что нам нужно?
Осипова Александрина Витальевна
преподаватель английского языка,
заместиттель директора курсов повышения квалификации
Иркутского областного колледжа культуры
Образование взрослых –
Современной альтернативой традиционному образованию стали более гибкие по своему содержанию и более демократичные по форме модели непрерывного образования и его социально актуального компонента – дополнительного профессионального образования. Глобальные тенденции социально – экономического развития свидетельствуют о том, что в начале XX века в качестве предпосылки нормального профессионального функционирования педагога нужна была функциональная грамотность, затем среднее специальное образование, а позднее высшее образование, то на пороге XXI века в качестве такой предпосылки выступает уже непрерывное образование педагога, которое невозможно без научно – исследовательской деятельности.
В современном российском обществе современный педагог может повышать свою научно – исследовательскую компетенцию в системе ДПО в рамках повышения квалификации, переподготовки и получении нового высшего образования, профессиональной переподготовки, в ходе которой педагог меняет свою квалификацию или получает дополнительную квалификацию в рамках уже полученного профессионального образования (как среднего, так и высшего).
Дополнительное профессиональное образование – это средство самоориентации, самоопределения и самореализации педагога в социально - профессиональной сфере, а способность решать самостоятельно проблемы все более высокого уровня сложности – возможный результат образовательной деятельности.
Каков же социальный контингент слушателей (как реальных, так и потенциальных) системы дополнительного профессионального образования? Прежде всего, все они – взрослые люди, как правило, имеющие определенный уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки, специфическую мотивацию образовательной деятельности (1). Среди них – следующие:
• Осознает себя самостоятельной самоуправляемой личностью;
• Обладает запасом жизненного профессионального и социального опыта, который представляет собой важный источник обучения его самого и коллег;
• Потребность в обучении определяется стремлением с помощью учебы решить жизненно важные проблемы и достичь конкретных целей;
• Стремиться к безотлагательной реализации полученных знаний, умений, навыков, качеств;
• В учебной деятельности в значительной мере зависит от временных, пространственных, бытовых, профессиональных факторов.
Рассматривая становление института дополнительного профессионального образования, надо сказать, что становление и совершенствование профессионального мастерства преподавателя невозможно без научно – исследовательской деятельности, которая является условием для непрерывного общего и профессионального образования и развития личности, а не только для удовлетворения ее узкопрофессиональных потребностей. Подобный подход лежит в основе концепции повышения квалификации педагогических кадров, разработанной петербургскими исследователями (2). Они рассматривают повышение квалификации как подсистему непрерывного образования человека, решающую задачу поступательного развития специалиста как личности и как профессионала на основе совершенствования его профессиональной деятельности, вне которой личность реально не развивается. Непрерывное образование рассматривается как условие и система, процесс и результат развития личности, а также как социально – педагогический принцип построения образовательного процесса.
Научно – исследовательская деятельность является необходимым фактором в системе ДПО, т.к. дополнительное профессиональное образование представлено областями знаний, необходимых специалистам в связи с постоянным изменением стоящих перед ними задач и условий труда, связанных с должностным ростом, изменением места работы, развитием средств производства и т.п.
Итак, цель дополнительного профессионального образования не может быть сведена к узкой профессионализации специалиста, подготовке высококвалифицированных кадров. Его задачей сегодня становится непрерывное развитие личности профессионала, его концептуального «Я», обеспечение условий для самореализации в сфере профессиональной деятельности, повышении уровня научно – исследовательской компетенции. Участие специалиста в дополнительном профессиональном образовании рассматривается как подготовка к решению новых задач в социокультурной и профессиональной деятельности и как особый вид профессионально – образовательной деятельности, в ходе которой осуществляется процесс вторичной профессиональной социализации индивида.
Используемая литература:
1. Змеев С.И. Андрогогика: становление и пути развития // Педагогика, 1995, № 2, с.64 – 67.
2. Смирнова Е.С. Становление специалиста. Л.: ЛГУ, 1989, с.31.
3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Просвещение, 1986
• Профессиональное образование России и стран СНГ
• Поиск работы
• Поиск работы в Иркутске и области
Авторские права статей защищены в соотвествии с Законом РФ об авторском праве.