что нам нужно?
Одним из приоритетных направлений развития современного профессионального образования является повышение качества подготовки специалистов, легко адаптирующихся к изменениям, способных к анализу сложных ситуаций и принятию ответственных решений. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» определена основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного, конкурентоспособного на рынке труда работника, ориентированного в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
О том, что российская система образования требует серьезного совершенствования, говорит хотя бы тот факт, что один из четырех национальных проектов посвящен именно этой сфере. Диплом российского образца должен быть подтвержден высоким уровнем профессионализма, а наш выпускник — конкурентоспособным в Европе.
Колледжи традиционно готовят достаточно большое количество выпускников, но все ли они востребованы реальным сектором экономики, бизнесом? Сегодня остро стоит необходимость социального партнерства, налаживания диалога между колледжами и предприятиями, чтобы определить взаимные интересы, сблизить их, дать новый импульс в сфере бизнес-образования. Колледжи должны готовить специалистов, реально необходимых работодателю, а выпускник смог бы капитализировать свои интеллектуальные способности, стать успешным в этой жизни.
Конкурентоспособность специалиста в общем виде можно определить как интегративную характеристику, обеспечивающую ему более высокий профессиональный статус, более высокую рейтинговую позицию на соответствующем отраслевом рынке труда, устойчиво высокий спрос на его услуги. Она определяется степенью соответствия личностных качеств и профессиональных знаний, умений и навыков конкретного специалиста объективным требованиям профессиональной деятельности и социально-экономическим условиям.
Конкурентоспособность выпускника колледжа обеспечивают 2 группы факторов:
1) Конкурентоспособность специальности и колледжа;
2) Конкурентоспособность профессиональной подготовки.
Качество профессиональной подготовки непосредственным образом влияет на конкурентоспособность специалистов. Оно оценивается по следующим показателям:
а) качество знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного осуществления профессиональной деятельности;
б) качество личности специалиста, обеспечивающее ему формирование профессиональной (специальной и личностной) компетентности: характеристики профессионального мышления и сознания, профессионально значимые личностные качества, необходимые для реализации разнообразных профессиональных функций);
в) качество знаний, умений и навыков социально-профессионального общения, наличие опыта профессиональной деятельности, поведения и общения.
Конкурентоспособность специалиста определяется качеством его личности и качеством его профессиональной деятельности, или выражаясь акмеологическим языком, профессионализмом личности и профессионализмом деятельности.
Проблема формирования профессионально важных качеств специалиста привлекает внимание как участников образовательного процесса, так и работодателей. Интеллектуальный потенциал специалиста в настоящее время рассматривается как важнейший фактор развития экономики, а уровень образования как стратегический ресурс данного развития.
Сегодня студент должен быть академически развит, а значит, - конкурентоспособен. И это возможно, если его питает наука. Образовательное учреждение сегодня нуждается в педагогах, которые владеют методиками диагностики и способами личностного развития детей; умеют выделять личностные смыслы в содержание образования; умеют обучать детей творчески мыслить и действовать. При этом достаточно велика роль исследовательской работы студентов колледжа в развитии таких качеств специалиста, как профессионализм и компетентность, самостоятельность и творческий подход к делу, формировании умений непрерывно учится, обновлять свои знания.
Развитие исследовательской деятельности студентов является одним из основных направлений модернизации системы среднего специального образования. При этом в средних педагогических учебных заведениях оно, как правило, связывается с психолого-педагогическими исследованиями в рамках производственной практики, выполнением курсовых работ и выпускных квалификационных работ и т.п.
Формирование исследовательских умений и навыков студентов в педагогическом колледже идёт в процессе изучения педагогики и психологии, дисциплин предметной подготовки и основ учебно-исследовательской деятельности.
Профессиональное образование отличается от общего четкостью в определении образовательного результата, являющегося отражением социального заказа.
Поступая в колледж, студенты автоматически вовлекаются в исследовательскую работу: в различные годы обучения разрабатываются и защищаются исследовательские работы разной степени сложности - 2-ые курсы – рефераты; 3-е курсы - курсовые работы; выпускники - ВКР. Тем самым создается система учебно-исследовательской работы студентов (УИРС), попадая в которую они осваивают методологию разрешения проблем, постоянно возникающих в практике учителя.
Процедура подготовки и защиты УИРС регламентирована положениями по каждому виду работы. Для обеспечения высокой результативности выполнения УИРС разработан комплекс спецкурсов, поэтапность освоения которых формирует у студентов культуру научного труда: 1 курс - «Самообразовательная деятельность студентов»; 2 курс - «Информационная культура педагога»; доминантой комплекса является «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов»; разработана система поэтапного усложнения видов УИРС, их содержания и методического сопровождения.
Система организации научно-исследовательской работы студентов позволяет обеспечить включение каждого студента в учебно-исследовательскую работу на разных этапах и в разных формах ее проведения с учетом индивидуальности и уровня развития исследовательских умений и навыков обучающихся; результаты исследований студенты представляют на различных уровнях: внутриколледжном, городском, районном, областном, региональном.
Следует отметить как позитивный фактор увеличение числа исследовательских работ студентов, выполненных в виде проектов, как курсовых, так и дипломных, выполненных по заказу колледжа и образовательных учреждений: индивидуальный проект «Экология и музыка»-по заказу Дворца детского и юношеского творчества, коллективный- «Листая страницы славной истории»-администрация ИПК№3, коллективный проект «Музыка и здоровье»-заказ МОУ СОШ №19. Результат индивидуального проектирования студентки колледжа – учебное пособие «Веселые нотки», получил высокую оценку экспертного совета Департамента образования и рекомендован к использованию в образовательном процессе школ.
Опыт работы ОГОУ СПО «ИПК№3» показывает, что социально-педагогическое проектирование является эффективным средством развития активной позиции студентов в решении социальных проблем. В организации деятельности мы опираемся на программу воспитания, целью которой является формирование гражданина, педагога-профессионала.
На сегодняшний день в колледже отмечается увеличение числа исследовательских работ студентов, выполненных в виде социально-педагогических проектов, по заказу колледжа и образовательных учреждений:
? коллективный проект - «Листая страницы славной истории» - по заказу администрации ИПК№3;
? коллективный проект «Студенческий театр как средство развития гражданственности у студентов педагогического колледжа» - по заказу администрации ИПК №3;
? коллективный проект «Влияние студенческого театра на формирование социальной активности студентов педагогического колледжа» - по заказу администрации ИПК №3;
? коллективный проект «Школа – зона эмоциональной опасности» - по заказу МОУ СОШ № 50
? коллективный проект «Рекламно-профориентационная работа в ИПК№3» - по заказу администрации ИПК №3 и др.
В колледже создано две проектных группы: «Быть здоровым – это престижно». Группа участвовала в: окружном конкурсе плакатов «Я выбираю жизнь» - 2 место, проекте областного отделения Красного креста - обучение волонтерских групп, конкурсе комитета по молодежной политике по профилактике злоупотребления ПАВ – 3 место, городской выставке «Знания, профессия, карьера». Разработана программа «Профилактика социально-негативных явлений в школьной среде» с методическим обеспечением к ней. Проектная группа по разработке материалов, связанных с организацией летнего отдыха школьников работает в рамках долгосрочного проекта «Театральное лето».
Социально-педагогическое проектирование студентов выражается через следующие формы работы:
- взаимодействие с органами государственной власти (законодательное собрание, деловые игры, тренинги)
- школа лидеров
- программа по правовой просвещенности молодежи «Азбука гражданина»
- азбука молодой семьи
- партнерство с социально-психологическим центром «Диалог»
- волонтерское движение «Младшие помощники» (благотворительные акции для детей, социальных приютов, больниц, детских домов, ветеранов ВОВ)
- в рамках Всероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива» проект «Студенческое самоуправление: гражданское становление личности»
Много лет в колледже работает научно – студенческое общество, в деятельность которого вовлекаются студенты, проявляющие интерес к научной работе, мотивированные на реализацию своего научно – творческого потенциала. В период с 2005 по 2009 год сорок два участника НСО приняли участие в конференциях различного уровня, где презентовали результаты исследований по социокультурной, психолого – педагогической, искусствоведческой тематике, проблемам образования в различных формах.
Анализ результативности исследовательской деятельности студентов позволяет утверждать, что она обеспечивает:
- рост качества теоретических знаний и практических умений студентов колледжа по учебным дисциплинам, выражающийся в устойчивом повышении результативности исследовательских работ;
- сформированность у студентов умений применять исследовательские методы в ходе практической деятельности, выражающуюся в успешности поэтапного освоения более сложных форм исследовательской работы, результативности представлений итогов исследований на широкое обсуждение, выполнении работ по конкретной проблематике, а также способности самостоятельно оценить свою подготовленность к исследовательской деятельности;
- ориентацию студентов на творчество и самостоятельность, выражающуюся в увеличении количества выступающих на конференциях различного уровня и профиля, достаточно высокой результативности этих выступлений, участии в работе органов студенческого самоуправления, связанных с исследовательской деятельностью, и др.;
- подготовленность будущих специалистов к обучению на следующей ступени непрерывного педагогического образования, выражающуюся в продуктивном применении на более высокой ступени умений и навыков, приобретенных на предыдущей; продолжении работы над выбранной тематикой, достаточном для этого уровне теоретических знаний и практических умений, а также стремлении к перспективному продолжению образования.
Таким образом, система организации УИРС позволяет рассматривать исследовательскую деятельность в качестве составной части всей профессиональной подготовки студентов, влияющей на формирование конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.
Литература
1. Карпунькин Б.А. Что не хватает нам…вопросы повышения конкурентоспособности выпускников гуманитарных университетов на рынке труда малых и средних предприятий. / Б.А. Карпунькин // Креативная экономика. – 2008. – №3
2. Коноплянский Д.А. Формирование конкурентоспособности студентов вуза / Д.А. Коноплянский // Успехи современного естествознания. – 2007. – №11
3. Шуткина Ж.А. Особенности формирования конкурентоспособности специалистов в контексте повышения качества профессионального образования / Ж.А. Шуткина // Вопросы статистики: науч.- информ. журнал.- Москва. – 2007. – №3. С. 80 – 81.
4. www.rae.ru
• Профессиональное образование России и стран СНГ
• Поиск работы
• Поиск работы в Иркутске и области
Авторские права статей защищены в соотвествии с Законом РФ об авторском праве.