Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих

ИОКК


Иркутский областной
колледж культуры

Иркутский областной колледж культуры

8-395-2-504-375

Написать нам

что нам нужно?


 
  • Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • «    Июнь 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    2627282930 
    » » » Возрождение просветительской деятельности - как важная составляющая современного музыкального образования

    - Возрождение просветительской деятельности - как важная составляющая современного музыкального образования

    О.Ф.Гудкова, преподаватель Иркутского музыкального колледжа

    Социологические исследования последних лет говорят о том, что в нашей стране произошли большие изменения в области культуры. Перестройка 90-х годов в России привела к тому, что в культурную среду проникли негативные веяния. В стране мерилом благополучия, уважения и успеха в жизни людей стали деньги. Они потеснили такие понятия, как патриотизм, национальная гордость, благородство, милосердие и т.п. Духовному миру человека противопоставлены стереотипы потребительства и прагматизма. Отмечается падение культуры среди населения и особенно среди молодежи. Настало время остро поставить вопрос о возрождении духовно-нравственного и культурного начала в обществе. Слова Ф.М. Достоевского «красота спасет мир» вновь становятся актуальными и востребованными. Всем известно, что искусство имеет огромное влияние на жизнь и поступки человека. Оно позволяет человеку взглянуть на себя, свою жизнь со стороны, оценить свои действия, сделать выводы. Одним из самых действенных видов искусства можно назвать музыку. Это мощное психологическое и эмоциональное оружие, которое воздействует на современного человека и формирует его духовный мир, поступки и пристрастия. Журналисты назвали массовую музыкальную культуру своеобразным «музыкальным наркотиком», который координирует пристрастия и увлечения молодежи. Низкопробная продукция шоу- бизнеса, часто на чужом языке, воспитывает в молодежи жестокость и потребительское начало. Нельзя недооценивать ее роль и опасность. Деятели культуры, правительства многих стран давно бьют тревогу. Однако попытки остановить, глобальное выхолащивание национальных музыкальных культур пока безуспешны. Опасно то, что замена народного искусства: музыки, танца чем-то вненациональным может привести к потере национальной самобытности страны, народа. Массовая культура, поп-культура, шоу-бизнес захватили сегодня более 90% информационного пространства. В массовую культуру вкладываются деньги. Целью ее бытования является делание денег, а не мерка человеческого благополучия или "воспитание зрелого сознания». Противоядием вненациональному воздействию музыкальной поп-масс-культуры является классическая и народная музыка. Однако, чтобы понимать классическую музыку, ее надо слушать и понимать с детства. Современная молодёжь не воспитана на традициях и не интересуется классической и народной музыкой. Эта область культуры ей не интересна. Классическая и народная музыка все реже звучит в повседневной жизни, ее не слышит и не желает понимать целое поколение молодежи. Изменить сложившуюся сегодня критическую ситуацию в обществе можно лишь возрождением просветительства- проводника культуры и духовности нации. Музыкальное просветительство возникло более ста лет назад. Императорское Российское музыкальное общество было оплотом музыкального просветительства в России. Открытие консерваторий, Бесплатной музыкальной школы, музыкальных классов, школ, кружков не только в столице, но и в различных провинциальных городах и губерниях России, свидетельствовали о большом размахе народного просветительского движения. Такие деятели музыкальной культуры, как М.А. Балакирев, композиторы «Могучей кучки», В.В. Стасов, А.Н. Серов были великими просветителями своего времени, активными пропагандистами своей национальной музыкальной культуры. В настоящее время остро встает проблема возрождения просветительства и духовности. Для этой важной подвижнической работы необходима целая армия музыкантов, просветителей-энтузиастов, преданных общему делу и неравнодушных к духовному здоровью нации и профессионально обученных просветительскому делу. Однако, музыканты прошлого были великими дилетантами в деле просветительства. Обладая гениальной интуицией, талантом, они интуитивно отметали все преходящее и наносное, с энтузиазмом приветствуя, лучшее, передовое, национальное. Новое время, новые информационные технологии ХХ-ХI веков открыли перед музыкантами большие возможности в получении и передаче музыкальной информации, ее обработки и воспроизведения. Сегодня просветительство вооружено информационной и технической базой. Остается только подготовить передовые кадры музыкантов- просветителей и с их помощью создать новую систему музыкального просветительства в России. Подготовка или переподготовка нового поколения музыкальных просветителей - задача сегодняшнего дня. Так, во многих музыкальных и музыкально- педагогических Вузах России вводятся новые специальности и специализации, связанные с просветительской направленностью. Пересматривается учебный план, реализуются новые спецкурсы (например, «Просветительская деятельность учителя музыки» и другие). Проблема просветительства широко рассматривается на межрегиональных и общероссийских педагогических конференциях, находит отражение в печати: • Халикова Г.А. Подготовка студентов музыкально-педагогического факультета к организации внеклассной музыкально-пропагандистской работы". • Белова Н.К. "Профессионально-педагогическая подготовка студентов к формированию восприятия музыки школьниками" • Михейченкова Е.Н. "Формирование готовности студентов педагогического колледжа к музыкально-лекторской деятельности в процессе музыковедческой подготовки". • Ряд научных исследований, посвященных проблемам профессиональной подготовки будущего учителя музыки и проблемам осуществления учителем музыки музыкального просветительства.(Л.Г. Арчажникова, Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, В.А. Ищенко, СВ. Шишкина). В некоторых ведущих российских консерваториях (Нижний Новгород, Казань, Москва) на базе академического музыковедения открываются дополнительные образовательные направления: «Музыкальный критик-журналист СМИ и редактор музыкальных программ ТВ, радио», «Лектор-музыковед». Количество выпускников новых специальностей еще не достаточно, чтобы насытить рынок труда. Многие филармонии, театры, СМИ испытывают острый дефицит в подобных кадрах. Однако, это дело будущего. Отечественное музыковедение многие годы разрабатывало научное и педагогическое направления в академическом образовании и явно снизило интерес к музыкально-просветительской деятельности – одной из важнейших в искусстве. Профессия музыкального журналиста - просветителя очень сложная. Он является проводником в мир духовной красоты. Он помогает человеку формировать свое художественное кредо. К современным журналистам - просветителям предъявляются высокие требования. Они должны многое знать и многое уметь: • обладать профессиональными знаниями в области музыкальной журналистики: • уметь работать в прессе, Интернете, на радио, на телевидении; • находить актуальные темы и новые коммуникативные формы подачи материала; • устанавливать психологический контакт с аудиторией и свободно владеть речевым мастерством; • эффективно адаптировать музыкальный материал к восприятию различных возрастных и социальных групп; • использовать технические средства обеспечения работы. Музыкально- педагогические Вузы и консерватории должны обеспечить кадровый потенциал музыкантов - просветителей, которые должны стать трибунами духовного и культурного возрождения России. В крупных городах этим должны заниматься не только театры, Вузы и Ссузы культуры, филармония, но и музыкальные, общеобразовательные школы, клубы, дома и дворцы культуры. Необходимо возродить: университеты культуры, кружки народной и современной музыки, народные хоры и ансамбли, лектории. Наладить связь филармонии, театров со школами, больницами, предприятиями. Чтобы в каждую школу один или два раза в месяц приезжали с лекциями-концертами артисты или музыканты - просветители. Влияние на общественную жизнь музыкального просветительства бесспорно, и профессионализация данного рода деятельности – потребность времени. Уровнем культуры измеряется сила духа нации, её будущее, и потому так актуально, более того, жизненно необходимо сегодня возрождение и утверждение приоритетов духовности через активную культурно-просветительскую работу.