Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих

Teacher


Teacher

Teacher

что нам нужно?


 
  • Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • «    Ноябрь 2023    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    27282930 
    Главная » Научно-методический центр » Научно-практическая конференция » Инновационные технологии в обеспечении, оценке и контроле качества в процессе подготовки специалистов для социально-культурной сферы(из опыта работы НОККиИ)

    - Инновационные технологии в обеспечении, оценке и контроле качества в процессе подготовки специалистов для социально-культурной сферы(из опыта работы НОККиИ)

    Урсегова Наталья Александровна
    кандидат искусствоведения,
    заместитель директора по научно-методической работе
    Новосибирского областного колледжа культуры и искусств


    Инновационные технологии в обеспечении, оценке и контроле качества в процессе подготовки специалистов для социально-культурной сферы(из опыта работы НОККиИ)

    В последнее время нередко приходится слышать о проблемах российского образования – о нехватке финансовых средств, нарушении традиционных связей учебных заведений с потребителями кадров, отсутствии нового поколения учебников и учебных пособий и т.п. Так, в условиях нестабильности социально-экономической ситуации в обществе, отсутствия долгосрочного прогноза развития экономики затруднено формирование профильной структуры подготовки специалистов среднего звена, а ведь именно среднее профессиональное образование не только обеспечивает получение специальности, но и создает условия для адаптации, продвижения и развития личности выпускника в будущем.
    Среди приоритетных направлений развития образовательной системы нашего государства Правительство РФ и Министерство образования и науки называют проблему непрерывного образования и проблему качества. К сожалению, в стадии разработки находится и отечественная модель организации контроля качества образования – Общероссийская система оценки качества образования (ОСОКО), которая, по нашему мнению, должна включать критерии оценки профобразования и способы его контроля.


    Как показывает опыт работы НОККиИ, конкурентоспособность ОУ на рынке образовательных услуг самым прямым образом связана с качеством подготовки специалистов. Рассмотрим особенности обеспечения, оценки и контроля качества образования в НОККиИ.
    В Новосибирском областном колледже культуры и искусств сформировалась многоуровневая система способов обеспечения качества образования, которую в обобщенном виде можно представить в виде таблицы.

    Таблица 1.
    Способы обеспечения качества образования СПО

    Наименование способа
    обеспечения качества образования СПО
    Конкретная реализация
    1. Качественный кадровый состав
    • 96 % преподавателей имеют высшее профильное образование;
    • 42 % преподавателей имеют высшую квалификационную категорию;
    • 4 кандидата наук, 3 чел. имеют почетные звания.
    2. Мотивация к саморазвитию преподавательского состава
    • Средний возраст преподавателей – 37 лет;
    • Участие в работе различных конференций – 42 %,
    • 70 % имеют публикации.
    3. Внедрение новых информационных технологий
    • Приобретение компьютеров, оргтехники, средств мультимедиа;
    • Создание локальных сетей;
    • Проведение выделенной линии Интернет;
    • Создание кабельного телевидения;
    • Создание студии звуко- и видеозаписи.
    4. Введение в учебный процесс новых информационных и инновационных технологий
    • Обучение новым информационным технологиям, освоение мультимедийного программного обеспечения студентами, преподавателями и слушателями курсов повышения квалификации;
    • Использование компьютерной, звуко- и видеозаписывающей аппаратуры в учебном процессе, мультимедийного проектора в учебном процессе.
    • Создание мультимедийных методических пособий (печатное издание + DVD/CD диск или видеокассета или аудиокассета);
    • Формирование фонда мультимедийной библиотеки (медиатеки)
    5. Углубление и расширение практической подготовки студента
    • Введение 10-месячной преддипломной (квалификационной) практики;
    • Система преддипломного кураторства;
    • Система публичной защиты квалификационных работ по итогам практики
    6. Система внеурочного обучения
    • Работа СКДЦ (студенческий культурно-досуговый центр);
    • Активная концертная деятельность;
    • Участие студентов колледжа в конкурсах, фестивалях, конференциях;
    7. Формирование современной материально-технической базы
    • Деятельность Попечительского совета НОККиИ;
    • Работа Студенческой филармонии
    • Продукция швейного, обувного цехов;
    • Изготовление и ремонт музыкальных инструментов;
    • Продукция информационно-технического центра (ИТЦ )
    8. Социально-бытовая поддержка талантливой молодежи
    • Дополнительные стипендии;
    • Бесплатное питание;
    • Медицинско-оздоровительный комплекс;
    • Услуги сферы бытового обслуживания (прачечной, парикмахера, визажиста, кафе «Ивушка»)

    Созданные в колледжа условия для обучения обеспечивают высокое качество образования в НОККиИ, что позволяет готовить специалиста с уровнем профессиональной компетенции выпускника выше базового, нормативного.
    Подготовленный в НОККиИ студент обладает не только базовыми знаниями и умениями в соответствии с требованиями ГОС СПО, но и приобретает конкурентные преимущества: гибкость, мобильность; знание и владение новыми/передовыми информационными технологиями; оснащенность (информированность) знаниями из смежных отраслей сферы культуры и искусства. Выпускник НОККиИ востребован на рынке труда: уровень трудоустройства по специальности среди выпускников колледжа составляет за 5 последних лет в среднем 98,7 %.
    В процессе обеспечения качества образования важнейшую роль играют способы контроля и оценки качества.
    Контроль качества в НОККиИ осуществляется в два этапа: на первом этапе качество образование оценивает заказчик (Приложение, схема 1), на втором – выпускник, за счет чего обеспечивается непрерывное профессиональное образование (Схема 2).
    Кроме того, осуществляется текущий (промежуточный) контроль знаний и умений учащихся, а также итоговый – государственная аттестация выпускников, публичная защита дипломных работ по окончании 10-месячной преддипломной практики.
    Разноуровневый контроль качества позволяет:
    – быстро и гибко реагировать на запросы рынка труда, требования работодателей;
    – изменять, корректировать учебные планы и программы, методическое обеспечение ПрОП;
    – разрабатывать востребованные квалификации, образовательные программы.
    Таким образом, для обеспечения качества образовательного процесса, в НОККиИ создана и функционирует система менеджмента качества, которая представляет собой систему принципов, методов, приемов, направляемых на качественную реализацию образовательных услуг, гарантированное обеспечение стандарта образования.
    Высокий уровень качества образовательного процесса в НОККиИ подтвержден на самом высоком уровне: об этом свидетельствуют итоги государственной аттестационной экспертизы, а также многочисленные награды – дипломы, благодарственные письма, похвальные листы, направленные как в адрес колледжа, так и студентов и творческих коллективов ОУ.
    Так, в 2005 г. колледж стал победителем Всероссийского конкурса «Сто лучших товаров России» и награжден дипломом лауреата в номинации «Услуги в системе образования».
    Колледжем подписана Декларация качества, по которой ОУ приняло на себя добровольные обязательства по обеспечению стабильности показателей качества и поддержанию достигнутого уровня потребительских характеристик предоставляемых образовательных услуг.
    Кроме того, директор колледжа – Александр Васильевич Иванов – принимал участие во Всероссийском конкурсе «Лидер в образовании» и был награжден Почетным дипломом Всероссийского конкурса «Лидер в образовании-2005» в номинации «Лидеры начального и среднего профессионального образования».
    Оценка качества образовательных услуг влияет на оценку тенденций развития ОУ на перспективу, на его внешнюю и внутреннюю эффективность.
    Внешняя эффективность отражает процессы приобретения конкурентных преимуществ ОУ, что отражается на:
    – уровне трудоустройства выпускников,
    – статусе выпускников на рынке труда,
    – уровне профессиональной компетенции выпускника,
    – уровень социального партнерства ОУ на рынке труда.
    Внутренняя эффективность функционирования ОУ отражается:
    – на стабильном финансовом положении ОУ,
    – качестве образовательного процесса;
    – высоком потенциале роста кадрового состава, рациональности организационной структуры ОУ, инновационном потенциале научно-методической деятельности.

    Таблица 2.
    Признаки, обеспечивающие качество образовательных услуг СПО

    Характеристики ОУ СПО Признаки, обеспечивающие качество образовательных услуг СПО
    Внешняя эффективность
    1. Приобретение конкурентных преимуществ
    • Уровень трудоустройства выпускников
    • Статус выпускников на рынке труда
    • Уровень профессиональной компетенции выпускника
    • Уровень социального партнерства
    Внутренняя эффективность
    2. Финансовое положение
    • Потенциал финансирования
    • Положительная динамика социальной поддержки
    • Объемы внебюджетной сферы финансирования
    • Эффективность использования финансовых ресурсов
    3. Качество образовательного процесса
    • Уровень реализуемых образовательных программ
    • Уровень методического сопровождения ПрОП
    • Уровень материально-технической базы
    • Уровень подготовки обучаемых
    4. Потенциал роста
    Кадры
    • Политика заработной платы
    • Социально-психологический климат
    • Повышение квалификации и стажировка
    • Образовательный и возрастной ценз преподавательского состава
    Руководство
    • Рациональность организационной структуры
    • Состояние планирования деятельности
    • Экономическая результативность управленческой деятельности
    Инновации
    • Система повышения уровня профессионального мастерства
    • Уровень научно-исследовательской, методической деятельности

    Решая проблему выживания, нельзя не думать о перспективах, стратегии развития колледжа как многоуровневого, инновационного образовательного учреждения среднего профессионального образования, реализующего широкий перечень образовательных и иных программ.
    Итогом работы колледжа стало: создание эффективной системы управления и контроля качеством образовательного процесса; создание уникального механизма управления и использования финансовых средств в интересах развития колледжа; достижение высокого уровня проектировочных и коммуникативных видов управленческой деятельности, умелого прогнозирования стратегии развития образовательного учреждения.