Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих

Teacher


Teacher

Teacher

что нам нужно?


 
  • Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • «    Июль 2021    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    262728293031 
    Главная » Научно-методический центр » Научно-практическая конференция » Фольклорные экспедиции как исследовательский метод повышения качества образования

    - Фольклорные экспедиции как исследовательский метод повышения качества образования

    Фольклорные экспедиции как исследовательский метод повышения качества образования
    Карышева Маргарита Александровна,
    Преподаватель музыкальных теоретических дисциплин
    Иркутский музыкальный колледж
    Иркутский областной колледж культуры

    Дисциплины региональной принадлежности на современном этапе рассматриваются как важнейшие в системе обучения студентов специализации «Народное хоровое пение» и играют большую роль в повышении качества образования. В учебном плане Иркутского областного колледжа культуры предусмотрено изучение курсов «Народная музыкальная культура Сибири», «Областные певческие стили», «Запись и расшифровка народных песен», «Компьютерная обработка музыкальных произведений». Все они в той или иной мере связаны с обращением к русской национальной культуре, а значит, требуют работы с подлинным аутентичным материалом. Кроме того, наряду с традиционными методами преподавания таких дисциплин, возникает необходимость внедрения новых форм и методик. Фольклорные экспедиции являются одним из наиболее удобных, востребованных, а главное, комплексных, выполняющих многие задачи условий, способных усовершенствовать процесс обучения.
    Особая ценность внедрения фольклорных экспедиций в образовательную деятельность заключается в том, что студенты получают возможность исследовать местную сибирскую народную традицию. Музыкальный фольклор Сибири – интереснейшее явление национальной культуры России. В настоящее время ощущается усиление массового интереса к этому направлению, общепринятыми являются идеи о необходимости сохранения и изучения традиций русского населения нашего региона. Однако, помимо исследовательских задач, могут быть выполнены и другие – учебные, через использование непосредственно сибирского певческого материала, его расшифровку, обработку, исполнение.
    Целью проведения фольклорных экспедиций является собирание, изучение, дальнейшее внедрение сибирской народной традиции в образовательный процесс; восприятие сибирского фольклора как неотъемлемой части российской культуры, истории и в связи с этим сохранение и возрождение национальных корней.
    В соответствии с целью курса определены основные задачи:
    - обработка предварительных данных и разработка маршрута фольклорной экспедиции;
    - поиск наиболее талантливых исполнителей народных песен;
    - фиксация звукового материала на технические носители, оформление необходимой полевой документации (дневники, паспортные данные, сложные поэтические структуры);
    - расшифровка и нотация экспедиционных материалов, их отбор с точки зрения художественной ценности;
    - оформление наиболее интересных образцов в виде сборников народных песен;
    - внедрение полученных данных в соответствующую социальную среду (профессиональную и любительскую).

    Для грамотного, полноценного проведения фольклорной экспедиции, и достижения определённых результатов по её итогам, необходимо соблюдать ряд условий:
    • Планирование и подготовка к экспедиции включает изучение опубликованных ранее материалов, сбор предварительных сведений о традициях в районе, определение целей и задач экспедиции (фронтальный или целевой сбор материала), обеспечение материально-технической базы экспедиции.
    • Методика записи музыкального материала подразумевает запись на современные носители, ведение полевых тетрадей, по возможности ведение многоканальной записи или «скользящего» канала, фиксацию текстов, особенностей исполнения, специфические пометки.
    • Оформление собранного материала требует индексации дисков и сопроводительных записок к ним, точного указания паспортных данных исполнителей, заполнения полевых анкет, ведения отчётной документации.
    • Расшифровка и нотация собранного материала выполняется студентами специализации «Народное хоровое пение» под руководством педагога.
    • Итоговой работой является создание сборника народных песен конкретного села Иркутской области со вступительной статьёй и примечаниями о данных исполнителей.

    Определение качества собранного экспедиционного материала осуществляется на основе тщательного жанрового, регионального, музыкально-стилистического анализа народных песен, основанного на следующих показателях:
    - характеристика стихотворного текста (типы стиха, размер строфы, членение стиха - пропорция, размер стиха - количество слогов, основы членения всего текста, акцентные основы);
    - анализ музыкальной стилистики (диапазон - секунда, терция, кварта и т.д., положение финалиса - последнего звука - внизу звукоряда, вверху и т.д., система ладов, типы каденций - повторные, вопросо-ответные, согласующиеся, манера исполнения, основы формообразования - вариантность, секвенционность и др.);
    - анализ особенностей формы (формула напева - АА, АВ, АВВ, АВС и др., исполнительский аппарат, типы многоголосия, изменение тембра в соответствии с регистром, речевые дефекты, использование говора, крика, подражание голосам птиц, зверей).

    Современные записи фольклора, которые впоследствии станут предметом осмысления и изучения, должны удовлетворять требованиям, отвечающим сегодняшнему состоянию образовательного процесса. Точность записи гарантирует применение звукозаписывающей техники (желательно многоканальной). Обязательна паспортизация текста (где, когда, кем, от кого сделана запись). Кроме того, необходимо учитывать взаимосвязь между самим произведением и обстоятельствами его исполнения. Одна и та же песня по разному поется для детей и взрослых, в своем кругу и для посторонних, при наличии заинтересованных слушателей или только для собирателей. В этом смысле желательно делать записи различных вариантов одной песни и впоследствии заниматься их сравнительным анализом.
    Грамотному проведению фольклорных экспедиций способствуют полевые анкеты, примеры которых приводятся ниже.
    ПОЛЕВАЯ АНКЕТА 1 (о данных исполнителя).
    1. Фамилия, имя, отчество.
    2. Фамилия, имя, отчество в девичестве.
    3. Место рождения.
    4. Куда выезжал, когда, наиболее яркие впечатления.
    5. Где живет сейчас.
    6. От кого научился петь.
    7. Кто из родственников пел, кто был профессиональным певцом (пел на свадьбах).
    8. Образование. Где, когда обучался, наиболее яркие впечатления.
    9. Служба в армии. Время, род войск, наиболее яркие события.
    10. Профессиональная группа (ремесленник, сельскохозяйственный рабочий и т.д.).
    11. Каким голосом пел в молодости, зрелости, пожилом возрасте.
    12. Год рождения.
    13. Какие песни особенно любил петь, с кем.

    ПОЛЕВАЯ АНКЕТА 2 (о жанре исполняемого произведения).
    1. Когда исполняется песня.
    2. Функции песни (обрядовая, магическая, есть ли другая цель).
    3. Время исполнения (время года, месяц, число, день или вечер).
    4. Кем исполняется (детьми, взрослыми, девушками).
    5. От кого перенята (матери, отца, деда, бабушки, знакомых).
    6. Форма исполнения: а) сольная или хоровая, б) в форме диалога, в) с сопровождением или без, г) исполняется ли текст на другую мелодию, д) исполняется ли мелодия с другим текстом.

    ПОЛЕВАЯ АНКЕТА 3 (о музыкальной и стиховой стилистике). Характер опроса полевой анкеты отборочный. Исполнители могут отвечать только «да» или «нет».
    1. Строение текста, его содержание (сюжетное), форма.
    2. Какие песни еще пелись на данный сюжетный мотив.
    3. Организация строфы (стиховая и слоговая).
    4. Музыкальное строение.

    Многие вопросы специфики фольклора, его современной жизни не могут быть решены без опоры на достоверный, многовариантный, высококачественный материал. Для этого необходимо составить специальные вопросники, учитывающие сферы и формы бытования тех или иных жанров фольклора, их функции. Применительно к разным жанрам вопросы должны отличаться друг от друга. Однако общим является их круг и характер, нацеленность на решение проблем современного состояния фольклора. Использование специально разработанных «вопросников», адаптированных к условиям проведения фольклорных экспедиций в Сибири улучшает качество собранных в них материалов. В качестве примера приводятся вопросники на широко распространённый в деревенской среде жанр частушек и детский фольклор.

    ЧАСТУШКИ

    1. Каково местное название частушек, как оно объясняется исполнителями. Нет ли нескольких названий. Не связано ли это с бытованием в данной местности разных типов частушек.
    2. Каковы источники знания частушек исполнителями – местная традиция, радио, художественная самодеятельность. Различают ли исполнители местные частушки и чужие, по каким признакам.
    3. В каких жизненных ситуациях поются частушки. Сопровождается ли их исполнение аккомпанементом, пляской. Разыгрываются ли частушки-диалоги, как это происходит.
    4. Какие частушки возникли в рабочей среде в советское время.
    5. Не знают ли исполнители авторов местных частушек, не создают ли частушки сами. Какую роль в этом играют события, свидетелем которых был частушечник, его знакомые.
    6. Есть ли в данной местности всем известные частушечники. Почему идет о них слава. Какое место в их репертуаре занимают фольклорные песни. Как сами исполнители относятся к частушкам.
    7. В чем различие репертуаров частушечников и чем оно объясняется.

    ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР

    1. Какие произведения исполняют взрослые специально для детей. Какие колыбельные песни, пестушки и потешки бытуют в данной местности. Сопровождаются ли они игрой, действиями.
    2. Какие произведения исполняются детьми и только в детской аудитории. В каких календарных обрядах участвуют дети, знают ли они колядки, овсени, веснянки и т.д. Какие песенки о мире природы поют дети – о дожде, божьей коровке и пр.
    3. Какие небылицы - перевертыши, дразнилки и поддевки распространяются в детской среде. Знают ли дети скороговорки, загадки, загадки-задачи и т.д.
    4. Какие игры популярны в детской среде, кто участвует в них. Каков возраст участников и их число в каждой игре. Есть ли игры только для мальчиков и только для девочек. Как проходит игра, в какое время и в каких местах.
    5. Как происходит жеребьевка, как считаются, какие жеребьевки и считалки при этом произносятся. Какие еще произведения фольклора исполняются во время игр.
    6. Знают ли дети страшные истории - «страшилки». Какие сказки рассказывают они в своей среде.
    7. Здороваются ли дети особыми приветствиями. Как прощаются. Известны ли им клятвы и пр.
    8. Каковы местные названия жанров детского фольклора.

    Использование фольклорных экспедиций в образовательном процессе создаёт благоприятные условия для воспитания грамотного, профессионально обученного специалиста. Актуальность использования данного исследовательского метода заключается ещё и в том, что из-за физического исчезновения непосредственных носителей сибирского фольклора может быть утерян огромный пласт духовной культуры русского народа. К сожалению, мы вынуждены констатировать, что существование народных традиций в их природной среде, аутентичной форме, находится на грани исчезновения. Музыкальный фольклор как явление обладает рядом специфических черт, особенностей, разрушение, либо несоблюдение закономерностей которых ставит под сомнение сам факт существования народной музыкальной культуры. Именно поэтому, огромное значение приобретает знакомство, изучение, последующее исполнение местной народной певческой традиции молодёжью – студентами Иркутского областного колледжа культуры.