что нам нужно?
Рыночная экономика меняет представление личности о жизненных перспективах, а образование рассматривается, в настоящее время, как «ключ к успеху». В будущей профессии большинство студентов привлекает возможность быстрого продвижения и карьеры, материальная обеспеченность и финансовая самостоятельность. Эти новые ориентации значительно изменили менталитет молодежи. При этом рыночные и в целом современные общественные отношения предъявляют жесткие требования к профессиональным и коммуникативным способностям, человеческим качествам личности, умению находить выход из сложных ситуаций, быстро адаптироваться к стремительно меняющейся обстановке.
Одним из актуальных направлений в решении этой задачи является поиск новых подходов, существенно повышающих эффективность социального управления процессом включения самого студента в образовательную среду среднего профессионального учебного заведения.
Совершенствование методов социального управления образовательным процессом в среднем профессиональном учебном заведении невозможно без комплексной разработки новых эффективных технологий, ориентированных на удовлетворенность профессиональным образованием, как общества, так и индивида, и тем самым обеспечивающих высокое качество подготовки специалистов.
С этой целью необходимо задействовать три технологических направления:
• диагностика познавательных процессов кандидата и прогнозирование на ее основе успешности обучения в среднем профессиональном учебном заведении;
• оценка адаптационного потенциала и характерологических особенностей личности и прогнозирование на его основе поведенческих характеристик в ходе профессиональной подготовки и дальнейшей деятельности;
• определение мотивационной направленности абитуриента и прогнозирование на основе этого путей развития профессиональных интересов обучаемого.
В настоящее время молодежь все чаще стремится выбирать такой стиль обучения, где адекватным образом может реализоваться личностный потенциал. Наиболее популярными становятся образовательные технологии, при которых есть большие возможности для формирования самостоятельной творческой личности.
Личность можно рассматривать как: субъекта предметной деятельности; субъекта деятельности общения; и, наконец, как субъекта деятельности самосознания. Образование здесь не столько передача знаний, сколько проявление его в самом себе, формирование себя. Ключевыми терминами в этом случае являются «образ» и «среда». Обучающийся студент изменяется и развивается в направлении определенного образа; внешнее содержание образования воспринимается им как среда для внутренних образовательных изменений. Традиционное содержание образования оказывается не предметом усвоения, а внешней составляющей образования, получающей функцию среды.
Качество образования в значительной степени зависит от успешной адаптации студентов. Процесс адаптации студентов – явление весьма непростое и многогранное: вчерашнему школьнику необходимо перестроить сложившийся стереотип учебы, приспособиться к новым условиям обучения. Среднее профессиональное образование нацелено на более высокий уровень и требует активного участия в процессе овладения знаниями. Одним из путей решения этой задачи является изучение личностных особенностей и психологического состояния, возникающего у студентов в процессе учебной деятельности. Психологическое состояние является одним из центральных интегрирующих звеньев познавательных процессов у студентов и обуславливает возникновение и образование отдельных черт личности и профессионально важных качеств. Самочувствие, активность, настроение, эмоции не только становятся неотъемлемым компонентом деятельности, но и начинают активно выполнять функции ее регуляции, отражая соотношение между мотивационной стороной деятельности и реальными достижениями и возможностями. Эмоциональные процессы играют важную роль в учебе, а отрицательные эмоции, сочетаясь с неопределенностью мотивации, снижают степень сформированности механизмов саморегуляции. Поэтому весьма важным является изучение мотивационной сферы, т.к. это один из показателей «самочувствия» в учебной деятельности, а управление ситуациями учебно-воспитательного процесса, учет личностных особенностей и индивидуальных качеств студентов является основой процесса включения студента в информационно-образовательную среду учебного заведения.
Повысить мотивацию к обучению можно, используя социально-организационные особенности учебного заведения.
Во-первых, с самого начала студент становится представителем («репрезентантом») особой социальной группы – студенчества. В большинстве случаев он к этому себя заранее готовит морально и вполне осознает свой новый социальный статус. Студент фактически осваивает не только «учебно-профессиональную деятельность», но и весь студенческий образ жизни (и образ мысли), каким он представляется на уровне общественного сознания. Практика показывает, что, попадая в среднее профессиональное учебное заведение, студент невольно сравнивает его со школой. Возникает непростая ситуация, требующая от него готовности к перестройке своей учебной деятельности. Здесь важно помочь студенту осознать необходимость самостоятельной, активной, творческой позиции, объяснить систему эффективного обучения.
Во-вторых, когда студент начинает учиться, фактически он усваивает не только академическую программу в рамках своей профессии. Но и проходит так называемую программу общественно-социальной жизни (установление системы связей, строительство взаимоотношений, формирование патриотических чувств к родному учебному заведению). Здесь важно правильно сориентировать его: где и какую информацию можно получить; познакомить с новыми правами и обязанностями; помочь сориентироваться в окружающем социальном мире для построения своего видения «смысловой картины мира».
Можно сделать вывод, что основной целью среднего профессионального образования является создание условий не только для формирования конкретных знаний и умений будущей профессиональной деятельности, но и всестороннее развитие психических свойств, т.к. в среднем профессиональном учебном заведении непосредственно формируется и проявляется отношение субъекта к своей будущей профессии. Удовлетворенность учебой студента в среднем профессиональном учебном заведении включает в себя следующие основные структурные элементы: удовлетворенность социальным статусом группы членства; удовлетворенность получаемой специальностью; удовлетворенность функциональным содержанием образовательного процесса.
• Профессиональное образование России и стран СНГ
• Поиск работы
• Поиск работы в Иркутске и области
Авторские права статей защищены в соотвествии с Законом РФ об авторском праве.