Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих

ИОКК


Иркутский областной
колледж культуры

Иркутский областной колледж культуры

8-395-2-504-375

Написать нам

что нам нужно?


 
  • Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • «    Апрель 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930
    » » » Ими гордится Иркутск (О творческой судьбе музыкантов - Валентина и Натальи Тихоновых)

    - Ими гордится Иркутск (О творческой судьбе музыкантов - Валентина и Натальи Тихоновых)

    Ими гордится Иркутск (О творческой судьбе музыкантов - Валентина и Натальи Тихоновых)

    Примаченко София, студентка 3 курса, Иркутский музыкальный колледж им. Шопена
    Руководитель: Гудкова Ольга Федоровна, преподаватель общепрофессиональных дисциплин

    Иркутск - это один из центров музыкальной культуры Сибири. Многие известные музыканты посещали этот город, и здесь сложилась своя музыкальная школа, которая воспитала целое поколение инструменталистов, певцов, дирижёров, педагогов, всю жизнь посвятивших любимому делу и преданных своему родному краю. Здесь жили такие известные музыканты, как Т.А. Мурашкина, Н.Н. Глаголев, П.П. Гоголев, В.А. Патрушев, И.А. Соколов, Л.Н. Семенцова, Л.А. Касабов. В Иркутске сложилась очень благоприятная для творчества атмосфера, которая буквально притягивает сюда талантливых людей. Любовь к музыке привела к возникновению целых династий музыкантов – Семенцовых, Савинцевых, Соколовых и др. Наталья Николаевна и Валентин Николаевич Тихоновы – один из ярчайших примеров редкого семейного и творческого союзов . Они более тридцати лет вели активную творческую, просветительскую деятельность в городе Иркутске и Иркутской области. Музыка в жизни семьи Валентина и Натальи Тихоновых играла огромную роль, она была профессией, увлечением, хобби, работой, отдыхом – самой сутью их творческой жизни. Это была их стихия, в которой музыканты чувствовали себя легко и свободно. В семидесятые годы в г. Иркутске появился новый музыкальный коллектив - камерное трио «Старинный романс» в составе: Валентин Николаевич Тихонов (контрабас, виолончель), Наталья Николаевна Тихонова (фортепиано) и Наталья Сергеевна Авессаломова (скрипка). Первый концерт музыкантов прошел в клубе «Висла», принадлежавшем польскому обществу, затем в музее Трубецких (директором была Н.С.Струк). Программа состояла из произведений русских и зарубежных композиторов: П.И. Чайковский Мелодия, Адажио из балета «Лебединое озеро», Ф. Шопен Этюд e- moll, З.Фибих Поэма-трио, Аве-Мария И.С. Баха и Аве-Мария Ф. Шуберта. Все произведения звучали в переложении, написанном В.Н Тихоновым, он же произнес вступительное слово. Инструментальным трио «Старинный романс» за тридцать лет существования было дано более ста концертов на различных площадках города Иркутска и Иркутской области. Музыканты выступали в музеях, библиотеках, клубах, школах, больницах и конечно, на профессиональных сценах. Концерты носили благотворительный характер и преследовали просветительскую цель. Программа включала помимо камерно- инструментальной еще и вокальную музыку. Арии и романсы в концертах исполняла известная иркутская певица Нина Дмитриевна Воротникова. Музыканты Инструментального трио сотрудничали с писательской организаций «Зеленая лампа», проводя совместные музыкально-поэтические вечера («поэзия Анны Ахматовой в музыке», «Поэзия Марины Цветаевой в музыке», «Поэзия Б.Пастернака в музыке»). На этих встречах царила необыкновенная творческая и доверительная атмосфера. Музыканты не только играли сочинения различных композиторов, но и сами читали стихи великих поэтов. Большим другом инструментального трио «Старинный романс» был Евгений Ячменев, музыкант, просветитель, директор музея Декабристов (до 2009 года). Будучи человеком, преданным музейному делу, Е Ячменев очень тщательно отбирал артистов и творческие коллективы для выступления в музее. Инструментальному трио «Старинный романс» он с удовольствием предоставлял возможность играть в Красной гостиной дома-музея Волконских. Аура зала Красной гостиной, необычайная обстановка 19 века, чудесный рояль княгини М. Волконской, прекрасная акустика способствовали необычайному единению слушателей и исполнителей. Частым гостем таких вечеров был известный Иркутский поэт и писатель Марк Сергеев, лично знакомый с Натальей и Валентином Тихоновыми. Ими гордится Иркутск (О творческой судьбе музыкантов - Валентина и Натальи Тихоновых)В гостевой книге музея есть его теплые слова о музыкантах. Валентин Николаевич Тихонов был центром, душой и художественным руководителем Трио. Именно ему принадлежит инициатива создания коллектива. Валентин Николаевич активно участвовал в подборе репертуара для концертов, писал аранжировки, переложения. Он был не только прекрасным виртуозом- исполнителем, но и талантливым композитором. Валентин Николаевич очень любил русскую и испанскую музыку, сам сочинил несколько произведений в испанском стиле( «Гранада», «Альбенис»). К знаменательной дате Иркутского музыкального общества были изданы два сборника с произведениями иркутских композиторов, куда помимо произведений Л.Янковской, Ю.Шуминова, М.Лаписа вошли произведения Валентина Тихонова. Валентин Николаевич обладал абсолютным слухом, феноменальной памятью, ярким творческим даром, прекрасным дирижерским жестом. Он был музыкальным самородком, свободно играющим на всех музыкальных инструментах, для него не было технических и текстовых проблем в произведениях. Музыка была смыслом его существования, больше Валентин Николаевич ничего не умел и не хотел уметь. Он был фанатом, одержимым и навеки покоренным музыкой. Валентин Николаевич получил образование в Иркутском музыкальном училище и в Новосибирской консерватории (класс профессора Григория Ильича Пеккера). Сам обладал прекрасным педагогическим даром, любил своих учеников и умел терпеливо и подолгу объяснять, добиваться, шлифовать. Валентин Николаевич работал в разных музыкальных школах г. Иркутска, в училище, у него много выпускников, которые и сегодня помнят о нем и продолжают его дело. Это был светлый общительный человек, энциклопедически образованный музыкант, требовательный и виртуозный исполнитель, личность, известная далеко за пределами Иркутской области и даже России. В 2010 г. Валентин Николаевич скоропостижно скончался, оставив после себя рукопись «Воспоминания оркестранта», с которой культурной интеллигенции Иркутска еще предстоит познакомиться. Наталья Николаевна была для Валентина Николаевича поддержкой и опорой, женой, другом, музой. Именно она настояла на возвращении Валентина Николаевича в консерваторию, обучение в которой он прерывал в связи с необходимостью работать и помогать своей матери. Именно она разделяла его взгляды на музыку и поддерживала в творчестве. Наталья Николаевна с отличием окончила музыкальное училище по двум отделениям – фортепианному и теоретическому, а затем Новосибирскую консерваторию по классу фортепиано. На вступительных экзаменах в консерваторию ее подготовку и одаренность отметил сам профессор Виссарион Исаакович Слоним. В ее становлении как музыканта большую роль сыграли такие известные личности, как Елена Владимировна Савинцева, Ирина Юрьевна Харкеевич, Владимир Федорович Сухиненко, Людмила Пантилеймоновна Холодилова (которая была ее кумиром и идеалом). Педагогом по специальности в консерватории стала Мэри Симховна Лебензон - ученица Гольденвейзера и однокурсница Льва Оборина. Ныне, М.С. Лебензон - профессор Новосибирской государственной консерватории имени Глинки, известная концертирующая пианистка с мировым именем. Любимыми предметами для Натальи Николаевны в консерватории были камерный ансамбль и концертмейстерский класс. Преподавала эти дисциплины Надежда Павловна Мышь, талантливый незаурядный музыкант. Ее слова «относись к аккомпанементу не только как к равноценной, но и отчасти как к ведущей партии» стали напутствием в творческой карьере Натальи Николаевны и определили ее место в Инструментальном трио. Наталья Николаевна всегда ненавязчиво, но уверенно и равноправно участвовала в ансамбле трио. Она, обладая превосходной техникой, свободно исполняла сложнейшие аккомпанементы в произведениях. Всегда ответственна, мобильна, эмоциональна, она была душой и опорой для Валентина Николаевича. Поддерживая мужа во всех его творческих начинаниях, Наталья Николаевна всегда имела свою точку зрения, которую при необходимости могла аргументировать и отстоять. Эти личностные качества в ней всегда ценил Валентин Николаевич. Наталья Николаевна - замечательный педагог, самоотверженный, одухотворенный, преданный делу. Ее отличает высокая профессиональная порядочность и компетентность. Она удивительно талантливо и продуктивно работает как со школьниками, так и со студентами колледжа. Ее ученики по специальному фортепиано: Евгения Логвинова сегодня работает в Санкт-Петербурге, занимается композицией; Юлия Пихтина, с отличием окончившая музыкальное училище по двум специализациям (хоровое дирижирование и специальное фортепиано)- солистка Иркутского Музыкального театра. Многие годы Наталья Николаевна успешно заведует Педагогической практикой в Иркутском музыкальном колледже и активно передает свой огромный педагогический опыт молодым, начинающим профессиональную карьеру музыкантам. Дети Валентина Николаевича и Наталье Николаевны тоже получили профессиональное музыкальное образование. Сын Антон учился в музыкальном училище по классу кларнета и трубы. В настоящее время живет в Москве, работает режиссером в кинематографе. Дочь Анна окончила Иркутский музыкальное училище по классу специального фортепиано и Лингвистический университет. Валентин Николаевич и Наталья Николаевна Тихоновы много сделали для развития музыкальной культуры Иркутска и Иркутской области. Своей просветительской деятельностью они явились примером самоотверженности и беззаветного служения образованию и культуре в родном крае. Такими людьми может гордиться Иркутская земля.