Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих

ИОКК


Иркутский областной
колледж культуры

Иркутский областной колледж культуры - неофициальный сайт

НЕОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

Написать нам

что нам нужно?


 
  • Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • «    Август 2019    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    262728293031 
    » » » Взаимодействие социально – воспитательного центра и образовательных учреждений культуры

    - Взаимодействие социально – воспитательного центра и образовательных учреждений культуры

    Г.М.Железнова,
    зам. директора по социально – воспитательной работе
    ГУК Социально-воспитательный центр образовательных учреждений культуры и искусств. г. Иркутск
    Социально – воспитательный центр был создан, как самостоятельное государственное учреждение культуры в 1996 году с целью реализации Закона Российской Федерации «Об образовании», который трактует целенаправленный процесс образования как единство двух подсистем «воспитание» и «обучение».
    Предметом деятельности социально – воспитательного центра является воспитание студентов, обучающихся в образовательных учреждениях культуры в свободное время и создание комфортных условий для проживания. Данное обстоятельство обусловлено спецификой обучающихся (несовершеннолетние от 14 лет, в том числе приехавшие на обучение с сельских территорий области).
    При создании предполагалось, что Центр станет равноправным субъектом единого образовательного пространства с осуществлением качественного процесса воспитания творчески одаренной, талантливой студенческой молодежи. Предполагалось увеличение педагогических единиц, расширение форм и видов воспитательной деятельности.
    Однако, в течение 13 лет руководством Центра предпочтение отдавалось организации комфортных бытовых условий, педагогическая деятельность была на втором плане. Возможно, отсюда: ориентация специалистов образовательных учреждений не на культурное развитие подростков в Центре, а на обычное комфортное проживание.
    В данное время в Центре проживают и проводят свое досуговое время 260 студентов четырех среднеспециальных образовательных учреждений культуры, процесс воспитания осуществляется педагогическим коллективом из 6 человек: 3 социальных педагога, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, врач-терапевт. Но, не смотря на малую обеспеченность педагогическими кадрами, и недостаточную помощь со стороны образовательных учреждений, качество социально-воспитательной работы характеризуется положительными результатами. Результаты деятельности внимательно изучаются и анализируются как самим Центром, так и учредительной организацией.
    Начиная разговор о воспитании в социально – воспитательном центре, мы делаем акцент на специфику – специфика творчески одаренной личности, специфика обучения, специфика воспитания. Так в чем же заключается эта специфика?
    По решению Всемирной организации здравоохранения, одаренные и талантливые дети входят в «группу риска» наряду с умственно отсталыми, малолетними нарушителями, детьми алкоголиков.
    Рассмотрим специфику их обучения и воспитания.
    Учебные учреждения культуры готовят не только специалистов, но профессиональных работников сферы культуры с определенным социальным статусом, статусом высоконравственной, духовно и культурно развитой личности, несущей культуру во все виды жизнедеятельности общества. Это значит процесс обучения творческой личности постоянно должен сопровождаться процессом становления культурного человека, который требует огромных эмоциональных затрат как со стороны творчески одаренной личности, так и со стороны педагога. Как достичь гармонии этих процессов? Ведь помимо специально создаваемых условий, способствующих культурному становлению личности, есть и другие, влияющие в равной степени на полноценное развитие. К таким условиям мы относим факторы общественного бытия, и эти условия неотъемлемая часть жизнедеятельности творческой личности.
    Современный мир города, с быстро меняющейся средой, активно навязывает людям свои стандарты. Эта система стандартов непроста. Подразумевается , что если молодой человек не принял эти стандарты, то он не достигнет успешности а его положение не станет надежным, Молодежная среда предлагает личности самой сформулировать свое мировоззрение на базе предлагаемых «культурных» образцов. Особенно подвластны этой среде творчески одаренные личности, в силу своего нешаблонного мышления и нестандартного видения мира. Сегодня, во внешней культуре современного студента наблюдаются тревожные моменты: мы видим, что размываются нормы русского языка, понижается общая грамотность, меняются сами нормы, присутствуют факты нездорового образа жизни. Особенно тревожны вторичные стандарты на девиантное поведение. Конечно, мы не говорим о той части студенческого общества, которая достаточно культурно развита, которая интуитивно не принимает современные стандарты. И все-таки большая часть, в силу специфических особенностей, подчиняется требованиям современного социума. Таковы современные социальные ориентиры в студенческой среде.
    Как же помочь молодому человеку справиться с давлением современных социальных норм? Ведь традиционные опоры, позволяющие личности справиться с этим давлением, скомпрометированы.
    Следует вывод: воспитание культурной личности стало поликультурной проблемой. Нужно отбросить многолетние убеждения, что воспитательная работа – удел только учебных учреждений, не толковать воспитание культурной личности вне образовательного учреждения как вторичную помощь. Учебное заведение сегодня, не может быть монополистом в сфере воспитания культурной личности. Необходимо расширение масштабов воспитательной работы, более активного включения в нее преподавателей учебных учреждений. Необходим поиск новых, нетрадиционных, интересных форм организации досуга молодежи. Только соприкоснувшись с интересными и культурными формами, чувственному их восприятию, молодой человек станет противостоять жестким, ежедневным требованиям современного молодежного социума.
    В связи с этим, актуальным становится вопрос более тесного взаимодействия социально-воспитательного центра и учреждений профессионального образования культуры.
    Если образовательное учреждение организует процесс образования творческой личности, исходя из ее интересов и потребностей, и достигает это посредством выполнения государственного образовательного стандарта, то Социально – воспитательный центр организует процессы, направленные на коррекции социально-культурного развития студента на современном уровне; на обеспечение психологической и эмоциональной разгрузки; на пропаганду здорового образа жизни; на организацию досугового времени студента через создание условий для самопознания, самосовершенствования и самореализации в интересной деятельности.
    Таким образом, взаимодополнение этих учреждений на лицо. Так почему же до сих пор не запущены механизмы их взаимодействия?
    Сегодня со сменой ориентиров деятельности социально – воспитательного центра, педагогический коллектив открыт для делового, творческого, продуктивного сотрудничества. На первом этапе мы предлагаем следующие пути взаимодействия:
    • в области профессиональной информации – проведение совместных педагогических советов, консилиумов по проблемам воспитания личности, конференций, кураторских часов, консультаций специалистов;
    • в области педагогического взаимодействия – совместное создание воспитательных программ, дополняющих государственный образовательный стандарт, взаимной методической помощи по вопросам организации свободного времени студентов;
    • в области дополнительной профессиональной подготовки – совместная организация творческих объединений (кружки, студии и т. д.) по профильным областям знаний, действующих в свободное время студентов;
    • в области организационно-творческой помощи – разработка, организация и проведение совместных творческих и др. мероприятий;
    • в области студенческого самоуправления.
    Работа будет более эффективной, если педагогические работники будут ориентированы на совместную деятельность с учетом меняющихся потребностей студенческой среды.
    Кроме того, эффективность результатов деятельности будет определена совершенствованием методической деятельности педагогов, обеспечением их профессиональной подготовки и повышением квалификации.