что нам нужно?
Курмангулова Асия Фахразиевна
преподаватель немецкого языка,
председатель предметно-цикловой комиссии
ОГСЭД ГОУ СПО
Уфимский колледж библиотечного дела и массовых коммуникаций,
Отличник образования Республики Башкортостан
Главное в воспитательной работе куратора – это создание соответствующего микроклимата только что организованного коллектива: доброжелательного стиля отношений, творческой атмосферы – всего того, что способствует
? развитию личности, как каждого студента, так и коллектива в целом;
? формированию активной жизненной позиции;
? поликультурному толерантному обогащению студентов;
? признанию личности как абсолютной ценности.
Это важно в момент вступления студентов на порог взрослой и самостоятельной жизни, предъявляющей к ним достаточно жесткие требования. Именно поэтому основным условием нормального функционирования вновь набранной группы, условием ее выживания, сохранения ее контингента считаю воспитание на основе толерантности.
Организация обучения и воспитания подрастающего поколения в духе толерантности – одна из важнейших задач современного образования. Обучение толерантного поведения должно быть основано на борьбе с нетерпимостью, с нарушением прав человека. Воспитание толерантного поведения, то есть терпимого отношения друг к другу в разношерстном, только что собранном, совсем еще незнакомом социуме – одна из острейших задач социологической адаптации студентов. Это относится как к совместному пребыванию студентов в рамках группы во время учебных занятий или внеклассных мероприятий, так и к проживанию в общежитии: ведь происходит объединение людей разных национальностей, разных мировоззрений, разных традиций, культур, разного уровня воспитания. В связи с этим для достижения основной цели воспитательной работы первого года обучения – сплочения студентов в коллектив – задачами ставлю:
? выявление специфики условий для формирования социальной среды коллектива и микроклимата в ней (психологической и социальной адаптации первокурсника);
? выявление условий толерантных взаимоотношений педагогов и учащихся;
? формирование атмосферы сотрудничества в режимах: куратор – студент; студент – куратор; куратор – семья; студент – студент;
? воспитание в духе толерантности.
Для выработки терпимого, толерантного отношения студентов друг к другу, к преподавателям, к колледжу в целом я прибегаю в своей воспитательной работе к такой технологии как диалог. Вообще в воспитательной работе я придерживаюсь принципа трех «Д» -доверие + доброжелательность + диалог. В данном случае технология диалога предполагает не вопросно-ответное действие, а активное взаимодействие студентов, «взаимопроникновение совпадающих или несовпадающих позиций, способствующее порождению и развитию общей мысли. С дидактической точки зрения диалог – это коллективный поиск истины в диалектическом процессе столкновения и взаимообогащения различных позиций. С точки зрения психологической диалог – это конструктивное взаимодействие между людьми в процессе совместной деятельности». В своей практике кураторства я активно (широко) использовала эту технологию при проведении ряда тематических классных часов, посвященных толерантности:
? «Азбука толерантности»
? «Толерантность – дорога к миру»
? «Нетерпимость – причина конфликта»
? «Толерантность – веление времени» и т.д.
Обучение взаимодействию наиболее эффективно, если наряду с индивидуальной использовать групповую форму организации деятельности. На классных часах, посвященных теме толерантности, часто прибегаю в связи с этим к методу проектной работы, которая как раз и способствует обучению взаимодействия. Кроме того, одним из эффективных методов в обучении взаимодействию является проведение различных тренингов, психологических упражнений. Так, например, я часто провожу в группах такое упражнение, как «Паутина предрассудков». Тренинг-упражнение легко и доступно в любой аудитории. Для проведения его необходимы два человека и клубок бечевки.
К работе по теме толерантности меня натолкнула ситуация, которая очень явственно свидетельствовала о том, что некоторые студенты нетерпимы к своим сокурсникам: то их не устраивает общение отдельных ребят на родном языке; то они насмехаются над их манерой одеваться; то их просто раздражает неумение сельских ребят разбираться в особенностях городского быта (основной контингент студентов из сельских районов) и т.д. С еще более явным проявлением нетерпимости пришлось мне в своей практике столкнуться при формировании уже другой группы. Тут уже группе пришлось выдерживать испытание: студентка Г. вела себя очень странно, ее раздражали все окружающие, она проявляла по отношению к однокурсницам сильную агрессию, что, в свою очередь вызывало неприятие ее группой. Пришлось срочно проводить классные часы по толерантности, вести с девочками продолжительные беседы для того, чтобы выработать правильные взаимоотношения группы и студентки. Группе надо отдать должное: девочки с пониманием отнеслись к создавшейся ситуации, старались не раздражать Г.и бурно не реагировать на ее выходки. Результат не заставил себя ждать – во втором семестре Г. уже адаптировалась и вела себя более спокойно.
Технологию диалога, т.е. активного взаимодействия студентов, я использовала и при снятии языкового барьера - такой немаловажной проблемы адаптации студентов-первогодков, выпускников национальных школ. Так, например, методом взаимодействия была проведена работа по снятию языкового барьера у студентки З. Р. в группе Б-21. Девочка очень тяжело втягивалась в учебный процесс из-за непонимания материала, излагаемого на русском языке, так как она владела им на недостаточном для ее восприятия уровне. К тому же она выросла на хуторе, где, по сути дела, не было возможности общаться со сверстниками. В целях оказания помощи Р. предложила группе продумать возможные формы помощи, взять ее на языковой буксир. После бурного обсуждения решили ежедневно проверять ее подготовку по предметам, распределив между собой дисциплины для контроля. Каждый день они по 10-15 минут заставляли ее проговаривать материал на русском языке по своему контролируемому предмету. На начальном этапе это было чисто механическое заучивание, а впоследствии уже более осознанное запоминание. Главным результатом стало то, что Р. блестяще сдала государственные экзамены, а ведь была на грани ухода из учебного заведения! Сейчас она – студентка БГУ! Если бы группа не отозвалась на мою просьбу организовать «скорую помощь» Р., не определила такую форму совместной работы, вряд ли бы мы смогли ее удержать в колледже.
На начальной стадии работы по теме толерантности я часто прибегаю к демонстрации фрагмента замечательной анимации нашего великолепного режиссера-мультипликатора Гарри Бардина «Адажио». Этот мультфильм располагает на размышления о нелегких взаимоотношениях общества и человека, непохожего на всех остальных, о неприятии обществом людей, отличающихся чем-либо от основного контингента. Он побуждает к поискам путей выхода из сложившейся конфликтной ситуации, к нахождению компромиссов, способствуя, таким образом, снятию появившихся адаптационных проблем.
Одним словом, считаю, что толерантность является немаловажным фактором в социальной адаптации студентов колледжа на новом витке их жизни, в новых для них социальных условиях. А работа по привитию толерантных отношений способствует щадящей адаптации студентов нового набора.
• Профессиональное образование России и стран СНГ
• Поиск работы
• Поиск работы в Иркутске и области
Авторские права статей защищены в соотвествии с Законом РФ об авторском праве.