что нам нужно?
Рытова Ольга Антиповна.,
педагог – психолог,
ГОУ СПО «Кемеровский областной колледж культуры и искусств»
В последнее десятилетие в связи с изменением концепции инвалидности, реабилитация инвалидов стала осознанной основой социальной политики государства. Одну из главных ролей в системе реабилитационных мероприятий играет психологическая реабилитация, так как изменение социальной ситуации развития человека, связанной с хроническим заболеванием и инвалидностью, приводит к специфическим изменениям его личности, что сказывается на всех сферах жизнедеятельности человека.
Психологическая реабилитация представляет собой комплекс мер, направленных на обеспечение социализации детей с особыми образовательными потребностями и наиболее полную интеграцию их в общество. Одним из путей реабилитации детей – инвалидов является подготовка из их числа конкурентноспособных специалистов со средним профессиональным образованием.
В 2010 году в Кемеровский колледж культуры и искусств на отделение «Библиотековедение» были зачислены на обучение несколько детей – инвалидов ранее обучавшихся в специальной (коррекционной) школе - интернате VI вида.
Учитывая то, что в нашем колледже им предстоит продолжать обучение не просто среди здоровых сверстников, но среди ребят одаренных, талантливых, рядом с которыми ребята – инвалиды могут испытывать состояние психологического дискомфорта, нами была разработана программа «Социально – психологическая адаптация студентов с ограниченными возможностями здоровья к обучению в колледже», основной целью которой стало создание психологически безопасной образовательной среды для успешной адаптации их к обучению.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ) – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи, потому как жизнь многих из них насыщена не только ощущениями физической боли, но и чувством беспомощности, слабости, неуверенности в собственных силах, страхом перед окружающими их людьми, перед будущим и перед жизнью в целом. Жизнь большинства детей – инвалидов наполнена обидами, унынием, ощущением ненужности обществу и бессмысленности своего существования в нем. Эти чувства и эмоции практически всегда находят выражение во внешних проявлениях – замкнутости, застенчивости или повышенной агрессивности, обидчивости, приводят к возникновению недоразумений и конфликтных ситуаций, что, в свою очередь, становится серьезным препятствием для интеграции детей-инвалидов в студенческое сообщество. Образовательная среда среднего специального учебного заведения является для них новой, непривычной и насыщенной трудностями не только физическими, но, прежде всего, трудностями психологического характера.
Комплексный подход к проблеме адаптации студентов с особыми образовательными потребностями, положенный в основу программы, позволил увидеть положительные результаты уже на первом этапе ее реализации. Сравнительный анализ результатов психодиагностических исследований, проведенных в начале учебного года и в конце первого семестра, позволяет говорить, что проведенные мероприятия, входящие в содержание программы, позволили студентам с ОВЗ значительно расширить границы межличностного взаимодействия. У большинства из них повысился уровень мотивации к развитию и достижениям, возросла общественная активность, наблюдается хороший эмоциональный тонус. При анкетировании первокурсников спустя три месяца от начала обучения в колледже 80% студентов с ОВЗ отметили, что в колледже они чувствуют себя спокойно и психологически комфортно. В настоящее время уровень адаптации студентов с особыми образовательными потребностями к условиям обучения в колледже лишь на 20% ниже, чем у остальных обучающихся.
В конце учебного года, в результате реализации программы, мы рассчитываем повысить объективные и субъективные показатели адаптации студентов с особыми образовательными потребностями к условиям обучения в колледже. Под этим подразумеваются такие показатели, как: успешность учебной деятельности, удовлетворенность общением в студенческой группе, ориентированность в учебе на будущую профессию; восстановление индивидуальной и общественной ценности обучающихся с ОВЗ.
Краткое описание программы. Цели программы:
- Осуществление комплексного подхода к проблеме адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям обучении в колледже;
- Организация целенаправленного психолого-педагогического воздействия на процесс адаптации студентов с особыми образовательными потребностями;
- Создание в колледже психологически безопасного климата, способствующего укреплению психосоматического благополучия студентов с ОВЗ и успешной адаптации их к условиям обучения.
Задачи:
- изучение индивидуально-психологических особенностей студентов с ОВЗ, получение информации об их характерологических особенностях и адаптивных способностях;
- выявление причин, препятствующих их эффективной адаптации и обучению;
- формирование у ребят с ОВЗ потребности в самоопределении, саморазвитии и самореализации, положительной мотивации к учебной деятельности и избранной профессии и эффективное включение студентов с особыми образовательными потребностями в социально-профессиональную среду, приспособление к новым условиям обучения и труда.
Программа состоит из 4 блоков, отражающих основные направления работы по адаптации ребят с ОВЗ к обучению в колледже.
1 блок. Диагностическая работа.
Цель - получение своевременной и полноценной информации о характерологических особенностях личности студентов с ОВЗ, динамике изменений в их социально-профессиональной адаптации и личностной сфере, выявление трудностей, препятствующих их эффективной профессиональной подготовке.
2 блок. Профилактическая деятельность.
Цель – обеспечение благоприятного психологического климата в группах и учебном заведении в целом; оказание помощи каждому студенту с ОВЗ в формировании у него активной жизненной позиции, жизненной стойкости, адекватного отношения к себе и окружающим и позитивному отношению к миру и жизни в целом. Развитие толерантности по отношению к людям с ОВЗ и способности к рефлексии у всех участников образовательного процесса.
3 блок. Профориентационная и профадаптационная работа.
Цель – оказание помощи детям – инвалидам в усвоении норм, правил, требований учебного заведения и будущей профессиональной деятельности; эффективное включение студентов с ОВЗ в социально-профессиональную среду; помощь в приспособлении к новым условиям обучения и труда.
4 блок. Работа по социально-психологической адаптации.
Цель - создание благоприятного психологического климата в учебных группах и в учебном заведении в целом; обеспечение развития групповой структуры, групповой сплоченности; формирование потребности в самоопределении, саморазвитии и самореализации; восстановление индивидуальной и общественной ценности обучающихся, имеющих ОВЗ.
Основные виды и формы работы. Комплекс мероприятий, направленных на формирование толерантной нравственной атмосферы в студенческой среде (организация работы клубов и групп психологической поддержки, проведение тренингов общения) и мероприятий, обеспечивающих эффективность социально-психологической адаптации (тестирование, тренинги личностного роста, классные часы и индивидуальные консультации по вопросам групповых взаимоотношений и места личности в группе).
• Профессиональное образование России и стран СНГ
• Поиск работы
• Поиск работы в Иркутске и области
Авторские права статей защищены в соотвествии с Законом РФ об авторском праве.