что нам нужно?
Важным компонентом учебного процесса является контроль (проверка) результатов обучения. Выделяют следующие основные функции контроля:
• управление процессом усвоения знаний: анализ типичных ошибок, выявлен¬ных в результате контроля, позволяет внести изменения в содержание и методы учебного процесса и осуществить на этой основе коррекцию знаний, умений и навыков студентов;
• воспитание мотивации и формирование познавательного интереса: правиль-но организованная система контроля позволяет пробудить у студентов чувство ответственности за результаты обучения, стремление к целенаправленной рабо-те по достижению более высоких результатов;
• обучение и развитие: контролирующие мероприятия, как правило, носят обу-чающий и развивающий характер за счет того, что преподаватель не только фиксирует ошибку, но и помогает студенту найти правильное решение; проис-ходит развитие личностных качеств студентов – воли, здорового честолюбия, стремления к успеху.
Реализация перечисленных функций в процессе контроля возможна при соблюдении требований объективности, открытости и системности.
Объективность контроля заключается в том, что вопросы, задачи и зада-ния должны соответствовать содержанию учебного материала; критерии оцен-ки должны быть адекватны требованиям к уровню подготовки студентов.
Открытость контроля состоит в том, что оценивание всех студентов осу-ществляется по единым критериям, заранее известным и понятным каждому учащемуся.
Системность контроля предполагает его непрерывность, органичную встроенность в учебный процесс, преемственность и целесообразность.
В зависимости от этапа обучения выделяют входной, промежуточный, прове-рочный и итоговый контроль.
Входной предварительный контроль позволяет определить исходный уровень подготовки студентов и возможности внутренней дифференциации учебного процесса. Особую актуальность этот вид контроля имеет для курса информатики, так как практически всегда студенты одной группы обладают различным уровнем подготовки.
Входной оперативный контроль осуществляется в начале каждого урока. Он актуализирует ранее изученный студентами материал, позволяет определить уровень их подготовки к уроку.
Промежуточный контроль осуществляется «внутри» каждого урока. Он стимулирует активность студентов, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвое-нии обучаемым только что предложенной его вниманию порции материала.
Проверочный контроль осуществляется в конце каждого урока. Он по-зволяет убедиться, что цели обучения, поставленные на данном уроке, достиг-нуты, студенты усвоили понятия, предложенные им в ходе урока.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения студентов, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении всего курса. Резуль-таты итогового контроля служат одним из важнейших показателей профессио-нального уровня педагога.
Формы проверочного, тематического и итогового контроля разнообразны:
• собеседование,
• экспресс-опрос,
• контрольная работа,
• зачет по опросному листу,
• тестирование (в том числе компьютерное),
• творческая работа и др.
Одной из наиболее актуальных форм организации проверочного, темати-ческого и итогового контроля на уроках компьютерных дисциплин в Обоян-ском филиале ОГОУ СПО «Курский колледж культуры» является компьютер-ное тестирование.
Тестом в педагогике называют стандартизированные задания, по резуль-татам выполнения которых судят о знаниях, умениях и навыках испытуемого.
Педагогический тест состоит из отдельных заданий тестовой формы, к основ-ным из которых относят:
1) задания с выбором правильных ответов из нескольких предложенных;
2) задания с открытым ответом;
3) задания на установление соответствия;
4) задание на установление правильной последовательности.
Наиболее распространенными являются задания типов 1-3.
Бесспорными положительными сторонами тестирования следует при-знать стандартизованность, экономичность, отсутствие субъективизма. Боль-шое будущее у тестирования как формы контроля знаний появляется в услови-ях информатизации образования, предполагающей широкое использование компьютерных методик контроля и оценки уровня знаний студентов.
Как правило, для первого тестирования предлагаются задания с выбором правильного ответа из нескольких предложенных. Для того, чтобы настроить студентов на вдумчивую работу с тестами, важно объяснить им правила, кото-рыми преподавателю рекомендуется придерживаться при оценивании. Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, позволяет сформировать у студентов навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору. Тем не менее, преподаватель может отказаться от на-числения штрафных баллов, особенно на начальном этапе тестирования.
При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений: 50-70 % правильных ответов – «3»; 71-85 % – «4»; 86-100% – «5».
По усмотрению преподавателя эти требования могут быть снижены. Осо-бенно внимательно следует относиться к «пограничным» ситуациям, когда один балл определяет «судьбу» оценки, а иногда и студента. В таких случаях следует внимательно проанализировать ошибочные ответы и по возможности принять решение в пользу студента. Важно создать обстановку взаимопо¬нимания и сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение, возни-кающее во время тестирования. При правильном подходе к организации тести-рования, как правило в дальнейшем эта форма контроля уже не вызывает у сту-дентов особых затруднений.
Кроме тестирования на уроках информатики применяются такие формы тематических контрольных мероприятий, как контрольная практическая рабо-та.
Практическая контрольная работа предназначена для проверки уме-ний студентов в области информационных технологий. Каждая работа пред-ставлена в трех вариантах разного уровня сложности, что позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому студенту. При оценке разноуровневых за-даний следует обращать внимание на качество выполнения и завершенность работ.
И самой распространенной формой контроля на уроках компьютерных дисциплин, направленной на индивидуальное развитие познавательных интере-сов и творческих способностей студентов, является проектная деятельность, т.е. творческая работа. На уроках студенты выполняют индивидуальные ми-ни-проекты и проектные задания, коллективные проекты. На 4 курсе обучения проектное задание выступает в качестве одной из важнейших итоговых работ (приложением к дипломной работе), качество выполнения которой позволяет судить об уровне знаний и умений студентов.
В настоящее время в условиях личностно-ориентированного обучения все чаще происходит перенос акцента с оценки на самооценку. В этой связи боль-шие возможности имеет портфолио, под которым подразумевается коллекция работ студента, демонстрирующая его усилия, прогресс или достижения в оп-ределенной области. На уроке информатики в качестве портфолио естествен-ным образом выступает личная файловая папка, содержащая все работы ком-пьютерных дисциплин, выполненные студентом в течение учебного года или даже нескольких лет обучения.
Литература
1. Вульфов, Б.З. Основы педагогики [Текст]: учеб. пособие / Б.З. Вульфов. – М .: изд-во УРАО, 1999.
2. Кочетов, А.И. Актуальные проблемы педагогики [Текст] / А.И. Кочетков. – Рязань, 1971.
3. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения [Текст] / И.Я. Лернер. – М., 1981.
4. Подласый, И.П. Педагогика [Текст] / И.П. Подласый. – М.: Владос, 1999.
• Профессиональное образование России и стран СНГ
• Поиск работы
• Поиск работы в Иркутске и области
Авторские права статей защищены в соотвествии с Законом РФ об авторском праве.