Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих

Teacher


Teacher

Teacher

что нам нужно?


 
  • Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • «    Ноябрь 2023    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    27282930 
    Главная » Научно-методический центр » Научно-практическая конференция » Полипарадигмальное развитие отечественного телевидения и проблемы социализации молодых россиян в условиях информационного общества

    - Полипарадигмальное развитие отечественного телевидения и проблемы социализации молодых россиян в условиях информационного общества

    Сарвартдинова Резида Фарисовна
    ГОУ СПО Уфимский колледж библиотечного дела и массовых коммуникаций
    Научный руководитель: преподаватель истории Идиатуллин Азат Амирович
    Зарождение информационного общества в современной России относится к началу 90-х годов. Его облик, как известно, определяют в основном средства массовой коммуникации (СМК) и средства массовой информации (СМИ). В современной отечественной и зарубежной социологии по отношению к СМИ используется термин «средства массовой коммуникации», который более точно отражает характер современных масс-медиа []. Среди них особняком стоит телевидение (ТВ). Считается, что и в нашем информационном обществе рассмотрение телевидения только в качестве «информирующего» ушло в прошлое. В последние годы, в зависимости от угла рассмотрения проблемы, к отечественным телеканалам все больше используются определения: «формирующие», «развлекающие» и т.п.[2, С. 67].
    Данное обстоятельство позволяет некоторым исследователям говорить об определенном развитии механизма обратной связи коммуникатора с реципиентом, телеканала со зрителем [3]. Однако представляется, что пока рано говорить о социальной ответственности отечественного ТВ. В настоящее время на отечественном телевидении жизнь нашего общества представлена однобоко. Преобладающим является показ развлекательных программ, шоу, рекламы, криминала, скандалов, зарубежных и отечественных блокбастеров и прочих программ, лишенных не только глубинного смысла, но и не отражающих актуальных проблем жизни страны. Исключение составляют лишь немногие, преимущественно официальные программы государственных федеральных и региональных телекомпаний.
    В настоящей статье осуществляется попытка выявить причины однобокой ориентации отечественного ТВ на указанные жанры, которые произошли в течение последних 10-15 лет, а также показать роль ТВ в социализации личности молодых россиян.
    Отечественная наука неоднозначно интерпретирует определение термина «социализация». Свою трактовку предлагают философия, социология, педагогика, социальная психология и другие, общественные и гуманитарные дисциплины. Зачастую мнения разнятся даже среди представителей одних и тех же отраслей науки. Не имея возможностей полноценно отразить все точки зрения по этой проблеме, отметим лишь, что социализация в современном ее понимании является емким, многогранным, динамичным и, как следствие, еще до конца не изученным явлением [4, С. 49]. Но социализация всегда предопределена социально-экономическими процессами, происходящими в обществе на том или ином историческом этапе развития.
    Исходя из этого, мы взяли за основу наиболее распространенную классификацию общества, предложенную американским социологом Д. Беллом о делении человеческого общества на доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную эпохи. Отсюда становится очевидным, что социализация в условиях постиндустриального, информационного общества во многом определяется развитием современных информационных коммуникационных технологий. А наиболее точным является определение известного российского исследователя проблем развития СМИ и общества Е. Прохорова: «социализация – это процесс вхождения человека в жизнь общества через усвоение системы знаний, норм, ценностей, и в связи с этим, определения своего места в системе общественных отношений, своих жизненных целей и способов их достижения».[5, С. 173]
    Данное определение отличается от других точек зрения по двум причинам. Во-первых, предполагается активное участие самого человека в этом процессе. Во-вторых, это определение подчеркивает специфические особенности современного, постсоветского информационного пространства. А оно значительно отличается от информационного пространства советского периода общественного развития нашей страны.
    Позволим небольшой экскурс в историю. Средства массовой информации в нашей стране зарождались в ходе радикальных реформ начала 90-х годов и трансформации всего информационного пространства территории постсоветской России. В настоящее время с учетом процессов глобализации электронные СМИ являются, по мнению многих отечественных и зарубежных исследователей, одним из основных факторов социализации личности. Некоторые из ученых считают, что их влияние, особенно ТВ, настоль масштабно, что сопоставимо с влиянием таких традиционных институтов общества, как семья, школа и церковь [3].
    Советское государственное телевидение при всех его недостатках: нарушения права на свободу слова и права граждан на получение достоверной информации, обладало и рядом достоинств. Оно имело высокий авторитет у населения, граждане нередко обращались к нему для разрешения проблем и конфликтов и получали отклик на свое обращение. Метафора «СМИ – четвертая власть» была реально наполнена содержанием.
    Следует отметить благопристойность советского телевидения – на экран не допускались вызывающая эротика, ненормативная лексика и др.; соблюдалась пропорция между отечественным кино (60-70%) и зарубежной кинопродукцией (30-40%). При этом показ зарубежной продукции дозировался между американскими, западноевропейскими фильмами, фильмами социалистических стран и остальной части мира [6, С. 95].
    Перечисленные черты свидетельствуют о том, что при неоспоримом авторитарном начале, советское ТВ несло ответственность перед своей аудиторией и его можно охарактеризовать как социально ответственное. В целом, социальная ответственность СМК – это ответственность специалистов СМК перед обществом на основе профессионализма, связанного с точностью, объективностью, плюрализмом, балансом информации при соблюдении правовых и моральных норм.
    Современное же российское телевидение зародилось в 1991 году после выхода в свет ФЗ «О средствах массовой информации». Именно в этот период наряду с государственными СМИ появляются и частные СМИ. Советскую авторитарную парадигму должна была сменить либертарианская парадигма (по-другому независимые, свободные СМИ на основе частной собственности) [6, С. 96]. Однако на деле произошло наложение нескольких противонаправленных тенденций в развитии ТВ, как социального института.
    Во-первых, государственное телевидение в 1991 году после выхода вышеизложенного закона никуда не исчезло. Вместо всесоюзного телевидения появилось государственное телевидение современной России, в том числе Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания (ВГТРК). Она в свою очередь организовала «Радио России», телеканал «Россия» (РТР). Позже появились другие многочисленные государственные теле- и радио- компании «Останкино», «Петербург – 5 канал», региональные ГТРК и т.д. По мнению известного исследователя отечественных СМИ А. В. Шарикова за 1991-1995 годы образовалась странная конфигурация – наличие множества различных государственных теле- и радио-компаний [6, С. 96].
    Во-вторых, параллельно с этим процессом с 1991 года разворачивается создание многочисленных частных, коммерческих телевизионных компаний. Причем самые крупные из них возникли в процессе приватизации. К 2005 году общее число этих компаний составило по России свыше 2,5 тысяч. 18 из них распространены на достаточно большой территории и охватывают от 10 до 99% населения России [6, С. 96].
    В-третьих, условия рыночной экономики в стране и конкуренции заставили телеканалы начать внедрение новейших технических средств, современных коммуникационных технологий. Безусловно, это является большим плюсом отечественного телевидения в деле технологического прорыва в 21 веке.
    В дальнейшем эти, безусловно, положительные тенденции усугубились зеленым светом на право размещать рекламу. Телеканалы, как государственные, так и частные стали активно подпитываться спонсорской помощью и рекламой. При этом содержание рекламы никоим образом не регулировалось законодательством 90-х годов. В новом столетии парламент России принял ряд законов, ограничивающих рекламу табачных изделий, пива, полностью запрещено рекламировать более крепкие спиртные напитки. Однако до настоящего времени на всех государственных каналах, за исключением «Культуры», много рекламы и кинопродукции сомнительной с точки зрения морали.
    Отечественные коммерческие каналы являются рейтинговыми, подавляюще большинство из них получают финансовую подпитку за счет рекламы. В технологиях рекламных продаж рейтинг выступает коэффициентом пересчета денег, затрачиваемых на рекламу. Повысить же рейтинг проще всего через демонстрацию недозволенного, путем игры на инстинктах, сильных эмоциях и подсознательных потребностях. Отсюда и стремление показать как можно больше эротики, агрессивных действий, насилия, «физиологического» юмора. На сегодняшний день ни один канал не откажется добровольно от подобных приемов, т.к. может оказаться вне поля игры конкурентов: упадет рейтинг – упадут доходы.
    Отсюда и возникли предпосылки для феномена социальной безответственности. ТВ превратилось в бизнес с размытыми моральными нормами, а зритель превращен в бесплатный ресурс пользователя.
    Именно поэтому в последнее время актуализировались научные исследования по проблеме социализации личности через информацию, главным оружием которой выступают средства массовой информации. Это происходит на фоне заметно активизировавшихся выступлений публицистов о пагубной роли современных российских СМИ и, прежде всего телевидения. Ответ на этот вопрос ищут сегодня философы, педагоги, психологи, социологи, журналисты. Каждый представитель своей науки дает свое видение причины, но все они убеждены в главном, которое можно изложить в нескольких утвердительных положениях (тезисах):
    - ТВ сегодня часто выступают катализаторами агрессивного поведения. К 12 годам один ребенок успевает увидеть по телевидению 10000 сцен насилия. Частота демонстрации насилия привела к тому, что оно уже воспринимается как обыденность;
    - все каналы отечественного телевидения сегодня основательно заполнены информацией об авариях, катастрофах, заказных убийствах, диверсиях и взрывах. Негативная информация обрушивается на зрителя практически перманентно по всем каналам;
    - телеигры на деньги становятся общественно опасными, поскольку в общественной памяти запечатлевается: за деньги все топят друг друга, чтобы выиграть самому, все – против одного и один против всех;
    - как следствие этой парадигмы – рождение передач, где на кону стоят уже не столько деньги, сколько человеческие судьбы, люди, готовые на сей раз за действительно крупные деньги оказаться «за стеклом»;
    - многочисленные ток-шоу – это подглядывание в замочную скважину, смакование и швыряние грязных тряпок, раздевание и самораздевание – физическое и духовное;
    - однобокая погоня за сенсацией, отбор только тех новостей, которые пробуждают нездоровый интерес публики, оборачиваются потерей существенных элементов духовности: нравственности, эстетизма, гражданственности и т.д.
    В качестве обобщающих тезисов можно сделать следующие выводы:
    Влияние СМИ (прежде всего телевидения) молодежью осознается плохо. Исследования свидетельствуют, что влияние СМИ на них признают только 7% молодых людей. Однако психологические эксперименты и наблюдения за рубежом и в нашей стране доказывают другое: телевидение значительно (явно и неявно) влияет на психику и сознание, в первую очередь, детей и подростков. В скрытом кумулятивном (накопительном) воздействии телевидения на психику как раз и заключается его «коварство». Да и как оно может не воздействовать, если большинство молодежи контактирует с ним по несколько часов практически ежедневно.
    По опросам ВЦИОМ, 62% россиян считают, что на телевидении пора ввести государственную цензуру. Но цензуру не политическую, речь идет именно о нравственной стороне дела. Публичная демонстрация низменного нутра, темных инстинктов разрушительнее тайфунов и сродни революциям. Она незаметно внушает людям, что можно все, нет ничего запретного. А на запретах, условностях держится мир.
    Таким образом, СМК и особенно ТВ являются в условиях информационного общества одним их важнейших факторов социализации личности. К сожалению, российское телевидение до настоящего времени является социально безответственным. Поэтому наше российское общество и государство должно сделать соответствующие выводы о том, что необходимы безотлагательные меры по законодательному регулированию этического содержания СМК и, прежде всего, отечественных федеральных и региональных каналов ТВ. Не менее актуальной задачей является принятие комплекса образовательных и воспитательных мер, позволяющих молодым россиянам адекватно воспринимать специфику развития СМК и особенно ТВ на современном этапе развития общества. Непринятие этих мер может привести к катастрофическим последствиям асоциализации и десоциализации целого поколения молодых россиян. Иначе говоря, может появиться поколение без нравственных ориентиров, без патриотической и национальной идеи, без чувства национального достоинства и гордости за свою великую страну.
    Список использованной литературы
    1. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%9C%D0%98
    2. Федотова, Л. Н. Социология массовой коммуникации [Текст]/ Л. Н. Федотова.- М.: Питер, 2004.- 387 с.
    3. Мальковская, И. А. Профиль информационно-коммуникативного общества (обзор зарубежных теорий) [Текст]/ И. А. Мальковская// Социс. Социологические исследования.- 2007.- №2.- С. 76-85
    4. Сухов, А. Н. Социальная психология: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования [Текст]/ А. Н. Сухов.- М.: Академия, 2002.- 240 с.
    5. Тимербулатов, З. Информационное пространство и социализация личности [Текст]/ З. Тимербулатов/ Ватандаш.- 2005.- №7.- С. 172-186
    6. Шариков, А. В. Парадигмальные трансформации отечественного телевидения [Текст]/ А. В. Шариков// Социс. Социологические исследования.- 2006.- №10.- С. 95-104