что нам нужно?
Курсовая работа по дисциплине: «Социально – культурная деятельность и народное художественное творчество».
Тема: «Русский обрядовый праздник. Троица».
Студента: Бродского С.Г. 3 курса
Хореографического творчества.
Преподаватель: Сухарева М.Г.
Иркутск 2009
Введение.
Как у нас в году три праздника:
Первой праздник — Семик честной,
Другой праздник — Троицын день,
А третий праздник — Купальница,
Как у нас зелена трава,
Как милой мой друг
В кабаке напивается,
Как милой мой друг
По зеленой траве валяется.
(После пира поют девушки)
Еще во времена идолопоклонства существовали в нашем Отечестве весенние забавы, которые господствовали долгое время до распространения христианской веры и по¬том превратились в Семик. И по сей день языческая основа, и христианское понимание мира живут и существуют в этом замечательном и светлом празднике в мире и согласии.
По христианскому обычаю День Святой Троицы празднуется Церковью на пятидесятый день после Пасхи, поэтому его еще называют Пятидесятницей. В этот день вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов. Сошедший с неба Святой дух дал апостолам благодать священства для устроения Церкви на земле, силы и разум для проповеди Слова Божия по всему миру. Этот день считается днем рождения Новозаветной Церкви и торжественно празднуется с древнейших времен.
По языческому обычаю троицын день с незапамятных времен являлся одним из любимейших праздников русского народа. С ним связанно много народных обычаев и обрядов, справляемых помимо церковного торжества. В стародавнюю пору, когда еще свежа была на Руси память языческого прошлого, с Троицею, или «Семицкою», неделею было связанно столько самобытных проявлений народного суеверия, как ни с одним из других праздников. Языческий месяцеслов наших отдаленных предков, совпавший в этом случае с христианскими праздниками, дал повод к объединению их с собою. С течением времени языческий дух растворился в мировоззрении просветленный стремлением к горным вершинам добра новой веры славян; но переживший много вековое прошлое стародавние обычаи и теперь все еще показывают, насколько прочны кровные связи народа с окружавшей быт его пращуров и доселе отовсюду обступающей его жизнь природою.
Цель: Изучение обрядов Троицкого комплекса.
Объект: праздник Троица.
Предмет: обряды праздника Троица.
План.
1. Введение
2. Семик - древнеславянский девичий праздник.
2.1. Происхождение обрядового праздника Семик.
2.2. Семик - девичий праздник.
2.3. Семик – веселое хороводное гуляние.
3. Святая Троица.
3.1. Обычаи праздника Троица.
3.2. В Семик и Троицын день разыгрывают в северной части России хороводную игру жениха и невес¬ты.
3.3. Выбор невест в Летнем саду Петербурга.
3.4. Названия и толкование.
3.5. Богослужение в православии.
3.6. В католицизме.
4. Заключение
2. Семик - древнеславянский девичий праздник
2.1. Происхождение обрядового праздника Семик.
Поскольку язычество образовалось гораздо раньше чем христианство, справедливо начать именно с него. Приоткрыть завесу тайны и понять, как в древности праздновали этот великий праздник.
В старину девушки и пожилые женщины сходились на лугу близ Киева и пели сладострастные песни, или приплясывающая толпа выходила из го¬рода и деревни с зелеными ветвями в руках и плясала вокруг поставленного в поле истукана, украшенною полевыми цветами, нелепыми ветками и разноцветными лоскутами. На празднике в малороссийских и великороссийских городах и селениях возвращающиеся из леса толпы людей, предвидимые плясунами и плясуньями, с зелеными вет¬вями в руках. Толпа пела, а перед ней скакали плясуны. Это происходило накануне Троицына дня.
Из песен и обычаев видно, что В Семик производились гадания у реки и колодца; умывали глаза водой, чтобы они не болели и бросали туда мелкую монету. На зеленые святки, которые именовались в древнос¬ти Семицкой и Русальной неделей, и поныне совершаются гадания, в то время как весна — в великолеп¬ном своем наряде; луга пестрит цветами, деревья стоят в зеленом уборе и воздух благоухает. И для кого на¬ряжается юная природа в новую одежду, украшает себя цветами? Она встречает Семика, словно невеста своего жениха. Предания изображают Семика веселым, ласковым юношей, щедрым на веселье и задушев¬ным приятелем Масленицы. Таковым можно видеть его на лубочных картинках, где он принимает в гос¬ти Масленицу и величает ее прибаутками: «Масленица его за руки принимала и Семика величала».
Ныне Семик сделался предметом празднества, с которым смешалось суеверие, но оно не запятнало се¬бя теми гнусными забавами, какие совершались некогда в Воронеже в честь Бога Ярилы, коего праздновали в Семицкий четверг. Это произошло оттого, что Се¬мик принадлежит одним девицам.
2.2 Семик - девичий праздник.
Семик — теперь девичий праздник и назван так потому, что приходится на седьмую неделю по Па¬схе, именно в четверг. В этот день девушки отправ¬ляются в лес, где играют в горелки, пляшут, поют и угощаются преимущественно яичницей. В иных местах вся седьмая неделя по Пасхе называется Се¬мицкой; в Малороссии она называется Клечальнои, Святой неделей и Зелеными святками. Клечальнои названа она потому, что в это время украшают хра¬мы, дворы, дома и покои молодыми кленовыми де¬ревьями, иногда липовыми и березовыми. Внутри комнаты усыпают травой и цветами. В Великороссии существует такой же обычай, но только там вместо кленового дерева употребляют преимуще¬ственно березу. Это обыкновение было известно еще во времена идолопоклонства, когда в праздне¬ство бога Тора украшали его капище и дома деревь¬ями, травой и цветами.
В Белой и Черной России Семик называется Се¬муха.
В Богемии и по введении христианской веры еще долго существовали священные дубравы, куда в день Семика ходил народ совершать жертвопри¬ношения. Герцог Брячислав уничтожил эти обряды в 1093 г. От суеверного обычая осталось семицкое празднество, в день которою девушки ходят соби¬рать по рощам и полям цветы, из которых плетут венки. Тот же самый обычай сохранился в Малорос¬сии и Великороссии. В наше время там носят, сопро¬вождая пением, зеленые ветви деревьев, плетут вен¬ки, гадают на лужайках, в рощах и вблизи воды.
Рощи и дубравы у многих народов служили за¬ветными местами для совершения обрядов. Герман¬цы и славяне под покровом дремучих лесов отправ¬ляли свои таинственные обряды. Не довольствуясь заветными рощами, они имели священные деревья на полях, дорогах, между селениями и границами. Кому не известны мрачные, таинственные дубравы суровых друидов! У них более всего почитался дуб, потом липа: отрезать от них ветку или отломить су¬чок считалось святотатством.
Веселые хороводы на Семик, составляемые из парней и девушек, увеличивали общее веселье. Сле¬ды этих забав сохранились в играх и шутках не толь¬ко северных пародов, но в Германии и Великобрита¬нии, Немецкий праздник венков перед Троицыным днем похож на Семик. На нем действующим лицом бывал «царь садов» или «зеленый человек». В одной из рощ собирался народ: все веселились и пировали, употребляя преимущественно яйца, потом обвива¬ли одного из присутствующих зеленью, листьями и цветами и выводили его из рощи. Пляски и песни сопровождали «зеленого человека».
Песни, исполняемые в Семик, в которых воспе¬ваются липа и береза, напоминают остатки языче¬ских обрядов. Украшение же венками — также следы обычаев Древнего мира. Греческие и римские жрецы надевали на голову венки при жертвопри¬ношениях, сделанные из ветвей тех деревьев, которые посвящались божествам. Отсюда вошло в обы¬чай увенчивать дубовыми венками знаменитых лю¬дей, украшать их на Олимпийских играх за победы, гражданские добродетели и успехи в художествах, и после смерти осыпать памятники, гробы и моги¬лы цветами и венками. За великие дела людей равняли с божествами, поэтому и не удивительно, что увенчанные таким образом заслуге пережили по¬томков. Сон и смерть представлялись у греков в венках, потому что они означали награду неувяда¬емой славы. Увенчанный лаврами муж почитался сверхъестественным существом.
Семик, при всех местных различиях, у нас во всеобщем употреблении. Он только в Сибири назы¬вается Тюльпой, вероятно оттого, что на празднест¬во собирались толпами. В Польше он называется стадо, от глагола «стадиться», собираться в толпу.
Прежде в Семик совершался обычай погребе¬ния и поминовения умерших в убогих домах. В Ма¬лороссии этот обычай повторяется еще на Фоми¬ной неделе, в субботу, которая называется еще ро¬дительской, или поминальной субботой. Народ от¬бирается на могилы своих родных в нарядном оде¬янии, с разными съестными припасами: пирогами, жарким, пасхой (куличом), крашеными яйцами и водкой. Священники служат панихиду, но окон¬чании которой каждый идет к могиле своего родст¬венника. Тут начинаются слезы и причитания, вос¬поминания об усопших. Поплакав немножко, рас¬стилают на могиле белое полотно и раскладывают съестное. Старший в семействе наливает рюмку водки и потчует всех званых; затем предлагает им покушать; так повторяется несколько раз, с тем чтобы ничего из принесенного угощения не остава¬лось, иначе покойники останутся недовольными. По прошествии нескольких минут старший снова подает по чарке водки и потом опять, Это делается для того, чтобы залить горе. Когда довольно подгуля¬ют, начинают плач и причитания. Тогда опять под¬носится кино, чтобы забыть горе.
Когда же позабудется горе, начинаются среди поминающих рассуждения о любви или неприяз¬ненности некоторых из покойников, и в последнем случае часто доходит до ссоры. Тогда и покойники не рады сердобольным этим воспоминаниям о них. Если бы поминания оканчивались одним плачем, а то доходит до того, что самые поминающие дела¬ются полумертвыми от чрезмерного запаивания го¬ря по усопшим. Поминовение мертвых на моги¬лах — остаток древнего обычая: тризны, или стравы.
2.3 Семик – веселое хороводное гуляние.
Время сильно изменило народные обычаи. Се¬мик стал теперь веселым хороводным гуляньем; но деревенские обитатели сохранили некоторые древние обряды. Семик почитается в России одним из лучших весенних праздников; за ним считается Троицын день, а па конец — Купальница. В Москов¬ской, Владимирской и Рязанской губерниях сгиба¬ют молодые березки, вьют из них венки и кумятся (целуются) через венки, приговаривая:
Покумимся, кума,
Покумимся:
Чтобы нам с тобой не браниться,
Вечно дружиться.
Потом дарят друг другу желтые яйца. Но Влади¬мирской губернии ходят еще девушки поутру с пирогом на яйцах, собирать у соседей деньги; вечером составляют хороводы, пляшут, поют, едят пирог и яичницу. У волжских жителей девицы пекут козу¬ли — лепешки на яйцах, в виде венка. С козулями отправляются в рощу, обматывают березки ленточ¬ками, разноцветными бумажками и пестрыми шнурами. Из березовых веток плетут венок, напе¬вая при этом:
Береза моя, березонька!
Береза моя белая,
Береза моя кудрявая.
Стоишь ты, березонька,
Осередь долинушки.
На тебе, березонька,
Трава шелковая.
Близ тебя, березонька,
Красны девушки
Семик поют.
Под - тобой, березонька,
Красны девушки
Венок плетут.
Что не белая березонька
К земле клонится;
Не шелкова травонька
Под ней расстилается;
Не бумажны листочки
От ветру раздуваются.
Под этой березонькой —
С красной девицей
Молодец разговаривает.
Потом кумятся через венок, говоря: «Здравст¬вуй, кум и кума!» Потом садятся под березкой и едят козулю и яичницу. Мужчины и девушки от¬крывают потом Семик хороводом вокруг избран¬ной березки, увитой лентами, и поют:
Не дождик березку обмывает;
Здесь в рощи девок прибывает.
Скачите, пляшите, красны девки,
А вы, холостые, поглядите:
С гулянья вам девушек не взяти!
А взять ли, не взять ли с доброй воли,—
По батюшкину повеленью,
По матушкину благословенью,
По невестину рукоделью.
По окончании песни ставят в средину хоровода девушку и мужчину, и лее продолжают петь:
Аи, во поле липинька стояла,
Во поле кудрявая стояла;
Под липою бел шатер,
В том шатре стол стоит,
За тем столом девица,
За тем сидит красная,
Шьет ширинку золотом,
Нижет узду жемчугом.
Ехал мимо молодец:
Бог на помощь, девица!
Бог на помощь, красная!
Ширинку шить золотом.
Низать узду жемчугом.
Молодцы поют:
Не мне ли ширинка?
Не моему ли коню уздечка?
Им отвечают девушки:
Не по молодце ширинка,
Не по твоем коне уздечка.
В некоторых уездах Костромской губернии ме¬няются при кумовстве кольцами и серьгами после плетения венков, потом угощаются, кто что принес, или делают пир в складчину, называемую «ссыпчина». После пира поют:
Как у нас в году три праздника:
Первой праздник — Семик честной,
Другой праздник — Троицын день,
А третий праздник — Купальница,
Как у нас зелена трава,
Как милой мой друг
В кабаке напивается,
Как милой мой друг
По зеленой траве валяется.
Одна из девушек выходит из кругл и представля¬ет пьяного, после падает на землю. Другая подходит к ней, силится поднять ее на ноги; хоровод продол¬жает;
А Орина подходила,
Никиту своего будила:
Встань, убудися, Никита!
Встань, убудися, волокита!
Соседи смеются,
Во бесчестье-то ставят.
Муж встает, а жена целует его.
Стал Никита, пробудился,
За руку с Ориной ухватился,
Домой Никита потащился.
Еще поют любопытную песню, сопровождае¬мую приятными движениями: в хороводный круг ставят «царевну» и поют:
Царь по городу гуляет:
Царь царевны своей ищет.
После этих слов начинает хоровод плясать, по¬том продолжают:
УЖ как где моя царевна?
Где княгиня молодая?
УЖ и вот моя царевна,
Вот княгиня молодая!
По загороду гуляет,
Шелковым платком махает,
Златым перстнем освещает
Растворяйтесь, ворота,
Растворяйтеся, широки,
Вы еще пошире.
Последний стих относится к хороводу, который немедленно разделяется на две половины; по кон¬цам его держат платки в поднятых вверх руках, в виде ворот. Царевна и хоровод проходят через них, продолжая петь, и сходятся между собой.
Вы сойдитесь поближе,
Вы еще того поближе;
Поцелуйтесь помилей,
Вы еще тою милее.
Все целуются друг с другом и садятся за столы, накрытые скатертями, и угощают приготовленны¬ми пирогами, яичницей, лакомствами, пивом и ви¬ном. После угощения встают и поют:
Пошел молодец на гулянье,
На веселое, на веселое;
На нем синь кафтан нараспашку,
Шелковой кушак на рубашке.
Трость камышова с алой лентой,
Перчаточки В правой ручке;
Подошел к девушкам, поклонился.
Одна из девушек выходит из круга и кланяется:
Уж вы здравствуйте, на гулянье,
На веселом на веселье,
Гут девушки приуныли,
Тут все красные приумолкли.
Потом девушки бросаются толпой к березкам, плетут венки, перевивают их лентой и несут берез¬ку домой с пением. По прибытии в свою деревню ставят березку в землю, берутся за руки, проходят поочередно под поднятыми вверх руками и поют:
Как за Волгою яр хмель
Под кусточком вьется;
Перепился яр хмель
На нашу сторонку.
Как ли на нашей стороне
Житье пребогато,
Житье пребогато:
Серебряны листы, венки золотые.
Нащиплюся я хмелю, хмелю Ярова;
Напарю я пива, пива молодова,
Позову я гостя, гостя дорогова,
Аи ли гостя дорогова, батюшку роднова;
Мой-то батюшка пьет, пьет,—
Пьян не напьется, домой соберется.
Существует еще такая забава: составляют круг в который помещают девушку в мужской шляпе.
Ах, по травке по муравке,
Вокруг города большова,
Гулял молодец удалой.
Девушка, изображающая мужчину, расхаживает в середине круга и посматривает с надменностью на прочих.
Ой, тур, молодец удалой!
Он из города большова
Вызвал красну девицу
С ним на травке побороться.
Немедленно выходит к ней другая девушка с платком в руке.
Ой, дид, ладо! Побороться
Вышла красна девица!
Они борются. Девушка одолевает «мнимого мужчину», сбивает на землю шляпу и таскает за во¬лосы:
И молодая поборола,
На муравку уронила,
Ой, дид, ладо, уронила!
«Мнимый мужчина» успел встать с земли, но от стыда закрыл свое лицо.
Доброй молодец, вставая,
Закрыл лице руками;
Утирал горючи слезы.
Он нe смел своей кручины
Добрым объявить;
Ой, дид, ладо, объявить.
В Тульской губернии называют кумой семиц¬кую березу. Там перед плетением венков поют:
Благослови, Троица,
Богородица!
Нам венки завить,
Венок сплести.
Аи, дид, ой, ладо!
Нам кепки завивать
И цветы сорывать.
Аи, дид, ой, ладо!
А мы в лес пойдем
И цветов нарвем;
Мы цветов нарвем
И венок совьем.
Ай, дид, ой, ладо!
Свекру-батюшке,
Свекрови-матушке;
Свекру-батюшке — малиновой;
Свекрови-матушке — калиновой.
Аи, дид, ой, ладо!
Пойду ль я пешком
Лужком, бережком;
Сломлю ль с сыра дуба веточку,
Брошу на быструю реченьку;
Аи, дид, ой, ладо!
Не тонет, не плывет
С сыра дуба веточка.
Не тужит по мне
Свекор-батюшка,
Свекровь-матушка.
Аи, дид, ой, ладо!
Во Владимирской губернии поют перед завитием венков:
Ты не радуйся,
Дуб с горькою осиною,
Ты радуйся, белая береза!
К тебе девки идут —
С пирогами, с яичницей
Со дроченами.
До сих пор не только в селениях, но и в городах убирают дома в Семик березками и усыпают пол травой. В некоторых местах России, особенно в Ма¬лороссии, ходят девушки по улицам в венках, пле¬тенных из ландышей, незабудок, васильков и про¬чих цветов; ставят стол у березки, с приготовленной яичницей, драчоною, пирогами я водкой. Девушки берегут свои венки до Троицына дня.
В Саратовской губернии для празднования Се¬мика избирается девушками особый дом, куда при¬носят разные припасы для пира, не забывая солод и хмель. В селе Березовка, стоящем на реке Узе, Са¬ратовского уезда, праздник отмечается следующим образом. С наступлением Семицкой недели девуш¬ки варят брагу, сопровождая работу песнями, счи¬тая, что брага, затираемая, заквашиваемая и слива¬емая под песни, придает больше веселья. У кадки хлопочут девушки: одни переливают брагу в ведра, другие катят бочку в погреб и там, переливая снова брагу, хохочут и поют:
Я пиво сливала:
Меня разнимало,
В ножиньки вступало.
Потом запирают погреб, и ключ от него отдают одной из распорядительниц пиршества. В четверг с самого утра начинаются большие хлопоты. Пекут пироги, курники и сдобные лепешки; готовят яичницy, варят лапшу, похлебку; готовят лапшенник, пшен¬ник, сахарник и сальник. В полдень начинается тор¬жество. Весь двор чисто выметен. Посреди двора во¬ткнуто срубленное дерево, а под ним стоит горшок с водой. Девицы прогуливаются по двору или сидят; иные на примостке, а другие у дверей погреба. Одни из мальчиков держат в руках заготовленные кушанья; другие — ведра с пивом на палке. Одна из девиц, от¬личающаяся большей живостью среди своих подруг, отделившись от толпы, подходит к дереву и опроки¬дывает горшок с водой; потом выдергивает дерево из земли и запевает песню. Ей вторят остальные:
Разыгрался Никитин конь:
Сломил тычину серебряную.
Бражкой староста, отворяй порота,
Пускай девушек гулять во луга.
Ворота отворяются, и вся толпа, окружив деви¬цу, несущую дерево, движется по улице, ведущей в лес, и поет:
Ио, ио, Семик да Троица!
Туча с громом сговаривалась:
Пойдем, гром, погуляем с тобою,
Во ту слободу, в Радышсвчину,
Ио, ио, Семик да Троица!
Девушки выходят, направляясь к лесу и распевая:
Не радуйтесь, дубы,
Не радуйтесь, зеленые!
Не к вам девушки идут,
Не к вам красные;
Не вам пироги несут,
Лепешки, яичницы.
Ио, ио, Семик да Троица!
Радуйтесь, березы,
Радуйтесь, зеленые!
К вам девушки идут,
К вам красные;
К вам пироги несут,
Лепешки, яичницы.
Ио, ио, Семик да Троица.
И вот девицы в тени деревьев расстилают ска¬терть, ставят кушанья и начинают есть, потчуя друг друга пивом. Подкрепившись, они рассыпаются по лесу и выбирают одну из берез для завивания на ней венков. Если девиц много, избирается несколько бе¬рез такой высоты, чтобы можно было достать ветви, стоя под деревом. Разделившись попарно, каждая пара девушек из ветвей березки вьет себе венок, не отрывая ветвей от дерева. После сплетения вен¬ка каждая пара кумится — девушки обмениваются сквозь венок яйцами; а потом целуются, тоже сквозь венок.
Затем приступают к выбору: кому из них быть старшей кумой. Для этого, свив свои платки, под¬брасывают их вверх, и чей поднимется выше, той дается имя старшей кумы. А поскольку каждой хо¬чется быть старшей, они незаметно кладут в платок какую-нибудь тяжесть, чтобы он мог взлететь вы¬ше. Получившая первенство носит весь день звание старшей кумы. Потом толпа девушек возвращается в село; остаток же дня проводится в хороводных иг¬рах. Но этим не заканчивается Семик.
В день Троицы девушки отправляются в тот лес, где плели венки, чтобы опять развивать их. Каждая пара рассматривает свой венок: завял ли он, или еще свеж? По венку судят о своем счастье или не¬счастье. Но грустное чувство скоро исчезает, и лес оглашается песней:
Перепелка молодая,
Куда ты летала?
Я ходила, я гуляла
По чистому полго;
Я летала, и порхала
По зеленому лесу.
Ио, ио, Семик да Троица!
Потом вьют венки из тонких березовых веток; убирают их цветами и, надев на голову, ходят, припевая:
Я в веночке,
Я в зеленочке;
Хожу, гуляю
По городочку.
Потом каждая из них свивает венок для своих родных: батюшки, матушки, братцев и сестриц, оставшихся дома по болезни или по каким-либо другим причинам. Нагулявшись, девушки возвращаются из леса с венками на голове и в руках. Навстречу девицам выходит толпа парней, присоединяется к ним, и все вместе поют:
Ищу ль я, ищу
Ласкова тестя,
Я в веночке,
Я в зеленочке,
Хожу ль я, хожу
Вокруг городочка.
Ищу ль я, и ищу
Ласкову тещу
Я и веночке,
Я к зеленочке,
Хожу ль я, хожу
Вокруг городочка.
Ищу ль я, ищу
Ласкова шурина.
Я и веночке,
Я н зеленочке,
Хожу ль я, хожу
Вокруг городочка.
Ищу ль я, ищу
Ласкову своячину.
Я в веночке,
Я в зеленочке,
Хожу ль, гуляю
По городочку.
Потом веселая толпа отправляется к реке бросать венки на воду и гадать по ним о своем будущем. Направляясь к берегу реки, хор поет:
Пойду на Дунай, на реку,
Стану не крутом берегу.
Брошу венок на воду;
Отойду подале, погляжу:
Тонет ли, не тонет ли
Венок мой на воде;
Мой веночек потонул,
Меня милой вспомянул:
«О свет, моя ласковая!
О свет, моя приветливая!»
Затем девушки развлекаются хороводными играми или песнями, и только темная ночь прекращает их веселье.
3. Святая Троица.
3.1 Обычаи праздника Троица.
Использование цветов и зеленых ветвей в язычестве было широко распространено: олив¬ковая ветвь знаменовала мир, лавровая — победу, а дубовая — славу. Поэтому они укра¬шали торжественные шествия и потом хранились в храмах. У иудеев украшение домов и городов цветами и ветвями деревьев утвердилось в воспоминание заповедей, получен¬ных Моисеем от Бога на горе Синае, В мае месяце, когда праздновались зеленые Свят¬ки, украшали здания и храмы — внутри и снаружи — зеленью, цвета ми, венками и вет¬вями деревьев. Этот обычай, без сомнения, перешел от них к другим народам. В Литве и Польше в Троицын день украшались церкви, богатые дома и убогие хижины зелеными ветками, цветами и травами; даже лавки, двери, окна и кровати. Такой же обычай известен в Малороссии и в большей части России. В Германии до сих пор в употреблении Троицкие деревья, Троицкие и майские пляски и обычай украшать церкви и колокольни цветами и березками. В Англии существовали незадолго до этого Троицкие игры. В Венеции ежегодно совершали в Троицын день торжественное обручение дожа с Адриатическим морем.
В России Троицын день до 17 века служил срочным временем для внесения податей, решения спор¬ных дел и совершения всякого рода закладов, выкупов, продаж и новых условий по хозяйственной части, а в глубокой древности в Троицкую субботу совершали языческие обряды. Мужчины и женщины сходи¬лись на жальниках (могилах) и плакали над гробами близких. Когда начинали играть скоморохи и гудоч¬ники, они переставали плакать и начинали скакать, плясать и бить в ладоши на могилах.
Почти по всей России Троицкая неделя называется Зеленой, но около Стародуба Черниговской губер¬нии она называется гренухой и гренутшдай. В Белоруссии Троицын день стоит в числе последних весенних праздников; с ним прекращается и катанье красных яиц. Здесь, на другой день сошествия Святого Духа, и березовых рощах вьют венки, которые вешают на деревья, и поют:
Русалочки -лемляночки
На дуб лезли, кору грызли;
Звалилися, забилися.
Троица!
Считается, что в Троицын день русалки спускаются с деревьев. Завив венки, девушки скачут вокруг де¬рев:! и, хлопая в ладоши, поют:
Мы ненки завивали,
Мы горилочки попили
И яичницу поели.
В знак дружбы они обмениваются кольцами. Потом старшая из них садится ни землю; ее покры¬вают платком и привязывают к колу. Она делает вид, что задремала. Остальные девушки, взявшись за руки, танцуют около нее и поют. Но женщина вдруг выскакивает и бьет девиц но рукам. Подни¬мается смех и потеха, Потом начинают угощать ви¬ном, и такое угощение, сопровождаемое музыкой, устраивается по большей части около гумна.
В-следующее воскресенье гадают о долговечнос¬ти родителей, сестер, братьев, мужа, детей и дорого¬го для сердца, потом все идут развивать венки. Чей веник не засох, тому долго жить; чей же засох, тому недолго. Однако еще остается надежда на благопо¬лучный знак: снимают засохшие венки и бросают их в иоду. Если венок плывет — верный знак долгой жизни; если потонул — ожидает смерть непремен¬но, к этот же самый год. При развивании венков поют;
На Троицу мы венки завили,
На разгары развивали;
Горилочку попили
И яичницу поели.
После этого девушки снова меняются кольцами и танцуют.
От Зеленой недели до следующего воскресенья не занимаются никакой работой, боясь прогневить русалок и того, что скот родится с кривыми голо¬вами и ногами.
В Малороссии завивают венки с особой радо¬стью. Девушки отправляются на луг, собирают там любимые ими душистые травы и цветы: ландыши, барвинки, васильки, незабудки и другие, и плетут из них венки. Сплетенными венками украшают себе голову и возвращаются домой с пением.
Надо заметить, что в Троицын день девушки спрашивают у кукушек, когда они кукуют: долго ли им оставаться еще в доме отца? Это значит: скоро ли выйдут замуж? Сколько раз прокукукает кукуш¬ка, столько лет им жить или ждать суженых.
Нельзя обойти молчанием и того, как встречает¬ся и празднуется Зеленая неделя в Малороссии. Там, куда ни посмотришь, все и повсюду зеленеет. У по¬рога хат поставлены зеленые деревья, даже плетни убраны ветвями. Войдете в белую, чистенькую ха¬ту — и там благоухающая зелень. В переднем углу, называемом покутом, стоит зеленое кленовое дере¬во, которое осеняет собой стол, накрытый белой скатертью; на столе лежит хлеб с солью, за образа¬ми воткнуты бузок (сирень) и гвоздики; на стенах тоже душистая сирень и гвоздика; пол усыпан тра¬вой, на окошках раскидана свежая трава: чабрец благовонный и полынь — против чародействия; в стаканах и кувшинах красуются пионы, лилии, фиалки, пижма, божье дерево и другие цветы. Под иконами теплится лампада или маленькая вос¬ковая свечка.
Жители, истопив печи и наведя в избе порядок, одеваются в праздничный наряд; потом садятся по скамьям и, сложив руки, ожидают с чистосердеч¬ной набожностью благовеста Раздался колоколь¬ный звон: все привстали и перекрестились. Колокол Пробил три раза: народ зашумел, засуетился и пова¬лил в церковь. Белеют юбки, пестреют разноцвет¬ные запаски, блестят цветные мониста, развивают¬ся по ветру узорчатые и гладкие ленты, вплетенные в косы девушек, чьи головы, кроме лент, убраны еще барвинком и другими цветами. В руках каждой девушки — веточка полыни и барвинка. Парни вы¬ходят в черных и серых суконных свитках, подтяну¬тые красными, зелеными и белыми поясами, в чер¬ных и сивых смушевых шапках с суконными или плисовыми вершками. Старики, одетые без щеголь¬ства, но чисто и опрятно, степенно шагают в цер¬ковь. Женщины преклонных лет, в белых длинных свитках и с намитками на голове, идут чинно, пода¬вая пример детям и внукам.
После обедни поднимается радостный шум и говор. В стороне стоит высокий шест, снизу довер¬ху увитый зелеными ветвями и цветами; около нею насажены в кружок кленовые, липовые и березо¬вые деревья. Сюда стекаются веселые толпы; разда¬ются песни и начинаются пляски и хороводы; вдали и около бренчат неутомимые балалайки. Веселье продолжается до темной ночи.
На другой день рано поутру отправляются де¬вушки купаться. У каждой из них на голове венок, а в руках полынь. С ними они входят в реку и ныря¬ют: венки сплывают с их голов; девушки выходят на берег и следят глазами за венками. Чей венок при¬несется водой первым к берегу, та прежде всех сво¬их подруг должна выйти замуж; чей — вторым, та выйдет замуж после своей подруги, и так далее. Но если венок начнет качаться на одном месте и не плывет, его хозяйке не выйти замуж; чей потонет — той скоро умереть.
В этот день Святой недели все из суеверия носят полынь. Святая неделя — великий день малок; в этот день они выходят из воды повеселиться, погу¬лять и прячутся в траве, жите и в огородах. Они на¬падают на человека и щекочут его. Бедный смеется до тех пор, пока умирает от смеха. Если же человек имеет при себе полынь, то малки боятся его и не смеют даже приблизиться к нему. Поэтому-то рас¬кладывают полынь на окошках, посыпают ею пол в хатах, бросают в сенях, на порог и во дворе, чтобы малки не дерзали приближаться даже ко двору. Что же это за малки? Маленькие Дети, которые умира¬ли некрещеными. Души после их смерти пересе¬ляются жить в реки и озера, где они плавают золо¬тыми рыбками. Иногда они превращаются в деву¬шек и, показываясь на берегах, манят к себе прохо¬жих; когда те приближаются к ним, тогда они скрываются в воду; но бывало, что малки уносили с собой на дно реки парней, с коими они любят за¬бавляться.
Один старик вспоминает, что в день Святой не¬дели он шел вечером, когда был еще парубком, в свою деревню; не доходя полверсты там была мо¬гила; на той могиле стояло три креста. Он смотрит: под крестами сидят шесть барышень, одетых пыш¬но, как царевны, лица их были румяны, словно ка¬лина. Таких красавиц он не видывал отроду. Он по¬думал сначала, что это какие-нибудь проезжие пани зашли посмотреть разрисованный крест, который недавно был поставлен над умершим приказчиком. Подошел он ближе, слышит — барышни скатыва¬ются с могилы и что-то приговаривают; он прислу¬шался, и волосы стали дыбом на его голове. Одна по¬катилась с могилы, закричала: «Ух! У мене соломен¬ный дух; мене мати уродила, некрещену положила». За ней другая, третья, и так вес, и все приговарива¬ют те же самые слов;!. «Счастье мое,— говорил он,— что я имел при себе полынь,— был бы мне тут аминь». Когда малки разбежались, он перекрестил¬ся, спрятал полынь в карман, поспешил в деревню, рассказал об этом случае всем встречным, крестил¬ся и божился, что это правда.
Цветы и травы, собранные в Троицын день, хра¬нятся в домах как предохранительное средство от разных недугов. Перед заходом солнца, когда умол¬кают песни и прекращаются хороводы, поселяне пускают венки на воду, наблюдая, чей как поплы¬вет: закружится ли, поворотится или потонет? Спо¬койное плавание означает успех; кружение — не¬благоприятное окончание дела, а потопление — не¬счастное событие. После пускания венков па воду, что не везде соблюдается одинаково — иногда поут¬ру, иногда в полдень,— отправляются девушки в бе¬резовые рощи, распевая радостные песни, и там во¬дят хороводы, вьют новые венки, угощают друг дру¬га и развлекаются играми и плясками. Суворов лю¬бил праздновать Троицын день и Семик в березо¬вой роще. Тут он обедал со своими гостями под куд¬рявыми березками, испещренными разноцветны¬ми лентами, под пение народных песен; после обе¬да играл в хороводы не только с денушками, но и с солдатами, и забавлялся играми, из коих осо¬бенно любил «Жив, жив курилка».
В разных местах России по-разному отмечают Троицу. В Петербургской губернии плетут венки, накануне Троицына дня, а в день праздника пускают их на воду с разными гаданиями и приметами. ; По этому случаю сохранилась в народе особая песня :
Во садику девки гуляли,
Калина моя, малина моя!
Во езду красные гуляли,
Калина моя, малина моя!
Цветки сорывали, венки совивали,
Калина моя, малина мои!
Во Неву-реку бросали,
Калина моя, малина моя!
Кто венок поймает,
Калина моя, малина моя!
За того замуж пойду.
Калина моя, малина моя!
Где ни взялся молодчик,
Калина моя, малина мои!
Из суровского ряду.
Калина моя, м:алина моя!
Разувался, раздевался,
Калина моя, малина моя!
В Неву-реку бросался.
Калина моя, малина моя!
Как веночек-то дал,
Калина моя, малина моя!
Молодец-то ведь тонет,
Калина моя, малина моя!
Как венок повернулся,
Калина мня, малина мня!
Молодец захлебнулся,
Калина моя, малина моя!
Если ненок, не коснувшись берегов, уплывет и не потонет, то сбудутся желания девицы. После пускания венков отправляются в рощи или окрестные сады: там забавляются играми, хороводами, пляшут и поют, среди прочих, троицкую песнь:
Благослови, Троица,
Богородица!
Нам в лес пойти
Веночек со плести,
Ой, дид, ой, ладо!
Свекру-батюшке,
Свекрови -матушке;
Свекру-батюшке — малиновой;
Свекрови-матушке — калиновой.
Ой, дид, ой, ладо!
Пойлу ль я пешком
Лужком, бережком;
Сломлю ль с сыра дубя веточку,
Брошу на быструю реченьку;
Ой, дид, ой, ладо!
Не тонет, не плывет
С сыра дуба веточка.
Не тужит по мне
Ни свекор-батюшка.
Ни свекровь-матушка.
Ой, дид, ой, ладо!
В Московской губернии пускают на воду букеты цветов, что стояли в церкви. В Калужской губернии существовало обыкновение, которое местами со¬храняется и поныне, что парень, задумавший же¬ниться, должен вытащить ил воды венок той девуш¬ки, которую просит за себя. Вытащив венок, он мо¬жет свататься.
В Рязанской губернии девицы и молодые жен¬щины ходят завивать венки в рощу. Набрав поле¬вых цветов и душистых трав, они садятся под тени¬стым деревом в кружок и поют песни, потом полудничают. Готовые венки они надевают на голову и идут хороводом к реке Оке, в которую бросают снятые с себя венки, и гадают по их плаванию про будущую свою судьбу.
Завивание венков в Смоленской губернии со¬вершается в разное время, смотря по тому, в какой день празднуют сошествие Снятого Духа и Святую Троицу. В некоторых местах Духов день празднует¬ся в воскресенье, а Троица — в понедельник: поэтому завивают венки в понедельник. Так же праздну¬ют эти дни в Могилевской и Витебской губерниях; но в уездах Вяземском, Гжатском, Сычевском и Юхновском Смоленской же губернии Троицын день празднуют и воскресенье, а Духов — в поне¬дельник; поэтому завивают и венки в воскресенье. Так празднуют в Санкт-Петербургской, Новгород¬ской, Псковской губерниях.
В завивании венков, кроме девиц и молодых женщин, принимают участие пожилые люди обоих полов; венки плетут с музыкой и пением, начиная от лома или селения, из которого выходят в рощу или в лес.
В Троицын день пускают венки на воду и гада¬ют: девушки и парни о суженых, а замужние и по¬жилые — о смерти или о горе и радости в жизни. Если венок не коснется берега реки и, не потонув, уплывет, тогда желание сбудется; в противном слу¬чае ожидает неудача или смерть. При пускании венков поют:
Да пойду ль я тишком
Лужком, бережком,
Ай-люли, люли, лужком, бережком.
Сломлю со сыра дуба веточку,
Брошу на быстру реченьку,
Ай-люли, люли, на быстру реченьку.
При неудаче в гадании поют;
Да грозна, грозна
Громовая туча!
Ай-люли, люли,
Громовая туча!
Грозней того нет,
Ко мне свекор едет.
Ай-люли, люли,
Ко мне свекор едет!
Ко мне свекор едет
Со лютой свекровью.
Ай-люли, люли,
Со лютой свекровью!
Вы мостите мосты,
Гнилые колоды.
Ай-люли, люли,
Гнилые колоды!
Забивайте гвозди,
Еловые шишки.
Ай-люли, люли,
Еловые шишки!
Чтобы мост обломился,
Лютой свекор залился.
Ай-люли, люли,
Лютой свекор залился!
В некоторых местах Казанской губернии выхо¬дят накануне Троицына дня со святыми образами, чтобы служить молебны на поле, засеянном хлебом; поле и скот окропляют освященной водой. По окон¬чании молебна поселяне обоего пола пляшут и по¬ют в честь Ярилы.
В Чебоксарском уезде Казанской губернии де¬вушки из нескольких деревень сходятся вместе на Семик, едят яичницу и потом отправляются в лес завивать венки на березе. Возвратясь в деревню, вы¬бирают лучшую избу, моют ее, даже скоблят стены и выметают двор. В этот день делается между ними ссыпчина (складчина), на которую каждая девушка приносит с собой муки, солоду, хмеля, и варят пиво. В Троицын день поутру наряжаются девушки в луч¬шие сарафаны и отправляются вместе в ту рощу, где завивали в Семик венки; берут с собою березку, ук¬рашают ее лентами и приносят с пением в избран¬ную ими для празднования избу, двор которой уби¬рают березками и венками. Праздник продолжает¬ся три дня, сюда съезжается множество гостей из деревень и городов. Все веселятся, пляшут, поют, а девушки по большей части гадают о своих жени¬хах или высматривают их.
В Перми гулянье происходит по большей части вне города. За Кунгурской заставой располагают круглые и веревочные качели; торгаши разбивают палатки или раскладывают на устроенных прилав¬ках пряники, орехи, фрукты и разные напитки. Де¬вушки и парни качаются на качелях, поют к пля¬шут. В Духов день предаются тем же самым заба¬вам уже на горе над речкой Егошикой.
В Пензенской и Симбирской губерниях Трои¬цын и Духов дни сопровождаются странным обы¬чаем. Девушки, одевшись в простые платья, сходят¬ся на условленное место; там, избрав одну из своих подруг, называют ее Костромой, кладут на доску, несут к реке и спускают в воду. Потом и сами бро¬саются за ней: купаются, поют, шалят и дурачатся, Порезвившись вдоволь, делают барабан из лубка, с ним идут домой, с пением и глухим барабанным боем. Затем наряжаются в праздничные платья и водят хороводы до вечера.
Еше в Пензенской губернии за три дня до Пяти¬десятницы все девушки отправляются хороводом в лес завивать венки. Пока идут к лесу, поют.
Ох ты веснушка-весна,
Весна, барыня моя!
Что не в радости пришла.
Не в радости, не в чести,
Во великой сухоте.
Ох ты сад ли мой, садик,
Сад, зеленой виноград:
Отчего садик повял?
В саду молодец гулял,
Тяжеленько издыхал.
Тяжелее того девка плакали:
Не по батюшке, не по матушке —
По своем дружке, по Иванушке.
V Иванушки лицо белое,
Лицо белое, псе румяное,
Все румяное, кудри русые,
На русых кудрях шляпа новая,
Шляпа новая со бархоткою.
В лесу девушки ломают ветви деревьев, свивают , из них венки, которые поставляют ни местах до са¬мого праздника, по прежде всего, свив один венок, кумятся. Дсииф! подает сквозь ненок другой девице яйцо и говорит:
Покумимся,
Кумушка,
Покумимся,
Голубушка!
Да ио, но,
Семин да Троица!
Потом выходят из лоса с пением:
Ты не льсти меня словами,
Не обманывай в глаза!
Ты почувствуй, мой любезный,
Что я буду говорить,
Все досады перенесла
На своей белой груди.
Развеселившись, девушки запевают шуточную песню:
Негодный сын-таракан
Купил деаке сарафан.
Она его не носит,
Бумажнинького просит.
В день праздника все девицы отправляются за венками в лес. На обратном пути поют:
Да ио, ио, Семик да и Троица!
По этой по улице
Разлив разливается,
Да ио, ио, Семик да и Троица!
Во этом разливчике
УТОП добрый молодец.
Да ио, ио, Семик да и Троица!
С своим вороным конем,
С черкасским седельцем.
Да ио, ио, Семик да и Троица!
Подойдя к реке, девицы бросают свои венки в воду и смотрят, не тонет ли который из них. Чей потонет, той быть замужем. Прежде чем разойтись по домам, опять поют:
Раскумимся, кумушка,
Раскумимся, голубушка.
Да ио, ио, Семик да и Троица!
Тем и оканчивается завивание венков. В послед¬ний день весны стараются проводить ее с почестя¬ми. Трое или четверо парней, накрывшись двумя или тремя пологами, изображают подобие лошади, довольно уродливой. Одна из женщин наряжается в солдатский мундир и панталоны и командует «ло¬шадьми». Все девицы провожают их за село и про¬щаются с ними. И это называется проводами весны. Потом всю ночь идут веселье и пляски. Так оканчи¬вается последний день весны. С Петровского поста до глубокой осеки все заняты тяжелыми работами: сенокосом, уборкой хлеба и т. п., и поэтому расста¬ются с весной не без грусти.
В Муроме в первое воскресенье после Троицына дня погребают «Кострому», а во Владимире-на-Клязьме погребают в это самое время «ладу».
При завивании венков в Калужской губернии занимает главное место при угощении драчона и пироги. Последний делается наподобие колпака; начинка его почти вся видна, потому что прикрыта плетенкой из теста. Под спод привешивают два ок¬рашенных пустых яйца, Пирог этот хранится до развития венков, и во время забав поется хоровод¬ная песня: «А мы просо сеяли, сеяли».
После развития венков отправляются с песнями к мосту или речке и, сняв с головы венки, бросают их в воду, замечая, что, если чей венок не тонет, то¬го мать или другой кто из родных умрет в тот са¬мый год. Хотя эта примета почти никогда не сбыва¬ется, однако загадывающие все равно в нее верят.
В Орловской губернии пекут на Троицын день два каравая, и называется это «молением караваю», Один едят за столом, а с другим ходят девушки в ро¬щу завивать венки.
В Псковской губернии «прочищают глаза y родителей». Это значит, что дети обметают тогда мо¬гилы своих родителей троицкими цветами, связан¬ными в большой пучок наподобие веника.
В Петербурге также ходят в Троицын день на могилы: посыпают их цветами и обставляют березками; поминают своих родителей и проводят целый день с покойниками, думая, что они беседуют} веселятся и горюют вместе с ними. В этот день поминают не только родных, но и знакомых.
В некоторых местах Енисейской губернии одевают березку в пестрое платье и ставят ее в клеть до Троицына дня. Это чучело из березки называется гостейкой. В Троицын день после обедни выносят девушки с парнями гостейку за селение; завивают в роще венки и пляшут около гостейки; потом пускают на воду плетеные венки и гадают.
Из местных обычаев на Троицын день можно отметить традицию волжских жителей. Завив березки в роще, они отправляются с венками к Волге:
Глубока река берега рвала,
Ох люли, берега рвала!
УЖ я, молодя, но бережку шла.
Ох люли, по бережку шла!
По бережку шла и цветы рвала,
Меня, молоду, туда сорвало,
Вниз понесло, к донским казакам,
Ох люли, к донским казакам!
По развитии венков бросают их в воду: чей венок поплывет прямо, той выйти замуж в тот же год; чей потонет, той сидеть в девках.
В Воронежской губернии существовал что девушки завивали венки поутру Троицына дня, а развивали и пускали на воду — в сам праздник вечером. Для праздника строили шалаш за городом,) убирали его венками, цветами и душистыми травами; внутри ставили чучело, одетое в богатое платье, мужское или женское. Около шалаша толпились парни и девушки, раскладывали на застланных скатертью столах или на земле специально приготов¬ленное кушанье и ставили разнога рода напитки: мед, пиво, варенуху и водку; садились и угоняли друг друга; затем начинали петь и плясать около шатра.
3.2. В Семик и Троицын день разыгрывают в северной части России хороводную игру жениха и невес¬ты.
В Семик и Троицын день разыгрывают в северной части России хороводную игру жениха и невес¬ты. В средину круга помещают ловкого парня и. пе¬чальную девушку. Хоровод ходит вокруг них и поет:
Аи во поле, аи во поле,
Аи во широком раздолье!
Стоят шатры, стоят полотняны;
Во шатрах сидят князья-бояре,
За шатром гуляет гости пин сын.
Он во гусли играет,
Девушку утопает
«Не плачь, не плачь, девушка,
Не плачь, не плачь, красная!
Сошью тебе, девушка,
Шубку, юбку, телогрейку;
Подарю монисты с камнями,
Серьги со жемчугами».
Аи во ноле, аи во поле,
Аи но широком раздолье!
Стоят шатры, стоят полотняны;
Во шатрах сидят князья-бояре,
За шатром красна девица гуляет.
Девица речи ведет
К гостинну молодцу:
«Не надобно, молодец,
Ни шубки, юбки, телогрейки,
Ни монисты со камнями,
Ни серег с жемчугами.
Пусти меня, молодец,
С девицами гулять!»
«Тогда тебя отпущу,
Когда русу косу расплету».
Эта игра, выражающая грусть девушки по сво¬боде, которая для нее дороже всех подарков, окан¬чивалась в старину расплетением косы.
На берегу реки Мечи в селе Козьем около Тулы лежат камни, расположенные хороводным кругом, Б народе существует суеверие, что этот круг состоял когда-то из девушек, которые за свои неистовые
пляски на Троицын день превращены небесным громом в камни. Это похоже на судьбу Ниобы, ко¬торая окаменела, когда стрелы разгневанных богои поразили ее детей,
В древности ходили в священные рощи снимать кору с березы, липы и дуба и прикладывали ее к ра¬нам. Добывая огонь из священных деревьев с помо¬щью трения, хранили его дома. Другие брали кусо¬чек тлеющего дерева или щепотку золы и берегли у себя, надеясь предохраниться этим от заразы. Боль в спине излечивали топтанием ногами по позвоночнику в священной роще.
3.3. Выбор невест в Летнем саду Петербурга.
В Петербурге сохранился доныне такой обычай. Спустя недолю после первого воскресенья от Трои¬цы молодые люди выбирают себе невест в Летнем саду. Туда стекается масса народу в четыре или пять часов пополудни, чтобы полюбоваться другими и самих себя показать. Музыка гремит по всему са¬ду, по которому гуляют мужчины и женщины и бо¬гатых и изысканных нарядах. Девушки и молодые вдовушки из купеческого и мещанского сословий одеваются с расточительной роскошью в дорогие платья, голову и шею украшают жемчугом и брил¬лиантами, в уши вдевают драгоценные серьги; паль¬цы унизывают перстнями и кольцами, Разряжен¬ные невесты ходят по главной аллее со своими ма¬терями и родственницами; женихи, которые стоят по обеим сторонам аллеи, высматривают невест и потом объявляют о своем выборе стоящей возле них свахе. Та передает условие и желания жениха, и дело часто улаживается. Иногда происходят казу¬сы. Некоторые женихи, думая, что драгоценные ук¬рашения девушки, которые видели на ней, ее собст¬венность, спешат просить ее руки в надежде обога¬титься. Но как они жестоко обманываются! Все драгоценности берутся напрокат, нередко в прида¬ное за невестой достается одно подвенечное платье.
3.3. День святой троицы, Пятидесятница.
День святой троицы, Пятидесятница, Сошествие Святого Духа – один из главных христианских праздников, входящий в православии в число двунадесятых праздников.
Православная церковь отмечает Троицу на 49 день после Пасхи, в воскресение. В христианских церквях западной традиции в этот день празднуют Петядесятницу, отмечая сошествие Святого Духа на апостолов, а день Святой Троицы празднуют в следующее воскресение. Антитринитарии, не празднующие Догмат Троицы отмечают его строго, как сказано в Деяниях 2.1 на пятидесятый день после Пасхи.
В новом Завете.
Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы описано в деяниях святых апостолов (Деян. 2:1 – 18). Пятидесятый день после Воскресения Христова (десятый день после Вознесения) апостолы находились в Иерусалиме, «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» Деян. 2:2 – 4).
В этот день в городе по случаю праздника находились иудеи из разных городов и стран. Услышав шум, они собрались пред домом, где находились апостолы и услышав что в нутрии говорят на различных наречиях пришли в изумление. Некоторые из них насмехались над апостолами и «говорили: они напились сладкого вина» (Деян. 2:13). В ответ на такую реакцию: Петр же, став с 11, возвысил голос свой и возгласил им: муже Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! Сие да будет вам известно и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь 3 час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих и в те дни излию от духа Моего, и будут пророчествовать.(Деян. 2:14 – 18)
3.4. Названия и толкование.
Свое первое название праздник получил в честь сошествие Святого духа на апостолов, которое им обещал Иисус Христос перед Своим вознесением на небеса. Сошествие Святого духа указало на тройственность Бога – «Бог отец творит мир, Бог сын искупает людей от рабства дьявола, Бог Дух Святой освящает мир через устроение Церкви». В день Пятидесятницы была образована вселенская апостольская Церковь (Деян. 2:41 – 47).
Хотя в Новом завете не упоминается, что Богоматерь была в месте с апостолами при сошествии Святого Духа, она традиционно присутствует на иконописных изображениях этого события. Поэтому поводу епископ Иннокентии пишет: «Могла ли в момент прихода Святого Духа не присутствовать та, что зачала и родила через его посредство!».
3.5. Богослужение в православии.
В этот день в православных храмах совершается одна из наиболее торжественных и красивых служб в году. После литургии служиться великая вечерня, на которой поются стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа, а священник читает три специальных пространных молитвы о Церкви, о спасении всех молящихся и о упокоении душ всех усопших (в том числе и «во аде держимых»). Во время чтения этих молитв все (в том числе и священнослужители) стоят на коленях – этим завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов. На утренней поются два канона этого праздника: первый написан Косьмой Маюмским, второй Иоанном Дамаскиным.
По русской традиции пол храма в этот день устилается свежескошенной травой, иконы украшаются березовыми ветвями, а цвет облачений – зеленый, изображающий животворящую и обновляющую силу Святого духа. На следующий день, в понедельник отмечается День Святого Духа.
3.6. В католицизме.
В Католической церкви как уже было сказано, празднование Пятидесятницы и дня Святой Троицы разделено, день Святой Троицы отмечается в следующее воскресение за Пятидесятницей. В Западной традиции праздник Святого Духа открывает так называемый «цикл Пятидесятницы». В него входят: День Святой Троицы (воскресение, 7 день по Пятидесятнице), Праздник Тела и Крови Христовых (четверг, 11 день по Пятидесятнице), Праздник Пресвятого Сердца Иисуса (пятница, 19 день по Пятидесятнице), Праздник Непорочного Сердца Девы Марии (суббота, 20 день по Пятидесятнице).
Праздники сошествия Святого Духа и день Святой Троицы имеют в римском литургическом календаре высший статус – «торжества». Цвета облачения в день Пятидесятницы – красные, в напоминание об «огненных языках», сшедших на апостолов; а в день Святой Троицы - белые, как и в другие великие праздники. В день сошествия Святого Духа служатся две мессы по различному чину – месса на вечерия (в субботу вечером) и месса днем (воскресение днем).
Боже, Таина сегодняшнего праздника Ты освящаешь Церковь Твою, в которую призваны все народы. Ниспошли всему миру обильные дары Духа Святого и соверши в сердцах верующих те чудеса, которые Ты сотворил в начале проповеди Евангелия. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, который с Тобою живет и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веке веков.
- Коллекта мессы днем праздника Пятидесятницы
Заключение
В ходе написания работы я изучил работы известных исследователей в области этнографии . В ходе изучения Троицкого комплекса я удостоверился в том, что в нашем Отечестве прочно укрепилось двоеверие, т.к. весь Троицкий комплекс пронизан как христианской, так и языческой основой. К великому сожалению в настоящий момент большинство людей утратило языческую основу этого праздника и лишь не многие знают весь его смысл.
В Троицком праздничном комплексе воплотилось мировоззрение наших предков их верования отношение к природе друг к другу. Троицкий комплекс как и все народные традиционные праздники были неотъемлемой частью их жизни и выполняли роль:
• Объединения народа
• Воспитание подрастающего поколения
• Возможность проявить себя
Весь Троицкий комплекс пронизан различными ритуалами и творческим приложением к ним.
Список используемой литературы.
1. Андреева М.Ф. «Круглый год. Народный календарь».
2. Воскобейников И.О., Голь В.Н. «Энциклопедия Российских праздников».
3. Дмитриченко С.Ф. «Светлое воскресение».
4. Забыкин М.П. «Русский народ – его обычаи, обряды, предания, суеверия».
5. Кузьменко П.В. «Наши праздники!».
6. Мордасов А.А. «Праздник каждый день».
7. Некрылова А.Ф. «Круглый год», «Русский земледельческий календарь».
8. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. «Летние праздники, игры и забавы».
9. WWW.REM.RU Российский Этнографический музей – Календарные народные праздники и обряды.
• Профессиональное образование России и стран СНГ
• Поиск работы
• Поиск работы в Иркутске и области
Авторские права статей защищены в соотвествии с Законом РФ об авторском праве.