что нам нужно?
В последнее время нередко приходится слышать о проблемах российского образования – о нехватке финансовых средств, нарушении традиционных связей учебных заведений с потребителями кадров, отсутствии нового поколения учебников и учебных пособий и т.п. Так, в условиях нестабильности социально-экономической ситуации в обществе, отсутствия долгосрочного прогноза развития экономики затруднено формирование профильной структуры подготовки специалистов среднего звена, а ведь именно среднее профессиональное образование не только обеспечивает получение специальности, но и создает условия для адаптации, продвижения и развития личности выпускника в будущем.
Среди приоритетных направлений развития образовательной системы нашего государства Правительство РФ и Министерство образования и науки называют проблему непрерывного образования и проблему качества. К сожалению, в стадии разработки находится и отечественная модель организации контроля качества образования – Общероссийская система оценки качества образования (ОСОКО), которая, по нашему мнению, должна включать критерии оценки профобразования и способы его контроля.
Как показывает опыт работы НОККиИ, конкурентоспособность ОУ на рынке образовательных услуг самым прямым образом связана с качеством подготовки специалистов. Рассмотрим особенности обеспечения, оценки и контроля качества образования в НОККиИ.
В Новосибирском областном колледже культуры и искусств сформировалась многоуровневая система способов обеспечения качества образования, которую в обобщенном виде можно представить в виде таблицы.
Таблица 1.
Способы обеспечения качества образования СПО
Наименование способа
обеспечения качества образования СПО
Конкретная реализация
1. Качественный кадровый состав
• 96 % преподавателей имеют высшее профильное образование;
• 42 % преподавателей имеют высшую квалификационную категорию;
• 4 кандидата наук, 3 чел. имеют почетные звания.
2. Мотивация к саморазвитию преподавательского состава
• Средний возраст преподавателей – 37 лет;
• Участие в работе различных конференций – 42 %,
• 70 % имеют публикации.
3. Внедрение новых информационных технологий
• Приобретение компьютеров, оргтехники, средств мультимедиа;
• Создание локальных сетей;
• Проведение выделенной линии Интернет;
• Создание кабельного телевидения;
• Создание студии звуко- и видеозаписи.
4. Введение в учебный процесс новых информационных и инновационных технологий
• Обучение новым информационным технологиям, освоение мультимедийного программного обеспечения студентами, преподавателями и слушателями курсов повышения квалификации;
• Использование компьютерной, звуко- и видеозаписывающей аппаратуры в учебном процессе, мультимедийного проектора в учебном процессе.
• Создание мультимедийных методических пособий (печатное издание + DVD/CD диск или видеокассета или аудиокассета);
• Формирование фонда мультимедийной библиотеки (медиатеки)
5. Углубление и расширение практической подготовки студента
• Введение 10-месячной преддипломной (квалификационной) практики;
• Система преддипломного кураторства;
• Система публичной защиты квалификационных работ по итогам практики
6. Система внеурочного обучения
• Работа СКДЦ (студенческий культурно-досуговый центр);
• Активная концертная деятельность;
• Участие студентов колледжа в конкурсах, фестивалях, конференциях;
7. Формирование современной материально-технической базы
• Деятельность Попечительского совета НОККиИ;
• Работа Студенческой филармонии
• Продукция швейного, обувного цехов;
• Изготовление и ремонт музыкальных инструментов;
• Продукция информационно-технического центра (ИТЦ )
8. Социально-бытовая поддержка талантливой молодежи
• Дополнительные стипендии;
• Бесплатное питание;
• Медицинско-оздоровительный комплекс;
• Услуги сферы бытового обслуживания (прачечной, парикмахера, визажиста, кафе «Ивушка»)
Созданные в колледжа условия для обучения обеспечивают высокое качество образования в НОККиИ, что позволяет готовить специалиста с уровнем профессиональной компетенции выпускника выше базового, нормативного.
Подготовленный в НОККиИ студент обладает не только базовыми знаниями и умениями в соответствии с требованиями ГОС СПО, но и приобретает конкурентные преимущества: гибкость, мобильность; знание и владение новыми/передовыми информационными технологиями; оснащенность (информированность) знаниями из смежных отраслей сферы культуры и искусства. Выпускник НОККиИ востребован на рынке труда: уровень трудоустройства по специальности среди выпускников колледжа составляет за 5 последних лет в среднем 98,7 %.
В процессе обеспечения качества образования важнейшую роль играют способы контроля и оценки качества.
Контроль качества в НОККиИ осуществляется в два этапа: на первом этапе качество образование оценивает заказчик (Приложение, схема 1), на втором – выпускник, за счет чего обеспечивается непрерывное профессиональное образование (Схема 2).
Кроме того, осуществляется текущий (промежуточный) контроль знаний и умений учащихся, а также итоговый – государственная аттестация выпускников, публичная защита дипломных работ по окончании 10-месячной преддипломной практики.
Разноуровневый контроль качества позволяет:
– быстро и гибко реагировать на запросы рынка труда, требования работодателей;
– изменять, корректировать учебные планы и программы, методическое обеспечение ПрОП;
– разрабатывать востребованные квалификации, образовательные программы.
Таким образом, для обеспечения качества образовательного процесса, в НОККиИ создана и функционирует система менеджмента качества, которая представляет собой систему принципов, методов, приемов, направляемых на качественную реализацию образовательных услуг, гарантированное обеспечение стандарта образования.
Высокий уровень качества образовательного процесса в НОККиИ подтвержден на самом высоком уровне: об этом свидетельствуют итоги государственной аттестационной экспертизы, а также многочисленные награды – дипломы, благодарственные письма, похвальные листы, направленные как в адрес колледжа, так и студентов и творческих коллективов ОУ.
Так, в 2005 г. колледж стал победителем Всероссийского конкурса «Сто лучших товаров России» и награжден дипломом лауреата в номинации «Услуги в системе образования».
Колледжем подписана Декларация качества, по которой ОУ приняло на себя добровольные обязательства по обеспечению стабильности показателей качества и поддержанию достигнутого уровня потребительских характеристик предоставляемых образовательных услуг.
Кроме того, директор колледжа – Александр Васильевич Иванов – принимал участие во Всероссийском конкурсе «Лидер в образовании» и был награжден Почетным дипломом Всероссийского конкурса «Лидер в образовании-2005» в номинации «Лидеры начального и среднего профессионального образования».
Оценка качества образовательных услуг влияет на оценку тенденций развития ОУ на перспективу, на его внешнюю и внутреннюю эффективность.
Внешняя эффективность отражает процессы приобретения конкурентных преимуществ ОУ, что отражается на:
– уровне трудоустройства выпускников,
– статусе выпускников на рынке труда,
– уровне профессиональной компетенции выпускника,
– уровень социального партнерства ОУ на рынке труда.
Внутренняя эффективность функционирования ОУ отражается:
– на стабильном финансовом положении ОУ,
– качестве образовательного процесса;
– высоком потенциале роста кадрового состава, рациональности организационной структуры ОУ, инновационном потенциале научно-методической деятельности.
Таблица 2.
Признаки, обеспечивающие качество образовательных услуг СПО
Характеристики ОУ СПО Признаки, обеспечивающие качество образовательных услуг СПО
Внешняя эффективность
1. Приобретение конкурентных преимуществ
• Уровень трудоустройства выпускников
• Статус выпускников на рынке труда
• Уровень профессиональной компетенции выпускника
• Уровень социального партнерства
Внутренняя эффективность
2. Финансовое положение
• Потенциал финансирования
• Положительная динамика социальной поддержки
• Объемы внебюджетной сферы финансирования
• Эффективность использования финансовых ресурсов
3. Качество образовательного процесса
• Уровень реализуемых образовательных программ
• Уровень методического сопровождения ПрОП
• Уровень материально-технической базы
• Уровень подготовки обучаемых
4. Потенциал роста
Кадры
• Политика заработной платы
• Социально-психологический климат
• Повышение квалификации и стажировка
• Образовательный и возрастной ценз преподавательского состава
Руководство
• Рациональность организационной структуры
• Состояние планирования деятельности
• Экономическая результативность управленческой деятельности
Инновации
• Система повышения уровня профессионального мастерства
• Уровень научно-исследовательской, методической деятельности
Решая проблему выживания, нельзя не думать о перспективах, стратегии развития колледжа как многоуровневого, инновационного образовательного учреждения среднего профессионального образования, реализующего широкий перечень образовательных и иных программ.
Итогом работы колледжа стало: создание эффективной системы управления и контроля качеством образовательного процесса; создание уникального механизма управления и использования финансовых средств в интересах развития колледжа; достижение высокого уровня проектировочных и коммуникативных видов управленческой деятельности, умелого прогнозирования стратегии развития образовательного учреждения.
• Профессиональное образование России и стран СНГ
• Поиск работы
• Поиск работы в Иркутске и области
Авторские права статей защищены в соотвествии с Законом РФ об авторском праве.