что нам нужно?
М.В.Киндсфатер
Студентка 4-го курса
Специализации РНХ
Иркутского музыкального
колледжа
История формирования казачества
Проблемы сохранения казачьей традиции не потеряли своей актуальности в настоящее время. Организации казаков существуют повсеместно, сохраняя своё назначение. К сожалению, проблема казачьего пения в его первоначальной среде (в казачьих станицах) стоит достаточно остро – с исчезновением архаичного уклада исчезает песенная культура. Именно поэтому особенно важной становится идея возрождения казачьей традиционной песенности.
Казачество – этническая социальная и историческая общность (группа), объединившая в силу своих специфических особенностей всех казаков, в первую очередь русских, а так же украинцев, калмыков, бурят, башкир, татар, эвенков, осетин и др., как отдельные субэтносы своих народов в единое целое. На сегодняшний день господствующими в общественном мнении и в научной литературе являются две полярные теории происхождения казачества.
Александр Гордеев, историк, автор книги «История казаков», основоположник первой теории возводит казачество к вольнице беглецов из русских земель в Дикое Поле (территория на юге России после монголо-татарского нашествия). Бежавшие от феодальной эксплуатации в степь «искатели воли» (в основном, крестьяне и холопы) и создали, по мнению авторов этой теории к середине 16 века особую организацию – «казачество», постоянно подпитываемую новыми потоками переселенцев из Центральной и Западной России. В данном случае казачество рассматривается как, безусловно, русская (или украинская) по происхождению группа населения.
Вторая теория, предложенная крупнейшим российским историком Игорем Яковенко, приверженцами которой являются, в первую очередь, некоторые представители «казачьей науки», вольноказачье движение и др., считает казаков особой национальностью, возникшей ещё в античную эпоху (в начале нашей эры) от смешения различных племен с торжеством среди них славянской речи.
Основным хозяйственным занятием вольных казаков являлись охота, рыболовство, животноводство. Например, в Донском Войске до начала 18 века хлебопашество было запрещено под страхом смертной казни. Как считали сами казаки, жили они «с травы и воды». Огромное значение в жизни казачьих общин играла война: они находились в условиях постоянного военного противостояния с враждебными и воинственными кочевыми соседями, поэтому одним из важнейших источников существования для них являлась военная добыча (в результате походов «за зипунами и ясырем» в Крым, Турцию, Персию, на Кавказ).
Главной особенностью общественной казачьей жизни являлись военная организация с выборной системой управления и демократические порядки. Основные решения (вопросы войны и мира, выборы должностных лиц, суд провинившихся) принимались на общеказачьих собраниях, станичных и войсковых кругах, или Радах, являвшихся высшими органами управления. Главная исполнительная власть принадлежала ежегодно сменяемому войсковому (кошевому в Запорожье) атаману. На время военных действий избирался походный атаман, подчинения которому было беспрекословным.
Казачий песенный фольклор
Казачья песенная культура имеет некоторое сходство с традициями южнорусских областей России, отчасти, украинской культурой. С другой стороны, в ней выделяются черты, присущие только казачьей песне. Земледельческо-календарная обрядность и сопровождающий ее песенный фольклор представлены слабо в силу преимущественно военного образа жизни. Из обрядов жизненного цикла зафиксирован только свадебный. Центральным жанром, наиболее ярко воплотившим особенности стиля, форм бытования музыкально-песенного фольклора является протяжная песня. Широкораспевные внеобрядовые песни назывались в народе по-разному: «вилючими», «старыми», в том числе и «протяжными». Местные протяжные песни в большинстве своем излагаются от лица мужчин, или передают переживания мужчины. Наряду с этим существует репертуар, бытующий, в основном, в женской среде («бабьи песни»), который мужчинами-казаками исполняется редко.
Для протяжных песен характерно, прежде всего, лирическое содержание, в основном, отсутствие развернутого сюжета. Ведущее значение в таких текстах получают детализация поэтических образов, передача реальной действительности через призму личных переживаний, чувств, отражение нравственно-этических, общественных и семейных норм.
На уровне содержания музыкального – большие развернутые композиции, где основополагающую роль выполняет не просто мелодия, а мелодия широко распевная, объемная.
Многоголосие протяжных казачьих песен образуют две основные голосовые партии: нижняя (в народной терминологии «грубый голос») и верхняя («подголосок», «меньшак», «подпевала»). Нижняя голосовая партия чаще всего исполняется двумя или несколькими певцами в унисон, подголосок же ведет один исполнитель. В смешанных ансамблях «грубый голос» исполняют мужчины, подголосок – женщина. Особое внимание исполнители уделяют подголоску, справедливо считая его наиболее ярким и сложным элементом песенного многоголосия. Казачьи протяжные песни звучат сурово и архаично.
Наряду с протяжными песнями, в казачьей культуре существуют также былины, лирико-эпические, исторические, военно-бытовые, баллады, а также песни с текстами литературного происхождения, строевые песни. Строевые песни связаны с определенными условиями исполнения: «пешие» («пехотные») поются «под шаг», «под ногу», «кавалерийские» - под ход коня. Характерно, что одна и та же песня может бытовать и как «пешая», и как «кавалерийская», от чего зависят темп и характер её звучания.
Казаки оставили огромное песенное и культурное наследие. Песни Донских, Некрасовских, Терских, Уральских, Сибирских казаков – песни разные, но их объединяет множество сходных черт:
- казачье пение – преимущественно мужское;
- певческая манера, непохожая ни на какую-либо другую манеру исполнения;
- наличие песенных жанров, характерных только для казачьего исполнения (рекрутские, солдатские, походные, строевые);
- почти полное отсутствие календарно-земледельческого песенного фольклора;
- влияние на мелодию музыки восточных народов (особенно явно это прослеживается в песенной традиции Некрасовских казаков);
- наличие ярких специфических черт: огласовок, слов-обрывов, своеобразного диалекта;
- большие диапазоны, аккордовая фактура исполнения, большое количество октавных унисонов;
Казачья песенная культура является богатой и разнообразной. Ее исполнение требует большого мастерства от певцов. Каждая песня – это воплощение нелегкой жизни казаков. Казачья песня, как никакая другая, по нашему мнению, заставляет почувствовать всю силу и мощь русской песни, она будит в человеке чувства патриотизма и гордости за свою воистину великую страну.
Список используемой литературы.
1. Гордеев А.А. История казаков. – М., 1992.
2. Дигун Т.В. Казачьи протяжные песни. – М., 1989.
3. Куценко И.Я. Кубанское казачество. – Краснодар, 1993.
4. Мякушин Н.Г. Сборник уральских казачьих песен. – СПб., 1982
5. Рудиченко Т.С. Певческая традиция донских казаков. – М., 1995.
6. Савельев Е.П. Казаки. История. – Владикавказ, 1991.
7. Скрынников Р. История или повествования о донских казаках. – М., 1994.
8. Шамина Л.В. Репертуар народного певца. – М., 1998.
9. Яковенко И. Казаки – нация, сословие?.. – СПб., 1995.
• Профессиональное образование России и стран СНГ
• Поиск работы
• Поиск работы в Иркутске и области
Авторские права статей защищены в соотвествии с Законом РФ об авторском праве.