что нам нужно?
Педагогическая культура – это совокупность умений педагога проявлять образцы личностно-ценностного отношения к студентам, преподаваемым дисциплинам, студенческому творчеству; способность реализовать программы поведения, в которых запечатлены нормы и образцы достойной человеческой жизни, обучать учащихся принципам и способам ее культурного преобразования.
Культурный педагог умеет создавать и постоянно обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду; умеет реализовывать концептуальные основы и принципы образования в профессиональной деятельности, умеет работать с содержанием знаний, придавая им личностно-смысловую направленность; заменять или пересматривать ценности, влияющие на отбор содержания образования; владеет разнообразными педагогическими технологиями, умеет придать им личностно-развивающую направленность; проявляет заботу о развитии и поддержке индивидуальности каждого студента.
Это теоретические знания, но между ними и практическим умением продолжает сохраняться серьезный разрыв. Как этого достичь на занятиях – постигается только в процессе практической деятельности.
Преодолеть этот разрыв можно средствами той профессиональной оперативной переподготовки, которую называют методической работой. Возможным это становится только тогда, когда осмыслены причины. Породившие отставание практики от теории.
Первая причина: стремление к овладению частными методиками, оттачивание приемов по преподаванию отдельных тем, частей урока, понимается как методическая культура в целом. Это стремление затмевает необходимость овладевать педагогической культурой, т.е. ценностным отношением к студентам и знаниям, где методическая культура является только технической частью культуры педагогической.
В неприкосновенности сохраняются «святые коровы» формирующего подхода: сведение деятельности педагога к организации, контролю и оценке «обучаемости»; отождествление обучения с передачей и закреплением информации; искусственное разведение функций учителя на «предметника» и «классного руководителя», ограничение развития личности тренировкой памяти, внимания, репродуктивных навыков.
В связи с этим преподаватели лишаются возможности научиться преобразовывать теоретические полученные знания в опыт собственной творческой деятельности по созданию условий для саморазвития познавательной активности студентов, представлять учебный материал в виде открытого для дополнений студентами знания, предоставлять студентам возможность развивать проблемно-опорные узлы нового знания и т.д.
Вторая причина: в отсутствии глубоких знаний о современных смыслах образования, информационная культура, которая является одной из целей работы проблемно-цикловых комиссий, формируется исходя из приоритета количества информации о новейших технологиях.
Поэтому, достигая новых целей образования, методическая служба Уфимского библиотечного техникума по-новому относится к организации методической работы. Иллюстрацией этого являются обобщенные задачи, содержание которых определяет соответствие качества методической работы техникума новым требованиям.
1. Управление развивающейся системой непрерывного дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) преподавателей. Оказание помощи директору в переводе колледжа в режим развития.
Режим развития возможен потому, что стиль управления педагогическим коллективом техникума рефлексивный, предполагающий введение таких ценностей в обиход методиста, как соуправление процессом обучения, совместное целеполагание, проектирование, преобразование содержания знаний, стимулирование научно-исследовательской деятельности преподавателей.
2. Повышение качества профессионального уровня и педагогического мастерства преподавателей. «Выращивание» и освоение передового педагогического опыта. Инициирование педагогического творчества, Освоение современных образовательных технологий.
С этого учебного года, в техникуме начинает работу постоянно действующий семинар, на котором под руководством кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики Башкирского государственного университета Рассохи М.Г. преподаватели техникума будут изучать современные образовательные технологии.
3. Повышение эффективности педагогического процесса и обеспечение качества образования.
Единая методическая тема, над которой работают преподаватели Уфимского техникума в 2004-2005 учебном году, «Повышение качества образования как средство социально-психологической адаптации студентов».
Для качественного решения задач методической работы техникума мы используем критерии открытого (гуманистического) образования. Его основные особенности – ориентация на содержательную сторону знаний, на представленность в изучаемом материале оснований для развития смыслопоисковой, творческой деятельности.
4. Дидактическое и методическое обеспечение введения нового содержания образования и обучения (предложения по изменению содержания и структуры учебных курсов и их учебно-методического обеспечения)
Не заменяя требования программ и содержания знаний, преподаватели техникума дополняют его в соответствии с современными требованиями к образованию.
5. Планирование различных видов деятельности по повышению квалификации преподавателей.
В отношении каждого из объектов планирования мы соблюдаем следующую последовательность:
• Анализ и оценка настоящего положения.
• Определение целей.
• Определение средств для достижения целей.
• Определение и взвешивание альтернативных возможностей.
• Определение препятствий и принятие мер для уменьшения их воздействия.
• Уточнение мер, определение порядка их важности и времени исполнения.
• Разбитие средств на конкретные работы со сроками.
• Контроль.
При планировании методической работы мы соблюдаем принцип интеграции, стремимся избегать дублирования видов деятельности, осуществляемых другими структурами, например, педагогическим советом.
В Государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования Уфимский колледж библиотечного дела и массовых коммуникаций методическая работа направлена, в первую очередь, на развитие и саморазвитие индивидуальной творческой деятельности учителя, на социальную защиту преподавателей через оказание систематической адресной помощи с учетом их потребностей и индивидуальных качеств.
• Профессиональное образование России и стран СНГ
• Поиск работы
• Поиск работы в Иркутске и области
Авторские права статей защищены в соотвествии с Законом РФ об авторском праве.