Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих

Teacher


Teacher

Teacher

что нам нужно?


 
  • Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • «    Ноябрь 2023    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    27282930 
    Главная » В помощь студенту » Детский самодеятельный коллектив, как инструмент воспитания и творческого развития

    - Детский самодеятельный коллектив, как инструмент воспитания и творческого развития

    Курсовая работа по специализации: народно- художественное творчество
    На тему: «Детский самодеятельный коллектив, как инструмент воспитания и творческого развития».
    Выполнил: студент 3курса ХТ
    Давыдов А.В.
    Руководитель: Сухарева М.Г.
    Иркутск 2009 год.
    План:
    Введение
    Глава 1. Социальная сущность и значение детского самодеятельного коллектива для воспитания и становление личности.
    § 1.1. Понятие «Детский самодеятельный коллектив». Этапы развития детского самодеятельного коллектива.
    § 1.2. Творчество и его роль в клубных занятиях.

    Глава 2. Воспитание и творческое развитие в детском хореографическом коллективе.
    § 2.1. Сущность и специфика детского творчества.
    § 2.2. Роль руководителя коллектива в воспитании детей.
    Заключение
    Введение
    Актуальность выбранной темы продиктовано социально - культурной ситуацией Российского общества и тех негативных процессов, которые мы наблюдаем. У детей проявляется агрессивность, получают распространение болезни и социальная незащищенность детей и подростков, беспризорность и детская преступность. В этих непростых условиях, именно детские художественные коллективы смогут решить часть проблем, имеющихся в области художественной культуры и развития творческих способностей у подрастающего поколения.
    Методологической основой исследования являются работы философов, психологов, педагогов, культурологов о всестороннем и гармоническом развитии личности, о нравственном и эстетическом воспитании.
    База исследования – хореографические коллективы.
    Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что:
    - установлена высокая степень воздействия на личность ребенка младшего школьного возраста социально – культурной среды
    - определенная специфика хореографического искусства в развитии нравственных и эстетических ценностей личности ребенка
    - разработаны оптимальные педагогические условия развития нравственных и эстетических ценностей личности ребенка в ходе занятий хореографией;
    - предложен алгоритм педагогической деятельности руководителей хореографических коллективов по развитию нравственных и эстетических ценностей личности ребенка.
    Благодаря интеграции социальных, организационных, культурологических, психологических и педагогических аспектов исследования раскрыта приоритетная роль педагогически целесообразно организованной хореографической деятельности как средства нравственного и эстетического развития детей младшего школьного возраста.
    Психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста позволяют утверждать, что именно в этот период ребенок наиболее восприимчив к воздействию социально-культурной среды.
    2.Процесс развития нравственных ценностей более эффективен, если опирается на эстетическую потребность ребенка в занятиях хореографическим творчеством.
    3.Целенаправленное взаимодействие объективных и субъективных факторов социально-культурной среды определяет результативность педагогического процесса развития нравственных и эстетических ценностей личности ребенка.
    4. Динамика развития нравственных и эстетических ценностей личности ребенка обеспечивается педагогическими технологиями, применяемые в процессе занятий хореографией. Курица гриль в духовке температура жарки.
    Изучение психолого-физиологических особенностей личности младшего школьника является непременным условием для определения факторов развития нравственных и эстетических ценностей, так как начало учебной деятельности требует от ребенка не только значительного умственного напряжения, но и большой физической выносливости. Проблема воспитательных возможностей различных видов искусств особо актуальна в сфере дополнительного внешкольного образования.
    Финансирование государством этой сферы по остаточному принципу привело к тому, что опытные педагоги не в состоянии поддерживать высокий уровень педагогической деятельности. Важна эта проблема и для хореографических коллективов.
    Сам факт увлечения танцами, интернациональный язык и полифункциональность которых объединяют людей самых разных возрастов, можно лишь приветствовать.
    Можно и нужно использовать интерес детей и подростков к хореографии, вызывающей эмоциональные переживания и любовь к танцам. Для этого надо в полной мере реализовать способность хореографии конструктивно воздействовать на духовный мир формирующейся личности, наполнить детский досуг самыми разными его формами – от популярной мамбы до квикстепы и пасодобля до русского народного танца.
    Психологический аспект понятия «творческая деятельность» связан с эмоциональной, чувственной характеристикой самого человека. Наше исследование осуществлялось в рамках занятий хореографического коллектива с акцентированием внимания на творческую деятельность учащихся.
    На этапе начального обучения и воспитания школьников основам хореографического искусства не все необходимые аспекты развития нравственных и эстетических ценностей находят эффективную реализацию, в частности, недостаточно осуществляется комплексность данных видов воспитания.
    Объект исследования – учащиеся младшего школьного возраста, занимающиеся в хореографических коллективах.
    Предмет исследования - социально- педагогический процесс развития нравственных и эстетических ценностей личности ребёнка в процессии хореографического творчества.
    Цель- теоретическое и практическое изучение значимости хореографического коллектива в формировании личности ребенка.
    Данная цель предполагает решение следующих задач:
    ? Определить взаимосвязь психолого-физиологических особенностей личности ребёнка с их нравственными и эстетическими ценностями;
    ? Выявить роль хореографии в развитии нравственных и эстетических ценностей ребёнка;
    ? Определить условия развития нравственных и эстетических ценностей личности ребёнка в процессе занятий хореографией.
    ? Разработать алгоритм педагогической деятельности педагогов хореографических коллективов как условие развития нравственных и эстетических ценностей.
    Гипотезой исследования является предположение о том, что развитие нравственных и эстетических ценностей личности ребёнка в процессии творческой деятельности может быть эффективным в условиях, когда осуществляется:
    - Учёт психолого-физиологических особенностей личности ребёнка при занятиях хореографией;
    - Включение личности в творческую деятельность в процессе занятий хореографическим искусством;
    - Целостный технологический процесс развития нравственных и эстетических ценностей личности ребёнка в ходе занятий хореографией;
    - Целенаправленная педагогическая деятельность руководителей хореографических коллективов по развитию нравственных и эстетических ценностей личности ребёнка.
    Глава 1. Социальная сущность и значение детского самодеятельного коллектива в воспитании и становления личности.

    1.1. Понятие: Детский самодеятельный коллектив». Этапы развития детского самодеятельного коллектива.
    Человек формируется и видоизменяется под влиянием совместной деятельности, и в этом смысле он оказывается одновременно субъектом и объектом воздействия социальных сил и общественных отношений. Связь личности и общества посредственно, прежде всего первичным коллективом: семейным, учебным, трудовым. Только через коллектив каждый его член входит в общество.
    Коллектив не есть нечто безликое, сплошное и однородное. Он представляет собой соединение разных неповторимых индивидуальностей. И в нем личность не тонет, не растворяется, а выявляется и само утверждается.
    Дети не только постоянно соприкасаются с коллективами взрослых, но и сами по собственной инициативе и взрослыми объединяются в коллективы, оказывающие на них огромное воспитательное влияние. Это школьные коллективы, трудовые и самодеятельные объединения, общественные организации, игровые группы, спортивные команды. Вступая в коллективные связи, зависимости, взаимодействия, дети приобретают благоприятные условия для своего социального развития, удовлетворения потребности интересов, применения способности и дарований, для само проявления, самоутверждения и самосовершенствования.
    Нас в большей мере интересуют детские самодеятельные коллективы, процесс формирования которых происходит на базе клубных объединений. Они могут быть стабильными и нестабильными, формальными и неформальными. Это зависит от силы и устойчивости интереса детей, от содержания, методики и организации работы коллектива. К формальным самодеятельным коллективам относятся детские коллективы, в которых досуговая деятельность строго регламентируется расписанием и осуществляется под управлением штатного или внештатного руководителя. Это в основном детские кружки. К неформальным коллективам относятся такие коллективы, деятельность которых не имеет строгой регламентации и строится всецело на инициативе и самодеятельности ребят. К ним следует отнести детские объединения по интересам.
    Коллективы детской художественной самодеятельности подразделяются, прежде всего, по видам и жанрам искусства. В клубах функционируют драматические, кукольные, хоровые, музыкальные, танцевальные кружки, кружки изобразительного и прикладного искусства. Каждый вид художественной самодеятельности имеет свои особенности, однако, принципы организации их во многом совпадают.
    Конечно, далеко не всегда и не везде складывается стабильный коллектив. Это длительный процесс, требующий больших усилий, как руководителей, так и самих детей. Но не каждый кружок , инициативную группу или объединение можно считать коллективом. Коллектив – это высший уровень развития любого объединения. Он отличается внутренним единством, организованностью, подготовленностью и психологической коммуникативностью.
    Не одно детское объединение изначально не проявляет существенных признаков, которые характеризуют коллектив. Процесс его формирования сложен и противоречив и проходит через ряд этапов и уровней.
    Исследованиями стадий развития коллектива занимались известные педагоги и психологи, такие как А.С. Макаренко, Л.И. Новикова, А.Т. Куракин, Л.И. Уманский и др. У всех были различные подходы к определению стадий развития коллектива. Мы же остановимся подробно на исследованиях А.С Макаренко и Л.И. Уманского, которые наиболее приемлемы для развития детского самодеятельного коллектива.
    Вдумчивое и серьезное использование наследия А.С Макаренко позволяет создать определённую методику формирования устойчивого коллектива участников детской самодеятельности. Четкая цель, поставленная перед группой людей, по мнении. А.С Макаренко, определяет начало становления коллектива. А создание общественного мнения – основной внутренний механизм. Он считал необходимыми следующие условия для создания коллектива: четкость организационной структуры, соблюдение дисциплины, наличие перспективных линий в жизни коллектива; необходимость создания традиций, способствующих воспитанию чувства гордости за коллектив; хорошая организация педагогического процесса, создание микро коллективов в группах, внесение в жизнь коллективами идеи «защищенности» ( воспитать привычку помогать товарищу) и « торможения» (не грубое, а внимательное отношение друг к другу); последовательность в вопросах поощрения и осуждения; подбор руководителя, отвечающего требованиям времени, с высокими моральными качествами и профессиональными умениями. Таким образом, А.С Макаренко разработал систему взаимодействие и взаимовлияние общих, частных и личных целей в коллективе.
    Так же он первым обосновал этапы развития коллектива, где требования выступает основным параметром, определяющим его становление. В этом случае, необходимым путем в развитии воспитательного коллектива является закономерный переход от категорического требования руководителя до свободного требования каждой личности к себе на фоне коллектива.
    Первый этап формирования коллектива. На этом этапе в качестве средства сплачивающего детей в коллектив, должно выступать единоличное требование руководителя к участникам кружка.
    Он характеризуется стремлением создать атмосферу взаимопонимания, дружбы, желания общаться с товарищами по объединению. В репетиционных занятиях особое внимание уделяется эмоциональным или занимательным элементам методике, которые смогут увлечь большинство. Каждому участнику дают при этом как можно чаще небольшие поручения, важные для коллектива в целом. В результате выявляется наиболее активные участники, из которых создается ядро коллектива – орган его самоуправления.
    Второй этап формирование коллектива. Здесь основным проводником требованием к личности должен быть актив. Руководителю в связи с этим следует отказаться от злоупотребления прямыми требованиями. Тут вступает в силу метод параллельного действия, поскольку руководитель имеет возможность опереться на группу ребят, которые его поддерживают. В репетиционной работе углубляется содержание. Основной упор делается на групповые и индивидуальные занятия. Приобретает особое значение проблема создания общественного мнения в объединении, без чего не мыслим коллектив.
    В его создании огромную роль может сыграть правильное развитие творческой самодеятельности участников. На этом же этапе деятельности коллектива очень важно выработать традиции, способствующие воспитанию чувства гордости за свой коллектив и продумать систему перспектив, которые помогают сохранить чувство удовлетворённости участников свое деятельностью в объединению. В этот же период определяются меры поощрения и наказания участников, что является основой чёткой дисциплины.
    Таким образом, категорическое требование на этом этапе должно отражать требование актива коллектива. Если его нет, то нет и коллектива в истинном смысле.
    Третий этап формирование коллектива органично вытекает из второго, сливаясь с ним. «Когда требует коллектив, когда коллектив сближается в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математической точной, организованной работой». - А.С. Макаренко. Положение «когда требует коллектив», говорит о сложившейся в нем системе самоуправления.
    В этот период происходит проверка сформированных нравственных черт характера личности в отношении к коллективу и его нуждам и параллельно углубление коллективистских качеств, свойств личности. Все члены коллектива поддерживают творческие проявления каждого в отдельности и всех в целом.
    Л.И. Уманский предложил не расходящуюся с общим подходом А.С. Макаренко классификацию, при которой каждый этап развития официальной группы характеризовался не только и не столько педагогическими, сколько социально – психологическими характеристиками. Если у Макаренко развитие требований идет как бы «извне» группы, то Уманский попытался заглянуть в процесс развития группы как бы «изнутри».
    Для различения уровней развития он выделил определенные параметры, такие как содержание нравственности группы, организационное единство и психологическая общность, то есть общность убеждений, эмоционального отношения и единство волевых усилий. Понятно, что развитие каждой из характеристик детской самодеятельной организации существенно влияет на воспитание его членов.
    В качестве «нулевой» точки он принял группу – конгломерат. Это люди ранее непосредственно не знакомые, оказавшиеся (или собравшиеся) на одном пространстве, в одно и тоже только потому, что перед ними стоит одинаковая цель. Взаимообщение и взаимодействия в такой группе носит поверхностный и ситуативный характер. Руководителя в первую очередь интересует ту группу – конгломерат, которая и создается преднамеренно.
    Например, создание нового кружка в клубе. Таким образом, первое, что характеризует официальное сообщество – это постановка перед ним общей цели, как первый шаг на пути рождения коллектива.
    После того как начальное объединение произошло, дети приняли статус «первичного коллектива», цели каждой личности проектируются заданием, группа поднимается на одну ступеньку – она становится группой – ассоциацией.
    В отличие от ассоциации группа – кооперация обладает реально и успешно действующей организационной структурой. Высоким уровнем групповой подготовленности и сотрудничества. Например, в плохом кружке художественной самодеятельности интерес друг к другу проявляется как к партнерам по репетициям. И только. Окончены занятия - исчерпан интерес. Сугубо деловое отношения в самодеятельной группе на уровне кооперации приводит к тому, что потребность в общении, многообразные мотивы, приведшие ребёнка в объединение, оказываются неудовлетворенными.
    Далее под влиянием педагогический правильно организованной деятельности начинает происходить межличностное сплочение группы. Это создает условия для перехода к уровню автономизации, который характеризуется высоким внутренним единством. Именно на этом уровне члены группы идентифицируют себя с ней (моя группа). В ней происходят процессы обособления, внутренней слитности и спаянности, которые являются внутригрупповой основой перехода к высшему уровню.
    Однако группа – автономия может уйти в сторону от коллектива к корпорации – лжеколлективу. Это происходит при отсутствии педагогический направленного руководства, когда в самодеятельных культурный общностях могут возникать обособившиеся малые группы, замкнувшиеся в сфере своих интересов.
    Как инструмент воспитания детский самодеятельный коллектив организуется взрослыми. При этом важное значение приобретает вопрос о соотношении: 1- потребности детей в общении и 2- Задач, поставленных перед этим коллективом. Практически в любом организованном детском объединении реально существует определенное сочетание данных двух факторов. Однако наиболее широкие возможности их взаимодействия создаются в условиях сформированного детского коллектива. Активно включая детей в решение социально-важных задач, такой коллектив обеспечивает многообразные формы общения, обуславливает возможности развития индивида как личности.
    Таким образом, детский самодеятельный коллектив – это организованная группа, в которой все участники объединены общими ценностями и целями деятельности, значимыми для всех детей, и в которых межличностные отношения опосредствуются социально и личностно значимым содержанием совместной деятельности.
    Важнейшими принципами организации детских самодеятельных коллективов являются: массовость, общедоступность, добровольность, систематичность, планомерность. Общественно- полезная деятельность немыслима без самостоятельности и активности участников. Ребята сами выбирают объект для занятий, добровольно участвуют в организационной и творческой работе, в ее планировании, в распределении обязанностей, в контроле и оценки деятельности. Руководитель же коллектива направляет эту энергию в нужное русло.
    Не будет этих принципов не будет и развитого коллектива, возможности которого можно использовать для всестороннего развития личности, то есть как инструмента для целенаправленного влияния не непосредственно, а посредственно через коллектив.
    1.2. Творчество и его роль в клубных занятиях
    Творчество - есть высший вид человеческой деятельности. В результате творчества возникают новые ценности в социальной, научной, технической, художественной области. Включение клубных любителей в массовую работу (организаторскую, просветительную, воспитательную) обеспечивает общественную реализацию плодов творчества, обогащает кружковцев темами и проблемами для творческой разработки, приносит общественное признание. В ходе целенаправленной и многоплановой деятельности природные задатки к творчеству, которыми в различной мере наделены все люди, развиваются в творческие способности. Способности – одно из самых динамичных свойств личности.
    Не менее важно и то, что коллективная форма организации клубных творческих занятий, деятельное включение их в многократную работу среди масс придают творчеству новое качество – социально-творческое, социально преобразующее. Для того чтобы коллектив приобщился к высшему и благороднейшему виду творчества – социальному, он должен обладать целым рядом качеств. Практика клубного объединения не может сводиться к узкому культурничеству, а должна представлять собой активную борьбу за массовое освоение коммунистических идейно-нравственных ценностей. При наличие таких условий данный коллектив можно с полным правом назвать творческим.
    Игра как метод развития творческих способностей личности в хореографическом коллективе.
    Игра, учение и труд являются важнейшими факторами формирования всей системы потребностей личности. Специфическое место в развитии ребёнка занимает игра. Именно «в игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития».
    Игра сопровождает человечество на протяжении всей его истории, переплетаясь с магией и религией, спортивными и военными тренировками, воспитанием и развлечениями, искусством и великими научными открытиями.
    Игра выступает в четырёх проявлениях (М.С. Каган):
    ? Активность природы, независимая от роли человека (играют волны, ветер свищет);
    ? Специальная деятельность человека ( игра актера, игра спортсмена и т. п.);
    ? Развитие физических и творческих сил человека ( игры воображения художника, конструктора, гонщика и т.п.);
    ? Самостоятельная форма деятельности (суть её собственно игра: игра в бильярд, игра в шахматы, деловая игра и пр.).
    Существует ряд видов игровой деятельности:
    а) спортивные, способствующие развитию физических и интеллектуальных сил человека;
    б) ролевые, воспроизводящие действия других людей, животных и т.п.,
    в) художественные, передающие образ, явление природы, настроение и пр.;
    г) дидактические, формирующие действия других людей, животных и т. п.,
    д) деловые, воссоздающие предметные и социальное содержание профессиональной деятельности, моделирующие систему отношений, характерных для определённого вида деятельности;
    е) военные, прогнозирующие ход сражения.
    Все обозначенные виды игровой деятельности на протяжении всей истории педагогики продуктивно используются в воспитание подрастающего поколения, что позволяет детям относительно легко и непринуждённо познать самого себя и окружающий их мир органично войти в него. Использование различных игр в детском хореографическом коллективе позволит …….(расшифровать )
    СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
    В первом полугодии учебного года преподаватель интенсивно формирует у детей игровые умения и главным образом ролевое поведение. Он включает ребят в совместную игру или предлагает сюжет в виде небольшого рассказа.
    В младших хореографических группах у детей уже сформированы основные игровые умения, позволяющие им развертывать в процессе игры ряд взаимосвязанных условных предметных действий, относить их к определенному персонажу (роли). Перед педагогом стоит задача – стимулировать творческую активность детей в игре. Этому способствует развертывание игры с включением в нее различных ролей: из разных сфер социальной жизни, из разных литературных произведений, сказок, а также соединение сказочных и реальных персонажей. Включение в общий сюжет таких ролей активизирует воображение детей, их фантазию, побуждает придумывать новые неожиданные повороты событий, которые объединяют и делают осмысленным совместное существование и взаимодействие таких различных персонажей. При этом преподаватель учитывает игровые интересы детей, которые в обычных совместных играх часто не могут реализоваться. Педагог в совместной с детьми игре должен показать, как можно развернуть сюжет с такими, казалось бы, несоединимыми ролями. Он всячески поощряет детей, которые вводят в предварительный план игры новые ситуации, события и действующих лиц, так как это является показателем свободного владения игровыми способами деятельности и творческой активности ребенка.
    Создание обстановки для сюжетно-ролевой игры или конструирование недостающих предметов в ходе уже развернувшегося сюжета помогает четче обозначить игровую ситуацию интереснее осуществить игровые действия, точнее согласовать замысел игры между ее участниками. Обычно для этой цели используют строительный материал готовые детали игрушек. При этом важно помнить, что обстановка должна быть не только удобной для игры, но и похожей на настоящую, так как не все дети сразу могут воспринимать чисто символическую, воображаемую ситуацию. Особенно это относится к групповым играм, где важно для всех участников обозначить ситуацию игры и предметы.
    Театрализованные игры.
    Театрализованные игры в отличие от сюжетно-ролевых предлагают наличие зрителей (сверстники, младшие дети, родители). В их процессе у детей формируется умение с помощью изобразительных средств (интонации, мимики, жеста) точно воспроизводить идею художественного произведения и авторский текст. Эта сложная деятельность требует обязательного участия взрослого, особенно в подготовительный ее период. Чтобы театрализованные игры-танцы стали по-настоящему зрелищными, нужно обучить ребят не только способам выразительного исполнения, но и сформировать у них умение готовить место для представлений.
    МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
    Музыкально-дидактические игры осваиваются детьми постепенно. Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время музыкальных занятий. Педагог знакомит детей с правилами игры, ставит перед ними определенную дидактическую задачу. Вначале руководитель является инициатором проведения игры во время занятия, на прогулке или в другие режимные процессы. Впоследствии дети могут самостоятельно играть и без помощи педагога, выбрав ведущего среди своих товарищей. Навыки, полученные детьми в процессе разучивания музыкально-дидактических игр, позволяют им более успешно выполнять задания, связанные с различными видами музыкальной деятельности.
    Игры-драматизации и руководство ими.
    В играх- драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т.п. Они сходны с сюжетно - ролевыми играми: в основе тех и других условное воспроизведение явления, действий и взаимоотношений людей и т.д., а также имеются элементы творчества. Своеобразие игр драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной последовательности, с помощью пластики.
    Чаще всего основой игр - драматизаций являются сказки. В сказках образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия чётко сменяют одно другое и дети охотно воспроизводят их. Легко драматизируются любимые детьми народные сказки "Репка", "Колобок", "Теремок", "Три медведя" и др. В играх драматизациях используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым создаётся возможность воспроизводить содержание по ролям.
    С помощью игр - драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.
    Для развёртывания игр - драматизаций необходимы: возбуждение и развитие интереса к ним у детей, знание ребятами содержания и текста произведения, наличие костюмов, игрушек. Костюм в играх дополняет образ, но не должен стеснять ребёнка. Если нельзя сделать костюм, нужно использовать отдельные его элементы, характеризующие отдельные признаки того или иного персонажа: гребешок петушка, хвост лисы, уши зайчика и т.п. К изготовлению костюмов хорошо привлекать самих детей и родителей. Прекрасный язык, увлекательный сюжет, повторы в тексте, динамика развития действия - всё это способствует быстрому её усвоению. При повторном рассказывании сказки дети достаточно хорошо её запоминают и начинают включаться в игру, выполняя роли отдельных персонажей. Играя, ребёнок непосредственно выражает свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации.
    В игре - драматизации не надо показывать ребёнку те или иные выразительные приёмы: игра для него должна быть именно игрой.
    Большое значение в развитии игры-драматизации, в усвоении характерных черт образа и отражении их в роли имеет интерес к ней самого педагога, его умение пользоваться средствами художественной выразительности при проведении занятия. Правильный ритм, разнообразные интонации, паузы, некоторые жесты оживляют образы, делают их близкими детям, возбуждают у них желание играть. В игре драматизации одновременно могут участвовать только несколько человек, и педагог должен сделать так, чтобы все дети поочерёдно были её участниками.
    Старшие дети при распределении ролей учитывают интересы, желания друг друга, а иногда применяют считалку. Но и тут необходимо некоторое влияние руководителя: надо вызвать дружелюбное отношение у сверстников к робким детям, подсказать, какие роли им можно поручить.
    Глава 2. Воспитание и творческое развитие в детском хореографическом коллективе.
    2.1. Сущность и специфика детского творчества. Воспитание в коллективе и через коллектив - важнейший принцип педагогики, ибо коллектив как совокупность индивидуальностей, объединенных общими целями, есть мощная сила, способная сформировать и развить все важнейшие качества личности. В сфере досуга создаются особого рода коллективы, основой жизнедеятельности которых является общность интересов и их удовлетворение в процессе исключительно добровольного общения. И, тем не менее, здесь также срабатывает модель развития коллектива, разработанная А.С. Макаренко: «от диктаторской власти руководителя коллектива к общественному самоуправлению». Согласно такой модели построения коллектива, на первоначальном этапе его развития руководитель должен разработать лишь ближайшую программу жизнедеятельности самодеятельного объединения. Причём первые требования должны быть предъявлены к коллективу в целом. На первых порах они должны логически вытекать из предмета деятельности, обеспечивать элементарную жизнедеятельность членов группы, привлекая в качестве авангарда наиболее инициативных, отзывчивых, заинтересованных, которые в свою очередь могут стать потенциальным активом. Второй этап формирования коллектива предполагает. Во-первых, создание широкого выборного актива, и, во-вторых, привлечение к организации работы самодеятельного объединения всех без исключения его участников, посредством разделения коллектива на микро-группы в 3-5 чел. В хореографическом самодеятельном объединении, например, может быть группа, отвечающая за организацию и проведение внутри коллективных мероприятий; группа, занимающаяся подбором репертуара и организацией постановочной работы; группа, отвечающая за организацию концертной деятельности и связь с другими самодеятельными объединениями; группа, осуществляющая связь с семьей и школой и т.д.

    Одна из основных задач воспитания подрастающего поколения - творческое развитие формирующейся личности, которое наиболее активно осуществляется в процессе художественной деятельности, особенно в условиях самодеятельного объединения. Осваивая произведения искусства через художественные образы, через их эмоциональное восприятие и переживание, человек и в особенности ребёнок глубже чувствует прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное в окружающей его действительности, являясь тем самым «резонатором» доброго начала в человеке.
    Необходимость художественного воспитания подрастающего поколения обусловлена тем, что творческое развитие личности в одном виде деятельности распространяется на все другие виды жизнедеятельности. Причём оптимальным возрастным периодом для творческого развития личности является возраст от 3-5 до 16-18 лет. Этот возрастной период является сенситивным, т. е. наиболее благоприятным для творческого развития личности. В этом возрасте закладывается и формируется мировоззрение, наилучшим образом развиваются способности и навыки. При этом навыки, в том числе творческие, приобретённые в этом возрасте, откладывают отпечаток на настоящую и всю последующую жизнь человека.
    Особенно сильно искусство воздействует на ребенка, подростка. Юношу, когда он сам является его «творцом». Это его качество наиболее эффективно реализуется в условиях детского самодеятельного объединения. Сущность самодеятельного объединения заключается в художественно-воспитательном воздействии коллектива на участников и его деятельность можно охарактеризовать как приобретение, создание, хранение, накопление, а также распространение и пропаганду художественных ценностей, выработку на базе совокупных художественных ценностных ориентации участников коллектива посредством формирования отношения человека к искусству.
    Детские самодеятельные коллективы позволяют с максимальной эффективностью воздействовать на нравственный облик ребёнка, подростка, юноши. Специально подобранный репертуар способствуют формированию возвышенных идеалов. Детское самодеятельное творчество- это сфера педагогической деятельности, в которой происходит подготовка детей к жизни и, таким образом, осуществляется социально-педагогическая функция. Детское самодеятельное творчество помогает детям расширить свой художественный кругозор, осуществить переход к более глубокому познанию искусства, к постижению процесса художественного опыта предшествующих поколений, знакомит с историей и теорией искусства, а стало быть, реализуется художественно- просветительная функция. Принцип занимательности в развитии детского самодеятельного творчества заключается в создании непринужденного общения посредством введения в учебно-творческий и воспитательный процесс игры (со всем ее многообразием), театрализации и самой разнообразной атрибутики, что превращает
    художественно-творческую деятельность детей в праздник.
    2.2. Роль руководителя коллектива в воспитании детей.
    Учить детей – значит отдавать все свои душевные и физические силы, знания всего себя, без остатка, ничего не оставляя на завтра, уметь проникнуть в психологию ребенка, изучить ее. Выделить главные достоинства, понимать его слабости.
    Каждый строитель, каждый творец знает тот особенный, прекрасный миг в работе, когда однажды из всего рабочего, будничного, привычного вдруг проступает четкий контур выросшей громады – всегда немного неожиданный и непохожий на тот, который много раз рисовало воображение…
    « Строительный материал», над которым работают педагоги – это молодые, восприимчивые, жаждущие умы. Используя свойства этого материала, они придают ему совершенную форму, воспитывая его нравственно и эстетически.
    Великий гуманист, педагог и писатель В.П.Сухомлинский писал: « Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве, у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени: в годы детства день кажется годом, а год вечностью. Имея доступ в сказочный дворец, имя которому – детство, я всегда считал необходимым стать в какой то мере ребенком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как на сторожа, охраняющего их мир, сторожа, которому безразлично, что делается в нутрии этого мира». Поэтому если хочется работать с детьми, нужно стать их товарищем и другом. Тот, кто учит других, должен сам много знать. Тот, кто воспитывает, должен быть воспитан сам. Из этих двух педагогических истин и вытекает высокое требование к облику руководителя детским самодеятельным коллективом.
    На занятиях педагог выступает посредником между ребенком и обширным, прекрасным миром искусства. Педагогическая задача руководителя состоит в такой организации процесса познания танцевального искусства, который способствует естественному и органическому проявлению собственных духовных сил ребенка и соответствует данной ступени его развития.
    Приводить в действия свои знания, свое умение помогают педагогические и организаторские способности. К педагогическим способностям относятся наблюдательность, воображение, внимание, а к организаторским - инициатив¬ность, умение мобилизовать детей, требовательность, умение планировать и контролировать. Рассмотрим каждую способность более подробно.
    Педагогическую наблюдательность характеризует постоянная потребность присматриваться к людям, подмечать в их внешнем облике и поведении то, что на первый взгляд не каждый заметит. Умение наблюдать имеет огромное зна¬чение в воспитательной деятельности коллектива. Только систематическое на¬копление психологических наблюдений, изучение интересов и запросов детей помогают определить правильное направление в работе детского коллектива и увидеть в общей массе детей каждого отдельного ребенка. Педагогическое во¬ображение - сложная психологическая функция, без которой невозможно про¬дуктивная воспитательная деятельность, которая обязательно требует мыслен¬ного предвиденья результатов своего труда. Внимание - это свойство психики, которое дает возможность человеку отвлечься от окружающих раздражителей и направить свое сознание только на определенные предметы, действия, мысли. А в воспитательной работе руководителя необходимо распределение внимания. С одной стороны, я направляю свое внимание на себя, на то, что я должен сде¬лать сам, а с другой стороны, в поле внимания всегда находится весь коллектив и отдельные личности. Недаром психологи советуют; «Лучшей способ стать внимательным - это никогда не позволять себе делать никакой работы невнимательно».
    Воспитательная работа, есть, прежде всего, работа организатора, говорил Д.С. Макаренко. А чтобы организовать жизнедеятельный и радостный коллек¬тив, нужна, прежде всего, инициативность. Ясли руководитель не будет инициатором всех интересов и полезных дел в коллективе, то не стоит и говорить о его организаторских способностях.
    Жалким и беспомощным выглядит тот руководитель, который не умеет привлечь и организовать детей. Чтобы включить их в работу коллектива, важно увлечь их идеями, захватывающими перспективами, вызвать желание зани¬маться, преодолеть возникшие трудности, то есть уметь мобилизовать детей. Учитывая эти способности руководителя, решается нелегкая задача - формиро¬вания коллектива. Руководитель здесь часто выступает во многих ролях. Он психолог и педагог, воспитатель и друг, пример для подражания. Еще известный чешский педагог Я. А. Коменский требовал, чтобы сам вос¬питатель всегда был для людей вообще, особенно для детей, в одежде - зерка¬лом простоты, в образе жизни - зеркалом бдительности и прилежания, в по¬ступках - зеркалом разговора и молчания, в частной и общественной жизни - зеркалом благоразумия.
    Таким образом, хороший воспитатель-это непременно, обязательно хо¬роший человек! Добрый, великодушный, честный, благородный, щедрый, так¬тичный. Аккуратность, точность, подтянутость, хорошее настроение, приподня¬тость. Авторитет руководителя создается его знаниями и поддерживается чут¬ким отношением к участникам. Он должен быть душой коллектива, образцом дисциплинированности, культуры поведения. Руководитель должен четко при¬слушиваться к желаниям и настроениям участников, разумно и тактично пре¬достерегать их от возможных ошибок. В его работе недолжно быть «мелочей», а возникшие трудности следует преодолевать упорством, волей и настойчивостью.
    Перед каждой встречей с коллективом руководителю необходимо не толь¬ко продумать план урока, но и хорошо к нему подготовиться. Каждое занятие надо сделать ярким и понятным. Интересная форма построения занятий увлекает детей и способствует лучшему усвоению урока. Взаимоотношения с учени¬ками должны быть доброжелательными, равными со всеми. Нельзя более спо¬собных и ярких только хвалить. В детях легко воспитывается зазнайство, превосходство. Нельзя менее способным указывать только на их недостатки. Ребе¬нок может потерять веру в себя. У тех и у других могут быть и успехи и недостатки, и эту сторону нужно уметь всегда заметить и отменить, даже самые их незначительные продвижения вперед. Естественно любой руководитель не мо¬жет не видеть одаренного ученика. В коллективе мы часто проводим необхо¬димые творческие разборы уроков, репетиций и концертов, где каждый выска¬зывает свое мнение. Так создается коллективная точка зрения, которую нельзя не учитывать. Эту линию воспитания нужно проводить тонко и чутко, в этом помогают влияние и авторитет руководителя, которые в свою очередь зависят от увлеченности и творческого отношения к делу; от любви к своей профессии и мастерства; от эрудиции; от требовательности и порядочности, тактичности и выдержанности. О детской художественной самодеятельности чаще всего, го¬воря в связи с проблемой эстетического и нравственного воспитания. И, как правило, речь ограничивается проблемой репертуара: если дети иг¬рают классику «детскую» или «взрослую» («особенно в традиционных» фор¬мах), значит, с эстетическим воспитанием всё в порядке. Безусловно, выбор репертуара играет весьма существенную роль, однако он не единственный фак¬тор в эстетическом воспитании. Не менее, а порой и более важное значение имеет методика работы режиссёра, хореографа, музыканта с юными артистами. Профессионализм ру¬ководителя, дающий юным актерам возможность почувствовать творческую уверенность, рождает у ребят ощущение собственной состоятельности. Юный актёр в хороших режиссёрских руках, ровно, как и профессиональный, стано¬виться сотворцом спектакля, обретает творческую и личностную свободу.
    Конечно, работать с ребятами нужно на материале, соответствующем их театральному и жизненному опыту. Не случайно львиную долю репертуара детских самодеятельных театров составляет обращение к сказкам, создание ва¬риаций на известные жизненные сюжеты, инсценировки детской прозы. И если сами участники театральной самодеятельности не видит, себя со стороны и не могут объективно отнестись к своей работе, то их друзья-зрители от таких «псевдспектаклей» теряют уважение к режиссёрам, актёрам, а часто и к пред¬ставленной на сцене литературе. Какое же тут эстетическое воспитание!
    О полноценном эстетическом воспитании в театральной самодеятельности можно говорить только тогда, когда руководитель коллектива обладает двумя качествами - нравственностью и профессиональной чистоплотностью. И тогда не надо прятаться за тексты классиков. Тогда творческий результат даст ре¬зультаты. Из-за отсутствия детской драматургии высокого качества многие ре¬жиссёры сами создают пьесы для своего театра. Такая тенденция (при условии драматургической одарённости режиссёра) безусловно, положительна, ибо ро¬ждает произведения «по правилам игры» детского театра, конкретных исполни¬телей и условий.
    Не секрет, что любительский театр (особенно детский и молодёжный) пер¬вым улавливает то, что потом, подхваченное и развитое театром профессио¬нальным, становится «новым словом», новыми эстетическими веяниями. Нуж¬но только искать, думать и очень любить дело, которым занимаешься. Именно так должны жить взрослые, взявшие на себя ответственность за работу с деть¬ми: с любовью к детям, музыке, театру, с уважением к собственной профессии, с верой в будущее.
    В заключении хочется еще раз сказать несколько слов о личных качествах руководителя. Ведь он осуществляет воспитание, прежде всего личным приме¬ром, поэтому в нем должно быть, говоря словами Чехова, все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысль. Ведь своим внешним видом, своим обаянием, жизненным опытом он беспрерывно влияет на ученика. Поток взаимодействия друг на друга во время урока, экскурсий или прогулки без прерывен. Даже ко¬гда ученик уходит домой, он еще долго испытывает на себе влияние личности руководителя. Педагог, который учит любимому делу - это огромная воспита¬тельная сила в духовной жизни ребенка, в его художественно-эстетическом становлении.

    Гармоническое развитие коллектива возможно лишь при соблюдении ряда условий, выработанных и обоснованных А.С. Макаренко
    1. Дисциплина и режим, без которой невозможно осуществление любого дела, включая творческую деятельность, невозможно результативность.
    2. Систематичность т целенаправленность в осуществлении воспитания и обучения, недопустимость их разрыва.
    3. Мажорный тон- проявление внутреннего спокойствия, чувства собственного достоинства, уверенности в своих силах, в силах коллектива и в его будущем.
    4. Дружеское единство коллектива на основе уважения общественного мнения и каждого члена коллектива. Чувство гордости за коллектив. Недопустимость уединенности личности.
    5. Присутствие в коллективе идеи защищенности, поддержки в достижении истины. Чуткий подход друг к другу.
    6. Активность коллектива и каждого его члена, но упорядоченная, разумная и полезная.
    7. Привычка торможения, сдержанность в движении, в слове, в критике и т.д. ( особая форма торможения – это проявление вежливости).
    Выделяют три перспективы:
    ? Близкая перспектива (т.е. общее стремление к завтрашнему дню)
    ? Средняя перспектива (заключается в проекте события несколько отодвинутого во времени);
    ? Далекая перспектива (более широкая, крупномасштабная перспектива, рассчитанная на достижение возвышенной цели).