что нам нужно?
Социально-экономические преобразования в обществе ставят перед педагогическим коллективом Иркутского педагогического колледжа №3 задачи, связанные с усилением развивающего характера образования. Одним из условий реформирования образования является его индивидуализация, направленная на развитие потенциальных способностей и формирование личностных качеств будущих профессионалов.
Общепризнанным является тот факт, что в условиях изменения рынка труда меняются современные требования к специалисту, которые сочетают высокий профессионализм с конкурентоспособностью. Одним из условий конкурентоспособности является сформированная коммуникативная компетентность. Поэтому важной задачей образовательного процесса колледжа является формирование коммуникативной компетентности, как части профессиональной подготовки специалиста.
Подготовка современного специалиста в колледже обеспечивается целостным образовательным пространством: разработана Концепция инновационной деятельности, Программа развития ИПК №3, Программа воспитания гражданина, педагога-профессионала, Программа ОЭР по теме «Музыкально-педагогическое взаимодействие как средство формирования гражданина, педагога-профессионала», Программа локального эксперимента «Формирование гражданской позиции студентов в процессе работы над музыкальным произведением».
В сентябре 2006 года в колледже была создана исследовательская группа из пяти преподавателей (Зубцова О.В., Зарубина О.А., Мукина Н.А., Клопот Л.Г. и Ларионова А.А.) по изучению проблемы формирования коммуникативной компетентности у студентов педагогического колледжа.
Целью опытно-экспериментальной работы стала разработка педагогических условий эффективного формирования коммуникативной компетентности студентов ИПК №3.
В научном плане изучение проблемы коммуникативной компетентности, ее формирования и развития нашло достаточно широкое отражение в исследованиях отечественных и зарубежных психологов. Так, разработке теоретических основ и организационно-методических аспектов изучения и совершенствования коммуникативных качеств и способностей были посвящены исследования И.А. Зимней, А.А. Леонтьева, Л.А. Петровской, А.В. Мудрик, В.В. Знакова, Г.А. Кудрявцевой, Е.Е. Боровиковой и др.
Добрович А.Б рассматривает коммуникативную компетентность как постоянную готовность к контакту. Это объясняется ученым с позиций сознания, мышления. Человек мыслит и это означает, что он живет в режиме диалога, при этом человек обязан постоянно учитывать изменчивую ситуацию в соответствии со своими интуитивными ожиданиями, а также с ожиданиями своего партнера.
Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. определяли коммуникативную компетентность как составную часть человеческого бытия, которая присутствует во всех видах человеческой деятельности. Они подчеркивают, что проблема состоит в том, что не все люди представляют себе, каким образом могут быть реализованы те или иные коммуникативные акты. Из этого следует, что для того, чтобы совершать эти коммуникативные акты, необходимо обладать определенными навыками и умениями. Соответственно в процессе обучения должна быть заранее определена целевая установка на формирование коммуникативной компетентности личности, а значит должны быть определены методы и средства формирования.
Научно-теоретический анализ показывает, что все исследователи сходятся во мнении, что наличие хорошо развитой коммуникативной компетентности делает человека более успешным и востребованным в качестве партнера социального и профессионального взаимодействия
Под понятием «коммуникативной компетентности» мы понимаем систему психологических знаний о себе и о других, умений, навыков в общении, стратегий поведения в социальных ситуациях, позволяющую строить эффективное общение в соответствии с целями и условиями профессионального и межличностного взаимодействия.
В разработке опытно-экспериментальной работы мы опирались на теоретический анализ проблемы, который позволил определить развитие коммуникативной компетентности как поэтапный процесс. Он включает в себя:
? организацию коммуникации;
? развитие коммуникативных способностей;
? формирование коммуникативных умений.
Сроки проведения исследования – 2006-2010 гг.
Основные этапы опытно-экспериментальной работы в колледже:
I. Подготовительный этап – май-сентябрь 2006 г.
II. Основной этап – октябрь 2006 г. – декабрь 2009 г.
III. Обобщающий этап – 2010 г.
Исследовательская работа строилась с опорой на поставленные задачи и теоретический анализ проблемы.
Задачи опытно-экспериментальной работы:
1. Разработать и систематизировать актуальный набор методов и приемов для каждого этапа урока, направленных на развитие коммуникативной компетентности студентов по дисциплинам предметной подготовки (методика музыкального воспитания в детском саду и школе, социальная психология, логика, риторика, информатика).
2. Организовать профессионально-ориентированную среду коммуникативного взаимодействия с ее направленностью на расширение арсенала владения коммуникативными приемами, навыками самодиагностики и самостоятельной работы студентов.
3. Оформить методические рекомендации для преподавателей и студентов по использованию набора методов и коммуникативных приемов в педагогической деятельности.
Названные задачи позволили определить следующие направления работы по формированию коммуникативной компетентности студентов.
I. Психологическое направление (индивидуальные консультации, групповые тренинги, внеклассные мероприятия).
С группой студентов, имеющих низкий уровень коммуникативных и организаторских способностей велась тренинговая и консультационная работа. Ее целью было выявление причин, которые препятствовали процессу общения студентов. На основе выявленных причин подбирался комплекс коррекционных и развивающих упражнений
II. Педагогическое направление.
С сентября 2007-2008 учебного года в учебный процесс были включены, ранее отобранные членами исследовательской группы, методы и приемы для каждого этапа урока по дисциплинам предметной подготовки (методика музыкального воспитания в детском саду и школе, социальная психология, логика, риторика, психология, информационная культура педагога), которые направлены на развитие коммуникативной компетентности студентов.
В рамках преподавания учебной дисциплины «Социальная психология» студентам 3в, 3г курсов был выдан теоретический материал по темам: «Общение как социально-психологический феномен», «Барьеры общения», «Приемы активного слушания», «Невербальное общение», «Природа конфликтов и пути их разрешения».
Для закрепления теоретического материала были проведены социально-психологические тренинги:
- по невербальному общению, с целью обучения студентов передаче предметной информации жестами, мимикой; демонстрации и расшифровки эмоциональных переживаний и отношений невербальными средствами общения;
- по тренировке в применении приемов активного слушания в различных жизненных ситуациях;
- по расширению практических навыков в разрешении конфликтов.
В рамках преподавания спецкурса «Основы логики» на 3в, 3г курсах освещались теоретические основы некоторых аспектов делового общения и их закрепление в практических упражнениях (умение вести диалог, аргументировать, доказывать и резюмировать).
Для студентов 2а курса была проведена серия классных часов по проблемам общения, на следующие темы:
- «Понятие общения»;
- «Невербальное общение»;
- «Правила ведения деловой беседы»;
- «Как победить в споре».
III. Деятельность театральной студии «Ворона».
Группа студентов с выявленным средним и низким уровнями коммуникативных способностей включены в деятельность театральной студии «Ворона». Среди участников театральной студии 7 % являются студенты контрольной группы. В контексте плановой деятельности театральной студии проводилась работа по развитию коммуникативной компетентности ее участников, которая включала:
- тренинги по темам «Воспитание эмоциональной заразительности актера» (на основе материалов тренингов по актерскому мастерству Щукинского театрального училища г. Москва),
- «Телесно-ориентированная психотехника актера» (по материалам В. Березкиной-Орловой).
Для определения уровня сформированности коммуникативной компетентности использовался тест для определения коммуникативных и организаторских способностей, а также анкетирование студентов. Данный набор диагностических методик использовался в ходе начальной и контрольной диагностики. В результате начальной диагностики мы получили следующие данные:
- коммуникативные способности: высокий уровень получили 21% студентов; средний - 42% и низкий - 37%
- организаторские способности: высокий уровень - 28%; средний - 45%; и низкий - 27%.
Анализ результатов контрольной диагностики сформированности коммуникативной компетентности студентов 4а, 5в курсов показал следующее:
- коммуникативные способности: высокий уровень получили 31% студентов; средний - 51% и низкий – 11%.
- организаторские способности: высокий уровень - 39%; средний - 53%; и низкий - 8%.
Анализ анкетирования, проведенного в начале исследования, показал слабое понимание студентами, понятий «общение», «коммуникативные навыки», самооценка собственного уровня их развития у большинства низкая. После проведенной опытно-экспериментальной работы большинство посчитало, свой уровень развития коммуникативных навыков и коммуникативной компетентности средним или высоким, что подтверждают результаты теста КОС.
По результатам работы исследовательской группы разработаны следующие материалы:
1. Программа опытно-экспериментальной работы по проблеме «Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности будущего учителя музыки».
2. Тезаурус по исследуемой проблеме.
3. Брошюра «Методы и приемы развития коммуникативной компетентности студентов в процессе урока». Методические рекомендации для преподавателей.
4. Брошюра «Содержание классных часов по проблеме общения для студентов 2-х курсов».
5. В процессе доработки находится брошюра «Программа социально-психологических тренингов, направленных на формирование коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа».
Список литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 364с.
2. Бодалева А.А. Психологическое общение. - М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО, «Модек», 1996. - 256с.
3. Большой энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциалопедия, 1997.
4. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога / В.Н.Введенский // Педагогика. - 2003. - №10. - с. 51-55.
5. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – М.: Академия, 2003.
6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2002.
7. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Соловьёва О.В. Введение в практическую и социальную психологию. - М.: Смысл, 1996. - 373с. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1987. – 306 с.
8. Мелибурда Е.Л. Ты - мы: Психологические возможности улучшения общения.- М.: Прогресс, 1986.- 265с.
9. Митина Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога. - М.: Сентябрь, 1999. – 192 с.
10. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М.: Просвещение, 1993. – 192 с.
11. Петрова В.Н. Педагогическое сотрудничество, или когда нравится учиться и учить. - М.: Сентябрь, 1999. – 128 с.
12. Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. – СПб., 1986.
13. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека.: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов– М.: Школа-Пресс, 1995. – 384 с.
14. Шихирев П.Н. Современная социальная психология: Пособие для студентов ВУЗов. – М.: Ин-т психологии РАН, КСП, 1999. – 448 с.
• Профессиональное образование России и стран СНГ
• Поиск работы
• Поиск работы в Иркутске и области
Авторские права статей защищены в соотвествии с Законом РФ об авторском праве.