Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих

Teacher


Teacher

Teacher

что нам нужно?


 
  • Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • «    Ноябрь 2023    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    27282930 
    Главная » Научно-методический центр » Научно-практическая конференция » Роль психологического сопровождения в адаптации студентов нового набора (на примере набора 2008-2009 учебного года)

    - Роль психологического сопровождения в адаптации студентов нового набора (на примере набора 2008-2009 учебного года)

    Роль психологического сопровождения в адаптации студентов нового набора (на примере набора 2008-2009 учебного года)Кумушбаева Дилара Ахтаровна
    психолог ГОУ СПО
    Уфимский колледж библиотечного дела и массовых коммуникаций

    Сегодня мне хотелось бы остановиться на некоторых аспектах адаптации вновь поступивших студентов нашего колледжа.
    Осуществляемая ныне реформа образования требует новых подходов к обучению студентов в условиях работы колледжа. Оптимальная организация учебной работы студентов, пробуждение интереса к учебной деятельности, побуждение к активности, успешность, профессиональной деятельности после окончания колледжа во многом зависит от уровня их адаптации к новой образовательной среде.
    Процесс адаптации длительный и не всегда успешный, и значительный части студентов первого года обучения возникают проблемы с адаптацией, что связано с личностными качествами самих студентов, отсутствием навыков к самостоятельной учебной деятельности несформированности профессионального самоопределения. В понятие адаптации входит мотивация учения профессионального самоопределения, самостоятельность умственного труда, ценностные предпочтения, отношения с преподавателями и одногруппниками.
    Трудности возникают уже на этапе подготовки будущего первокурсника к поступлению в учебное заведение. Выпускные экзамены, подготовительные курсы, занятия с репетиторами связаны с напряженной умственной деятельностью в стрессовых для молодого человека условиях, что, в свою очередь, ведет к утомлению и переутомлению. Когда период поступления оказывается позади, первокурсник погружается в мир «опасной» свободы. Студенты, поступившие на первый курс, нелегко воспринимают содержание и организацию учебного процесса. Это связано также и с тем, что в школе и дома ребята находятся под постоянным контролем родителей и взрослых. Студенты не привыкли к самоконтролю. Основной контингент студентов нашего колледжа поступает из области сельских районов, они уходят из-под опеки родителей и начинают свою самостоятельную жизнь. Еще одна проблема, с которой студенты сталкиваются, поступив в колледж, это разные системы обучения в школе и в колледже.
    В целях ускорения адаптации вновь поступивших учащихся к образовательной среде в колледже, с первых дней проводятся различные мероприятия, а именно: диагностические исследования, тренинги, индивидуальные, а так же групповые беседы, беседы с родителями и.т.д.
    В результаты данных мероприятий, с первого дня были выделены проблемы, с которыми учащиеся столкнулись в колледже. Более половины студентов высказали свои мнение, что им нравится учиться в колледже. В месте с тем, большинство опрошенных назвали алгебру, русский язык, историю как предметы, которые у них вызывает сложности в освоении. Основной причиной своих затруднений учащиеся назвали слабый уровень подготовки в школе.
    В представленной ниже таблице вы можете увидеть результаты анкетирования, которые были выделены вновь поступившими студентами как - проблемные а именно: почти половина студентов (50%) на первое место выдвигают проблему с учебой, 27% опрошенных назвали непривычный режим обучения, 8% - выделили материальные трудности, 7%-назвали языковой барьер, и наконец 4% выделили сложности во взаимоотношениях внутри коллектива т.е. «дедовщину».
    Роль психологического сопровождения в адаптации студентов нового набора (на примере набора 2008-2009 учебного года)

    В результате тестов, анкет, я как психолог выделяю отдельные группы студентов, которым необходим индивидуальный подход.
    В таблице вы можете увидеть эти группы студентов, а именно: студенты-сироты-всего 19 человек, в том числе 7 человек поступили в этом году. 10 человек - студенты инвалиды, из которых 6 человек вновь поступившие;
    4 человека выделены в группу риска все вновь поступившие студенты, 5 человек относятся к группе «Молодая семья».
    № Подразделения на группы Общее количество Из них новый набор
    1. Студенты-сироты 19 человек 7 человек
    2. Студенты-инвалиды 10 человек 6 человек
    3. Студенты группы риска 4 человека 4 человека (1 сирота, 1 инвалид)
    4. Студенты группы «молодая семья» 5 человек -

    Имеются отдельные планы мероприятий для работы с данными группами, на каждую группу заведены отдельные папки, где собранны все материалы, проводимых мероприятий с данной группой студентов. Например: «Молодая семья» (здесь представлены тесты и анкеты и результаты и планы как с ними работать и.т.д.)
    Для определения совместных действий с кураторами групп были проведены различные тесты, тренинги, другие мероприятия которые были направлены на оказание помощи студентам в адаптации к учебе.
    Большое значение в процессе адаптации к жизни в общежитии, в учебном процессе имеют увлечения, хобби и т.п.
    Роль психологического сопровождения в адаптации студентов нового набора (на примере набора 2008-2009 учебного года)

    Как вы видите, что на первое место у наших студентов занимают увлечения и интересы в области искусства (32%)
    на втором - интересы к спорту и техническому творчеству (23%). Примерно одинаково относятся к чтению и рукоделию (около10%).
    В своей работе большое внимание придаю проведению индивидуальных бесед и персональных консультаций.
    Каждый четверг - это, так называемый, «День доверия» во время которого студенты обращаются ко мне со всеми проблемами: их волнуют проблемы со своим парнем или девушкой, проблемы - по своему внешнему виду, ставят вопросы о непонимании с родителями, обсуждают конфликты, возникшие во взаимоотношениях между собой и.т.д. В итоге, за первое полугодие с подобными проблемами обратились ко мне 100 человек.
    Существуют у многих студентов проблемы в семье, во взаимоотношениях со старшими: родителями, дедушками, бабушками, старшими братьями и сестрами.
    Анализ отношений внутри семьи дал следующие результаты, показанные на диаграмме. Лишь у половины опрошенных студентов в семье ровные, дружеские отношения. В остальных семьях отношения напряженные.
    Роль психологического сопровождения в адаптации студентов нового набора (на примере набора 2008-2009 учебного года)

    Выяснено, что многие проблемы студентов возникли еще в процессе формирования молодых людей в домашней среде. В следующем исследовании приняли участие 200 студентов (1-3 курсы), что составило 86 % от общего числа обучающихся в колледже. Оно было направлено на выявление проблем, связанных с употреблением психоактивных веществ.


    На основании полученных результатов можно рекомендовать педагогическому коллективу и родителям объединить усилия по формированию и развитию социально-адаптированной личности.
    С целью скорейшего формирования студенческих групп, как сплоченных коллективов, были проведены тренинги в четырех группах, где участвовали 72 студента. Результаты тренинга показали следующее:
    ? на первых месте - больше узнали о своих одногруппниках (31 человек или 43%);
    ? на втором месте - внимательно слушать друг друга 21 человек или 29%;
    ? на третьем месте - ценить внимание других 20 человек или 28%.
    Адаптация - фундамент образовательной, духовной, материальной стабильности личности:
    1. Основной целью создания педагогических условий адаптации, является признание самооценки личности каждого человека, его права на развитие и проявление индивидуальности.
    2. Если мы хотим помочь студенту влиться в новый учебный коллектив, то эта помощь должна осуществляться всеми подразделениями вуза на основе их взаимодействия.
    3. Выявление трудностей, вступающих перед студентами на первом курсе в вузовской системе обучения, и определение путей их преодоления позволит повысить академическую активность студентов, успеваемость и качество знаний.
    4. Решение этой проблемы позволит сохранить контингент студентов и поможет межличностному общению.
    Ниже мною представлены некоторые фотографии с групповых тренингов, индивидуальных занятий, которые могут проиллюстрировать работу психолого-медицинской службы нашего колледжа.