Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих

ИОКК


Иркутский областной
колледж культуры

Иркутский областной колледж культуры - неофициальный сайт

НЕОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

Написать нам

что нам нужно?


 
  • Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • «    Июль 2019    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    293031 
    » » » Социально-психологическая адаптация студентов с ограниченными возможностями здоровья к условиям обучения в колледже

    - Социально-психологическая адаптация студентов с ограниченными возможностями здоровья к условиям обучения в колледже

    Рытова Ольга Антиповна.,

    педагог – психолог,

    ГОУ СПО «Кемеровский областной колледж культуры и искусств»

    В последнее десятилетие в связи с изменением концепции инвалидности, реабилитация инвалидов стала осознанной основой социальной политики государства. Одну из главных ролей в системе реабилитационных мероприятий играет психологическая реабилитация, так как изменение социальной ситуации развития человека, связанной с хроническим заболева­нием и инвалидностью, приводит к специфическим изменениям его личности, что сказыва­ется на всех сферах жизнедеятельности человека.

    Психологическая реабилитация представляет собой комплекс мер, направленных на обеспечение социализации детей с особыми образовательными потребностями и наиболее полную интеграцию их в общество. Одним из путей реабилитации детей – инвалидов является подготовка из их числа конкурентноспособных специалистов со средним профессиональным образованием.

    В 2010 году в Кемеровский колледж культуры и искусств на отделение «Библиотековедение» были зачислены на обучение несколько детей – инвалидов ранее обучавшихся в специальной (коррекционной) школе - интернате VI вида.

    Учитывая то, что в нашем колледже им предстоит продолжать обучение не просто среди здоровых сверстников, но среди ребят одаренных, талантливых, рядом с которыми ребята – инвалиды могут испытывать состояние психологического дискомфорта, нами была разработана программа «Социально – психологическая адаптация студентов с ограниченными возможностями здоровья к обучению в колледже», основной целью которой стало создание психологически безопасной образовательной среды для успешной адаптации их к  обучению.

    Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ) – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи, потому как жизнь многих из них насыщена не только ощущениями физической боли, но и чувством беспомощности, слабости, неуверенности в собственных силах, страхом перед окружающими их людьми, перед будущим и перед жизнью в целом. Жизнь большинства детей – инвалидов  наполнена обидами, унынием, ощущением ненужности обществу и бессмысленности своего существования в нем. Эти чувства и эмоции практически всегда находят вы­ражение во внешних проявлениях – замкнутости, застенчивости или  по­вышенной агрессивности, обидчивости, приводят к возникновению не­доразумений и конфликтных ситуаций, что, в свою очередь, становится серьезным препятствием для интеграции детей-инвалидов  в студенческое сообщество. Образовательная среда среднего специального учеб­ного заведения является для них новой, непривычной и насыщенной трудностями не только физическими, но, прежде всего, трудностями пси­хологического характера.

    Комплексный подход к проблеме адаптации студентов с особыми образовательными потребностями, положенный в основу программы, позволил увидеть положительные результаты уже на первом этапе ее реализации.  Сравнительный анализ результатов психодиагностических исследований, проведенных в начале учебного года и в конце первого семестра, позволяет говорить, что проведенные мероприятия, входящие в содержание программы, позволили студентам с ОВЗ значительно расширить границы межличностного взаимодействия. У большинства из  них повысился уровень мотивации к развитию и достижениям, возросла общественная активность, наблюдается хороший эмоциональный тонус. При анкетировании первокурсников спустя три месяца от начала обучения в колледже 80% студентов с ОВЗ отметили, что в колледже они чувствуют себя спокойно и психологически комфортно. В настоящее время уровень адаптации студентов с особыми образовательными потребностями к условиям обучения в колледже лишь на 20% ниже, чем у остальных обучающихся.

    В конце учебного года, в результате реализации программы, мы рассчитываем повысить объективные и субъективные показатели адаптации сту­дентов с особыми образовательными потребностями к условиям обучения в колледже.  Под этим подразумеваются такие показатели, как: успешность учебной деятельности, удовлетворенность общением в студенческой группе, ориентированность в учебе на будущую профессию; восстановление индивидуальной и общественной ценности обучающихся с ОВЗ.

    Краткое описание программы.    Цели программы:

    - Осуществление комплексного подхода к проблеме адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям обучении в колледже;

    - Организация целенаправленного психолого-педагогического воздействия на процесс адаптации студентов с особыми образовательными потребностями;

    - Создание в колледже психологически безопасного климата, способствующего укреплению  психосоматического благополучия студентов с ОВЗ и успешной адаптации их к условиям обучения.

    Задачи:

    - изучение индивидуально-психологических особенностей студен­тов с ОВЗ, получение информации об их характерологических особенностях  и адаптивных способностях;

    - выявление причин, препятствующих их эффективной адаптации и обучению;

    - формирование у ребят с ОВЗ потребности в самоопределении, саморазвитии и самореализации,  положитель­ной мотивации к учебной деятельности и избранной профессии и эффективное включение студен­тов с особыми образовательными потребностями в социально-профессиональную среду, приспособление к новым условиям обучения и труда.

    Программа состоит из 4 блоков, отражающих основные направления работы по адаптации ребят с ОВЗ к обучению в колледже.

    1 блок. Диагностическая работа.

    Цель - получение своевременной и пол­ноценной информации о характерологических особенностях личности студентов с ОВЗ, динамике изменений в их социально-профессиональной адап­тации и личностной сфере, выявление трудностей, препятствующих их эффективной профессиональной под­готовке.

    2 блок. Профилактическая деятельность.

    Цель – обеспечение благоприятного психологического климата в группах и учебном заведении в целом; оказание помощи каждому студенту с ОВЗ в формировании у него активной жизненной позиции, жизненной стойкости, адекватного отношения к себе и окружающим и позитивному отношению к миру и жизни в целом.  Развитие толерантности по отношению к людям с ОВЗ и способ­ности к рефлексии у всех участников образовательного процесса.

    3 блок. Профориентационная и профадаптационная работа.

    Цель – оказание помощи детям – инвалидам в  усвоении норм, правил, требований учебного заведения и буду­щей профессиональной деятельности; эффективное включение студен­тов с ОВЗ в социально-профессиональную среду; помощь в приспособлении к новым условиям обучения и труда.

    4 блок. Работа по социально-психологической адаптации.

    Цель - создание благоприятного психологического климата в учеб­ных группах и в учебном заведении в целом; обеспечение развития груп­повой структуры, групповой сплоченности; формирование потребности в самоопределении, саморазвитии и самореализации; восстановление индивидуальной и общественной ценности обучающихся, имеющих ОВЗ.

    Основные виды и фор­мы работы. Комплекс мероприятий, направленных на формирование толерантной нравственной атмосферы в студенческой среде (организация работы клубов и групп психологической поддержки, проведение тренингов общения) и мероприятий, обеспечивающих эффективность со­циально-психологической адаптации (тестирование, тренин­ги личностного роста, классные часы и индивидуальные консультации по вопро­сам групповых взаимоотношений и места личности в группе).