что нам нужно?
Информатизация общества практически невозможна без компьютеризации системы образования, поэтому эта проблема по своей значимости выходит сейчас на первое место в педагогической науке.
Педагогика, являясь неотъемлемой частью любой цивилизации, берет от культуры своих эпох все свойства и ее признаки, в том числе - существующие способы хранения информации и ее обработки. Поэтому компьютерная цивилизация вполне логично и необходимо должна придти к компьютерной педагогике. Это – в общем плане. А конкретно – проникновение компьютеров в учебный процесс вызвало к жизни огромное количество новых форм работы, немыслимых и невозможных при традиционных методиках.
В современном обществе успешным человеком считается тот, кто способен организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Социологические исследования, проведенные в экономически развитых странах мира, показали, что большинство современных политических лидеров, новаторов в искусстве и спорте — это люди, обладающие проектным типом мышления.
Использование информационно-компьютерных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает возможность для размышления, и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса учащихся к предмету, повышению качества образования. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволили учащимся углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице - “Я услышал и забыл, я увидел и запомнил”. Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает запросам современного общества.
Педагогика сотрудничества, деятельностный подход к учебному процессу, индивидуализация обучения – все эти тенденции современной педагогики заставляют задуматься о кардинальном переосмыслении роли учителя в учебном процессе. Авторитарная схема синхронного управления группой из нескольких десятков человек, при всей ее экономичности и кажущейся эффективности, постепенно и неуклонно теряет свою универсальность.
Компьютер предоставляет учителю большой резерв технической и технологической поддержки, высвобождающей значительную часть его времени именно для живого общения с учащимися, и дает возможность сделать это общение даже более близким и человечным, чем ранее.
Компьютер замыкает на себе большую часть контрольных функций и оперативных реакций на ошибки ученика. Все ошибки немедленно фиксируются компьютером, но становятся в значительной степени частным делом учащихся, а не поводом для получения ими негативных эмоций. Учитель становится более свободен и позитивен в своем отношении к детям.
Компьютер, вступая с учеником в партнерские отношения, позволяет каждому ученику устанавливать наиболее благоприятный для себя темп и ритм учебной деятельности, и освобождает учителя от необходимости постоянно контролировать и активизировать этот процесс.
Освободившись от задач непрерывной мелочной опеки, учитель получает большую возможность видеть обстановку в целом и уделять индивидуальное внимание каждому отдельному ученику.
Таким образом, ПК не только не препятствует педагогическому общению, а наоборот – открывает для него значительно большие возможности; нужно только их видеть и правильно пользоваться.
От преподавателей ПК выгодно отличают абсолютная объективность в оценке знаний, а также то, что машины не раздражаются, не подвержены влиянию настроения и самочувствия, не испытывает разочарования со слабыми учениками.
Вместе с тем следует помнить, что ПК никогда не заменят преподавателя, но могут быть чрезвычайно полезными его помощниками.
Актуальной задачей педагогической информатики становится помощь учителям-словесникам в достижении одной из главных целей — формирования культуры чтения в условиях современной информационной среды.
Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала.
Такая работа может осуществляться на разных этапах урока:
- как форма проверки домашнего задания;
- как способ создания проблемной ситуации;
- как способ объяснения нового материала;
- как форма закрепления изученного;
- как способ проверки знаний в процессе урока.
Ещё одна интересная форма урока - это урок-презентация, или урок-представление.
Активная роль при проведении урока-презентации принадлежит учителю. Основа урока – это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видео фильмами. Поиск материалов к уроку проводится заранее. Все подобранные материалы объединяются, чаще всего при помощи программы PowerPoint , в общую презентацию. В ходе урока такая презентация может быть продемонстрирована как с помощью мультимедийного проектора, так и на отдельных компьютерах.
На уроках литературы подробно мы изучаем одно-два произведение писателя, а хочется, чтобы круг чтения учащихся был шире. Вот тут-то на помощь и приходит презентация, во время которой группа (или один ученик) не только представляет произведение, его проблематику, героев, и что самое главное, - старается пробудить у класса искренний интерес, желание прочитать его.
Общая логика работы учителя, направленной на освоение учащимися содержания, создания презентации может быть выражена в трех этапах работы по каждому тематическому блоку:
1 этап: освоение приемов работы в режиме тренинга; формирование отношения к пользовательским навыкам как к ресурсам через проектирование ситуаций, в которых использование полученных навыков позволит повысить качество продукта или облегчить деятельность по его получению.
2 этап: применение приемов работы в подготовке документов в соответствии с задачами и содержанием деятельности учащихся по их текущим проектам; разработка формата и содержания документа на основе целей публичной или письменной коммуникации.
3 этап: вне рамок создания презентации – консультации учителя по работам в MS Power Point, необходимые для реализации проектов учащихся.
Учащиеся освоят навыки:
- создания и редактирования электронных презентаций;
- отбора и размещения на слайде материала для электронной презентации;
- демонстрации электронной презентации, иллюстрирующей публичное выступление.
Учащиеся получат опыт:
- отбора материала для презентации по теме своего проекта;
- использования информации, содержащейся в мультимедийных продуктах, для решения своих задач;
- создания презентации в программе MS Power Point.
Контроль достижения планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении индивидуальных и групповых заданий на основе оценки промежуточных продуктов деятельности учащихся. Контроль по итогам создания презентаций осуществляется на основании анализа конечного продукта. Показателем успешного усвоения программы по созданию презентаций станет проявление умений в рамках проектной деятельности учащихся.
Выполняя «творческое оформление» темы по литературе, учащиеся могут показать глубину и осознанность материала. В этом им помогут мультимедиа-технологии. Гармоничное сочетание текста, иллюстраций и звуков, продемонстрируют, как учащийся видит и слышит тему.
Уроки с использованием компьютерной презентации - это и уроки объяснения нового материала, и урок-лекция, и урок-обобщение, и урок-научная конференция, и урок-защита проектов, и интегрированный урок, и урок-презентация, и урок-дискуссия в режиме Интернет-конференции.
Урок защиты проектных работ - уникальный способ реализации творческого потенциала учащихся, способ творческого преломления их знаний и умений на практике. Использование ИКТ на уроках подобного типа – одна из форм презентации материала, способ активизации слушателей.
Урок с использованием компьютерных форм контроля предполагает возможность проверки знаний учащихся (на разных этапах урока, с разными целями) в форме тестирования с использованием компьютерной программы, что позволяет быстро и эффективно зафиксировать уровень знаний по теме, объективно оценивая их глубину (отметку выставляет компьютер). Однако эта форма редко используется, так как требует наличия персонального компьютера для каждого учащегося.
Во всех случаях ИКТ выполняют функцию «посредника», «который вносит существенные изменения в коммуникацию человека с окружающим миром». В результате учитель и ученик не только овладевают информационными технологиями, но и учатся отбирать, оценивать и применять наиболее ценные образовательные ресурсы, а также создавать собственные медиатексты.
С помощью компьютерных технологий можно создать специальные обучающие программы, тренажеры, демонстрировать видеоматериал. Так, например, программа PowerPoint поможет учителю организовать презентации для последующего показа во время выступления на уроке-семинаре или конференции, подготовки раздаточного материала для учащихся. Таково основное назначение этой программы. Но возможности ее так разнообразны, что она идеально подходит для создания мультимедийных учебных пособий. Эти учебные пособия можно использовать и для сопровождения уроков-лекций, и для подготовки дополнительных материалов, которыми учащиеся могут воспользоваться во внеурочное время. Можно также использовать презентации как одну из форм представления творческих работ учащихся.
Одной из возможностей использования мультимедийных технологий на уроке является подготовка и проведение интегрированных уроков. Можно провести урок литературы в компьютерном классе, например, подготовив для этого мультимедийную презентацию. Такую презентацию учитель может подготовить сам, используя материалы, найденные в Интернете, отсканированные иллюстрации из книг и энциклопедий, а также материалы электронных энциклопедий или поручить создание презентации учащимся. Эта презентация может быть использована во время урока-лекции, урока-беседы или как мультимедийное пособие для самостоятельной работы учащихся при подготовке к уроку.
Использование информационных технологий поможет осуществить речевое развитие учащихся.
Доклады и сообщения являются широко распространенными видами устного монолога на уроке литературы. Учащиеся выступают с докладами при изучении обзорных тем, на уроках, посвященных биографии писателя, при анализе художественных произведений, на заключительно-обобщающих занятиях. Выработка умений готовить такие выступления способствует усилению практической направленности изучения литературы, развитию творческих способностей, подготовке к активному участию в коммуникативной деятельности.
Однако на практике подготовленные учащимися устные доклады и сообщения на литературные темы далеко не всегда могут удовлетворять как по содержанию, так и по форме; так как многие не владеют должными умениями подбирать и организовывать материал, нередко ограничиваются пересказом текста одного из источников, читают написанное, не отрываясь от конспекта, оказываются не в состоянии установить во время выступления контакт с аудиторией, управлять вниманием слушателей.
Всего этого можно избежать, если предложить учащимся создать собственный мультимедийный проект вместо традиционного реферата или доклада. Кроме презентаций, они могут создавать базы данных о поэте или писателе. Такое задание будет очень полезно, поскольку предоставляет возможность поработать с интересной информацией, расширяющей их кругозор, а также закрепить навыки, полученные на уроках информатики, и применить их.
При создании базы данных вся информация заносится в таблицу, в строках которой расположены описываемые в базе объекты, а в столбцах — названия характеристик этих объектов. Параллельно для каждого объекта создается форма в виде формуляра книги в библиотеке.
Учащиеся, которые увлекаются программированием, могут подготовить тесты в какой-либо среде программирования. Например, в среде Delphi можно подготовить тест для использования в качестве интересного задания олимпиады по литературе. Можно за основу взять тест классического сценария: выбор одного или нескольких ответов на предложенный вопрос, но с использованием графических изображений. Сценарий можно выбрать любой. Например, выбор ответа путем перемещения соответствующей правильному ответу картинки (поместить рядом с портретом автора изображение эпизода, созданного им литературного произведения).
При работе над созданием мультимедийных тестов, учащимся предоставляется возможность творческого переосмысления и систематизации приобретенных знаний и навыков, их практического применения, а также возможность реализации своего общего интеллектуального потенциала, вкуса и способностей. Существенным является также и то, что работа по созданию тестов позволяет учащемуся накопить определенный опыт работы с информацией и, что очень важно, с оцифрованной информацией, с различными ее типами.
Возвращаясь к формам уроков, можно предложить такие комбинации, как работа с электронной энциклопедией по определенному заданию с последующим тестированием, поиск информации в электронной энциклопедии с последующим устным или письменным изложением, содержащим анализ этой информации, и т. д.
Такие уроки, которые дают учащимся навыки работы с информацией, ее отбора и анализа, очень важны. Они способствуют приобщению не только к литературе, но и к другим видам искусства: живописи, архитектуре, классической музыке.
На уроках литературы можно использовать электронное учебное издание «Хрестоматия по русской литературе», где представлено 22000 страниц полных текстов всех произведений по программе, включая биографии и портреты писателей. Использование такой хрестоматии дает определенный эффект, особенно при изучении лирических произведений или небольших прозаических. Хрестоматию я использую на уроках 1 и 2 курса, так как изучается программа 10 11 класса. Изучая творчество А.А.Ахматовой, я на уроке использовала это электронное пособие. Учащиеся все смогли прочитать и прокомментировать поэму А.Ахматовой «Реквием».
Кроме «Хрестоматии», на уроках литературы можно использовать мультимедийный курс «Уроки литературы Кирилла и Мефодия». Он разработан в соответствии с государственным стандартом образования РФ. В этих пособиях представлены уроки, биографии писателей, изучаемые художественные произведения.
Компьютерные технологии используются мною на всех этапах работы:
1) для организации повторения домашнего задания (фронтальный опрос по слайдам-вопросам);
2) для объяснения нового материала (иллюстративная презентация);
3) для закрепления материала и проверки учащихся на обобщающих уроках.
Существует много готовых программных продуктов, которые могут быть использованы при проведении современных уроков с применением новых информационных технологий.
Подобные уроки позволяют повысить мотивацию учащихся в изучении предмета, формировать общее мировоззрение на современном научном уровне.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вьюшина И.В. Возможности и преимущества информационных технологий в образовательном процессе // Современные педагогические технологии как фактор формирования ключевых компетентностей участников образовательного процесса. Часть 5 – Ярославль, 2005. С. 4-8
2. Голубкова Е.А. Применение ИТ на уроках литературы // Современные педагогические технологии как фактор формирования ключевых компетентностей участников образовательного процесса. Часть 4. – Ярославль, 2005. С. 9-10
3. Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. – М., 2005
4. Ямалдинова З. Н. Использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе школы // Первое сентября, 2001. - №30
• Профессиональное образование России и стран СНГ
• Поиск работы
• Поиск работы в Иркутске и области
Авторские права статей защищены в соотвествии с Законом РФ об авторском праве.