Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих

Teacher


Teacher

Teacher

что нам нужно?


 
  • Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • «    Октябрь 2020    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    262728293031 
    Главная » Научно-методический центр » Научно-практическая конференция » Контроль учебных достижений студентов на уроках информатики в Обоянском филиале ОГОУ СПО «Курский колледж культуры»

    - Контроль учебных достижений студентов на уроках информатики в Обоянском филиале ОГОУ СПО «Курский колледж культуры»

    Соловьева Наталья Александровна,
    преподаватель информатики Обоянского библиотечного филиала
    ОГОУ СПО «Курский колледж культуры»


    Важным компонентом учебного процесса является контроль (проверка) результатов обучения. Выделяют следующие основные функции контроля:
    • управление процессом усвоения знаний: анализ типичных ошибок, выявлен¬ных в результате контроля, позволяет внести изменения в содержание и методы учебного процесса и осуществить на этой основе коррекцию знаний, умений и навыков студентов;
    • воспитание мотивации и формирование познавательного интереса: правиль-но организованная система контроля позволяет пробудить у студентов чувство ответственности за результаты обучения, стремление к целенаправленной рабо-те по достижению более высоких результатов;
    • обучение и развитие: контролирующие мероприятия, как правило, носят обу-чающий и развивающий характер за счет того, что преподаватель не только фиксирует ошибку, но и помогает студенту найти правильное решение; проис-ходит развитие личностных качеств студентов – воли, здорового честолюбия, стремления к успеху.
    Реализация перечисленных функций в процессе контроля возможна при соблюдении требований объективности, открытости и системности.
    Объективность контроля заключается в том, что вопросы, задачи и зада-ния должны соответствовать содержанию учебного материала; критерии оцен-ки должны быть адекватны требованиям к уровню подготовки студентов.
    Открытость контроля состоит в том, что оценивание всех студентов осу-ществляется по единым критериям, заранее известным и понятным каждому учащемуся.
    Системность контроля предполагает его непрерывность, органичную встроенность в учебный процесс, преемственность и целесообразность.
    В зависимости от этапа обучения выделяют входной, промежуточный, прове-рочный и итоговый контроль.
    Входной предварительный контроль позволяет определить исходный уровень подготовки студентов и возможности внутренней дифференциации учебного процесса. Особую актуальность этот вид контроля имеет для курса информатики, так как практически всегда студенты одной группы обладают различным уровнем подготовки.
    Входной оперативный контроль осуществляется в начале каждого урока. Он актуализирует ранее изученный студентами материал, позволяет определить уровень их подготовки к уроку.
    Промежуточный контроль осуществляется «внутри» каждого урока. Он стимулирует активность студентов, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвое-нии обучаемым только что предложенной его вниманию порции материала.
    Проверочный контроль осуществляется в конце каждого урока. Он по-зволяет убедиться, что цели обучения, поставленные на данном уроке, достиг-нуты, студенты усвоили понятия, предложенные им в ходе урока.
    Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения студентов, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы.
    Итоговый контроль осуществляется по завершении всего курса. Резуль-таты итогового контроля служат одним из важнейших показателей профессио-нального уровня педагога.
    Формы проверочного, тематического и итогового контроля разнообразны:
    • собеседование,
    • экспресс-опрос,
    • контрольная работа,
    • зачет по опросному листу,
    • тестирование (в том числе компьютерное),
    • творческая работа и др.
    Одной из наиболее актуальных форм организации проверочного, темати-ческого и итогового контроля на уроках компьютерных дисциплин в Обоян-ском филиале ОГОУ СПО «Курский колледж культуры» является компьютер-ное тестирование.
    Тестом в педагогике называют стандартизированные задания, по резуль-татам выполнения которых судят о знаниях, умениях и навыках испытуемого.
    Педагогический тест состоит из отдельных заданий тестовой формы, к основ-ным из которых относят:
    1) задания с выбором правильных ответов из нескольких предложенных;
    2) задания с открытым ответом;
    3) задания на установление соответствия;
    4) задание на установление правильной последовательности.
    Наиболее распространенными являются задания типов 1-3.
    Бесспорными положительными сторонами тестирования следует при-знать стандартизованность, экономичность, отсутствие субъективизма. Боль-шое будущее у тестирования как формы контроля знаний появляется в услови-ях информатизации образования, предполагающей широкое использование компьютерных методик контроля и оценки уровня знаний студентов.
    Как правило, для первого тестирования предлагаются задания с выбором правильного ответа из нескольких предложенных. Для того, чтобы настроить студентов на вдумчивую работу с тестами, важно объяснить им правила, кото-рыми преподавателю рекомендуется придерживаться при оценивании. Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, позволяет сформировать у студентов навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору. Тем не менее, преподаватель может отказаться от на-числения штрафных баллов, особенно на начальном этапе тестирования.
    При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений: 50-70 % правильных ответов – «3»; 71-85 % – «4»; 86-100% – «5».
    По усмотрению преподавателя эти требования могут быть снижены. Осо-бенно внимательно следует относиться к «пограничным» ситуациям, когда один балл определяет «судьбу» оценки, а иногда и студента. В таких случаях следует внимательно проанализировать ошибочные ответы и по возможности принять решение в пользу студента. Важно создать обстановку взаимопо¬нимания и сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение, возни-кающее во время тестирования. При правильном подходе к организации тести-рования, как правило в дальнейшем эта форма контроля уже не вызывает у сту-дентов особых затруднений.
    Кроме тестирования на уроках информатики применяются такие формы тематических контрольных мероприятий, как контрольная практическая рабо-та.
    Практическая контрольная работа предназначена для проверки уме-ний студентов в области информационных технологий. Каждая работа пред-ставлена в трех вариантах разного уровня сложности, что позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому студенту. При оценке разноуровневых за-даний следует обращать внимание на качество выполнения и завершенность работ.
    И самой распространенной формой контроля на уроках компьютерных дисциплин, направленной на индивидуальное развитие познавательных интере-сов и творческих способностей студентов, является проектная деятельность, т.е. творческая работа. На уроках студенты выполняют индивидуальные ми-ни-проекты и проектные задания, коллективные проекты. На 4 курсе обучения проектное задание выступает в качестве одной из важнейших итоговых работ (приложением к дипломной работе), качество выполнения которой позволяет судить об уровне знаний и умений студентов.
    В настоящее время в условиях личностно-ориентированного обучения все чаще происходит перенос акцента с оценки на самооценку. В этой связи боль-шие возможности имеет портфолио, под которым подразумевается коллекция работ студента, демонстрирующая его усилия, прогресс или достижения в оп-ределенной области. На уроке информатики в качестве портфолио естествен-ным образом выступает личная файловая папка, содержащая все работы ком-пьютерных дисциплин, выполненные студентом в течение учебного года или даже нескольких лет обучения.

    Литература
    1. Вульфов, Б.З. Основы педагогики [Текст]: учеб. пособие / Б.З. Вульфов. – М .: изд-во УРАО, 1999.
    2. Кочетов, А.И. Актуальные проблемы педагогики [Текст] / А.И. Кочетков. – Рязань, 1971.
    3. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения [Текст] / И.Я. Лернер. – М., 1981.
    4. Подласый, И.П. Педагогика [Текст] / И.П. Подласый. – М.: Владос, 1999.