Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих

Teacher


Teacher

Teacher

что нам нужно?


 
  • Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • «    Июль 2021    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    262728293031 

    Показатели качества образования

    Старцева Ирина Владимировна,

    преподаватель ГОУ СПО Уфимский колледж библиотечного дела и массовых коммуникаций

     

    Образование является важнейшей сферой социальной жизни. Именно образование формирует интеллектуальное, культурное, духовное состояние общества. Содержание образования и его направленность отражают образовательные программы и стандарты. Подход к пониманию качества образования можно представить в виде следующей последовательности:

    ? Носитель знаний
    ? Передача знаний
    ? Получатель знаний
    ? Восприимчивость методик передачи знаний
    ? Фундаментальность знаний
    ? Востребованность полученных знаний
    ? Получение новых знаний
    Качество образования определяется, прежде всего, качеством носителя знаний (учителей, педагогов), который передает эти знания с помощью различных методик студентам. В зависимости от фундаментальности полученных знаний обучающиеся могут:
    ? выдержать конкурсные экзамены при поступлении в ВУЗы;
    ? пройти конкурсный отбор при устройстве на работу;
    ? более успешно осваивать учебные дисциплины, базирующиеся на знаниях базовых дисциплин, изученных на предыдущих стадиях образовательного процесса.
    Научно - технический прогресс приводит к появлению новых средств и предметов труда, новых производственных и информационных технологий. Поэтому требуется непрерывное образование с целью получения новых знаний и их применения в профессиональной деятельности. В современных условиях реальной необходимостью является непрерывное образование.
    Исходя из подхода к пониманию качества образования, можно выделить следующие блоки показателей качества.
    ? Качество преподавательского состава.
    ? Состояние материально-технической базы учебного заведения.
    ? Мотивация преподавательского состава.
    ? Качество учебных программ.
    ? Качество студентов.
    ? Качество инфраструктуры.
    ? Качество знаний.
    ? Инновационная активность руководства.
    ? Внедрение процессных инноваций.
    ? Востребованность выпускников.
    ? Конкурентоспособность выпускников на рынке труда.
    ? Достижения выпускников.
    Ключевой фигурой в образовательном процессе является преподаватель. Поэтому политика обеспечения качества начинается с формирования преподавательского состава.
    Возникает вопрос, как же определить качество преподавателя. Вопрос этот является ключевым, ответ на него будет определять содержание образования, качества учебных программ, методику обучения, конкурентоспособность выпускников на рынке труда и другие составляющие качества образования. При этом преподаватель не только передает знания, но и формирует личность обучаемого, его мировоззрение и духовность. Поэтому качество преподавателя — понятие комплексное, включающее в себя:
    ? уровень компетентности — знания и опыт в определенной области науки и практики;
    ? потребность и способность заниматься преподавательской деятельностью;
    ? наблюдательность — способность подмечать существенные, характерные особенности учеников;
    ? способность устанавливать контакты с внешней и внутренней средой;
    ? известность;
    ? научно-исследовательскую активность;
    ? наличие научной школы.
    Характерно, что каждая из составляющих понятия «качество преподавателя» может быть детализирована и, как правило, не поддается количественной оценке. Например, уровень компетентности определяется базовым образованием, последующим самообразованием, наличием ученой степени и звания; стажем педагогической работы; опытом практической работы в конкретной области. Материально-техническая база вуза характеризуется наличием и стоимостью основных средств, обеспечивающих образовательный процесс, проведение научных исследований и разработок (здания, машины и оборудование, библиотека и др.).
    Безусловно, качество образования зависит от мотивации персонала. У преподавателей должен быть соответствующий социальный статус, что обеспечит привлекательность преподавательской работы.
    Качество учебных программ проявляется не только в соответствии образовательным стандартам в области той или иной учебной дисциплины, но и в наличии инновационной составляющей.
    В центре образовательного процесса стоит потребитель знаний — обучающийся. Именно для него читаются лекции, пишутся учебники, разрабатываются новые образовательные технологии. Поэтому правомерно говорить о качестве обучающегося, который является тем материалом, который должен быть превращен в конечный результат образовательного процесса. Качество обучающегося можно охарактеризовать с помощью следующих показателей:
    ? знания, полученные по профильным для обучающегося учебным дисциплинам;
    ? знание компьютера;
    ? владение иностранным языком;
    ? желание учиться;
    ? интеллект;
    ? духовность;
    ? одаренность;
    ? память;
    ? дисциплинированность;
    ? настойчивость;
    ? работоспособность;
    ? наблюдательность;
    ? планирование карьеры.
    Качество знаний определяется их фундаментальностью, глубиной и востребованностью в работе после окончания обучения.
    Среди студентов и преподавателей было проведено анкетирование. Данные анкетирования показали следующее.
    Вопрос. Хорошее качество образования - это...
    Для студентов хорошее качество образования связано, в первую очередь:
    ? с хорошими знаниями по всем предметам, когда студент без проблем может поступить в ВУЗ;
    ? с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели, поставленной в жизни;
    ? с глубокими прочными знаниями по всем предметам.
    Для преподавателей:
    ? с умением подготовить студента в ВУЗ, глубоким раскрытием наиболее интересных вопросов науки, подготовкой ученика не только умственно, но и нравственно (морально);
    ? с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать;
    ? с профессиональной позицией и самоощущением педагога, когда он четко представляет свои цели, знает как их достичь и чувствует душевный комфорт.
    В высказываниях учащихся чаще звучат ближайшие жизненные задачи - получение профессионального образования, в высказываниях педагогов - гуманистические принципы воспитания, индивидуальный подход к детям, реализацию творческого потенциала учителя.
    Современный ученый педагог Марк Поташник определяет “ Качество образования – это соотношение цели и результата, мера достижения целей (результата), притом, что цели заданы только оперативно, прогнозированы в зоне потенциального развития ученика. При этом результаты образования обязательно должны включать в себя оценку того, какой ценой (ценой потерь и затрат) эти результаты достигнуты”.
    Как же повысить качество образования?
    Необходимо скоординировать работу педагогического коллектива так, чтобы дети “приняли” требования учебного заведения. Контроль за качеством знаний по отдельным предметам позволяет выявить, индивидуальный характер усвоения, проблемы усвоения и наметить рациональные пути их преодоления с учетом индивидуального подхода к каждому ученику. Знание качества достигаемых результатов обучения – непременное условие успешной работы учителя, иначе его деятельность теряет смысл.
    Еще один верный способ улучшения качества образования через использование инновационных технологий с использованием современных средств обучения — интерактивной доски.
    Каждый педагог должен понимать ту роль, которую он может сыграть в формировании личности ученика, личности. Педагог должен быть готов использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учеников. Чтобы формировать информационную культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой. Одна из главных задач образования сегодня — подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру. И этим должен заниматься каждый педагог, а не только учитель информатики.
    Существенным препятствием на пути применения современных технологий в учебном процессе является низкая компьютерная грамотность участников этого процесса. Педагоги, закончившие вузы более 15 лет, практически не знакомы с компьютерами. Поэтому они либо вообще не используют новую технику в учебном процессе, либо используют эпизодически. Большая часть педагогов, прошедших компьютерные курсы, применяют компьютер как средство для изготовления различного рода дидактических карточек, тестов и других раздаточных материалов, а также для ведения всевозможной документации и отчетности. При этом наиболее востребованным программным продуктом является пакет прикладных программ фирмы Microsoft Office: Word, Excel и Power Point.
    Как завоевать успех у учеников и тем самым повысить качество знаний учащихся:
    ? Говорите популярно, воздействуйте на чувства, дайте детям веру в самих себя.
    ? Не выступайте без широкого набора технических средств обучения. Не объясняйте « на пальцах», учащимся нужно показать хотя бы слайды, а если есть схемы, то яркие.
    ? Речь учителя должна быть максимально выразительной. Юмор, шутки, смешные истории - обязательны.
    ? Покажите причины неудач и пути исправления ошибок. Демонстрируйте смелость мышления, принципиальность в оценках.
    ? Не критикуйте учащихся голословно, доказывайте и переубеждайте.
    ? Будьте предельно откровенны.
    ? Ваши помощь в решение проблем детей, поддержка их инициатив и начинаний будет принято, но благодарности не ждите
    ? Замечайте и поддерживайте успехи учащихся в познании окружающей жизни.
    Выводы:
    Качество образования можно рассматривать как многомерное понятие. Качество образования — востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни.
    Система менеджмента качества является интегрированной, ориентированной на современные информационные технологии, использование достижений теории и практики менеджмента. Ее успешность может быть оценена с применением качественных и количественных показателей.
    Определим приоритетные направления работы учебного заведения:
    1. Усиление личностной направленности образования (новые технологии).
    2. Обновление содержания образования (введение предметов углубленного изучения, элективных курсов).
    3. Совершенствование работы учебного заведения, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни (медико-психологическая служба, программа “Здоровье”).
    4. Шире использовать в педагогической деятельности мультимедийные презентации, возможности интерактивной доски.
    Использованные материалы:
    1. www.ucheba.ru
    2. www.elitarium.ru

    Добавил: sknvarm-2020 16 февраля 2010 Просмотры: 3 816 Вернуться назад