? Групповые и коллективные (семинар – практикум, мастер-классы, межрегиональные научно-практические конференции, открытые уроки, педагогический совет, совет училища, методический совет).
    ? Индивидуальные (работа над индивидуальной темой, учеба на курсах повышения квалификации, обучение в ВУЗах культуры и искусства, взаимопосещение учебных занятий, выступление на педагогических советах, методических советах, семинарах-практикумах).
    За период с 2005 года преподаватели училища посетили 32 факультета повышения квалификации по различным специализациям. 
    Также преподаватели училища приняли участие в таких конференциях и семинарах, как:
    Межрегиональная научно-практическая конференция «За культуру и образование», (г.Иркутск, 2004, 2006, 2009 г.г.)
    Областной студенческий форум ССУЗов художественного образования, посвященный 60-тилетию Великой Победы «Память, творчество, мир» ( г.Усть-Илимск, 2005 г.)
    III Межрегиональный форум студентов и преподавателей ССУЗов культуры и искусств «Юность. Мастерство. Талант» ( г.Иркутск 2006 г.)
    Педагогическая конференция ДТДиМ №1 г.Братска «Самообразование - основа повышения уровня профессионального мастерства педагога дополнительного образования» (2007 г.)
    Семинар «Профилактика терроризма в молодёжной среде» (г.Братск, 2008 г.)
    Семинар «Социальное проектирование» в рамках Областного молодёжного фестиваля «Голосуй за себя» (г.Братск, 2007 г.)
    Краевой семинар, творческая лаборатория для руководителей хореографических и музыкальных коллективов, (г.Дивногорск, 2005 г.)
    Семинар по русскому народному танцу «Центр России. Казачество» (2006 г.).
    Учебно-методический семинар по спортивным бальным танцам (г.Братск, 2007 г.)
    Учебно-методическая конференция для преподавателей ДМШ(ДШИ) Иркутской области по предмету «Музыкальная литература» (г.Иркутск, 2008 г.) и др.
    Невозможно говорить о повышении качества образования без активного участия в профессиональных и педагогических конкурсах, как самих преподавателей, так и студентов, ведь конкурсы – это одновременно и показатель уровня мастерства и стимул к его дальнейшему росту. 
    В ряду множества конкурсов как всероссийского, так и международного уровня, традиционным стало участие:
    Росту научно-методической и профессионально-педагогической компетентности педагогического коллектива Братского музыкального училища способствует и
    - в Международном музыкально-театральном фестивале-конкурсе «Надежда» (г.Красноярск),
    - во Всероссийском конкурсе-фестивале «Сибирские камерные ассамблеи» (г.Красноярск),
    - в Открытом смотре-конкурсе учащихся народных отделений ССУЗов искусств Восточной Сибири, который регулярно проводился с 2003 года в Братском музыкальном училище,
    - в Открытых межрегиональных конкурсах молодых исполнителей (в разных номинациях) (г.Иркутск).
    Творческий коллектив ансамбля «Ревизская сказка» в составе из 3 преподавателей стали лауреатами III премии на IV Международном конкурсе молодых музыкантов-исполнителей (г.Владивосток);
    6 преподавателей участвовали во II Областном конкурсе профессионального мастерства «Лучший преподаватель художественного образования в Иркутской области» (г. Иркутск) и стали его лауреатами и дипломантами;
    2 преподавателя отделения «Теория музыки» стали победителями Третьего открытого конкурса-смотра методических работ преподавателей музыкальных училищ (колледжей) Западно-Сибирского региона (НГК им. М.И.Глинки).
    Инструментальный ансамбль «Братский сувенир» составом из 4 преподавателей стал лауреатом 1 премии на заключительном этапе V Всероссийского конкурса оркестров и ансамблей русских народных инструментов в г.Санкт-Петербург в ноябре 2009 г.