Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих

Teacher


Teacher

Teacher

что нам нужно?


 
  • Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • «    Март 2023    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    2728293031 
    Главная » Научно-методический центр » Научно-практическая конференция » Иркутский драматический театр – колыбель театральной жизни города

    - Иркутский драматический театр – колыбель театральной жизни города

    Евдокимова Валентина, Иркутский областной колледж культуры

    Я – коренная иркутянка и мне очень интересна история родного города, его культура, в частности, театральная жизнь. В настоящее время в Иркутской области активно развивается драматическое искусство: появляются новые народные театры и молодежные драматические студии. Интересной страницей прошлого нашего города является история его старейшего театра – драматического. С середины 19 века он стал одним из значимых центров театральной жизни города. Согласно летописи Нита Степановича Романова, в 1849г. в Иркутске был открыт театр. «Содержателем театра Иосифом Маркевичем и его труппой дано было представление из трех спектаклей в зале Благородного Собрания, потому что здание театра еще не выстроено… Состав труппы совершенно удовлетворительный…”. С этого момента и ведется отсчёт времени постоянной работы профессиональной труппы в Иркутске. Отметим, что “совершенно удовлетворительный” состав труппы нужно было привезти из центральной России за пять тысяч верст к берегам далекой Ангары глухими сибирскими дорогами на телегах и санях. Только по-настоящему сильные духом люди могли решиться на это. И первым среди основателей театра в Иркутске по праву называют А.А.Рассказова – ученика М.С.Щепкина, прибывшего в Иркутск в 1852 году, впоследствии ставшего известнейшим актером Малого театра в Москве. Шли годы. Менялись актеры и антрепренеры, нарабатывался репертуар. Гоголь и Островский, Сухово-Кобылин и Тургенев, Шекспир и Шиллер – вот имена, годами не сходившие с афиш иркутского театра. Также в летописи говорится, что 22 октября 1857г. состоялось открытие театра на Большой улице. В первый вечер давала представление труппа строителя театра Маркевича, были поставлены три пьесы: "Русский человек добро помнит", "Девушка-моряк" и "Жена за столом, а муж под столом". Все места были заняты, билетов многим желающим не досталось. Первое, деревянное здание театра сгорело 28 октября 1890 года во время большого пожара. 18 мая 1894 года по проекту архитектора В. А. Шретера было заложено каменное здание, первый сезон в нем открылся 2 сентября 1897 года спектаклем "Ревизор" Н. В. Гоголя. На иркутской сцене выступали прославленные мастера русского театра – Карамазов, Орленев, Савина, Варламов, Долматов, Комиссаржевская, затем Яблочкина, Южин, Гоголева и другие. А сам Иркутск еще в 80-90-е годы позапрошлого века считался крупным театральным городом, предъявляющим большие требования к артистам. “Современные известия” писали в 1884 году, что “Иркутский театр – один из лучших провинциальных храмов Мельпомены, там строгая публика, требующая хорошего репертуара и хороших исполнителей”. В канун первой русской революции в Иркутске с огромным успехом шли спектакли по пьесам М.Горького “Мещане”, “На дне”, “Дачники”, поставленные талантливым режиссером К. А. Марджановым. Театр набирал силу, впитывал в себя все лучшее, что было в реалистическом русском сценическом искусстве. А затем грянули годы революции и гражданской войны. И иркутский театр драмы не остаётся в стороне от новаторских идей, захвативших искусство, поиска новых форм выражения и взаимодействия с публикой, размеры которой невиданно расширяются. Театр выходит на площадь. Летопись Иркутска повествует, что 1 мая 1921г. молодой актер Драматического театра Н. Охлопков поставил на Тихвинской площади массовое действо "Борьба труда и капитала". В постановке принимали участие актеры театра и несколько тысяч солдат и горожан. Душой и главным постановщиком “действа”, вошедшего в историю советского театра, был рабочий сцены и статист театра, будущий народный артист страны, выдающийся актер и режиссер Николай Павлович Охлопков, чье имя сегодня носит театр. Н.П.Охлопков (1900-1967) окончил кадетский корпус, учился в Школе живописи, ваяния и зодчества, одновременно занимался в консерватории по классу виолончели. В 1917 году поступил в Иркутский театр как мебельщик-декоратор, в 1918 году стал актёром этого театра. В 1922 году в иркутском Молодом театре поставил «Мистерию-Буфф» В. В. Маяковского, после чего был послан учиться в Москву. Н.П.Охлопков был удостоен звания Народного артиста СССР в 1948 г., стал лауреатом шести Сталинских премий (в 1941, 1947 гг., в 1949 и 1951 гг. – дважды). Героико-патриотическая направленность, эмоциональность искусства Николая Охлопкова проявились с особой силой в спектаклях периода Великой Отечественной войны: «Фельдмаршал Кутузов» и «Сирано де Бержерак» в Театре им. Евг. Вахтангова, «Сыновья трёх рек» В.М. Гусева в Московском театре драмы. Выдающаяся работа Охлопкова в театре – спектакль «Молодая гвардия» (1947 г., по роману А.А.Фадеева). Важным этапом в развитии дарования Охлопкова был спектакль «Гамлет» поставленный им в 1954 году. В нём режиссёр раскрыл философскую суть театра Шекспира. «Гамлет» в трактовке Охлопкова – героическая трагедия. Пафос спектакля – моральная победа гамлетовского мятежа над косностью «мира-тюрьмы». Николай Охлопков занимался педагогической деятельностью, преподавал в ГИТИСе. В 1955-1956 годах был заместителем Министра культуры СССР. Имя Н.П.Охлопкова было присвоено Иркутскому драматическому театру в 1962 году. В годы войны на афише иркутского театра появились новые названия: “Сталинградцы”, “Фронт”, “Русские люди”, “Парень из нашего города” – спектакли большой эмоциональной силы, в которые было вложено и мастерство и энтузиазм. Традиция приоритета советской драматургии стала в театре ведущей. Отсюда стремление коллектива к работе над созданием собственного оригинального репертуара. Тесная дружба с иркутскими драматургами – П.Маляревским, Б.Левантовской, И.Дворецким, А.Самсоновым, а впоследствии А.Вампиловым – активно способствовала решению этой задачи. Но русская и зарубежная классика и в послевоенные десятилетия занимала почетное место в репертуаре театра: “Борис Годунов”, “Последняя жертва”, “Бешеные деньги”, “Маскарад”, “Чайка”, “Три сестры”, “Живой труп”, “Гамлет”, “Ричард III”, “Мария Стюарт”. Несомненные и признанные успехи иркутского театра 50-70-х гг. – заслуга замечательных режиссеров и актеров. Заслуженный деятель искусств РСФСР Н.Медведев, Народный артист БССР В.Головчинер, Заслуженный артист РСФСР А.Шатрин, Народный артист СССР М.Куликовский, Заслуженные артисты РСФСР Е.Баранова, А.Павлов, А.Терентьев, Народные артисты Г.Крамова, А.Тишин и Б.Ситко. В труппе театра работал известный кинорежиссер Народный артист РСФСР Л.Гайдай, Народный артист СССР Л.Броневой, известные киноактеры Г.Стриженов, М.Светин и др. Гастроли в Москве в 1957 и 1978 годах, в Ленинграде в 1987 году явились серьезным и ответственным экзаменом на творческую зрелость театра. Гастроли в Центральную Россию и на Дальний Восток, во Фрунзе и Баку, в Душанбе и Донецк, в Саратов и Волгоград, в Ростов и Кострому и во многие другие города страны дали новый импульс развитию театра, способствовали наработке важного профессионального опыта. Обязывали театр еще требовательнее относиться к своей работе. Интересным этапом в развитии театра, расширении горизонтов творческой и культурно-просветительской деятельности стали гастроли по Соединенным штатам Америки в 1995-1997гг. В данное время на афише театра представлен достаточно разнообразный репертуар. Как всегда значительное место в нем занимает русская и зарубежная классика. Репертуар театра богат и современными спектаклями. Среди постоянных авторов: Погодин, Леонов, Афиногенов, Симонов, Розов, Арбузов, Шукшин, Распутин. Пьесы Александра Вампилова, Павла Маляревского и других сибиряков впервые ставились на иркутской сцене. В театре плодотворно трудятся народные артисты России В.Венгер, В.Егунов, Заслуженные артисты России К.Мыльникова, А.Берман, Л.Слабунова, Н.Королева, А.Басин, В.Сидорченко, Т.Панасюк, Т.Олейник, А.Булдаков, Н.Дубаков, Г.Гущин, Т.Двинская, Е.Мазуренко, А.Крюков и много талантливой молодежи. Здание театра является памятником архитектуры 1897 г. Оно было возведено по проекту главного архитектора дирекции Императорских театров В.А.Шретера по традиционной схеме "ярусного театра". В 1995 году зданию был присвоен статус памятника исторического и культурного наследия федерального значения. Старинное здание театра претерпело грандиозную реконструкцию, рядом выстроен еще один театр в миниатюре со сценой для камерных спектаклей. Театр – это сила, соединяющая в себе одной все искусства, а актеры – миссионеры, просветители, несущие в наш мир свет красоты, мудрости, гармонии. И каждый вечер все они с волнением ждут встречи с взыскательным, чутким и требовательным иркутским зрителем. Изучая историю театра, я узнала много нового и, конечно же, попыталась донести это до вас. Так как я живу в этом городе, мне было очень интересно узнать больше об Иркутском драматическом театре им. Н.П.Охлопкова.