что нам нужно?
1. Введение:
В своей курсовой работе я хочу раскрыть значение читательских клубов по интересам. Эта тема была актуальна во все времена, но теперь она достигла своего предела. Общеизвестно, что сегодня у читателей от мала до велика, преобладают так называемые деловы запросы. Однако в провинции библиотека традиционно выполняла и продолжает выполнять функции досугового и культурного центра. Особое значение эта сторона деятельности библиотек приобрела в последние годы, когда во многих населенных пунктах наметилась тенденция к закрытию сельских клубов, и они перестали быть для жителей центрами культуры и отдыха. Поэтому библиотека в силу своих особенностей – открытости, доступности и бесплатности – взяла на себя функции организации досуга населения, открывая свои помещения различным клубам и объединениям по интересам. Их популярность становится все шире не только в больших городах, а именно на селе. Жизнеспособность клубов по интересам определяется ни какой-то особой темой или задачей, а главным образом царящей в ней атмосфере. Именно в данной работе я хочу отразить, что клубы по интересам – это непринуждённое, свободное общение, и оно оказывается очень полезно для людей, что они, получая информацию о новых книгах, журналах, обмениваются опытом, помогают советом другим, а главное находят единомышленников и друзей.
Хронологически курсовая работа охватывает период с 2002 -2009 гг..
Структура курсовой представлена двумя частями: теоретической и практической. В теоретической части раскрывается следующий ряд вопросов:
- История клубной деятельности.
- Как создаются клубы?
- Значение библиотечных клубов.
- Основные функции библиотечных клубов.
Практическая часть включает в себя исследовательскую работу клубов по интересам в библиотеках Мамско-Чуйского района.
Цель данной работы:
Отразить процесс развития одной из досуговых форм библиотечной деятельности - организации клубов по интересам при библиотеках, с целью - обратить внимание общественности к проблемам популяризации чтения.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- Изучить историю создания клубов по интересам.
- Обозначить значимость клубов по интересам в библиотеках.
- Проанализировать работу клубов по интересам в библиотеках Мамско-Чуйского района.
Методы для данного исследования выбраны следующие:
- Изучение и анализ работы клубов по интересам.
- Анкетирование читателей.
- Экспресс – опрос библиотекарей о клубах по интересам.
2.1 История клубной деятельности.
Библиотеки и клубы - учреждения массовой культуры, схожие по целям и задачам, а история их развития тесно связана с историей развития российского общества. Первая библиотека на Руси была основана в 1037 г. Ярославом Мудрым при Софийском соборе. До XVII в. библиотеки существовали преимущественно при монастырях, где собирались, переписывались и хранились религиозные книги. Только в петровскую эпоху появились библиотеки с фондами светской и научной литературы, но они были малодоступны для массового читателя. 1 марта 1770 г. в Петербурге для высших слоев общества был открыт первый официальный клуб, получивший название «Английское собрание». Девизом «Английского собрания» стало «Согласие и веселье». В клубе в непринужденной обстановке представители известных аристократических фамилий, купеческих династий, обменивались новостями, обсуждали важные экономические и политические вопросы. Впоследствии он стал популярен в литературных кругах. Членами «Английского собрания» были знаменитые русские поэты, писатели, актеры, художники, например, В.А.Жуковский, Н.М.Карамзин, И.А.Крылов, А.С.Пушкин и др. В конце XVIII - середине XIX вв. в Петербурге и Москве, в губернских и уездных городах действовало много разных клубов, деятельность которых строилась либо по национальному принципу землячеств, например, Немецкий клуб, другие же носили развлекательный характер - дворянские собрания, благотворительные собрания, купеческие и офицерские собрания.
В Сибири первые народные клубы появились в конце 20-х гг. ХХ в. Главной проблемой населения Сибири в этот период была культурная отсталость и высокий уровень неграмотности. В 1926 г. в сибирском регионе грамотными были 18,8% женщин и 43,3% мужчин. Рабочие клубы и избы-читальни стали центрами ликвидации неграмотности и культурно-просветительской работы. Наиболее важной формой работы клубов были кружки. Женщин привлекали главным образом такие кружки как художественные, кройки и шитья, мужчин - физкультурные, общественно-политические, военные. В рабочих клубах и деревенских избах-читальнях создавались уголки работниц и крестьянок, проводились выставки, рассказывающие о положении женщин в стране и за рубежом, громкие чтения книг, тематические вечера, организовывались лекции и экскурсии. При клубах были детские комнаты, где женщины могли оставить своих детей на время мероприятий. 80-90-е гг. ХХ в. стали для России временем больших перемен и тяжелых испытаний. Особенно тяжело экономические преобразования отразились на развитии науки и культуры. Многие массовые культурные учреждения были закрыты из-за отсутствия материальных средств на их содержание. В этот же период стали появляться общественные клубы или «клубы по интересам», не имеющие штатных работников и бюджетных ассигнований и функционирующие на членские взносы. Зачастую они носили развлекательный характер и служили для проведения досуга состоятельных людей. В современных социально-экономических условиях функциональная деятельность библиотек, становится многоаспектной, динамичной и разнообразной благодаря новым направлениям и формам удовлетворения потребностей пользователей библиотек обслуживаемого региона. Последнее десятилетие отмечено развитием социально-культурной деятельности библиотек, создание на базе библиотек информационных центров в области права, экологии, языкознания и других областей деятельности, становление библиотек в качестве региональных центров культуры и досуга.
В заключение хотелось бы отменить, что история клубов и библиотек продолжается. Это незыблемые ценности духовной жизни народа, наследие общественной и культурной жизни государства российского.
2.2. Как создаются клубы.
Клуб (от английского club) – это общественная организация, добровольно объединяющим группы людей в целях общения, связанного с политическими, научными, художественными, спортивными и другими интересами, а также для совместного отдыха и развлечения. Деятельность библиотеки обусловлена тем, что она является социальным институтом, выполняющим определенные функции. Реализация некоторых из них (таких, например, как коммуникативная, релаксационная) осуществляется через культурно-досуговую деятельность библиотек. Современная специфика культурно - досуговой деятельности публичных библиотек проявляется в том, что она рассчитана и распространяется не только на пользователей библиотек (тех, кто не в неё записан) сфера ее распространения гораздо шире. Все население города, района, поселка, так или иначе, ощущает на себе эту деятельность - через детей, родителей, знакомых человек получает информацию о ней, слышит отзывы о различных библиотечных мероприятиях. Под культурно-досуговой деятельностью библиотеки понимается активная работа библиотеки, направленная на организацию культурного досуга населения; формирование, удовлетворение и возвышение жизненно-насущных досуговых потребностей человека в сфере свободного времени, связанных с самосозиданием, совершенствованием и развитием его личности (интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферы). Важнейшей составляющей культурно – досуговой деятельности является массовая работа библиотеки. Как же создаются клубы, и кто является их зачинателем?
Как создать клуб.
Организатору клуба – клуб принесёт множество различных творческих озарений. Клуб – это живой организм, в работе с которым невозможны только неформальные, нестандартные подходы и решения. Вы получаете от 10 до 25 участников мероприятий, большинство из которых ежедневно с удовольствием приходят к вам в библиотеку, относятся к ней, как к своему второму дому, нередко сами организуют встречи и мероприятия.
Фотографий, авторских программ и разного документального материала, рождающегося за год работы клуба – с лихвой на много лет «отчётной работы».
Для кого делать клуб? Опыт показывает, что наиболее нуждающимися в такой форме работы являются: подростки, молодёжь и пожилые люди.
Кто может стать руководителем клуба? Тот, кто имеет достаточное желание и необходимые знания и навыки.
Достаточное желание – это, пожалуй, главный критерий успеха, 90 % зависит именного от того, насколько вы хотите создать и верите, что у вас это получится. Если вы чувствуете, что вам хочется, но… Значит, ваше желание пока не созрело и не оформилось в решение. А теперь хочется сказать несколько слов о личностных особенностях будущего организатора. Конечно, хорошо, если будущий организатор будет сам развитой во всех отношениях и интересной личностью. Идеал редко достижим. Но, по крайней мере, необходимо, чтобы у вас было: желание общаться и узнавать других людей, проявлять интерес к их внутреннему миру, иметь пересекающиеся интересы с той группой людей, с которой вы собираетесь работать. Допустим, если вам за 50 и «Малахов» - ваша настольная книга, то вам подойдёт клуб «Помоги себе сам» для пенсионеров. В вашей семье есть ребёнок инвалид – вам буде близки проблемы родителей детей- инвалидов и соответствующее общество. Любите походы – возможно, ваш формат туристический клуб.
Выбирайте то, что вам близко и интересно, потому что клуб, если ему суждено быть, станет частью вашей жизни. И скорее всего очень значимой.
Если вы решили для себя все предыдущие вопросы, можно начинать организационную работу.
Я полагаю развитие клуба должно состоять из следующих этапов:
Первый этап – созревания намерения и подготовка.
Второй этап – рождение и становление клуба при активной поддержки организаторов.
Третий этап – клуб живёт и развивается самостоятельно.
Первый этап - Читайте литературу, общайтесь с теми, кто уже ведёт подобные клубы, определитесь, с кем вы будете работать. Желательно до первого собрания клуба познакомиться с большей частью будущих участников. Обязательно выберите себе помощника для ведения клуба либо из специалистов, либо из будущих участников клуба. договоритесь за ранее – кто за что будет отвечать. А главное – создавайте радостный настрой у всех, кто будет связан с клубом, и прежде всего у себя.
Второй этап – рождение и становление клуба. клуб на этом этапе требует много сил и внимания от его организаторов. Основная деятельность в клубе: знакомиться, пить чай, общаться. Основная ответственность за жизнь клуба лежит на плечах организаторов, остальные члены клуба пока ещё пассивны и их позиция такова: «Я одинокий и надеюсь найти здесь понимание, уважение и любовь». В этот момент необходимо решить технические вопросы: где, когда будет собираться клуб, обсудить план работы. Провести организационное собрание: сформировать актив клуба, разработать и утвердить документацию клуба, избрать председателя клуба.
Главная трудность в том, что чтобы подобрать первые темы занятий так, чтобы все участники могли в них участвовать. Роль организатора – помочь каждому выразить то, что он хочет сказать, а группе - помочь услышать. Это можно делать, стимулируя интерес к рассказу с помощью вопросов, реплик, заинтересованного слушания. Главная задача в поддержке тех, кто не может или боится участвовать в разговоре из-за своих комплексов или особенностей характера (стеснительность, неумение вслух выражать свои мысли, нежелание привлекать к себе внимание и др.).
Важные замечания:
* время и пространство должно быть стабильным (допустим каждая суббота в 15.00,
в читальном зале библиотеки). Старайтесь не менять его, по крайней мере, в течение года. За это время клуб ограниченно встроится в ваше жизненное пространство и жизненные пространства его участников.
* периодичность встреч должна быть оптимальной: клуб не должен мешать другим жизненным интересам его участников, при этом эмоциональный настрой от одной встречи должен переходить на другую, уменьшая отчуждение и недоверие членов клуба друг к другу. Луче всего на этом этапе встречаться один раз в неделю.
Третий этап – клуб развивается самостоятельно. Заметить переход от предыдущего этапа становления клуба к его развитой фазе также непросто. Что может служить сигналом для вас, что клуб вступает в переходный период? «Просто говорить и пить чай» становится скучно. Хочется что-то делать. Возникает совместная деятельность. Изменяется отношение к клубу и позиция его участников. Вы не только готовы общаться, но и готовы сделать что-то для того, чтобы всем членам клуба было лучше. Ещё на этом этапе становления у участников возникают инициативы по улучшению физического и эмоционального пространства клуба (возникают ритуалы дежурства, приветствия, совместного проведения праздников). На этом этапе развития инициатива и ответственность за поддержание традиций клуба всё больше и больше берётся самими участниками. Они постепенно сами становятся организаторами жизни клуба и совместного бытия в нём. Если раньше клуб жил «одним днём», от встречи к встречи, то теперь возникают проекты, реализация которых предполагает длительное время. Члены клуба признаются друг другу в желании долгое время быть вместе – довести задуманное дело до результата, зная, что на это понадобится значительное время и силы. Возрастает ответственность за членов клуба друг перед другом и перед собой.
Роль организатора заметить инициативу, дать потенциальным лидерам возможность проявит себя, передавая им часть ответственности за клуб, можно и нужно привлекать членов клуба к организации и проведению заседаний клуба, мероприятий, встреч и т.д. На этом этапе можно принять устав клуба, а руководство из единоличного сделать коллективным: все важные вопросы решают голосованием на общем собрании. На этом этапе возможны конфликты, борьба за лидерство, взаимная – порою неконструктивная – критика. Организатору важно способствовать переведению этих процессов в позитивное русло – для этого проводятся групповые обсуждения существующих разногласий, стремясь к открытости и взаимопониманию.
Необходимая документация клуба по интересам:
Положение и устав клуба;
Программа или план работы клуба, отчёт, сценарии заседаний или встреч;
Список участников;
График работы;
Атрибутика: название, девиз, гимн, символы, эмблема, традиции и т. д.
Вся документация хранится в отдельной папке. Можно оформит стенд с эмблемой, девизом, планом работы клуба, фоторепортажами о заседании клуба.
Эмблема клубов.
Эмблема может быть различной формы – круглой, квадратной, прямоугольной, овальной. Нельзя в эмблемах использовать любые цвета, их палитра ограничена правилами. При создании эмблемы можно использовать два металла золото и серебро - это желтый и белый цвета, а также пять красок – синяя (голубая), красная, фиолетовая (пурпурная), чёрная и зелёная. Принято ещё использовать краску телесного цвета при изображении человека и условно геральдическую оранжевую. Соблюдается также правило: недопустимо наложение краски на краску, металл на металл.
Под массовой работой понимается система реализации культурно-досуговой деятельности библиотек средствами библиотечных мероприятий, цель, которой определяется как стимулирование читательской и познавательной деятельности пользователей. Реализуясь в различных формах массовой работы, культурно - досуговая деятельность позволяет библиотеке проявить особое отношение к своим читателям, способствовать их духовно-нравственному и эстетическому развитию, сохранять национальную культуру. Практика работы библиотек вызвала к жизни большое разнообразие мероприятий, которые можно разделить по разным признакам. Одним из основных признаков деления библиотечных мероприятий является их деление на традиционные и инновационные.
К традиционным формам массовых мероприятий по праву относятся книжные выставки и обзоры литературы, со дня своего возникновения, не теряющие значения и занимающие достойное место в практике работы библиотек. Игровые формы всегда использовались в массовой работе библиотек. Так, например, традицией стало проведение в стенах библиотеки различного рода викторин, конкурсов, театрализованных представлений, читательских конференций в форме литературного суда и т.п. С другой стороны, демократизация общества вызвала к жизни совершенно новые игровые формы массовых мероприятий, которых не было ранее. Наибольшую популярность в последние годы приобрели игровые формы, имеющие в основе народные, религиозные праздники и обряды. Библиотеки средствами театрализации имитируют обряды - свадьбы, крестины, Рождество, Святки и т.д. Проведение подобного рода мероприятий предполагает серьезное отношение к оформлению - оно обязано соответствовать эпохе и своему прототипу. Поэтому сотрудникам библиотеки нередко приходится проводить настоящее этнографическое исследование с привлечением специалистов, старожилов, изучением литературы по теме. Польза таких мероприятий очевидна - библиотеки, как организаторы способствуют возрождению народных традиций и обычаев; участники мероприятий, играющие определенные роли, приобщаются к изучению этнографии, фольклора, литературы. Библиотекари стремятся всячески разнообразить культурно – досуговую деятельность, уйти от шаблона в проведении массовых мероприятий, широко используя нетрадиционные для библиотечной практики формы. Таким образом можно сделать вывод, что клубы организованные при библиотеках с учётом читательских потребностей всех категорий повышают статус библиотеки в обществе, она приобретает «собственное лицо», становится более заметной среди прочих учреждений культуры.
2.3. Библиотечный клуб – как центр неформального общения.
Сегодня библиотеки ищут формы и методы работы с разными категориями пользователей. Учитывая читательские потребности всех категорий пользователей этим самым они стараются повысить статус библиотеки в обществе, иметь «собственное лицо», быть заметным среди прочих учреждений культуры.
Не преувеличивая роли библиотек, можно сказать, что многие библиотечные мероприятия способствуют удовлетворению потребности в самоактуализации (реализации своих целей, способностей, развития личности). Здесь велика роль кружков, клубов по интересам, любительских объединений, особенно тех, деятельность которых несет в себе элементы самодеятельного творчества.
Все многообразие существующих при муниципальных библиотеках кружков, клубов по интересам, любительских объединений можно классифицировать по различным признакам. Например, по возрасту участников. Постоянными читателями библиотек остаются дети, подростки и юношество.
Наибольшее количество клубов, кружков и любительских объединений относится к категории детские, а второе место занимают юношеские.
Третье место занимают клубы, которые объединяют читателей пенсионного возраста. У этой категории пользователей повышенная потребность в общении, которая не реализуется дома. Старики стремятся быть полезными, у них есть желание не потерять форму, быть в курсе всех событий. Вести активный образ жизни, не уподобиться пресловутым бабушкам на скамейках перед домом - вот жизненное кредо таких пенсионеров. Распространены клубы по признаку пола, но это, в основном, женские клубы.
Они собирают женщин любого возраста и рассматривают проблемы, связанные с домоводством, самодеятельным творчеством. Участницы клубов охотно слушают музыку, стихи, делятся мнением о прочитанном. У них ярко выражена потребность в общении, самореализации. К сожалению, приходится говорить о том, что при библиотеках практически нет клубов для мужчин. По мнению специалистов, это - одно из последствий феминизации библиотек. Работа с семьей, пропаганда семейных ценностей породила к жизни такой вид любительских объединений, как семейные клубы. Деятельность клуба направлена на активизацию семейного чтения. Еще одним основанием для деления клубов, кружков и любительских объединений является их классификация по тематике или ведущей проблематике.
Как показывает практика, наибольшее количество клубов посвящено литературной и художественно-искусствоведческой проблематикам. Далее идут те, которые посвящены естественнонаучной проблематике. Причем подавляющее большинство клубов, кружков, любительских объединений этой группы занимают те, чья направленность - экологическая. Далее идут клубы садоводов-любителей, и совсем незначительная часть приходится на те клубы и кружки, которые пропагандируют здоровый образ жизни.
Наиболее часто встречаемые формы проведения заседаний клуба - это литературный, литературно-музыкальный вечер, вечер-встреча с интересным человеком.
Они позволяют дифференцировать работу с пользователями, расширять их кругозор, развивать эстетическую и политическую культуру. Клубная работа в библиотеке соединяет чтение с различными видами поисково-познавательной, художественно-творческой и учебной деятельности её участников. Благодаря этому формируются особые пользователи: знатоки литературы, музыки, истории и др. Вся деятельность клубов должна быть направлена на свободное развитие личности и выявление творческих способностей у пользователей. Клубы по интересам – это добровольные объединения людей на основе единства целей, задач и интересов, их организация при библиотеках является действенной формой привлечения пользователей в библиотеку, они сплачивают людей разных возрастов, профессий и приобщают их к богатствам духовной культуры. На практике наиболее распространенными являются клубы следующих направлений: историко-патриотические, краеведческие, клубы книголюбов, клубы искусств, литературоведческие и др., которые в свою очередь подразделяются на семейные, женские, молодежные, детские. Оригинальной формой клуба может быть литературная гостиная – отличительная особенность этого клуба использование неформальных форм проведения занятий ( что позволяет свободно общаться). Литературные салоны – это во-первых, создание комфортных условий, поэтому для проведения занятий большое значение имеют помещения ( можно использовать бра, старый рояль, мягкую мебель, камин, вазы, свечи и др.), чтобы читатели могли расслабиться, отдохнуть, получить удовольствия от общения и в тоже время узнать что-то новое для себя из мира литературы. Программа их может быть разнообразна, а также может носить различный характер, например – поэтический может включать в себя цикл вечеров русского романса, а в другом серьезное философское осмысление – вечер посвященный творчеству Вернадского.
Принятие решения о создании клуба может исходить от читателей, но обычно их организуют библиотекари в соответствии со своими интересами. («Клуб любителей поэзии». «Клуб читалочка». «Клуб хозяюшка». и др.). Организаторы клубов должны устанавливать творческие связи с учреждениями, которые могут быть полезны в деятельности клуба. Это могут быть средства местной информации, творческие союзы театральных деятелей, художественные театры и др. Очень важно привлечь пользователей в клуб, и одна из самых используемых форм – это реклама, а также через средства СМИ и межконтактного общения. Организовав клуб читатели могут разработать отличительную символику, это может быть эмблема, девиз, устав, читательские билеты, отличительные значки. Как при организации любого объединения у клубов должна быть разработана и принята программа работы ( планирование работы может быть составлено как годовое так и перспективное) и выбраны органы самоуправления. Происходит распределение обязанностей между отделами в библиотеке, т.е. не один библиотекарь задействован в работе, а вся библиотека, начиная с комплектования документации, которые нужны клубу, а так же и методический отдел играет немаловажную роль и помогает клубу. Членами клуба также разрабатываются основные формы заседаний клуба, они должны быть разнообразны и непохожими друг на друга. Клубы по интересам, создаваемые в библиотеках, направлены на объединение вокруг библиотеки ярких людей, готовых, в свою очередь оказывать всевозможную помощь библиотеке. Деятельность такого объединения, кружка придает библиотеке более высокий статус, делает ее более «видимой» в глазах руководства района, области, способствует ее развитию.
Клубы по интересам могут иметь самую различную направленность, т.к. любая тема требует библиотечно-библиографической поддержки. В рамках клуба могут проводиться все те мероприятия, о которых говорилось выше: обзоры и выставки, литературные вечера и викторины и др. Создание клуба происходит, как правило, по инициативе актива читателей, особенно – молодежи. Возглавить клуб может как читатель, так и библиотекарь. Создание таких клубов при библиотеках, имеющих постоянную аудиторию (учебных, школьных), позволяет весьма активно воздействовать на процесс воспитания: формировать мировоззрение, толерантность (уважительно относиться к чужому мнению), умение логически мыслить и спорить.
Создание клуба, объединения по интересам требует определенной процедуры. Наиболее активная часть членов клуба входит в совет клуба и разрабатывает его устав, план работы, программу, эмблему и т.п. Анализ деятельности библиотек в этой области позволяет утверждать, что наиболее привлекательными для читателя являются те объединения, которые способствуют информационному обеспечению досуговых и любительских потребностей. Жизнь клуба зависит от многих факторов и прежде всего – от инициативы членов клуба: пока им интересно – клуб будет работать.
2009 год объявлен Годом молодежи. Целевая аудитория Года молодежи – молодежь в возрасте 14 -18 лет. В числе приоритетных направлений – пропаганда здорового образа жизни и профилактика асоциальных проявлений в молодежной среде; духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи. Библиотеки должны помочь в формировании у нового поколения инициативного мышления, активизации их интеллектуального потенциала и самореализации в имеющемся мире. Какие бы интересы у вас не были, каким бы хобби вы не увлекались, согласитесь было бы здорово пообщаться с людьми со сходными интересами. Признанным и уважаемым лидером среди форм работы библиотек является клуб по интересам. Библиотечные клубы существуют благодаря тому, что сотрудники библиотеки не формально выполняют обязанности, а живут своим делом и способны находить и объединять людей интересных, неординарных, творческих. Такие читательские клубы зачастую объединяют определенные возрастные и социальные категории посетителей или группы людей с устоявшимися интересами.
Успешность и жизнеспособность подобных организаций определяется царящей в них атмосферой свободного, непринужденного, неформального общения. Кроме «роскоши человеческого общения», участники клуба получают возможность найти круг единомышленников, удовлетворить познавательные интересы, занимательно организовать свой досуг. Атмосфера душевного комфорта делает библиотеку чрезвычайно притягательной. Кроме того, для определённой категории читателей – активистов работа в клубе привлекательна элементами собственного исследования (особенно актуально для клубов литературного и краеведческого направлений), поиска, рассказа на аудиторию.
Немаловажно, что в рамках работы клубов к сотрудничеству привлекаются общественные организации, административные структуры, оказывающие финансовую поддержку библиотекам (комитеты социальной защиты, советы ветеранов, комитеты по делам молодёжи, экологические центры), СМИ. Подобное сотрудничество значительно повышает финансовые возможности клубов по интересам и любительских объединений, позволяет более содержательно и интересно строить работу. Форма создания среды для духовного развития, формирования интеллектуальной культуры становятся библиотечные клубы для молодежи и юношества, где чтение – основа общения, а темы для общения выбирают сами читатели. Наиболее популярными формами клубной работы с молодежью и юношеством являются: клубы любителей книги и чтения, литературные гостиные для старшеклассников, молодёжные дискуссионные клубы, клубы экологического и краеведческого направлений, клубы по патриотическому воспитанию, здорового образа жизни и другие.
Но, несмотря многообразие тематики, есть общие цели работы таких клубов: привит ребятам культуру чтения, способствовать их нравственно-эстетическому и интеллектуальному развитию, помочь юношам и девушкам выбрать дело по душе, найти свое место в жизни. В рамках клубов проводятся консультации, лекции, встречи с медицинскими работниками, работниками РОВД, психологами и т.д. Кроме того, молодые люди обсуждают волнующие их проблемы, касающиеся школы, института, семьи, окружающего мира.
Следует отметить, что клуб по интересам – это сердцевина массовой работы, признанный и уважаемый лидер среди культурно-досуговых форм работы библиотек. Библиотечные клубы существуют благодаря тому, что сотрудники библиотек не формально выполняют обязанности, а живут своим делом и способны находить и объединять людей интересных, неординарных, творчески. Кроме «роскошного человеческого общения», участники клубов получают возможность найти круг единомышленников, удовлетворить познавательные интересы, занимательно организовать свой досуг, раскрыть творческие возможности. Атмосфера душевного комфорта делает библиотеку чрезвычайно притягательной. Приведенные выше примеры новых клубов, кружков любительских
объединений говорят о большой популярности этой формы досуга среди читателей и о творческом подходе библиотекарей к их организации.
2.4. Опыт работы читательских клубов в библиотеках Мамско-Чуйского района.
Изучая клубную работу библиотек, хотелось бы её отметить и в библиотеках нашего Мамско –Чуйского района. Несмотря на то, что население района небольшое, но клубы занимают не малое место в библиотеках посёлков. Библиотечная система состоит из семи филиалов, включая ЦРБ посёлка Мама. Занимаясь исследованием этой сферы деятельности выяснилось, что в районе таких читательских клубов и объединений насчитывается 13, наибольшее их количество приходится всё же на районный центр. Все клубы можно дифференцировать по социально-демографическим признакам и по определённой тематической направленности, отдельными социальными проблемами. Так, успешно функционируют клубы, которые дифференцируются по возрастным и социальным категориям:
- клубы для людей пожилого возраста;
- клубы женского общения;
- молодёжные клубы;
- клубы для детей и подростков;
- клубы краеведческого направления;
- клубы литературно – эстетической направленности;
Например при ЦРБ на протяжении многих лет существует клуб «Здоровый образ жизни», он объединяет читателей разных возрастов, но в основном это люди пожилого возраста которые проповедуют здоровый образ жизни.
Другая категория пользователей библиотек, которая с удовольствием объединяется в клубы – это женщины. Как правило это, любительницы кулинарии, мастерства, которые всегда готовы поделиться друг с другом своими знаниями по шитью, вязанию, заготовкам и т.п. Их клубы носят соответствующие названия – это «Мамчаночка» (в п. Мама), «Клуб милых дам» (п. Витимский), «Умелые руки» ( п. Мусковит), «Мир твоих увлечений» (п.Луговка) и др.. На своих заседаниях женщины дают практические советы, оказывают психологическую поддержку друг другу, помогают лучше понять себя и своих близких, делятся своими женскими проблемами.
Постоянными и самыми активными читателями всё же остаются дети и подростки, они и являются массой почти всех клубов по интересам. Это клубы любителей книги и чтения, литературные гостиные для старшеклассников, дискуссионные клубы, клубы экологической и краеведческой направленности, клубы по патриотическому воспитанию. Несмотря на многообразие тематики и то, что они созданы в разных посёлках , у всех этих клубов общие цели: прививать ребятам культуру чтения, способствовать их нравственному, эстетическому и интеллектуальному развитию, помочь юношам и девушкам найти своё место в жизни. Клуб «Юный эрудит» ( п. Мама) ежеквартально устраивает брейн-ринги на различные темы, что помогает его участникам освоится в мире книг, научиться пользоваться справочной литературой, самостоятельно расширять знания, что стимулирует их творческую активность. «Почемучка» - этот клуб создан на базе филиала п. Мусковит, для самых маленьких пользователей библиотеки. Задача клуба – расширять знания детей, раскрыть богатство литературы, научить ориентироваться в детской литературе. В клуб «Интеллектуал» ( п. Согдиондон) привлекаются не только школьники, но и нерабочая молодежь. Основная программа этого объединения – интеллектуальные игры, так как через игру повышается уровень интереса к чтению.
Приоритетом направления в работе библиотек всегда было и продолжает оставаться краеведение. Клубы краеведческой направленности созданы в нескольких посёлках района - п. Мама, п. Мусковит, п. Витимский,
п. Луговка. Это клубы «Краевед», «Юный краевед», «Рассвет», «Сибиряк». Ведь без знания своей истории и корней нельзя понять и оценить по достоинству день сегодняшний, представить себе будущее. Среди общих задач, которые ставят перед собой руководители краеведческих читательских объединений, можно выделить следующие: привить местным жителям уважение к памяти предков, гордость за своих известных земляков, а также пополнить их знаниями об историческом и культурном наследии своего родного края.
На базе ЦРБ уже на протяжении четырех лет существует клуб поэтов- любителей «Вдохновение» - этот клуб пытается возродить искусство салонного общения, он создан для людей широкого круга, но в тоже время очень тонко чувствующих поэзию. Его посетители принимают активное участие во всех районных творческих вечерах и мероприятиях. Клуб тесно сотрудничает с местными поэтами и очень часто приглашает их на встречи. На протяжении трёх лет на базе филиала п. Колотовка работает неформальное объединение для пенсионеров «Посидим, поговорим». Это читатели от 50 и старше лет, которые с удовольствием принимают участие в посиделках. Темы этих посиделок разные – здесь они обмениваются мнениями о прочитанном, принимают участи в литературных играх, викторинах, делятся секретами приготовления необычных блюд. Здесь часто звучит музыка, песни и его участницы с удовольствием поют на концертах.
Таким образом, в библиотеках района самые разнообразные читательские клубы и объединения. Интерес к досуговым центрам растет и можно сказать становиться всё более популярным несмотря на малочисленность нашего населения.
В целях упорядочения ведения документации по организации клубов, любительских объединений разработано и утверждено на заседании Думы района «Положение о любительских объединениях и клубах по интересам». Подготавливая этот материал выяснилось, что некоторые клубы не всегда ведут соответствующую документацию, не смотря на то, что всё же работа ведётся большая, но все это не фиксируется на бумаге. И еще одна не мало важная «болезнь» - не все клубы имеют атрибутику клуба, что особенно важно для молодёжных объединений.
Практическая часть:
С целью определения роли клубов по интересам в библиотеках района было проведено анкетирование, которое показало насколько актуальна эта проблема в настоящее время, так как у пользователей повышена потребность в общении, которая не реализуется дома. В результате анкетирования выяснились следующие результаты:
1. Возраст посетителей клубов разнообразный:
от 7 до 70 лет.
2. Как давно ты посещаешь данный клуб?
От двух лет и более пяти.
3. Почему ты посещаешь именно это объединение?
а) для проведения свободного времени – 20%
б) общение с друзьями – 55 %
в) узнать что-то новое для себя- 25%
4. Как ты считаешь, созданы ли условия в данном клубе для твоего раскрытия твоего творческого потенциала?
а) да – 67%
б) нет – 9%
в) не совсем -24%
5. Нашёл ли ты единомышленников и новых друзей придя в клуб?
а) да - 100%
б) нет- --
6. Устраивает ли тебя название клуба?
а) да – 76%
б) нет- 10
в) мог бы предложить что-нибудь свое -14
7. На какие мероприятия проводимые библиотекой вы ходите с удовольствием?
а) интеллектуальные игры -45%
б) встречи по определенным темам и проблемам – 36 %
в) музыкальные мероприятия -19%
8. Какие бы ты внес предложения для более интересной работы клуба?
Компьютеризировать библиотеки, побольше нового книжного фонда, снабдить библиотеки музыкальным оборудованием.
9. Узнал ли ты что – то новое для себя за время посещения клуба ?
а) да - 100%
б) нет ---
10. С кем вы пришли в клуб в первый раз?
а) сам – 47%
б) с другом -14%
в) пригласил библиотекарь- 39%
Проанализировав результаты анкетирования можно сделать следующие выводы: участники клубов посещают объединения чтобы найти единомышленников, пообщаться с друзьями, раскрыть свои творческие потенциалы, с удовольствием принимают участие в интеллектуальных играх и встречах по определённым темам и проблемам. Реализуясь в различных формах массовой работы, культурно-досуговая деятельность позволяет библиотеке проявить особое отношение к своим читателям, способствовать их духовно-нравственному и эстетическому развитию, сохранять национальную культуру.
Не преувеличивая роли библиотек, можно сказать, что многие библиотечные мероприятия способствуют удовлетворению потребности в самоактуализации (реализации своих целей, способностей, развития личности).
Анкета участник неформального объединения.
1. Твой возраст.
а) 7-15 г) 40 и выше
б) 16 – 25
в) 26- 35
2. Как давно ты посещаешь данный клуб?
а) 1 год
б) 2 -5
в) 5 и более
3. Почему ты посещаешь именно это объединение?
а) для проведения свободного времени
б) общение с друзьями
в) узнать что-то новое для себя
4. Как ты считаешь, созданы ли условия в данном клубе для твоего раскрытия твоего творческого потенциала?
а) да
б) нет
в) не совсем
5. Нашёл ли ты единомышленников и новых друзей придя в клуб?
а) да
б) нет
6. Устраивает ли тебя название клуба?
а) да
б) нет
в) мог бы предложить что-нибудь свое
7. На какие мероприятия проводимые библиотекой вы ходите с удовольствием?
а) интеллектуальные игры
б) встречи по определенным темам и проблемам
в) музыкальные мероприятия
8. Какие бы ты внес предложения для более интересной работы клуба?
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
9. Узнал ли ты что – то новое для себя за время посещения клуба ?
а) да
б) нет
10. С кем вы пришли в клуб в первый раз?
а) сам
б) с другом
в) пригласил библиотекарь
Твои пожелания данному клубу по интересам:_________________________________________________________________________________________________________________
Следует отметить, что библиотекари стремятся расширить круг интересов
читателей и не ограничиваться только узкой тематикой, поэтому все труднее становится определить проблематику клуба, и просьбу указать, по какой теме работает клуб, библиотекари все чаще отвечают - «общение» или «организация досуга». Для выяснения этого вопроса проводился экспресс-опрос среди работников библиотек района.
Экспресс - опрос о Клубах по интересам при библиотеках района
1. Сколько клубов по интересам организовано при вашей библиотеке?
2. Какие клубы у вас организованы и как они называются?
3. Цель созданных клубов.
4. Какие формы работы используются в данных клубах?
5. Как часто проходят заседания в клубах?
6. Среди какой аудитории читателей клубы пользуются популярностью?
Результаты экспресс-опроса о клубах по интересам при библиотеках района.
№ п\п Вопрос Библиотека филиал
п.Мама Библиотека филиал п.Мусковит Библиотека филиал п.Витимский
1. Сколько клубов по интересам организовано при вашей библиотеке?
5
2
2
2. Какие клубы у вас организованы и как они называются? «Мамчаночка»
«Вдохновение»»
«Сибиряк»
«Краевед»
«Юный эрудит» «Умелые руки»
«Почемучка» «Клуб милых дам»
«Юный краевед»
3. Цель созданных клубов. Информационно-познавательная,
экологическое просвещение и воспитание, бережное отношение и любовь к своей малой родине, природе родного края, формирование экологической культуры, активизирование их познавательной деятельности,
развитие интеллектуальных, творческих способностей и речевой культуры,
знакомство с выявление творческих способностей.
Передача своих творческих способностей, информационно-познавательного характер, дать детям информацию о культурных, духовных ценностях. Душевное общение, культурное взаимообогащение, экологическое просвещение и воспитание, бережное отношение и любовь к своей малой родине, природе родного края, формирование экологической культуры.
4. Какие формы работы используются в данных клубах? Информационно-познавательные часы; беседа-путеводитель; творческие игры, посиделки за круглым столом, вечера (тематические, литературные, литературно-музыкальные, вечера-встречи; читательские конференции; бенефис читателя; диспуты; устные журналы; конкурсы; викторины.
Информационно-познавательные часы; беседа-путеводитель; творческие игры, посиделки за круглым столом, вечера (тематические, литературные, литературно-музыкальные, вечера-встречи; читательские конференции; бенефис читателя; диспуты; устные журналы; конкурсы; викторины Информационно-познавательные часы; беседа-путеводитель; творческие игры, посиделки за круглым столом, вечера (тематические, литературные, литературно-музыкальные, вечера-встречи; читательские конференции; бенефис читателя; диспуты; устные журналы; конкурсы; викторины
5. Как часто проходят заседания в клубах? От 2 до 4 раза в месяц 2 -3 раза 1- 2 раза в месяц
6. Среди какой аудитории читателей клубы пользуются популярностью? От семи до семидесяти лет Школьники От семи до семидесяти лет
№ п\п Вопрос Библиотека филиал
п. Согдиондон Библиотека филиал
п.Луговка Библиотека филиал
п.Колотовка
1. Сколько клубов по интересам организовано при вашей библиотеке?
2. Какие клубы у вас организованы и как они называются? «»Интеллектуал» «Мир твоих увлечений» «Посидим, поговорим»
«Рассвет»
3. Цель созданных клубов. Выявление творческих способностей и речевой культуры, знакомство с творчеством известных поэтов, миром поэзии; выявление творческих способностей. Содействие в повышении эстетической грамотности, информационно-познавательная направленность. Информационно-познавательная,
воспитание, бережное отношение и любовь к своей малой родине, природе родного края, формирование экологической культуры,
4. Какие формы работы используются в данных клубах? Информационно-познавательные часы; беседа-путеводитель; творческие игры, посиделки за круглым столом, вечера (тематические, литературные, литературно-музыкальные, вечера-встречи; читательские конференции; бенефис читателя; диспуты; устные журналы; конкурсы; викторины Информационно-познавательные часы; беседа-путеводитель; творческие игры, посиделки за круглым столом, вечера (тематические, литературные, литературно-музыкальные, вечера-встречи; читательские конференции; бенефис читателя; диспуты; устные журналы; конкурсы; викторины Информационно-познавательные часы; беседа-путеводитель; творческие игры, посиделки за круглым столом, вечера (тематические, литературные, литературно-музыкальные, вечера-встречи; читательские конференции; бенефис читателя; диспуты; устные журналы; конкурсы; викторины
5. Как часто проходят заседания в клубах? 1- 2 раза в месяц 1- 2 раза в месяц 1- 2 раза в месяц
6. Среди какой аудитории читателей клубы пользуются популярностью? Школьники 6 -11 классов Школьники 1 -8 классов От семи до семидесяти лет
Заключение:
Изучая историю создания клубов по интересам и анализируя их работу на примере библиотек Мамско-Чуйского района я многое узнала нового для себя, сделала выводы и выявила ряд причин необходимости организации клубов по интересам:
- все клубы работают по определенной тематической направленности;
- библиотеки проводят кропотливую работу по оформлению папок по занятию клубов;
- все клубы дифференцированы по возрастным особенностям;
- успешность клубов определяется царящим в ней непринужденным, неформальным общением;
- объединения по интересам – это роскошь человеческого общения;
Труд библиотекаря не мыслим без включения себя в многообразную многочисленную систему общения. Эта система задана спецификой библиотечного обслуживания, целями и задачами работы библиотек – это образование совокупно функционирующих, многообразных, изменяющихся по своему содержанию отношений в библиотечной среде. Именно клубы по интересам в библиотеках создают такую обстановку в которой можно легко и свободно общаться. Где люди находят себя, открывают какие-то скрытые свои способности и таланты, где находят себе друзей и соратников.
Следовательно клубы по интересам необходимая составляющая в работе библиотек.
Библиография:
1. Вольская, Н.В. «Литературные четверги в библиотеке»/ Н.В.Вольская// Новая библиотека.- 2008.-№6.-с.24-29
2. Воронцова, Л. Театр ожившей книги/ Л.Воронцова//Библиотека.- 2008.-№ 6.- с.70-72
3. Кашкаров, А.П. Дом, где открывается душа/А.П.Кашкаров//Библиотечное дело.- 2008.-№16.-с.41-44
4. Клубы по интересам в библиотеке: методические рекомендации.- М., 1986г.- 39с.
5. Рогозина,Т. Годы мудрости/Т.Рогозина//Библиополе.-2008.-№5.-с.71
6. Россинская,С. Здоровье в душе – тело отдыхает/С.В.Россинская//Библиотечная газета.-2008.- №15.-с.4
7. Сафонова,З.М. Как избавиться от одиночества/З.М.Сафронова//Библиотека.- 2008.-№9.-с. 6-7
8. Сергеева, Ж. Пока горит «Свеча»/ Сергеева//Библиотека. – 2008.-№3.-с. 45-48
9. Сохнова,Г. Многоликий «Лик». Опыт работы читательского клуба/Г.Сохнова//Библиотечное дело.- 2008.- №16.- с.36-38
10. Тимофеева, Г. Наш уютный и теплый «13ДОМ»/ Г.Тимофеева//Библиотека.- 2008.- №7.-с.47-49
• Профессиональное образование России и стран СНГ
• Поиск работы
• Поиск работы в Иркутске и области
Авторские права статей защищены в соотвествии с Законом РФ об авторском праве.