что нам нужно?
Идиатуллин А.А.,
преподаватель истории, философии
ГОУ СПО
Уфимский колледж библиотечного дела и массовых коммуникаций
В конце первого десятилетия 21 века одним из основных факторов, определяющих жизнь мирового сообщества и нашей страны, является процесс глобализации.
Большая Российская энциклопедия дает следующее определение глобализации: «Глобализация – современный этап интернационализации международных отношений, экономических, политических и социокультурных процессов, отличающийся особой интенсивностью. Наиболее очевидные проявления глобализации – консолидация единого мирового рынка, активное развитие межгосударственных, финансовых, торговых производственных связей, расширение денежных, товарных и людских потоков, ускоренная адаптация социальных структур к динамичным экономическим процессам, культурная универсализация, становление всеобщего информационного пространства на базе новейших компьютерных технологий». [1, с. 245]
В то же время не хотелось бы ограничиться только академическим определением. Дело в том, что глобализация на ее современном этапе является очень многогранным, противоречивым и как следствие до конца не изученным явлением. Существует много разных мнений по основным проблемам глобализации, но преобладают два подхода к этому процессу. Одни ученые рассматривают глобализацию как процесс, который является гарантом целостности мира и его развития, другие видят в глобализации процесс «вестернизации», то есть распространение ценностей и норм, характерных для евро-американской культуры.
Из сказанного выше следует, что современный этап глобализации затрагивает практически все стороны жизни нашего общества, включая образование. В этих условиях перед российским образованием стоят новые задачи, которые впервые были обозначены в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. [2], в Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015гг. [3], в Федеральной целевой Программе развития образования на 2006-2008годы и в других основополагающих документах современного отечественного образования.
Эти задачи всем нам хорошо знакомы и, пожалуй, нет необходимости их перечислять. Отметим лишь, что инновационный лейтмотив задач в области образования был продиктован, в том числе и необходимостью формирования современного мышления у молодых россиян для успешной социальной адаптации в постиндустриальном, информационном обществе.
Однако, общеизвестно, что главным условием для успешной социальной адаптации любого молодого человека является наличие полных и адекватных знаний об обществе. А в нашем случае знания студентов средних специальных образовательных учреждений о мировом сообществе, живущем на новом этапе глобализации.
К сожалению, современные проблемы глобализации еще не нашли своего комплексного отображения в федеральных программах преподавания в системе СПО и в региональных составляющих этих программ. Сказанное в полной мере относится и к воспитательному процессу, в том числе к разработанным в ведущих колледжах Республики Башкортостан концепциям воспитательных систем. [5]
В рамках данного выступления невозможно рассмотреть содержание программ всех дисциплин, преподаваемых на различных специальностях, или заняться всесторонним анализом концепций по воспитанию. Тем более что основные проблемы современного общества рассматриваются в цикле преподавания общественно-гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Поэтому мы ограничимся рассмотрением содержания и воспитательного значения только этого цикла, являющегося обязательным для студентов Уфимского колледжа библиотечного дела и массовых коммуникаций (УКБДиМК), обучающихся по специальностям 071202 Библиотековедение, 032002 Документационное обеспечение управления и архивоведение, 080501 Менеджмент, а также попытаемся обозначить новые задачи перед педагогами в условиях глобализации.
Имеющиеся государственные образовательные стандарты 2002года по указанным специальностям [6], примерные программы общественно-гуманитарных и социально-экономических дисциплин, разработанные Институтом проблем развития среднего профессионального образования [7], а также материалы учебников, рекомендованных Министерством образования РФ, заметно устарели и не могут дать студентам комплексных знаний по основным проблемам глобализации.
Например, в признанных лучшими для студентов СПО учебниках истории под редакцией П.С. Самыгина [8] и обществознания под редакцией В.В. Касьянова [9] изложены лишь общие тенденции развития современного общества и глобализации, говорится о постиндустриальном обществе, дается представление об информационном обществе и культуре постмодернизма. Однако в них не раскрыто содержание многих основополагающих терминов, характеризующих современное общество: геоэкономика, глокализация (производная от слов глобализация и локализация), антиглобализм, сетевое общество, ризома, нетократия, симулякр и другие.
Современный мир во многом определяется не геополитическими, а геоэкономическими проблемами. Но в уже упомянутом учебнике по обществознанию и в учебнике по основам социологии и политологии под редакцией А.И. Кравченко [10] при рассмотрении современного мира даются лишь две теории, комплексно определяющие современные мировые тенденции: миросистемная И.Валлерстайна и цивилизационная С. Хантингтона. Однако они уже не могут раскрыть всей полноты произошедших за последние 10 лет изменений в структуре политики и глобальной экономики. Увы, так велика скорость изменений. В настоящее время из ста наиболее крупных экономик мира (как национальных, так и транснациональных), 51 позицию занимают транснациональные корпорации. Геоэкономический мир состоит не только из постиндустриального Севера, высокоиндустриального Запада, интенсивно развивающегося Нового Востока и сырьевого Юга, как изложено в учебнике под редакцией П.С. Самыгина [8, 469], а как минимум из шести составляющих взаимосвязанных геоэкономических конструкций, вложенных друг в друга по принципу матрешки. Ими являются следующие геоэкономические конструкции глобальной экономики: Новый Север, Запад, Новый Восток, Юг, Гипер Север (русский мир), Глубокий Юг.
Анализ слабых мест учебного материала можно продолжить и дальше. Но уже из сказанного ясно, что одной из важнейших задач для современного преподавателя является самостоятельное усвоение социальных, политических, экономических и культурных проявлений процесса глобализации для полноценного обеспечения учебно-воспитательного процесса.
Полная, цельная картина мира является основой для формирования мировоззрения учащихся. И напротив, отсутствие знаний – главная причина социальной дезадаптации учащихся, т.е. отставания социализации, несвоевременного усвоения принятых в обществе норм и правил. Это может со временем привести к усвоению негативных норм или к подчинению личности воле антиобщественных элементов или, иначе говоря - к асоциализации.
В условиях современного информационного общества эта проблема очень актуальна, так как сетевое общество, как и любое общество, не может существовать без определенной иерархии, в том числе без управляющих и подчиненных. По мнению шведских мыслителей Барда и Зондерквиста, высказанному в книге «Netократия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма» [11], власть в сети сосредотачивается в руках слоя «нетократов» (от англ. «net»-сеть и греч. «kratos»– власть). Они являются своеобразными «вождями» «электронных племен»: нетократы диктуют моду миллионам рядовых членов сети, которых называют «консьюмерами» (потребителями), а их общество – «консьюмериат».
Это, пожалуй, наиболее безобидный пример. К сожалению, в сетевом обществе люди придают образам больше значения, чем реальным событиям. И вот уже в Китае людей «виртуально зависимых» подвергают принудительному лечению.[12, 78]
Кроме того, очень активно используют Интернет международные террористы и наркоторговцы, а в науке появилось понятие «сетевой терроризм». «Сетевые общества» террористов формируются из личностей, которые создают временные виртуальные организации, действующие совместно, но при этом у них отсутствует централизованная социальная система управления, она заменяется анонимным виртуальным пространством.
Как ни парадоксально, в условиях информационного общества можно продолжать традиционную работу по патриотическому воспитанию. Чтобы эта работа была успешной, студент должен знать достоверную картину экономических и политических реалий в современном мире, место и роль нашей страны в нем. Нужно суметь найти тонкий баланс между любовью к своей стране и уважением к другим культурам, понять, что родная земля является частью общемирового пространства и не должна быть отгорожена от него и противопоставлена ему. Студенты должны знать, почему глобализация приняла уродливый, однобокий финансовый характер, кто в мире несет ответственность за создание «управляемого хаоса», что является причиной обнищания одних и обогащения других.
В условиях информационного общества возрастает роль педагога, который руководствуется не авторитарными, а гуманистическими принципами, владеет информационно-коммуникациоными технологиями и творчески их использует. Только такой педагог может стать проводником детей в современном информационном пространстве.
Так, например, только репрессивные методы и запрет на просмотр телевизионных передач, пропагандирующих не лучшие образцы масс-культуры, не дают долговременных положительных результатов. А если учитель объяснит, что электронные СМИ, внедряющие насилие, жестокость и аморальность, подчинены не гуманитарным, а коммерческим целям, это раскроет глаза учащимся. Учащиеся должны знать, что пресловутая рейтинговость СМИ позволяет медиамагнатам выгодно размещать рекламу, торговаться не только с бизнесменами, но и с политиками и даже с органами государственной власти.
Подводя итоги, можно констатировать, что в условиях глобализации перед преподавателями УКБД и МК стоят следующие задачи:
1. Непрерывное образование и совершенствование учебно-методической базы;
2. Обязательное овладение современными информационными технологиями и активное внедрение их в образовательно-воспитательный процесс;
3. Пересмотр планов воспитательной работы с учетом социально-политических, экономических и культурных изменений в жизни общества;
4. Проведение междисциплинарных уроков, позволяющих комплексно рассмотреть проблемы глобализации;
5. Активизация научной работы со студентами по изучению отдельных проявлений современного этапа глобализации;
6. Издание в УКБД и МК учебного пособия, отражающего основные проблемы экономики, политики, социальной сферы и культуры в условиях глобализации в помощь преподавателям, кураторам и воспитателям;
7. Внесение дополнений в действующую концепцию учебно-воспитательного процесса УКБД и МК, путем «достройки» положений, отражающих особенности учебного и воспитательного процессов в условиях глобализации.
Таким образом, глобальный мир диктует российскому преподавателю глобальные задачи. У России нет выбора – она либо станет великой современной державой, либо ее не будет вовсе.
Битву за умы и сердца молодого поколения в 21 веке может и должен выиграть российский учитель!
ЛИТЕРАТУРА:
1. Большая Российская энциклопедия том 7.-М.: 2007. (Научное издание «Большая Российская энциклопедия») с. 245-247.
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010года. М., 2001.
3. Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы. М., 2008.
4. Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы. М., 2005.
5. Воспитание личности специалиста в современных условиях: Сборник статей и концепций.- Уфа: РУМНЦ МО РБ, 2005 с.135-275.
6. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровня подготовки выпускников по специальности 0611 Документационное обеспечение управления и архивоведения (базовый уровень среднего профессионального образования). – М.: ИПР СПО, 2002. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровня подготовки выпускников по специальности 0517 Библиотековедение (базовый уровень среднего профессионального образования). – М.: ИПР СПО, 2002. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровня подготовки выпускников по специальности 0602 Менеджмент (базовый уровень среднего профессионального образования). – М.: ИПР СПО, 2002.
7. Обществознание. Примерная программа для средних учебных заведений. – М.: Издательский отдел ИПР СПО, 2002. История. Примерная программа для средних учебных заведений. – М.: Издательский отдел ИПР СПО, 2003. Литература. Примерная программа для средних учебных заведений. – М.: Издательский отдел ИПР СПО, 2003. Примерная программа дисциплины «Основы социологии» для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень). - М.: Издательский отдел ИПР СПО, 2002. Примерная программа дисциплины «Основы политологии» для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень). - М.: Издательский отдел ИПР СПО, 2002. Примерная программа дисциплины «Социальная психология» для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень). - М.: Издательский отдел ИПР СПО, 2002. Примерная программа дисциплины «Основы философии» для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень). - М.: Издательский отдел ИПР СПО, 2002.
8. История. Серия «Учебники и учебные пособия» Ростов н/Д: «Феникс», 2005, с. 459-474.
9. Обществознание: Учебное пособие для ссузов. Серия «Среднее профессиональное образования». Ростов н/Д: «Феникс», 2005, с. 97-105.
10. Социология и политология: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия»; Мастерство; Высшая школа, 2000, с. 248-280.
11. Бард А., Зондерквист Я. «Netoкратия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма» СПБ., 2004.
12. Мальковская И.А. Профиль информационно-коммуникативного общества (обзор зарубежных теорий)// Социол. исслед. 2007, №2, с. 76-85.
• Профессиональное образование России и стран СНГ
• Поиск работы
• Поиск работы в Иркутске и области
Авторские права статей защищены в соотвествии с Законом РФ об авторском праве.