Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих

Teacher


Teacher

Teacher

что нам нужно?


 
  • Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • «    Ноябрь 2023    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    27282930 
    Главная » Научно-методический центр » Научно-практическая конференция » Масленица - общерусские традиции и региональные особенности

    - Масленица - общерусские традиции и региональные особенности

    Гусельникова Виктория, студентка ИОКК

    Масленица – древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, праздник "проводов зимы", которым отмечается переход к весне и весенним земледельческим работам. Из всех славянских праздников Масленица – самый древний. С принятием христианства, она стала предварять Великий пост, стала периодом подготовки к посту, который включает в себя "всеёдную" и "рябую" недели.
    Во время «всеёдной» недели постные дни отсутствуют, а в «рябую» – скоромные дни чередуются с постными. После «рябой» недели начинается масленичная, сырная неделя. Масленичная неделя состояла из двух половинок - узкой и широкой масленицы.
    Масленица была принята православной церковью как религиозный праздник –сырная неделя, сыропустная, когда мясо уже исключается из рациона, но разрешается есть молочную пищу и яйца.
    Масленица (сырная неделя) справляется за семь недель до пасхи и приходится на период с конца февраля до начала марта.
    Масленицу повсюду ожидали с большим нетерпением. Это самый весёлый, разгульный и по истине всеобщий праздник.
    Всю масляную неделю праздновали широко, весело. Ходили друг к другу в гости на блины, катались по улицам на лошадях в разукрашенных санях. Иногда в санный поезд впрягали вместо лошади ватагу ряженых, на сани водружали столб с вертящимся колесом - символ возрождающегося солнца, делали «ледянки», «катушки» - ледяные горы и съезжали с них на санках, бересте, коже и "ледынцах". Гуляли ряженые, плясали вокруг костра из чучела соломенного, обряженного в «бабью лопоть»: сарафан, платок, повязанной по-старушечьи - с низким захватом лба, в руке - блин, в другой - сковородка. В центре внимания на Масленице оказывались молодожены: они одевались в свои лучшие наряды и непременно принимали участие в катаниях.
    Для каждого дня Масленичной недели имелось свое название. Понедельник - встреча. К первому дню Масленицы устраиваются общественные горы - ледянки, каталки, качели, столы с разнообразными яствами.
    Вторник - заигрыш. С утра приглашались девушки и парни покататься на горах, поесть блинов. Гостей принимали у ворот или у крыльца. Молодцы высматривали невест, а девицы поглядывали на суженых. Среда - лакомка. В среду тещи приглашали своих зятьёв на блины, а для забавы любимого зятя созывали всех родных. Четверг - широкий четверток, разгул, перелом. Начинался масленичный разгул: катались по улицам, разные обряды, кулачные бои. Пятница - тещины вечерки. В этот день зятья угощали блинами своих тещ (иногда со всею родней). Зять обязан был с вечера лично приглашать тещу. Суббота - золовкины посиделки. Молодая невестка приглашала своих родных к себе. Дети строили снежные городки. Воскресенье - проводы, прощанье, целовник. Соломенную куклу. Прощание между родными и знакомыми происходит вечером. Прощание завершалось поцелуем. Встретить весну необходимо было с чистой совестью и телом. По окончании Масленицы все шли в баню.
    В разных губерниях были свои традиции проведения масленицы.
    В некоторых местах о подобающей встрече и должном проведении всей масленицы заботились ещё субботы предшествующей недели. В Калужской губернии, начиная печь заранее блины, хозяйка посылала мальчика лет 8- 10 “встречать масленицу”: давала ему блин, с которым он скакал верхом на ухвате или кочерге по огороду и кричал:

    Прощай, зима сопливая!
    Приходи, лето красное!
    Соху, борону-
    И пахать пойду!
    С субботы же начинали праздновать «малую Масленку» и кое-где на Владимирщине. Ребятишки группами бегали по деревни и собирали лапти, потом встречали возвращающихся с покупками из города или с базара вопросом «Везёшь ли Масленицу?» Кто отвечал: «Нет», того били лаптями. В этот же день ребята здесь с особым азартом катались с гор: существовала примета – кто дальше прокатится, у того в семье лён уродится длиннее.
    Последнее воскресенье перед масленицей носило название «мясного воскресенья». В вологодских деревнях принято было наносить визиты родственникам, друзьям, соседям и приглашать в гости на масленицу. В «мясное» воскресенье тесть ездил звать зятя «доедать барана».
    «Заговляюсь на сыр да на масло»,- говорит вечер перед масляной.

    Дети катались с гор во все дни масленицы, взрослые присоединялись к ним позже, примерно со среды – четверга. Съезжали с гор на санях, салазках, обледенелых рогожах.
    Катанию с гор придавали особый смысл. В старину, например, существовал обычай «лучшим пряхам в семье кататься с гор на донцах, причём у той, которая дальше прокатится, думали, будет самый лучший лён».
    В Архангельской губернии долго сохранялась традиция скатываться с гор парами, которые поженились в этом году.
    Сани с молодожёнами подъезжали в то время, когда там собиралось много мужиков и холостых парней. Как только молодой поднимался на гору, мужики кричали: «Молоду такого – то на горку!» «Она, услышав приглашение, выходит из саней и, поклонившись в ту и другую сторону в поле, идёт к ожидающему её мужу, беспрерывно кланяясь, а зашедши на горку и ещё отметив в одну сторону три низких поклона и севши ему на колени, целует его два или три раза; но стоящие тут зеваки, не довольствуясь такою малою любезностью новобрачных, держат санки, говоря: «Ещё, ещё раз подмажь, ходче пойдёт!» - и заставляют её таким образом целовать 10 раз и более и тогда только спускают их катиться. Скатившись, молодая ещё целует мужа один раз». Все поженившиеся пары деревни должны скатиться по одному разу.
    Катание с гор молодожёнов сопровождалось песнями, которые пели в основном девушки, собиравшиеся на горе и ожидавшие своей очереди покататься.
    Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодёжи найти себе пару.
    Например, костромичи «выборанивали девок» - таскали борону вдоль дорог, чтобы девкам легче было выйти замуж. В Острогожском уезде Воронежской губернии женщины привязывали неженатым парням колоды – это шуточное наказание за то, что не женился в прошедший мясоед. От колоды и от довольно откровенных насмешек приходилось откупаться вином, блинами, конфетами.
    Русское население Сибири также отмечало масленицу весело и разгульно. Выпечка блинов, катание на лошадях, катание с горки, уличные гуляния – важные элементы масленичной обрядности. Старожилы в своих рассказах часто упоминают, что в эти дни деревенская молодежь любила «обряжаться», петь масленичные песни. "На Масленицу коней запрягали, катались на горках, обязательно пекли блины, а как же без них-то" (Е. И. Бурсевич из с. Усть-Кульск).
    "Запрягали лошадей, ставили туда ступку, куделю сделают и песни поют все про Масленицу:
    Масленица - белый сыр,
    Ой, ой люли - белый сыр,
    Что ж ты нам принесла?
    Ой, ой люли, ой люли,
    И соху, и борону,
    Ой, ой люли, ой люли,
    Хлеба горбушку и воды кружку,
    Ой, ой люли, ой люли, нам принесла"
    (К. М. Дудкевич из с. Гадалей).
    "Ходили на Масленку, наряжались, даже так наряжались - покойника делали. Ну вот один человек становится впереди, голову согнет, ровно голова у него согнутая, а второй человек сзади руки свои вытягивает на его вот так, голову откидывает и получается, как покойник, вперед ногами, а первый-то человек руки вытянет туда, как ноги, наденут ему обутки какие-нибудь, обычно надевали катанки обрезанные, а тут накроют простынью, и получится, как покойник. И вот заходили даже в дома, вечером, не днем, а вечером, некоторые даже пугались: заходят, покойника заносят в избу. А вечером опять начинаются какие-то причуды, кто на метле едет, и бабой Ягой наряжались, и этим, вороной наряжались, крылья такие сделают, нос такой, но наряжались так-то по-настоящему…" (с. Гадалей).
    Отличительной чертой Масленицы было катание по улицам на лошадях. "Взад и вперед мчатся однопряжки, пары, тройки, весело позвякивая всяким "вызвоном" (колокольчики, бубенчики), красуясь наилучшей сбруей, разноцветными ленточками в заплетенных косичках лошадиных грив. В "кошевках", а на Ангаре в старинных лубяных "кошевнях" сидят разряженные катающиеся "кумпании" - пожилые особо, молодежь особо, громко распевая "проголосны" песни. От поры до времени из общей вереницы кошев отделяются некоторые и останавливаются перед той или иной избой, где для приглашенных "поежжан" (гостей) давно "собраны столы" с масленичной "ествой", хмельным или "травяным" пивом, а также водкой" (Макаренко).
    Необычно, интересно, с представлениями проходил последний день Масленицы - "прошшоное воскресенье", "целовальник" - это отмечают авторы сибирских календарей. "… все больше бабы, - приделает из кудели бороду, верхом на коне задом на перед сядет да и ездит взад-вперед по деревне из конца в конец. То сани двои или трое вместе рядом свяжут, запрягут задом наперед, на сани поставят лавку, на ней сидит старуха с прялкой, куделю прядет, а старик сзади стоит, над ней кормует, кулаками размахивает. Всяко-то, всяко представляются, только бы чуднее было" (Виноградов).
    Вечером в этот день ездили на кладбище прощаться с родителями, посещали родственников, молодые кланялись пожилым в ноги, да и просто люди кланялись друг другу, просили прощение и обязательно целовались.
    В деревнях Тулунского района разграничения по дням масленичной недели нет. Поэтому нет и обрядов, связанных с этими днями (сожжение Масленицы, Прощенное Воскресенье, тещины вечерки, золовкины посиделки).