Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих

Teacher


Teacher

Teacher

что нам нужно?


 
  • Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • «    Март 2023    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    2728293031 
    Главная » Научно-методический центр » Научно-практическая конференция » Из истории Спасской церкви города Иркутска

    - Из истории Спасской церкви города Иркутска

    Фадеева Софья, Иркутский областной колледж культуры

    Вот уже триста лет украшает наш город белокаменная Спасская церковь — свидетель зарождения иркутского града. Три века городской истории впитали в себя ее древние стены. Церковь – это все, что сохранилось до наших дней из строений Иркутского острога. Первый иркутский острог, согласно летописям, был построен в 1661 году на правом берегу Ангары. Иркутский острог имел прямоугольную форму 19х17 мм. Рядом с острогом стали селится люди, т.к. земли в этих местах были плодородными, реки и леса – богаты дичью и рыбой. Острог стал тесным. В 1670г. возводится новая крепость, имеющая форму квадрата со сторонами 108 м. Высота стен – 7 м. Крепость укрепляли 8 башен, в центре стены, выходящий на Ангару, располагалась главная Спасская башня. Она поднималась от земли почти на 20 м. Было у этой башни еще одно замечательное отличие от других. Как пишет руководитель строительства острога, «да у той же, государь, башни с острожную сторону сделал предел, а в приделе стоят нерукотворный образ господа Бога и спаса нашего, Иисуса Христа, а с переднею сторону от Ангары реки придел, а в приделе стоит образ знамение Богородицы ». В современном понятии придел – это дополнительный алтарь в церкви для отдельных богослужений. В приделах Спасской башни алтарей не было, следовательно, речь идет о часовнях. Возможно, потому что часовня – это, как правило, отдельно стоящее здание. В первых Сибирских острогах, которые ставились спешно, доступнее было пристроить к сторожевой башне «придел» для иконы. Эти приделы возводились на уровне второго яруса, на выпускных бревнах, поэтому они нависали наподобие балкона. В истории крепостного зодчества за подобными пристройками закрепилось название – часовня «на свесях». Чтобы представить, как выглядела Иркутская Спасская башня с часовнями «на свесях», можно посмотреть на башню Илимского острога, сохранившуюся и находящуюся в нынешнее время в музее деревянного зодчества «Тальцы». Иркутская и Илимская башни строились почти одновременно – разделяют их какие-то три года. В 1672г. в центре Иркутского острога была возведена деревянная Спасская церковь, около десятилетия спустя к церкви пристроили шатровую колокольню. Строителями храма были казаки и посадские люди во главе с боярским сыном Иваном Максимовым. Иркутск на протяжении сорока лет был деревянным, но в конце ХVII века издается указ о необходимости возведения в Сибири казенных каменных строений. Для выполнения каменных работ Сибирский приказ отправил в Сибирь московских умельцев. Организатором строительства и первым зодчим храма стал представитель московской школы — Моисей Иванович Долгих. Первая его постройка в Иркутске – приказная изба (воеводская канцелярия). Изба стала первым каменным зданием Иркутска, однако простояла она только до 1823 года. Ее снесли при капитальном укреплении берега Ангары. Вторым по счету каменным строением Иркутска стала Спасская церковь. В 1706 году началось строительство новой каменной церкви. Острог к тому времени был тесно застроен, деревянная Спасская церковь стояла в его центре. Сносить ее не стали, пока не будет поставлена новая. И тогда решили встроить здание в крепость. Новое строение предполагалось большим по объему, поэтому для него пришлось разобрать не только часть стены, но и глухую юго-восточную башню. По сообщению иркутской летописи, усердием иркутского воеводы Лариона Синявина с участием граждан города и при большом стечении народа в 1706 году заложили каменную Спасскую церковь. В течение четырех лет под руководством Моисея Долгих артельщики и местные мастера возводили церковь Спаса Нерукотворного Образа — тесали камень, жгли известь, готовили глину, ковали решетки на окна, формовали кирпичи, копали рвы для фундаментов, выкладывали их камнем. В июне 1710 года, как сообщает летопись Иркутска, строительство Спасской церкви было закончено. 1 августа состоялась церемония освящения храма. Из старой деревянной церкви в каменную была перенесена хоругвь с образом Спаса (с ней, по преданию, пришли русские ставить острог в устье Иркута) и царский подарок – икона в дорогой ризе, пожалованная Петром I. Кровля Спасской церкви была выполнена из дерева. Главу над четвериком одели в осиновый лемех и возвели над ней простой и суровый в своих очертаниях рубленый крест. Колокольни у храма не было – ее возвели спустя почти полвека. План города, вычерченный в 1729 году Михаилом Зиновьевым, показывает церковь в южной крепостной стене. Описание острога, составленное историком Г.Миллером, побывавшим в Иркутске в 1735 году в составе Сибирский экспедиции 1733-1743 гг., подтверждает это ее местоположение: "В оном городе на самом берегу реки Ангары малый четырехугольный рубленый город... с тремя глухими башнями на трех углах да с двумя проезжими башнями... да в городовой стене насупротив оной, которая от реки Ангары, соборная церковь каменная, во имя Спаса...". В 1716 году сильнейший пожар истребил весь центр города, но все же церковь удалось спасти. Тогда ее поливали водой два дня и две ночи. Спустя 30 лет после завершения строительства здание было испытано на прочность природной стихией. В мае 1742 года в Иркутске произошло сильное землетрясение – 6-7 баллов по шкале Рихтера. Стены церкви были покрыты трещинами. Первые полвека Спасская церковь простояла в том виде, в каком ее завершили строители в 1710году. К концу ХVIII столетия изменился не только облик Спасской церкви, но и города в целом. Иркутский острог теряет свое административное и хозяйственное значение. В 1796 году были разобраны стены и башни Иркутского кремля и принято решение не застраивать территорию, на которой оставались каменные здания приказной избы и Спасской церкви. Как единственное сохранившееся острожное сооружение, Спасская церковь позволяет сегодня определить место и границы иркутского кремля, составлявшего в течение ста пятидесяти лет центр города. У стен Спасской церкви были совершены самые первые захоронения в Иркутске, но они не сохранились. К началу XX века сохранились всего девять погребений, сделанных во второй половине XIX и начале XX века. Здание Спасской церкви существует более двухсот пятидесяти лет, и за столь длительный срок его облик не мог не претерпеть изменений. Первоначально церковь была меньше по объему: увенчанную золотым шпилем колокольню пристроили позже, как и каменный двухэтажный придел с северной стороны. Неизменным остался объем средней, более низкой части здания – трапезной, высокого четверика с главой и крестом и примыкающей с востока к четверику трехчастной апсидой. На месте колокольни находилась обширная паперть. Высокое парадное крыльцо вело на второй этаж в главное помещение храма. К паперти было пристроено гульбище, прилегавшее к зданию с южного и северного фасадов и позволявшее попасть в основное помещение церкви, минуя трапезную. На втором ярусе четверика за деревьями можно увидеть входную дверь. Ее назначение непонятно, так как она как бы «висит» в воздухе. Но этому необычному явлению есть объяснение. Когда Спасская церковь была окружена деревянной галереей-гульбищем, вход был именно здесь. После того, как гульбище разобрали, двери-порталы остались высоко над землёй. Кровля Спасской церкви была деревянной. Изначально оконные проемы на фасадах были небольшими. А для того, чтобы сберечь тепло зимой, все окна без исключения закрывались ставнями. Причем ставни на случай пожара или кражи делали из листов железа, которые к тому же усиливали накладными полосами на заклепках. Сегодня колокольня стоит на месте паперти. В оконных проемах находятся двойные остекленные рамы. Вместо теса, который лежал на крыше, сегодня положено кровельное железо, покрытое позолотой. Каждый ярус и фасад благодаря стараниям зодчего сделан с использованием своего неповторимого орнамента. Оконные проемы выделены полуколоннами, перехваченными валиками. Второй этаж отличается более подробной разработкой декора. Помимо полуколонн окна украшены еще и вылепленными рельефами. Полуколонны портала второго яруса более крупные, нежели на окнах. Они полностью украшены резьбой. Над порталом можно увидеть глубоко профилированный киот для живописи. 13 мая 1799 года для Спасской церкви в Иркутске на колокольном заводе отлили новый большой колокол весом в 270 пудов, который подняли и установили 26 июня. Но в 1930-х годах над Иркутском перестал раздаваться колокольный звон. Большая их часть исчезла в плавильнях иркутского завода тяжелого машиностроения. Вернулись колокола в церковь лишь в 90-х годах ХХ в. На стенах Спасской церкви, единственной в Сибири, имеется живопись, которая была создана в начале 19 века талантливыми художниками. О появлении росписей внутри самого храма можно впервые прочитать в «Иркутских летописях» 1805 года. Церковь была расписана ни только внутри, но и снаружи. Внутренние росписи не сохранились, а наружные были отреставрированы. Роспись на фасадах здания занимала довольно значительное место и включала не только лики святых, но и многофигурную композицию, что довольно редко можно встретить в сибирских храмах. Рисунок 1825 года свидетельствует о наличии трех икон на южном фасаде – апсиде, четверике и 4-м ярусе колокольни. В верхней части четверика – иконописное изображение Николая Чудотворца, великого святого первых веков христианства. Ниже, под окнами третьего яруса, помещено изображение Митрофана Воронежского, который был прославлен церковью в лике святых. Но самое интересное изображение расположено на южной стороне алтаря. Это Спас Нерукотворный. Аналогов наружным фрескам нет в православных храмах Сибири и Дальнего Востока. В 1869 году покрыли листовым золотом все три креста церкви — на алтаре, церкви и в притворе. А еще через десять лет в Иркутске произошел самый сильный и разрушительный пожар, и 1879 год стал новой вехой в истории церкви. Спасский приход выгорел дотла, не осталось ни одного жилого дома. Однако сама церковь уцелела и уже на следующий год, несмотря на то, что приход обеднел, была отремонтирована: побелили снаружи и покрасили крыши зеленой масляной краской. В 1881 году вокруг церкви была построена ограда. Все эти мероприятия были подготовкой к предстоящему большому празднеству по случаю 200-летия храма, которое состоялось 29 апреля 1907 года. Самым драматичным для Спасской церкви стал советский период. После Октябрьской революции Спасская церковь была на грани уничтожения. Её могли снести так же, как и другие памятники Иркутска того времени: Московские и Амурские ворота, Казанский кафедральный собор и другие. Но, к счастью иркутян и епархии, этого не произошло. Но в 1931 году Спасская церковь была закрыта для богослужения и приспособлена под сапожную мастерскую. Иркутский горсовет вынес постановление закрыть храм, а в самой церкви разместить рабочих, прибывающих на строительство Дома советов на месте взорванного Казанского кафедрального собора. 11 марта со Спасской церкви сбросили все 6 колоколов и отправили их на переплавку. Чуть позже здание храма передали в распоряжение Стройобъединения, которое устроило здесь общежитие для рабочих. При этом в 1932 году храм могли взорвать вместе с Казанским собором, но заветный список Наркомата просвещения, в котором Спасская церковь числилась как исторический памятник, уберег ее от разрушения. Сорок лет в стенах древнейшего иркутского храма располагались мастерские, коммунальные квартиры, склады. В результате, к 1960 году храм пришел в полный упадок и запустение. В 1960 году Спасская церковь была принята на учет как памятник архитектуры и истории. Началась подготовка к ее реставрации. В процессе реставрации был разобран северный придел, растесаны окна на втором этаже храма, реконструирована настенная живопись южного и восточного фасадов. Храм у Иркутска остался, но в другом качестве – его передали в ведение областного краеведческого музея. В 1982 году в Спасской церкви открылся выставочный отдел Иркутского областного краеведческого музея. В течение 25-ти лет здесь проводили экспозиции по истории церкви, рассказывали о знаменитых её служителях, среди которых был и Святитель Иннокентий Кульчицкий. В 2006 году Спасская церковь передана Иркутской Епархии. Знаменательно, что в год 300-летнего юбилея храма, в стенах Спаса вновь зазвучали праздничные молитвословия, и верующие, как и прежде, заспешили на церковные службы в древнейший иркутский храм. В церкви просыпаются самые чистые чувства, которые заложены в нас с детства. И так хочется их сохранить в себе на долгую жизнь: сострадание, милосердие, любовь к людям.… Ведь так мало сейчас в жизни тепла и доброты. А храм все это хранит в себе… Литература: 1. Иркутский Кремль / Альманах. Выпуск 1, 2007. 2. Спасская церковь. – Иркутск: Изд-во «Иркутский кремль», 2008. 3. Дулов А.В. Исторические памятника древнейшей части Иркутска. / Дулов А.В. – Иркутск: Вост.- Сиб. Книг. Издательство, 1983. 4. Малышкина Е. История Спасской церкви. / Малышкина Е. – Иркутск. Интернет-ресурсы: 1. http://irkutsk-photo.narod.ru/churchs_spas.htm. 2. http://as.baikal.tv/cgi-bin/as/news/news_show. 3. http://irkutsk.rfn.ru/rnews.html?id=14675. 4. http://nature.baikal.ru/obj.shtml?obj=building&id=spasskaya&pg=2. 5. http://news.mail.ru/inregions/siberian/38/4460136/ 6. http://www.spashram.irk.ru/history/

    Добавил: sknvarm-2020 15 мая 2011 Просмотры: 7 061 Вернуться назад