Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих

ИОКК


Иркутский областной
колледж культуры

Иркутский областной колледж культуры

8-395-2-504-375

Написать нам

что нам нужно?


 
  • Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • «    Июнь 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    2627282930 
    » » » Маяковский на сцене колледжа культуры

    - Маяковский на сцене колледжа культуры




    Эверстова Л.Г., преподаватель основ

    режиссерского и сценарного мастерства

    Одной из запоминающихся  творческих  работ на III курсе специальности Социально-культурная деятельность (по виду)  "Организация и постановка культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений" заочной формы обучения,  стал экзамен по основам режиссерского и сценарного мастерства, показанный студентами на сцене. Драматургической основой  постановки послужила  пьеса В. Маяковского «Баня». Зрители отметили главные достоинства представления: активно развивающееся сценическое действие; динамика и яркие образы – маски действующих лиц; массовые сцены,  символически  передающие  смысл постреволюционных событий 30-х годов прошлого столетия. Из 28 участников спектакля, а именно таков состав группы, ни один не остался без роли, а значит, смог непосредственно  прикоснуться к теме, которая волновала выдающихся деятелей советского театра 30-х годов прошлого столетия , построенного на «активном действии масс» и «борьбе с пережитками старого мира».  По замыслу сценарной группы ( Елена Успенская, Наталья Ибрагимова, Алексей Малинин, Анна Агапитова) действие начиналось с выхода четверых участников спектакля, которые от собственного лица (я - в «предлагаемых обстоятельствах») рассказали  о первопричине возникновения замысла агитспектакля.   Летом в Иркутске, на сквере Кирова, проходили мероприятия, посвященные году литературы. Одной  из самых активных форм оказался, так называемый,  «флэшмоб», после которого читающие могли оставить книгу себе. По окончании мероприятия на парапете фонтана остались только четыре томика  Маяковского.  Почему не популярен в среде сегодняшней молодёжи  знаменитый поэт, публицист, драматург и писатель, делавший  новое  пролетарское искусство  на заре рождения нового советского государства?  В.Э.Мейерхольд, в театре которого состоялась  премьера «Бани», назвал спектакль «крупнейшим событием в истории русского театра». Михаил Зощенко, лично присутствовавший на чтении пьесы, вспоминал, что актёры «хохотали до упаду и аплодировали поэту», бурно реагируя на каждую фразу. Современники признавали, что  легкость, с которой  написана пьеса, была доступна в истории театрального  прошлого одному драматургу – Мольеру. Неоспоримый  факт:  да, каждая эпоха рождает свои традиции, свои культурные ценности  и своих кумиров. Но есть такие духовные ценности, которые существуют для того, чтобы наша история не имела «черных дыр» и продолжалась в следующем поколении, обогащенном этими самыми ценностями.

    Сверхзадача нашей постановки была та же, что и в замысле Маяковского, – утверждение победы  созидательных сил над  бюрократией, административным чванством,  черствостью и равнодушием. Семейные сцены начальника Победоносикова (Алексей  Малинин) и его жены, комсомолки Поли (Вера Ляпина) решены через приём,  визуально воплощающий  мечту супругов -  провести совместный отпуск  на вершинах Кавказа. Строительная стремянка на сцене превращается в ту, недосягаемую для Поли высоту, куда возносится, бравирующий  свои социальным статусом   муж. Оттуда же,   с вершины своего положения, он позирует «придворному портретисту» Бельведонскому (Александр Подпругин), одновременно выстраивая параллельную интригу с секретаршей (Татьяна Пикалева).   Зрелище, созданное студентами,  точно предавало атмосферу горячего  желания строителей социализма – избавиться от  пережитков   старого мира и   перенестись   в коммунизм при помощи   фантастической  машины времени. Этот элемент - «машина времени», изобретенная неутомимыми  учеными-экспериментаторами Чудаковым (Ольга Ситникова ), Фоскиным (Никита Крюков) и Велосипедкиным (Марина Жарникова) - фантастическая условность, отражающая  характер Маяковского, его нетерпение, его огромное желание заглянуть в будущее, т.е. в наше с вами сегодняшнее «светлое завтра». Интересно был решен эпизод в театре, где режиссёр (Сергей Вербицкий) переделывает спектакль в угоду группе важных зрителей – чиновников (Мистер Понт Кич – Алексей Митрофанов,  Мезальянсова – Наталья Ибрагимова,  Оптимистенко – Нина Гетцель). Сцена в театре заканчивалась   любимым приёмом артистов площадного народного  театра.  Билетерша (Ольга Селянгина), превращается в участницу массовки и, как балаганный Петрушка, крушит всех подряд бумажной дубинкой, превращая стройные ряды «второго Интернационала» в «кучу малу».

    Пафос   революционных преобразований в молодой советской республике, которые критиковал Маяковский,  а вслед за ним и режиссер –новатор  В.Э Мейерхольд,  нашел продолжение   и в студенческом спектакле-агитке  сегодняшнего  дня, где остроумно и гуманно поднимаются  проблемы простого человека: в  приёмных чиновников   безрезультатно ожидают помощи   всё те же наши граждане - просители с кучей «справок,  согласований и заключений»,   в то время как  «победоносиковы» и  «оптимистенки» занимаются решением  вопросов личных под видом «глобальных, государственных».

    Заключительный эпизод рисует картину будущего, где улетевшие на машине времени граждане,  попадают в музей революции. Молодёжь рассматривает  экспонаты -  это те,  кого за ненадобностью выбросило взрывом из машины времени. С  интересом и удивлением они читают  этикетки: «Победоносиков», «Оптимистенко», «Мезальянсова», «Бельведонский». Стоп кадр - и в записи звучит голос Маяковского. Поэт читает, пожалуй, своё само пронзительно  стихотворение, заканчивающееся  риторически: «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейтах водосточных труб?!»   Если попытаться определить жанр, то это спектакль – размышление, спектакль – театральная притча. Наверно такой и должна быть учебная студенческая работа, в которой каждый должен почувствовать себя гражданином и патриотом, ответственным за будущее культуры своей страны.

     

    Практические навыки невозможно усвоить лишь сидя за конспектами и компьютерами, это то, что передаётся «из рук в руки», от мастера – ученику. На наш взгляд, это основная база образования  и воспитания, которая  превращает нашего выпускника в полноценного менеджера, педагога и  руководителя.  Именно сценические  навыки, развивающие   личностные качества,  позволяют сделать успешную профессиональную карьеру.  А нашей отечественной культуре дадут  личность, способную к эффективной социальной самореализации в  сфере  управления, художественного творчества и духовного  совершенствования посетителей  современных культурно-досуговых учреждений. 

    Добавил: studic 28 декабря 2015 Просмотры: 544 Вернуться назад