что нам нужно?
Савченко И.В. studic@yandex.ru
преподаватель информационных технологий,
заведующая Информационно-профориентационным центром
Иркутского областного колледжа культуры
Вся педагогическая деятельность основана на возможности людей взаимодействовать и общаться, так как именно в процессе взаимодействия происходит обмен информацией между поколениями.
На пороге XXI века мы вступили в новую стадию развития, которая получила название информационной, благодаря стремительному росту информационных коммуникационных технологий. А по словам известного исследователя массовых коммуникаций Герберта Маршалла Маклюэна, смена исторических эпох определяется сменой коммуникационных технологий. Коммуникационные технологии, с его точки зрения, вытесняют прежние виды общения и обладают способностью переводить опыт прошлого в новые формы. Подтверждением этому стали стремительный рост информационных коммуникационных технологий во всех сферах нашей жизни и настоящая смена способов общения благодаря телекоммуникациям.
Телекоммуникационные технологии - технологии, направленные на обработку и преобразование информации с помощью технических средств. В условиях информационного общества они становятся неотъемлемой частью нашей жизни.
Анализ телекоммуникаций, используемых передовыми университетами и колледжами мира, убедительно показывает, что сегодня телекоммуникационные технологии сети Интернет с их стремительно растущим потенциалом и быстро снижающимися издержками являются доминирующими и открывают большие возможности для новых форм сотрудничества в системе образования, невзирая на географические границы человеческих общностей.
Образовательные учреждения всегда взаимодействовали между собой, однако сейчас, когда нарождающемуся в России информационному обществу адекватна система открытого образования, это становится наиболее актуальным. Открытое образование подразумевает не только открытость настоящему и будущему; свободное пользование информационными ресурсами; процесс постоянного поиска и изменений, формирование новых ориентиров и целей; но и активное взаимодействие образовательных учреждений между собой.
Педагогическая наука рассматривает взаимодействие как согласованную деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи. Целью взаимодействия образовательных учреждений является координация деятельности по вопросам развития образования, обобщение и распространение положительного опыта по организации учебно-воспитательного процесса, научной работы, повышения квалификации научно-педагогических кадров, совершенствования системы непрерывного образования, а также усиления воздействия образовательной школы на социально-экономическое и культурное развитие страны.
В общем случае взаимодействие в образовательном пространстве на основе информационных телекоммуникационных технологий осуществляется по нескольким направлениям:
1. Учебный процесс.
2. Научно-исследовательская работа.
3. Информационное взаимодействие - взаимный обмен информацией по тем или иным предметам обучения, состоянию и перспективами развития того или иного научного направления, организация дистанционного обучения.
Несмотря на относительную новизну, телекоммуникационное взаимодействие в сети Интернет образовательных учреждений становится все популярнее, благодаря основным достоинствам:
• Расширение пространства и времени – можно общаться независимо от места своего географического положения, главное – компьютер и Интернет, расстояние практически не влияет на скорость отправки сообщений;
• Снижение финансовых затрат – не надо тратить деньги на билеты, командировки и т.д.;
• Экономия времени – такое взаимодействие происходит без отрыва от производства, можно общаться непосредственно за рабочим столом или дома и общение может происходить мгновенно, в режиме реального времени – on-line, или в любое удобное время, если об этом не оговаривается заранее - в режиме отложенного времени off-line.
Независимо от направлений и форм сотрудничества на основе телекоммуникаций Интернета все процессы общения в основном происходят с помощью текста и сводятся к нескольким способам обмена информацией. Самым распространенным среди них является электронная почта – аналог традиционной почтовой переписки. Следующим видом общения являются форумы - организация обмена информации и общения между большим количеством собеседников, которым интересна тема того или иного обсуждения. Чаты являются разновидностью форумов и отличаются от них относительной кратковременностью дебатов между оппонентами и режимом реального времени.
Сторонники новых способов взаимодействия с помощью телекоммуникаций утверждают, что компьютерные технологии дают возможность компенсировать недостаток вербальной информации и развивают новую идентичность – «визуальную». Появляется интерактивность пользователей - активное и избирательное взаимодействие с источником информации. Еще один положительный аспект телекоммуникаций - участие в виртуальной межкультурной коммуникации, возможность пересекать границы государств и культур.
Зарубежные ученые утверждают, что в скором будущем нас ожидает видеоконференц-революция, а это значит, что недалеко то время, когда проблемы невербального общения частично исчезнут.
По результатам опроса, прошедшего в рамках Международной конференции по электронному образованию WBE-2006 и охватившего более 350 экспертов из 32 стран мира видеоконференция, набрав 77% голосов, вошла в тройку лидеров телекоммуникационных технологий недалекого будущего наряду с форумом обсуждений (81%) и онлайновыми средствами обмена файлами (80%).
Большинство участников дистанционных образовательных проектов обращают свое внимание именно на положительные аспекты телекоммуникационного взаимодействия. 100 % респондентов при проведении исследования «Возможно ли взаимодействие образовательных учреждений с помощью телекоммуникационных технологий?» дали положительный ответ.
С нашей точки зрения, в современных условиях образовательного пространства, телекоммуникационные технологии играют огромную роль при взаимодействии образовательных учреждений. Об этом свидетельствуют многочисленные инновационные формы делового общения образовательных учреждений, которых становится больше и больше на необозримых пространствах Интернет. Количество дистанционных проектов растет: научно-практические конференции, аналитические или научные исследования, организация совместного дистанционного обучения, обсуждение общих проблемных вопросов, простой обмен информацией, переписка и даже праздничные поздравления.
Собственный опыт работы в Интернет (организация и проведение Интернет-конференции, участие в различных телекоммуникационных проектах, дистанционное обучение) позволяют сделать следующие выводы: благодаря телекоммуникациям исчезают расстояния и возникает деловое сотрудничество, позволяющее решать многие проблемные вопросы совместно с участниками других образовательных учреждений; появляется возможность получить дополнительное образование без отрыва с места работы; происходит обмен опытом; появляются дополнительные стимулы к профессиональному росту; кроме того, информационные телекоммуникационные технологии представляют огромный интерес и побуждают к дальнейшему развитию информационных компетенций. Без телекоммуникаций, такое сотрудничество не смогло бы состояться. Анализируя телекоммуникационные способы общения посредством компьютера, хочется отметить вежливость всех участников процесса взаимодействия; деловой стиль общения, эмоционально окрашенный по необходимости. Дискуссия, которая проводится дистанционно, имеет иной характер и не все участники телекоммуникационного взаимодействия любят дискутировать в Интернете.
Таким образом, телекоммуникационные технологии расширяют границы взаимодействия образовательных учреждений, стирая географические, временные и финансовые преграды, дают возможность для совместного педагогического поиска и научно-исследовательской деятельности, увеличивают потенциал творчества и фантазии. Благодаря телекоммуникациям общение становится более доступным, востребованным и реальным.
• Профессиональное образование России и стран СНГ
• Поиск работы
• Поиск работы в Иркутске и области
Авторские права статей защищены в соотвествии с Законом РФ об авторском праве.