что нам нужно?
Кушнаренко М. А.
Иркутское художественное училище, курс 2, отделение декоративно-прикладного искусства
Большинство людей привыкли при слове «художник» представлять себе немного странного человека, обитающего в своей собственной вселенной, свободного, не обремененного тяготами жизни. Или наоборот, вечно нуждающегося и обремененного мыслями только о том, как себя прокормить. На самом же деле, художник – это такая же профессия, как и все остальные, со своими особенностями и со своим понятием о том, что называется успехом.
По сфере своей деятельности художники делятся на станковистов, монументалистов, декораторов, дизайнеров, художников декоративно-прикладного искусства. Станковисты занимаются реалистическим и абстрактным искусством – пишут картины. Прикладники работают с каким-либо материалом (керамика, текстиль, металл – соответственно это керамисты, модельеры или дизайнеры тканей, кузнецы или ювелиры); и работают со стилизованными (то есть не реалистически, а образно изображенными) объектами. Дизайнеры разрабатывают логотипы, работают в сфере полиграфии и web-дизайна. Декораторы работают с театральными и другими декорациями. Монументалисты занимаются монументальной живописью (украшение зданий) - фресками, витражами, мозаиками.
В зависимости от будущей специализации художников образовательный процесс следует организовывать, учитывая особенности образного мышления художников каждой сферы деятельности. Для будущих живописцев-станковистов важно делать упор на воспитание реалистического художественного восприятия и чувства живописной композиции в объеме. Для декораторов необходимо развитие чувства абстрактной композиции и воспитание умения стилизовать объекты, а также воспитание навыков работы с определенным материалом. Для дизайнеров важно воспитание умения перерабатывать образ в символ и грамотно сочетать символы со шрифтами и определенной цветовой гаммой, тем самым создавая гармоничный стиль.
Важную роль в становлении художника играет художественная подготовка в детстве (художественная школа, студия). Начальное художественное образование формирует вкус и необходимые навыки, в том числе и узкоспециальные. Так, без навыков, например, в области академического рисунка юному художнику будет довольно сложно успешно сдать экзамены в среднее специальное и, тем более, высшее художественное учебное заведение.
В зависимости от сферы деятельности условия устройства на работу после получения образования могут быть совершенно различными как в плане творческой реализации, так и в коммерческом плане. Легче всего, как мне кажется, получить высокооплачиваемую работу дизайнерам. Практически ни одна фирма, работающая в сфере производства или услуг, не обходится сейчас без дизайнера.
Творческая реализация зависит от инициативности и одаренности художника-дизайнера. Мастера ДПИ тоже могут найти способ реализовать себя и при этом заработать в области либо моделирования одежды, либо изготовления каких-либо стильных аксессуаров для дома, либо в области оформления помещений (кафе, клубов). Живописцам в плане сочетания творческой и коммерческой реализации сложнее всего. Чтобы заработать на своих произведениях, нужно для начала очень много времени, чтобы их создать. А если отвести картинам роль творческих работ «для себя», нужно искать дополнительный источник заработка. Поэтому многие живописцы устраиваются преподавателями рисунка и живописи в детские художественные школы, ссузы и вузы.
Восприятие творчества художника обществом напрямую зависит от того, насколько его творчество соотносится с окружающей действительностью, отражает взгляды большинства окружающих, соответствует их вкусам. Есть художники, которые подстраиваются под вкусы большинства и пишут картины по принципу «лишь бы красиво, лишь бы купили». Есть непризнанные самобытные гении, которых современникам вряд ли дано понять. Ну и конечно, бывают редкие случаи, когда художники по наитию сочетают свою творческую самобытность с веяниями времени, и их признают не только современники, но и последующие поколения.
• Профессиональное образование России и стран СНГ
• Поиск работы
• Поиск работы в Иркутске и области
Авторские права статей защищены в соотвествии с Законом РФ об авторском праве.