что нам нужно?
Всеми признан тот факт, что качество и действенность образовательного процесса существенно повышаются, если выстраивать его на основе достойного учебно-методического обеспечения. Дидактический эффект в этом случае достигается за счет правильного подбора учебно-методических пособий, использование которых и создает условия для эффективной реализации образовательного процесса, более качественного усвоения учащимися содержания образования, достижения образовательных, воспитательных и развивающих целей, активизации учебно-воспитательной деятельности в целом.
Важную роль в повышении качества образования играет интерес учащихся к предмету. Помочь зародить этот интерес и поддерживать его на протяжении всего курса призваны учебно-методические пособия. В данной работе речь пойдет о двух таких пособиях, созданных автором статьи: 1) История России в лицах: Хрестоматия / сост. Ю.В. Тимофеева, Ж.В. Пранкевич. – Новосибирск: Югус, 2004. – 136 с.; 2) История России в лицах: Задачник / сост. Ю.В. Тимофеева. – Новосибирск: Югус, 2006. – 123 с. Обе работы посвящены деятелям отечественной истории X–XX вв. Тысячелетнюю историю нашей страны творили выдающиеся государственные и общественные деятели, полководцы и флотоводцы, духовные наставники, ученые, деятели искусств. Политики и мыслители, герои и злодеи, служаки и бунтари и есть «живое лицо» истории, без них рассказ о событиях и явлениях часто звучит сухо, а стало быть, скучно, неинтересно. Рассеивается внимание учащихся и, как следствие, – минимализация знаний по теме, низкая успеваемость по предмету в целом. Как показала многолетняя преподавательская практика, у учащихся наибольший интерес вызывают именно выдающиеся особы, их частная жизнь, темперамент, характер, привычки. С огромным интересом и вниманием они слушают рассказы о них, эмоционально реагируют на услышанное, вставляют реплики, выражая свое отношение к этим личностям, и запоминают лучше, больше и легче информацию о личностных качествах таких людей, нежели событийную хронику. Заинтересовав же учащихся личностью исторического деятеля, можно этот интерес перенести и на его деяния, и на эпоху в целом, что позволяет в значительной мере оптимизировать учебный процесс.
Помимо решения общеобразовательной задачи, повышения качества образования, эти пособия помогают выполнить и другие важные функции. Личностный подход, лежащий в основе составления пособий, позволяет в значительной мере использовать воспитательную роль истории. Он раскрывает противоречивость человеческой натуры, показывает сосуществование доброго и злого начал в человеке, условия воспитания и формирования личности, дает молодежи примеры для подражания. Важно знать и помнить, как наши прадеды вставали на защиту своей Родины, жертвовали собой на Неве и Чудском озере, Куликовом и Бородинском полях, под Москвой и Сталинградом. Приобретению и накоплению таких знаний способствует знакомство как с подробными жизнеописаниями участников этих и многих других событий, так и с отдельными фактами их биографий.
Эти книги – попытка в определенной степени персонифицировать отечественную историю и расширить рамки учебной программы.
Хрестоматия имеет тематическое построение, что позволяет создать у читателя целостное представление по конкретной теме из российской истории, где деятельность реальных лиц тесно переплетается с жизнью страны. Таких глав десять. Каждую из них, как и всю работу, предваряют поэтический эпиграф и вступительная статья, которые также можно использовать на занятиях для воссоздания образа эпохи и подготовки к ее более глубокому восприятию и пониманию. Внутри же глав материал расположен по алфавитному принципу. Каждому деятелю дается краткая биографическая справка. В конце пособия прилагаются вопросы и задания, которые можно использовать для закрепления материала, проверки знаний учащихся, развития их мыслительных и творческих способностей. Цели углубления полученных знаний служат списки справочной и художественной литературы.
Отрывки из хрестоматии можно использовать на уроках новых знаний, анализа и синтеза знаний, диагностики знаний, умений, навыков. Уроки новых знаний, как правило, имеют форму лекций повествовательного, диалогического или же проблемного характера. В лекцию преподавателя органично вливаются стихи замечательных русских поэтов, посвященных деятелям отечественной истории: их личности и деяниям. Например, можно долго говорить о неутомимой энергии Петра I, его огромной работоспособности, непосредственном участии во всех делах и начинаниях, а можно прочесть (лучше по памяти и с чувством) известные строки А.С. Пушкина:
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
Если же речь идет, например, о жестокости Ивана Грозного и кровавых расправах, им учиненных, то кстати будет процитировать строки выдающегося советского поэта Е. Евтушенко:
Государь Иван Васильевич Грозный
мало хаживал
по травушке росной,
а все больше по коврам,
да по трупам,
да по мрамору –
с кровавым прихлюпом.
Государь Иван Васильевич Грозный
редко слушал соловьев
ночью звездной.
Чьи-то крики –
или в башнях, или в яме –
были царскими ночными соловьями.
С помощью литературных, преимущественно, поэтических строк заметно интереснее воспринимаются и лучше запоминаются и человек, и его дела.
Однако, используя хрестоматию, надо помнить и о том, что большинство авторов, писавших на исторические темы, не были профессиональными историками и художественные произведения допускают определенную долю вымысла. Тем не менее, использование литературных текстов на уроках истории не только допустимо, но и даже необходимо. Обращение к художественной литературе поддерживает интерес учащихся к истории, способствует эмоциональному развитию и нравственному воспитанию молодежи, оптимизации учебного процесса и повышению его эффективности.
После ознакомления учащихся с конкретным отрывком из художественного произведения, изложенным в хрестоматии, им предлагаются различные вопросы и задания, в том числе:
1. Определите, кому посвящен данный отрывок из художественного произведения.
2. Какие еще литературные произведения, посвященные данному историческому деятелю, Вы знаете?
3. Какие художественные фильмы, посвященные данному историческому деятелю, Вы знаете?
4. По отрывку определите название художественного произведения. Кто его автор?
5. Какие еще произведения данного автора, посвященные историческим событиям и деятелям, Вы знаете?
6. Продолжите чтение отрывка наизусть.
7. Какие строки, посвященные данному историческому лицу, но не вошедшие в эту работу, Вы можете процитировать? Укажите название произведения и его автора.
8. Какие качества исторического деятеля выделяет автор данного произведения? Какие из них, по Вашему мнению, можно считать положительными, а какие – отрицательными? Ответ обоснуйте.
9. Какие факты биографии конкретного исторического деятеля подтверждают данную ему писателем (поэтом) характеристику, а какие – опровергают?
10. *Чем Вы можете объяснить несоответствие фактов биографии конкретного исторического деятеля и характеристик, данных ему писателем (поэтом)? [значком * отмечены вопросы и задания повышенной трудности]
11. Как, по Вашему мнению, автор относится к данному историческому лицу? Ответ обоснуйте.
12. *Насколько исторично художественное произведение и художественно историческое? Ответ обоснуйте.
13. *Необходимо ли обращаться на уроках литературы к истории, а на занятиях по истории – к художественной литературе? Ответ обоснуйте.
14. *Можно ли признать описание внешности и характера исторического деятеля, данное в художественном произведении, достоверным? Если да, то в какой степени? Ответ обоснуйте.
15. *Попробуйте самостоятельно написать стихотворение, посвященное наиболее интересному для Вас деятелю отечественной истории.
16. Каково Ваше мнение о данном историческом деятеле? Ответ обоснуйте. Совпадает ли оно с мнением автора произведения?
17. Какие черты характера, по Вашему мнению, должны быть обязательно присущи государственному деятелю, какие – желательны, а какие – недопустимы? Ответ обоснуйте. Какие черты характера государственного деятеля описаны в данном отрывке? Насколько это описание исторично? Ответ обоснуйте.
18. Подберите отрывки из художественных произведений, авторы которых дают сходные оценки конкретному историческому лицу. *Чем Вы можете объяснить это совпадение?
19. *Можно ли по числу приведенных отрывков, по интересу писателей оценить значимость данной личности в истории России? Ответ обоснуйте.
20. *Чем можно объяснить противоречивость мнений, оценок, суждений, высказанных разными авторами об одном историческом деятеле? Ответ обоснуйте.
21. *На долю кого из исторических деятелей приходится больше всего противоречивых оценок и суждений? Чем Вы это можете объяснить?
22. Подумайте, насколько объективны характеристики, данные в эпиграммах? Что Вы знаете о взаимоотношениях автора и героя конкретной эпиграммы?
23. Какие исторические события отражены в данном отрывке?
В задачнике также представлена информация о наших выдающихся соотечественниках прошлых столетий. Имя каждого – страница родной истории, то трагическая и жестокая, то светлая и полная оптимизма, иногда комическая, порой поворотная, часто – величественная своей бескорыстностью и жертвенностью. В него вошли имена прежде всего тех, кто спасал свою страну, обустраивал Россию, прославлял ее своими подвигами, честно и до конца исполнял свой долг, но также и тех, кого трудно, а то и совсем невозможно считать «положительными» героями. При ответе на вопросы задачника появляется возможность поразмышлять над образами героев России, их доблести, военном и гражданском мужестве, ратном подвиге, воинской и трудовой славе, сложностью выбора, который приходится делать человеку.
В помощь учащимся для самостоятельной работы с задачником разработаны следующие методические рекомендации:
• не заглядывайте в ответы сразу;
• сначала дайте ответ на вопрос, даже если не уверены в его правильности; здесь важнее проследить ход своих мыслей, способ, которым вы шли к ответу, и уже потом внести соответствующие коррективы;
• все свои решения выписывайте на отдельный лист (лучше – в тетрадь) и только потом сверяйтесь с ответами;
• подобным же образом вновь обратитесь к задачам спустя несколько дней (недель), опять же выписывая ответы на отдельный лист (в тетрадь);
• сверьте вторичные ответы с первоначальными, а затем – с ответами задачника, вы сразу увидите, что вы усвоили основательно, а на что нужно обратить особое внимание.
Отдельные задания задачника можно включать в устный опрос, тестирование, контрольную работу, в викторину, использовать при составлении кроссвордов. Материалы задачника, прежде всего составленные автором исторические портреты, можно использовать и при изложении нового материала, в ходе повествовательной, диалогической либо же проблемной лекции.
Преподаватели задачник и хрестоматию могут использовать в текущем учебном процессе на уроках истории, факультативных занятиях, для домашних заданий, при проведении исторических и литературных олимпиад, викторин, игр, зачетов, экзаменов. На основании имеющихся видов заданий возможно составление дополнительных аналогичных задач в рамках учебных программ, по которым вы работаете, и за их пределами.
Использование задач возможно по хронологическому и тематическому принципам изложения материала и проверки знаний учащихся. При работе с задачником необходимо помнить следующее: если вы желаете составить исторический портрет какого-либо деятеля отечественной истории, то полезно будет заглянуть в разные главы задачника, так как в них могут встречаться одни и те же фамилии.
Вот один из многочисленных возможных вариантов работы с задачником: учащимся предлагается прочитать краткий исторический портрет из второй главы «Правящие династии» и ответить на вопросы.
Исторический портрет
– он получил прекрасное образование, его обучением руководил известный русский поэт В.А. Жуковский;
– отменил военные поселения, амнистировал декабристов;
– он дал России судопроизводство европейского образца, новую армию, прогрессивную печать;
– было введено выборное самоуправление в уездах, губерниях, городах;
– при нем были открыты университеты в Одессе и Варшаве, женские гимназии, народные школы;
– в его правление был завоеван Туркестан, присоединены среднеазиатские ханства и эмираты, часть Армении и Бессарабии, Амурский и Уссурийский края, проданы Аляска и Алеутские острова;
– он сумел вернуть то, что было потеряно его отцом;
– на его жизнь было совершено несколько покушений, взрыв очередной бомбы стал роковым;
– отменив крепостное право, он вошел в истории под именем царя-«освободителя».
Примерный перечень вопросов и заданий (на основе изученного материала по теме):
1. Назовите имя правителя, о котором идет речь.
2. Укажите хронологические рамки его правления.
3. В каком году было отменено крепостное право? На каких условиях крестьяне получали личную свободу и землю? Каковы результаты этой реформы?
4. Чем новая российская армия отличалась от прежней?
5. Какие реформы были проведены в его правление? Какие из них упомянуты в этом тексте?
6. Расскажите подробно об одной из его реформ (на Ваш выбор). Чем обусловлен был Ваш выбор?
7. Расскажите о его внешней политике: ее цели, основные направления, события, итоги.
8. Что и в результате каких событий было утрачено его отцом? Каким образом он сумел это вернуть назад?
9. Какова Ваша оценка правления этого царя?
10. Составьте свой исторический портрет этого правителя.
11. С какого пункта Вы узнали о ком идет речь? (если преподаватель сам зачитывает текст, то можно предложить учащимся поднять руку на том этапе, когда произойдет узнавание, не дожидаясь окончания чтения; в этом случае сразу станут очевидными глубина знания, скорость мышления, тренированность памяти студентов)
Эти и другие вопросы помогают проверить знания учащихся не только по пройденной теме, но и по предыдущей, способствуют восстановлению последовательности событий и явлений, установлению причинно-следственных связей, выработке критического (но не критиканского) отношения к родной истории и ее деятелям, формированию гражданской позиции молодого поколения.
Таким образом, использовать эти учебно-методические пособия можно и в обучающем процессе, и при контроле знаний учащихся, текущем и итоговом. Работа с хрестоматией и задачником способствует выработке у учащихся определенных приемов и операций мышления: анализа, синтеза, абстракции, конкретизации, сравнения, суждения, умозаключения.
Применение хрестоматии и задачника возможно на пяти уровнях учебной деятельности:
1. Понимание.
2. Узнавание.
3. Воспроизведение.
4. Применение.
5. Творчество.
Активизация познавательной и творческой деятельности, совершенствование учебного процесса зависят от многих факторов, в том числе и от развития междисциплинарных связей на уроке истории. Способствовать последнему и призвана хрестоматия как особое учебно-методическое пособие, помогающее сделать уроки более интересными, насыщенными и результативными.
Сегодня уже можно говорить об эффективности использования этих и других подобных работ в учебном процессе. Несколько лет применения в урочной и внеурочной деятельности данных учебно-методических пособий – задачника и хрестоматии – доказали продуктивность такой работы. Личностный подход к преподаванию истории активизирует познавательный процесс, что помогает повышать общий и качественный показатели успеваемости.
• Профессиональное образование России и стран СНГ
• Поиск работы
• Поиск работы в Иркутске и области
Авторские права статей защищены в соотвествии с Законом РФ об авторском праве.