Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих

Teacher


Teacher

Teacher

что нам нужно?


 
  • Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • «    Ноябрь 2023    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    27282930 
    Главная » Научно-методический центр » Научно-практическая конференция » Научно – исследовательская деятельность педагога в системе дополнительного профессионального образования

    - Научно – исследовательская деятельность педагога в системе дополнительного профессионального образования

    Осипова Александрина Витальевна
    преподаватель английского языка,
    заместиттель директора курсов повышения квалификации
    Иркутского областного колледжа культуры

    Образование взрослых – 

    единственно цивилизованный путь
    возвышения личности и «высвобождения» ее
    потенциальных творческих возможностей.
    Воронцова В.Г.
    Образование взрослых: теория и практика

    Современной альтернативой традиционному образованию стали более гибкие по своему содержанию и более демократичные по форме модели непрерывного образования и его социально актуального компонента – дополнительного профессионального образования. Глобальные тенденции социально – экономического развития свидетельствуют о том, что в начале XX века в качестве предпосылки нормального профессионального функционирования педагога нужна была функциональная грамотность, затем среднее специальное образование, а позднее высшее образование, то на пороге XXI века в качестве такой предпосылки выступает уже непрерывное образование педагога, которое невозможно без научно – исследовательской деятельности.
    В современном российском обществе современный педагог может повышать свою научно – исследовательскую компетенцию в системе ДПО в рамках повышения квалификации, переподготовки и получении нового высшего образования, профессиональной переподготовки, в ходе которой педагог меняет свою квалификацию или получает дополнительную квалификацию в рамках уже полученного профессионального образования (как среднего, так и высшего).
    Дополнительное профессиональное образование – это средство самоориентации, самоопределения и самореализации педагога в социально - профессиональной сфере, а способность решать самостоятельно проблемы все более высокого уровня сложности – возможный результат образовательной деятельности.
    Каков же социальный контингент слушателей (как реальных, так и потенциальных) системы дополнительного профессионального образования? Прежде всего, все они – взрослые люди, как правило, имеющие определенный уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки, специфическую мотивацию образовательной деятельности (1). Среди них – следующие:
    • Осознает себя самостоятельной самоуправляемой личностью;
    • Обладает запасом жизненного профессионального и социального опыта, который представляет собой важный источник обучения его самого и коллег;
    • Потребность в обучении определяется стремлением с помощью учебы решить жизненно важные проблемы и достичь конкретных целей;
    • Стремиться к безотлагательной реализации полученных знаний, умений, навыков, качеств;
    • В учебной деятельности в значительной мере зависит от временных, пространственных, бытовых, профессиональных факторов.
    Рассматривая становление института дополнительного профессионального образования, надо сказать, что становление и совершенствование профессионального мастерства преподавателя невозможно без научно – исследовательской деятельности, которая является условием для непрерывного общего и профессионального образования и развития личности, а не только для удовлетворения ее узкопрофессиональных потребностей. Подобный подход лежит в основе концепции повышения квалификации педагогических кадров, разработанной петербургскими исследователями (2). Они рассматривают повышение квалификации как подсистему непрерывного образования человека, решающую задачу поступательного развития специалиста как личности и как профессионала на основе совершенствования его профессиональной деятельности, вне которой личность реально не развивается. Непрерывное образование рассматривается как условие и система, процесс и результат развития личности, а также как социально – педагогический принцип построения образовательного процесса.
    Научно – исследовательская деятельность является необходимым фактором в системе ДПО, т.к. дополнительное профессиональное образование представлено областями знаний, необходимых специалистам в связи с постоянным изменением стоящих перед ними задач и условий труда, связанных с должностным ростом, изменением места работы, развитием средств производства и т.п.
    Итак, цель дополнительного профессионального образования не может быть сведена к узкой профессионализации специалиста, подготовке высококвалифицированных кадров. Его задачей сегодня становится непрерывное развитие личности профессионала, его концептуального «Я», обеспечение условий для самореализации в сфере профессиональной деятельности, повышении уровня научно – исследовательской компетенции. Участие специалиста в дополнительном профессиональном образовании рассматривается как подготовка к решению новых задач в социокультурной и профессиональной деятельности и как особый вид профессионально – образовательной деятельности, в ходе которой осуществляется процесс вторичной профессиональной социализации индивида.
    Используемая литература:
    1. Змеев С.И. Андрогогика: становление и пути развития // Педагогика, 1995, № 2, с.64 – 67.
    2. Смирнова Е.С. Становление специалиста. Л.: ЛГУ, 1989, с.31.
    3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Просвещение, 1986