Одной из особенностей и преимуществ среднего профессионального образования в выступлении И.В. Савченко названа «Ориентация на региональные условия и потребности подготовки специалистов, необходимых конкретному региону».
Тема «Технология разработки содержания регионального компонента ГОС СПО» достаточно широко отражена в литературе. Пройденный учебными заведениями путь от первоначального узкого понимания регионального компонента как прямолинейного отражения истории и современности края, местных природных и культурных особенностей в содержании образования (другими словами – краеведения) до практико-ориентированного подхода, новизна которого заключается в рассмотрении прошлого, и – главное – будущего региона как одной из субцивилизаций России в контексте межцивилизационных отношений освещен в многочисленных публикациях. Отмечены также положительные результаты подхода, основанного на разработке элементов содержания образования, учитывающего перспективные региональные, национальные и глобальные тенденции: «Возможно, одной из причин стабильности и межнационального согласия в регионе является правильное понимание преподавателями СПУЗ задачи реализации национально-регионального компонента в изучаемых дисциплинах». [1, 2] Начало третьего тысячелетия ознаменовалось многими трагическими событиями, связанными с обострением межнациональных отношений, возникновением этнических и межконфессиональных конфликтов на разных континентах, в разных странах и городах. С другой стороны – мир становится все более единым. Существование государственных гра¬ниц продиктовано объективными обстоятельствами, но со вре¬менем приходит понимание большей необходимости и по¬лезности международных отношений и контактов, способ¬ствующих общественному прогрессу, возрастает значимость деятельности по обеспечению безопасности госу¬дарства в пограничной сфере. Пограничная сфера общества сосредоточена в пограничных пространствах, которые определяются как «особая социально-политическая зона, исторически сформировавшаяся на стыке двух и более со¬циальных систем – государств. В ее пределах происходят процессы межгосударственного разграничения, трансгранич¬ного взаимопроникновения и взаимовлияния, взаимосвязи и взаимодействия».[3] На современном этапе в пограничной сфере существует широкий круг проблем. Одна из главных заключается в необходимости осознания, что граница должна пониматься не только как препятствие или барьер, но и как встреча цивилизаций, как «мост» для диа¬лога различных культур. «Приграничное сотрудничество» – широкое и емкое понятие, включающее различные уровни и различные направления взаимодействия в пределах полномочий территориальных со¬обществ и властей приграничного региона. Субъектами такого сотруд¬ничества могут выступать как юридические, так и физические лица – пригранич¬ное население. Определение «приграничное сотрудничество» отражает главную функциональную характеристику границы – контактность. Наш регион всегда играл значительную роль в связях России и Украины. С ХI века по территории нынешней Курской области пролегал один из главных торговых трактов России, позже – располагалась таможня, где вплоть до 1753 года взимались пошлины с привозимых товаров. Ныне история повторяется. В 90-е годы ХХ века в связи с распадом Советского Союза и созданием Содру¬жества Независимых Государств Курская область в числе двух десятков субъектов Российской Федерации снова стала приграничным регионом. На юго-западе и западе области 245 км границы с Сумской областью Украины получили статус государственной границы Российской Федерации. Приграничными стали 5 районов области, другие, в том числе Обоянский, устанавливают побратимские связи с районами Харьковской, Донецкой и других областей Украины. В регионе растет количество мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья, увеличился поток «вынужденных переселенцев», иностранцев (в первую очередь – студентов вузов). Развитие межрегионального сотрудничества с зарубежными странами, и, прежде всего со странами СНГ, – одно из приоритетных направлений деятельности Администрации Курской области. Как ближайший сосед и важный политический и экономический партнер, Украина занимала и занимает в этом отношении особое место. Товаропроизводители из Украины, Белоруссии активно участвуют в глав¬ном мероприятии нашей области – Кур¬ской Коренской ярмарке. В свою очередь, предприятия и организации Курской области, районы и города-побрати¬мы ежегодно принимают участие в Боль¬шой Слобожанской (Харьковская обл.) и других ярмарках. Активно развиваются взаимоотношения в сфере образования, молодежной по¬литики, физ¬культуры и спорта, патриотического вос¬питания, в сфере государственно-церковных отно¬шений. Большое внимание уделяется культурным мероприятиям, которые про¬водятся на территориях районов-побра¬тимов, установлению прямых связей меж¬ду учреждениями культуры, творческими коллективами. Особое значение придается проведению совместных мероприятий, посвященных празднованию Победы в Великой Отечественной войне и другим исторически значимым со¬бытиям. Об интенсивности и направлениях приграничного сотрудничества дает представление полнотексто¬вая база данных «Живая вода дружбы» (http://scilib.debгvansk.ru) – со¬вместный информационный ресурс Брянской (Россия), Черниговской (Украина) и Гомельской (Белоруссия) об¬ластных библиотек, отражающий инфор¬мацию из 48 российских, украинских и белорусских изданий за период с 1995 по 2008 годы. [4] В многоликий процесс культурного взаимодействия включаются всё больше учреждений, в том числе развивается межбиблиотечное взаимодей¬ствие. Профессиональные отношения с библиотеками со¬предельных стран продолжают поддерживать около 8 тысяч приграничных муниципальных образований Российской Федерации, имеющих собственные муниципальные библиотечные системы. В «Концепции формирования информационно-библиотечного пространства на базе приграничных библиотек государств-участников СНГ», подписанной главами правительств Содружества в Астане в мае 2009 года, библиотекам, расположенным в местах сопряжения государств-участников СНГ, придан статус участника межгосударственных процессов. Возможности библиотек рассматриваются как дополнительный ресурс для стимулирования и укрепления межрегионального приграничного сотрудничества. Приграничная библиотека понимается как «социальный институт, призванный удовлетворять информационные и культурные потреб¬ности местных сообществ, территориально расположенных в относительной близости друг к другу, но разделенных государственной границей».[4] А это предполагает, что работник библиотеки должен быть компетентным в актуальных вопросах межнациональных отношений и проблемах развития национальных языков, знать этнический фольклор и национальную литературу. Только так он сможет выполнить возлагаемые на него задачи: «поддерживать гармонию между политическими, этническими и другими социальными группами, воспитывать уважение к разнообразию различных культур и народов, готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям и верованиям». Существенную помощь призван оказать реализуемый Курской областной библиотекой им. Н.Н. Асеева проект по созданию электронной энциклопедии «Культура народов. Этнические сообщества Курской области», включенный в распоряжении Президента РФ «О присуждении грантов Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства». [5] Учитывая, что выпускники будут работать в приграничных районах Курской области и других регионов России, педагогический коллектив осознает актуальность данного направления образовательной деятельности. В урочное и внеурочное время, в поисковой и исследовательской работе в рамках реализации проекта самостоятельной творческой деятельности «Моя библиотека» используются различные формы и методы. Их конечная цель – формирование толерантной личности, знакомой с ведущими педагогическими принципами пропаганды национальной литературой, информированной о важности «со¬блюдения правил делового этикета и протокола» в современной библиотеке, которая «имеет обширные связи, заключает договоры, реализует проекты не только внутри страны, но и за рубежом». [6] Вместе с тем, проблема приобщения студентов к национальной культуре остается открытой. Целесообразным представляется включение курса «Национальная литература» в учебные планы не только высшей, но и средней профессиональной школы, так как «знание литературы, отражающей огромный исторический путь, особенности материальной и духовной культуры, предания, традиции, религиозные ценности народов необходимы для позитивного развития межнациональных отношений, для успешного сотрудничества в социальной и экономической сфере». [7]. На совершенствование качества подготовки специалистов направлено повышение методологической квалификации педагогического коллектива, содержательно-методическое обеспечение формирования профессиональных компетенций в области технологической, информационной, культурно-воспитательной деятельности.
Литература 1. Додонова, Л.А. Технология разработки содержания регионального компонета государственного образовательного стандарта СПО в многопрофильном колледже / Л.А. Додонова ; Нижневартовский социально-гуманитарный колледж // Специалист. – 2002. – № 11. – С. 2-4. 2. Кобелев, И.О. Регионализация образования повышает уровень подготовки специалистов / О.И. Кобелев, О.В. Лякина ; Уфимский автотранспортный колледж // Специалист. – 2001. – № 6. – С. 8-9. 3. Володин, В.Р. Ценностный мир приграничной сферы // Социально-гуманитарные знания. – 2009. – № 2. – С. 157-166. 4. Куликова, О.Ю. Сотрудничество приграничных библиотек России, Белоруссии, Украины: состояние, перспективы развития : автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук / О.Ю. Куликова. – М., 2009. – 23 с. 5. Тутенко, В. От любви до ненависти… одна толерантность / Вероника Тутенко // Курская правда. – 2010. – 28 февр. – С.3. 6. Букреев, А.И. Простые правила хорошего тона: деловой этикет и протокол в современной библиотеке / Александр Иванович Букреев, директор Президентской библиоте¬ки им. Б. Н. Ельцина // Библ. дело. – 2009. – № 22. – С. 16-17. 7. История национальной литературы народов России и стран ближнего зарубежья : учебная программа по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность» / сост. Е.А. Самохина ; МГУКИ. – М., МГУКИ, 2005. – 57 с.