Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих

Teacher


Teacher

Teacher

что нам нужно?


 
  • Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • «    Ноябрь 2023    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    27282930 
    Главная » Научно-методический центр » Научно-практическая конференция » Дисциплины культуры речи в контексте повышения качества образования

    - Дисциплины культуры речи в контексте повышения качества образования

    Дисциплины культуры речи в контексте повышения качества образования

    Ростовцева Наталья Равильевна
    преподаватель культуры речи и
    словесного действия,
    зав. дневным отделением
    Иркутского областного колледжа культуры.

    Красноречие есть дар потрясать души, переливать в них свои страсти
    и сообщать им образ своих понятий.
    М.М.Сперанский

    Современная ситуация в обществе и образовании побуждает обратить особое внимание на проблемы качества образования. В этой связи речевым наукам, занимающимся вопросами эффективного коммуникативного общения отводится одна из главенствующих ролей.
    Состояние современного социума характеризуется интенсивным развитием речевых коммуникаций. Техника рождает новые формы речевой связи, следствием чего становится появление не только новых видов и жанров общения, но и новых учебных коммуникативных дисциплин. ХХ век существенно обогатил состав наук, занимающихся речью. К ним следует отнести и культуру речи, и стилистику, и речевой этикет, и психологию общения и мн. др.
    Большинство новых дисциплин, введенных в образовательный процесс в рамках социально-культурной деятельности, имеют прямое отношение, как к гуманитарным наукам, так и к профессиональной сфере. К ним относится менеджмент и связи с общественностью, имиджелогия и культура речи, администрирование и бизнес-коммуникации, социально-культурная деятельность и многие другие дисциплины.
    Реальная речевая практика массовой информации говорит о том, что ведение пиаровских акций во время проведения любых мероприятий или политических выборов есть не что иное, как искусство убедительной и эффектной речи, которое всегда в европейской культуре называлось риторикой, а ныне, в связи с новыми тенденциями массовой культуры, получает новые названия.
    Риторика, в последние годы восстановлена в России как научный и учебный предмет, о чем свидетельствует ее преподавание в школах, ссузах и вузах. Поэтому сегодня мы можем определить риторику не только как предмет для изучения, но и «как Царицу всех наук и художеств» (Цицерон).
    Изучение научной литературы показало, что риторика – это:
    1. фундаментальная теория и искусство речи: в теории исследуются законы и правила построения всех видов речи современного информационного общества, а искусство понимается как определенное умение, техническая "выучка", практическая "ловкость" владеть мыслями и словами в разных ситуациях общения.
    2. искусство мыслить. Обучение речи в риторике всегда предполагало одновременное обучение мыслить (и мыслить нравственно) Основой риторики всегда были философия и этика, без философско-этической базы обучение риторике превращается в «праздноговорение» Этим тезисам соответствует мысль Цицерона о том, что «грамматика занимается только словами, а риторика мыслями»
    3. теория и практика совершенной речи: убедительной, украшенной, уместной, эффективной, целесообразной и т.д. Все перечисленные качества могут быть взяты под сомнение, т.к. всякая «красивая» или «убедительная» речь может быть обращена, что называется, «во зло»… Тем не менее, каждая эпоха рождает свой риторический (коммуникативный) идеал. Поэтому мы вполне можем говорить о том, что риторика формирует через стиль речи - стиль жизни. В соответствии со стремлением человека к совершенному Слову целесообразно назвать риторику учением о совершенной речи.
    4. учение о речевом воспитании личности. Поскольку в речи выражен весь человек, риторика способствует формированию всей личности человека, прежде всего его идеологии, знаний, жизненной позиции, способности выражать и защищать свою позицию словом.
    5. учение о всех родах, видах и жанрах речи (словесности) в развитом информационном обществе. Неверно ограничивать риторику только ораторским искусством (ораторикой), современная риторика изучает все разнообразие текстов, включенных в культуру: от бытовой речи до речи средств массовой информации.
    Начиная с 20-х годов ХХ столетия, получает развитие предмет «Культура речи» - чисто русский феномен. Этот национальный термин, введенный в русскую науку в 20-30-е годы Г.О.Винокуром, В.В.Виноградовым, С.И.Ожеговым, отсутствует в иностранных филологиях в силу специфичности проблем, рождаемых самой конструкцией русского языка. Поскольку культура речи понималась у нас только как учение о литературной норме, то добавлять в нее идеологическо-содержательные компоненты было опасно. Свидетельством тому является прекращение всяких исследований по ораторскому искусству 30-х годов. (С.И.Ожегов).
    Когда в современные программы училищ и колледжей был введен предмет «Культура речи», то авторы новых учебников естественно понимали его в соответствии с традицией, в которой главным термином культуры речи считалась языковая норма. Для большинства педагогов и студентов смысл предмета «Культура речи», конечно, состоит в развитии культуры языковой личности в целом, формировании образа ритора (говорящего или пишущего) как высококвалифицированного профессионала-речевика.
    В современном видении предмет «Культура речи» должен быть понят как «культура» и как «речь», однако, к сожалению, современная жизнь нам диктует другие обстоятельства. Например, новая культура СМИ страдает желанием новообразований вне связи с культурой как достижениями прошлого. В большинстве молодежных радиостанций предлагается новый стиль речи – демократически упрощенный, соответствующий, по мысли теле- и радиоведущих, журналистов и всех, кто помогает создавать эту коллективную речь новому стилю жизни и, без сомнения, новой идеологии. Создатели такой речи сами невольно становятся жертвами своего «красноречия», ибо подлинное красноречие состоит, как об этом писал учитель Пушкина Н.Ф.Кошанский, не в том, чтобы говорить без умолку ( образ неумолкающего радиоведущего), а в том, чтобы «красноречие ума» соединять с «желанием добра и общего блага».
    Понятия «риторика» и «культура» сопоставляются неслучайно. Цель риторики и культуры речи – совершенствовать через стиль речи стиль жизни. А цель преподавания этих предметов – научить анализировать и создавать все виды современной словесности.
    Стиль речи создает общественный настрой. Основания такого настроя - в той словесной ауре, которая предлагается обществом через образцы речекультурной деятельности в СМИ, системе образования, семье и других социальных институтах. Современный человек распоясан свободой слова. Модные телеведущие искренне обсуждают проблему сквернословия, спрашивая авторитетных филологов: «не все ли равно, как сказать?..» Последние спорят о том, равны ли все слова: мол, все слова имеют право на существование. Слова существуют действительно, но культура состоит в том, чтобы себя ограничивать и устанавливать запреты.
    Новые речевые технологии создают почву для стилевых обновлений. Типы общения в интернете, по электронной почте, мобильной телефонной связи предлагают существенно новый стиль русской речи. Эта речь не может не основываться на культурной традиции, но, сколь бы ни был новаторски и креативно настроен пользователь, он не может не опираться на факты предшествующей культуры. Дурны не сами по себе компьютеры и телевидение, а то, как их использует человек.
    Ответственностью преподавателя в обществе создается обстановка нравственной оценки речевых поступков. И преподаватель, и его студент должны нести ответственность за произносимые слова. Именно этот особый раздел риторической науки – риторическая этика – нуждается в том, чтобы быть распространенным среди студентов. Новое поколение всегда желало жить по-новому – решение этих культурных противоречий возможно, если «новое поколение» основывает свои новации на знании культуры, а «консервативные» носители (старшее поколение) умеет радостно принимать новое. И все-таки дело преподавателей - быть в состоянии направить вкусы молодежи.
    Современное речевое воспитание в колледже не имеет риторико-философских основ. Мы учим формальным правилам языка, не умея показать, что через слово организуется вся человеческая жизнь. Пока в России не научатся и не осмелятся вместо «имидж» говорить «образ», вместо «бизнес» – «дело», «предпринимательство», вместо «менеджмент» – «управление», придав этим словам их исконный положительный смысл и поверив в их будущность, невозможно говорить о благополучии в существовании нашего социума.
    Таким образом, перспективы преподавания культуры речи и риторики наводят на мысль о том, что этим дисциплинам должен быть придан или возвращен их точный, в некотором смысле “буквальный” смысл, который обогащен классическим богатством идей, которые вобрали в себя словесные науки и культуру в ее разных проявлениях. В зависимости от этого будет выстраиваться и методика преподавания данных дисциплин. Методика же предполагает множество уже имеющихся в арсенале риторики форм практического преподавания, которыми обогащается современный опыт. Но он принципиально не нов, поскольку и произнесение речей, и анализ образцов – все это классические приемы преподавания, которые обретают каждый раз новые конкретные и занимательные формы.
    Если мы научим студентов свободно владеть красивым правильным русским языком во всем его великолепии и богатстве, то только тогда можно говорить о качественном образовании в нашем обществе.