что нам нужно?
Обеспечение качества образования является одной из главных задач в организации деятельности образовательного учреждения любого уровня.
Оценка качества образовательной услуги, которую получает или получил студент, осуществляется на протяжении всего периода обучения. Получение среднего профессионального образования происходит в течении нескольких лет и зависит от базового образования абитуриента.
На протяжении периода обучения мнение студента о качестве получаемого образования может значительно меняться, т.к. часто оно не совпадает при выборе учебного заведения и непосредственно в период обучения. Таким образом, для определения оценки качества полученного образования изначально необходимо определить факторы, на основе которых абитуриент выбирает специальность и среднее специальное учебное заведение (ССУЗ), а также выявить характеристики получаемого образования, которые оказывают влияние на качество получаемой образовательной услуги.
Качество образования сегодня по разным причинам значимо не только для студента и выпускника или его родителей, но и для работодателя, для государственной и местной власти, армии, общественности, бизнеса, преподавателя-профессионала и др. Но понимается под «качеством» или результатом образования – разное. По - разному и оценивается. Для студента на первый план выступают собственные жизненные мотивы. Для родителя здоровье или амбиции поступления в вуз. Для государства – интересы национальной безопасности. Для бизнеса – конкурентоспособность. Для армии – долг, грамотное исполнение, дисциплина и патриотизм. Для общества – умение принимать ответственные решения и совершать гражданские поступки. В соответствии с законом «Об образовании» среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Статья 14. Закона «Об образовании» гласит, что содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства. А также, что содержание образования должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; формирование духовно-нравственной личности; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами или устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона «Об образовании» образовательными стандартами.
Задача педагогического коллектива не разочаровать надежды абитуриентов при поступлении в колледж и студентов в период обучения. При поступлении абитуриент, как правило, располагает не полной информацией об образовательном учреждении. Абитуриент ничего не знает о квалификации преподавательского состава, о дисциплинах, которые формируют профессиональные знания, умения и навыки, об организации студенческой жизни, общежитии и т.д. При обучении эти параметры являются одними из самых главных в оценке качества образования.
Современный образовательный процесс сложен и многогранен, требует постоянного развития и совершенствования. В ГОУ СПО Уфимский колледж библиотечного дела и массовых коммуникаций проводится активная и целенаправленная учебно-методическая работа, способствующая повышению качеству образования по следующим направлениям:
? качество содержания образования;
? качество образовательных технологий, внедрение современных форм и методов обучения и воспитания как профессиональных качеств, знаний, умений и навыков так и коммукативных, познавательных и творческих способностей обучающихся;
? качество сотрудничества с базами практик, которое обеспечивает соразмерность содержания образования запросам потенциальных работодателей.
Для реализации данных направлений, на протяжении последних нескольких лет, в ГОУ СПО Уфимский колледж библиотечного дела и массовых коммуникаций проводится мониторинг внешних условий реализации образовательных программ, которые предусматривают изучение и анализ социальных условий формирования личности студента, взаимодействия общественных, семейных, социальных, психологических факторов, изучение психологии личности студента, условий адаптации вновь прибывших в наш колледж студентов.
Содержание образования является объектом мониторинга деятельности колледжа. Это - прежде всего анализ учебных планов и программ, проверка соответствия рабочих учебных программ требованиям ГОС СПО, анализ наличия учебных программ в соответствии с учебными планами, а также качество и соответствие разработки авторских программ дисциплин введенных в учебные планы по выбору студентов.
Диагностика качества образования в нашем колледже проводится в виде анализа успеваемости по дисциплинам, курсам, специальностям. Контроль ведется в виде аттестаций различных видов: текущей, рубежной, промежуточной, итоговой. Определяется рейтинг.
Для определения фактора конкурентоспособности на начальном этапе проводится анкетирование студентов на готовность к обучению в ССУЗе, выяснение профессиональной направленности и правильности выбора специальности. Проводится также диагностика эффективности воспитательной системы. Диагностика эффективности воспитательной системы производится путем изучения уровня сформированности морально нравственных, гражданских, эстетических, экологических и других качеств личности.
Анализ уровня профессионально-педагогической классификации преподавателей, как одна из основных составляющих качества образования производится путем изучения качественного состава преподавательских кадров, уровня владения основными педагогическими умениями (профессионализм, педагогика, методика, организаторские способности, коммуникативные качества и др.).
Анализ системы инновационной деятельности преподавательского состава, в целом производится с позиции внедрения новых образовательных программ, инновационных педагогических технологий, создания системы педагогического мониторинга, организации научно-исследовательской работы студенческого и педагогического коллективов, разработки концепций развития образования и воспитания.
Анализ состояния и перспектив развития современной учебно-материальной базы колледжа производится путем изучения деятельности учебных кабинетов, библиотеки. Анализируется состояние информации воспитательного процесса и управленческих структур колледжа.
Государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования Уфимский колледж библиотечного дела и массовых коммуникаций накоплен определенный опыт оценивания образовательной составляющей подготовки специалистов среднего звена в области гуманитарных наук, культуры и искусства, экономики и управления, что в конечном итоге является отражением результатов высоких показателей качества образования специалистов в данных областях.
Библиографический список
1. Об образовании [Текст]: федер. закон Российской Федерации: [принят Гос. Думой 10 июля 1992 г. N 3266-1]// Собрание законодательства Российской Федерации.-2008.
2. Савельев, Б.А. Оценка уровня обученности студентов в целях аттестации образовательного учреждения профессионального образования [Текст]/ Б.А.Савельев, А.С.Масленников.-Йошкар-Ола.:Центр государственной аккредитации, 2004.-84с.
3. Качество среднего профессионального образования как основной фактор совершенствования подготовки специалистов в условиях модернизации Российского образования. - Материалы науч.-практич. конф. Уфа, 2005, с.82
• Профессиональное образование России и стран СНГ
• Поиск работы
• Поиск работы в Иркутске и области
Авторские права статей защищены в соотвествии с Законом РФ об авторском праве.