что нам нужно?
В.В. Биденко,
председатель ПЦК библиотечных дисциплин
Сегодня, когда возникают споры о том, нужна ли книга обществу и не следует ли ее заменить компьютером, нужна ли вообще человечеству библиотека, важно отметить, что почти во всех развитых странах растет число читателей библиотек и увеличивается количество издаваемых книг. А это значит, что библиотечная профессия еще будет жить долго. Она приобретет новые формы, новые специализации, но разве можно быть библиотекарем без специфических свойств характера, многие из которых зачастую и описать невозможно. К профессиональным знаниям и умениям, естественно, добавляются многие другие черты. Но одна из них определяет судьбу библиотекаря - любовь к самой библиотеке, ко всему тому, что в ней происходит. Если есть эта любовь, то библиотека превращается в родной дом, в котором проходит вся жизнь. У большинства эта любовь возникает за годы профессиональной учебы или работы. Есть такое выражение: «установка на библиотечную профессию». Преподаватели библиотечных дисциплин тратят немало времени на выработку у студентов этой установки.
Иркутский областной колледж культуры готовит библиотечные кадры с 1960 года. Путь становления библиотечного отделения - это жизнь, судьбы людей. Среди имен, вписанных золотыми буквами в летопись отделения, имена: Ураковой Р.Ф., Пастуховой Н.М., Покачаловой М.Д.. Многие годы плодотворно работали Андреюк Н.Ф., Эдельман И.Ф., Левенсон Э.М., Собченко Т.Г., Дмитриева А.Н., Журавлева Е.А., Стульнева Л.И., Оленкевич Э.П., которые не один раз за добросовестный, творческий труд отмечались различными наградами. С особым чувством гордости можно говорить о выпускниках специальности Библиотековедение. За 52 года работы колледжем было подготовлено более 4000 специалистов. Без преувеличения можно сказать, что они трудятся во всех уголках Иркутской области и города. Большинство из них получили высшее образование, закончив Улан - Удэнский институт культуры (ныне Восточно-Сибирская государственная Академия культуры и искусств), другие ВУЗы. Многие из них достигли значительных успехов в своей деятельности: заняли руководящие должности, удостоены почетного звания «Заслуженный работник культуры РФ», повысили научный статус, занимали и занимают высокие должности: директоров ЦБС, методистов, заведующих библиотек-филиалов, библиографов, главных библиотекарей и т.д.
Каким же видится современный библиотекарь? Его нельзя воспринимать как человека, обязанность которого – только хранить и выдавать документы. Это специалист знающий и стремящийся к знаниям, любящий книгу, жаждущий собирать их как можно больше, сохранить для своих читателей, для будущих поколений. Модернизация среднего профессионального образования коренным образом изменила его цели, задачи и методы. Сегодня оно направлено на формирование и развитие способностей студентов к самостоятельному поиску, анализу, переработке и представлению информации.
В нашем колледже студентам прививают навыки умения использовать сведения, представленные в интерактивном режиме. Подготовка квалифицированных кадров для современной библиотеки ведется с учетом новых условий работы библиотек.
С сентября 2011 года в колледже внедряются Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, подготовка специалистов библиотекарей осуществляется на основе профессиональной образовательной программы повышенного уровня - специалист по информационным ресурсам.
Изменился полностью учебный план. Специалист библиотекарь готовится по следующим видам деятельности:
-Технологическая деятельность (формирование библиотечных фондов, их хранение, аналитико-синтетическая обработка документов, информационное и справочно-библиографическое обслуживание пользователей библиотек);
-Организационно-управленческая деятельность (планирование, организация и обеспечение эффективности деятельности библиотек, ведение учетной документации, контроль за качеством предоставляемых услуг, прием управленческих решений, руководство коллективом библиотеки);
-Культурно-досуговая деятельность (реализация досуговой и воспитательной деятельности библиотеки, организация досуговых мероприятий, создание комфортной информационной среды, обеспечение дифференцированного библиотечного обслуживания пользователей, приобщение пользователей библиотек к национальным и региональным традициям);
-Информационно-аналитическая деятельность (использование коммуникативных и информационных технологий в профессиональной деятельности).
А это значит, что объем специальных знаний, умений и навыков существенно возрастает, прежде всего, за счет расширения границ «библиотечного познания», в скором будущем современным специалистам придется выходить на мировые информационные ресурсы, они должны уметь работать с электронными базами данных за рубежом, знать их «инструментарий»- системы классификации и предметизации.
Колледж готовит библиотекарей способных изучить важнейшие аспекты деятельности библиотек. При этом учитывается, что традиционная концепция библиотеки последовательно меняется: от места, куда обращались за книгами и другими печатными изданиями, к учреждению, в котором, кроме того, можно получить доступ к медиа-ресурсам, включая компьютерные компакт-диски, Интернет, доступ к широкому кругу виртуальных библиотек и других ресурсов. Большое внимание при подготовке специалистов уделяется производственному обучению. Во время производственной (профессиональной) практики студенты углубляют необходимые профессиональные навыки и умения работы с пользователями, со справочно-библиографическим аппаратом и библиотечным фондом, проводят массовые мероприятия по различной тематике, применяя разнообразные формы: читательские конференции, литературные вечера, библиошоу, премьеры-презентации книг, литературные уроки и т.д. При подготовке специалистов учитывается, что еще долго будет сохраняться традиционное обслуживание пользователей, но роль компьютерных и сетевых технологий стремительно возрастает. Компьютеризация предъявляет новые требования к сотрудникам библиотек и к будущим специалистам. Библиотекарь теперь должен успевать следить за преобразованиями не только в своей традиционной работе, но и в техноинформационной сфере. Библиотекари как информационные профессионалы все более комбинируют традиционные обязанности с задачами, решение которых могут обеспечить быстро изменяющиеся технологии.
Сегодня предметно-цикловая комиссия библиотечных дисциплин состоит из небольшого количества преподавателей, но это опытные и высококвалифицированные педагоги специальных дисциплин: Дрожжина Г.С., Биденко В.В., Толстихина Н.П., помогают нам преподаватели дисциплин информационного блока: Савченко И.В. и Коршунова О.В. Преподавателями колледжа наработан солидный учебно-методический опыт обучения специальным дисциплинам. Создан целый ряд программ и методических пособий, которые имеют несомненную научно-методическую ценность. Информатизация общества, инновационная деятельность библиотек стимулирует совершенствование образования и методику учебно-воспитательного процесса.
Образование сегодня должно носить опережающий характер. Необходимо создание единого социального заказа на подготовку квалифицированных кадров библиотечно-информационной деятельности. Выпускники должны соответствовать высоким требованиям, предъявляемыми работодателями. Преподаватели колледжа готовы к работе по реализации запросов заказчиков кадров – социальных партнеров.
• Профессиональное образование России и стран СНГ
• Поиск работы
• Поиск работы в Иркутске и области
Авторские права статей защищены в соотвествии с Законом РФ об авторском праве.