что нам нужно?
Соколова Галина,
Иркутский областной колледж культуры
История предков всегда любопытна
для того, кто достоин иметь Отечество.
Н.М.Карамзин
У каждого человека есть святое для него место, малая родина – большое ли это село, город или заимка в несколько жилых домов, где он родился. Память о них человек проносит через всю свою жизнь. И не редко в раздумье он, как писал поэт, вспоминает припавший к трём берёзкам клочок земли да речушку со скрипучим перевозом…
Для того, чтобы нынешние и грядущие поколения знали и ценили то, что было сделано их предшественниками в близком и отдаленном прошлом… Чтобы благотворное чувство малой родины наполняло их новыми силами хранить и приумножить богатство родного края, мы должны знать историю своей родины, своего края, своей семьи.
История села Сорты Заларинского района создавалась многие десятки лет, но системного её отражения, к сожалению, летописцами не велось. Но с историей села тесно связаны судьбы разных семей, и поиск своих прародителей «привел» и меня в этот край. Предки с материнской стороны – Самохваловы – с XVIII века жили в этом селе. Но вот когда, при каких обстоятельствах они поселились здесь, каково происхождение фамилии и откуда они пришли в эти края, я не знала; именно эти вопросы и стали ключевыми для начала моей исследовательской работы.
Исследуя наименования и их судьбу в разные века, можно установить связи русского населения с другими народами, выяснить, как шло заселение тех или иных районов нашей страны, носители каких говоров русского языка: северных, южных или центральных – среднерусских – приходили на земли Урала, Сибири. С помощью слов, лёгших в основу многих современных фамилий, можно изучать особенности быта людей, живших в отдельные эпохи, можно установить, чем питались, во что одевались, чем занимались крестьяне и ремесленники в XVI-XVII веках – в период становления фамилий.
Многие особенности развития русской антропонимии (комплекса собственных имён людей) уходят своими корнями в древнерусский период. Поэтому закономерно вести историю русской антропонимии с первых древнерусских памятников, запечатлевших имена, то есть с XI века, обращаясь и к тем материалам летописей и произведений других жанров, которые передают русскую историю более раннего, дописьменного времени.
По-видимому, связаны между собой на различных этапах русской истории фамилия и прозвища. Некогда прозвища порождали фамилии, сейчас в живой разговорной речи фамилии порождают прозвища. Так или иначе, эта многовековая связь не исчезла и в настоящее время.
Русские люди, давшие меткие прозвища, в то же время не придавали особого значения «смыслу» антропонимов. Недаром говорилось: «хоть горшком назови, только в печку не ставь». Ценили человека не по прозвищу, не по фамилии, а по его качествам.
Конечно, фамилии не связаны с индивидуальными качествами людей. Но вспомните персонажи произведений русской литературы с так называемыми «говорящими» фамилиями. Видимо, очень живыми были ещё в XVIII веке связи фамилий с индивидуальными качествами людей, поэтому и использовали писатели такую выдуманную антропонимию.
Миграция населения в России была явлением распространенным. Поэтому почти в каждой области можно найти её следы, в частности названия-путешественники.
Очень часто названия-путешественники встречаются в Западной Сибири. Как известно, в конце XIX века происходило интенсивное переселение крестьянского населения из России, Украины и Белоруссии в Западную Сибирь и далее на восток, а также в степные районы современного Казахстана. Движение раскрепощенных крестьян на восточные земли началось сразу же после 1861 года, и особый размах обрело в промежутках между 1893-1904 годами. Крестьяне- переселенцы – как русские, так и украинцы, – привозили с собой и привычные им имена сел и деревень.
Они служили людям как бы памятью о покинутых местах. Причем русские крестьяне чаще селились в лесных и лесостепных районах азиатской части России, а украинцы осваивали привычные им степи. Поэтому не случайно сейчас в степной части не только Западной Сибири, но и Дальнего Востока встречаются свои Новокиевки, Новохарьковки, Новочерниговки. А в лесной полосе повторяются имена лесных уездов Европейской России.
Церковь, обладавшая монопольным правом нарекать младенца именем, запрещала древнерусские имена как языческие и заменяла их христианскими. Почти все личные имена, входящие в русский именник, принесены христианством на Русь через Византию. Поэтому они восходят к греческому, латинскому и некоторым восточным языкам.
Однако к XVIII – XIX векам древнерусские имена уже полностью были забыты и вышли из употребления. Все новорожденные в России получали только церковные имена.
В то же время в дореволюционной России личное имя человека зачастую несло яркую социальную характеристику, употреблялось в определенной социальной среде.
В ходе своего исследования я попыталась проследить происхождение фамилии моего рода Самохваловых.
Происхождение фамилии:
Бухвост – так в древности называли сплетника или хвастуна. Однофамильцы ему – Брехунов, Самохвалов, Хвастов, Хвастунов, Хвастушин. (С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова, Толковый словарь русского языка,4-е издание, М., 2001 г) Дворянский род Бухвостовых восходит к середине XVI в. и записан по Московской губернии. Бухвостов Сергей Леонтьевич (1659 - 1728) – , зачисленный Петром I в 1683 г. в Преображенский полк, позднее – майор артиллерии, участник Азовских походов и Северной войны.
По информации предоставленной сотрудником музея п. Залари Г.Н.Макагон, мои родные – Самохваловы проживавшие в с. Сорты были поселенцами. Мне пришлось также рассмотреть значение термина – поселенец.
Поселенец, – ленка, посельник, - ница, поселенный, оседлый, пришлый житель, в своей избе, на своем хозяйстве. Поселянин – сам поселившийся, а поселенец – поселенный, также колонист, выходец; а иногда переселенцы, новоселы, выселенцы, не коренные жители.
Старожильческий треугольник
Колонизация Сибири началась ещё при Петре I. Она проходила по рекам Енисей, Тобол, Ангара и Лена. Переселение в Восточную Сибирь не могло идти на прямую через Западную Сибирь, т.к. Татарское ханство не давало проход к освоению (захвату) новых земель. Реки Сибири были использованы как дороги. По этим рекам осуществлялся сплав к Восточной Сибири для поиска жилья и работы.
В 1700-е годы начинается переселение в Иркутскую область, Заларинский район село Сорты по Московскому тракту. В 1751 году начинается активная система ссылки в Сибирь. В этом же году Московский тракт прошел через «старожильческий треугольник», который образовывали такие села, как: Тыреть, Залари, Романово, Холмогой и Сорты, в Заларинском районе Иркутской области. Некоторые из этих сел настолько древние, что невозможно точно сказать, кто обосновался первым на этой земле, зачастую невозможно даже определить точной даты образования села или деревни. Старожильческие села – это села образованные старожилами, т.е. чалдонами – людьми, пришедшими с Дона.
Имя человека так же, как и его фамилию нельзя оторвать от земли. Как же мог оказаться в Сибири мой самый дальний родственник Самохвалов Калина. Может быть, он шел как торговец или мануфактурщик, или как посадский человек? С Дона или с Забайкалья. Может быть, он шел с севера по рекам, как служивый государевый человек на освоение новых земель? Сейчас это установить уже значительно сложнее, так как сведений достаточно мало, но все-таки, поиск был успешным.
Сейчас могу предположить, что мои родные старшего поколения могли прийти из-за Урала как свободные люди на освоение новых земель или как ссыльные. По информации предоставленной Г.Н.Макагон (сотрудник музея п. Залари) установила:Фамилия Самохваловых обнаружена в метрических книгах Холмогойской Петропавловской и Заларинской Никольской церкви с 1874 года. Место её начального обнаружения – село Сорты. Как и Залари, Тыреть, Холмогой, Сорты, Романово – это старожильческие сибирские сёла, приближённые к Московскому тракту, они образуют так называемый «старожильческий треугольник» старых сёл в северной части района. в XVIII веке именно с севера, с Балаганска шло заселение наших мест. Однако по данным музея, эта фамилия не пришла сюда с Илима или с Балаганска, откуда шло заселение вышеназванных сёл. Ни разу она не упомянута в фамильных списках чалдонов- первых служилых в Сибири, пашенных крестьян.
В 1970 году просмотрелось 3 семьи Самохваловых в Сортовской деревне. Можно предположить, что все они – близкие родные. Наличие 3 семей говорит о том, что эта фамилия, заселившись в Сорты, зацепилась за жизнь здесь, закрепилась в становлении нескольких семей. Примерно можно предположить, что семья Самохваловых появилась здесь в 1840-50 годах.
Эти годы не отмечаются как годы массовых переселений в наши места. Это единичное появление семьи в Сортах. Учитывая, что эта фамилия не Илимская и не балаганская, то можно предполагать, что семья или отдельный человек был сослан сюда. Не удивительно будет, если при дополнительных поисках рядом с фамилией будет обозначен социальный статус «посельщик», т.е. сосланный и поселённый в Сортовскую деревню.
Холмогойская волость в XIX веке была местом активной ссылки. Сортовская деревня принадлежит к данной волости. При фамилии 1874г. Значится статус «крестьянин», «крестьянская девица». Однако известны случаи, когда поселенцы, женившись на местных чалдонках, становятся вхожими в крестьянские семьи и а дальнейшем, особенно их дети, начинают числиться как «крестьяне». Оставим небольшой процент (5,10%), что это была крестьянская семья и каким-то образом она переселилась сюда, для доказательства и этой версии.
Далее семья разрастается, и употребление фамилии становиться частым: в 1912,13,14,15,16,18,21,22,23 годах. Ареал её наличия ширится: они появляются уже в соседних селах: Холмогой, Романово, Залари, Заимка, Хаптагун, т.е. ареал её шире, но рядом. И только одна семья в 1892 году прошла как «ясачные», в Ханжинской деревне.
Это буряты, принявшие православие и при новокрещении наделённые фамилиями своих «восприемников», или свидетелей их крещения. Конечно, история этой семьи стоит особняком; она только искусственно обрела эту фамилию, с момента этого обретения обретёт историю именно своей семьи.
Просмотрелось родство Самохваловых с семьёй Пинигиных, пришедших в Сорты в 18 веке с реки Илга, или с Илгинского острога.
По одной из рассматриваемых мной версий мой самый дальний родной это прапрапрапрадед Самохвалов Калина попал в село Сорты только в 1873г, т.к. не в первой, не во второй, даже не в третьей ревизии по России, а именно по селу Сорты фамилия Самохваловых вообще не упоминалась. В 1873 году упоминается 3 семьи Самохваловых, трех братьев: Дмитрия, Константина и Антипа, которые являются сыновьями Самохвалова Калины. Следовательно, Самохвалов Калина либо пришел и обосновался в селе в промежутке от третьей, до четвертой ревизии, либо до села дошли только три брата. На вопрос, почему не один из них не упоминается как ссыльный? Можно ответить только тем, что либо они пришли и женились на местных крестьянках, либо они не были ссыльными вообще, а пришли на освоение новых земель, поселились в этом районе. Тогда поднимается еще один вопрос: если они пришли не как ссыльные, а как торговцы или мануфактурщики, то откуда они сюда шли? На этот вопрос ответить практически невозможно, но по некоторым данным того времени можно предположить, что они шли из Архангельска, Устюга или Нижнего Новгорода. Так как я нашла сведения о Самохвалове Иване из Нижнего Новгорода, по месту, где встречается эта фамилия. Переселение из этих мест было очень многочисленным, т.к. «старожильческий треугольник» окружают еще 114 деревень. Из этого следует то, что идти на эти земли было выгодно, и люди туда шли и не просто шли, а образовывали семьи, т.е. пускали там свои корни. Такими же людьми были и мои прародители.
Мои родные…
Правильный путь таков: усвой то, что сделали
твои предшественники и иди дальше.
Л.Н.Толстой
В ходе сбора информации я установила, что чем ближе родные, тем сведений собрала больше. Меньше сведений собрано о старших поколениях. Думаю, что есть уже упущенное время, что этим в семье никто до меня не занимался. И много информации уже потеряно. Думаю, что мне предстоит еще в будущем продолжить эту работу, собирая сведения из разных источников о своих родных. Большим достижением в своей работе считаю, что выстроена материнская родовая линия. Собраны сведения о деде, прадеде и еще о многих родственниках.
Выполняя, исследование поняла, что, уходя, человек оставляет память о себе. Самое главное – это сохранить эту память и пронести её, через всю свою жизнь. Тот человек, который сумел сохранить и приумножить то, что дали ему его родные, может считать, что в этой жизни он добился многого. Творец истории – народ, а сама история-хранительница правды. Так будем же её благодарными поклонниками и верными хранителями.
• Профессиональное образование России и стран СНГ
• Поиск работы
• Поиск работы в Иркутске и области
Авторские права статей защищены в соотвествии с Законом РФ об авторском праве.