Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих

Teacher


Teacher

Teacher

что нам нужно?


 
  • Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • «    Ноябрь 2023    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    27282930 
    Главная » Научно-методический центр » Научно-исследовательская деятельность преподавателя как важнейшая составляющая деятельности образовательного учреждения

    - Научно-исследовательская деятельность преподавателя как важнейшая составляющая деятельности образовательного учреждения

    В.В. Монжиевская,

    Заслуженный учитель РФ,

    к.п.н., доцент

     

          altУспех проводимой в Российской Федерации модернизации образования во многом зависит от готовности образовательных учреждений и  педагогических кадров к ее реализации, требуя повышение профессиональной компетентности педагога. Одним из направлений деятельности и формой совершенствования профессиональной компетентности современного преподавателя, а также одним  из определяющих факторов развития образовательного учреждения  является  научно-исследовательская деятельность.

          Проводимый анализ научной деятельности российских средних профессиональных образовательных заведений свидетельствует, что в последние годы возрос интерес к исследовательской работе, увеличился  объем научных публикаций педагогической направленности, но  уровень их культуры и методологической выдержанности остается невысоким, а проводимые педагогами исследования носят фрагментарный, чаще инициативный  характер.  Изучение опыта работы  средних специальных учебных заведений зоны Сибири и Урала показывает, что в своих исследованиях педагоги слабо  ориентируется на  разработку фундаментальных и региональных проблем. В то время как роль таких исследований особенно востребована в условиях кризиса, а также  выхода образовательных стандартов на мировой уровень.  В организационном плане проведения научно-исследовательской деятельности наиболее актуальной  и очень сложной остается проблема методологии, методики, технологии и культуры  научного исследования.   Учитывая это,  требуется обновление  педагогического мышления с опорой на  методологию исследовательского процесса, передовые научные парадигмы, учет культурно-исторических, этнических, социально-политических особенностей конкретной территории,  являющихся важными аспектами совершенствования  профессиональной компетентности и педагогического мастерства педагога. Современная ситуация нацеливает каждого преподавателя на  поиск своей научной ниши и организации исследовательского педагогического  процесса для целей компетентной самореализации в избранной профессии и качественной подготовки будущих специалистов. 

             Анализ работы Иркутского областного колледжа культуры свидетельствует, что до последнего десятилетия педагогический коллектив больший акцент делал на научно-методическую работу: совершенствование учебных планов,  программ, создание единых контрольно-измерительных материалов, методических пособий, указаний, рекомендаций,   оформление рецензий, отзывов и пр. В последние годы активизировалась научно-исследовательская деятельность. Она ведется по таким направлениям:

    ·        работа над диссертациями;

    ·        публикация научных статей в сборниках разного уровня;

    ·        подготовка докладов и выступлений  на научно-практические конференции, семинары,  совещания, круглые столы, как местного, так и регионального, республиканского и международного уровней.

    Достаточно отметить, что колледж  является базовым для проведения региональных конференций по разной тематике, включая научную сферу.  В колледже уже ряд лет функционирует «Школа педагога-исследователя». Параллельно с этим организуется научно-исследовательская работа студентов по линии научного студенческого общества (НСО),  публикуются материалы в  сборниках конференций.

              Понимание значимости вопроса явилось предметом рассмотрения  на научно-практической конференции колледжа, где обсуждались проблемы, связанные с научно-исследовательской деятельностью преподавателей  и было отмечено, что достигнуто правильное понимание ее важности, переломлена ситуация, когда в общественном сознании бытовало мнение, что она является прерогативой вузовских работников. Участники конференции одобрили работу преподавателей колледжа на  семинарах,  форумах, конференциях, а также обратили внимание на грамотную трансформацию исследовательских методов в учебный процесс. Для целей перспективного развития образовательного учреждения приняты рекомендации   о разработке модели профессиональной готовности преподавателей к научно-исследовательской деятельности, включая готовность к руководству научно-исследовательской деятельностью студентов, а также Положения об организации  научно-исследовательской деятельности  преподавателей. Участники конференции предложили продолжить:  деятельность «Школы педагога – исследователя», сделав акцент на проведение консультационных (индивидуальных и групповых) форм работы;   экспериментальные авторские исследования преподавателей; проведение исследовательских работ регионального плана в области культуры;  обмен опытом научно-исследовательской работы,  проведение мастер-классов, семинаров, круглых столов, научно-практических конференций и пр.; сотрудничество с другими образовательными учреждениями по вопросам проведения психолого-педагогических исследований; совершенствование деятельности научного студенческого общества. Администрации колледжа было рекомендовано рассмотреть вопрос о включении в учебные планы различных специальностей спецкурсы, обучающие семинары  для преподавателей и студентов по методологии научно-исследовательской деятельности. Отрадно отметить, что данный наказ участников конференции выполнен полностью. Совершенствование  исследовательской компетентности преподавателей осуществляется через систему повышения квалификации. Тематические семинары по исследовательской деятельности и руководству исследовательской деятельностью студентов для педагогов колледжа стали проводиться регулярно. А подготовка к самостоятельной и научно-исследовательской деятельности стала обязательной для студентов всех специальностей колледжа культуры.

                Проводимая в таком ракурсе научно - организационная работа, на наш взгляд,  будет способствовать повышению статуса образовательного учреждения, имиджа преподавателя, уровня сотрудничества преподавателей и студентов Иркутского областного колледжа культуры.