Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих

Teacher


Teacher

Teacher

что нам нужно?


 
  • Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • «    Ноябрь 2023    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    27282930 
    Главная » В помощь студенту » Молодежный досуг в формировании социально-активной личности

    - Молодежный досуг в формировании социально-активной личности

    Курсовая работа по предмету: Социокультурная деятельность и народное художественное творчество
    Тема: Молодежный досуг в формировании социально-активной личности
    студента 3ХТ И. Валяева
    преподаватель СКД
    М.Н. Сухарева
    Иркутск 2006
    Содержание

    Введение 2
    Основная часть 2
    1.1. Досуг как форма реализации свободы выбора для молодёжи 2
    1.2. Проблемы молодежного досуга 2
    1.3. Неорганизованные формы досуга 2
    1.4. Социально-активная личность 2
    1.5. Современное состояние работы по реализации молодежной политики в области досуга в Иркутской области 2
    1.6. Молодежь как социальная группа 2
    Практическая часть 2
    Заключение 2
    Приложения 2
    Анкета 2
    Предложения 2
    Основные термины данной работы и их определения 2
    Список литературы 2

    Введение

    Легко ли быть молодым? Во все времена было нелегко. А сейчас возникло много новых молодёжных проблем. Но в то же время молодость – это ещё и прекрасная пора, когда энергия бьёт через край и хочется всё постичь, обо всём узнать. Мы уже во многом самостоятельны, но ещё не озабочены в такой степени как взрослые проблемами дома, семьи, денег, здоровья.
    И в этот неповторимый период, надо успеть познать, постичь и сделать как можно больше. Любому обществу, любой культуре небезразлично, какой выбор сделает личность. Поэтому во все времена, в том числе и сегодня молодых самыми различными способами учат, наставляют, упрашивают, угрожают, берегут, заставляют. и т.д.
    Наверное, каждый молодой понимает, и каждый взрослый помнит, как не хочется в молодости обременять себя новыми проблемами (кажется, что их и так предостаточно), как не хочется заставлять себя делать что-то через силу, только потому, что так надо. Можно также сказать, что молодёжь – необходимое связующее звено в эстафете поколений, живая связь между прошлым и будущим. Хотя молодёжь не всегда рассматривалась как особая общественная группа – поколение, но проблема конфликтом и преемственности поколений постоянно вставала в обществе.
    Еще во второй половине ХХ столетия в связи с конструированием так называемой “техногенной цивилизации” возник феномен молодёжной культуры. Если ранее культура не делилась на молодёжную и взрослую, все независимо от возраста пели одни и те же песни, слушали одну и ту же музыку, танцевали одни и те же танцы и т. д., то теперь всё изменилось. Серьёзные отличия появились у “отцов” и “детей” и в ценностных ориентациях, и в моде, и в способах коммуникации, а нередко и в образе жизни в целом.
    Процесс познания окружающего мира, поиска своего места в нём в большой степени можно вести посредством досуга. Разница состоит в том, как именно молодежь проводит свой досуг. А проводит она его по-разному: кто-то просто «просиживает штаны» дома, возле телевизора или компьютера, другие предпочитают просто погулять и пообщаться со своими друзьями. Некоторые молодые парни и девушки помимо учебы занимаются в каких-то секциях или студиях и занятия там являются для них не менее занимательным времяпровождением, другие отдают предпочтение дискотекам, а некоторые уже сделали синонимом слова «погулять» такие понятия как напиться, накуриться и т.п. И это тоже будет своеобразный путь к познанию окружающего мира и осознанию своего места в нём, становлению «личности». Но, мне кажется, что чтобы этот процесс проходил более эффективно, разнообразно и интересно для молодого человека процессу организации досуга молодёжи следует уделять огромное внимание со стороны государства.
    Соответственно, государственная молодежная политика является одним из направлений деятельности государства, нацеленным на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре многонационального Отечества и соблюдение прав человека.
    Следует учитывать, что достижение молодыми людьми экономической самостоятельности, реализация творческого потенциала, развитие предпринимательской активности, формирование у них мировоззрения гражданина-патриота, творца и созидателя будущего своей страны во многом обусловлено наличием поддержки и проведением активной политики со стороны государства в отношении досуга, т.е. правильной ориентации молодежи в свободное от учебы или работы время.
    Проживая сейчас такую непростую, прекрасную и неповторимую пору молодости, я, как и все молодые, непосредственно столкнулся с проблемами выбора жизненных ценностей, своего места в окружающем мире, способов познания этого удивительного мира. Поэтому тема данной работы «Молодежный досуг в формировании социально-активной личности» является для меня наиболее актуальной, своевременной и интересной.

    Цель курсовой работы:
    1. Определение роли молодежного досуга в формировании социально-активной личности;
    2. Выявление интересов современной молодежи;
    3. Активная помощь и влияние на досуг моих сверстников.
    Задачи:
    • Определить, как проводит досуг молодежь;
    • Что влияет на выбор досуга моих сверстников
    • Необходимо ли государству влиять на досуг
    • Обозначить формы досуга молодежи;
    • Обогатить специалистов информацией, необходимой для профессиональной деятельности; провести социологическое исследование на данную тему, чтобы ответить на поставленные вопросы.
    Моя курсовая работа состоит из двух частей.
    • Основная часть, где я рассматриваю вопрос – играет ли роль досуг молодежи в формировании социально-активной личности.
    • Практическая часть, в которой я провожу исследование по этим вопросам.
    • Основными методами исследования стали анкетирование и интервьюирование.
    Объектом исследования я взял молодежь г. Иркутска и г. Зимы.
    Читательское назначение – специалистам социо-культурной деятельности и специалистам по делам с молодежью.

    Основная часть

    1.1. Досуг как форма реализации свободы выбора для молодёжи

    Юность – период проб и ошибок, период выбора. Каждый из нас вправе выбирать из всего многообразия моральных, политических, эстетических и других ценностей. Это многообразие огромно: множество духовных культур « от Маркса до Будды», накопленных человечеством, даёт каждому практически неограниченную возможность выбора духовных ценностей, соответствующих вкусам, способностям, условиям жизни. Однако объективными условиями существования мы уже поставлены определённым образом в ограниченный круг возможностей, обусловленный и генетическими, и социально-политическими, и национальными, и экономическими, и тому подобными факторами. Сегодняшнее время в России делает такой выбор довольно сложным. С одной стороны несколько поколений россиян в силу понятных исторических причин оторваны от истоков своей культуры. С другой стороны молодёжи активно навязываются красиво упакованный суррогат иных культур, продукты массовой культуры, разнообразные и часто противоречащие, противостоящие друг другу политические, идеологические и религиозные идеи и мифы.
    Свобода выбора жизненного пути относительна. Она ограничивается достигнутым уровнем общественного развития.
    Проблема состоит в том, готов ли молодой человек иметь дело с неизмеримо возросшим многообразием выбора продуктов материального и духовного производства. Ему приходится выбирать среди движущихся ценностей и целей, число которых неуклонно возрастает. Таким образом, поиски себя, своей индивидуальности и социального статуса осложняются изобилием и сложностью выбора.
    Чтобы заявить о себе, общество следует удивить, поразить, повергнуть в ужас. На это и рассчитаны одежда, манеры, жаргон, специфические увлечения молодых.
    В индивидуально-психологическом плане для молодёжи характерны не всегда осознанное желание освободиться от внешнего контроля, повышенная эмоциональность, возбудимость, идеализация некоторых жизненных представлений, максимализм, а также неустойчивость нравственных позиций, часто основанная на восприятии негативных явлений общества.
    Однако, сохранить свою неповторимость, остаться самим собой даже в самых сложных условиях человек может только сохраняя свою личность.
    Чем богаче мир и сложнее жизненные варианты, тем актуальнее проблема выбора собственной жизненной позиции.
    Период ученичества, студенчества, в котором и находится большая часть молодёжи, – это та пора, когда с одной стороны, ослабевает контролирующая и регламентирующая функция семьи, а - с другой – нет ещё профессиональных обязанностей и обременённости заботами о своей семье. Таким образом, молодёжный досуг – это своеобразная форма реализации подобной свободы и поле для самореализации.
    Досуг – самая простая и доступная площадка для конкретных дел. В нём можно проявить собственную самостоятельность, - умение принимать решение и руководить, организовывать.
    Досуг – это не только общение, но и своего рода социальная игра. Отсутствие навыков таких игр в юности приводит к тому, что человек и в зрелом возрасте считает себя свободным от обязательств.
    Понятие "досуг" как самостоятельная или организованная форма отдыха в свободное от учебы время не имеет четкого определения. Известный французский социолог Ж. Дюмазедье, определяя "досуг", говорит о нем как "об определенном занятии, который индивид осуществляет по собственной воле, - отдых, развлечение, самосовершенствование знаний, повышение своей квалификации, участие в общественной жизни - после того как он выполнит свои профессиональные и общественные обязанности". Часто молодежь не знает, чем это время занять. В чем причина? Их несколько, а главное - неумение и нежелание самостоятельно организовать свою жизнь так, чтобы досуг, как и учебное время, был в дальнейшем для нее источником жизненного опыта. Неумение его организовать приводит к тому, что "это время" организует среда, и тогда молодой человек подвержен ее влиянию, в том числе и негативному.
    Одним из видов молодежного досуга является молодежная дискотека
    Первые дискотеки возникли в 50-х годах во Франции, в 60-х – в США и Великобритании и стали основной формой досуга молодежи. В 20-е годы граммофон уступил место компактному патефону. С 30-х годов специалист по подбору и комплектованию пластинок стал называться диск-жокеем.
    В середине 70-х появился музыкальный стиль «диско» (сегодня – «техно»), главная особенность которого состоит прежде всего в спецэффектах, возможных только при современной звукозаписи. Вторая особенность «диско» - его танцевальность. Дискотеки и «диско» в 70-х давали возможность отдохнуть и пообщаться. Отечественные дискотеки давали нашим людям возможность творческого самовыражения. Появившись в начале 70-х, дискотеки приобрели популярность благодаря всеобщей любви к танцам и стали средством протеста против надоевших форм досуга – лекций, концертов, кружков… Согласно «Примерному Положению о молодежной дискотеке» они могли быть профессиональными и самодеятельными. Благодаря дискотеке родились такие направления молодежной субкультуры, как металлисты, панк, хиппи и др. С середины 80-х появились курсы диск-жокеев (сейчас их называют Ди-джеи). Самой массовой разновидностью дискотеки по сей день остается танцевальная. Вторая по популярности к 90-м годам была тематическая дископрограмма, сейчас утратившая свою силу. Чаще тематическая дискотека заменяется вечеров знакомств.
    Большие шоу-дискотеки представляют собой чередование дискотечной программы в записи с выступлениями артистов, танцевальной группы. Сейчас такие дискотеки практикуются во многих городах к сезонным праздникам (в День города, День Молодежи). Главной фигурой в такой дискотеке становится ведущий, который берет на себя основную роль общения со зрителем, представления артистов и связок между номерами. Часто ведущий импровизирует по ходу программы, особенно в случае возникновения непредвиденных ситуаций (выход на сцену нетрезвого человека, драка, технические заминки с музыкой).
    Современные дискотеки – просто средство «покайфовать», завести новые знакомства или убить время.
    Конкурсно-досуговые программы пользуются популярностью у населения всех возрастов. Развлекательные конкурсные программы – их целью служит отдых и создание атмосферы хорошего настроения, построены такие программы часто в игровой форме. Познавательные конкурсные программы – их целью служит прежде всего получение новых знаний по определенным темам, расширение кругозора участников. Конкурсные шоу-программы – это зрелищные концертные программы, целью которых служит выявление победителей в определенных номинациях.
    Формы и методы развлекательных и познавательных конкурсных программ весьма разнообразны: это викторины («Эрудит»), игровые программы (проведение конкурсов, выстроенных в определенный сценарий – «В гостях у веселых клоунов», «Лукоморье», где ведущие становятся главными героями программы). В наши дни большое распространение получили игры по сюжетам популярных телевикторин («Угадай мелодию», «Брейн-ринг», «КВН», «Играй, гармонь» и многие другие), так как строить программу, основываясь на готовой схеме «сценария» намного легче. Также весьма разнообразны формы проведения конкурсных шоу-программ: это всевозможные «Мисс…», конкурсы исполнителей эстрадной песни, конкурсы бальных танцев.
    Кружки в культурно-досуговых учреждениях
    Кружок – творческое объединение людей, имеющих общность интересов в сфере творчества, на базе КДУ, основной деятельностью которого является овладение определенными навыками и применение их в жизни. Заниматься в кружок участники приходят на добровольной основе, выбирая себе занятие по душе.
    В условиях новой экономической ситуации с началом перестройки кружки, неспособные «заработать» на себя, вынуждены были прекратить свое существование – так ушли из нашей жизни кружки «умелые руки», количество технических кружков сократилось до минимума. К 90-м годам в РФ остались функционировать те кружки, которые могут существовать в условиях самоокупаемости – эстрадные, хореографические, кукольные, театральные – то есть те, целью деятельности которых является платная концертная деятельность и достижение статуса профессионального путем результатов своего труда. Сейчас большинство из них работает по принципу студии или ансамбля.
    На базе современных КДУ действуют кружки художественной самодеятельности, детского и взрослого художественного творчества, технического творчества. Чаще всего эти объединения работают на самоокупаемости либо на средства меценатов.
    Кружки художественной самодеятельности: танцевальный, театральный, вокальный, кукольный, кружок игры на гитаре и др.
    Кружки художественного творчества: декоративно-прикладного искусства, изобразительного искусства, мягкой игрушки и др.
    Кружки технического творчества: техническое моделирование, моделирование одежды и др.
    Кружки отличаются свободой общения и доступностью материала.
    Любительские объединения – объединение людей на базе КДУ благодаря общности интересов и увлечений.
    Профили любительских объединений: общественно политические клубы, клуб ветеранов войны и труда, клуб краеведов, клуб собаководов, дискуссионный клуб, военно-патриотические клубы, клубы ветеранов войны в Афганистане, клуб будущего воина, поисковые клубы, производственно-технические клубы, клуб наставников, клуб рационализаторов, клуб радиолюбителей.
    Художественные объединения: клуб любителей песни, клуб любителей музыки, школа творческой молодежи, клуб любителей театра, кинолюбительство, фотоклуб.
    Естественно-научные объединения (клубы любителей природы, натуралистов, цветоводов, астрономов).
    Физкультурно-оздоровительные объединения (туризм, альпинизм, клубы верховой езды, охотников, рыболовов).
    Многопрофильные направления – женские, мужские, подростковые, знатоков, выходного дня, пенсионеров, молодых матерей, знакомств, родительские клубы).
    Любительские объединения создаются самими участниками на базе КДУ, их отличает, прежде всего, добровольность, свобода общения, свобода выбора форм работы (интересные встречи, чаепития и вечера отдыха, групповые занятия, привлечение профессионалов для консультаций и проведения встреч).
    Камерные формы организации досуга: салон, гостиная.
    Таким образом, досуг – это совокупность различных видов занятий, осуществляемых в свободное время, в результате которых происходит развитие личностных качеств человека, удовлетворяются его духовные потребности, физические и другие социальные значимые потребности. Работники социо-культурной деятельности должны использовать все формы проведения досуга для привлечения молодежи

    1.2. Проблемы молодежного досуга

    Данные исследований показывают, что досуговая самореализация молодёжи осуществляется, как правило, вне учреждений культуры и часто обусловлена воздействием телевидения — наиболее влиятельного источника эстетического и социализирующего воздействия или друзей. Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т.п.) большинством молодых людей воспринимаются как анахронизм. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничивается пропагандой древнерусских обычаев и православия. На этом фоне активно развиваются молодежные субкультуры, появившиеся еще в 70-х годах и к концу 20 века принимающие все более агрессивные черты (к более или менее мирным хиппи, панкам, металлистам добавились байкеры, скинхеды, сатанисты и другие агрессивные неформальные группировки).
    Молодые люди выбирают демократическую форму правления, учитывая даже негативные стороны современного социального развития общества. Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем более, что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения России также постепенно снижается. Наблюдается тенденция к деморализации в содержании искусства, что проявляется прежде всего в принижении и разрушении образа человека (сцены и эпизоды насилия и секса, жестокости), что противоречит законам человеческой нравственности и оказывает негативное воздействие на молодёжную (в частности) аудиторию. Это воздействие подтверждается многочисленными исследованиями.
    Ситуация в нашем массовом искусстве, особенно в экранных видах искусства, стала резко изменяться, приобретая всё более негативный характер. В частности "идолы потребления" (поп-/рок-/и т.п. музыканты, шоумены, королевы красоты, культуристы, астрологи,...) вытеснили собой на теле/кино/видеоэкранах "идолов производства". Репертуар телевидения конца 20 – начала 21 на 90% состоит из зарубежных фильмов, жанровый репертуар которых возглавляют боевик и эротика.
    В создавшейся ситуации именно культурно-досуговым учреждениям приходится выполнять роль «очага культуры», привлекать в свои объединения молодежь и подростков для организации их социального досуга, прививать молодым людям художественный вкус.

    1.3. Неорганизованные формы досуга

    Молодые люди переориентируются с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных себе по положению. В этой связи ведущей деятельностью в этот период становится межличностное общение, появляются дружба и объединение в неформальные группы. Возникают яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения: интеллектуально-эстетические, эгоцентрические, телесно-мануальные, накопительские, информативно-манипулятивные
    Выделим две основные формы досуга молодежи: организованный и неорганизованный. К сфере организованного досуга относятся молодежные, подростковые организации, дома культуры, социальные центры, художественные и спортивные кружки, клубы, секции и т.д. Формально образованные организации, занимающиеся досугом молодежи, способствуют включению юношей и девушек в новые социальные отношения, их самореализации, социализации личности, оказывают помощь семье в воспитании подрастающего поколения, содействуют профилактике безнадзорности, отклоняющегося поведения среди несовершеннолетних.
    Однако кроме принадлежности к организованному коллективу (молодежному, творческому) мой сверстник может быть членом стихийной группы, которая возникает более или менее спонтанно и функционирует вне педагогического и родительского контроля и руководства. Как правило, группы в учебных заведениях или другие молодежные группы, созданные взрослыми, зачастую не становятся для молодых людей приоритетными. Молодые люди жаждут новых знакомств, приключений, переживаний. Своеобразное, часто неосознанное, внутреннее беспокойство гонит их прочь из дома, из привычной, устоявшейся атмосферы. Это ожидание чего-то нового, неожиданного. Общение со сверстниками и возможно более старшими людьми вне привычных семейных и школьных ограничений здесь выступает как необходимый фактор адаптации к окружающей его социальной действительности.
    Итак, неорганизованный досуг представляет собой стихийные образования групп молодежи, объединенных по какому-либо признаку, например, это могут быть сходные интерес).
    Досуг — поле для самореализации и самоидентификации. Поиски эмоционально-нравственного, с одной стороны, и развлекательного содержания, с другой, в культурной сфере сопровождаются явлением группового стереотипа и группового поведения в границах своего поколения. Наиболее наглядный его пример — мода, с ее эклектичностью и размытой индивидуализированностью. Прежде всего групповой стереотип объясняется недостаточным уровнем сформированности самой личности в период прохождения социализации, индивид не приобрел еще личной определенности, завершенности. Важную роль в повышении сплоченности спонтанных групп молодежи играют социально-психологические механизмы подражания и психического заражения. Принадлежность к неформальной группе обеспечивает молодому человеку определенный социальный статус и удовлетворяет потребности в социальной защите благодаря высокой степени внутригрупповой солидарности. Часто это приводит к самоотождествлению с компанией сверстников, отказу от индивидуальности, полному подчинению нормам, ценностям и интересам группы. В таких неформальных группах объединяющим стержнем является образ жизни, собственная мораль, духовные ценности, атрибутика, слэнг, то есть своеобразная субкультура, отличная от общепринятой культуры взрослых, которая распространяется только на членов группы безотносительно к остальным окружающим. Чтобы заявить о себе, общество следует удивить, поразить. Это воплощается в одежде, манерах, жаргоне, специфических увлечениях. Довольно часто всё ограничивается лишь эксцентричностью поведения, нарушением норм морали, интересами вокруг музыки, тусовок, секса, наркотиков. Отличие спонтанной группы как агента социализации заключается прежде всего в том, что она не регламентируется никаким законодательством, непредсказуема и нередко представляет опасность как для юношей и девушек, так и для окружающих.
    Было бы неправильно за каждой, даже самой экстравагантной молодежной группой видеть потенциальных преступников. Однако следует заметить, что групповая изолированность, корпоративность, замкнутость молодежных неформальных групп, не включенных в систему более широких общественных отношений, создает направленность, «трансформации», перерастания просоциальных досуговых объединений в асоциальные, антиобщественные группы; а подавляющее большинство правонарушений совершается молодежными группами или подростком под влиянием толпы.
    Неорганизованная форма досуга, общение в компании сверстников, быть членом которой молодой человек нуждается органически, а факты формирования групп молодежи — процесс закономерный. Действительно, по данным многих опросов юношей и девушек предпочтения по проведению досуга отдаются именно неформальному общению с друзьями, сверстниками. Конечно, опасность таит в себе не вообще общение и неформальные группы, а лишь те, принадлежность к которым приводит к отклонениям в поведении, те, которые имеют асоциальную или даже криминальную направленность.
    В современных российских условиях организация досуга молодежи со стороны государства не развита на достаточном уровне. Бесплатные кружки, секции, обычно существующие при общеобразовательных школах, Дворцах культуры, или распались, или не в состоянии заинтересовать подростка: руководители этих кружков все те же педагоги, техническая база зачастую просто отсутствует. Учреждения, осуществляющие организацию детского свободного времени на коммерческой основе, не по карману многим российским семьям. А организации семейного досуга практически не существует. Поэтому особое внимание следует сконцентрировать на молодежных неформальных объединениях, обычно формирующихся по «дворовой» принадлежности, как на субъекте социализации. Часто в таких компаниях употребляют спиртные напитки, приобщаются к наркотикам, вступают в беспорядочные половые связи и еще целый букет других асоциальных явлений. Наиболее негативное влияние на такую подростковую команду может оказывать членство молодых людей, вернувшихся из мест лишения свободы, окруженные ореолом «блатной романтики», смелые, умеющие постоять за себя и за друга.
    Поэтому одним из направлений профилактики девиантного поведения молодых становится, во-первых, создание более широких возможностей для реализации различных вкусовых пристрастий в сфере досуга, «легализация» увлечений молодежи, предоставление возможности свободного выбора досуговых занятий; во-вторых, расширение сети досуговых учреждений для молодежи, и вместе с тем, усиление контроля за теми их них, деятельность которых зачастую связана с существованием таких форм социальной девиации, как алкоголизация, наркомания, детская проституция (дискотеки, ночные клубы и др.), незаконным использованием труда подростков; в-третьих, выявление подростковых компаний и групп с тем, чтобы, используя стремление подростка принадлежности к неформальной группе, направить их деятельность в социально-полезное русло; в-четвертых, проведение мероприятий, направленных на привлечение подростков к трудовой деятельности без ущерба физического и нравственного здоровья, в получении образования.
    Формы работы со старшеклассниками и молодежью
    • Работа в студиях и кружках КДУ, коллективах художественной самодеятельности (ВИА, эстрадные и хореографические студии и кружки, изостудии, студии молодежной моды, профессиональные студии – журналистские, телевизионные)
    • Оздоровительные мероприятия, в число которых входит туризм, беседы с врачами-специалистами, профилактические мероприятия, массовые посещения бассейна, тренажерного зала, занятия аэробикой, фитнес-клубы)
    • Конкурсные мероприятия развлекательной и познавательной направленности (ринги, КВНы, клубы эрудитов)
    • Вечера отдыха (тематические дискотеки, праздничные вечера, вечера общения и знакомств, молодежные балы)
    • Камерные формы работы – литературные, художественные и музыкальные салоны и гостиные
    • Диспут-клубы, ток-шоу, брифинги, научные и нравственные конференции, коммунарские сборы.
    • Экскурсионная работа – ознакомление с художественными и историческими ценностями, памятниками культуры, местами былой славы.
    • Встречи с интересными людьми, построенные в различных формах - беседы, «темные», программы по сюжетам телевизионных передач («большая стирка», «маска-откровение», «моя семья». Широко практикуются встречи с ветеранами ВОВ и Афганистана, встречи с создателями и участниками молодежных объединений для обмена опытом работы
    • Концерты и фестивали, конкурсы с участием творческой молодежи и самодеятельных молодежных коллективов, выставки работ молодых художников, поэтов, начинающих писателей. Постановка молодежных спектаклей и мюзиклов, шоу с участием молодых исполнителей и коллективов.

    1.4. Социально-активная личность

    Быть личностью – значит сохранить способность ориентироваться в многообразии знаний и ситуаций и нести ответственность за свой выбор, сохранять своё неповторимое «Я».
    Каждая эпоха рождает свой тип мировоззрения, новые знания, новый жизненный опыт, непрерывно изменяя наши взгляды на окружающий мир, на самого человека, на его место в нем. За последние три столетия цивилизация достигла удивительного могущества, и, чтобы использовать его во благо людям, необходимы самые разнообразные знания и то рациональное, что добыто современной наукой. Социальную значимость приобретают те сферы жизни общества, которые непосредственно связаны с образованием, воспитанием, формированием человека как личности с его социализацией.
    Проблема социализации личности - одна из важнейших в социологии. Согласно теории Э. Майнберга "социализация при первом рассмотрении может быть определена как феномен, имеющий отношение к взаимосвязям между индивидуумом и обществом… Социализация отражает процесс врастания человека в общество". Процесс этот в высшей степени сложен, поэтому в теории социализации (по Э. Майнбергу) существует две версии этого понятия: в широком - длящийся всю жизнь и в узком - процесс, связанный с каким-то определенным периодом в основной сфере жизнедеятельности студенческой молодежи, - ее конкретной трудовой сфере - учебе.
    Система образования и культуры как основные социальные институты обеспечивают процесс интеграции индивидов в общество, а также имеют определяющее значение для сокращения культурного разрыва между различными социальными слоями общества. Образование и культура играют жизненно важную роль в улучшении взаимоотношений между человеком и окружающей средой, они творят новое и запускают его в общество, которое становится реальностью только в результате взаимодействия индивидов.
    Существует, как минимум, три системы социализации. Первая, так называемая направленная социализация, создается социальной системой. Вторая - система "стихийной" социализации. Сюда относят обычно как все то, что обобщают словом "улица" (детские и подростковые компании), так и влияние средств массовой информации, книг, искусства и т.д. И третья система - самовоспитание личности, ее способность к принятию грамотных решений.
    Социализация связывает разные поколения, через нее осуществляется передача социального и культурного опыта. Центральное звено социализации - значимая деятельность. И если ее нет, энергия направляется на "дискотечно-потребительское" времяпрепровождение, на утверждение себя лишь в сфере развлечений. Так появляются "вечно отдыхающие" молодые люди, для которых главным становится не учеба и труд, а "вечный кайф".
    Согласно прогнозам в середине XXI века в общем составе населения люди моложе 3O лет могут составить около половины всего населения планеты.
    Какие идеалы и ценности они унаследуют? Каких политических взглядов будут придерживаться? Какими станут родителями? Какие специальности и профессии их привлекут? Каковы будут их религиозные взгляды?
    Сейчас очень сложно прогнозировать ответы на эти вопросы. Важно другое -верить и надеяться, что не прервется преемственность поколений и диалог культур, что потребительская психология не станет смыслом жизни, что судьба страны не будет молодым безразлична.
    Мировой опыт учит, что недостаточное внимание к вступающему в жизнь молодому поколению превращает его в мощный фактор дестабилизации общества. Социализация подрастающего поколения должна быть опережающей, учитывающей возможные в будущем изменения
    Социологи обоснованно бьют тревогу, что процесс шоковой коммерциализации разрушает профессиональное становление личности. Ибо получение профессии не обеспечивает материального благополучия, общественного признания и высокого социального статуса. Вместе с тем, спекулятивный рынок во многом искажает трудовую мотивацию, разрушает нравственные основы личности, формирует ее асоциальный тип.
    Наука должна эмпирическим путем разрушать сферу догм и предрассудков, которые возникают в обществе, показывать реальное положение дел и ни в коем случае не идеализировать действительность. К сожалению, некоторые ученые, утрачивая необходимую для честной социологии объективность и критичность, "не замечают" острейших социальных проблем (более того, - без тени смущения доказывают, что большинство молодых людей успешно приспособилось к жизни в условиях рыночной экономики), не замечают массовой безработицы, неудержимого роста преступности, пьянства и наркомании, проституции и суицида.
    Озлобленные, ни во что не верящие молодые люди - "горючий материал" для экстремистов и националистов всех мастей. За кем они пойдут? Станут наемниками организаторов межнациональных конфликтов, боевиками в бандах рекетиров, окажутся бомжами или беженцами?
    Ведущим механизмом социализации молодежи выступает референтная группа, способом социализации — референтно-значимая деятельность, то есть деятельность, на основе которой в условиях референтной группы сверстников происходит самоутверждение подростка. Для несовершеннолетних, изолированных в учебном коллективе, не получающих должного внимания со стороны родителей, стихийно организующиеся досуговые группы оказываются основной и часто единственной средой, где реализуются важнейшие потребности подросткового возраста в общении и самоутверждении.
    Таким образом, с одной стороны, неформальные молодежные группы культивируют протест против общества взрослых и его ценностей, авторитетов, а с другой — именно они призваны способствовать адаптации молодых к тому же обществу. Потребность общения самоутверждения должна быть реализована в благоприятных условиях, на основе социально-значимой полезной деятельности. Если же социальная адаптация происходит в условиях, по законам и нормам неформальной группы с асоциальной направленностью — это неизбежно приводит к отклонениям в поведении индивида.
    Социально-активная личность – человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности, законопослушный высокообразованный духовно и физически здоровый гражданин, обладающий высокой мотивацией к самореализации во всех сферах активной созидательной деятельности на благо личности, общества и государства.
    Деятельность и творчество, может сообщить мысли самое неожиданное направление.
    Так каким же должен быть досуг молодого человека, чтобы он стал наиболее эффективным средством самовыражения?
    Задача учреждений культуры посредством организации досуга молодежи воспитать социально-активную личность.

    1.5. Современное состояние работы по реализации молодежной политики в области досуга в Иркутской области

    Реализация проблем занятости молодежи в свободное время в области осуществляется на основании ежегодно утверждаемого губернатором плана мероприятий в области молодежной политики. Ряд мероприятий осуществляется в рамках областных государственных социальных программ, «Организация летнего отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи», «Комплексные меры по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и психотропными веществами и их незаконному обороту» и др.
    На решение задач духовно-нравственного и патриотического воспитания направлено большинство проводимых в области молодежных мероприятий. Ежегодно проводятся областные военно-спортивные игры «Зарница» и «Орленок», действуют лагеря военно-спортивного профиля. Администрация области оказывает помощь военно-патриотическим клубам и общественным объединениям, сотрудничает с поисковыми отрядами и ветеранскими организациями. С целью повышения престижа военной службы у молодежи ежегодно проводятся Дни призывника, конкурс на лучшее подразделение среди военнослужащих срочной службы и курсантов военно-учебных заведений, отмечаются Дни воинской славы и другие военные праздники. В рамках программ духовно-нравственного воспитания проводятся экскурсии по храмам г. Иркутска, организуются экспедиции по теме "Возрождение духовных традиций", семинары и конференции, посвященные способам защиты молодежи от психологического насилия и деятельности деструктивных культов.
    Важным направлением работы с молодежью является содействие физическому развитию и укреплению здоровья. Ведется информационно-просветительская деятельность по пропаганде здорового образа жизни путем непосредственной работы с общественностью и через средства массовой информации, организуются массовые спортивные мероприятия. Серьезное внимание уделяется программам профилактики наркомании среди молодежи. В их рамках осуществляется учебно-методическая деятельность и подготовка кадров по профилактике социально негативных явлений, улучшается материально-техническое оснащение реабилитационных центров и т.д.
    В сфере поддержки творческой молодежи стали традиционными фестивали, конференции, конкурсы, такие как: "Молодость. Творчество. Современность", "Российский восход", Областная выставка-ярмарка детских и молодежных общественных объединений.
    За последние годы увеличено финансирование мероприятий молодежной политики, растет их количество и качество проведения. Тем не менее, результаты реализации молодежной политики свидетельствуют о ее недостаточной эффективности. Пока не удалось улучшить демографическую ситуацию, повысить уровень доходов молодежи и молодых семей, улучшить социально-бытовые и жилищные условия; уменьшить число разводов, снизить уровень безнадзорности детей и подростков; обеспечить вторичную и сезонную занятость молодежи; повысить ее деловую активность и предприимчивость, улучшить здоровье молодого поколения, добиться снижения смертности, наркомании и алкоголизма в молодежной среде, повысить духовно-нравственный, интеллектуальный и творческий потенциал молодого поколения.

    1.6. Молодежь как социальная группа


    Молодёжь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества. Современные возрастные границы от14-16 до 25-30 лет, доля в составе населения до 20%.
    Современная ситуация в России сложна, многообразна, динамична, пронизана противоборствующими тенденциями, полна противоречий.
    Общество производит себя биологически через молодые поколения. Молодёжь в известном смысле представляет будущее страны, а поэтому её настроения, поведение и самочувствие являются своеобразным барометром, измеряющим общий политический и социально-психологический климат в данном обществе.
    Можно сказать, что молодёжь – необходимое связующее звено в эстафете поколений, живая связь между прошлым и будущим.
    Хотя молодёжь не всегда рассматривалась как особая общественная группа – поколение, но проблема преемственности постоянно вставала в обществе.
    Как социально-демографическая группа молодёжь в любом случае зависима от социально-экономических и политических отношений, лежащих в основании общества. Опосредованно молодёжь несёт в себе все противоречия, присущие обществу в целом.
    В основу государственной молодежной политики должна быть положена идеология патриотизма, предполагающая соответствие интересов общества интересам личности и приоритетность обеспечения интересов общества в целом. В свою очередь, этической базой идеологии патриотизма является идея служения людям (обществу) как главной цели жизни. Эта идея является универсальной; она четко сформулирована в христианстве (неразрывность служения Богу и людям), содержится в учении других традиционных конфессий и не противоречит нерелигиозному сознанию (ответственность каждого перед страной, обществом и будущими поколениями). Идеи патриотизма входят в позитивное наследие молодежных организаций советского периода, и эту традицию целесообразно использовать.
    Цель государственной молодежной политики представляется единой для всей страны. На региональном уровне предполагается конкретизировать и формулировать задачи, решение которых будет направлено на достижение поставленной цели:
    • духовно-нравственное воспитание;
    • содействие разностороннему образованию;
    • создание условий социальной адаптации;
    • содействие трудоустройству;
    • организация общественно полезной деятельности и досуга в рамках общественных объединений;
    • содействие максимальной самореализации молодежи в рамках закона и морали;
    • физическое развитие и пропаганда здорового образа жизни;
    • поддержка молодой семьи;
    • воспитание положительного отношения к армии и воинской службе;
    • профилактика и противодействие социально-негативным явлениям в молодежной среде (наркомания, преступность и т. д.).
    Молодые люди, сидящие за школьными партами и в вузовских аудиториях, встанут в недалеком будущем во главе государства, будут определять судьбы своих стран и мировое развитие. О молодежи сейчас много и принципиально спорят. Одни осуждают молодежь за чрезмерное увлечение потребительством, другие - за снижение интереса к образованию или к политическим событиям, третьи - за пьянство и наркоманию, четвертые - за безнравственное поведение. Однако молодежь очень и очень разная, только строгий научный подход к анализу реального поведения и проблем вступающих в жизнь поколений предоставит возможность делать обоснованные выводы, прогнозировать поведение молодежи в настоящем и будущем.
    Становление современной молодежи происходит в сложных условиях ломки многих старых ценностей, в период формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность, пессимизм, неверие в настоящее и будущее.
    Одни живут прошлым, слушая рассказы старших "о прекрасном времени, когда, успешно решались все проблемы", и не реагируют на настоящее.
    Другие, наоборот, ведут себя по отношению ко всем нововведениям агрессивно, критикуют "всех и вся", ищут врага, на которого можно было бы свалить причины всех бед.
    Третьи, отчаявшись, уходят "в никуда", пьянствуют, употребляют наркотики, превращаются в "бомжей", становятся на преступный путь.
    Четвертые начинают искать "путь к богу", вступают в различного рода около-религиозные секты, увлекаются мистикой и колдовством.
    Пятые, понимая, что только с помощью собственной активности можно добиться успеха в жизни, ищут реальные пути решения возникающих проблем, причем не всегда законные и нравственно обоснованные.
    Молодежь - важный субъект социальных перемен, огромная инновационная сила. И необходимо разумно использовать эту силу. Зачастую эту силу используют совсем не те люди, которые должны этим заниматься, вспомним «оранжевую» революцию на Украине, которую сделали руками молодых, возьмем партию Эдуарда Лимонова, фашистские, националистические организации. Закон сохранения энергии – досуг молодежи не интересен стране, его организуют и направляют «враги».
    История свидетельствует, что прогрессивные реформы могут быть успешными лишь при активном участии в них молодого поколения. К сожалению, в современной России многие представители вступающего в жизнь поколения оказались ненужными обществу.
    За последние годы в нашей стране было создано немало иллюзорных мифов о молодежи, с одной стороны, идеализирующих, а с другой стороны, негативно оценивающих жизнь и поведение подрастающего поколения в целом. Но для прогнозирования настоящих и будущих процессов необходимо знание реальной картины, глубокое изучение интересов и жизненных планов, ценностных ориентаций и реального поведения молодежи с учетом всех конкретных исторических и социальных условий, в которых она воспитывается.
    Интересы молодёжи определяются ее экономической, социальной и политической ролью в обществе, однако необходимо учитывать следующее.
    • Молодежь - одна из самых незащищенных в экономическом отношении частей населения.
    • В обществе крайне низок престиж профессионализма, духовности и нравственности. Талант и знания оказываются невостребованными, что формирует растерянность, неуверенность в настоящем и будущем, приводит к "утечке мозгов".
    • Агрессивный национализм стал причиной многих бед, обрушившихся на русских жителей бывших советских республик и превративших их в "иноязычное население".
    • Широко распространившийся в обществе идейно-нравственный вакуум, падение культуры, своеобразная "дебилизация" части населения убивают у молодежи веру в свои силы и возможности.
    • Очень остро стоят проблемы социальных гарантий, обеспеченности трудом, защиты прав молодежи, создания системы стимулирования выпуска дешевых товаров для детей, подростков, юношей и девушек.
    • По оценкам зарубежных политологов Россия превращается в некий Чикаго 20-х годов. Латентными, то есть не выявленными, остаются многие организованные преступления. Резко возрастает детская и подростковая преступность, пьянство и наркомания.
    • Подростково-молодежная преступность занимает особое место в ряду актуальных социальных проблем. Процесс омоложения преступности достиг в последние годы кульминации. Молодыми людьми в возрасте 14-29 лет совершается 57% всех преступлений в России. Особую тревогу вызывает преступность несовершеннолетних, которая в России в последнем десятилетии росла в 7 раз быстрее, чем общее число лиц в подростковом возрасте. Социальное сиротство, обнищание, ощущение социальной бесперспективности приводят к росту озлобленности и закладывают основы для преступного поведения. Российский закон "Об образовании", снизивший "планку" обучения до 9 классов, создал практические предпосылки "вытеснения на улицу" неуспевающих и трудновоспитуемых подростков.
    • Наиболее криминализированной оказалась сфера молодежного досуга. Были "приватизированы" или сданы в аренду спортивные залы, подростковые клубы, кинотеатры и другие места отдыха и развлечений, оказавшиеся недоступными для бедных и малообеспеченных.
    Молодежные проблемы - это не только и не столько проблемы самой молодежи, но и проблемы всего общества, если оно заинтересовано в своем настоящем и будущем. Ибо молодежь - главная ценность общества. Через успешное решение социальных проблем вступающих в жизнь поколений страны выходят на новый уровень развития цивилизации и социального прогресса.
    Завтрашний день России во многом определяется тем, какое образование получит наша молодежь сегодня и чем она будет заниматься в свободное время, какой досуг выберет – пьянство, наркотики или коньки, велосипед, книжки, занятие в кружках. Правильная образовательная молодежная политика является залогом стабильности общества. Центральная задача образования и культуры состоит в создании условий для раскрытия способностей личности, удовлетворения ее потребностей в интеллектуальном, духовном, нравственном и физическом развитии.
    Молодежь – будущее нации, это огромная мощная сила, которая решает не только наше будущее, но и настоящее, недостаточное внимание к вступающему в жизнь молодому поколению превращает его в мощный фактор дестабилизации общества. Политика государства должна быть направлена в сторону молодежи, борьба за нее ведется со стороны

    Практическая часть

    В процессе кардинальных общественных перемен изменяется специфика и сфера досуга людей, переструктурируются их интересы, меняется количество времени, которое затрачивается в тех или иных областях конкретной деятельности. У части молодых людей проявляется психология пассивного ожидания и тенденция к реализации «рентной» установки, порой вытесняющей у них собственную активность и стремление осознанно строить свою жизнь. Психология пассивного ожидания формирует у молодого поколения позицию беспомощности и неуверенности, зависимости, а иногда и чувство униженности. Разнообразие способов организации, распределения и использования временного бюджета ныне попадает в полную зависимость от активности самой личности, от источников ее дохода и каналов их получения, от специфики социальной группы, к которой она принадлежит, но в сочетании с ценностными установками и жизненными планами самой личности
    Целью данного исследования являлось выяснение вопроса «Как проводит свой досуг молодежь г. Иркутска и г. Зимы.
    Объектом исследования стали студенты, проживающие в нашем общежитии и мои одноклассники в г. Зимы. Естественно, такой выбор сужает круг потребителей информации, поскольку автоматически исключается большая часть молодежи из ВУЗов или работающую молодежь. Однако среди моих одноклассников есть представители всех групп молодежи. Поэтому можно считать, что данный сдвиг не влияет на результаты исследования по данному рынку.
    Основными задачами исследования были следующие:
    • установить, как проводит свободное время молодежь,
    • необходимо ли помогать молодежи организовывать свой досуг;
    • определить причины возможного безделья;
    • выявить – что приоритетно для молодых в выборе досуга,
    Изучение проводилось методом анкетирования по систематической бесповоротной выборке среди молодых людей 17-25 лет с помощью анкетного опроса реальных людей и анализа документов. В процессе иссле-дования было опрошено 100 человек.
    Этапы исследования:
    1. Сбор теоретического материала и разработка методов исследования.
    2. Проведение исследования: распространение и сбор анкет.
    3. Обработка и анализ данных.
    4. Разработка практических рекомендаций и документальное оформление исследования.
    В результате изучения теоретической литературы были выдвинуты следующие гипотезы исследования:
    1. в общей массе молодежь находит чем себя занять, на занятия спортом у многих не хватает средств
    2. части молодых людей необходимо помочь с времяпровождением
    3. причины безделья кроются в пассивности, лености, реже - финансах
    4. приоритетно в выборе проведения досуга мнение друзей, телевидения, старших соратников, кружков в Домах Культуры
    С целью выяснить, как проводит досуг молодежь, анкетируемым был задан вопрос:
    1 Как вы проводите свое свободное время? (Рис.1)
    а) Гуляю с друзьями, хожу на дискотеки (20%)
    б) Смотрю телевизор, сижу за компьютером (56%)
    в) Я много времени провожу в секции, кружке и т.п. (4%)
    г) Учу домашние задания, занимаюсь дополнительно (16%)
    д) Да я б пошла гулять, но на улице криминогенная обстановка, приходиться сидеть дома (4%)

    Второй вопрос был более конкретизирован:
    2 Посещаете ли вы какие-либо секции или студии? (Рис.2)
    а) Да (36%)
    б) Нет (64%)

    Для того, чтобы узнать причины, по которым молодежь не посещает кружки и секции, был задан третий вопрос:
    3 Если вы не ходите не в какие кружки, то почему? (Рис.3)
    а) Мне это не нравится (4%)
    б) Нет времени (48%)
    в) Да кому это надо (16%)

    Чему же отдают предпочтение мои сверстники можно узнать из четвертого вопроса:
    4 Чему ты и твои друзья отдают предпочтение на досуге? (Рис.4)
    а) Пиво, сигареты (36%)
    б) Дискотеки (20%)
    в) Очень люблю читать (4%)
    г) Компьютер, телевизор (28%)
    д) У меня вообще нет свободного времени (12%)

    Таким образом, проанализировав все ответы на поставленные мной вопросы, я выделил такие проблемы:
    1. Очень многие из тех ребят, которых я опрашивал, говорили, что большую часть времени проводят, играя в компьютерные игры. А здесь необходимо вспомнить о такой проблеме, как насилие в компьютерных играх и их влияние на психику, здоровье. Кружки и секции посещают меньше половины опрошенных, остальные или не находят для этого времени (что немного радует – все-таки заняты), или считают это глупостью, что говорит о низкой роли социо-культурной деятельности, малом финансировании со стороны государства или отсутствии финансов.
    2. Употребление спиртных напитков и табака среди подростков намного больше, чем увлечение книгой, хотя еще вчера мы были одной из самых читаемых наций мира, а спортом не занимается ни один из опрошенных – это тоже указывает, прежде всего, на отставание государственной политики (где дворовые футбольные команды, бесплатные катки и горки?) .
    Причин, по которым молодежь начинает употреблять спиртные напитки самые разные: начиная от семейных( неблагополучные семьи, злоупотребление алкоголя кем-то из родителей) и заканчивая личными психическими изменениями, но учитывая тему моего проекта я бы хотел рассмотреть причину, непосредственно касающуюся времяпровождения моих сверстников - многие начинают употреблять спиртные напитки в компаниях, т.к. главным смыслообразующим отношением становится отношение "я и группа".
    Следующим вопросом, соответственно стал такой:
    5. Употребляете ли вы алкоголь? (Рис.5)
    а) да (75%)
    б) нет (25%)

    6. Считаете ли вы алкоголь желательным элементом время провождения? (Рис.6)
    а) да (36%)
    б) нет (55%)
    в) по обстоятельствам (9%)


    Для того, чтобы выяснить, что приоритетно в выборе досуга для моих ровесников, я задал такой вопрос:
    7. Зависит ли выбор Вашего досуга от компании друзей? (Рис.7)
    а) да (80,6%)
    б) нет (3,9%)
    в) иногда (15,5%)

    8. В какой обстановке проведение досуга доставляет вам наибольшее удовольствие?(Рис.8)
    а) в одиночестве (3,9%)
    б) в обществе старших или в кружках, секциях (28,2%)
    в) в компании (38,5%)
    г) у компьютера или телевизора (18%)

    Для того, чтобы узнать о занятиях спортом, был задан вопрос:
    9. Как часто Вы занимаетесь спортом? (Рис.9)
    а) редко (23%)
    б) два раза в неделю и чаще (20,5%)
    в) иногда (23%)
    г) когда есть средства (15,5%)
    е) эпизодически (18%)

    Судя по ответам респондентов, большинство молодежи спортом занимается, ни один из опрошенных не сказал, что это излишне. А вот злоупотребляет алкоголем почти треть юношей и девушек. На выбор досуга у большинства молодых людей оказывает влияние компания, меньше старшие друзья (родители, учителя, наставники), еще меньше – телевизор или компьютер.
    По данным опроса, касающегося темы алкоголя, нельзя сказать, что данная тема не является актуальной и проблематичной - это непосредственно касается досуга молодежи, ведь многие попросту считают употребление спиртных напитков в компании лучшим для себя времяпровождением. И разве после этого нельзя сказать, что это проблема досуга молодежи?
    Что же касается занятости молодежи, то здесь все не так печально. В среднем, различные студии, кружки и секции посещали 60% респондентов, хотя эти высокие показатели не дают возможности утверждать, что проблемы досуга молодежи не касаются нашей области.
    Процесс познания окружающего мира, поиска своего места в нём в большой степени можно вести посредством своего досуга. На вопрос «Мешает ли Вам что-нибудь проводить досуг так, как хочется, и если да, то что именно?» ответы распределились следующим образом: нес кем пойти (2,2%), не умею организовать свое время (7,6%), не хватает времени (15,4%), не испытываю проблем в организации досуга (20,8%), не хватает денег (28,2%), некуда пойти (21,2%).
    В качестве обобщающего вывода можно сказать, что молодежи необходимо помогать с проведением досуга, дворовые компании, группировки по интересам, а в них в силу психологии молодежной среды, моим сверстникам чувствуется лучше всего, необходимо направлять в нужное русло посредством форм СКД, молодежного досуга.
    В результате проведённого исследования, выдвинутые гипотезы исследования, подтвердились.

    Для повышения роли молодежного досуга и формирования его посредством социально-значимой личности в социально-культурной жизни общества были разработаны следующие рекомендации:
    1. Молодежный досуг в формировании социально-активной личности
    2. На организацию молодежного досуга должно обратить внимание, самое пристальное, государство, вся молодежная политика должна быть направлена на это не на бумаге, а на деле.
    3. Молодые, творческие люди, энтузиасты как альтруисты много не сделают, да их сейчас и нет, поэтому необходимо финансирование.
    4. Популярные кличи – «Дети – наше богатство», «Молодежь – наше будущее», «Все для народа» пора превращать в жизнь. А иначе толку не будет. Давайте посмотрим на здания школ, Дворцов Культуры, школьников, училищ – старые, ветхие, убогие и по времени, и по дизайну. А вот различные торговые центры, офисы и банки нарядны, модны, привлекательны, современны.
    5. В выборе времяпровождения молодежи организации СКД должны стать непосредственными помощниками.
    6. Неорганизованные формы досуга должны быть под контролем, их должно быть меньше. Досуг надо организовывать, для того, чтобы молодежь не уходила в сторону от активной роли в жизни государства, не считала дурные занятия, например, употребление алкоголя или «очистку рРоссии» прекрасным времяпровождением.
    7. Форм досуга много, их необходимо реанимировать, почистить, обновить, осовременить, чтобы привлечь молодежь.



    Заключение

    Можно ещё очень долго приводить примеры и доказательства огромной первостепенной государственной значимости молодежного досуга и формирование им социально-ориентированной личности.
    Я пытался расставить - поставить некоторые акценты в проблематике свободного времени и досуга с точки зрения интересов молодежи. За пределами этой работы остались социальные аспекты: ведь в общий термин «молодежь» входят и рафинированные университетские круги, и схемотизированные студенты технических вузов, и менее образованная часть студентов специальных учебных заведений, и рабочая молодежь, и другие социальные слои молодежи. Различные возрастные рамки тоже приводят к дифференциации интересов. Ведь нельзя же ожидать, что будут полностью совпадать интересы тинэйджеров и людей, перешагнувших 25-30 летний рубеж. Различные финансовые возможности тоже приводят к различию интересов. Разумеется, приведенные группы условны, и границы между ними размыты. Но едино стремление всех молодых людей организовать свой досуг в соответствии с имеющимися интересами и этим процессом необходимо руководить.
    Проблема отсутствия интересов, наличие большого объема ничем не занятого свободного времени и выхода невостребованной энергии у другой группы молодежи очень актуальна. Несколько схематично звучат слова, что эти факторы приводят к наркомании, правонарушениям, деградации личности и просто к тому, что человек не вырастает полноправным членом общества.
    Значит проблема творческого подхода к организации досуга молодежи это задача государственного уровня. И ее решение имеет общегосударственное значение. Поэтому ей надо уделять большое внимание на всех уровнях. Но все-таки наиболее эффективно, по нашему мнению, она решается на индивидуальном, личностном уровне. Поэтому надо создавать оптимальные условия для гармоничного развития личности, стимулировать стремление молодых к активному проведению досуга, сводить к минимуму ничем незанятое свободное время молодых людей. И в выигрыше от этого откажутся все. Ведь молодежь это не только активная, живая часть общества, но и его основа в будущем.

    Приложения
    Анкета
    Дорогой друг! Мы проводим социологическое исследование на тему «Как проводит свой досуг молодежь», ответив на наши вопросы, ты поможешь нам в этом!
    Большое спасибо!
    1 Как вы проводите свое свободное время?
    ____________________________________________________________
    2 Посещаете ли вы какие-либо секции или студии?
    _____________________________________________________________
    3 Если вы не ходите не в какие кружки, то почему?
    _____________________________________________________________
    4 Чему ты и твои друзья отдают предпочтение на досуге?
    ______________________________________________________________
    5. Употребляете ли вы алкоголь?
    ______________________________________________________________
    6. Считаете ли вы алкоголь желательным элементом время провождения?
    _______________________________________________________________
    7. Зависит ли выбор Вашего досуга от компании друзей?
    ________________________________________________________________
    8. В какой обстановке проведение досуга доставляет вам наибольшее удовольствие?
    _________________________________________________________________
    9. Как часто Вы занимаетесь спортом?
    __________________________________________________________________
    10. Мешает ли Вам что-нибудь проводить досуг так, как хочется, и если да, то что именно?
    _____________________________________________________________________________

    Благодарим за помощь!
    Предложения

    Заключения, которые были сделаны в процессе работы над курсовой работой могут быть полезны всем, кто интересуется делами молодежи, работникам Дворцов культуры, школьным организаторам, руководителям спортивных секций, культурных центров и, конечно, самой молодежи.
    1. Развивать и расширять спортивную культуру, ведь спорт – залог здоровья.
    2. Уделять огромное внимание культурной политике молодежи и, в частности, досуговой деятельности: дискотекам, кружкам, секциям, культурно-досуговым программам, любительским объединениям. В руководстве должны стоять специалисты СКД - творческие, заинтересованные, образованные люди, следящие за современностью, идущие в ногу со временем, разрабатывающие новейшие программы, использующие новые технологии.
    3. Досугу должно уделяться огромное внимание со стороны государства.
    4. Финансирование досуга – одна из проблем политики государства, она должна решаться в сторону досуга и быстрее. Коммерция не всегда сможет обеспечить досуг в нужном направлении, как пример, работа ночных клубов г. Иркутска.
    5. Инициатива, творчество, энтузиазм, талант, целеустремленность должны приветствоваться и поощряться как на федеральном, так и на региональном и местном уровне.
    6. В молодежи должны пропагандироваться активность, решительность, движение, а не инфантилизм.

    Основные термины данной работы и их определения

    Досуг –часть нерабочего времени, которая остаётся у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей; это совокупность различных видов занятий, осуществляемых в свободное время, в результате которых происходит развитие личностных качеств человека, удовлетворяются его духовные потребности, физические и другие социальные значимые потребности.
    Свободное время – часть внерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающаяся у человека (группы, общества) за вычетом непреложных, необходимых затрат. В структуре свободного времени выделяют активную творческую (в том числе общественную) деятельность; учёбу, самообразование; культурное (духовное) потребление (чтение газет, посещение кино и т.д.), спорт и т. п.; любительские занятия; занятия, игры с детьми; общение с другими людьми.
    Молодёжь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества. Современные возрастные границы от14-16 до 25-30 лет, доля в составе населения до 20%.
    Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности.
    Разумеется, творчество ни в коей мере не сводимо лишь к созданию нового, но, тем не менее, новообразование — один из основных моментов в творчестве, это его "необходимый, но недостаточный" элемент. Как бы не рассматривалось творчество: как продукт, как процесс или как особенное состояние субъекта, в творчестве всегда присутствует элемент новизны. Новообразование — это событие, обозначающее, что происходящее не обязательно должно происходить, в нем реализуется некоторая из бесчисленных "возможностей" изменения; само существование такой "возможности" не очевидно и не предполагаемо до тех пор, пока она не реализована.
    В действительности, человек не "генерирует" творческие идеи: идеи, появляющиеся в процессе его деятельности, могут стать творческими; никакая деятельность и никакое новообразование a priori не являются творческими.
    Момент творчества ниоткуда не выводим и не предсказуем, он не является звеном в цепи детерминирующих причин и следствий. Феноменальность творчества связана с необратимостью и уникальнос