Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих

ИОКК


Иркутский областной
колледж культуры

Иркутский областной колледж культуры - неофициальный сайт

НЕОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

Написать нам

что нам нужно?


 
  • Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • «    Июль 2019    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    293031 
    » » » Самостоятельная работа студентов в обучении игре на баяне

    - Самостоятельная работа студентов в обучении игре на баяне

    Самостоятельная работа студентов в обучении игре на баяне

    Янова Н.Д.
    преподаватель по классу баяна
    2008-2009 .

    СРС является составной частью учебного процесса и воспитания и представляет собой способ развития мышления и формирования самостоятельности студентов.
    Специфика обучения на баяне, как и на любом другом инструменте, заключается в том, что результат обучения находится в прямопропорциональной зависимости от затрат времени студентом на самостоятельную работу и умения эффективно использовать это время. Поэтому, с первых дней обучения в колледже культуры студент должен учиться самостоятельно работать, а задача педагога-музыканта оказывать содействие ему в этом: познакомить ученика с наиболее эффективными методиками самоконтроля, самоуправления и самооценки своих музыкально-исполнительских действий. Студент должен научиться рационально использовать время, планируемое для самостоятельной работы, четко определять цель, в соответствии с которой он сам будет выполнять конкретные исполнительские задания.
    В педагогической практике в обучении на баяне сложились следующие виды самостоятельной работы:
    - задания для домашних занятий, связанных с изучением того или иного произведения: работа над музыкальным текстом, выбор аппликатуры, динамического плана, расстановка смены движений меха, заучивание наизусть, подбор способов отработки трудного места и т. п.;
    - подготовка к контрольному уроку, зачету;
    - самостоятельное разучивание произведения. Для самостоятельного разучивания предлагаются более легкие произведения, выбор которых зависит от уровня развития игровых навыков студента.
    На определенном этапе развития ученика педагог раскрывает значимость других видов самостоятельной работы, связанных с развитием следующих музыкальных навыков:
    - подбор по слух;
    - чтение с лист;
    - транспонирование.
    Педагог направляет работу студента, консультирует, подбирает задания. Мастерство преподавателя находит свое выражение в точном определении объемов заданий в соответствии с уровнем развития студентов и их способностями. Важно подобрать для СРС материал интересный и доступный для их понимания. Поэтому, например, в репертуарном плане в задании для СР по подбору по слуху указывается , что пьеса (песня) подбирается по выбору, по желанию студента.
    У меня был удачный опыт вовлечения в процесс подбора по слуху студентов первого курса в виде соревнования. Групповое занятие, на котором было убедительно показана важность навыка подбора по слуху, стало «стартом» для соперничества. Далее студенты сами ревностно следили за успехами друг друга, обменивались опытом. В конце семестра студенты сдали перечень подобранных песен от 35 до 40, а одна - любимая песня была включена в программу контрольного урока.
    Важно, чтоб студент получал удовлетворение от результата этой работы, поэтому в случае затруднения необходима помощь педагога, консультация. Поэтому нужно вселить в студента уверенность в своих возможностях и хвалить их за любую подобранную песню, даже не очень удачную. Чем больше студент подбирает, тем лучше развивается этот навык, а количество со временем перерастает в качество. Нужно дать студенту возможность ощутить успех.
    Так, в процессе упражнения, приобретается навык подбора по слуху.
    Важным условием формирования навыков СРС является разработка комплексного творческого задания. Подбор песни по слуху с аккомпанементом и её нотная запись является уже комплексным заданием. При выполнении его студент применяет также навыки и знания по муз. грамоте и сольфеджио. Такие задания выполняют как студенты специализации НХТ, так и НИТ. Студенты-инструменталисты на старших курсах выполняют более разнообразные задания:
    - изменить ритм аккомпанемента;
    - сделать аккомпанемент по буквенному обозначению;
    - облегчить заданный нотный текст;
    - усложнить: подобрать второй голос, гармонизовать аккордами данную мелодию;
    - применить элементы варьирования;
    - сочинить вступление или заключение к песне.
    В процессе работы над художественным и техническим музыкальным материалом, с развитием навыков игры по слуху, чтения с листа, транспонирования и аккомпанирования преподаватель последовательно усложняет содержание самостоятельной работы учащихся, постепенно приближая его к непосредственной практической деятельности.
    Будущие руководители инструментальных коллективов пробуют свои силы также в переложении произведений для дуэта, трио баянов. Лучшие из этих работ включаются в репертуар ансамбля баянистов, где студенты продолжают работу над ними. Работы последнего выпуска баянистов мною отредактированы и использованы в учебном пособии «Ансамбль баянистов как школа формирования руководителя музыкального коллектива» и являются примером комплексного творческого задания, которое апробировано в концертных выступлениях и вынесено на ГОСэкзамен.
    Творческая увлеченность студентов Панченко С., Коробова Д., Пинчук А., Шаманова В. нашла своё отражение в собственных сочинениях, обработках, импровизациях.
    Что дают навыки самостоятельной работы? При правильно организованной самостоятельной работе успешно развиваются игровые навыки и технические возможности студента, умение грамотно работать над музыкальным произведением и творческие способности. Студент, владеющий навыками самостоятельной работы, увереннее чувствует себя за инструментом. При прочих равных условиях успехи ученика определяются умением самостоятельно работать, от этого зависит и общее развитие, и творческий рост, и продуктивность каждого урока. Напротив, отсутствие навыков СРС приводит к тому, что молодой специалист, окончивший учебное учреждение, оказывается недостаточно приспособленным к профессиональной деятельности. Таким образом, навыки формирования СР являются основой для самореализации личности студента и важнейшим условием формирования специалиста- профессионала.