Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих

Teacher


Teacher

Teacher

что нам нужно?


 
  • Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • «    Ноябрь 2023    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    27282930 
    Главная » Научно-методический центр » Научно-практическая конференция » Комплексный мониторинг в музыкальном колледже как система измерения качества образовательного процесса

    - Комплексный мониторинг в музыкальном колледже как система измерения качества образовательного процесса

    Люберцева Л.С.
    к.п.н., зам директора по НМР ГОУ СПО ИМК
    e-mail: Lubertseva@mail.ru
    «Образовательное учреждение несет
    ответственность…. за качество
    образования своих выпускников»

    (Закон «Об образовании»,
    ст.32,п.3).

    Современные подходы к качеству профессионального образования предполагают системную оценку происходящего, анализ результатов на основе определения критериев качества, отбора средств диагностики достижения ожидаемых результатов, а, следовательно, установление уровня соответствия обучаемых студентов разработанной модели профессиональной деятельности выпускника образовательного учреждения. В связи с этим возникает необходимость разработки системы комплексного мониторинга в условиях учебного заведения. Главное назначение мониторинга – обеспечить всех участников образовательного процесса обратной связью, которая позволяет вносить последовательные изменения в ход реализации образовательной программы с целью повышения качества ее результатов.
    Комплексный мониторинг - это «многоаспектное, непрерывное, научно-обоснованное, оценочно-диагностическое, прогностическое исследование состояния, развития образовательного процесса с целью управления им и выявления возможностей дальнейшего развития образовательных систем».
    Цели комплексного мониторинга:
    1.Составление интегральной характеристики состояния качества образования, отражающей степень соответствия реальных достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
    2.Разработка практических рекомендаций и предложений по обеспечению качества образования с использованием имеющихся ресурсов ОУ
    Для осуществления комплексного мониторинга необходимо построение целостной системы в работе коллектива единомышленников, «болеющих» за качественный итоговый результат. В Иркутском музыкальном колледже начата работа по организации комплексного мониторинга различных направлений деятельности, концентрирующихся на «выходе процесса» – качестве подготовке специалиста. Проводимая работа должна позволить отслеживать качество условий – качество процесса – качество результата. Разработанная система позволяет видеть не только результаты, но и проблемные моменты, требующие корректировки, изменений.
    Основным проблемным вопросом в построении системы комплексного мониторинга является разработка системы измерений направленной на:
    1. Проведение проблемного анализа состояния образовательного процесса.
    2. Разработку системы текущей и итоговой диагностики хода и результатов образовательного процесса
    3. Выявление индивидуальной траектории развития талантливых студентов в профессиональной деятельности
    4. Совершенствование системы сбора данных, информационных потоков
    Безусловно, выработанные индикаторы измерений пока еще далеко несовершенны и требуют тщательности отбора, но на сегодняшний день можно говорить об отдельных результатах проводимой работы, действительно помогающей влиять на качество образовательного процесса. Остановимся лишь на некоторых из них. Проблемный анализ строится на основе системных результатов текущей и итоговой диагностики. Текущая диагностика в форме банка результативности построена на контрольно-измерительных материалах по каждому курсу, отдельно по специализациям, по блокам дисциплин. В результате выстраивается индивидуальная траектория развития курса (специализации) по блокам обучения, которая сравнивается с результатами итоговой аттестации. Так на сегодняшний день выстроена траектория развития качества всех обучающихся курсов. Проводимая работа позволяет выявлять проблемные моменты на ранней стадии обучения, корректировать и устранять их. К системе мониторинга подключена психологическая и методическая служба. Психологическая служба, анализируя момент адаптации студентов, обязательно проводит параллель с результатами качества обучения. В дальнейшем проводится индивидуальная работа, направленная на корректировку индивидуального профессионального маршрута развития. Методическая служба, выявляя проблемные моменты, анализирует состояние методического сопровождения образовательного процесса и координирует его совершенствование.
    Результаты проблемного анализа на каждой стадии обсуждаются на методическом совете и в предметно-цикловых комиссиях, с целью конкретизации целей и задач в системе управления качеством.
    В организации комплексного мониторинга важным моментом является следующий инструментарий:
    • индикаторы качества образовательной деятельности по специальностям;
    • оценочные процедуры качества образования;
    • информационно-статистический банк данных по результатам оценки качества образования;
    • банк диагностического инструментария для проведения оценки качества на различных уровнях (тесты, оценочные методики, комплекс критериев и показателей для оценки).
    На последний пункт следует обратить особое внимание. Создание банка диагностического инструментария требует разработки, апробации, тщательного отбора материала. Для создания качественного теста, например, следует пройти три ступени формирования: задание в тестовой форме – тестовое задание – тест. Тщательность формулировок, грамотность предложенного набора вариантов ответов, выбранная форма теста, форма проведения – важнейшие компоненты в создании теста. Банк критериев и показателей также должен иметь как детализированные подходы (например: критерии оценки написания музыкального диктанта), так и обобщенные формы. В настоящее время существует множество уже разработанных оценочных методик, педагогических тестов, показателей оценки качества, но, учитывая специфику профессионального музыкального образования, нашему коллективу приходится много работать помимо адаптации имеющихся методик над разработкой собственного инструментария. Безусловно, в этой работе имеется множество проблемных вопросов, среди которых в первую очередь следует назвать: недостаточное материально-техническое обеспечение, психологическая неготовность преподавательского состава к проведению такой работы.
    Внедрение комплексного мониторинга в образовательном учреждении - процесс трудоемкий, требующий в «идеале» создания мониторинговой службы, так как комплексный мониторинг – современная система, позволяющая совершенствовать качество образовательных услуг, основываясь не только на анализе внутренних проблем, но и внешних показателях (удовлетворение запросов заказчика, потребителя). А это особое построение деятельности учреждения в целом на основе требований Cистемы менеджмента качества.